Что лучше выше частота или меньше тайминги
реклама
Многие из нас пытаются взять красивые частоты при наличии достаточно бюджетной оперативной памяти. Ситуация ухудшается тем, что в наличии зачастую оказывается весьма бюджетный процессор с посредственным контроллером памяти, что особенно актуально для ранних CPU от AMD с микроархитектурами Zen и Zen+. И вот вы пытаетесь «ухватить» свою мечту, взять красивое и круглое число мегагерц на своей весьма бюджетной оперативной памяти, завышая тайминги и задирая напряжение по-максимуму. Но стоит ли оно того?
Достаточно ярким примером будет сравнение двух типов разгона DDR4 на платформе AM4: 3400 MHz с таймингами 16-18-14-34 VS 3333 MHz с таймингами 14-18-14-32.
реклама
Опытные оверклокеры могут посмеяться и сразу понять, что победит память с чуть меньшей частотой и более низкими таймингами. Но данная статья как обычно будет ориентирована на новичков в оверклокинге и покажет, сколько FPS в играх «проиграет» начинающий оверклокер, выбрав чуть большую частоту и пожертвовав приемлемыми таймингами.
Тестовый стенд
Тестирование разгона модулей оперативной памяти CRUCIAL Ballistix BL2K16G30C15U4B 2×16 Гб проводилось на следующей конфигурации:
В качестве средств измерения быстродействия применялись утилиты Fraps и MSI Afterburner, а для построения графиков и диаграмм использовался типичный Excel.
реклама
Синтетические тесты
Тестирование предлагаю начать традиционно с синтетики.
реклама
В синтетическом тесте Aida64 для проверки кэша и памяти «победителем» оказалась память в разгоне 3400 MHz, пусть и с чуть большими таймингами.
Но если мы рассматриваем разгон ради увеличения производительности ПК в играх или каких-то других реальных задачах, то одним лишь тестом памяти в Aida64 нельзя ограничиваться ни в коем случае.
Итак, давайте же теперь перейдем к тестам в играх, где мы сможем увидеть реальную разницу между этими двумя типами разгона.
Assassin’s Creed Odyssey
Итак, перед началом тестирования в графиках и диаграммах, я предлагаю вам оценить разницу на двух одинаковых скриншотах, чтобы ни у кого не было сомнений в «эксельности» данного тестирования.
Уже даже в «скриншотном сравнении» становится понятно, что меньшие тайминги дают ощутимо больше производительности, чем чуть завышенная частота.
Но давайте же теперь обратимся к графику FPS.
Тестовый отрезок: пробежка по дороге из начального дома.
Стабильные 60 FPS обеспечивает чуть более низкая частота с низкими таймингами.
Также предлагаю ознакомиться с диаграммой значений FPS.
И по всем показателям FPS память с частотой 3333 MHz CL14 оказывается впереди.
Перейдем же к следующей игре.
Total War: Attila
Максимальные настройки графики без сглаживания.
Разрешение экрана: 1366×768.
Но давайте же посмотрим, как снижение частоты и таймингов скажутся на производительности в этой игре.
Обратимся к графику FPS.
Тестовый отрезок: встроенный в игру бенчмарк.
Этот график как нельзя лучше демонстрирует серьезные падения FPS с памятью 3400 CL16.
Но это все еще «цветочки». Статистика редких и очень редких событий заставляет забыть о плавности геймплея с высокими таймингами в данной игре.
А теперь представим результаты замеров FPS в виде общей диаграммы.
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
Максимальные настройки графики, выкрученные вручную.
Рендер: полное динамическое освещение.
Разрешение экрана: 1366×768.
Начнем с графика FPS.
Тестовый отрезок: прогулка по Кордону.
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля почему-то отличился серьезным скачком FPS в одном из моментов тестового отрезка, когда производилось тестирование памяти 3400 MHz.
Все же, давайте перейдем к общей диаграмме.
Справедливости ради отметим, что память с более низкой частотой и более низкими таймингами показала лучшие результаты по статистике редких и очень редких событий, а также по минимальному FPS.
Заключение
Как показало тестирование, в разгоне оперативной памяти важны не частоты и не тайминги. Важен баланс между напряжением, частотой и таймингами, как и вытекающий баланс между ростом температур и приростом производительности.
К слову, память на 3400 MHz была абсолютно стабильна при вольтаже в 1.39 вольт. А памяти с частотой в 3333 MHz было уже достаточно 1.36 вольт. При том условии, что минимальный рабочий вольтаж не подбирался ни для одного из вариантов разгона.
Правильная оптимизация таймингов способна крайне положительно сказаться на приросте производительности в играх. Оптимизированная память на меньшей частоте способна показать более лучшие результаты, чем та память, которая работает на большей частоте, но не подвергалась оптимизации в плане правильной настройки таймингов, напряжений и сопротивлений.
Тайминги и частота оперативной памяти: кто важнее и влиятельней?
Привет, дорогие читатели моего блога! Среди юзеров существует одно распространенное заблуждение – мол, если прочитать пару статей по интересующей теме, сразу становятся понятны большинство вопросов и можно дать однозначный ответ: например, что кот Шредингера все-таки жив.
Естественно, найдутся адепты обеих точек зрения, которые будут доказывать друг другу, насколько сильно не прав оппонент.
К этой же категории относится вопрос: что важнее тайминги или частота оперативной памяти и от чего сильнее зависит производительность системы в целом?
Немного об этом я расскажу в сегодняшней публикации.
Однозначный ответ
Чтобы осознать всю глубину глубин этого вопроса, рекомендую вам для начала ознакомиться с публикацией о таймингах оперативной памяти. Сейчас же не буду растекаться мыслью по древу и скажу так: частота и тайминги не всегда находятся в обратной зависимости и параметры эти скорее перпендикулярные, чем параллельные.
Поэтому я могу разочаровать тех, кто ищет однозначного ответа на этот вопрос: его просто нет. Наблюдается влияние обеих параметров на быстродействие оперативки, а тесты иногда показывают противоречивые результаты.Если упростить, то частота, в первую очередь, влияет на быстродействие ОЗУ, а тайминги – на стабильность ее работы (чем ниже тайминги, тем надежнее такая система). Для домашнего компьютера, конечно же, важна скорость. Однако домашними компьютерами область применения оперативки не ограничивается, не так ли?
И если брать такую шайтан-машину, как например сервер (даже локальный), то обычно скоростью работы жертвуют, если это необходимо, в угоду надежности. Именно так – крах единственного сервера может на неопределенное время парализовать работу небольшой организации. А уж сколько интересного и нового узнает о себе админ от пользователей, которые не успели сохранить документы в сетевых папках!
Однако и в случае с домашним компом не все так однозначно. Для медиа центра или игрового ПК, конечно же, более важна скорость работы (особенно для игрового), поэтому ориентироваться следует как раз на частоту.
Естественно, не все юзеры используют компы только в этих целях – многие попутно еще балуются с Фотошопом или рендерят видео для YouTube (как по мне, в последнее время слишком многие).
Такой тяжеловесный софт требует от ПК, в первую очередь, стабильности, особенно программы, которые работают с видео и звуком. Согласитесь, обидно, когда после полуторачасового рендеринга ролика все неожиданно виснет, итоговый файл не сохраняется и приходится начинать все заново.
А если еще при этом пользователь забыл сохранить проект и приходится заново монтировать видеоряд – желание заниматься подобным пропадает напрочь.
Для компов, используемых в этих целях, рекомендуется не только мощный процессор, но и оперативка с малыми таймингами. Если необходимо, частотой можно пожертвовать.
Как это влияет на цену детали
При прочих равных параметрах DDR3 будет работать быстрее, чем DDR4 из-за особенностей архитектуры: тайминги у нее ниже. Более подробно о типах оперативной памяти DDR3 и DDR4, чем они отличаются и что лучше, вы можете почитать в одной из предыдущих публикаций.
И если сегодня частотой никого не удивишь – за адекватную цену можно приобрести вполне шуструю планку оперативки и даже комплект, то борьба за снижение таймингов ведется производителями комплектующих не прекращаясь. Из-за особенностей технологического процесса себестоимость планки с меньшими таймингами дороже.
Также учитывайте, что по себестоимости вам эти комплектующие, естественно, никто не продаст, и прежде чем осесть в слоте домашнего ПК, ОЗУ проходит через руки нескольких посредников. При этом каждый хочет получить дополнительную выгоду с юзера, готового платить за хорошие технические характеристики.
Что лучше – заплатить дороже за неиспользуемые возможности или сэкономить, но получить деталь без возможности выжать дополнительную мощность, сказать не берусь.
Рекомендация от меня лично
О том, как правильно подобрать оперативную память для компьютера, вы можете почитать в этой статье. От себя же в качестве оперативки для игрового ПК могу порекомендовать комплект Kingston DDR4-2666 HyperX Savage Black (HX426C13SB2K2/16) – две планки по 8 Гб.
Выглядят они круто: стильный радиатор черного или красного цвета с хищными линиями, при этом высота самой планки не будет мешать установке прочих комплектующих. Цена по сравнению с аналогичным товаром от конкурентов немного ниже.
На этом, дорогие читатели, я с вами прощаюсь, до завтра. Спасибо за внимание и не забываем подписаться на рассылку и поделиться новостью в социальных сетях.
А вот и вторая часть серии материалов про оперативную память. О чем же сегодня поговорим? Да почти обо всем: влияние частоты на производительность, влияние таймингов на производительность, разница в автоматической и ручной настройке таймингов и немного тестов в реальных условиях. И да, снова связка Intel Core i7-8700K и Corsair Vengeance® LPX 16GB (2 x 8GB) DDR4 DRAM 4400MHz C19.
Частота. Тайминги это ссанина вообще бесполезная, от которых толку как от козла молока. На текущий момент известно что в большинстве игр с 4.2ГГц частотой вы получите наибольший прирост. Уж сомневаюсь что кто-то сможет снизить тайминги так сильно чтобы обойти 4.2ГГц.
Kirill22092
Kirill22092 написал: Не даром люди не покупают дешман планки и не выставляют 4200Mhz и CLOver100
Да собственно у тебя память просто такие частоты не возьмет, хоть какие тайминги ставь. Я имел ввиду что тайминги нужно снижать, но ни в коем случае не ставить их в приоритет перед частотой. В случае с Рязанью, эта срань с высокочастотной памятью (по моему 3200 максимум) она работать отказывается, по этому АМДВодам остается только понижать тайминги. В случае с Интелом можно вкарячить хоть 6ГГц ОЗУ, и такая память даже с высокими таймингами (минимальными для корректной работы) будет куда лучше. А ваще Оверы та еще срань, там дурачков хватает. Никто из них даже не знает как разлочить ASUS GTX 970, а мне вот довелось этого достичь. Даже было дело описывал способ как это сделать, но там только удивились пару человек.
Ruv1k
Ruv1k написал: В случае с Рязанью, эта срань с высокочастотной памятью (по моему 3200 максимум) она работать отказывается
Ну как можешь посмотреть у меня в профиле 3533 и держит нормально, люди и больше берут
Ruv1k написал: Я имел ввиду что тайминги нужно снижать
Ruv1k написал: Тайминги это ссанина вообще бесполезная, от которых толку как от козла молока.
Ruv1k написал: А ваще Оверы та еще срань, там дурачков хватает. Никто из них даже не знает как разлочить ASUS GTX 970, а мне вот довелось этого достичь.
Что такое тайминги и как они влияют на скорость оперативной памяти
Содержание
Содержание
Выбор оперативной памяти в игровую сборку может обернуться кошмаром, если начать разбираться в тонкостях ее работы. Требования современных игровых и рабочих задач диктуют свои условия, поэтому память — теперь чуть ли не самая важная и сложная часть в сборке компьютера. Среди многочисленных моделей нужно выбрать единственный подходящий вариант и это пугает. Причем самое сложное в этом — почему память с меньшей частотой работает быстрее и показывает больше кадров в играх, чем та, у которой частота выше. Для этого нужно разобраться, в чем все-таки измеряется скорость памяти и какие параметры влияют на нее.
Мощность компьютера измеряется величиной FLOPS, которая обозначает количество вычислительных операций за секунду. По причине того, что компьютеры могут одновременно выполнять миллионы операций, к флопсам добавляют приставку «гига».
В привычной же обстановке мы можем путать мощность и частоту, поэтому считаем производительность компьютеров не гигафлопсами, а максимальной рабочей частотой. Это проще в рядовых ситуациях, когда говорящие знают тему хорошо и соотносят мощность с герцами в уме автоматически.
В то же время, такое языковое упрощение вносит коррективы в понимание практической части вопроса. Вырывая контекст из форумов, рядовой пользователь и правда думает, что мощность памяти можно выразить в герцах. Просто потому, что гонка за частотой стала трендом среди любителей и энтузиастов. Это и мешает неопытному человеку понять, почему его высокочастотный процессор может проиграть тому, у которого на несколько сотен герц меньше. Все просто — у одного два ядра и четыре потока, а у другого четыре настоящих. И это большая разница.
Оперативная память и ее скорость
Оперативная память состоит из тысяч элементов, связанных между собой в чипах-микросхемах. Их называют банками (bank), которые хранят в себе строчки и столбцы с электрическим зарядом. Сам электрический заряд — это информация (картинки, программы, текст в буфере обмена и много чего еще). Как только системе понадобились данные, банка отдает заряд и ждет команды на заполнение новыми данными. Этим процессом руководит контроллер памяти.
Для аналогии, сравним работу оперативной памяти и работу кафе. Чипы можно представить в виде графинов с томатным соком. Каждый наполнен соком и мякотью спелых помидоров (электрический заряд, информация). В кафе приходит клиент (пользователь компьютера) и заказывает сок (запускает игру). Бармен (контроллер, тот, кто управляет банками) принимает заказ, идет на кухню (запрашивает информацию у банок), наливает сок (забирает игровые файлы) и несет гостю, а затем возвращается и заполняет графин новым соком (новой информацией о том, что запустил пользователь). Так до бесконечности.
Тайминги — качество
Работа памяти, вопреки стереотипу, измеряется не только герцами. Быстроту памяти принято измерять в наносекундах. Все элементы памяти работают в наносекундах. Чем чаще они разряжаются и заряжаются, тем быстрее пользователь получает информацию. Время, за которое банки должны отрабатывать задачи назвали одним словом — тайминг (timing — расчет времени, сроки). Чем меньше тактов (секунд) в тайминге, тем быстрее работают банки.
Такты. Если нам необходимо забраться на вершину по лестнице со 100 ступеньками, мы совершим 100 шагов. Если нам нужно забраться на вершину быстрее, можно идти через ступеньку. Это уже в два раза быстрее. А можно через две ступеньки. Это будет в три раза быстрее. Для каждого человека есть свой предел скорости. Как и для чипов — какие-то позволяют снизить тайминги, какие-то нет.
Частота — количество
Теперь, что касается частоты памяти. В работе ОЗУ частота влияет не на время, а на количество информации, которую контроллер может утащить за один подход. Например, в кафе снова приходит клиент и требует томатный сок, а еще виски со льдом и молочный коктейль. Бармен может принести сначала один напиток, потом второй, третий. Клиент ждать не хочет. Тогда бармену придется нести все сразу за один подход. Если у него нет проблем с координацией, он поставит все три напитка на поднос и выполнит требование капризного клиента.
Аналогично работает частота памяти: увеличивает ширину канала для данных и позволяет принимать или отдавать больший объем информации за один подход.
Тайминги плюс частота — скорость
Соответственно, частота и тайминги связаны между собой и задают общую скорость работы оперативной памяти. Чтобы не путаться в сложных формулах, представим работу тандема частота/тайминги в виде графического примера:
Разберем схему. На торговом центре есть два отдела с техникой. Один продает видеокарты, другой — игровые приставки. Дефицит игровой техники довел клиентов до сумасшествия, и они готовы купить видеокарту или приставку, только чтобы поиграть в новый Assassin’s Creed. Условия торговли такие: зона ожидания в отделе первого продавца позволяет обслуживать только одного клиента за раз, а второй может разместить сразу двух. Но у первого склад с видеокартами находится в два раза ближе, чем у второго с приставками. Поэтому он приносит товар быстрее, чем второй. Однако, второй продавец будет обслуживать сразу двух клиентов, хотя ему и придется ходить за товаром в два раза дальше. В таком случае, скорость работы обоих будет одинакова. А теперь представим, что склад с приставками находится на том же расстоянии, что и у первого с видеокартами. Теперь продавец консолей начнет работать в два раза быстрее первого и заберет себе большую часть прибыли. И, чем ближе склад и больше клиентов в отделе, тем быстрее он зарабатывает деньги.
Так, мы понимаем, как взаимодействует частота с таймингами в скорости работы памяти.
Соответственно, чем меньше метров проходит контроллер до банок с электрическим зарядом, тем быстрее пользователь получает информацию. Если частота памяти позволяет доставить больше информации при том же расстоянии, то скорость памяти возрастает. Если частота памяти тянет за собой увеличение расстояния до банок (высокие тайминги), то общая скорость работы памяти упадет.
Сравнить скорость разных модулей ОЗУ в наносекундах можно с помощью формулы: тайминг*2000/частоту памяти. Так, ОЗУ с частотой 3600 и таймингами CL14 будет работать со скоростью 14*2000/3600 = 7,8 нс. А 4000 на CL16 покажет ровно 8 нс. Выходит, что оба варианта примерно одинаковы по скорости, но второй предпочтительнее из-за большей пропускной способности. В то же время, если взять память с частотой 4000 при CL14, то это будет уже 7 нс. При этом пропускная способность станет еще выше, а время доставки информации снизится на 1 нс.
Строение чипа памяти и тайминги
В теории, оперативная память имеет скорость в наносекундах и мегабайтах в секунду. Однако, на практике существует не один десяток таймингов, и каждый задает время на определенную работу в микросхеме.
Они делятся на первичные, вторичные и третичные. В основном, для маркетинговых целей используется группа первичных таймингов. Их можно встретить в характеристиках модулей. Например:
Вот, как выглядят тайминги на самом деле:
Их намного больше и каждый за что-то отвечает. Здесь бармен с томатным соком не поможет, но попробуем разобраться в таймингах максимально просто.
Схематика чипов
Микросхемы памяти можно представить в виде поля для игры в морской бой или так:
В самом упрощенном виде иерархия чипа это: Rank — Bank — Row — Column. В ранках (рангах) хранятся банки. Банки состоят из строк (row) и столбцов (column). Чтобы найти информацию, контроллеру необходимо иметь координаты точки на пересечении строк и столбцов. По запросу, он активирует нужные строки и находит информацию. Скорость такой работы зависит от таймингов.
Первичные
CAS Latency (tCL) — главный тайминг в работе памяти. Указывает время между командой на чтение/запись информации и началом ее выполнения.
RAS to CAS Delay (tRCD) — время активации строки.
Row Precharge Time (tRP) — прежде чем перейти к следующей строке в этом же банке, предыдущую необходимо зарядить и закрыть. Тайминг обозначает время, за которое контроллер должен это сделать.
Row Active Time (tRAS) — минимальное время, которое дается контроллеру для работы со строкой (время, в течение которого она может быть открыта для чтения или записи), после чего она закроется.
Command Rate (CR) — время до активации новой строки.
Вторичные
Второстепенные тайминги не так сильно влияют на производительность, за исключением пары штук. Однако, их неправильная настройка может влиять на стабильность памяти.
Write Recovery (tWR) — время, необходимое для окончания записи данных и подачи команды на перезарядку строки.
Refresh Cycle (tRFC) — период времени, когда банки памяти активно перезаряжаются после работы. Чем ниже тайминг, тем быстрее память перезарядится.
Row Activation to Row Activation delay (tRRD) — время между активацией разных строк банков в пределах одного чипа памяти.
Write to Read delay (tWTR) — минимальное время для перехода от чтения к записи.
Read to Precharge (tRTP) — минимальное время между чтением данных и перезарядкой.
Four bank Activation Window (tFAW) — минимальное время между первой и пятой командой на активацию строки, выполненных подряд.
Write Latency (tCWL) — время между командой на запись и самой записью.
Refresh Interval (tREFI) — чтобы банки памяти работали без ошибок, их необходимо перезаряжать после каждого обращения. Но, можно заставить их работать дольше без отдыха, а перезарядку отложить на потом. Этот тайминг определяет количество времени, которое банки памяти могут работать без перезарядки. За ним следует tRFC — время, которое необходимо памяти, чтобы зарядиться.
Третичные
Эти тайминги отвечают за пропускную способность памяти в МБ/с, как это делает частота в герцах.
Эти отвечают за скорость чтения:
Эти отвечают за скорость копирования в памяти (tWTR):
Скорость чтения после записи (tRTP):
А эти влияют на скорость записи:
Скорость памяти во времени
Итак, мы разобрались, что задача хорошей подсистемы памяти не только в хранении и копировании данных, но и в быстрой доставке этих данных процессору (пользователю). Будь у компьютера хоть тысяча гигабайт оперативной памяти, но с очень высокими таймингами и низкой частотой работы, по скорости получится уровень неплохого SSD-накопителя. Но это в теории. На самом деле, любая доступная память на рынке как минимум соответствует требованиям JEDEC. А это организация, которая знает, как должна работать память, и делает это стандартом для всех. Аналогично ГОСТу для колбасы или сгущенки.
Стандарты JEDEC демократичны и современные игровые системы редко работают на таких низких настройках. Производители оставляют запас прочности для чипов памяти, чтобы компании, которые выпускают готовые планки оперативной памяти могли немного «раздушить» железо с помощью разгона. Так, появились заводские профили разгона XMP для Intel и DOHCP для AMD. Это «официальный» разгон, который даже покрывается гарантией производителя.
Профили разгона включают в себя информацию о максимальной частоте и минимальных для нее таймингах. Так, в характеристиках часто пишут именно возможности работы памяти в XMP режимах. Например, частоте 3600 МГц и CL16. Чаще всего указывают самый первый тайминг как главный.
Чем выше частота и ниже тайминги, тем круче память и выше производительность всей системы.
Так работает оперативная память с момента ее создания и до нашего времени.