Что лучше самолет или танк

Авиация против танков (часть 15)

Что лучше самолет или танк

Во второй половине 60-х началось качественное усиление советской танковой мощи. К тому моменту СССР уже превосходил по количеству танков в Европе все страны НАТО. Этот отрыв стал ещё более заметен, когда в танковые дивизии, дислоцирование в ЗГВ, начали поступать Т-62 со 115-мм гладкоствольным орудием. Ещё большую обеспокоенность у НАТОвских генералов вызвала информация о принятии на вооружении в СССР танков нового поколения Т-64 с многослойной лобовой бронёй и первых в мире гусеничных БМП-1, способных действовать в одних боевых порядках с танками. Одновременно с Т-62 в подразделения ПВО Сухопутных войск полкового звена поступили первые самоходные ЗСУ-23-4 «Шилка». В том же 1965 году в подразделениях противовоздушной обороны армейско-фронтового подчинения мобильные ЗРК «Круг» начали вытеснять ЗРК средней дальности СА-75. Противовоздушную оборону танковых и мотострелковых дивизий Советской Армии должен был обеспечивать ЗРК средней дальности «Куб», принятый на вооружение в 1967 году. Основные элементы «Круга» и «Куба» размещались на гусеничном шасси. В 1968 году на вооружение был принят мобильный ЗРК малой дальности «Стрела-1», которые использовались совместно с ЗСУ-23-4. В 1971 году начались поставки ЗРК «Оса» на плавающем транспортёре. Таким образом, советские танковые и мотострелковые дивизии первого эшелона, одновременно с перевооружением на новые танки и боевые машины пехоты, получили противовоздушный зонтик, состоящий из мобильных ЗСУ и ЗРК, способных сопровождать войска на марше и обеспечивать ПВО над полем боя, находясь во втором эшелоне.

В связи с необходимостью противодействия советским танкам, в США и ведущих странах НАТО велись активные разработки противотанковых средств, и особую роль в этом должна была сыграть авиация. К концу 60-х стало ясно, что эффективными истребителями танков могут стать боевые вертолёты, вооруженные управляемыми противотанковыми ракетами, но об этом мы поговорим в следующей части обзора.

Что лучше самолет или танк

По сравнению с конкурентом YA-10А, штурмовик YA-9А имел лучшую маневренность и максимальную скорость полёта. Уровень защищённости двух машин был примерно одинаковым. Однако в январе 1973 года победу в конкурсе присудили YA-10А. По мнению генералов ВВС США, эта машина, как имеющая лучшую топливную эффективность и более технологичная и простая в обслуживании, больше подходила для принятия на вооружение. Но максимальная скорость YA-10А была заметно ниже, чем у YA-9А. На серийных А-10А скорость у земли ограниченна значением 706 км/ч. При этом крейсерская скорость составляет 560 км/ч. Фактически скоростные характеристики реактивного штурмовика, принятого на вооружение в начале 70-х, не отличались от поршневых истребителей-бомбардировщиков, использовавшихся на завершающем этапе Второй мировой войны.

Что лучше самолет или танк

В ряде авиационных изданий говорится, что штурмовик А-10А был построен вокруг семиствольной пушки с вращающимся блоком стволов. Пушка и её системы заняли половину фюзеляжа самолёта. Так как GAU-8/А установлена в центре фюзеляжа, носовую стойку шасси пришлось сместить немного вбок. Считается, что 30-мм пушка GAU-8/A Avenger (англ. Мститель) от компании General Electric стала самой мощной американской послевоенной авиационной артиллерийской системой. Авиационная 30-мм семиствольная артиллерийская система является не только очень мощной, но и технически весьма продвинутой. О совершенстве GAU-8/A можно судить по соотношению массы боекомплекта к массе всей пушечной установки. Для артустановки штурмовика А-10А это значение составляет 32%. Отчасти вес боекомплекта удалось снизить благодаря использованию алюминиевых гильз вместо стальных или латунных.

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Для поражения бронированных целей используются снаряды PGU-14/B с сердечником из обеднённого урана. Также в боекомплект входят осколочные снаряды PGU-13/B массой 360 г. Обычно в боекомплекте пушки на один осколочный приходится четыре бронебойных, что отражает противотанковую направленность штурмовика.

Что лучше самолет или танк

Отдельно хочется остановиться на снарядах с сердечником из U-238. Среди обывателей распространено мнение о высокой радиоактивности этого изотопа, что абсолютно не соответствует действительности. Радиоактивность U-238 примерно в 28 раз меньше, чем у оружейного U-235. С учётом того, что U-238 обладает не только высокой плотностью, но ещё и пирофорен и обладает высоким зажигательным эффектом при пробитии брони – это делает его очень подходящим материалом для изготовления сердечников бронебойных снарядов.

Что лучше самолет или танк

Но, несмотря на низкую радиоактивность, бронетехника, расстрелянная на полигонах снарядами с урановыми сердечниками, подлежит специальной утилизации или хранению на охраняемых площадках. Это связано с тем, что урановая пыль, образовавшаяся при взаимодействии сердечника с бронёй, весьма токсична. Кроме того, сам U-238 хоть и слабо, но всё же радиоактивен. Причём излучает он «альфа-частицами». Альфа-излучение задерживается обычной хлопчатобумажной тканью, но частицы пыли крайне опасны в случае попадания внутрь организма – при вдыхании зараженного воздуха, или вместе с пищей или водой. В связи с этим, в ряде американских штатов запрещено использование на полигонах снарядов с урановыми сердечниками.

Поступление серийных штурмовиков в строевые эскадрильи началось в марте1976 года. Серийный A-10A получил официальное название Thunderbolt II в честь известного истребителя-бомбардировщика Второй мировой войны P-47 Thunderbolt. Неофициально самолёт известен в ВВС США как Warthog (англ. Бородавочник – африканский вид дикой свиньи). Первая эскадрилья A-10А достигла боеготовности в октябре 1977 года.

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Помимо высокой защищённости «Тандерборт» II имеет очень значительный ударный потенциал. Самолёт с максимальным взлётным весом 23 000 кг на одиннадцати узлах подвески вооружения может нести нагрузку массой 7260 кг.

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Во время процесса боевого применения ракеты самолёт весьма ограничен в манёвре. Летчик, следя за целью визуально, пилотирует самолет с таким расчетом, чтобы ее изображение появилось на экране, при этом, как правило, самолёт вводится в пологое пикирование с относительно небольшой скоростью. После обнаружения цели на экране, джойстиком сканирования ГСН пилот накладывает на изображение цели электронную марку прицела и нажимает кнопку «Сопровождение». В результате ГСН переводится в режим автосопровождения цели. После достижения разрешенной дальности производится пуск ракеты и вывод самолета из пикирования. Точность наведения ракеты составляет 2-2,5 м, но только при хороших условиях видимости.

В настоящее время «Мейверики» модификаций А, В и D сняты с вооружения в связи с невысокой эффективностью. Их заменили улучшенными ракетами AGM-65Е/F/G/Н/J/К. УР AGM-65Е оснащена приёмником лазерного излучения, точность наведения данной ракеты высока, но она нуждается во внешней подсветке. Её масса увеличена до 293 кг, а вес проникающей БЧ составляет 136 кг. Ракета AGM-65Е главным образом предназначена для уничтожения различных укреплений и инженерных сооружений. Такую же боеголовку несут модификации AGM-65F и G с усовершенствованной ИК ГСН. Но они главным образом используются в авиации ВМС для борьбы с надводными целями. Модели AGM-65H, J и К оснащены оптоэлектронными системами наведения на основе ПЗС-матрицы. Их стартовый вес колеблется от 210 до 360 кг, а масса БЧ от 57 до 136 кг.

Что лучше самолет или танк

В целом «Мэйверик» зарекомендовал себя достаточно эффективным средством борьбы с бронетехникой. Согласно американским данным, только в начальный период операции «Буря в пустыне» этими ракетами, запущенными со штурмовиков А-10, было поражено около 70 единиц иракской бронетехники. Впрочем, случались и накладки, так во время сражения за Рас-эль-Хафджи пуском УР AGM-65Е с подсветкой от внешнего источника целеуказания был уничтожен бронетранспортёр КМП США LAV-25, принятый за иракский БТР-60. В результате ракетной атаки погибло семь морских пехотинцев.

Что лучше самолет или танк

Так как состав БРЭО на первых серийных А-10А был достаточно простым, возможности по нанесению авиаударов в тёмное время суток и в плохих метеоусловиях были ограниченными. Первым шагом стало дооснащение штурмовиков навигационной инерциальной системой ASN-141 и радиовысотомером APN-19. В связи с непрекращающимся совершенствованием советской ПВО устаревшая аппаратура предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-46 в процессе модернизации штурмовиков была заменена станциями радиотехнической разведки AN/ALR-64 или AN/ALR-69.

В конце 70-х компания Fairchild Republic в инициативном порядке предприняла попытку создания всесуточного и всепогодного варианта A-10N/AW (англ. Night/Adverse Weather – Ночная/неблагоприятная погода). На самолёте установили БРЛС Westinghouse WX-50 и тепловизионную систему обзора AN/AAR-42, совмещенную с лазерным дальномером-целеуказателем в подфюзеляжном контейнере. Для обслуживания аппаратуры обнаружения и вооружения в состав экипажа вводился штурман-оператор. Помимо поиска целей и применение вооружения в ночное время, аппаратура могла осуществлять картографирование и давала возможность полета в режиме огибания рельефа местности на предельно малой высоте. Однако командование ВВС, считавшее А-10 «хромой уткой», предпочло тратить деньги налогоплательщиков на расширение ударных возможностей сверхзвуковых F-15 и F-16. В середине 80-х на «Тандерболт» II пытались установить оптоэлектронную навигационно-прицельную контейнерную систему LANTIRN. Однако по финансовым соображениям от оснащения одноместного штурмовика сложной и дорогостоящей системой отказались.

Уже во второй половине 80-х среди высокопоставленных военных и в конгрессе США начали раздаваться голоса о необходимости отказа от медлительных штурмовиков на том основании, что непрерывно совершенствующаяся система ПВО стран Восточного блока даёт мало шансов на выживание «Бородавочнику» даже с учётом его бронезащиты. Репутацию А-10 во многом спасла операция против Ирака, начавшаяся в январе 1991 года. В специфических условиях пустыни, при подавленной централизованной системе ПВО, штурмовики проявили себя хорошо. Они не только уничтожали иракскую бронетехнику и наносили бомбовые удары по узлам обороны, но и охотились за пусковыми установками ОТР Р-17.

«Тандерболты» действовали достаточно результативно, хотя иные реляции американских лётчиков можно сравнить с «достижениями» Ганса-Ульриха Руделя. Так, пилоты пары А-10 заявили, что во время одного боевого вылета они уничтожили 23 танка противника и повредили 10. Всего же по американским данным «Тандерболты» уничтожили более 1000 иракских танков, 2000 других единиц военной техники и 1200 артиллерийских орудий. Скорее всего, эти данные завышены в несколько раз, но, тем не менее, А-10 стал одним из наиболее эффективных боевых самолётов, использовавшихся в этом вооруженном конфликте.

Что лучше самолет или танк

Всего в операции приняли участие 144 «Тандерболта», которые выполнили более 8000 боевых вылетов. При этом 7 штурмовиков было сбито и ещё 15 получили серьёзные повреждения.

В 1999 году американские «Бородавочники» охотились за сербской бронетехникой над Косово, в ходе военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии. Хотя американцы заявили о многих десятках уничтоженных сербских танков, в реальности успехи штурмовиков на Балканах были скромными. В ходе боевого вылета на одном из «Тандерболтов» был отстрелен двигатель, но самолёт сумел благополучно вернуться на свой аэродром.

Что лучше самолет или танк

В марте 2003 года США в очередной раз вторглись в Ирак. В операции «Свобода Ираку» приняли участие в общей сложности 60 штурмовиков. В этот раз тоже не обошлось без потерь: 7 апреля неподалёку от Багдадского международного аэропорта был сбит один A-10. Другой самолёт вернулся с многочисленными пробоинами в крыле и фюзеляже, с повреждённым двигателем и отказавшей гидросистемой.

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Спутниковый снимок Google Earth: штурмовики А-10С на авиационной стоянке авиабазы Дэвис-Монтан

Что лучше самолет или танк

В ходе модернизации штурмовик получил новую мультиплексную цифровую шину обмена данными, обеспечивающую связь между бортовым компьютером и вооружением, благодаря чему появилась возможность применения современных подвесных контейнеров разведки и целеуказания типа Litening II и Sniper XR. Для подавления наземных радаров на А-10С может быть подвешена стация постановки активных помех AN/ALQ-131 Block II.

Что лучше самолет или танк

Современное прицельно-навигационное оборудование и системы связи существенно повысили ударные возможности модернизированных штурмовиков, что было подтверждено в Афганистане и Ираке. Пилоты А-10C получили возможность быстрей находить и идентифицировать цели и наносить удары с большей точностью. Благодаря этому возможности «Тандерболта» существенно расширились в части использования его в качестве самолёта непосредственной авиационной поддержки и при проведении поисково-спасательных операций.

По данным Military Balance, 2016 в прошлом году в ВВС США имелось 281 A-10C. Всего же с 1975 по 1984 год было построено 715 штурмовиков. К штурмовику А-10 проявляли интерес военные государств-союзников США, особенно актуальным этот самолёт был для стран НАТО в годы «холодной войны». Но в случае приобретения узкоспециализированного противотанкового штурмовика из-за бюджетных ограничений пришлось бы жертвовать истребителями и сокращать собственные программы создания перспективных боевых самолётов. В 80-90-е годы власти США обсуждали вопрос продажи бывших в употреблении штурмовиков нефтяным ближневосточным монархиям. Но против этого резко выступил Израиль, и конгресс сделку не одобрил.

Что лучше самолет или танк

Спутниковый снимок Google Earth: штурмовики А-7 и А-10, находящиеся на хранении на авиабазе Дэвис-Монтан. Заметна значительная разница в размерах между «Корсаром» II и «Тандерболтом» II

Частично отсутствие новых комплектов для ремонта можно временно покрыть за счёт разбора штурмовиков, находящихся на хранении в Дэвис-Монтан, однако такая мера не поможет поддерживать боеготовность А-10С в долгосрочной перспективе, тем более, что число законсервированных в Дэвис-Монтан А-10 с которых можно снять необходимые детали не превышает трёх десятков.

Что лучше самолет или танк

В 80-е годы помимо штурмовиков А-10 в США в качестве основных противотанковых самолётов рассматривались лёгкие истребители F-16A Block 15 и Block 25. В состав вооружения данных модификаций помимо противотанковых кассет вошли управляемые ракеты AGM-65 Mavericк.

Что лучше самолет или танк

Однако столкнувшись с дороговизной тяжелых «Мейвериков», американские ВВС предпочли бороться с вражеской бронетехникой с помощью более доступных средств. В ходе «Войны в заливе» одним из наиболее эффективных видов вооружения, сковывающих действия иракской бронетехники, стали 1000-фунтовые и 500-фунтовые кассеты CBU-89 и CBU-78 Gator с противотанковыми и противопехотными минами. Бомбовая кассета CBU-89 содержит 72 противоднищевые мины с магнитным взрывателем BLU-91/B и 22 противопехотные мины BLU-92/В, а CBU-78 45 противотанковых и 15 противопехотных мин. Минные постановки возможны при скорости полёта носителя до 1300 км/ч. С помощью 6 кассет CBU-89 можно поставить минное поле длиной 650 м и шириной 220 м. Только в 1991 году американская авиация сбросила в Ираке 1105 CBU-89.

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Дальнейшим развитием кассетной противотанковой бомбы CBU-97 стала CBU-105. Она практически полностью аналогична CBU-97, за исключением наличия у суббоеприпасов системы корректировки полета.

Что лучше самолет или танк

Источник

Авиация против танков (часть 1)

Что лучше самолет или танк

В середине 30-х годов военные теоретики в разных странах стали рассматривать танки, действующие совместно с моторизированной пехотой, как главное ударное средство в будущей войне. Одновременно вполне логичным представлялось создание новых противотанковых средств. Хорошо защищённые от зенитного огня и оснащённые специальным противотанковым вооружением, бронированные самолёты-штурмовики могли стать эффективным средством борьбы с танками на поле боя и при ликвидации прорывов танковых клиньев.

Как известно, первые штурмовики с элементами бронезащиты появились в конце Первой мировой войны. Первоначально штурмовая авиация предназначалась главным образом для нападения на пехотные и кавалерийские части на марше, уничтожения вражеских транспортных колонн и артиллерийских позиций. Проектирование специализированных штурмовиков продолжалось в 20-30 годы, хотя претендовать на роль эффективного противотанкового средства медлительные и слабо вооруженные аэропланы конечно не могли.

В Советском Союзе проектирование бронированного штурмовика Б-1 на базе одномоторного самолёта разведчика Р-1 началось в 1926 году. Р-1 представлял собой копию британского de Havilland DH.9.

Что лучше самолет или танк

Самолёт серийно строился в СССР с 1923 года. Двухместный Р-1 с двигателем М-5 мощностью 400 л. с. имел полетный вес 2200 кг и максимальную скорость 194 км/ч. Однако попытка создания первого бронированного штурмовика потерпела неудачу. Реальные возможности советской авиационной промышленности тогда явно не соответствовали заданным тактико-техническим требованиям. Справедливости ради стоит сказать, что и в других странах авиаконструкторам не удалось создать защищённый бронёй штурмовик с приемлемыми летными характеристиками. После ряда неудачных попыток внимание иностранных конструкторов за рубежом было в основном сконцентрировано на создании пикирующих бомбардировщиков. Кроме того, в роли штурмовиков предполагалось использовать двухмоторные тяжелые истребители.

Напротив, в СССР от идеи создания бронированного штурмовика не отказались, и в 20-30-е годы появился ряд проектов одномоторных и двухмоторных машин. Но все эти самолёты обладали общими недостатками. Так как бронезащита не была интегрирована в силовую схему конструкции, она оказывалась «мёртвым» грузом и перетяжеляла штурмовик. Обзор вперёд-вниз, как правило, был неудовлетворительным, мощности двигателей не хватало для достижения высокой скорости. Стрелковое вооружение винтовочного калибра не представляло угрозы для танков и бронемашин, а бомбовая нагрузка была минимальной.

Что лучше самолет или танк

В дальнейшем эта программа реализовывалась под шифром «Иванов». В деле создания массового однодвигательного ударного боевого самолёта, предназначенного для действия в ближней прифронтовой полосе противника, приняли участие практически все советские авиационные КБ. Военные рекомендовали строить ближний бомбардировщик с двигателем воздушного охлаждения, как имеющего большую живучесть в бою, по сравнению с мотором водяного охлаждения. Среди возможных вариантов предлагались моторы: М-25, М-85 и М-62.

В качестве ближнего бомбардировщика в 1939 году был принят самолёт ББ-1(Су-2). Он мог использоваться как штурмовик и разведчик. Двухместный Су-2 с двигателем М-82 мощностью 1330 л. с. показал на испытаниях максимальную скорость 486 км/ч.

Что лучше самолет или танк

Одновременно с созданием «войскового самолёта» велись работы по модификации серийных истребителей в легкие штурмовики. Ряд специалистов ВВС РККА считал, что они способны заменить специализированные штурмовики при правильной тактике применения. В случае атаки наземных целей с пикирования или на большой скорости с горизонтального полета на малой высоте большая угловая скорость самолета резко уменьшает вероятность его поражения наземными зенитными средствами ПВО, и бронирование такого штурмовика может быть незначительным. Особое внимание уделялось нанесению ударов с пикирования, при этом можно было обеспечить высокую точность бомбометания по малоразмерным целям и, следовательно, более высокую вероятность поражения целей, чем при бомбометании с горизонтального полета. Это давало возможность повысить эффективность непосредственной авиационной поддержки войск при прорыве укрепленной полосы обороны противника.

По всей видимости, первым советским истребителем, модифицированным в штурмовик, стал двухместный истребитель сопровождения ДИ-6. Этот малоизвестный и забытый самолёт имел ряд новшеств. Так, на нём впервые в СССР для сварки элементов конструкции использовался водород. Кроме того, именно ДИ-6 стал первым серийным бипланом, на котором применили убирающееся шасси. Стрелковое вооружение состояло из двух синхронных пулеметов ШКАС и одного для стрельбы назад. Максимальная скорость 372 км/ч.

Что лучше самолет или танк

В ноябре 1935 года начались работы по штурмовой модификации ДИ-6Ш с двигателем М-25. От истребителя штурмовик отличался бронированной спинкой и чашкой сиденья пилота. Для стрельбы вперёд предназначались два пулемёта ПВ-1 (авиационный вариант пулемёта Максим), ещё четыре ПВ-1 устанавливались под нижним крылом в специальных обтекателях под углом 3° к продольной оси самолета. Эти пулемёты предназначались для обстрела наземных целей с полого пикирования и в горизонтальном полёте. Для обороны от атак истребителей противника со стороны задней полусферы имелся ШКАС, обслуживаемый штурманом. Бомбовая нагрузка – 80 кг. Самолёт с взлётным весом 2115 кг на высоте 4000 м продемонстрировал максимальную скорость 358 км/ч.

Несмотря на что, что ДИ-6Ш обладал рядом недостатков и в неполной мере удовлетворял требованиям ВВС, его приняли на вооружение, и строили малой серией с конца 1936 года. В штурмовой вариант была переоборудована часть строевых истребителей ДИ-6. Согласно архивным данным в войска было отправлено более 200 истребителей, в штурмовом варианте – 61 самолёт. ДИ-6Ш использовался главным образом в качестве учебно-боевого самолёта для отработки методик и навыков нанесения бомбово-штурмовых ударов. Информации об участии этих машин в войне найти не удалось.

Незадолго до начала войны все истребители И-15бис и значительная часть И-153 были переданы на вооружение штурмовых авиачастей. В штурмовом варианте И-15бис нёс до 150 кг бомб: 4×32 кг или 4×25 кг или, 2×25 кг и 2×50 кг, или 4–8 РС-82. Стрелковое вооружение 4 ПВ-1 винтовочного калибра. Максимальная скорость И-15бис составляла 379 км/ч на высоте 3500 м.

Что лучше самолет или танк

Такую же бомбовую нагрузку нёс И-153, но его пулемётное вооружение состояло из четырёх скорострельных синхронных ШКАС. На модификации И-153П с двигателем М-62 устанавливались две 20-мм пушки ШВАК. Так как аэродинамика И-153 ввиду убирающего шасси была существенно лучше, скорость самолёта с двигателем М-62 мощностью 1000 л.с. достигала 425 км/ч.

Что лучше самолет или танк

И-15бис и И-153 могли эффективно действовать против не укрытой пехоты, кавалерии и транспортных колонн. В то же время самолеты обладали невысокими противотанковыми возможностями и эффективностью при нанесении ударов по защищенным в инженерном отношении целям (ДОТ, ДЗОТ, блиндажи). Калибр авиабомб и вес бомбовой нагрузки не обеспечивали достаточно высокой вероятности поражения таких целей. Наиболее действенным средством поражения бронетехники являлись реактивные снаряды РС-82, но они обладали большим рассеиванием и могли пробить относительно тонкую броню только при прямом попадании. К тому же фанерные бипланы были очень уязвимы даже для огня зенитных пулемётов винтовочного калибра, не говоря уже о 20-37-мм МЗА. Для снижения потерь от зенитного огня пилоты «фанерных штурмовиков» атаковали цели на малой высоте и с одного захода, сбрасывая бомбы или пуская НАР залпом. Зачастую ведомые вообще не видели атакуемых цели, действуя по командам ведущих. Естественно, что результативность таких ударов оказывалась не высокой. Боевые действия выявили низкую эффективность штурмовых вариантов истребителей против бронетехники и долговременных оборонительных сооружений.

Надо сказать, что командование ВВС РККА загодя понимало минусы использования небронированных и слабо вооруженных истребителей в роли штурмовиков. Все типы боевых самолетов, используемые в конце 30-х в роли штурмовиков и проектируемые по программе «Иванов», имели большую уязвимость при обстреле с земли. Ни одна жизненно важная часть этих самолетов: кабина экипажа, двигатель, масло и бензосистемы не были защищены бронёй. Что в значительной степени снижало боевые возможности штурмовой авиации. Другими словами, нашей штурмовой авиации требовался «летающий танк» и в конце 30-х продолжалось проектирование специализированных высокозащищённых самолётов поля боя с мощным вооружением.

Наибольший успех в деле создания бронированного штурмовика сопутствовал ОКБ, руководимому С.В. Ильюшиным. Согласно первоначальному проекту, появившемуся в начале 1938 года, самолет, получивший рабочее обозначение БШ-2, имел бронезащиту жизненно важных узлов и агрегатов толщиной 5 мм. Экипаж самолёта состоял из лётчика и стрелка, оборонявшего заднюю полусферу. Расчётная максимальную скорость у земли 385–400 км/ч. Вес бомбовой нагрузки 250-300 кг.

В дальнейшем лётные данные, бронезащита и вооружение штурмовика подверглись корректировке. Главной особенностью новой машины являлся обтекаемый бронекорпус из авиационной броневой стали АБ-1, который изготовлялся методом штамповки. Бронекорпус, включённый в силовую схему планера самолета, защищал экипаж, мотор, бензобаки, маслобак, водяной и масляный радиаторы. Частично бронёй был прикрыт бомбоотсек. Для снижения общей массы брони без уменьшения её защитных характеристик, толщина штампованных броневых листов была выполнена неравномерной — от 4 до 7 мм. Проектировщики исходили из анализа углов встречи осколков и пуль с бронекорпусом. На самолете был установлен двигатель водяного охлаждения АМ-35 с номинальной мощностью у земли — 1130 л. с. Первоначально наступательное вооружение состояло из четырёх 7,62 мм пулемётов ШКАС. Хвост защищал ещё один ШКАС на турели. Нормальная бомбовая нагрузка – 400 кг.

Первый полёт БШ-2 состоялся 2 октября 1939 года. Но после прохождения испытаний самолёт не удовлетворил военных. Его лётные данные были значительно хуже предусмотренных заданием. Стрелковое вооружение для штурмовика было откровенно слабым, а передняя часть кабины пилота не прикрывалась прозрачной бронёй. К тому же представители ВВС предъявляли к самолёту абсолютно противоречивые требования, не определившись окончательно, нужен им штурмовик или ближний бомбардировщик.

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Невзирая на ряд недостатков и не доведенный мотор, штурмовик 15 февраля 1941 года запустили в серийное производство под обозначением Ил-2. Одновременно с началом серийной сборки велись работы по устранению недостатков и совершенствованию самолёта.

Государственные испытания Ил-2 серийной постройки, начавшиеся 5 июня 1941 года, показали, что скорость у земли и на высоте 2500 м при полетном весе 5335 кг и взлетной мощности мотора 1665 л. с. серийной машины стала выше — 423 км/ч и 451 км/ч. А взлётно-посадочные характеристики улучшились. Это произошло благодаря доработке двигателя АМ-38 и увеличению его взлетной мощности.

Несмотря на то, что бронированными штурмовиками занимались многие авиаконструкторы, Ил-2 стал единственным боевым самолётом такого назначения, доведённым до серийного производства к началу войны. Даже с учётом того, что штурмовик был ещё недостаточно хорошо освоен лётным и техническим составом и имел ряд «детских болячек», с самого начала он хорошо зарекомендовал себя в боевых действиях. Наиболее эффективно Ил-2 работал по мотомеханизированным колоннам, не укрывшейся пехоте и артиллерийским позициям. Вполне результативно бронированные штурмовики обрабатывали передний край противника с деревоземляными укреплениями.

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Что лучше самолет или танк

Совсем другая картина получалась при атаке отдельных танков на местности. Добиться попадания нескольких снарядов в одиночный танк с бреющего полёта или полого пикирования могли только лётчики, обладающие достаточно высокой квалификацией. По мнению опытных пилотов, наиболее эффективная стрельба с самолета Ил-2 по танкам, с точки зрения точности ведения огня, ориентировки на местности, маневрирования, времени нахождения на боевом курсе, являлась стрельба с планирования под углом 25-30° при высоте ввода в планирование 500-700 м, и скорости ввода 240-220 км/ч (высота вывода – 200-150 м). Так как скорость Ил-2 при этих таком угле планирования увеличивалась незначительно – всего на 9-11 м/с, это допускало маневрирование для корректировки точки прицеливания. Полное время атаки в этом случае составляло 6-9 сек, что позволяло летчику сделать 2-3 прицельные короткие очереди. Дальность начала прицеливания по танку составляла 600-800 м, а минимальная дистанция открытия огня – 300-400 м. При этом в танк попадало 2-4 снаряда.

Что лучше самолет или танк

По большому счёту, тупиковым направлением оказались попытки оснастить штурмовик 37-мм пушками. Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпущен вариант Ил-2, вооруженный пушками ШФК-37. 37-мм авиационная пушка ШФК-37 разработана под руководством Б.Г. Шпитального. В боекомплект входили бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ-37) снаряды.

Что лучше самолет или танк

Однако на практике установка ШФК-37 на Ил-2 себя не оправдала. Из-за больших габаритных размеров авиапушек ШФК-37 и их магазинов емкость 40 снарядов, их разместили в громоздких обтекателях с большим поперечным сечением под крылом самолета. Из-за конструктивных особенностей пушку пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла. Это серьёзно усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и после выстрела перемещалась вместе с магазином). Летные данные Ил-2 с авиапушками ШФК-37, по сравнению с серийными штурмовиками, вооруженными 20-23-мм пушками, существенно ухудшились. Снизились максимальная скорость и манёвренность самолёта. Он стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. Летчики отмечали возросшие нагрузки на органы управления при выполнении маневров.

Первый опыт применения 37-мм пушек оказался отрицательным, но это не остановило конструкторов, так как казалось очень заманчивым оснастить штурмовик мощными пушками, способными пробивать броню тяжелых и средних танков. В июле 1943 года начались испытания двухместного Ил-2, вооруженного двумя 37-мм пушками НС-37. Всего в войсковых испытаниях участвовало 96 Ил-2 с НС-37.

Что лучше самолет или танк

По сравнению с ШФК-37 авиапушка НС-37 была гораздо более совершенной, надёжной и скорострельной. Благодаря ленточному питанию удалось уменьшить габариты и вес системы и разместить пушки непосредственно у нижней поверхности крыла. Поверх пушки монтировался относительно небольшой обтекатель, состоящий из двух быстросъемных створок. Лента с 37-мм снарядами укладывалась непосредственно в отсек крыла. Вес одной НС-37 с боекомплектом был немногим более 250 кг.

Однако, как и в случае с ШФК-37, установка пушек НС-37 существенно ухудшила лётные данные и снизила бомбовую нагрузку. Это объяснялось большим разносом масс по размаху крыла, значительным весом пушек боекомплекта и обтекателями, ухудшающими аэродинамику самолета. Продольная остойчивость штурмовиков с НС-37 была существенно хуже, чем у Ил-2, вооруженных 20-23-мм пушками, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы, что ещё и усугублялось сильной отдачей НС-37. Как и в случае с ШФК-37, прицельная стрельба из одной пушки была совершенно невозможна.

Что лучше самолет или танк

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *