Что лучше зеркалка или беззеркалка для фото
Зеркалки vs беззеркалки
Дисклеймер 1: всё нижеизложенное является личным мнением и не претендует на истину в последней инстанции.
Дисклеймер 2: чтобы вникнуть в нижеизложенное надо хотя бы на базовом уровне понимать конструктивные отличия одного от другого (и это не только наличие/отсутствие зеркала).
Итак давайте по пунктам:
Разумеется, удаление части механизмов приводит к облегчению и уменьшению конструкции. И да, беззеркалки легче и меньше. Но стоит ли оно того?
Не будем забывать, что хорошая картинка это не только камера но и оптика, а хорошая оптика была и остается большой и тяжелой. Выиграете ли вы от перехода на беззеркалку в плане экономии веса и пространства? Выиграете. Рюкзак станет легче грамм на триста и места станет больше на пару пачек сигарет. Стоит игра свеч? По мне так нет.
Компактный корпус приводит к уменьшению размеров аккумулятора, а учитывая, что энергопотребление беззеркалок существенно выше, чем у зеркалок… Я, например, знаю человека с беззеркалкой, у которого семь запасных аккумов (семь, Карл). На зеркалке на весь день хватает двух.
Я в курсе что есть системы стабилизации. Но при прочих равных крепко держать в руках «кирпич» проще чем «мыльницу». Тряски рук будет меньше, выдержку можно покороче. Плюс с мелких камер еще и вечно сваливается мизинец. Да, руки разные у всех, но в большинстве случаев — сваливается. Да, можно прикрутить батблок и мизинец сваливаться перестанет. Но, мы же боролись за вес и габариты?
Для кого-то неважно, кому-то неудобно. Тяжелая зеркалка с нашейным ремнем, висящая на пузе, почти всегда висит объективом вперед. Легкая беззеркалка в аналогичной ситуации висит объективом вниз.
2. Электронный видоискатель
То, что можно видеть готовую экспозицию сразу в видоискателе для меня ценность сомнительная. Для новичков, наверно, это очень удобно. Но, если с экспозицией «на ты», то не особо оно и надо.
Лаг («черный экран») электронного видоискателя по прежнему не побежден. Да, с каждым поколением он короче и короче, но беззеркалки по прежнему не для спорта, не для съемки детей и т д. Там где надо «ловить» у них пока что беда. Для медленных постановочных съемок — всё хорошо. Возможно, в обозримом будущем технологии пойдут дальше. Пока — нет. Футбол по прежнему снимают на «зеркальные кирпичи».
Лично у меня (возможно, я такой один в мире) от электронного видоискателя устают и слезятся глаза. Мне не комфортно. Думаю, это и не удивительно, если, например, уткнуться в монитор с расстояния в один сантиметр, глазам будет тоже весьма не хорошо. Однако, знаю живых людей, у которых всё ок, ничего не болит, никаких проблем. И да, вариант снимать фото, глядя на большой экран, держа камеру в вытянутых руках — не предлагать. По мне это убожество.
У последних беззеркалок он лучше, здесь крыть нечем. И бэк/фронт отсутствует. И фокусировка по глазам есть. Если в плохих условиях по свету еще можно чего-то куда-то посравнивать (с плохим светом всё снимает плохо), то с хорошим светом беззеркалки просто лучше фокусируются. Это не значит, что на зеркалку нельзя снять резкий кадр. Вполне можно, но на беззеркалку проще.
Еще важно понимать, что зеркалки в режиме liveview (то есть по сути в «беззеркальном» режиме) при съемке видео фокусируются плохо. Дергаются туда сюда, поскольку фазовые датчики в этом режиме не работают, только контрастные. У беззеркалок тут ситуация сильно лучше. Не у всех но у многих.
4. Матричная стабилизация
Лично мне она не нужна, даже для видео, поскольку я сторонник стабилизаторов внешних. А если камера стоит на внешнем стабе, внутренний всё равно рекомендовано отключать. Но, для кого-то наличие стабилизации на матрице вполне себе может быть аргументом.
1. Если вам нужна камера только для фото и вы любитель — вполне можно снимать на зеркалки и не переплачивать. Маркетинговым уловкам поддаваться не обязательно.
2. Если вам нужна камера для фото и видео (50 на 50) и вам не нужно снимать дикую природу, спорт или детей — есть смысл задуматься о беззеркальных технологиях.
3. Если камера в основном под видео — нужна беззеркалка. Да, она дороже, да, таскать кучу аккумов, да, оптика тоже дороже, да, мизинец сваливается, но рабочая система фокусировки в видео это всё перебьет.
Вопросы, ваш личный опыт и дополнения приветствуются.
Спасибо за внимание!
Беззеркалки vs зеркалки или Почему зеркальные фотоаппараты обречены
Системные фотокамеры со сменной оптикой, вышедшие в широкие массы всего десятилетие тому назад, откусили лакомый кусок пирога у, казалось бы, бессменных лидеров на фотографической арене в лице зеркальных фотоаппаратов. Будущее — именно за беззеркалками. И вот почему.
Сперва немного о подноготной зеркалок. Такое негласное прозвище «приклеилось» к ним ввиду особенностей строения — одним из главных действующих лиц в конструкции фотоаппаратов подобного рода выступает механизм подвижного зеркала. Он применяется для обеспечения видимости поля будущего кадра в окошке оптического видоискателя. Отражаясь от зеркала, свет еще два раза переотражается через грани пентапризмы и только затем попадает непосредственно в видоискатель. При нажатии кнопки спуска затвора зеркало убирается с пути светового потока, дабы он мог беспрепятственно проникнуть на матрицу фотоаппарата. Притом сам момент съемки остается в видоискателе невиден, поскольку поднятое зеркало закрывает собой матовый фокусировочный экран. По сути, зеркальный механизм является лишь вспомогательным элементом в процессе создания фотографии. Из-за его громоздких размеров зеркальные фотоаппараты обречены быть большими и тяжелыми. Со становлением на ноги беззеркалок без данного механизма можно смело обойтись.
Наглядная разница между принципами работы зеркалок и беззеркалок. |
Беззеркальные камеры хороши тем, что световой поток у них направляется прямиком на сенсор изображения, минуя все промежуточные звенья цепочки. Соответственно, у них проще конструкция, меньше хрупких элементов в ней и, что немаловажно, более привлекательные массогабаритные показатели. Один из главных козырей в рукаве у беззеркалок:
Компактные размеры
При схожих технических данных зеркалку аналогичных размеров системной фотокамере со сменной оптикой попросту не найти. Что говорить, младшие из отряда беззеркалок практически неотличимы по габаритам от среднестатистических «цифромыльниц», особенно вкупе с каким-либо из объективов-«блинчиков». К тому же за счет короткого рабочего отрезка беззеркальные камеры зачастую используют более компактную оптику, что избавляет от необходимости таскать с собой на съемки целый чемодан фотоаппаратуры.
Одни из наиболее компактных беззеркалок на рынке причислены к серии Olympus PEN. |
Небольшая камера в связке с компактным объективом привлекает меньше внимания к собственной персоне, что актуально в жанре стрит-фотографии, и занимает минимум места. Правда, в угоду компактности многие из беззеркалок начального и среднего сегмента лишены удобного хвата в руку. У зеркалок с эргономикой дела обстоят чуточку лучше, поскольку на их более массивном корпусе остается достаточно места и для рукояти, и под дополнительные кнопки быстрого доступа наряду с колесами управления.
Электронный видоискатель
Через окошко видоискателя на борту беззеркальных фотокамер можно увидеть кадр таким, каким он получится в итоге. Картинка на экранчик видоискателя выводится с матрицы уже с учетом настроек выдержки и диафрагмы, светочувствительности, баланса белого и коррекции экспозиции. В довесок на нем можно отобразить массу сопутствующих съемочных параметров в помощь фотографу, к примеру, гистограмму. Визироваться также предлагается по основному экрану — различий в этом деле нет.
У зеркалок с режимом отображения поля будущего кадра на дисплее все обстоит гораздо сложнее. Виной тому особенности фокусировки — при использовании автоматической системы наводки на резкость в режиме Live View камера работает с поднятым зеркалом, пользуясь менее расторопной контрастной фокусировкой. Т.е. зеркальный фотоаппарат в таком виде является аналогом беззеркалки, причем не самой шустрой и отзывчивой.
На первых порах многие экземпляры беззеркальных фотокамер преследовала проблема инерционности картинки в видоискателе и на экране, что делало их малоподходящими для съемки высокодинамичных сюжетов (репортажей со спортивных мероприятий, съемки объектов в движении и т.п.). Однако нынче у львиной доли актуальных моделей частота обновления существенно подросла и задержка в передаче изображения на дисплей фотоаппарата ничтожно мала — разглядеть ее невооруженным взглядом не представляется возможным.
Матричная стабилизация
Матричный стаб в арсенале беззеркальных камер заметно упрощает съемку с рук на критических выдержках и содействует в получении плавного видеоряда при записи видео. |
У отряда зеркальных фотокамер подобная система встречается только на борту моделей от Sony и Pentax, которые «чистокровными» зеркалками и не назовешь. Виной тому использование в их конструкции полупрозрачного зеркала и электронного видоискателя.
Гид по выбору фотокамеры
А вот как выбрать фотоаппарат, мы будем сейчас разбираться.
Мы не будем рассматривать среднеформатные камеры, дальномерные, пленочные и прочие редкие или специфичные фотоаппараты.
Типы фотоаппаратов
Для начала необходимо определиться с тем, какой тип фотоаппарата вы хотите приобрести.
Итак, сейчас можно выделить следующие основные типы фотоаппаратов:
Компактные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты это, как правило, выбор начинающих. Выбор камер в данной категории самый большой. На любой цвет, размер и бюджет. Среди компактных фотоаппаратов можно выделить несколько подтипов.
Зеркальные фотоаппараты
Зеркальный фотоаппарат (зеркальная камера, в просторечии зерка́лка) — фотоаппарат, видоискатель которого основан на зеркале, расположенном за объективом под углом 45° к его оптической оси. Это позволяет осуществлять визирование непосредственно через объектив.
При выборе зеркалки стоит обратить внимание на комплектацию. Одна и таже камера может продаваться в разных вариантах:
Зеркальные фотоаппараты отличаются размерами матрицы.
Любительские зеркалки начального уровня
К данным зеркалкам относятся самые дешевые модели. Если вас уже не устраивает качество компактных фотоаппаратов, но вы еще не решили хотите или нет с головой погружаться в мир зеркальных фотоаппаратов и объективов к ним, то это определенно ваш выбор. От более продвинутых зеркальных камер они отличаются системой автофокусировки, отсутствием отдельных функций, меньшим количеством кнопок/дисков на корпусе камеры и т. д.
Подобная камера позволит вам понять все прелести высокого качества фотографий, на которое способны зеркалки, определиться с необходимыми функциями и понять что еще вам необходимо. При желании вы сможете докупить нужный вам объектив и поставить его на свою камеру.
К подобным камерам относятся: Canon EOS 100D, 1200D, Nikon D3300, Pentax K-50, Sony Alpha a58.
Любительские продвинутые зеркалки
Все то что перечислено выше, только с немного более продвинутой функциональностью, лучшей эргономикой и немного более совершенной системой автофокусировки. Хотите погрузиться в мир фотографии? Научиться фотографировать? Понять все тонкости и хитрости съемки? Тогда фотоаппараты в данной категории отлично подойдут на роль вашей первой зеркалки. Они обладают достаточным функционалом для получения превосходных снимков и при этом относительно дешевые. К данной категории можно отнести такие камеры как Nikon D5500, Canon EOS 700D, Pentax K-S2 и другие.
Полупрофессиональные зеркальные камеры
Полупрофессиональные зеркальные камеры оснащаются более надежными затворами, быстрыми процессорами и лучшей эргономикой. Выбор свадебных, студийных фотографов, и тех, кто хочет получить лучшее без переплаты. В данной категории есть полнокадровые фотоаппараты. Здесь вы не найдете камер компактных размеров. Все делается для того, чтобы камеру было удобно держать с большими объективами, и оперативно менять настройки. Среди кропнутых зеркальных полупрофессиональных камер можно выделить: Canon EOS-7D Mark II, Nikon D300s, Pentax K-3, SONY Alpha SLT-A77 II. К полупрофессиональным полнокадровым зеркальным камерам относятся: SONY Alpha SLT-A99, Nikon D750, D810, Canon 5D mark III.
Есть и более дешевые полнокадровые камеры, которые производитель относит к любительским, но, как мне кажется, их можно смело относить к полупрофессиональным. Это камеры: Nikon D610, Canon EOS-6D.
Профессиональные зеркальные камеры
Подобных моделей зеркалок единицы, а о стоимости лучше не думать.
Среди актуальных моделей можно выделить: Nikon D4S, D3X, Canon EOS-1D X.
Еще есть специальные версии зеркальных камер. Например, версии камер без антиалиасного фильтра (АА-фильтр): Nikon D800E и Canon EOS-5DS R. Есть и довольно специфичные версии для астрофотосъемки. Модель Nikon D810A оснащена усовершенствованным инфракрасным (ИК) режекторным светофильтром, который обеспечивает в четыре раза большую чувствительность к излучению спектральной линии H-альфа (c длиной волн прибл. 656 нм) по сравнению с моделью D810.
Беззеркальные фотоаппараты
Условно все беззеркальные камеры можно разделить на 3 категории:
При выборе камеры, так же как и у зеркальных камер, необходимо обратить внимание на комплектацию. Одна и также камера может продаваться в вариантах:
Любительские беззеркальные фотоаппараты
В данную категорию попадают самые дешевые модели. А еще, это самые компактные и простые в использовании модели. Все сделано для тех, кто хочет получить лучшее качество изображения и при этом сохранить компактные размеры фотоаппарата. Естественно, что функционал камеры будет немного урезан, в сравнении с более продвинутыми моделями, но для получения качественных снимков его будет достаточно.
К представителям данной категории относятся: Nikon 1 J5, Olympus PEN E-PL7, Samsung NX3300, FujiFilm X-A2, SONY Alpha ILCE-5100.
Любительские беззеркальные фотоаппараты среднего уровня
Вот тут начинается самое интересное в мире беззеркальных фотоаппаратов. Эти камеры дороже, но и значительно более функциональные. Отдельные модели умеют записывать видео в формате 4к, обладают продвинутыми программными функциями, которые значительно упрощают съемку, используются такие же матрицы как и в топовых моделях и многое другое. В этой же категории есть фотоаппараты выполненные в ретро стиле. Выбор тех, кому нужно максимальное качество картинки за приемлемые деньги.
К представителям данной категории относятся: FUJIFILM X-T10, Olympus OM-D E-M10, Е-Р5, Panasonic G7, Samsung NX500, SONY Alpha ILCE-7000.
Полупрофессиональные беззеркальные камеры
Список подобных камер небольшой, но про каждую из них можно говорить очень долго.
К представителям данной категории относятся: FUJIFILM X-T1, Olympus OM-D E-M5 Mark II, Olympus OM-D E-M1, Panasonic GH4, Samsung NX1, SONY Alpha ILCE-7S, SONY Alpha ILCE-7M2.
Выбор подобных камер, как правило, идет осознанно. Фотографы обзаводятся большим парком оптики под какую-то одну систему, и им хочется взять лучшее, что может предложить производитель.
Основные характеристики
Теперь, когда вы определились с тем, какой фотоаппарат вы хотите купить (мыльницу, зеркалку или беззеркалку), можно перейти непосредственно к выбору фотоаппарата, а для этого вам надо знать за что отвечают основные характеристики фотоаппаратов.
Сравнивая эти характеристики и выбирая более важные для вас, вы сможете подобрать фотоаппарат под ваши требования, задачи и доступный бюджет.
Физический размер матрицы
Один из главных параметров любого фотоаппарата.
В характеристиках указывают длину диагонали матрицы. Практически стандартом для всех компактных фотоаппаратов является матрица 1/2.3”, но есть и с более крупные варианты, о которых я писал ранее. Среди зеркалок и беззеркалок размер матрицы начинается от 1” (Nikon 1), до полного кадра (36 на 24 мм).
С одной стороны, большая матрица может дать лучшее качество изображения, но чем больше матрица, тем она дороже и больше по габаритам сама камера и объективы.
Кроп-фактор
Количество мегапикселей
Данный параметр не является ключевым, и точно не стоит выбирать фотоаппарат только по количеству мегапикселей.
Стабилизация изображения
Стабилизатор изображения позволяет избежать смаза картинки из-за дрожания рук при длительной выдержки в условиях недостаточной освещенности.
Существует два вида стабилизации изображения: электронная и оптическая.
Электронная самая дешевая и малоэффективная, камера пытается программным способом компенсировать вибрации.
Оптическая может быть двух видов: стабилизация на основе сдвига матрицы и стабилизация в объективе. Спор о том, какая из них более эффективна ведется давно, но обе они зарекомендовали себя с хорошей стороны.
Характеристики объектива
Для объектива есть две основные характеристики: фокусное расстояние и светосила.
Фокусное расстояние измеряется в мм. Чем больше фокусное расстояние, тем более удаленный объект можно снять крупным планом.
Есть еще цифровой зум. Это исключительно программный метод. Использование цифрового зума может сильно ухудшить изображение. Так что при выборе фотоаппарата не стоит обращать внимание на параметр «цифровой зум».
Высокая светосила позволяет снимать в более темных условиях, а так же эффективно размывать задний фон.
Не стоит забывать, что все компактные фотоаппараты оснащаются несъемным объективом.
Светочувствительность
Название говорит за себя. Светочувствительность цифровых фотоаппаратов принято выражать в единицах, эквивалентных светочувствительности ISO галогеносеребряных фотоэмульсий. Это позволяет пользоваться методами измерения экспозиции, свойственными классической плёночной фотографии.
Чем выше светочувствительность, тем в более темных условиях можно снимать. Но с ростом значения ИСО растет и количество шума на вашей фотографии. Сравнивать надо не столько доступные значения ИСО, сколько реальные снимки на этих значениях.
Выдержка
Влияние основных параметров съемки можно примерно оценить по следующей схеме:
Режимы съемки
Существуют автоматические, полуавтоматические и ручные режимы съемки.
К автоматическим относятся все режимы в которых камера за вас решает какие параметры выставить при съемке. Сюда же относятся все сюжетные программы.
В полуавтоматических режимах часть параметров вы должны выставить сами. Например режим А (приоритет диафрагмы), в котором вы выставляете необходимое значение диафрагмы, а выдержка подбирается автоматически исходя из условий съемки. Так же к полуавтоматическому относится режим S (приоритет выдержки).
Экран
Помимо размера и разрешения экрана следует обратить внимание на тип экрана (сенсорный или нет) и подвижность экрана. В последнее время набирают популярность откидные и поворотные экраны. Поворотный экран крепится на небольшом шарнире, его можно повернуть практически в любой плоскости. Подобными экранами оснащаются топовые беззеркалки и некоторые топовые мыльницы.
Откидной экран откидывается вверх и вниз, причем отдельные модели позволяют развернуть экран на 180 градусов, для съемки селфи. Подобные экраны есть во многих мыльницах, зеркалках и беззеркалках, в очень редких случаях в зеркалках.
Видеозапись
Все современные фотоаппараты позволяют записывать видео. При выборе этого параметра необходимо обратить внимание на разрешение (HD, FullHD, 4k), количество кадров в секунду (позволяет снимать slow motion) и битрейт (чем выше, тем лучше).
Элементы питания
Вспышка
Форматы записи
Видоискатель
Использование только монитора для визирования и съемки не всегда бывает удобным. Особенно хорошо это видно при съемке в яркую солнечную погоду. В подобных случаях можно использовать видоискатель.
Существует два типа видоискателей: электронный и оптический.
Все видоискатели различаются по размеру и увеличению картинки.
Для электронных видоискателей важным параметром является разрешение, чем оно выше, тем лучше.
Дополнительные функции
Иногда производители фотоаппаратов могут оснащать свои камеры дополнительным функционалом. Управление по Wi-Fi, создание панорам, арт-фильтры, фотоистории, time laps и многое другое. Тут каждый должен выбрать то, что ему необходимо.
Цейтраферная съемка (Таймлапс) — разновидность покадровой замедленной съёмки, когда интервалы между съёмкой кадров строго равны между собой и задаются автоматически при помощи таймера. В результате могут получится эффектные видеоролики.
Итак, вы определились с типом фотоаппарата, главными для вас характеристиками, посмотрели примеры фотографий, и, наконец-то, выбрали себе камеру. Дело за малым, научиться им пользоваться)