Что лучше восьмидесятые или девяностые

Максим Кронгауз: 90-е ярче нулевых и реальнее 80-х, поэтому вспоминают их

В продолжение передачи Ирины Прохоровой «1990-е: опыт свободы» издательство «Новое литературное обозрение» попросило экспертов в области истории, философии, политологии, социологии, филологии и лингвистики ответить на вопросы об этом периоде российской истории. Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы? Что было самым важным в этом времени? Как события 90-х годов влияют на современную Россию? И какими были ваши личные 90-е?

Поделиться:

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Олег Будницкий, доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

Не уверен, что их вспоминают так уж часто, во всяком случае большинство населения. Для пишущей/говорящей братии разного толка 90-е служат или символом едва ли не абсолютного зла, распада и деградации, или же, наоборот, символом свободы и великих возможностей. «Вспоминающие» сегодня о 90-х на самом деле воспроизводят, на мой взгляд, устоявшиеся стереотипы, а не говорят о реальном времени.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Вначале — исчезновение КПСС и всех производных, с ней связанных. Возможность свободно писать/говорить. Свобода передвижения по миру. Для меня, профессионально — открытие архивов. В общем, говоря высоким слогом, освобождение личности от докучливой опеки государства.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Современная Россия возникла в 90-е. Живет (теоретически) по основному закону, принятому в 1993 году. Как может и как умеет. Большинство людей, которые сейчас на плаву/на слуху, «сделали себя» или «были сделаны» в 90-е. Поэтому сложно говорить о «влиянии». 90-е никуда не делись, они «внутри» нас.

4) Какими были ваши личные девяностые?

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Андрей Захаров, кандидат философских наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, редактор журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре»:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

1990-е волнуют потому, что на фоне нынешнего весьма тухлого времени они, особенно первая половина, смотрятся очень и очень неплохо. Тогда общество было живым, а сегодня оно в лучшем случае полуживое.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Нынешний режим — дитя 1993 года. Всенародно избранные парламенты нельзя расстреливать, даже если в них заседают преимущественно идиоты. 1990-е показали, что технократическое предпочтение, отдаваемое беззаконию, рождает не реформы, а только новое беззаконие.

4) Какими были ваши личные девяностые?

Мои личные 1990-е были посвящены большой политике. К сожалению, тогдашние надежды на очеловечивание страны не сбылись. Пока, по крайней мере.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Максим Кронгауз, доктор филологических наук, руководитель Центра социолингвистики ШАГИ РАНХиГС, профессор РГГУ:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

90-е годы — это время сдвига, за которым ощущалась перспектива. Это было время настоящего и будущего. Сегодня перспективы не ощущается, и люди обращаются в прошлое. 90-е ярче нулевых и реальнее 80-х, поэтому вспоминают их.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Важность — понятие глубоко субъективное. Для меня самым важным стала свобода даже не слова, а текста в публичном пространстве, возможность высказывания. Что же касается общественной жизни, то, пожалуй, непредсказуемость и скорость смены социальных и политических эпох.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Как воспоминания влияют на реальность? Почти никак. Точнее, как свидетельство того, что реальность могла бы быть другой.

4) Какими были ваши личные девяностые?

Это годы и профессионального, и личного раскрытия, плотно насыщенной событиями и довольно неожиданной жизни.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Святослав Каспэ, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

На самом деле их и не забывали — например, фильм «Лихие 90-е» вышел в 2007 году, а сам этот образ возник еще раньше. Похоже, что разговоры о 90-х стали способом высказывания о современности (с любым знаком). И как только прямое высказывание о современности в очередной раз затрудняется (это может происходить по разным причинам — не только из-за более или менее обоснованного страха неприятных последствий, но и тогда, например, когда современность делается непонятной, расплывается, обращается в морок), мы начинаем говорить о современности через 90-е. Просто потому, что они, в отличие от современности, прошли.

Впрочем, возможности использования образа 90-х в подобных целях истощаются. Ведь на самом деле это была очень короткая эпоха. 90-е начались никак не раньше рубежа 1991 и 1992 годов (25 декабря — отставка Горбачева, в Кремле спущен государственный флаг СССР, 2 января — начало гайдаровских реформ). Есть, между прочим, еще и такое мнение, что настоящие 90-е начались только в конце 1993 года, после того как политический режим Бориса Ельцина выиграл скоротечную гражданскую войну и обеспечил принятие новой Конституции, уже лишенной элементов и рудиментов «советского». Дата окончания 90-х несомненна — опять декабрь (1999 год), отставка Ельцина. То есть то ли 8 лет, то ли вообще 6. А «постдевяностые» длятся уже 16. То, что мы никак не можем перестать делить этот не такой уж большой кусок памяти, много и (неприятно) говорит о нашей способности к прямой рефлексии.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Важнее всего то, что мы так или иначе выжили — вообще-то классическая картина распада империи выглядит гораздо страшнее. Тут нельзя недооценивать значение конфликта 1993 года, который при ином исходе привел бы, конечно, не к «красному реваншу» и не к «коричневой чуме», а просто-напросто к распаду России и войне всех против всех. Не забудем и о кампании 1996 года, потому что реальная альтернатива тогда состояла не в том, «Ельцин или Зюганов», а в том, «выборы или переворот» (второй вариант активно продвигался группой Коржакова — Барсукова — Сосковца и в случае его реализации, опять же, привел бы страну к краху).

Но есть еще один аспект 90-х, как будто находящийся в «слепом пятне» и у ненавистников эпохи, и у ее апологетов. И те, и другие сходятся в том, что 90-е были временем разрушения — для одних губительного, для других целительного. Но ведь 90-е были еще и временем грандиозного созидания. Все институциональные конструкции, на которых до сих пор худо-бедно держится российская экономика и российская политика, созданы именно тогда. Ведь никто же не знал, что такое настоящий Центральный банк и как он должен работать; что такое Конституция, что такое президентство; что такое правительство; что такое валютная биржа; что такое торговые сети, etc. Тем не менее все это возникло и хоть как-то заработало. Созиданием занимались и многажды проклятые «региональные бароны», в целом удержавшие на своих территориях элементарный социальный порядок; и рядовые граждане, мучительно изобретавшие новые тактики и практики выживания — в большинстве своем успешные или, по крайней мере, не провальные. Тем, кто сегодня плюет в 90-е, стоило бы об этом задуматься. Впрочем, и тем, кто их защищает, тоже.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

События влиять не умеют — они уже состоялись. Влияют люди, у которых осталась память (нередко травматическая) о тех событиях. Люди разные, и память у них разная, и травмы тоже разные. С травмами можно и нужно работать (первое условие успеха такой работы — честность перед собой и другими). А вот снова и снова воспроизводить былые травмы, без конца прокручивать их, как будто в дурном сне, вредно. Самое же вредное то, что сплошь и рядом в публичном пространстве воспроизводятся даже не сами реальные травмы, а фальсифицированные, искаженные воспоминания о них (нередко и просто вранье). Это безумие. Его надо прекратить.

4) Какими были ваши личные девяностые?

Все 90-е годы я работал школьным учителем, параллельно занимаясь наукой. И жил так, как жили в то время школьные учителя. А еще я был молод.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Виктор Шнирельман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Во-первых, падение идеологических шор и приход демократии (хотя и в очень своеобразной форме). Во-вторых, открытость миру, поток новой информации, возможность напрямую, без посредников познакомиться с различными моделями мира, вырабатывая свое собственное отношение к происходящим событиям, получение возможности собственного выбора своего пути, а с этим ощущение ответственности за свою собственную судьбу. Думаю, это главное, что уже трудно изменить. Правда, не все справляются с этим вызовом.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Безусловно, дикий капитализм 90-х, разгул преступности, войны (межэтнические конфликты и чеченская война), положившие начало массовым миграциям, — все это сегодня воспринимается как негатив, требующий «наведения порядка» и «поддержания порядка». Все это, на мой взгляд, влияет на массовые настроения, фиксирующиеся социологами.

В то же время информационная революция и падение идеократического режима создают климат идейного плюрализма, позволяющего молодым людям вырабатывать свою собственную критическую позицию и становиться ответственными членами общества.

4) Какими были ваши личные девяностые?

Так случилось, что в этот период я оказался не связанным прежними обязательствами. Это позволило мне много путешествовать по миру, открыть для себя новую научную проблематику, выработать свой собственный подход к ее изучению и собрать большой массив фактических данных. Результатом и стали несколько десятков книг (не говоря уже о сотнях статей и докладов), о чем в предшествующий период нельзя было и помыслить.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Тамара Эйдельман, историк, преподаватель истории московской гимназии № 1567, заслуженный учитель России:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

Власть явно пытается скомпрометировать 90-е, закрепить в сознании людей картину «лихих 90-х» и противопоставить их нынешней «стабильности». Внушить людям, что, несмотря на все ужасы нынешней России, здесь жить хорошо, потому что нет того хаоса, который существовал в 90-е. Таким образом можно забыть, что 90-е были временем свободы, временем, когда государство не душило людей так, как оно делает это сейчас.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Думаю, во-первых, переход к рыночной экономике. Все плюсы и минусы избранного тогда пути повлияли на нашу сегодняшнюю жизнь. И еще появление поколения, которое не помнит советскую власть. Это породило, с одной стороны, большое количество людей, которые не были затронуты фальшью предыдущего периода, а с другой — не меньшее (а, может быть, и большее) количество тех, кто теперь идеализирует прошедшее.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Думаю, прежде всего то, что НЕ БЫЛО сделано. Главная трагедия современной России, на мой взгляд, заключается в том, что Ельцин не сумел провести люстрацию и мы не избавились от власти секретных служб.

4) Какими были ваши личные девяностые?

Упоительным временем свободы, развития, надежд.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Гасан Гусейнов, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

Вспоминают то, что сильно отличается от нынешнего состояния, хоть и было совсем недавно. Так вот, 1990-е, хоть и были недавно, резко отличаются от нынешнего состояния общества.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Для людей моего поколения главным было появление новых возможностей, сопряженных с огромным риском для жизни. Например, ни в какую другую эпоху в моем окружении не гибло столько людей — на политической, экономической арене.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Они требуют более глубокого анализа, чем сегодняшняя Россия могла бы обеспечить. Критически важная часть мыслящего общества покинула Россию, к сожалению. Часть интеллектуально и душевно опустилась, признав политическое поражение. Вся надежда на новое поколение, которое только подрастает. Все это — влияние 1990-х.

4) Какими были ваши личные девяностые?

На этот вопрос коротко не ответишь. Это было время запоздалого познания. В 36–40 лет мне пришлось добирать то, что прошло мимо меня в 20–35. У Теофраста описано явление «опсиматии».

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Михаил Ямпольский, доктор искусствоведения, профессор Нью-Йоркского университета:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

На этот вопрос есть много разных ответов. Для одних — это молодость, для других — свобода. В более общем смысле 90-е выступают как исток современной России, в том числе и как тот исток, в котором содержался нереализованный, к сожалению, потенциал или, увы, реализованный. История всегда ищет смысл, соотнося события с неким истоком, полагая, что развитие детерминировано причинами, которые его определяют из прошлого. Хотя, конечно, развитие прежде всего происходит под воздействием множества актуальных «причин», а не истока. Попытки понять, что же и когда пошло не так, неотвратимо толкают к 90-м. Вторая важная для меня причина возвращаться вспять к этому периоду связана с переживанием неслыханного энтузиазма, сопровождающего всякую революцию. Кант когда-то заметил, что энтузиазм революции может быть важнее, чем ее «события». Это был мощный аффект участия в истории, который полностью исчез, заместившись индифферентным ощущением своего неучастия.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Самым важным для меня было возникновение гражданского самосознания, чувства причастности к судьбе своей страны и ответственности за нее. Власть в это время лишается харизматической ауры и обнаруживает свою слабость и нищету. Происходит переосмысление отношений власти и человека. Человек перестает быть привычным для России рабом. Все это имело мощную эмоциональную окраску. Опыт свободы и достоинства оказывается воплощенным. С другой стороны, именно в это время в России успешно складываются те криминальные структуры, которые правят страной и сегодня.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Можно, конечно, назвать путч, расстрел парламента, распад СССР, запрещение КПСС и отказ от радикальной десоветизации как центральные события. Для меня важнее иное. 90-е дали мощный аффективный заряд, но так и не построили необходимые для функционирования демократии институции. Все осталось поэтому на уровне порывов. Пользу для себя извлекли в основном криминальные структуры, которые, в отличие от демократических институтов, сложились в относительно эффективно действующую систему. Благие намерения обыкновенно в России остаются «порывами», а криминальные структуры отливаются в реальность.

4) Какими были ваши личные девяностые?

В 1991 году, сразу после путча я на год уехал в США писать книгу, а потом получил там работу. 90-е для меня — это тяжелый и увлекательный период адаптации к совершенно иным условиям жизни и к иным способам отношения к реальности (в том числе и в профессиональной сфере). Было трудно, но очень интересно, как и многим людям этого времени.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Кирилл Кобрин, кандидат исторических наук, член редколлегии журнала «Неприкосновенный запас»:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

Происходящее сегодня с российским обществом и государством есть вполне закономерное завершение 1990-х. Девяностые, говоря высоким слогом, начало «постсоветского проекта» в России и еще нескольких бывших советских республиках. Нынешняя деградация (а я иначе не могу назвать нынешнее состояние дел) демонстрирует окончательный провал этого проекта — с идеологической, социальной и даже культурной точки зрения. В 1990-е обществу был предложен определенный образ будущего. Если выразить его самым простым образом, то он заключался в идее «зажить по-человечески, как люди», что значило «как на Западе». Но для этого нужно было изменить сознание — частное и общественное, пересмотреть систему ценностей, мировоззрение и проч. Несмотря на то что люди, «продвигавшие» подобный образ будущего, занимали ключевые позиции в медиа, культуре, экономике и даже политике (пусть их «демократические», «западнические» сантименты часто были инстинктивными и неотрефлексированными), несмотря на то что этот круг идей был «мейнстримом», ровным счетом никакого воздействия на общественное мнение это не оказало. Нынешняя ностальгия по 1990-м у части общества — сожаление об упущенных возможностях, воспоминания о блестящем начале проигранной кампании.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Главным было то, что жителя РФ наконец-то оставили в покое. Ненадолго, конечно, но тем не менее. Многие, будучи предоставленными самим себе, выказали незаурядную сметку и способности, прежде всего в экономической сфере. В этом была и сила, и слабость 1990-х. Хозяйственное поведение, бытовые привычки, кое-что другое поменялось радикально, но общественное сознание, система социальных ценностей, представлений о прошлом и так далее — нет. В этой пропасти между новым и старым, которая разверзлась в сознании почти каждого жителя РФ, и зародился новый режим. Забавно, что процесс «термидора» начался тоже в 1990-е, с идиотской моды на все советское, с этого слободского постмодернизма «Старых песен о главном».

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

См. ответ на пункт первый. Реальность нынешнего жителя РФ сконструирована из позднесоветской поп-культуры, этого главного — собственно, почти единственного, оказавшегося актуальным — наследия брежневского времени. Заметьте, что даже эти православно-монархические реконструкторы, вроде небезызвестного Стрелкова-Гиркина, играются в белых офицеров из советских фильмов про неуловимых мстителей и адъютанта его превосходительства. Все это началось в девяностые — и началось с неприятного осознания того, что у «нас» не получается сочинить, придумать, сделать что-то свое. Проще играться в уютно пахнущие докторской колбасой советские игрушки.

4) Какими были ваши личные девяностые?

Тяжелые — нужно было физически выжить, работая в провинциальном вузе. Интересные — очень много прочитано в то время, многое продумано, кое-что написано. Смешные — пришлось же наблюдать ужимки этих забавных людей в малиновых пиджаках. Страшные — война в Чечне, которую я не могу простить убийцам с обеих сторон.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

Александр Чудинов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН:

1) Почему именно сегодня так часто вспоминают 90-е годы?

Во Франции 20-х годов XIX века люди, пережившие Французскую революцию, хранили о ней самые тягостные воспоминания. Однако входившее в жизнь новое поколение не имело личного опыта жизни в «эпоху перемен». Чтобы обеспечить поддержку «принципам 1789 года» со стороны молодежи, либеральные историки эпохи Реставрации, очень талантливые и тоже молодые, сконструировали такой образ Революции, который должен был вытеснить негативные воспоминания о ней из исторической памяти нации. Это им удалось. Их интерпретация определила трактовку Французской революции на полтора с лишним столетия, и только во второй половине ХХ века историки признали ее мифом. В наши дни создание «золотой легенды» о 90-х выглядит таким же мифотворчеством, рассчитанным на неосведомленность юных.

2) Что было самым важным в этом времени? Какие изменения оказались главными?

Самым важным считаю падение «железного занавеса». Открывшись миру и непосредственно соприкоснувшись с ним, мы обрели возможность через сравнение оценивать достоинства и недостатки того, что сами имеем. Живя в закрытом обществе, мы верили в существование «земного рая» где-то вовне. Дабы проверить это, мы, вместо того чтобы выглянуть за дверь, в щепки разнесли собственный дом и лишь тогда убедились: «рая» нет нигде, а есть просто другая жизнь со своими заботами и проблемами. Тысячелетнего царства на земле в ближайшее время не предвидится, а потому надо возделывать собственный сад, терпеливо выпалывая сорняки. Избавление от иллюзий, на мой взгляд, главное достижение 90-х.

3) Как события 90-х влияют на современную Россию?

Мне кажется, на большинстве из тех, кто во взрослом возрасте прошел через 90-е, лежит неизгладимый отпечаток тяжелого, унизительного опыта выживания изо дня в день, когда люди самых необходимых обществу профессий оказались со своими семьями ввергнуты в настоящую нищету. Эта болезненная прививка обеспечила нашему поколению иммунитет от радикальных перемен, думаю, на всю жизнь.

4) Какими были ваши личные девяностые?

В 1990 году из-за моего выступления о революциях на международном конгрессе советское академическое начальство зачислило меня в «идеологические враги». В августе 91-го я пошел к Белому дому, так как победа ГКЧП, помимо прочего, была лично для меня чревата как минимум изгнанием из профессии. Однако затем я оказался среди того большинства перестроечной интеллигенции, которое перемены 90-х поставили на грань выживания. В науке удалось удержаться лишь благодаря интеграции в систему международного сотрудничества. К счастью, государство тогда, в отличие от советских времен, перестало вмешиваться в содержание исторических исследований и регламентировать связи с зарубежными коллегами. Пользуясь с тех пор абсолютной свободой научного творчества, считаю ее одним из немногих бесспорных достижений 90-х.

Смотрите также (и читайте текстовую версию):

Источник

Рождённые в 80-х: потерянное поколение

Что лучше восьмидесятые или девяностые

1. Переходное поколение

Люди, рождённые в 80-х, стали как бы прототипом современного человека: они были переходным вариантом со всеми вытекающими последствиями. С одной стороны, они опережали своё время в конкретно взятой стране — они были более современным, чем само время. С другой стороны, они безнадёжно отставали от того, с чем им предстояло столкнуться в ближайшем будущем. Получается ни туда и ни сюда: в старом мире эти люди были гонимыми выскочками-бунтарями, в новом — слепыми котятами, совершенно непонимающими, как устроен мир.

Такое положение можно воспринимать по-разному. Эти люди были своего рода первопроходцами, что вызывает симпатию. Но столкнувшись с реальностью, к которой они не были готовы, эти люди дрогнули, сдали назад и закрылись в своих раковинах. Их сердца больше не требовали перемен, глаза потухли вовсе, в пульсирующих венах спирт смешался со всякой дурью.

2. Нежелание работать и заводить семьи

Демографическая яма была организована поколением 80-х. Нет, это, естественно, не был тайный план или какой-то заговор, просто не хотелось себе жизни как у своих родителей. В целом детство почти всегда вспоминается позитивно, ведь в нём было самое главное и дорогое — само детство. Но люди, рождённые в 80-х и выросшие в 90-х, прекрасно помнят, насколько тяжело было их родителям. Вот уж какому поколению нужно памятник воздвигать! Как они справились, как вынесли те испытания — в голове не укладывается. Это отпечаталось в самом сознании. Тут бы самому выжить, а брать ответственность ещё и за семью, за детей… Сама мысль о подобном отталкивает всякое желание.

Работать это поколение не особо любит по той же причине. Они ведь видели, как тяжело и честно всю жизнь трудились их родители, и что же они получили взамен? Унизительное положение на грани выживания, жизнь от зарплаты до зарплаты и никаких перспектив. Кому ж захочется работать после такого? Хотя приходится, конечно: есть что-то нужно.

Что лучше восьмидесятые или девяностые

3. Обречённость и мракобесие

Если выбирать одно слово, которым можно охарактеризовать моральное состояние поколения 80-х, — пожалуй, это будет «обречённость», хотя они и не признают себя обречёнными. Но всё происходящее в стране сегодня случается именно по воле этого поколения, ведь оно является активным большинством. Это поколение, ждавшее перемен и получившее их, хлебнуло сполна и больше никаких перемен не ждёт. Ровно наоборот: нечто вроде «как бы хуже не стало». Поэтому у руля страны сидят те, кто сидит. Поколение 80-х — их самый главный электорат, именно на них действует лозунг «Не качайте лодку — хотите как в 90-х?» «Ну уж нет, не хотим, — отвечает целое поколение. — Пускай происходит что угодно, но только не превращайте нас в наших родителей из 90-х. Это один из самых больших страхов».

Поколение 80-х наиболее падко на всевозможное мракобесие: эти люди часто верят во всякую мистическую ерунду, они подвержены старым суевериям, они верят во все теории заговоров. Среди сторонников плоской Земли большинство — это люди в возрасте 30+ лет, что парадоксально. Молодёжь, которая по определению должна быть глупее, на подобное ведётся значительно реже. Конечно, они ненавидят США и пендосов, ненавидят «Гейропу» — это ж они во всём виноваты. В чём именно? Да абсолютно во всём, и в первую очередь — в 90-х. Девяностые — это особый триггер, самое страшное, что может быть. Этого реально не понять человеку, рождённому в нулевых например. Стоит повториться ещё раз: эти люди боятся не самих девяностых, а оказаться на месте своих родителей из девяностых.

4. Не мы такие

«Не мы такие — жизнь такая» — фраза, справедливая для поколения 80-х. А чего было ожидать — на глазах этих людей мир кардинально изменился, причём уже два раза. Они видели, как государство отказалось от своих обязательств, как сгорели накоплениях их родителей и бабушек. Они видели, как стремительно деградировали все государственные институты. Образование эти люди получили гибридное. С одной стороны, повезло, ведь в школах почти все учителя были ещё те самые, люди призвания. Эти учителя вкладывали свою душу в работу, и поэтому из поколения 80-х вышло хоть что-то. Могло быть намного хуже. С другой стороны, душа душой, но методички были безнадёжно устаревшими. Во всех школах была информатика, но на ней учили «Бэйсик» — язык, который уже нафиг нигде не нужен был. Катастрофически не хватало реагентов для любых опытов — на уроки биологии приходилось приносить семечки, купленные у бабули на рыночке. 1–2 опыта в год по химии или физике, и это если сильно повезёт. На уроках астрономии учили пользоваться истрёпанными планисферами и рассказывали об открытиях 30-летней давности. В старых методичках, вероятно, был запрет на тему высадки идеологического конкурента на Луну, оттого чуть ли не 90 % рождённых в 80-х уверены, что высадки никакой и не было.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *