Что лучше высокопроизводительный процессор nvidia или интегрированное графическое оборудование
Какая видеокарта лучше – дискретная или интегрированная: подробное сравнение
Когда дело доходит до выбора ПК, одним из ключевых аппаратных компонентов, влияющих на ваше решение, становится видеокарта.
Существуют два основных типа видеокарт: встроенные и дискретные (или выделенные).
Первый вариант дает возможность значительно сэкономить, отказавшись от выбора отдельной видеокарты.
Но только ли в цене разница?
Дискретные видеокарты: для красивой графики и видеомонтажа
Дискретная видеокарта — это отдельная комплектующая, которая использует собственный процессор и независимый источник видеопамяти. При этом оперативную память под свои нужды она не задействует.
Такие решения оптимально подходят для требовательных видеоигр, графического дизайна и трехмерного моделирования. В игровых ноутбуках также встречаются дискретные видеокарты мобильного форм-фактора.
Но есть нюансы:
Интегрированные видеокарты: для базовых задач
В отличие от дискретных видеокарт, встроенные не имеют собственных независимых источников памяти и задействуют оперативную память ПК и ноутбука (в последних они встречаются чаще).
Что выбрать
При принятии решения о выборе видеокарты основным фактором, который следует учитывать, является функциональность или то, для чего вы собираетесь использовать ПК.
Если мы говорим о стандартном настольном ПК, который будет использоваться для просмотра веб-страниц, Microsoft Office, воспроизведения видео и т.д., то встроенного графического процессора, даже самого элементарного, будет более чем достаточно.
Интегрированная графика Intel UHD 630 вполне может справиться даже с 4K, когда речь идет о регулярном использовании настольных ПК, а многие более дешевые гибридные процессоры от AMD очень экономичны.
Что касается дискретных моделей, они действительно стоят вложений, только если вы собираетесь использовать их в полной мере.
Для большинства людей это будут видеоигры, хотя профессиональное программное обеспечение для редактирования видео или 3D-моделирования может значительно выиграть от дополнительной вычислительной мощности, которую может предложить дискретный графический процессор.
Но когда речь идет об играх, мы уже упоминали, что базовых интегрированных графических процессоров может быть достаточно только для запуска старых тайтлов или менее требовательных киберспортивных игр.
Если вы хотите добиться высокой частоты кадров или играть с более высоким разрешением, то дискретная видеокарта – то, что надо.
Как видно из вышеприведенного видео, интегрированная графика AMD Vega превосходит встроенные чипы Intel UHD 630, которые вы найдете в паре с основными процессорами Intel. Поэтому, если вы хотите собрать игровой ПК без дискретной видеокарты, лучшим выбором будет Ryzen 5 3400G, Ryzen 3 3200G или их аналоги второго поколения.
Но, с другой стороны, вы не можете найти интегрированную графику в более мощных процессорах Ryzen, тогда как все, кроме тех процессоров Intel, которые отмечены буквой «F», поставляются именно с интегрированными картами.
Таким образом, если вы хотите интегрированную графику и высокопроизводительный ЦП для программного обеспечения, Intel – лучший выбор.
Еще один фактор, который мы не можем проигнорировать, — это цены. Как упоминалось ранее, интегрированные модели намного дешевле, поскольку видеокарта входит в состав CPU/APU, который может стоить всего 50 долларов (около 3400 рублей) в случае с некоторыми моделями AMD Athlon и Intel Celeron.
Таким образом, если вы обладаете небольшим бюджетом, переход на хороший интегрированный графический процессор поможет сэкономить немного денег, но, как было установлено ранее, такой модели будет недостаточно для более высоких разрешений или частот.
Что ж, выше мы описали все плюсы и минусы дискретных и интегрированных видеокарт. Как видите, все довольно просто, но на практике выбрать подходящую модель намного сложнее.
Интегрированное графическое оборудование или высокопроизводительный
что поставить на выбор для предпочитаемого графического процессора от NVIDIA (высокопроизводительный графический процессор от NVIDIA или интегрированное графическое оборудование) эта функция мне требуется для высокой и качественной 3D графики для игр
Для начала находим в правом нижнем углу рабочего стола (на панели задач) зеленую иконку nVidia:
Если его там нету – просто нажимаем на рабочем столе правой кнопкой мыши и выбираем «Панель управления NVIDIA»:
Открывается окно панели управления видеокартой nVidia, выбираем слева раздел «Управление параметрами 3D» в котором выставляем 2 пункта:
Нажимаем «Применить».
Всё. Для игры Сrysis 3 выбран дискретный GPU nVidia.
Теперь эта игра у вас не будет запускаться через интегрированную в процессор intel видеокарту
Если остались вопросы – пишите в комментах.
ВНИМАНИЕ! У кого отсутствует строка: «Высокопроизводительный процессор NVIDIA» – значит у вас 1 видеокарта. Либо вторая просто выключена. У меня, например, есть специальный переключатель на корпусе ноутбука для активации/деактивации дискретной видеокарты.
Когда вы покупаете компьютер или ноутбук, одна часть оборудования, которая наиболее трудна для выбора является видеокарта. Возможно, вы слышали такие термины, как интегрированная (встроенная) и дискретная видеокарта. В чем разница между интегрированной и дискретной графической картой, и каковы преимущества и недостатки. Ответ на вопрос зависит от того, что вам нужно в компьютер, и что вы будете с ним делать. Перед тем, как купить ноутбук, компьютер или видеокарту, вы должны знать, как вы будете его использовать. Что вам нужно, вот несколько различий между интегрированной и дискретной графикой.
Что означает интегрированная видеокарта?
Интегрированная видеокарта — означает что блок обработки графики не имеет своего процессора и не использует свою собственную оперативную память из-за их отсутствия, использует вместо неё оперативную память системы и процессор компьютера. Что в свою очередь существенно уменьшает производительность компьютера. Так что, если у вас есть компьютер с 4 Гб оперативной памяти, видеокарта может использовать в любом месте от 1% до 5% от доступного объема оперативной памяти для обработки графики. Конечно, этот процент варьируется в зависимости от размера задачи, особенно если вы открываете много приложений, программ или играть в игры.
Преимущество встроенного блока является в том что он дешевле, что в свою очередь означает меньшую стоит компьютера. Интегрированная видеокарта также генерирует намного меньше тепла, чем дискретные видеокарты и использует значительно меньше энергии, что повышает общий срок работы от одного разряда батареи. Интегрированные графические карты идеально подходят для людей, которые делают повседневную обработку графики. Это включает в себя просмотр или редактирование видео, 2D игры, обработки текстов, сёрфинг в соц. сетях. Такая деятельность не насыщенна графикой, поэтому если вы не собираетесь играть в 3D игры то и не стоит переплачивать. Это не означает, что вы не сможете играть в 3D игры, но в более требовательных играх вы будете испытывать в игре замедление не говоря о новых играх.
Дискретная видеокарта
Дискретная видеокарта имеет свой собственный графический процессор и память, оперативная память компьютера остается не тронутой. Например если у вас есть GeForce GTX 680 видеокарта с 2 Гб видеопамяти, память полностью отделена от оперативной памяти 8GB вашего компьютера. Дискретная видеокарта может быть встроена в материнскую плату компьютера или ноутбука. Дискретная видеокарта идеально подходят, если вы играете в серьезные игр или если вы занимаетесь графическим дизайном.
Одним из главных преимуществ дискретно видеокарты является высокая производительность. Дискретная видеокарта имеет свой графический процессор и свою оперативную память.
Есть недостатки дискретных графических карт, стоимостью является наиболее очевидным, энергопотребление больше если вы используете ноутбук то вам придется чаще заряжать аккумулятор, а соответственно и срок службы его будет меньше, эти видеокарты выделяют много тепла и если у Вас ноутбук желательно поставить дополнительное охлаждение.
Некоторые видеокарты переключаются. Есть ноутбуки с 2 видеокартами одна интегрированная видеокарта другая дискретная видеокарта. Видеокарты работают поочерёдна когда вы делаете такие вещи, как редактирование текста или просмотра, видеокарта переключается на интегрированный блок, который позволит сохранить заряд батареи вашего ноутбука. Когда вы смотрите фильм высокого разрешения или играть в графические игры, дискретная видеокарта включается, повышая общую производительность, но снижает срок работы от батареи.
Перед тем, как принять решение относительно вид видеокарты убедитесь, что вы знаете, как вы будете использовать компьютер. Если вы обычный пользователь, и не играете в производительные игры, то выбирайте интегрированную видеокарту. Вы можете просматривать веб страницы, смотреть видео на YouTube, фильмы без каких-либо проблем. Дискретная видеокарта идеально подходят для тех, кто будет играть в игры или работать с графики.
Возможно ли играть на встроенной графике? Тест процессоров
Содержание
Содержание
На фоне заоблачных цен на видеокарты как никогда актуальны стали процессоры с графическим ядром. Давайте разберемся, можно ли играть на встройках в современные игры. Возьмем три популярных процессора от Intel и три от AMD и проверим их производительность.
В обычных условиях встроенная графика актуальна для офисных и домашних ПК, которые не используются для игр. Однако пандемия коронавируса и дефицит микрочипов кардинально поменяли ситуацию на рынке. Достать игровую видеокарту по приемлемой цене практически невозможно. Даже модели, считавшиеся ранее бюджетными, вроде GeForce GTX 1660, сейчас обойдутся в сумму свыше 40 тысяч рублей — а ведь еще осенью они стоили вдвое меньше!
Как вариант, можно переждать и выбрать процессор с интегрированным видеоядром, ведь цены на них практически не изменились за эти полгода. Для тестов мы подобрали актуальные решения от Intel и AMD.
Участники тестирования
Со стороны «синей» команды выступают Intel Pentium Gold G6400, Core i5-11400 и Core i5-11500 с графикой в лице UHD Graphics 610, 730 и 750 соответственно.
Для «красной» команды взяли процессоры AMD Athlon 3000G, Ryzen 5 3350G и Ryzen 5 3400G с графикой RX Vega 3, 10 и 11.
Процессоры Intel тестировали на материнской плате MSI Z590-A PRO.
Для Ryzen использовали плату ASUS TUF GAMING X570-PLUS, а для Athlon — бюджетную GIGABYTE B450M-H.
Во всех трех вариантах укоплектовали систему оперативной памятью от G.Skill с частотой 3200 МГц и таймингами 14-14-14-34.
Блоком питания выступил Cougar GX на 800 Вт.
Тесты в играх
Тестирование проводилось в разрешениях 1080p (по умолчанию) и 720p (для тяжелых проектов) при минимальных настройках графики.
В Counter Strike: Global Offensive приемлемые результаты показывают UHD 730 и 750, однако даже на них есть кратковременные просадки до 5–7 FPS: в тяжелой сцене в дыму. Младшая UHD 610 с игрой не справилась. 24 кадра для сетевого шутера — это непозволительно мало.
Для AMD ситуация намного лучше: на всех трех встройках можно играть, а старшие Vega 10 и 11 продемонстрировали в среднем более 140 кадров в секунду. Но дым и здесь подпортил картину — есть просадки до неиграбельных 10 FPS.
В популярной Dota 2 ситуация намного лучше у обоих лагерей. Ниже 60 кадров просаживаются только младшие модели в лице Intel UHD Graphics 610 и AMD Vega 3. Впрочем, даже на них вполне можно поиграть.
Переходим к World of Tanks. Небольшие проблемы есть только у 610-го, который периодически скатывается до «консольных» FPS. Но случается это довольно редко и визуально почти не ощущается. Остальные видеокарты справляются на ура, стабильно выдавая больше 60 кадров в секунду.
Для игры Control пришлось понизить разрешение рендеринга до 1280×720. Остальные настройки, естественно, выкручены на минимум. У синей команды ситуация печальная — даже старшая модель UHD Graphics 750 не может выдать стабильные 30 кадров в секунду. На 610-й и вовсе слайд-шоу.
У компании AMD дела обстоят чуть лучше: на RX Vega 10 и 11 со скрипом, но можно играть. Младшая Vega 3, к сожалению, с проектом не справилась.
Чтобы окончательно «добить» наши встройки, пробуем запустить требовательную Shadow of the Tomb Raider. Разрешение также пришлось понизить до 720р. На Intel опять не смогли достичь даже 30 FPS, играть некомфортно.
На платформе AMD фиксируем приемлемые результаты у старших моделей Vega 730 и 750. Тем не менее, здесь тоже есть просадки до 20 FPS.
В тестах мы затронули не так много игр и использовали в основном современные проекты. Если вам интересно, во что еще можно поиграть на интегрированных видеокартах, читайте отдельные материалы по Intel и AMD.
Синтетический тест
Под конец прогоняем синтетику в лице 3D Mark. По «попугаям» ожидаемо побеждают старшие модели от Intel и AMD, причем Vega 10 и 11 оказались почти в полтора раза быстрее UHD 750.
Также наглядно видно разницу между младшими решениями конкурентов: здесь красные быстрее уже вдвое — 273 балла у UHD 610 против 514 у RX Vega 3.
Итоги
Для большинства игр, особенно сетевых, встройка не так уж и плоха: поиграть можно, а где-то даже и с комфортом. Возможно, производительности вам хватит, чтобы пересидеть, пока нормализуется ситуация с ценами на видеокарты.
Но для современных ААА-проектов интегрированной графики уже маловато: FPS находится где-то на уровне консолей предыдущего поколения или даже ниже. Достаточно ли этого — решать вам.
Интегрированная графика или видеокарта?
Рынок компьютерного видео, пожалуй, самый динамичный: новые видеокарты покупаются чаще других компьютерных компонентов и денег за них платят зачастую гораздо больше. Да и гонки производительности и сражения за карман потребителя здесь разворачиваются нешуточные. Однако далеко не все пользователи охотятся за трехмерными изысками более половины из них довольствуются графикой, интегрированной в материнскую плату. Интегрированные чипсеты (или IGP Integrated Graphics Processor, как их назвали инженеры) постепенно завоевывают все большую популярность. Сегодня повышенный интерес вызывают компьютеры, являющиеся основой цифрового дома. В таких ПК важна не столько производительность видеоподсистемы, сколько мультимедийные возможности и простота интеграции. Учитывая такой способ применения ПК, особое внимание следует обратить именно на интегрированные чипсеты.
овременные материнские платы давно уже обеспечивают пользователей всем необходимым набором функций. Так, сегодня мало кто покупает отдельные сетевые карты, полностью вытеснены с рынка в профессиональные области производители звуковых карт, а некоторые материнские платы даже оснащаются считывателями флэш-карт, RAID-контроллерами и другими устройствами, которые когда-то приходилось покупать отдельно.
Так стоит ли все-таки переплачивать за отдельную видеокарту? На наш взгляд, в большинстве случаев не стоит, а разговоры энтузиастов 3D-графики надо слушать вполуха. Производительность интегрированных решений давно уже превышает потребности не только в повседневной работе, но и в большинстве компьютерных игр. Современные чипсеты с интегрированной графикой вполне способны обеспечить приемлемое для неискушенных игроков быстродействие, а дополнительные деньги на отдельную видеокарту тратят только законченные игровые маньяки.
На выбор встроенной или внешней графики должна влиять не только цена. К тому же приобретение действительно достойного 3D-ускорителя, который на деле продемонстрирует свое преимущество над интегрированной графикой, практически удваивает стоимость системного блока! Задумайтесь также над тем, что в погоне за рекламными 3D-возможностями многие забывают, что способности 3D-железа значительно опережают программную поддержку и возможность применения этих чудес даже в компьютерных играх. Конечно, благодаря улучшенным инструментам программирования (типа компиляторов HLSL) задача разработчиков по внесению поддержки новых функций сегодня значительно облегчается. Но обычно игра, не использующая новые 3D-функции, получает лишь кажущийся выигрыш от увеличенной производительности из-за применения новых 3D-ускорителей, а на деле их мощь практически не задействуется. В конце концов, любая материнская плата с интегрированной графикой имеет слот для установки отдельной видеокарты, а если вам действительно таковая понадобится, то ее можно будет купить позже.
То же самое касается и профессионального сегмента: если на компьютере предполагается серьезно работать с 3D-графикой, то выбор графической платы должен обусловливаться не рекламными проспектами и выхолощенными тестированиями производительности, а прежде всего рекомендациями разработчиков того программного обеспечения, которое предполагается использовать. Например, автор этих строк неоднократно сталкивался с тем, что та или иная программа для 3D-графики, редактирования видео или монтажа на разрекламированных новинках просто не работает. Скажем, программа Avid Xpress вообще не воспроизводит видео и не отображает 3D-эффектов при применении видеокарт ATI Radeon, которые, казалось бы, являются лидерами сегодняшнего рынка, а программа Autodesk MotionBuilder работает на них с видимыми погрешностями.
А уж если ваши профессиональные задачи не связаны с трехмерной графикой или вы обращаетесь к ней лишь от случая к случаю, то производительности современных интегрированных чипсетов будет вполне достаточно, а дополнительная видеокарта лишь съест ваши деньги и при этом не только не добавит удобств в работе, но и создаст определенные проблемы. Так, дополнительные вентиляторы, расположенные на 3D-ускорителе, повысят шум от компьютера, а внушительное энергопотребление графической платы может сделать всю вашу систему нестабильной.
Единственное, на что можно сегодня посетовать в отношении интегрированной графики, это на отсутствие второго мониторного выхода, а также цифрового DVI-интерфейса и видеовыхода на телевизор. Однако, по заверениям производителей, в самое ближайшее время эти недостатки будут устранены.
Intel, ATI, NVIDIA и остальные
ак известно, на рынке графических чипсетов сегодня остается все меньше игроков. За лидерство в области производства компонентов для высокопроизводительных акселераторов упорно борются два кита компании ATI и NVIDIA. Вместе они контролируют более половины всего рынка и занимают, в свою очередь, примерно по четверти этого мирового сегмента. А вот на оставшейся половине безраздельно господствует компания Intel, постепенно вытесняя оттуда мелкие компании-производители. Ближайшие же преследователи лидеров, такие как SiS и VIA, отстают от них как минимум на порядок.
Сегодня Intel является и абсолютным лидером по производству чипсетов с интегрированной графикой, хотя ATI и NVIDIA пытаются сделать свои решения в этой области более эффективными и производительными.
Сравнительные характеристики современных IGP
Что касается новинок в области графических чипсетов для видеокарт, то NVIDIA в настоящее время стремится вернуть себе пальму первенства по производительности, выпустив новую серию GPU, основанную на 90-нм технологическом процессе. Прежде всего это топовый GeForce 7900 GTX, чуть менее быстрый GeForce 7900 GT для энтузиастов и, наконец, GeForce 7600 для всего остального сообщества поклонников компьютерных игр. С учетом улучшенной архитектуры нового семейства G70 3D-карты GeForce 7600, очевидно, будут на равных бороться с топовыми решениями предыдущего поколения по скорости и наверняка обойдут их по возможностям. Кроме того, вышедший ранее недорогой GeForce 7300 должен заполнить самую нижнюю нишу. Впрочем, никаких сенсаций видеокарты на этих чипсетах не демонстрируют новые продукты от NVIDIA явно рассчитаны не на лидерство любой ценой, а на массовость, экономичность и доступность решений. В новых чипсетах просто слегка подтянули тактовую частоту ядра (с 550 до 650 МГц) и чуть снизили частоту памяти (с 1,7 до 1,6 ГГц). Зато новый процессор потребляет гораздо меньше энергии, а главное гораздо дешевле и технологичнее своих предшественников.
Пользователям, наверное, будет интересно узнать, что наиболее массовые видеокарты среднего звена GeForce 7600 стоят около 200 долл., то есть они дороже самой продвинутой материнской платы с интегрированной графикой.
Канадская компания ATI, являющаяся в настоящий момент лидером производительной 3D-графики, продолжает продвигать свою линейку Radeon X1300/X1600/X1900 в ближайшее время могут появиться только разновидности контроллеров на этом чипсете. В частности, говорят о выходе Radeon X1900 GT, который будет представлять собой облегченную версию Radeon X1900 XTX и позиционироваться в качестве альтернативы видеокарте NVIDIA GeForce 7900 GT. Но процессор Radeon X1900 XTX, который имеет 48 пиксельных и 8 вершинных конвейеров рендеринга, до сих пор остается лидером на 3D-рынке. Так же как и новинки от NVIDIA, этот чип изготавливается по 90-нм технологии, содержит 384 млн. транзисторов и поддерживает память GDDR3 с 256-битной шиной. Тактовая частота ядра процессора Radeon X1900 XTX составляет 650 МГц, эффективная частота памяти 1,55 ГГц.
Radeon X1900 GT получил 36 пиксельных конвейеров рендеринга и 256 Мбайт памяти, что в два раза меньше, чем у Radeon X1900 XTX. Тактовая частота ядра процессора 575 МГц, эффективная частота памяти 1,2 ГГц. Интересно, что его цена составит около 300 долл., и это позволит ему успешно конкурировать с новыми чипсетами от NVIDIA. Так что благодаря ранее завоеванным позициям ATI может давить конкурента ценой, предлагая за те же деньги продукты классом выше.
Что касается интегрированной графики, то ATI наконец выпустила долгожданный чипсет CrossFire Xpress 3200, который придет на смену Xpress 200 и догонит вот уже не один год недосягаемый nForce 4 SLI. Набор встроенных в CrossFire Xpress 3200 периферийных возможностей остался прежним, только вдвое увеличилось число линий PCI-Express с 8 на каждый графический слот до 16.
Кстати, компания ATI изменила маркировку чипсетов RD480, RD481 и RD482. Если раньше в характеристиках материнских плат, построенных на основе этих наборов системной логики, указывалось, что они используют чипсет Radeon Xpress 200, то теперь данная маркировка будет заменена на CrossFire Xpress 1600, чтобы подчеркнуть преемственность с Xpress 3200.
Надежды производителей интегрированной графики связаны с Windows Vista
егодня в секторе интегрированной графики идет интенсивное перевооружение, связанное с грядущим выходом Windows Vista. Дело в том, что эта система предъявит к графическим ресурсам компьютера непомерные требования, которые серьезно поколеблют казавшиеся ранее незыблемыми завоевания GeForce и Radeon, много лет с минимальными изменениями кочующие из одного недорого чипсета в другой. Теперь поддержка шейдеров и внушительная производительность потребуется не только для 3D-графики, но и для того, чтобы просто таскать окошки по экрану. В результате и Intel, и ATI, и NVIDIA, и VIA готовят к выходу Windows Vista новые интегрированные решения с увеличенной производительностью: ATI просто подняла производительность Xpress 200 (Xpress 1600), выпустив CrossFire Xpress 3200, VIA перешла на более современное графическое ядро Chrome9, а компания Intel значительно переработала ядро GMA950, заметно повысив производительность и наделив его поддержкой шейдеров третьей версии. Компания NVIDIA в свое время выпуском IGP-ускорителя класса GeForce 4 MX произвела настоящий фурор в области интегрированной графики, сильно подняв нижнюю планку производительности бюджетных систем: их скорость в 3D-приложениях превышала производительность наиболее быстродействующего интегрированного чипсета того времени примерно в два-три раза. Таким образом относительно высокая скорость встроенной графики в наборах логики от NVIDIA заложила прочный фундамент для широкой популярности решений класса nForce.
Впоследствии NVIDIA отказалась от создания более современных наборов логики со встроенной графикой, так как производство высококачественных интегрированных чипсетов снижало продажи видеокарт нижнего ценового диапазона. И долгое время компания выпускала чипсеты nForce для материнских плат без поддержки графики. Однако заложенный мощный базис и хорошие характеристики чипсетов nForce позволили компании NVIDIA заметно укрепить свои позиции именно в роли поставщика наборов системной логики. Так, на данный момент NVIDIA контролирует более половины рынка чипсетов для систем AMD, что можно классифицировать как феноменальный успех, достигнутый менее чем за четыре года. И вот теперь NVIDIA наконец-то вновь возвратилась на рынок со своими интегрированными продуктами был выпущен чипсет для систем Athlon 64, обладающий встроенным видеоядром. Скорректировать свое отношение к интегрированным графическим ускорителям компанию NVIDIA заставила изменившаяся реальность. Спроектировав систему на основе удачного графического ядра GeForce 6200, NVIDIA вернулась в сектор IGP-решений с набором системной логики nForce 6100/6150, и ее новое решение выглядит совсем неплохо. Однако тот факт, что для продвижения своих новых IGP-решений на рынок компания NVIDIA не стала пользоваться брендом nForce (они продаются под маркой GeForce серии 6100/6150), указывает на принадлежность встроенного в них видеоядра к предыдущему поколению семейству GeForce 6, а значит, их производительность будет даже ниже, чем у видеокарт шестой серии типа GeForce 6200 с технологией TurboCache, а уж о седьмой серии и говорить не приходится.
Выясняется, что с появлением Windows Vista подобную политику необходимо будет пересмотреть. Компьютер для Windows Vista, основанный на интегрированном чипсете, потребует более 512 Мбайт системной памяти памяти, а видеокарта должна будет поддерживать технологию TurboCache или HyperMemory. Дело в том, что это необходимый минимум видеопамяти для Windows Vista, которая будет работать с API Microsoft следующего поколения, известного под условным названием DirectX 10 или WGF 2.0 (кстати, для работы с этим API в обязательном порядке потребуется операционная система Windows Vista, то есть невозможно будет установить DirectX 10 на Windows XP).
Если в системе установлен гигабайт оперативной памяти, то объем свыше 512 Мбайт будет использоваться для нужд видеокарт или функции SuperFetch. Графика будет работать со специальным интерфейсом Aero, который предъявляет серьезные требования к пропускной способности графической памяти (она должна быть не ниже 1800 Мбайт/с). Таким образом, для того, чтобы без проблем работать в Windows Vista с интерфейсом Aero, лучше всего запастись гигабайтом памяти и видеокартой с поддержкой DirectX 9.0L. А самый продвинутый уровень подразумевает использование двух гигабайт памяти и видеокарты с поддержкой DirectX 9.0L и Pixel Shader 2.0. К тому же Windows Vista без DirectX 10 работать может, а вот DirectX 10 без Windows Vista нет.
Стало быть, с появлением игр, поддерживающих DirectX 10, пользователи должны будут перейти на операционную систему Windows Vista.
Как бы там ни было, но для работы в Windows Vista понадобится больше оперативной памяти, а видеокарту придется заменить. И даже если вы планируете работать только с офисными приложениями, но хотите при этом использовать графический интерфейс Aero Glass, то нужна будет видеокарта с поддержкой Shader Model 3.0, сопоставимая по быстродействию с Radeon 9700. Если же в ваши планы входит прохождение игр с поддержкой DirectX 10, то придется раскошелиться на самую современную видеокарту. И вот тогда интегрированная графика будет в еще более выгодном положении по сравнению с раздельным решением.
Напомним, что выход Windows Vista намечен на январь 2007 года.
Шифруемся по HDCP
се мы с нетерпением ждем того момента, когда видео высокого разрешения вместе с HD-DVD и Blu-ray придут в компьютеры и когда можно будет смотреть фильмы в разрешении Full HD (1980Ѕ1080). Казалось бы, причин для волнений нет осталось дождаться соответствующих приводов и ОС Windows Vista, в которой обещана мощная поддержка новых форматов. При этом, возможно, некоторым придется сделать серьезный апгрейд для Windows Vista и заменить видеоподсистему. Однако энтузиасты уже провели исследования, в результате которых обнаружилось, что реально ни одна из выпущенных сегодня видеокарт к этому переходу не готова, поскольку в дизайн потребуется включить, например, место для дополнительного чипа, хранящего ключ.
Связано это в первую очередь с HDCP (High-bandwidth Digital Content Protection) системой защиты медиаданных, созданной Intel совместно с Silicon Image. Оказалось, что для того, чтобы насладиться во всей красе видео в формате HD, необходима поддержка со стороны как привода (Blu-ray или HD-DVD) и операционной системы, так и графического адаптера и дисплея.
Помимо Vista потребуется еще и HDMI (High Definition Multimedia Interface) новый цифровой интерфейс с HDCP-защитой. Это мультимедийный интерфейс высокой четкости представляет собой развитие DVI. Интерфейс HDMI это более совершенный интерфейс, чем DVI, в первую очередь благодаря возможности передачи цифрового звука. Пропускная способность HDMI достигает 5 Гбит/с по медным проводникам длиной до 4,5 м. Этого достаточно для видеосигнала 1080p и восьмиканального звука. Для отображения видеосигнала Hi Definition нужна пропускная способность интерфейса до 4 Гбит/с, так что в HDMI еще остается запас.
Аппаратные требования Windows Vista: предварительные данные
А вот интегрированные графические адаптеры Intel следующего поколения (приходящие на смену Broadwater) будут полностью совместимы с HDCP она будет включена в состав Intel Clear Video technology (CVT) на новых чипсетах. Появятся такие чипсеты предположительно в III квартале этого года под названием Windows Vista Premium certified, что означает полную совместимость с грядущей ОС. Упоминаются, в частности, аппаратное ускорение воспроизведения высококачественного видео в форматах MPEG-2 и WMV9b, а также улучшенный деинтерлейсинг, позволяющий получать изображение с высоким уровнем детализации в прогрессивной развертке компьютерного монитора.
Новые чипсеты с поддержкой HDCP войдут в семейство Intel VIIV. Собственно говоря, трудно было бы ожидать чего-то иного, ведь HDCP в первую очередь пригодится в компьютерах, позиционируемых в качестве развлекательных центров. Интересно отметить, что вокруг HDCP уже неоднократно возникали скандалы: например, компания ATI, объявившая было поддержку HDCP в своих видеокартах, на самом деле даже не установила необходимый для этого чип. Впрочем, оно и понятно до массового внедрения HD-DVD и BD, которые потребуют поддержки HDCP, осталось еще довольно долго, а дорогие видеокарты продавать нужно уже сегодня. В то же время на момент выхода интегрированной графики нового поколения от Intel все эти видеоформаты получат широкое распространение.
Сегодня ведущие производители видеокарт, такие как ATI Technologies и NVIDIA, забыв о конкуренции, объединяют свои усилия для разработки видеокарты с интерфейсом нового поколения, ведь серьезной проблемой, препятствующей появлению HDMI в компьютерах, является звук. И если для материнской платы с интегрированной графикой объединение звука и видео в одном интерфейсе не представляет особых сложностей, то видеокарты разрабатываются только для видео и согласовать их со звуком будет проблематично.
Однако продвижение нового стандарта уже предопределено, и никого не удивит, если HDMI появится сначала в материнских платах с интегрированной графикой и только потом в видеокартах, которые неизбежно приобретут аудиовозможности и станут еще дороже.
Специализированные аппаратные ускорители
прочем, производители графики нашли другую нишу, куда они будут затягивать игроманов. В начале нынешнего года последовала целая серией анонсов, так или иначе связанных с ускорением обработки специальных физических эффектов в компьютерных играх. Первыми такой физический движок продемонстрировали компании NVIDIA и Havok в рамках Конференции разработчиков игр (Game Developer Conference, GDC), прошедшей в г.Сан-Хосе (шт.Калифорния).
Аппаратный ускоритель Havok FX будет применяться для моделирования поведения физических сред в реальном времени. Например, столкновение объектов или действие гравитации будет теперь просчитываться максимально реалистично с использованием аппаратных ресурсов современных графических процессоров, поддерживающих пиксельные и вершинные шейдеры версии 3.0. Благодаря этому уменьшится нагрузка на центральный процессор компьютера, что позволит повысить качество игр и одновременно снизить требования к системе. Havok FX может также применяться для создания таких эффектов, как туман, дым, огонь и льющаяся вода. Компания NVIDIA уверяет, что использование аппаратного ускорения физических эффектов даст возможность поднять реалистичность трехмерных компьютерных игр на новый уровень. Havok FX, в частности, можно использовать с графическими процессорами GeForce шестой и седьмой серий, которые поддерживают программный интерфейс Microsoft DirectX 9.0 и Shader Model 3.0. Первые презентации ускорителя спецэффектов Havok FX запланированы на лето нынешнего года.
Вслед за NVIDIA и Havok подобный специализированный физический процессор представила фирма Ageia Technologies. Процессор Ageia PhysX (Physics Processing Unit, PPU) тоже будет ускорять обработку физических эффектов и позволит аппаратно моделировать физические законы в виртуальном мире. Процессор может с высокой скоростью решать такие задачи, как движение жидкостей, столкновение твердых тел, формирование тумана, дыма и пр. При этом снижается нагрузка на центральный процессор, что повышает быстродействие системы в целом.
Чип PhysX содержит порядка 125 млн. транзисторов и производится по 130-нм технологии на мощностях тайваньской фирмы TSMC. Энергопотребление процессора составляет около 25 Вт, при этом чип способен одновременно моделировать до 30-50 тыс. объектов. Специализированные ускорители на базе PhysX уже устанавливаются в мультимедийные компьютеры таких производителей, как Alienware, Dell и Falcon Northwest. Отдельные платы расширения (в том числе от компаний Asus и BFG) поступят в продажу уже в мае нынешнего года.
И наконец, о подобной разработке объявила и компания ATI. Производительность ее нового физического процессора R580 составляет около 375 гигафлопс (миллиардов операций с плавающей точкой в секунду). Для сравнения: чип Ageia PhysX способен выполнять порядка 25 млрд. операций с плавающей точкой в секунду. Таким образом, использование графического процессора для расчета и моделирования физических законов и спецэффектов в играх уже не за горами.
При этом ATI специально подчеркивает, что разрабатываемая технология позволит приложениям обращаться к мощностям графического процессора напрямую, а не через программный интерфейс Direct3D или OpenGL. Это также должно будет увеличить быстродействие при моделировании физических эффектов. При покупке видеокарты ATI нового поколения пользователь сможет загрузить свой старый графический контроллер исключительно физическими расчетами. Правда, о сроках появления такого движка от ATI пока ничего не известно.
Вместо заключения
строенные графические чипы прежде обеспечивали только самый нижний уровень графической производительности, но в ближайшее время все может радикально измениться с выходом Windows Vista они должны будут подтянуться к лидерам.
В любом случае незачем тратиться на приобретение отдельного видеоускорителя, пусть и недорогого, который чаще всего не является необходимостью и принципиального выигрыша по сравнению с интегрированной графикой не дает. А с учетом серьезного толчка, который был дан интегрированной графике ожидаемым появлением ОС Windows Vista и HD-видео, популярность подобных решений только возрастет.
Сегодня нет ни одного производителя материнских плат, в ассортименте которого отсутствуют модели, использующие интегрированную графику Intel, NVIDIA, ATI, VIA или SIS. Среди всех предложений особенно выделяются продукты NVIDIA и ATI, способные реализовать не просто возможность вывода двумерных изображений на экран без применения внешнего ускорителя, но и нечто большее. Последние наработки этих компаний обладают не только расширенными мультимедийными средствами, но и неплохой производительностью.