Что лучше вебинар или репетитор
Где лучше готовиться к ЕГЭ: в школе, онлайн или с репетитором?
Вероника Захарова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Мы предложили 100 ученикам и выпускникам из разных регионов страны ответить на вопрос: «Как вы готовились к ЕГЭ?». Результаты, которые мы получили:
Проанализируем ответы и поговорим о каждом из способов подробнее.
Подготовка в школе
Только пять процентов учеников решают готовиться на школьных факультативах. Чаще всего это те, кто не планирует сдавать экзамен на высокие баллы.
Плюсы:
Минусы:
На занятиях при подготовке к не очень популярным экзаменам — таким, как литература или география, — учеников меньше, а значит, больше возможностей уделить внимание каждому. Но для школы важнее общий результат, поэтому учителя не стремятся сделать из всех стобалльников, а просто подтягивают всех до среднего уровня.
«Подготовить на максимальный балл школа не может — это ответственность ученика и удача на экзамене. Если ребенок готов заниматься, посещать все факультативы и выполнять задания преподавателя, то сдать на 90+ баллов реально, даже не обращаясь за платной помощью. С хорошими знаниями можно написать на высокий балл даже сложный вариант; без знаний не напишешь даже простой», — считает учитель истории санкт-петербургской гимназии № 155 Алексей Аграшкин.
Однако, если школьный учитель верно выстроит стратегию подготовки, то у его учеников есть все шансы сдать экзамен на отлично:
«Я сдала три экзамена в сумме на 297 баллов (98 — русский язык, 99 — химия, 100 — биология). К русскому языку готовилась в школе, у меня была очень сильный преподаватель, с которой мы постоянно писали сочинения и решали тесты. Наша учительница была экспертом ЕГЭ, поэтому ее проверок было достаточно для того, чтобы отработать структуру сочинения. На обычных уроках мы постоянно решали тесты, и к концу года я была полностью готова к экзамену», — говорит Ольга, студентка медицинского института НМИЦ им. Алмазова (г. Санкт-Петербург).
Самостоятельная подготовка
22 процента учеников решили готовиться к экзамену самостоятельно.
Плюсы:
Минусы:
«Я сдал экзамен на 297 баллов (русский язык, литература и вступительное испытание в вузе), не потратив ни рубля. Даже не покупал книжку с тестами — все находил в интернете. Готовился с 1 сентября каждый день по одному-два часа, потому что хотел поступить на бюджет. Если у тебя нет желания хорошо сдать, то никакие репетиторы не помогут набрать высокие баллы», — говорит Владимир Лебедев, студент третьего курса факультета журналистики СПбГУ.
Помимо сайта Федерального института педагогических измерений, где опубликован открытый банк заданий ЕГЭ по всем предметам, в интернете есть множество других бесплатных ресурсов, которые ответственные и усердные ученики могут использовать для подготовки к экзамену.
Несколько полезных ссылок:
Онлайн-курсы
Онлайн-подготовку также выбирают 22 процента будущих выпускников.
Плюсы:
Минусы:
«Подготовкой к истории я занималась в онлайн-школе. Занятия проходили два раза в неделю, а иногда даже три. У меня был высокий уровень знаний, но я боялась готовиться к экзамену без дополнительной помощи, поэтому пошла на курсы. Там было много практики заданий ЕГЭ, но мало теории, и она была посредственной — просто даты, события, без глубокого погружения в тему. Только подготовка в онлайн-школе не дала бы мне тех знаний, которые на экзамене помогли сдать историю на 85 баллов», — говорит студентка юридического факультета ФГАОУ ВО СПбПУ Виктория.
Подготовка с репетитором
Абсолютное большинство — 51 процент учеников — обращаются за помощью к репетитору.
Плюсы:
Минусы:
«Следует обращать внимание на уровень репетитора. Человек должен быть профессионалом своего дела и обладать знаниями не только в рамках кодификатора, иначе любые изменения на экзамене уже будут непосильны для ученика. Часто за репетиторство берутся студенты старших курсов, в свое время успешно сдавшие ЕГЭ. Таких репетиторов я бы не стала рекомендовать, — говорит Людмила Тихомирова, кандидат филологических наук и репетитор по русскому языку и литературе с 15-летним стажем преподавания. — Большое преимущество репетитора в том, что он работает с одним учеником и выстраивает программу индивидуально, учитывая все особенности ребенка. Но обеспечить хорошую сдачу он может только при условии старания со стороны ученика. Если он готовится недостаточно, никакой репетитор ему не поможет».
Как говорится, знаний много не бывает. В битве за высокий балл на ЕГЭ все средства хороши, поэтому эффективно совмещать сразу несколько видов и форматов подготовки: например, дополнять самостоятельную работу лекциями онлайн-курсов или ходить как к репетитору, так и на школьные факультативы. Но главное — помнить: ключ к успеху — это системность в занятиях, упорство и осознанное отношение ученика к экзамену.
Лохотрон или подготовка, или Не все онлайн-школы подготовки к ЕГЭ полезны
У выпускников сегодня немало возможностей для подготовки к экзаменам: можно готовиться самостоятельно, можно с репетитором, можно на курсы пойти. Вот только курсов сегодня сотни. И не все созданы для того, чтобы помогать детям. Рассказывает наш блогер Никита.
В последние годы в индустрии подготовки к ЕГЭ серьезно выделился сегмент так называемых онлайн-школ/курсов. У самых крупных из них — сотни тысяч подписчиков в социальных сетях, свои сайты и платформы. Средние по масштабу могут похвастаться меньшим охватом целевой аудитории, но число подписанных на них школьников и абитуриентов достигает десятков тысяч.
Новые онлайн-проекты по подготовке к ЕГЭ или олимпиадам появляются едва ли не каждый день. Эти курсы востребованы аудиторией и успешно приносят доход своим владельцам. Но несмотря на активный пиар, часто именно после сотрудничества с такими школами к репетиторам и учителям приходят ученики с просьбой о помощи.
Я считаю, проблема в формате таких проектов. Он создан для получения прибыли, но не для обучения. Итак, как работают плохие онлайн-школы (или их признаки).
1. Активный набор учеников
В основе успеха онлайн-школ лежит простая система. Это беспроигрышный лохотрон, который работает благодаря агрессивному маркетингу. До абсурда активная и многообещающая реклама. Это первый кит. Он обеспечивает огромный набор учеников.
2. Кураторы, задания и отсев
Вторым китом выступает, как ни парадоксально, противоположное огромному набору — отсев. После каждой видеолекции ученик получает большой пакет заданий, обязательных для выполнения. Многие из них придуманы внутри курсов онлайн-школы и к заданиям от составителей ЕГЭ не имеют никакого отношения. Это приводит к тому, что около 15-20% задач просто неграмотно сформулированы.
Задания проверяются кураторами. Что из себя представляют кураторы? (Барабанная дробь!) Это ученики тех же онлайн-школ, которые в прошлом году получили хорошие баллы. То есть сегодняшние первокурсники. У них нет ни опыта работы, ни образования. На курсах они проходят одно-два установочных занятия, на которых в лучшем случае будет озвучено что-то из комментариев составителей ЕГЭ.
Отдельного внимания заслуживает проверка этих «кураторов», которая сводится к написанию кратких комментариев в гугл-доке, мол, вот здесь неправильная формулировка (по их мнению). Затем дается ссылка на идеальные ключи. И никакого разбора ошибок. Разве что спросить у куратора лично в переписке. Но по каждому заданию ученик спрашивать не будет, это очевидно. Да и далеко не каждый школьник осознаёт, что здесь не мешало бы уточнение и идет на поводу у иллюзорного авторитета куратора.
Большинству вообще начинает казаться, что они все поняли, увидев ключи. Но даже если вопрос куратору все же был задан, сможет ли такой «квалифицированный» специалист дать грамотную обратную связь? Полагаю, ответ очевиден. Тестовые задания проверяются автоматически компьютером, в итоге ученик снова получается ссылку на ключи — смотрите, дети, какие цифры правильные.
Если кто-то не справляется с абсурдно огромным объемом задач, его выгоняют. Деньги не возвращают. Не справился? Не справился. А мы причем? Вот так и работает отсев.
3. Определённые типы учеников
Что происходит с выбывшими? Деньги с них уже получили, на их места набирают новеньких (это уже называется «ускоренный курс»). Этих держат немного, а потом перед экзаменом отсеивают. Конечно, за лень. То есть набирают слабых и глупых, берут деньги, а когда те получают 50 баллов, остаются не при делах. Ведь эти ученики были своевременно изгнаны с позором.
Теперь о работягах, которые остались. Они делятся на четыре категории:
4. Отзывы
Ну и наконец, третий кит. И имя ему — подтирание отзывов и мухлеж. Куда же деваются негативные отзывы, которые появляются неизбежно? Их сотрут через день или пару недель после появления. Сотрут не все и не сразу. Сразу подлежат уничтожению только особо болезненные или одиозные. Большая часть негативных отзывов повесит неделю или месяц, потом потрут, чтобы не провоцировать оставивших негатив на справедливый гнев и вопли по всему интернету. Главное, что к сентябрю их не будет.
Но что делать, если таких отзывов многовато? Утопить через купленные левые аккаунты ВК. Таких мертвых душ в распоряжении онлайн-школ немало. Эта киберорда оставит кучу позитива сразу после негативного отзыва. На этом фоне негатив потеряется. Плюс будет много реальных хороших отзывов от наивных работяг. Левые аккаунты потом используются, чтобы делать 100-балльников, для списка со ссылками на странички этих «героев». В этих списках будут и реальные ученики из первой и второй категории работяг, но для численности будет вагон левых. В итоге всё, что называется, «на мази». Бизнес есть бизнес.
Я знаю примеры хорошей работы онлайн-курсов. Как правило, они больше похожи на обыкновенные групповые занятия с репетитором/школьным учителем. Там есть специалист, который ведет группу, отвечая и за обратную связь, и за проверку, и за результат.
Конечно, таких курсов гораздо-гораздо меньше. Причина простая — для них надо набрать команду высокооплачиваемых профессионалов, эффективно управлять ею, вдумчиво работать с разными категориями абитуриентов, а не стричь купоны, пользуясь плюсами воздействия агрессивного маркетинга на клиповое сознание современного абитуриента, не способное к критическому мышлению.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: shutterstock / Tatiana Buzmakova
Репетитор или онлайн-школа: как подготовиться к ЕГЭ
Автор молодежной редакции
Чтобы сдать ЕГЭ, школьных занятий недостаточно. Все мои одноклассники и я тоже готовимся к экзамену либо у репетиторов, либо в онлайн-школах. К преподавателю я хожу на занятия по литературе, а в онлайн-школе прохожу курсы по английскому.
Расскажу, как искала репетитора и чем занятия онлайн отличаются от личных встреч.
Как выбрать репетитора
В 10 классе я начала готовиться к экзамену по литературе. Нас не готовили к ЕГЭ в школе и никто из моих знакомых не собирался сдавать этот предмет, поэтому посоветовать хорошего специалиста было некому. Так что я начала искать преподавателя в интернете.
На сайте по поиску специалистов их было около 10, но для моего маленького города Саранска это нормально. Я искала репетитора поближе к дому, и чтобы цена была невысокой. К счастью, с первой попытки я нашла подходящего человека.
Мне было важно, чтобы преподаватель был молодым, но опытным. С такими комфортнее, чем с взрослыми учителями, потому что у нас нет огромной разницы в возрасте. Приятно, когда можно обсудить мемы про ЕГЭ и проблемы в школе.
Еще одно преимущество занятий с репетитором – он может поделиться рассказами об университете, своей специальности. Я хочу стать журналистом, а моя преподавательница работает корреспонденткой. Она рассказывает мне об учебе, плюсах, минусах, показывает свои статьи. Хороший репетитор – пример для подражания.
А еще это обычно успешный человек. Он образован и трудолюбив, а еще понимает, что подготовка к ЕГЭ – это тоже своего рода бизнес. Репетиторы конкурируют друг с другом, а результатом их труда является балл выпускника.
Зачем репетиторы готовят к ЕГЭ
Мне стало интересно, зачем самим репетиторам готовить детей именно к ЕГЭ, и я спросила свою преподавательницу. По ее словам, они «всегда на коне». Выпускникам часто не хватает школьных знаний, поэтому подготовка к экзаменам для них актуальна.
У многих выпускников уже есть четко поставленная цель, а если и нет, то с ними все же легче заниматься, чем с маленькими детьми.
Подростки более самостоятельные, с ними можно серьезно говорить о прогрессе в подготовке или его отсутствии.
К тому же люди готовы платить за хорошее образование. Цена за урок бывает разной: неопытные студенты берут 200 рублей за час, а преподаватели вузов – больше 1000 рублей в зависимости от региона. Моя учительница проводит в среднем три урока в день, ее зарплата составляет 55-60 000 рублей в месяц, если занятия не отменяют.
Где репетитору и ученику искать друг друга
Существует несколько сайтов по подбору специалистов. Но размещение своей кандидатуры для репетитора стоит денег: около 2000 рублей за ученика. Поэтому репетиторы уходят в социальные сети, чаще всего во «ВКонтакте». Там многие начинают свои курсы, а некоторые даже открывают онлайн-школы с большим набором предметов.
Выбирая рекламу в социальных сетях важно думать о визуале. Для этого часто нанимают специалистов по SMM, поэтому занятия у репетиторов с интересным дизайном профиля в инстаграме или группы в VK стоят дорого.
Но обращать внимание при поиске учителя все равно надо на образование и умение общаться с подростками. Никакой дизайн не поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов.
Какой плюс в онлайн-школах
Онлайн-школы удобны тем, что занятия проходят в форме вебинаров, домашнее задание ты отправляешь на сайт или в специальную группу во «ВКонтакте». Это очень экономит время.
Большинство онлайн-школ проводят бесплатные вебинары и выкладывают материал в социальные сети. Когда я выбирала онлайн-школу, посмотрела несколько открытых вебинаров. Обычно на таких уроках материал дается сжато, а занятие идет не полтора-два часа, а 40 минут, 10 из которых преподаватель рекламирует школу. Но даже получаса хватает, чтобы понять, подходит ли тебе такой формат занятий.
Онлайн-школы зарабатывают не только постоянными уроками. Они проводят специальные курсы, которые длятся одну-две недели. Это могут быть те же занятия, но более интенсивные или посвященные одной теме. Это тоже способ прорекламировать себя.
Мне удобно заниматься в онлайн-школе. Это дешевле занятий с репетитором, не нужно ездить на другой конец города. Единственный минус – отсутствие неформального личного общения. Нет индивидуальной отработки пробелов.
Я думаю, онлайн-школы подойдут тем, кто хочет структурировать свои знания, а не получить их.
Репетитор или курсы: как сделать правильный выбор
Когда имеет смысл заниматься дополнительно и какой формат занятий лучше выбрать.
Чтобы разобраться в сложных темах по разным предметам, школьники дополнительно занимаются самостоятельно, с репетитором или на курсах. Индивидуальные уроки стоят дороже, чем курсы, но это не главное отличие. Разбираемся, кому подходит репетитор, а кому — групповые занятия с преподавателем.
Когда пора задуматься о выборе курсов или репетитора
Дополнительные занятия могут понадобиться на разных этапах обучения.
Анастасия Крайникова, репетитор «Фоксфорда» по русскому языку: «Когда „западает“ одна-две темы, репетитор восполнит пробел в знаниях за несколько занятий. Если „западает“ абсолютно всё, и ученик в предмете не плавает, а тонет — однозначно нужно заниматься с репетитором, и это будет долгая история».
На кого рассчитаны курсы
Курс по предмету — отличная возможность планомерно изучать материал и с «нуля», и для достижения среднего или высокого уровня. Курсы базового уровня хороши для новичков, которые ещё не сориентировались в предмете и не имеют определённых целей. При этом существуют ещё углублённые, олимпиадные курсы и курсы подготовки к экзаменам: ЕГЭ или на уровень знания языка.
Бывает так, что ученик получает «пятёрки» в школе, но хочет более глубоко изучать предмет — здесь помогают курсы. Иногда темп и форма подачи материала на уроках не соответствуют восприятию школьника — тогда онлайн-курс помогает решить проблему. В отличие от очных курсов, онлайн-занятие обычно можно пересмотреть в записи: замедлить или остановить, чтобы записать важные идеи или решение задачи.
Хотя курсы рассчитаны на школьников с разным уровнем подготовки, все они требуют умения учиться, мотивации и самоорганизации. Если ученик не горит желанием осваивать новое и ему не хватает организованности, толку от курсов не будет.
Когда стоит обратиться к репетитору
Если пробелы в знаниях школьника велики, а необходимые предметные или учебные умения не сформированы, лучше заниматься с репетитором.
Игорь Трахов, руководитель подразделения «Фоксфорд.Курсы и Репетиторы»: «Курса может быть недостаточно, если школьник не усвоил тему и не может двигаться дальше. Например, не умеет ученик раскрывать скобки, а в 7 классе курс математики, в основном, про это. Репетитор научит, и ребёнок сможет осваивать программу вместе со сверстниками».
Ученикам с выраженными особенностями восприятия — аудиалам, визуалам, кинестетикам — лучше найти репетитора, который способен давать материал в удобном формате.
«Один из моих учеников типичный аудиал: всю информацию воспринимает на слух. Поэтому к занятиям я готовлю весьма минималистичные по форме и содержанию презентации. Другой мой ученик, наоборот, смесь визуала с кинестетиком, поэтому презентации готовятся масштабные, красочные. Много времени с таким учеником я отвожу на письмо — задействую моторную память», — Анастасия Крайникова, репетитор «Фоксфорда» по русскому языку.
Если школьнику требуется дополнительное время на раздумья, репетитор может заметить эту особенность и терпеливо дождаться ответа. В группе такого нерасторопного ученика могут счесть неуспевающим. На индивидуальных занятиях становится очевидно, что ученик всё понимает и запоминает, просто не сразу готов отвечать.
Учиться должно быть в меру трудно и интересно, но так бывает не всегда. Преподаватель на курсах «идёт» по программе независимо от состояния и настроения каждого. На индивидуальных занятиях профессиональный репетитор замечает, когда ученику необходим дополнительный стимул — подбадривает, делает перерыв на отдых или организует смену деятельности.
«Если ученик чётко понимает, в чём нужно разобраться и не находит материал в интернете или не может его самостоятельно освоить, лучше обратиться к репетитору. Например, отличнику в школе не дается графический способ решения задач с параметрами. Другая ситуация, когда индивидуальное занятие лучше группового — изучение иностранного языка. Там, где нужна практика говорения, слушания, урок максимального общения с преподавателем будет эффективнее», — Игорь Трахов, руководитель подразделения «Фоксфорд.Курсы и Репетиторы».
Чем отличаются занятия на курсах и с репетитором
Застенчивые школьники порой боятся задать вопрос и показаться глупыми в сообществе сверстников. Если нерешительность мешает обучению в группе, лучше заниматься с репетитором.
Некоторые школьники легко отвлекаются и включаются в процесс, только если преподаватель обращается к ним лично. Поскольку на групповых занятиях учитель не может постоянно уделять внимание одному школьнику, такие ребята тратят часть времени и денег впустую. Урок с репетитором проходит один на один — здесь не удастся пропустить информацию мимо ушей или избежать ответа на вопрос.
Преподаватель курсов работает по общей для всех программе, он не даёт подробную обратную связь и не отслеживает прогресс каждого ученика. Репетитор выстраивает обучение с учётом пробелов и успехов своего подопечного — обеспечивает индивидуальный подход.
«Ученикам лучше заниматься с репетитором, когда им требуется чуткий руководитель, чтобы устранять пробелы. В физике важно синхронизировать, что понимает в объяснении ребенок и что понимает объясняющий учитель. На курсах такое не всегда возможно», — Елена Александровна Руденко, репетитор по физике в «Фоксфорде».
Если школьник приходит на курс без определённой цели, то результат занятий будет трудно заметить и оценить, но это не значит, что его нет. Хороший курс — это образовательная среда, которая «питает» ум школьника вопросами и идеями. Возможно, со временем они прорастут и дадут свои плоды.
Что запомнить
«Подтянуть» знания по школьной программе, восполнить пробелы и подготовиться к олимпиадам можно и на курсах, и с репетитором.
Курсы
Репетитор
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Подготовка к ЕГЭ: онлайн-школа или репетитор?
Одним словом, если есть цель поступить рейтинговые вузы, без дополнительной подготовки в ЕГЭ обойтись сложно. Что выбрать для гарантированных высоких баллов на экзамене: онлайн-школу или репетитора?
Репетитор
Главное преимущество репетитора — абсолютно индивидуальный подход. Если повезет, среди огромного выбора предложений можно найти преподавателя, идеально подходящего ученику по характеру, темпераменту, способу подачи материала.
Плюсы занятий с репетитором:
Финансовый расчет
За все эти очевидные преимущества придется, естественно заплатить. Прежде всего деньгами. Услуги репетиторов к ЕГЭ сегодня очень востребованы и дороги, обычная цена за пару — 3000-5000 рублей. С серьезным репетитором занимаются год, а лучше два. Раньше можно было сэкономить, взяв не педагога с 30-летнем стажем, а студента. Сейчас ситуация другая — недавние выпускники объективно иной раз могут подготовить к экзамену лучше, чем заслуженный учитель, просто потому, что они сами только что прошли этот опыт, что сказывается на стоимости их занятий.
Человеческий фактор
Но кроме финансовой стороны, есть в работе с репетитором еще одна важная особенность, которая может помочь, а может обернуться неприятностью — так называемый человеческий фактор. Нанимая частного преподавателя вы выступаете работодателем — далеко не все комфортно себя чувствуют в этой роли и умеют построить правильные рабочие отношения.
Конечно, бывают счастливые случаи, когда с первого раза все идеально совпало. Но бывает и по-другому — и тогда то, что было преимуществом репетиторства, то есть личные взаимоотношения, превращаются в недостаток. Бывают моменты, которые решить можно, но в любом случае это эмоциональная нагрузка, не все получают удовольствие от выяснения отношений. А есть и вовсе неразрешимые — и тогда приходится прощаться с учителем и начинать поиски заново, а это потеря времени и денег.
Минусы занятий с репетитором:
Онлайн-школа
Совсем недавно альтернативой репетитору для подготовки к ЕГЭ были курсы. Но сейчас популярность набирают онлайн-школы, именно они стали серьезными конкурентами частным урокам. Во-первых, у онлайн-школ есть главное преимущество, которое было у репетиторов по сравнению с курсами — достаточно гибкий график. Конечно, подобрать удобное время для занятий в онлайн-режиме гораздо проще, чем подстроиться под жесткое расписание оффлайн, плюс серьезная экономия времени на дорогу.
В таком режиме проще наладить индивидуальный подход — например, в онлайн-школе Учебы.ру у каждого ученика есть персональный куратор, который всегда на связи, быстро отвечает на все вопросы, следит за посещаемостью занятий, успеваемостью и выполнением заданий. Родители в любое время могут поинтересоваться у куратора как обстоят дела, а каждый месяц им отправляется подробный отчёт о прогрессе ученика.
Выбор репетитора — всегда риск, в этом деле не годятся даже личные рекомендации, так как у каждого каждого ученика есть свои особенности. В хороших онлайн-школах профессионалов выбирают профессионалы. В крайнем случае, есть возможность без потери времени и денег поменять группу.
Дети отбираются в разные группы по результатам входного тестирования — по каждому предмету как минимум два варианта программы — для среднего и продвинутого уровня, это дает возможно сделать процесс подготовки максимально подходящим под конкретного ученика.
При этом обучение в группе, как правило, эффективнее индивидуальных занятий. Если, конечно, эта группа работает, а не срывает уроки. И вот тут как раз онлайн-формат обеспечивает ту сосредоточенность, на которую способен сам ученик.
Каждый месяц все ученики школы Учебы.ру сдают репетиционный ЕГЭ, чтобы следить за прогрессом, выявлять пробелы в знаниях и понимать, на что делать упор.