Что лучше сега или нинтендо
«Консольные войны»: Sega против Nintendo
В декабре 2015 года на русском языке вышла книга Блейка Дж. Хариса «Консольные войны», повествующая о противостоянии двух гигантов консольной индустрии — Nintendo и Sega. Редакция рубрики «Рынок игр» публикует отрывок одной из глав произведения с разрешения издательства «Белое яблоко».
В Рождество 1992 года Nintendo столкнулась с той же проблемой, с которой сталкиваются многие стеснительные прыщавые подростки: компания попросту не была клёвой. И словно эти никому не интересные подростки, она пыталась сделать что-то клёвое (вроде покупки бейсбольной команды), что всех только раздражало. Главной причиной этой беды была Sega, чья разбитная, колкая рекламная кампания «Добро пожаловать на следующий уровень» клеймила Nintendo страшным пурпурным не (не клевая, немодная, не интересная никому из тех, кому больше десяти лет).
Осознавая распространенность этой рекламы и её идеальную гармонию с современной поп-культурой, сотрудники Nintendo понимали, что массовое восприятие их компании радикально изменилось. Но если кто-то из них всё ещё лелеял надежду на то, что Sega — это просто модное поветрие и временная блажь, то подобные мысли улетучились после презентации от Market Data Corporation (MDC).
— Замедляется рост, — несколько устало, словно в сотый раз повторил представитель MDC. — Конечно, рецессия составляет некоторую часть этого замедления, но наше исследование указывает и на иные факторы.
Чуть ранее в этом году, когда наметилась смена тренда, NOA заказала MDC исследование стремительно изменявшегося ландшафта видеоигровой индустрии. Агентство включило в маркетинговое исследование почти восемьсот семей и тщательно изучило пристрастия геймеров, как сотрудники Goodby, Berlin & Silverstein сделали это чуть ранее.
— Дети, у которых есть консоль Nintendo, по-прежнему играют очень много, — продолжал представитель MDC. — Примерно 2,3 часа в день, но среди тех, кого мы опрашивали, есть те, чье отношение к Nintendo можно определить как «недостаточная вовлечённость». Эта возрастающая апатия также может являться причиной.
— Позвольте мне предположить, — прервал его Питер Мэйн. — Причиной замедления роста?
— Да, — ответил представитель. — И ответ, который мы слышали много раз и который объясняет вышеупомянутое чувство апатии, состоит в том, что игра в нинтендовские консоли. цитирую: «это не круто».
— Эй, у меня есть мысль, — прервал его Билл Уайт. — Может быть, нам в каждую коробку с Super Nintendo класть ещё и пару солнцезащитных очков?
После волны смешков представитель продолжил своё выступление:
— Мы попросили, чтобы каждый из опрошенных оценил все находящиеся сейчас в продаже консоли по разным пунктам. Sega по многим пунктам заняла первое место, включая такие аспекты, как имидж, цена и технологии. Но Nintendo заняла первые места с точки зрения веселья, эмоциональности и выбора игр.
Здесь Аракава кивнул, и не потому, что для него это был луч надежды, но потому, что это было единственное, что имело значение. Геймплей правил всем, а всё остальное было шелухой. Если бы он высказал своё мнение вслух, никто из присутствовавших не возразил бы против такой логики, но они не согласились бы с тем, что так называемая шелуха не имеет никакого значения. Несколько лет назад Питер Мэйн придумал выражение «Главное — игра», и он по-прежнему считал, что именно так оно и есть, но никто не мог отрицать, что шипение Sega изменило правила игры. И главным изменением — по крайней мере, с точки зрения Nintendo — стало то, что Sega превратила это противостояние в войну стиля против содержания.
А если бы Nintendo планировала и дальше использовать Марио, то, может быть, она могла бы немного изменить его внешний вид (в 1990 году компания устроила ему пластическую операцию, чтобы он не выглядел типичным итальянцем; так почему бы теперь не одеть его в рваные джинсы, например)? Многие считали, что Sega загнала Nintendo в угол, но существовал миллион разных способов, которые позволяли компании избежать этой судьбы. Например, она вывела на рынок Mario Paint, новаторскую игру с компьютерной мышкой в комплекте, игру, которая представляла собой высокотехнологическую арт-программу, а не просто тупое семейное раскрашивание картинок по цифрам. Так как доля Nintendo на рынке снижалась, стало легко высказывать подобную критику, но существовала главная причина, по которой Nintendo никак не отвечала на то, в каком свете её выставляла Sega: просто Sega была, в общем-то, права.
Nintendo и вправду была видеоигровым эквивалентом Disney. Не только с милыми персонажами и семейными ценностями, но и с этим волшебным чувством ностальгии, которое могли испытывать даже дети. И точно так же, как Disney с Микки-Маусом, Nintendo с Марио теперь были не клевыми — просто потому, что в общественном сознании укоренилось убеждение, что они в самом деле перестали быть клевыми. Они, как считалось, были веселыми, нестареющими и волшебными, но эти важные достоинства превращались в недостатки, когда дело касалось подростков и взрослых. Если бы Nintendo и дальше оставалась такой, какая есть, то она бы потеряла эту растущую часть рынка, но если она хотела развиваться, то был риск потерять свою идентичность. В результате Nintendo столкнулась с простой дилеммой: одобрение или адаптация.
— Наше исследование ни в коем случае не окончательное, — сказал вестник плохих новостей из Market Data Corporation. — Но оно, как не что иное, указывает на то, что Nintendo нужно реализовать новые стратегии, чтобы сохранить доминирующее положение на рынке.
Хотя данный комментарий сильно попахивал очевидностью, многим он показался проявлением заботы. У каждого из присутствовавших был собственный взгляд на то, как должна развиваться Nintendo, и каждый втайне надеялся, что именно сейчас все остальные в этой комнате поймут, насколько правильно его мнение.
Естественно, Аракава хотел и дальше следовать выбранным курсом. Тильден (Гейл Тильден, бывший вице-президент Nintendo по бренд-менеджменту — прим. ред.) была согласна с ним, хотя считала, что можно в своих интересах использовать культовую нинтендовскую интеллектуальную собственность. Мэйн был согласен с Тильден по сути, но помышлял о более серьезных масштабах. Он полагал, что видеоигровая индустрия все больше напоминает киноиндустрию, и хотел делать масштабные запуски нинтендовских блокбастеров. Рекламщики из Leo Burnett хотели заново изобрести велосипед просто потому, что они рекламщики и все рекламщики хотят это сделать. И наконец, что не менее важно, Уайт не хотел отвечать Sega по существу; скорее, он предпочел бы делать то, что делали они, но только делать это много лучше. Он хотел, чтобы Nintendo развивалась агрессивно и стала чем-то вроде Sega, и полагал, что нет лучшего доказательства изменения вкусов рынка, чем взгляд на список бестселлеров компании за 1992 год:
Главной нинтендовской игрой 1992 года стал файтинг, и, хотя в нем не было крови и насилия, в нем не было и ничего диснеевского (в хадукене Рю или сотне ударов И. Хонды). Из этих десяти главных игр всего пять были созданы самой компанией (что свидетельствовало о том, что другие компании куда лучше преуспели в капитализации потребительских вкусов), четыре из них были спортивными (от создания которых Nintendo, как правило, уклонялась, но в этом году им наконец-то удалось договориться с Electronic Arts, после того как Трип Хокинс неожиданно покинул компанию). Эффективность рекламной кампании Sega служила дополнительным доказательством того, что новый маркетинговый подход крайне важен для дальнейшего успеха (если посмотреть любое спортивное мероприятие, можно заметить, что даже лидеры рынка, такие как McDonald’s и Coca-Cola, постоянно придумывают себя заново). «Ну давайте же, — сердито думал Уайт. — Sega начала бодаться даже с Nintendo, — поэтому именно сейчас самый лучший момент для того, чтобы выкатить свои самые мощные пушки».
Считая, что сейчас самое время для этого, а потом будет поздно, Уайт, вполне возможно, был прав, но, к сожалению, звезды для него сошлись неудачно. Если бы это было два года назад (до старта) или через два года (к моменту окончания жизненного цикла консоли), вполне возможно, что Nintendo и решилась бы рискнуть, но так как наступал 1993 год, под угрозой находилось слишком многое. Sega не только смогла откусить у Nintendo слишком большую долю рынка, но и попутно доказала, что в консольном бизнесе места хватит и двоим суперигрокам. И теперь, когда был создан прецедент, перед воротами выстраивались варвары, а на горизонте уже маячили пятеро уважаемых создателей «железа».
Что лучше сега или нинтендо
Война между Nintendo и Sega давно закончилась. Победила, конечно же, дружба, но периодически так и подмывает снова начать сравнивать игры для Sega Mega Drive и Super Nintendo. Постараемся подойти к этому процессу непредвзято. Будем искать различия, приятные различия, которые делают одноимённые игры совершенно разными и неповторимыми.
Аладдин, 16-ти битный принц ещё никогда не быт таким разным. Disney порадовала своих поклонников, выпустив сразу три различные игры, объединённые лишь названием и общей вселенной.
8-ми битную игрушку мы сегодня трогать не будем, она здоровская, но формат мелковат. Aladdin для Sega Mega Drive — самый, что ни на есть классический. Его выпустила Virgin в 1992-м году, то есть, примерно тогда же, когда и сам мультфильм. И да, игрокам предоставили возможность управлять мультфильмом с помощью обычного геймпада. Невероятно! Правда, временами перестаёшь любоваться красотами, концентрируясь на прохождении, ятаган не просто даден. Год спустя Capcom выпустила для SNES свою интерпретацию мультфильма. В ней принц Али более напоминает православного Марио, а игра заметно тяготеет к платформенному жанру: платформы и прыжки. Самый непростой этап в обеих играх — полёт на ковре. И если на SNES он был непростым, то на Mega Drive это уже испытание. Не такое, конечно, как турбо-тоннель в BattleToads, но попотеть придётся. В любом случае, перед нами два шедевра, и не будет ничего зазорного, чтобы пройти и тот, и другой. С какого начать — решайте сами, ведь обе игры в онлайн формате есть у нас на сайте:
Видео сравнение. Встречаются ролики, в который звук выведен одновременно на левый и правый каналы. Их лучше прослушивать в наушниках, чтобы лучше почувствовать разницу звучания.
В отличие от Аладдина, Король Лев на обеих платформах примерно одинаковый. Начальный уровень весьма расслабленный, даже детский, а вот следующий, «Just Can’t Wait To Be King» скорее всего отнимет жизнь-две. Страуса не так просто обуздать. Какую реализацию выбрать — решайте сами, это настоящие близнецы. Визуально картинка на Сеге более чёткая и контрастная, да и параллакс реализован лучше. SNES радует реалистичными цветами, но на экране телевизора разница почти не заметна. Многие отстаивают Сеговскую музыку, у неё и правда своё, неповторимое звучание. Сравните сами:
Скуби Ду раскрывает преступления, верно? Компания Sunsoft приняла это утверждение буквально, выпустив для Mega Drive полноценный квест в стилистике лучших игр от LucasArts. Argonaut же, работая на конкурента, выпустили приключенческую мультипликационную бегалку-прыгалку, в которой можно пользоваться различными предметами. Много не играл, но похоже, что геймплей на SNES смотрится повеселее.
Игра про Червяка Джима для всех платформ задумывалась одинаковой, различий и вправду немного, но складывается впечатление, что это всё-таки в первую очередь Сеговская игрушка. В любом случае, если есть возможность, то запускайте даже не картридж, а дисковую версию (для Sega CD), в ней анимация доведена до совершенства и появился ещё один уровень безудержного веселья.
Zombies Ate My Neighbors
LucasArts в 90-е обожали все. Эту студию великолепно зарекомендовали игры по мотивам Звёздных Войн, а так же уморительные квесты. Но кто бы мог подумать, что Джордж Лукас позволит разработчикам так далеко заходить в своих экспериментах. Zombies Ate My Neighbors — совершенно не типичная для Лукасов игра, классическая бегалка-стрелялка, в которой пара друзей оказывается в эпицентре зомби-апокалипсиса. SNES, судя по отзывам, имеет более качественный звук, яркую цветовую палитру и более детальные текстуры. Допустим, со звуком согласны, а графика, похоже, идентичная, причём, у Сеги хватает места для отображения карты. Традиционно, можно не верить и сравнить самим:
Эта игра очень странная, как и её главные герои. Обе версии разработала Konami, однако, реализации не сильно-то и похожи. Для Нинтендо получился мультипликационный боевичок в стиле Double Dragon, в то время, как для Сеги это, скорее, платформер. Причём, спрайты и музыка тоже различаются. Что случилось, Конами? Не проще было просто портировать игру? Экономически было бы выгодно выпустить двух близняшек, но в результате мы имеем сразу две милые мультипликационные игрушки, которых хватит на несколько ламповых вечеров.
Запасаемся наушниками и смотрим различия:
Или сравниваем сами:
Street Fighter II Turbo
Один из величайших файтингов всех времён просто обязан был попасть в библиотеки лучших 16-ти битных консолей. Графически игра выглядит привлекательнее именно на Super Nintendo, но заметно это лишь в эмуляторе, да и то, если присматриваться. Сега отдельно радует тем, что в наличии 6 кнопок, как в оригинале.
Традиционно, сравнить можно самолично, либо воспользоваться уже готовым решением.
Многие игроки совершенно не ассоциируют NHL ’94 с Super Nintendo. У этой крутой хоккейной игры было много фанатов и большинство из них клянутся, что Сега предлагает лучший звук и игровой процесс. Предлагаем вам сыграть самим и убедиться в этом.
Микки-Мания рулит. Эта очередная мультипликационная игра от Диснея, и язык не повернётся как-то начать критиковать её. Сегу разработчики любили больше, реализовав анимационные вставки и дополнительные уровни. Но в целом это ещё одна пара близняшек, которые незначительно различаются разрешением экрана, количеством цветов и музыкальным звучанием.
Чисто технически на SNES анимация круче. Но если же сравнивать дальше, то консоль от Nintendo проигрывает по геймплею и управлению. Музыка для Сеги, по мнению многих, тоже рулит. Но самое важное это цензура. Отвратительно порезанная Нинтендовская версия и рядом не стоит с элегантным решением для Сеги. Mortal Kombat для неё несколько отцензурен, но достаточно ввести пароль, чтобы насладиться аркадной жестокостью. Так что, если играть в MK1, то только на MegaDrive, любо на Sega CD, если хочется видеть нормальную анимацию бойцов.
Ys III: Wanderers From Ys
Если вы хотите узнать что такое даунгрейд в 16-ти битную эпоху, то обратите своё внимание на Ys III для Супер Нинтендо. Для Сеги создали яркий, привлекательный фэнтезийный мир, достойный называться одной из самых крутых ролевых игр всех времён. Реализация для SNES получила блёклые, невзрачные спрайты и лишилась анимационных роликов. Но если говорить начистоту, то лучше запускать дисковую версию для TurboGrafx CD.
Таз-Мания для Sega Mega это обычный, заурядный платформер, мало чем выделяющийся на фоне других игр, сделанных по лицензии. Для Super Nintendo пошли на эксперимент, создав гоночную игру в режиме Mode 7. Реализация, скажем так, на любителя. Если вы не поиграете в неё, то всё равно много не потеряете.
Как и ранее с приставочной адаптацией мультфильма Aladdin, мы имеем сразу две разные версии Jurassic Park. Разработчики для SNES опять пустились в эксперименты, выбрав перспективу обзора как в Зельде, с видом сверху. В подземельях включается режим от первого лица. Не Doom, конечно, но геймплей разнообразится. Для MegaDrive получился 2D платформер, и выглядит он как прототип Uncharted. Эта игра определённо рулит, потому что в ней можно играть за велоцераптора. Разработчики хорошо прочувствовали психологию геймеров. Дети хотят быть динозаврами, а не учёными.
Sunset Riders, одну из величайших аркад всех времён, очень достойно перенесли на Super Nintendo. За исключением чёткости картинки, мало что укажет на то, что перед нами домашняя реализация. Но с Sega MegaDrive что-то пошло не так. В картридже не оказалось половины уровней, всех бонусных этапов, и почему-то осталось только два ковбоя из четырёх. Оставшиеся уровни игры выглядят совершенно непохоже на оригинал, получив тусклую, болотную цветовую палитру. Пожалуй, единственный плюс этой реализации — отсутствие цензуры, и как результат, ковбои могут сгорать заживо.
The Adventures of Batman and Robin
RoboCop vs. The Terminator
Как и приключения Бэтмена, RoboCop vs. The Terminator это две разные игры, объединённые одним названием. Интересно то, что подобных фильмов не выпускали, и тем не менее, противостояние Робокопа и Терминатора увековечили в видеоигре, причём дважды! Обе игры сделаны по мотивам одноимённого комикса и представляют собой стрелялки, но большинство предпочитают реализацию именно для Sega. Не зря ведь журнал EGM назвал её «самой кровавой игрой 1993-го года»!
Это один из тех немногих случаев, когда одна игра на различных платформах получила разные названия. На Sega это Thunder Force III, на Nintendo это Thunder Spirits. Если верить фанатам, то и здесь Сега впереди. SNES не смогла предоставить той стремительности, которая необходима ураганному шутеру. Похоже, что мощный процессор помог Sega выбраться на первое место!
Кто бы мог подумать, что 90-е годы станут золотым веком для адаптаций настольных RPG? Версию Shadowrun для SNES вероятно знают лучше (но только не у нас). Это изометрический экшн-RPG с курсором (!), и он неплохо повторяет до-игровую механику игры. Для Сеги выпустили другую экшн-RPG, в этот раз с обзором сверху, но здесь геймплей периодически меняется на перспективу от третьего лица, позволяя полнее погрузиться в киберпространство. Игра внутри игры. Какая из этих двух реализаций круче? А давайте в этот раз вы сами решите. Ждём ваших комментариев.
Это вольный перевод статьи с IGN. Настолько вольный, что от оригинала остались только скриншоты и парочка интересных идей. Катастрофически не хватает времени постоянно создавать уникальные материалы, так что, временами на нашем сайте будут появляться переводы самых ярких или интересных статей.
Sega против Nintendo: где были лучшие франшизы
Наивысшая точка этого конфликта была достигнута во время консольной войны между Sega Genesis и Nintendo SNES. Именно данный этап конкуренции между двумя игровыми гигантами привлекает больше всего внимания. Однако многие забывают про франшизы, которые принесли славу этим компаниям. Но кто же издавал лучшие игры?
Экшен: Metroid от Nintendo
Sega тоже выпускала потрясающие экшен-игры, но все же франшизу Metroid превзойти очень трудно. Серия не только опередила свое время, представив сильного женского персонажа, но также использовала продвинутые на тот момент графические возможности и игровую механику. Вообще геймплей этой серии задал направление всему жанру, и влияние Metroid можно проследить в современных играх.
Симулятор: Shenmue от Sega
Во время игры в классические тайтлы Shenmue у вас может возникнуть мысль: “сейчас игры уже не те”. В Shenmue есть сложный и динамичный сюжет, а также экшен-элементы, но это не самое важное в игре. Главному герою приходилось жить, работать и взаимодействовать с окружающими его людьми. Это не просто классическая история о мести, а настоящий симулятор жизни.
Стратегия: Fire Emblem от Nintendo
Не каждая игра настолько же глубока и многогранна, как Fire Emblem. Захватывающий сюжет, убедительные персонажи, сложный стратегический геймплей, классические RPG-элементы и даже старый добрый роман.
Каждому что-нибудь понравится в этих играх. Серия Fire Emblem, выполненная в узнаваемом стиле аниме, останется одним из главных козырей Nintendo.
Спорт: Virtua Tennis от Sega
Хотя франшиза спортивных игр от Nintendo была очень успешной, ее сложно считать частью спортивного жанра из-за emoji-подобной графики. На протяжении нескольких поколений Virtua Tennis радует игроков реалистичным, но веселым геймплеем. Эта франшиза популярна не только на аркадных автоматах, но и на домашних консолях.
Файтинг: Super Smash Bros от Nintendo
Одни игры определяют весь жанр, другие – игровую индустрию, а некоторые – поп-культуры. Smash Bros является редким примером серии, которая олицетворяет всю индустрию. Франшиза известна даже за пределами игровой сферы благодаря продуманной механике, превосходной графике, и – самое главное – огромному набору персонажей из разных игровых серий. Настоящий символ игрового мира.
Beat ‘Em Up: Streets Of Rage от Sega
Nintendo обошла компанию Sega в категории файтингов, но в случае со следующим жанром дела обстоят иначе. Данные игры получили одобрение критиков еще в начале-середине 90-х, когда выходили на аркадных автоматах. В 2020 году серия возродилась с большим успехом, доказав, что классические игры с аркадных автоматов можно без проблем воссоздать на современных домашних консолях.
RPG: The Legend Of Zelda от Nintendo
Конечно же, на Sega выходило немало потрясающих RPG-франшиз, но даже Yakuza не сможет тягаться с гигантом – серией The Legend Of Zelda. Не одно поколение игроков боролось со злом в удивительных фэнтезийных мирах этой франшизы.
Игровая свобода, возможность исследования, уникальная подача сюжета – франшиза обладает индивидуальностью. А ведь мы еще не упомянули запутанную хронологию. Словами невозможно описать качество этой серии и ее влияние на игровую сферу.
Hack And Slash: Shinobi от Sega
Shinobi уже не подает признаков жизни, но не стоит забывать о ее значении. Серия задала моду на жанр hack and slash еще в конце 80-х. Благодаря наследию этой игры Devil May Cry и Bayonetta стали популярны, и поэтому в данном случае игра от Sega стала победителем.
Платформер: Марио от Nintendo
Уже было упомянуто много тайтлов, которые вышли за рамки игрового мира. Что ж, Марио зашел еще дальше. Возможно, он даже стал символом развлечений. Как персонаж Марио – обычный усатый водопроводчик, да и сюжет нельзя назвать сложным, но именно на фоне этих простых элементов выделяется геймплей. Серия игр и медиафраншиза о Марио – это образец подлинного веселья.
Победитель Nintendo
Не будем отрицать, что Sega – достойный соперник, и эта компания заслуживает особого места в истории игровой индустрии. Однако именно Nintendo стала победителем. Несмотря на то, что своей целевой аудиторией компания считала детей, созданные франшизы любимы игроками всех возрастов.
Наследие и значение этих игр трудно переоценить. Такие серии, как Metroid, Mario и The Legend of Zelda, будут постоянно оказывать влияние на игровую индустрию и поп-культуру в целом.