Что любил читать булгаков
Какие хобби имел Михаил Булгаков?
Талантливый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был разносторонней личностью с богатым внутренним миром. Он увлекательно писал и не менее увлекательно жил. В его доме всегда было шумно и весело: Булгаков любил находиться в обществе, собирал друзей для проведения досуга. Разнообразные хобби писателя являются отражением его внутреннего мира и могут много рассказать о литераторе поклонникам.
Чем увлекался Булгаков?
1. Писатель имел страсть к чтению. С детства он увлекался книгами, тексты которых запоминал наизусть. Наравне со сказками в восьмилетнем возрасте Булгаков прочел «Собор парижской богоматери» В. Гюго. С удовольствием читал русских классиков: Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова.
2. Не меньше литературы Булгакова увлекал театр. Он старался не пропускать премьер и коллекционировал билеты на спектакли, на которых побывал. Вместе с этим с ранних лет Булгаков примерял на себя роль театрального режиссера, воплощая смелые замыслы в домашних интермедиях и на сцене профессиональных театров. К сожалению, его идеи не принимали и не разделяли руководители того времени. Булгакова это печалило. Помимо коллекционирования билетов на чужие спектакли, он сохранял рецензии на свои. У писателя был альбом, куда он вклеивал вырезки из журналов и газет, где говорилось о его произведениях.
3. В доме писателя всегда было весело, играла музыка, были танцы. Он собирал большие компании, чтобы поиграть в настольные игры — шашки, шахматы, «бирюльки», «блошки» и прочие народные забавы. Иногда Булгаков устраивал какие-нибудь соревнования и развлечения (вплоть до ловли мух по дому). Как у радушного хозяина, у Михаила Афанасьевича для победителя всегда имелся небольшой подарок. Кроме того, писатель отлично играл в шарады! Его знали как настоящего аса это забавы. В кругу семьи и друзей Булгаков мог изобразить все, что угодно, от дамы с пышным бюстом до пистолета.
4. То же рвение компанейского «заводилы» Булгаков проявлял в спорте. В летние месяцы он собирал друзей, чтобы сплавиться на лодках по реке (в юности это был Днепр), для игры в теннис, устраивал соревнования в крокет. Булгаков за все брался с азартом, и это настроение передавалось другим. Соревнования длились до темноты, нередко — с поощрительными призами. Зимой писатель совершал с друзьями и близкими лыжные прогулки. Любил ходить на каток. Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Михаил Булгаков. Останкино, 1926 г.
Фото: ru.wikipedia.org
5. Среди увлечений Булгакова был набиравший в то время популярность бильярд. Он предпочитал игру в «пирамидку», где требовался расчет и терпение, и его удары нахваливали как мягкие, но тактичные и очень точные. Бильярд современники писателя называют «единственной точкой соприкосновения» с Маяковским. Отношения между двумя литераторами складывались сложные, а когда они встречались в бильярдной, всегда находилась толпа любопытствующих. Ждали скандала. Но за игровым столом Маяковский и Булгаков всегда проявляли друг к другу большое уважение и терпение, хотя игра их сильно различалась. М. Булгаков, 1937 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Увлечения и хобби Михаила Булгакова характеризуют его самого как разностороннего и открытого человека. В жизни писателя безусловный и безграничный талант проявлялся не только в литературе, но и в других занятиях. К любому хобби писатель проявлял страсть и находил в своих увлечениях вдохновение для литературных произведений.
100 интересных фактов о Михаиле Булгакове
Много знаменитых произведений за свою нелёгкую жизнь удалось создать Михаилу Булгакову. «Мастер и Маргарита» — это одно из самых мистических произведений современности. И этот шедевр тоже написан Булгаковым. Жизнь данной незаурядной личности имеет тоже моменты, связанные с мистикой, и окутана она ореолом таинственности.
1.Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года. 2.Писатель родился в Киеве. 3.Его папой был профессор Киевской духовной академии. 4.Булгакову удалось закончить одну из лучших Киевских гимназий. 5.Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет в Киевском университете. 6.В 1916 году Михаил Афанасьевич получил диплом и продолжал работать в деревне врачом. 7.Когда писатель был еще студентом, он написал прозу на медицинскую тему. 8.По воспоминаниям сестры Булгакова, в 1912 году он показал ей рассказ о белой горячке. 9.Михаил Булгаков в семье был старшим ребенком. 10.Кроме него, в семье было еще 2 брата и 4 сестры. 11.В 1917 году Михаил Афанасьевич начал постоянно принимать морфий. 12.Булгаков коллекционировал концертные и театральные билеты. 13.Над рабочим местом писателя висела старинная гравюра, на которой изображалась лестница жизни. 14.В 7-летнем возрасте Михаил Булгаков смог написать свое первое произведение с названием «Похождения Светланы». 15.По произведению Булгакова был снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию». 16.Предполагалось, что квартира писателя многократно обыскивалась работниками НКВД. 17.Михаил Афанасьевич в 1917 году оберегался от дифтерии, потому что после операции он принимал антидифтерийные лекарства. 18.В 1937 году Булгаков разговаривал по телефону со Сталиным, но содержание осталось ни для кого не известным. 19.Булгаков часто посещал театр. 20.Любимой оперой писателя считалась «Фауст». 21.В 8-летнем возрасте Булгаков впервые прочел «Собор Парижской Богоматери», которую он запомнил наизусть. 22.В романе «Белая гвардия» Михаилу Булгакову удалось точно описать дом, где он проживал на Украине. 23.Практически никто не знает, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящался любимой женщине писателя – Елене Сергеевне Нюренберг. 24.На протяжении 10 лет Булгаков писал «Мастер и Маргарита». 25.Булгаков долгое время болел тифом. 26.Михаил Афанасьевич был противником коммунизма. 27.Вместо памятника Булгакову после смерти его супруга предпочла выбрать большую гранитную глыбу — Голгофу. 28.У Михаила Булгакова было 3 супруги. 29.Первой супругой Михаила Афанасьевича была Татьяна Николаевна Лаппа. 30.Вторая супруга Булгакова – Любовь Евгеньевна Белозерская. 31.Последней супругой писателя считалась Елена Николаевна Шиловская. 32.Ни в едином из трёх браков Булгакова детишек не было. 33.Именно третья супруга была прототипом Маргариты из известнейшего романа. 34.Булгаков был участником Первой мировой войны. 35.Некоторые годы Булгаков был военным врачом. 36.Традицией писателя было не выбрасывать использованные билеты из театра. 37.Источником вдохновения Булгакова считалась старинная гравюра. 38.В процессе Гражданской войны Булгакова мобилизовали в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики. 39.Зимой 1917 года Михаил Афанасьевич посетил дядю в Москве. 40.Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом. 41.Дядя Булгакова – это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». 42.Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России. 43.В 1923 году Булгакову пришлось вступить во Всероссийский союз писателей. 44.Как писатель Булгаков сумел определиться лишь к 30 годам своей жизни. 45.В конце октября 1926 года Михаил Афанасьевич с огромным успехом представил премьеру спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Это происходило в Театре имени Вахтангова. 46.В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ. 47.Произведения Булгакова перестали печатать к 1930 году. 48.В 1939 году здоровье писателя сильно ухудшилось. 49.У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака. 50.Последняя супруга Булгакова пережила аж на 30 лет. 51.Страстным читателем Михаил Афанасьевич был ещё с детства. 52.Писатель закончил «Мастер и Маргариту» за месяц до собственной кончины. 53.Булгакова величали «безумцем». 54.По романам и повестям Михаила Булгакова сняли несколько фильмов. 55.Булгаков одновременно был и бедным, и богатым. 56.У каждой из жён Булгакова было по 3 мужей. 57.Сына своей последней любви Булгаков усыновил. 58.Произведения Булгакова подвергались критике и становились запретными. 59.Воланда из произведения Булгакова изначально звали Астаротом. 60.В Москве имеется музей-дом с названием «Булгаковский дом». 61.При жизни роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, не публиковали. 62.В первый раз это роман опубликовали в 1966 года, спустя 26 лет после смерти великого писателя. 63.В 1936 году Булгакову пришлось зарабатывать на жизнь переводами. 64.Михаил Афанасьевич Булгаков иногда принимал участие в спектаклях. 65.Врачебная практика Булгакова нашла своё место в произведении «Записки юного врача». 66.Михаил Булгаков написал Сталину письмо, где он просил его выехать из государства. 67.Часто у Булгакова возникали мысли об эмиграции. 68.Сильно интересовалась Булгаковым газета с названием «Накануне», что издавалась в Берлине. 69.У Булгакова были хорошие манеры. 70.Весной 1926 года в процессе обыска Булгаковской московской квартиры были изъяты его рукописи «Собачье сердце» и дневник. 71.С юности любимыми авторами Михаила Афанасьевича были Салтыков-Щедрин и Гоголь. 72.В 48 лет Булгаков заболел той же болезнью, что и его отец. 73.Нефросклероз забрал жизнь писателя. 74.По окончании 20-х годов Булгакова критиковали. 75.Перед свадьбой с супругой Булгаков говорил ей, что он будет тяжко умирать. 76.Памятники Булгакову расположены на территории России. 77.До 50-х годов на могиле великого русского писателя не было ни памятника, ни креста. 78.Булгаков считается писателем, который предпочитал мистику. 79.Булгаков подражал Гоголю. 80.В 1918 году Михаил Афанасьевич впадал в депрессивное состояние. 81.При депрессии Булгакову казалось, что он сошел с ума. 82.Образ Фауста из произведения был близок для Булгакова. 83.Булгаков в порыве ярости неоднократно целился из револьвера в собственную первую супругу. 84.И также первая жена Булгакова вместо морфия подмешивала ему дистиллированную воду. 85.От матери Михаил Афанасьевич смог унаследовать оптимизм и жизнерадостность. 86.Булгаков знал наизусть несколько оперных произведений. 87.Медицинский факультет в Киеве Михаил окончил с отличием. 88.Булгаков смог пережить 9 смен власти. 89.Во время бреда Булгакову неоднократно виделся Гоголь. 90.Чтобы заработать деньги Булгакову приходилось работать конферансье. 91.Михаил Афанасьевич Булгаков вёл дневник. 92.Произведения Булгакова — это сочетание фантастического и реального. 93.К революции 1917 года Михаил Афанасьевич относился скептически. 94.Михаил Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 95.Последние свои годы жизни писатель проживал с чувством потерянного творчества. 96.Булгаков был худощавым. 97.У Михаила Булгакова были выразительные голубые глаза. 98.Ещё до свадьбы с первой женой Булгаков вместе с ней успели потратить все денежные средства. 99.Папа Булгакова был родом из города Орла. 100.Мать Булгакова была учительницей в Орловской губернии.
Кого читали классики?
Пушкин, Толстой, Достоевский, Бунин, Булгаков – сегодня это уже классики мировой литературы. Мы читаем их и по сей день. А интересно, какие книги предпочитали сами знаменитые писатели?
Любимые писатели наших любимых писателей
Александр Сергеевич Пушкин
Домашняя библиотека Александра Сергеевича насчитывала огромное количество книг самой разнообразной тематики. Причем, произведения, которые читал великий русский поэт, были не только на русском, но и на французском, английском и латинском языках. Например, он очень любил произведения Гомера, причем, в переводе на французский. С детства Пушкин зачитывался Плутархом, Дидро и Руссо. Будучи лицеистом, он жадно глотал Жуковского, Батюшкова, Крылова и Гнедича.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов с малых лет много читал. Подтверждением тому является его домашняя библиотека. К сожалению, полностью она не сохранилась. После смерти поэта его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева раздала большинство книг друзьям внука. Однако даже по остаткам некогда богатой библиотеки можно судить о разносторонних интересах Лермонтова. Как и все в те времена, он читал французскую литературу, а также немецких и английских писателей в оригинале. Любил он и Пушкина, и Жуковского, и Козлова, и Вальтера Скотта. В юности Лермонтов зачитывался Байроном. Огромное впечатление на него произвела и баллада Кольриджа «Сказание о древнем мореходе». А вот «Откровение Иоанна Златоуста» сам поэт называл своей самой любимой книгой.
Федор Михайлович Достоевский
Иван Алексеевич Бунин
Иван Бунин, по его собственному признанию, читал все, что попадалось ему под руку: старую и свежую прессу, произведения Лермонтова, Жуковского, Гоголя, Шиллера, Веневитинова, Тургенева, Маколея, Шекспира и Белинского. Многократно он открывал «Петра» А. Толстого и «Дон Кихота» Сервантеса и не переставал восхищаться талантливыми писателями. С упоением Бунин читал и Пушкина, и Надсона, а также житие святых.
Лев Николаевич Толстой
Книги, которые читал и любил Лев Николаевич Толстой, заметно повлияли и на его собственное творчество. В детстве его любимыми произведениями были сказки из «Тысячи и одной ночи», «Черная курица» Погорельского, а также русские былины и Библия. Став старше, Лев Николаевич зачитывался «Дэвидом Копперфильдом» Диккенса, «Одиссеей» Гомера и «Отверженными» Гюго. На склоне лет он предпочитал Г. Джорджа «Прогресс и бедность», Т. Паркера «Исследование вопросов, относящихся к религии», Ф. Робертсона «Проповеди», Л. Фейербаха «Сущность христианства», Паскаля «Мысли», Ф. Фуко «Будда», С. Жульена «Лао-цзы».
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Юный Алексей Пешков обожал французские авантюрные романы. «Рокамболь учил меня быть стойким, не поддаваться силе обстоятельств, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу!» – писал Горький впоследствии. Огромное впечатление на писателя произвели и романы Оноре де Бальзака, а также произведения Гонкура, Флобера и Стендаля. Максим Горький очень хвалил и творчество упомянутого выше Л.Н.Толстого.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Еще в детстве Михаил Булгаков прочел «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. С малых лет он читал русскую классику и, как все дети, обожал сказки. Судя по творчеству писателя, в какой-то момент его очень поразило произведение П. Р. Фурмана «Саардамский плотник». Эта книга упоминается и в романе Булгакова «Белая гвардия». Также Михаил Афанасьевич с удовольствием читал Гоголя, Чехова и Салтыкова-Щедрина.
Владимир Владимирович Набоков
Владимир Набоков настоятельно советовал детям читать произведения Жюля Верна, а его книгу «Вокруг света за 80 дней» он называл одной из своих любимых. Набоков обожал творчество Хорхе Луиса Борхеса и Герберта Уэллса. Он много раз перечитывал «Анну Каренину» Толстого. Однако «Войну и мир» просто терпеть не мог.
Ну, а на закуску самые любимые книги знаменитых современных писателей, некоторые из которых уже тоже успели стать классиками:
Стивен Кинг – Уильям Голдинг «Повелитель мух»,
Дэн Браун – Уильям Шекспир «Много шума из ничего»,
Эрнест Хэмингуэй – Лев Толстой «Война и мир»,
Сергей Лукьяненко – Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса»,
Вера Полозкова – Арундати Рой «Бог мелочей»,
Борис Акунин – Александр Дюма «Три мушкетера»,
Дмитрий Глуховский – Умберто Эко «Имя розы»,
Джоан Роулинг – Джейн Остин «Эмма»,
Корнелия Функе – Нил Гейман «Никогде»,
Не только «Мастер и Маргарита»: что почитать у Михаила Булгакова
От пьес до рассказов
Кадр из фильма «Белая гвардия», 2012
Имя Михаила Булгакова, главного литературного мистика прошлого века, известно каждому, а в его романе «Мастер и Маргарита» и по сей день читатели и литературоведы ищут тайные смыслы и зашифрованные послания. Но библиография классика не ограничивается одной книгой. В нашей статье мы собрали пять произведений Михаила Булгакова, которые доставят вам не меньше удовольствия, чем знаменитый роман.
Морфий
К слову, прообразом акушерки Анны Кирилловны, которая и ввела первую, роковую дозу морфия Полякову, стала первая жена Булгакова — Татьяна Лаппа. Именно на их брак и пришелся период наиболее тяжкой зависимости писателя от наркотика.
Собачье сердце
Смешная и полная тонкой иронии повесть Михаила Булгакова о бывшем псе, которого талантливый медик скрестил с человеком, долгое время не допускалась к печати. Написанная в середине 20-х годов, только в 80-х она была опубликована официально. Впрочем, ее содержание стало известно широкой публике гораздо раньше.
За фантастическим сюжетом кроется политический комментарий. В образе бывшей бездомной дворняги, а ныне гражданина с собственным мнением Булгаков демонстрировал глупых и безграмотных представителей власти. Причиной того, что на ведущих должностях оказались Шариковы, литератор считал насильственное вмешательство в естественный ход истории — революцию. Она, по мнению классика, мало чем отличалась по самонадеянности и глупости от эксперимента Преображенского. И точно так же привела к катастрофе.
Дьяволиада
В повести, написанной Булгаковым еще в начале 20-х годов прошлого века, вопреки названию, мистики почти нет. «Дьяволиада», подобно гоголевской «Шинели», рисует перед читателем несколько эпизодов из жизни маленького человека — делопроизводителя Короткова, в одночасье лишившегося работы. В попытке добиться справедливости главный герой бесконечно околачивает пороги различных учреждений с непонятными названиями. И в конце концов, утратив рассудок, начинает воспринимать бесконечный калейдоскоп чиновников как воплощение нечистой силы.
«Дьяволиада» Булгакова — ироничный, тонкий манифест против бездушия и примитивности государственного строя, где не предусмотрено места для обычного человека. Согласитесь, такое произведение актуально в любые времена.
Белая гвардия
К этому произведению писатель относился особенно трепетно. Возможно, потому что роман о трагической судьбе русской интеллигенции отчасти замышлялся как автобиографический. Практически каждый персонаж «Белой гвардии» имел реальный прототип. Это друзья, родственники или знакомые Булгакова и его семьи, а также видные военные и политические деятели того времени.
Действие романа разворачивается в Киеве во время Гражданской войны. На фоне масштабных исторических событий семья Турбиных пытается удержаться на плаву и сохранить хотя бы в воспоминаниях страну, в которой они были счастливы. Ведь в новой для них не нашлось места.
К слову, считается, что это произведение Булгакова не окончено. Известно, что сам автор планировал трилогию, но она так и не состоялась, а оригинальная рукопись и вовсе была утрачена.
И вновь Гражданская война, раз и навсегда изменившая судьбу России. В основу сюжета пьесы легли воспоминания второй жены Булгакова Любови Белозерской и генерала Якова Слащёва, который в 1919-1920 годах руководил обороной Перекопа.
Действие «Бега» разворачивается в России и за ее пределами, куда в надежде отыскать подобие спокойной жизни отправлялись те, кому не нашлось уголка в новой стране. Интеллигент Сергей Голубков, жена высокопоставленного чиновника Серафима Корзухина, генерал Чарнота — все они некогда благополучные, а ныне вышвырнутые из обоймы привычной жизни люди. Они вынуждены пристраиваться за границей без малейшей надежды на счастье. Булгаковский «Бег» должен был стать одной из частей трилогии, посвященной уничтожению интеллигенции, но замысел так и не был воплощен до конца.
5 рассказов, с которых надо начинать читать Булгакова
Непохожие друг на друга короткие тексты, по которым можно легко понять, каким был Булгаков-писатель
Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Красный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газету «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне». Первые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого числа очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и повестей. До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столичный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оставил прозу. Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.
«Самогонное озеро» (1923) 
«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов. Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.
Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собутыльник квартхоза Василия Ивановича. Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидорыч — второе лицо в правлении после председателя. Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом. Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.
Прототип Аннушки — Анна Федоровна Горячева Музей М. А. Булгакова
О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели». И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 октября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру». Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у него лишь тремя годами позже.
«Китайская история» (1923) 
«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.
Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской марке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве. В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в гигантском зале с полукруглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама». В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.
Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Бронепоезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.
Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зойкина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китайского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.
«Ханский огонь» (1924) 
«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:
«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Генри наших писателей, пожаловался:
— Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана. Рассказ просматривается насквозь до последней точки.
Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:
— Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».
Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смотритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых очках. Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпроводив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого загадочного иностранца и вдруг узнает его лицо. Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.
Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 год Фотохроника ТАСС
Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.
В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты). В 1921 году Булгаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белыми, но свалился с тифом. Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:
«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два врача говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла везти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбека и похоронить?“»
В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».
«Вьюга» (1926) 
Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а символическая глубина рассказа, напряженность действия, почти кинематографическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рассказом цикла.
Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».
Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925–1926 годах в журнале «Медицинский работник». В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Никольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года. Уже тогда он начал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писатель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.
Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несомненно, был и молодой герой «Записок юного врача».
«Я убил» (1926) 
Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связанная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответственности. Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействием — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот биографический мотив будет положен в основание художественного мира Булгакова».
Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и последний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездействия героя и последующего мучительного чувства вины.
Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова. Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев. В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:
«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки. Мы кинулись с Варькой Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».
Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Булгакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цепного моста:
«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повернув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих».