Что лучше триместры или четверти в школе

Четверти, триместры, биместры: плюсы и минусы

Что лучше триместры или четверти в школе

Выходите на работу после отпуска, и директор сообщает, что теперь все по-новому: вместо четвертей — триместры, а в субботу теперь нет занятий. Вроде бы ничего особенно не изменилось, но все равно тревожно, вдруг вам будет неудобно и результаты обучения ухудшатся. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы разных способов деления учебного года: четверти, триместры, биместры.

Триместровое деление

Год делится на три части по три месяца каждая. Пять недель проходит обучение, а на шестой неделе ученики отдыхают. Только новогодние праздники продлевают каникулы до двух недель. Оценки выставляются в конце триместра.

Плюсы триместров:

Минусы триместров:

Семестровая системы обучения (четвертная)

Год делится на четыре четверти разной продолжительности, каникулы проводятся четыре раза.

Плюсы четвертей:

Минусы четвертей:

Биместровая система обучения

Учебный год делится на пять отрезков по семь недель с двумя неделями каникул. При такой системе обучение длится дольше десяти месяцев с сентября по июнь. Плюсом и минусом можно считать удлиненный учебный год и отсутствие трехмесячных летних каникул.

Плюсы биместров:

Минусы биместров:

Теперь вы знаете плюсы и минусы каждой системы и можете выбрать, если администрация вашей школы предложит голосование. Также учтете отрицательные стороны, составляя годовой учебный план.

Источник

Четверти, триместры, модули, биместры: в чём отличия и какая форма обучения в школе лучше

Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно. Татьяна Волошко разобралась, какие формы обучения в школе существуют, чем они отличаются друг от друга и есть ли им какая-то альтернатива.

Консервативные четверти

Несколько лет назад в проекте «Активный гражданин» среди родителей, учителей и школьников провели опрос: четверти, триместры или модули. Тогда традиционная форма обучения по четвертям с небольшим отрывом обошла модульную. С тех пор мало что изменилось. Многие российские школы по-прежнему выбирают четвертную форму.

Хотя недовольных такой формой обучения тоже хватает. И всё из-за длинных и неравномерных четвертей (8, 7, 11 и 7 недель). А к нескончаемой третьей четверти отдельное замечание: за 11 учебных недель дети больше болеют, чем учатся. Тем не менее многие московские школы от четвертей пока отказываться не собираются.

«Наш лицей открылся 30 лет назад. В то время других форм обучения просто не существовало. У нас интенсивная учёба. И по нашим подсчётам при модульной форме теряется одна учебная неделя. Зачем её терять, обещая отдать, как я говорю, „сухарями“ в виде дистанционного образования? Ещё один плюс: четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) — родители и дети отдыхают в одно время. Да, третья четверть действительно бывает перегруженной, но вполне можно равномерно распланировать все школьные мероприятия в течение года. А ещё передвинуть весенние каникулы на одну-две недели раньше — и вопрос решён».

Владимир Чудов, директор лицея № 1502

«Я голосовала за четвертную систему. Третья четверть меня совсем не пугает. А вот система „5+1“ мне как раз не нравится: дети только настроятся на работу, только войдут в ритм — как сразу расслабление. А потом опять раскачка. При такой системе дети учатся вполсилы».

Мария Дайковская, мама восьмиклассницы

«Мне очень нравятся четверти. Они привязаны к госпраздникам — это удобно родителям. Моя дочка учится в 1 классе, и в третьей четверти в феврале каникулы. Правда, мне сказали, что в следующем году их уже не будет, но я сама буду их устраивать, если почувствую, что ребёнок устал. А при системе „5+1“ я совершенно не понимаю, чем в каникулы занимаются дети (особенно со 2 класса)».

Анна Кузнецова, мама, учитель географии Донской гимназии.

Триместры и модульная система

Три триместра, в каждом из которых, как можно догадаться, по три месяца, с двумя длинными каникулами по 17-18 дней (осенними и весенними) и трёхмесячными летними называют триместровой системой. Эта форма обучения в чистом виде на самом деле немного где используется, и в опросе «Активный гражданин» набрала минимальное количество голосов. Но если разбираться в терминологии, то она не проиграла.

На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.

Как бы там ни было, система «5+1» считается не такой загруженной, как четвертная. Но и к ней есть замечания. Иногда учебные интервалы то сокращаются до четырёх, то увеличиваются до шести недель. И это не очень нравится и родителям и детям.

«Учебные периоды при системе каникул (5+1) действительно могут немного корректироваться в зависимости от того, на какие дни недели выпадают 1 сентября, новогодние и другие праздники. Но это это не какие-то радикальные корректировки, поэтому в целом ритм соблюдается».

Илья Новокрещёнов, директор школы «Покровский квартал»

Короткий учебный интервал в пять недель можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Об этом очень хорошо сказал выпускник 2017 года.

«Мозгу одиннадцатиклассника адаптироваться под такой график трудно. Продуктивность обучения, которая в таком режиме вроде бы должна расти (ну частый отдых, полезно же!), вместо этого падает, так как просто не успеваешь перестроиться. В каникулы либо тупо лежишь на диване, уткнувшись в телефон, либо пытаешься делать что-то для себя полезное. Но много полезного сделать не получается: мозг ещё не устал, но уже отдыхает и работать отказывается. А в понедельник начинаешь снова свою унылую пятинедельку и опять не успеваешь к ней привыкнуть, а на носу уже следующие каникулы. Как так-то?».

Родители школьников в общем-то довольны этой схемой, но недостатки тоже есть.

«Дети меньше болеют — проверено на собственном ребёнке, так как мы когда-то учились и по четверной системе. Минус в том, что на разгон уходит много времени, а на качественную учёбу остаётся букально полторы недели. Но для меня главное — здоровье сына, поэтому система „5+1“ оптимальна. А идеального варианта нет».

Галина Леонтьева, мама семиклассника.

Не очень популярные биместры

Существует ещё одна, не слишком популярная форма обучения (по которой учатся ученики Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ) — биместровая система. Это пять равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры) и пять каникул по две недели между ними. При такой системе учебный год длится 10 месяцев, с сентября по июнь, а летние каникулы — всего два месяца (это шестой биместр).

«На самом деле трёхмесячным каникулам всего лишь около 25 лет. До этого в СССР каникулы длились два с небольшим месяца, так как июнь для средней и старшей школы был месяцем трудового воспитания. Ни в одной стране мира в школах нет таких длинных каникул (чаще всего два месяца). У нас это вошло в норму, и мы к этому привыкли. А это и социальная, и психологическая, и экономическая, образовательная проблема. Когда мы замеряли, сколько остаётся остаточного знания после учебного года с трёхмесячными каникулами, то получили печальные 15-20%. В сентябре дети пытаются реанимировать знания, и на это уходит как минимум месяц».

Сергей Степанов, доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования

Идеальной формы обучения в школе нет и вряд ли может быть. Но в каждой системе учителя, родители и дети находят для себя какие-то плюсы. И это, пожалуй, главное.

Источник

Что такое триместр в школе

Триместры в школе — это разделение учебного года не на привычные четверти, а на шесть учебных периодов с каникулами между ними, равными одной неделе, и стандартными летними каникулами в три месяца.

Любое из школьных учреждений выбирает самостоятельно, по какой системе обучения строить образовательный процесс: в формате четвертей или в формате триместров.

Как строится обучение по триместрам

В учебном году вся учебная нагрузка делится равномерно на три триместра по три месяца. Каждый триместр дополнительно разделяют на 2 части, между которыми у учеников есть промежуточные каникулы (таким образом учебную нагрузку распределяют равномерно на весь период обучения).

Промежуточная аттестация проходит в конце ноября, февраля, мая. В конце учебного года выставляются годовые оценки. Например, первая часть второго триместра оканчивается недельными каникулами. После них ученики продолжают обучение, начинают писать проверочные и контрольные работы для проведения аттестации к концу второй части второго триместра. Когда заканчивается второй триместр в школе (в середине февраля), ученикам выставляют оценки и снова отпускают на каникулы.

Каждый год за шесть месяцев до начала учебного года Министерство образования корректирует дату начала и окончания триместров, прописывает, какого числа заканчивается триместр в школе на первое и второе полугодия. Даются указания в отношении определения каникул в школах. Дата начала каникул может изменяться школами, но образовательные учреждения должны учитывать следующие рекомендации Минобразования:

В первом полугодии деление учебных модулей идет по пять недель, а в втором — по шесть недель.

Когда начинаются и заканчиваются школьные триместры в 2020-2020 учебном году

График обучения на первый триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Первая половина02.09.2019 – 05.10.2019 (промежуточные каникулы с 7 по 13 октября)
Вторая половина14.10.2019 – 16.11.2019 (осенние каникулы с 18 по 24 ноября

Календарь ученика на первый триместр 2020-2020 учебный год

Что лучше триместры или четверти в школе

График обучения на второй триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Первая половина25.11.2019 – 28.12.2019 (промежуточные каникулы с 30 декабря по 8 января)
Вторая половина09.01.2020 – 15.02.2020 (зимние каникулы с 17 февраля по 24 февраля)

Календарь ученика на второй триместр 2020-2020 учебного года

Что лучше триместры или четверти в школе

График обучения на третий триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Источник

Учебные четверти, триместры, модули, биместры

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» каждая школа самостоятельно определяет режим работы: пятидневка или шестидневка, четверти, триместры и т. д., самостоятельно устанавливает и каникулы. Как видим, сегодня школам предоставлены достаточно широкие возможности выбора в этом вопросе. Другое дело — что выбирают школы и почему?

По мнению специалистов, проблема выбора системы обучения в том, как сделать учебный процесс здоровьесберегающим, ибо за последние десять лет в России распространённость функциональных отклонений в здоровье среди учащихся младшей школы повысилась на 85 процентов, а у старшеклассников почти на 74, показатель по хроническим заболеваниям у младшеклассников вырос на 84 процента, у школьников старшего звена — на 40.

Например, в Москве есть три варианта: традиционные четверти, триместры и модульная система. В Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ используется биместровая система обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором Московского института открытого образования Сергеем Юрьевичем Степановым.

Каждая из этих систем имеет как преимущества, так и недостатки.

В настоящее время российские школьники обучаются либо по четвертям: учебный год делится на 4 четверти, после каждой из которых наступают каникулы, из них самые продолжительные летние 3 месяца; либо по триместрам, когда учебный год делится на 3 части — триместры, после каждой из которых каникулы.

Понятие школьного года с его делением на учебные четверти установил чешский гуманист, педагог, писатель XVII века Ян Амос Коменский. Он ввёл каникулы, определил организацию учебного дня, разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил её.

Если школа выбрала четверти, каникулы совпадают с государственными праздниками, что удобно для планирования семейного отдыха. Среди недостатков — третья четверть получается очень длинной.

При триместровом графике обучения школьников учебный год делится на 3 периода (триместра) каждый продолжительностью 10 – 12 недель; каникулы — две недели осенью и три недели весной. Летние каникулы длятся три месяца.

Модульная система: пять недель учебы — одна неделя отдыха. Летние каникулы длятся также три месяца.

Биместровая система предполагает: 5 равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры); 5 каникулярных периодов по 2 недели между модулями, в основном совпадающие с традиционными; учебный год длится 10 месяцев с сентября по июнь; летние каникулы – 2 месяца (шестой биместр).

Разработчики биместровой системы полагают, что обучение по биместрам лучше, чем существующие на сегодня системы обучения по триместрам и четвертям, что при биместровой системе организм ребенка восстанавливается четырежды в учебном году почти на 90%, в 2 летних месяца – на 100% с большим запасом, а объем остаточных знаний к новому учебному году утраивается.

В последнее время идея биместров получила широкое обсуждение в педагогическом сообществе. Её сторонники считают, что детям лучше учиться по биместрам, а не по четвертям, ибо биместры способствуют переходу от «здоровьеподрывающего к здоровьесозидающему образованию». Противники приводят свои аргументы. Например, что образовательный график зависит от многих факторов: климата, местных традиций, истории, образовательных программ и др., что для того, чтобы ввести биместры, необходимо провести исследования по всей стране, что нужно будет переломить ментальность учеников и др.

Декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета священник Петр Коломейцев считает, что существующая система обучения хорошо себя зарекомендовала, что биместровая система, предполагающая сокращение летнего отдыха с трех месяцев до двух, будет не очень удобна не только школьникам, но и учителям, триместр очень длинный и школьники устанут учиться, а «модульная система вообще какая-то несерьезная — ни отдохнуть толком, ни втянуться в учебный процесс». (http://рпу.рф/index.php/publikatsii/1455541575.html)

«Вообще, ситуация с внедрением триместров, биместров, новых программ и так далее очень напоминает мне знаменитую басню Крылова «Квартет». От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мы должны задуматься не о перестановке четвертей и триместров, а о содержательной подготовке учителя. Если у нас есть какие-то лишние средства, то лучше потратить их на обучение учителей, а не на придумку нового графика учебного года», — считает Екатерина Белоцерковская, доверенное лицо Президента России, завуч начальной школы № 69 Екатеринбурга. (http://доверенныелица.рф/sverdlovskaya-oblast/person/ekaterina-belotserkovskaya-gennadievna/ekaterina-belocerkovskaya-1)

При подготовке использованы материалы из:

P.S. 1. У чебный год при обучении по триместрам :

2. Учебный год Университетской школы МГПУ 2-8, 10 классы (5-ти дневная учебная неделя ):

1 биместр: учеба — 8 недель + каникулы — 16 дней;

2 биместр: учеба — 7 недель + каникулы — 16 дней;

3 биместр учеба — 7 недель + каникулы — 11 дней;

4 биместр: учеба — 7 недель + каникулы — 17 дней;

5 биместр: учеба — 6 недель + летние каникулы с 18 июня по 31 августа.

Источник

Что лучше триместры или четверти в школе

Учёные предлагают перевести школьников на обучение по биместрам. Педагоги, врачи и психологи высказывают свои «за» и «против».

Российские учёные пришли к выводу, что школьникам лучше учиться по биместрам, чем по четвертям. В такой системе учебный год длится десять месяцев с сентября по июнь и состоит из пяти периодов примерно по семь недель вместо четвертей и триместров. Между биместрами должны быть каникулы продолжительностью не менее двух недель.

Согласно исследованию сотрудников Научного центра здоровья детей и университетской школы Московского городского педагогического университета, при традиционном обучении по четвертям у детей на 41% чаще бывают хронические заболевания, чем при биместровой системе, пишут «Известия». Учёные пришли к выводу, что биместровая система даёт больше возможностей для профилактики переутомления, предотвращения развития психосоматических расстройств и укрепления иммунитета.

Опрошенные НСН эксперты так и не пришли к единой точке зрения на этот счёт.

Заслуженный учитель России Ефим Рачевский не считает, что школьники в нашей стране утомляются больше своих зарубежных сверстников. По мнению эксперта, для получения хорошего образования ребёнку «нужно вкалывать».

«У меня вызывает сомнения степень переутомляемости наших школьников. Потому что так долго отдыхать, как у нас — 30 дней среди учебного года и 90 дней летом — не отдыхает никто. Значительная часть школ в России перешли на другую систему, которая просчитывается не по месяцам, а по неделям: пять недель — на учёбу и одна — на отдых. В итоге получаются те же 120 дней отдыха, что и при классической системе, доставшей нам от Советского Союза», — обрисовал ситуацию педагог.

По его словам, при любой организации учебного процесса школьникам необходимо трудиться и об этом не стоит забывать их родителям.

«Что раскопали учёные про биоритмы, я не в курсе. Но я знаю другое — хорошо учиться легко не бывает. Поскольку большинство родителей связывает будущее своих детей с качеством их образования, то подчеркну — вкалывать надо! А все эти соображения об утомляемости, недосыпе и недоедании связаны с плохой организацией учебного труда», — заключил Рачевский.

Эксперт по образованию, глава благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова также высказалась против радикальных изменений в организации учебного процесса в школах.

«В СССР была создана отличная система школьной подготовки, плодами которой мы пользуемся до сих пор… Не стоит рушить то, что уже и так неплохо работает», — отметила собеседница НСН.

Главный педиатр Росздравнадзора Борис Блохин выразил диаметрально противоположную точку зрения.

«Абсолютно согласен и полностью поддерживаю! Предложенный режим учитывает физиологию школьников. При нынешней системе ещё с детского сада дети отстают в росте, их психика перегружается из-за стрессовых ситуаций. Если увеличить каникулярное время, мы получим возможность адаптировать ребёнка к современным условиям и в итоге получить здорового члена нашего общества», — отметил в интервью НСН представитель медицинского сообщества.

Также он призвал ввести такую организацию учёбы, если та докажет свою пригодность.

«Если есть возможность так реорганизовать режим обучения, это стоит сделать. Ведь во взрослой жизни человеку уже не будут давать никаких поблажек!» — резюмировал Блохин.

Сейчас школы могут самостоятельно определять график учёбы и каникул. В Москве есть три варианта: четверти, триместры и модульная система. Если школа выбрала четверти, каникулы совпадают с государственными праздниками, что удобно для планирования семейного отдыха. Среди недостатков — третья четверть получается очень длинной, а дети устают. При триместровом графике обучения школьники отдыхают две недели осенью и три недели весной. Модульная система — пять недель учебы плюс одна неделя отдыха. Во всех трёх системах летние каникулы длятся три месяца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *