Что любил есть цой

Что любил есть цой

Что любил есть цой

1. Первое же выступление Цоя в Киеве окончилось депортацией в Москву. В 84-м еще не слишком известный Цой и уже знаменитый Майк Науменко играли «квартирник» (в доме неподалеку от столичной прокуратуры). Концерт прервал визит участкового. Хозяину квартиры удалось спрятать кассету с записью — в противном случае, Цою, наверняка, припаяли бы «незаконную трудовую деятельность».

Что любил есть цой

2. Виктор Цой не выносил вида крови. В 83-м он пытался откосить от армии в знаменитой питерской психиатрической больнице на реке Пряжке.

«Там нужно было под МДП закосить, маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены и так далее, — вспоминает экс-гитарист «Кино» Юрий Каспарян. — С этим брали. У них там как-то было налажено со знакомыми, что его возьмут, но вены все равно нужно было резать. А Цой терпеть не мог крови. Палец колотьэто уже была проблема, тем более, что человек на гитаре играл. А тутвены резать себе. В общем, вызвали они скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой розовый, на руках царапины какие-то маленькие. Ну, забрали все равно!».

Кстати, «на Пряжке» Цой сочинил песню с неслучайным названием «Транквилизатор».

Что любил есть цой

3. По словам практически всех, кто знал его лично, Цой не был ни заносчивым, ни шумным, ни, тем более, агрессивным человеком. Что не мешало ему фанатеть от Брюса Ли, десятки раз пересматривать «Выход дракона», копировать движения, позы и даже выражение лица своего кумира.

Что любил есть цой

4. Цой был очень стеснительным. «И по части женщин, и вообще, — вспоминает близкий друг Виктора и первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин в интервью «Московскому Комсомольцу». — Но это опять идет от советского бытия: Витю унижали из-за его национальности. Каких мы только фраз у пивнушек в его адрес не наслушались! Конечно, это его сделало закрытым. Его в школе дразнили, потом гопники к нам на улице приставали».

Что любил есть цой

5. В 1986-м, несмотря на чернобыльскую катастрофу, группа «Кино» приехала в Киев – сниматься в фильме «Конец каникул» — дипломной работе молодого режиссера Сергея Лысенко. Принято считать, что этот фильм запустил кинокарьеру Цоя, хотя «приближенные источники» утверждают, что тот был изрядно удручен тем, что «фильм получился таким говном».

6. Цой увлекался резьбой по дереву. Его впервые показали по телевизору в программе «Монитор», как одаренного резчика по дереву. Цой особенно любил мастерить из дерева японские традиционные фигурки — нэцкэ. Потом он раздаривал эти миниатюрные скульптуры друзьям и знакомым.

Что любил есть цой

7. Цой любил рисовать. Его друзья говорят, что это были гротескные изображения, которые были близки к фэнтези и мультфильмам.

Что любил есть цой

8. На знаменитой «Камчатке» Цой стал высококлассным кочегаром. Но многие друзья говорят, что он не был таким уж трудоголиком.

Из воспоминаний того же Рыбина: «Витька был страшный лентяй! Как и все мы. Просто написание песен не было для него трудом. Он этим между делом занимался. А вообще любимое времяпровождение Цоя было лежать на диване. Помню, я прихожу, а он, задрав ноги, с «Беломором» в зубах книжку читает».

Что любил есть цой

9. Виктора Цоя интересовала российская эстрада. Он знал наизусть несколько песен Михаила Боярского и однажды ходил в СКК на концерт Валерия Леонтьева.

Что любил есть цой

10. Рассказывает Анатолий Соколков, начальник той самой «Камчатки»:

«Он говорил про себя: «Я загадочный восточный мужчина». Песня «Камчатка» была написана гораздо раньше, чем Цой сюда попал. Писал он чисто фонетический текст, слово понравилось. Когда он устроился работать, все сошлось воедино».

Что любил есть цой

11. Песню «Спокойная ночь» Цой написал в Киеве. С десятого этажа гостиницы «Славутич» открывался красивый вид на город — говорят, этот пейзаж и настроение, царившее в Киеве, как раз и вдохновили Цоя на строчки «Я ждал это время, и вот это время пришло. / Те, кто молчал, перестали молчать. / Те, кому нечего ждать, садятся в седло, / их не догнать, уже не догнать».

Что любил есть цой

12. Есть версия, согласно которой слово «Асса» сделал эдаким поп-культурным символом не Соловьев и не Гребенщиков, а именно Цой. Один из первых саунд-продюсеров на территории СССР — Андрей Тропило — вспоминает, что «по его мнению, главный тезис советской культуры вообще и различных молодежных деяний в частности должен выражаться словом «АССА!».

13. Биографы любят подчеркивать, что неоспоримо любимым цветом Цоя был черный, но это не совсем так. Этот цвет преобладал в сценических костюмах, в жизни же Виктор Цой любил одеваться ярко и обожал желтый цвет (на Востоке — символ вечности). Любимые цветы Цоя — желтые розы.

Что любил есть цой

14. Виктор Цой и группа «Кино» успели дать четыре концерта на Западе: в Дании, Италии и два раза во Франции.

15. Люди, окружавшие группу «Кино» на гастролях, отмечают их феноменальную отдачу. Уходя за кулисы после концерта, Цой почти всегда падал в изнеможении и минут десять лежал на полу без движения. Приходил в себя, потому что на сцене всегда выкладывался по полной.

Источник

Неизвестные факты о Цое: любовь к учительнице, прогулы физкультуры и усталость от музыки

Что любил есть цой

15 августа – особенный день для миллионов поклонников творчества Виктора Цоя и легендарной группы «Кино». В этот день в 1990 году оборвалась жизнь великого музыканта и поэта. Прошла четверть века, но и сегодня его творчество завораживает миллионы верных поклонников так же, как и 25 лет назад.

В преддверии годовщины гибели Цоя РЕН ТВ собрал самые интересные факты из жизни легенды рока, о которых вы не знали ранее.

Об учебе

Виктор Цой обучался в ПТУ по профессии резчик по дереву. В качестве своей дипломной работы он выбрал настенное пано. Работники колледжа рассказывают, что свою работу Цой назвал «Звезда по имени Солнце». На сегодняшний день многие ученики колледжа вырезают то же самое, или портрет самой рок-легенды.

Педагог, которая вела у него астрономию, Галина Кононова, характеризует Цоя очень умиротворенным спокойным, вежливым, интеллигентным, человеком. По ее словам, будущий рокер был очень скромным и замкнутым.

Что любил есть цой

О любимой учительнице

Людмила Козловская, учительница Цоя по технологии, рассказывает, что Витя очень хорошо рисовал. Виктор очень любил свою учительницу: на всех своих тетрадках и конспектах он за пару минут мог нарисовать портрет преподавателя. Конспект, между прочим, Людмила до сих пор хранит и с трепетом вспоминает о любимом ученике. В кабинете, где он обучался, она даже сделала стенд, посвященный Виктору Цою.

Учителя также признались, что Виктор совсем не интересовался спортом, а урокам физкультуры предпочитал уединение с любимой гитарой около спортивного зала. Рядом находился актовый зал, и Цой часто там сидел в одиночестве.

О творчестве

«Цой вообще больше пел про любовь нежели про революцию. Но совпало, что заканчивалась война в Афганистане, и очень многие моменты стали известны. Про гробы цинковые, про количество людей, которые погибают. И Цой написал песню в очень нужное время конечно же: «Группу крови», которая его в принципе сделала героем страны. Потому что люди шли умирать с этой его песней на устах. А ему просто хотелось освоить новый формат.

Что любил есть цой

О популярности группы «Кино»

Басист группы Александр Титов считает, что секрет популярности группы кроется в самой личности Виктора Цоя:

«Виктор всегда был очень серьезной харизматической фигурой, всегда, с детства, с юности. Его образ формировался достаточно долго. Я был музыкантом группы как раз в конце романтической фазы его образа, а героическая фаза началась практически с моим уходом из группы в 1986 году.

Я могу его сравнить с Высоцким. Недавно смотрел какую-то съемку в интернете о Высоцком и поймал себя на мысли: я же знаком с ним. Мы вместе поехали в Калининград на гастроли в июне 80-го года за месяц до его смерти. Я тогда играл в «Землянах», это был наш совместный концерт-солянка. Мы с ним тогда пообщались немного, и я поразился тому, насколько человек харизматичный, строгий и сконцентрированный, хотя он был очевидно болен, ему было плохо.

И вот Высоцкий и Витя Цой, они очень близкие в этом смысле фигуры, потому что в них вот такая серьезная харизма и такой посыл. В тот момент России нужен был герой. И естественно Виктор оказался в правильном месте, правильном времени. Естественно, без этого он ничего бы не добился, если бы это не оказалось в правильном месте или в правильное время.»

Что любил есть цой

О скромности

По словам Андрея Разина, несмотря на бешеную популярность, Цой никогда не зазнавался и вел себя очень скромно:

О фанатах

По словам музыканта и товарища Цоя Вишни, он никогда не воспринимал всерьез своих фанатов.

Что любил есть цой

О планах на будущее

По мнению Вишни, Цой однозначно связал бы свою жизнь с кино.

О привычках

По словам Вишни, Цой буквально в каждом предложении употреблял слова-паразиты «как бы» и «на самом деле».

Что любил есть цой

О последней любви Цоя

Наталья Разлогова – последняя любовь Цоя. По мнению Вишни, Виктор просто не мог ее не полюбить:

«Наташа совершенно другого уровня женщина. У Цоя не могла не съехать крыша, он не мог ее не полюбить. Она закрытая, рот не открывает, но в голове у нее значительно больше. Она закрытая книжка, поэтому она и была ему интересна.»

О смерти

Иосиф Пригожин был знаком с ним через Юрия Айзеншписа и покупал тот самый злополучный москвич.

Те, кто знал Цоя, верят, что погибнуть ему было предначертано судьбой.

О том, что путь Цоя закончится так неожиданно и быстро, тогда никто и подумать не мог. Советский Союз ждал перемен. И дождался. Но уже без Цоя.

Источник

Виктор Цой: 10 фактов из жизни легендарного музыканта, о которых мало кто слышал

Что любил есть цой

1. Мало кто знает, что единственной работой в кино, которой Цой действительно гордился, была роль каратиста Моро в фильме Рашида Нугманова «Игла».

Биографы группы «Кино» связывают это с тем, что Нугманов, по сути, предложил Цою сыграть самого себя. А вот не менее культовая «Асса» в личной классификации музыканта попала в разряд «Папиного кино» (в этот список попадал вообще любой образчик советского массового или коммерческого кино).

Свое собственное участие в «Ассе» Цой считал ошибкой. «Я не мог угадать, каким будет конечный результат», – рассказывал Цой, – все это на совести режиссера. Я лишь рад, что смотрюсь максимально отдельно от всего, что происходит в этой картине». Действительно, его фамилия в титрах значилась в числе первых – сразу после Сергея Бугаева, Татьяны Друбич и Станислава Говорухина. Однако присутствует в кадре Виктор в общей сложности не больше пяти минут.

2. Цой кочегаром не был.

«Цой – кочегар» для тех, кто лично знал музыканта, такой же оксюморон, как и «Цой на мотоцикле». Этот миф успешно культивировал все тот же Алексей Учитель.

В его картине «Рок» лидер группы «Кино» действительно закидывает уголь в топку – все происходит в теперь уже культовой «Камчатке». Это котельная в подвале дома на улице Зверинской в Петербурге. На самом же деле Цой никаким кочегаром – в полном смысле этого слова – не был. Он числился им официально – по трудовой книжке и лишь для того, чтобы не схлопотать срок по статье 209.1 УК РСФСР «За тунеядство». Друзья Цоя вспоминают, что видели его на «Камчатке» чаще с гитарой в руках, чем с лопатой. Реально же тепло в доме поддерживал коллега Виктора по «Камчатке» – Сергей Фирсов. Сегодня он директор одноименного клуба-музея, расположенного в том самом подвале.

3. Съемки финальной сцены фильма «Асса», где группа «Кино» играет песню «Перемен», а зрители поднимают над головами зажженные спички «чтобы был огонь до неба», проходили в Зеленом театре в парке Горького.

Зрители вспоминают, что Цой должен был выступать последним. В какой-то момент на сцену вышел режиссер картины с рупором и попросил всех зажечь спички (перед этим члены съемочной группы раздали каждому зрителю по коробке) в момент, когда «Кино» появится на сцене. Когда Цой запел, в толпе зашептали: «Это же фонограмма! Цой – предатель!» Действительно, песня звучала слишком ровно, и было очевидно, что музыканты играют не вживую. А зрители уже кричали от возмущения и бросали на сцену разные предметы Выступление остановили. Снова вышел режиссер, извинился и сообщил, что лидер группы сейчас снова запоет и на этот раз все будет по-честному. После короткого перерыва «Кино» грянуло свою песню «Перемен» вживую. Толпа снова взревела. На этот раз от восторга.

4. Цой работал без продюсера

Юрия Айзеншписа называли продюсером группы «Кино», из-за чего многие поклонники команды посчитали, что рок-н-ролл мертв. На самом деле Айзеншпис выполнял функции только организатора выступлений. Безусловно, с его появлением вырос и коммерческий успех – такого количества концертов, как за последний год существования, группа не давала за всю свою историю.

Однако в творчество Юрий Айзеншпис никогда не вмешивался. Запись в студии, аранжировки, стихи, музыка и даже имидж «Кино» остались прежними, потому что за все это по-прежнему отвечал Цой и сотоварищи. Более того, Виктор Цой когда-то сам пришел к Айзеншпису и попросил о помощи с концертами.

5. Дебютный альбом группы «Кино» под названием «45» был записан в 1982 году при участии музыкантов уже довольно популярного к тому времени «Аквариума».

Мало кто знает, что за звук одной, кстати, культовой песни «Восьмиклассница» ответственен лично Борис Гребенщиков. В какой-то момент он уговорил звукорежиссера Андрея Тропилло пустить его за микшерский пульт. В результате песня номер 2 на стороне «Б» магнитоальбома «45» очень сильно отличается по звучанию от всего остального материала.

6. Впервые на телевидении Виктор Цой появился не как музыкант, а как гость программы центрального телевидения «Монитор».

Ведущий представил лидера группы «Кино» «талантливым резчиком по дереву». Действительно, Цою очень удавались японские фигурки нэцке. Его друзья вспоминали: в 80-е годы в квартире каждого из них обязательно была деревянная фигурка авторства Виктора Цоя.

7. В документальном фильме Алексея Учителя «Последний герой» на восьмой минуте во время исполнения песни «Следи за собой» в припеве можно услышать, как Цой произносит: «Следи за собой, будь осторожен… папа».

До сих пор неизвестно, к кому музыкант обращается. Вполне возможно, что к собственному отцу – Роберту Максимовичу. У Виктора были сложные отношения с родителем, они не общались несколько лет. Однако незадолго до страшной автомобильной аварии 1990 года, в которой погиб Цой, помирились.

8. Автомобиль, на котором разбился Виктор Цой («Москвич» 2141), был подарен музыканту Юрием Айзеншписом.

Однако мало кто знает, что к этому моменту у Цоя было два одинаковых автомобиля. Второй «Москвич» лидер группы «Кино» купил сам. Причем перед этим, как было принято в СССР, отстоял за ним огромную очередь. Но сам за руль так ни разу и не сел. Поговаривают, что он подарил вторую машину одной из своих подруг.

9. Цой, несмотря на свой нордический образ, терпеть не мог зиму.

Источник

Музы Виктора Цоя: Кому легендарный музыкант посвящал свои песни

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что любил есть цой

«Восьмиклассница»

Что любил есть цой

Даже близкие Цоя не знали, кому была посвящена эта песня, многие считали, что лирическая героиня была просто вымышленным персонажем. Но на самом деле восьмиклассница действительно существовала, но даже сама она узнала о том, что вдохновила музыканта на создание песни, только спустя годы.

Что любил есть цой

Что любил есть цой

Что любил есть цой

Что любил есть цой

Впрочем, у многих исследователей творчества Цоя эта версия вызывает сомнения. Так, В. Калгин в книге «Виктор Цой. Последний герой современного мифа» утверждает, что с Медведевым музыкант начал общаться уже после того, как была создана эта песня. Он склоняется к версии гитариста группы «Кино», Алексея Рыбина. Он рассказывал, что Цой написал эту композицию после очередного романтического свидания со студенткой училища Ольгой, вчерашней школьницей, с которой познакомился в ПТУ, где учился на резчика по дереву.

«Когда твоя девушка больна»

Что любил есть цой

Песня «Когда твоя девушка больна» вошла в последний, 8-й альбом группы «Кино», хотя была написана задолго до этого. Ее называют одной из самых лиричных композиций Виктора Цоя и предполагают, что музыкант посвятил ее своей возлюбленной. Однако на самом деле это было не так, а сам автор считал эту песню ироничной и никогда не воспринимал ее всерьез. « В ней есть шутка и самые простые рифмы, типа «кино» – «вино», и больше ничего », – говорил Цой.

Что любил есть цой

Что любил есть цой

Песня была посвящена Марине Смирновой, с которой в то время встречался гитарист группы Юрий Каспарян. Она тогда часто болела, молодой человек ухаживал за ней, из-за чего ему приходилось отказываться от дружеских посиделок с участниками группы, которые, разумеется, были этим недовольны. Поэтому песня и была пронизана легкой иронией. Марина Смирнова рассказывала: « Это была дружеская шутка. Сидели люди, играли на гитарах. Я тогда встречалась с Каспаряном. И часто болела. Каспарян бегал вокруг меня с лекарствами, и Витя не мог его никуда вытащить из-за меня. Однажды вечером Витя в шутку стал мимо нот декламировать фразы. Посмеялись и пошли гулять. А песня зажила своей жизнью. Эта песня и роль в фильме «Игла» – единственное, что мне осталось от Вити ».

Что любил есть цой

Что любил есть цой

Виктор Цой всегда тепло относился к Марине Смирновой, но их не связывали романтические отношения. В конце 1980-х гг. режиссер Рашид Нугманов предложил музыканту сыграть главную роль в фильме «Игла». А вот с исполнительницей главной женской роли возникли сложности. Режиссер предложил Цою: « Если у тебя есть на примете кто-то, с кем тебе было бы не в тягость провести 2-3 месяца, приводи! ». И Цой предложил эту роль Марине Смирновой. Сама она училась на архитектурном факультете и об актерской карьере никогда не мечтала. Поскольку на экранах они изображали влюбленную пару, зрители решили, что у них и в реальной жизни был роман, хотя на самом деле их связывали теплые дружеские чувства. После этого Марина Смирнова сыграла только в новой версии этого фильма «Игла-Ремикс» в 2010 г.

«Малыш»

Что любил есть цой

По поводу адресата песни «Малыш» споры длятся до сих пор. Существует несколько версий. В 1984 г. музыкант женился на Марьяне Радованской, спустя год у них родился сын Саша. Но этот брак продлился всего 3,5 года – в 1987 г. на съемках фильма «Асса» Виктор Цой познакомился с ассистенткой режиссера Натальей Разлоговой, с которой у него начался роман. Друзья музыканта предполагали, что песня «Малыш» могла быть посвящена именно этой женщине, ставшей его последней любовью.

Что любил есть цой

Что любил есть цой

Константин Кинчев об отношениях Цоя с женой Марьяной говорил: « Я осмелюсь предположить, что любви не было. Наталию он любил. Сильно… Это губило его в какой-то степени… Песен, посвященных Марьяне, нет. Сама Марьяна считала, что Виктор посвятил песню «Дождь для нас» ей, но эта мистическая песня не об отношениях мужчины и женщины, а о Божественном откровении… Я считаю, что в какой-то степени к отношениям с Марьяной относится песня «Раньше в твоих глазах отражались костры ».

Что любил есть цой

Цой переживал из-за того, что был вынужден оставить жену и маленького сына, отсюда, якобы, и появились слова « Когда ты робко меня целуешь, малыш, ты меня волнуешь. Но не могу, не могу, поверь, не могу ». Официально он так и не развелся, и Разлогова стала его гражданской женой и провела с ним последние годы его жизни.

Что любил есть цой

Согласно другой версии, песня «Малыш» появилась благодаря… певцу Сергею Пенкину! С ним группа «Кино» познакомилась на концерте в Евпатории, где он тоже выступал. По мнению музыкантов группы, после этой встречи и родилась песня, которая была «чистой воды шуткой, а вовсе не лирикой». Юрий Каспарян рассказывал: « Вообще, «малыш» – это было словечко Пенкина, насколько я помню, и мы над ним, так сказать, потешались всем коллективом. Я думаю, что эта песня вполне могла бы стать песней для Пенкина. С Пенкиным мы действительно как-то пересеклись, он пытался с нами дружить, он очень милый человек… ».

Что любил есть цой

Георгий Гурьянов подтверждал: « Мало кто знает, что «Малыш» – это песня для Пенкина, да. Я как-то в Интернете видел форум, где люди спорят, обсуждают, кому она посвящена. И там у них три варианта. Первое – жене, второе – любовнице, и третье – сыну… Но люди просто не знают истории… ». А новую жизнь эта песня обрела в 2002 г., когда ее исполнил Илья Лагутенко. Его версию называют одним из лучших каверов на песни Цоя.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Жизнь Цоя с точки зрения байопика была скучной»

Что любил есть цой

Игорь Гудков, известный в рок-кругах как Панкер, помнит группу «Кино» еще в виде акустического юношеского дуэта, чей успех ограничивался небольшой тусовкой. Он считает, что песни Цоя с годами ничего не теряют, а будь он жив, играл бы сегодня модную популярную музыку. Лучшим экранным образом Виктора считает героя «Иглы» и с нетерпением ждет мультимедийное стадионное шоу песен «Кино», которое готовит сын Цоя Александр. Об этом музыкант и продюсер рассказал «Известиям» накануне 30-летия со дня гибели своего товарища.

— Как вы относитесь к тому, что с недавних пор Александр Цой довольно резко оборвал возможности других исполнителей записывать свои версии песен «Кино»?

Что любил есть цой

— Крайне положительно. Марьяна, мама Саши, грамотно занималась правами после смерти Цоя, четко всем управляла и никогда бы такого не допустила. Но, к сожалению, она умерла. Ситуация, когда песни «Кино» мог записать кто угодно, сложилась потому, что после ее смерти незнамо кто управлял правами. Саша долго за них боролся. Очень жду мультимедийное стадионное шоу песен «Кино», которое он делает вместе с Юрием Каспаряном, Игорем Тихомировым, Сашей Титовым — участниками «Кино» и другими музыкантами. Уверен, это будет ярко.

— В чем, на ваш взгляд, феномен песен Цоя и почему до сих пор огромное количество групп рвется их исполнять?

— На песни Цоя, сделано, наверное, самое большое количество кавер-версий, которое я слышал в своей жизни, и я до сих пор считаю, что «Кинопробы» — наш первый проект каверов песен «Кино» в исполнении отечественных рок-музыкантов, состоявшийся в 2001 году, — был сделан очень качественно.

Песни Цоя затрагивают все слои общества. До сих пор, когда вы ходите по Москве, а я — по Питеру, мы видим уличных музыкантов, которые играют Nirvana и «Кино». И то, что они рядом, это очень круто!

Что любил есть цой

Первый концерт группы «Кино». На фото Виктор Цой, Майк Науменко, Игорь Гудков

— Мне довелось общаться с Марьяной Цой в 2000-х. Фантазируя на тему, как бы сейчас звучало «Кино», она пришла к выводу, что это было бы что-то в манере глобальных музыкальных шоу U2.

— Рядом с Цоем был такие ребята как Юрий Каспарян и Густав Гурьянов — реальные модники, разбирающиеся в музыке текущего момента. Я думаю, Цой продолжал бы писать поп-песни, ведь песни «Кино» — это именно настоящий качественный поп-рок. В музыке было бы много электроники, и хотя он иногда работал как освобожденный вокалист, Цой никогда бы не оставил гитару. В общем, «Кино» сейчас бы играли модную популярную музыку.

Что любил есть цой

— Вопрос, наверное, банальный, но тем не менее. Полагаете ли вы, что таких харизматичных рок-музыкантов, как Гребенщиков, Науменко, Цой, мир больше не дождется?

Но вот что необычно — песни Цоя ничего с годами не теряют. Однажды я приболел и решил послушать подряд все его альбомы. Считается, что если в альбоме есть хотя бы два хита — это уже круто. А у Цоя вообще нет проходных песен. Особенно отчетливо это понимаешь, когда слушаешь все альбомы «Кино» — с первой до последней песни. Скажу вам честно, я нескучно провел тот день.

— Во многих материалах о Викторе Цое звучит мысль, что он мог бы реализоваться как яркий актер. Согласны вы с этим?

— Сложно сказать. Конечно, кино его всегда интересовало. Я люблю фильм «Игла», где Цой играет главную роль, это хорошая картина. Второй фильм режиссера Рашида Нугманова «Дикий Восток» в котором играл Александр «Рикошет» Аксенов (лидер группы «Объект Насмешек»), мне тоже местами нравится, но там была не очень удачная попытка сделать вестерн, а вот «Игла» сложилась гармонично. Случилось это как раз благодаря Цою, без него такого резонанса и успеха у фильма точно не было бы.

Что любил есть цой

Виктор Цой в фильме «Игла»

Что любил есть цой

— Насколько Виктор, начиная работать в кино, был насмотренным зрителем, какие фильмы ему нравились?

— Мы все были насмотрены одинаково, в Советском Союзе особого разнообразия не было. Когда появились видеомагнитофоны, мы опять-таки смотрели примерно одинаковое. Но фильмы приходили действительно хорошие и интересные. В общем, компания наша однозначно кино любила.

— Известно, что Цой любил фильмы с Брюсом Ли. Насколько сильно он находился под его влиянием?

— Однозначно! Увидев фильмы с Брюсом Ли, он сразу стал его копировать. И Цою с его корейской внешностью это хорошо удавалось. Тогда все копировали какие-то яркие образы. Когда Кинчев с Рикошетом увидели видео Билли Айдола, они принялись перекашивать рот, как это делал Айдол в своих клипах, тогда это смотрелось очень круто.

Цоя в плане музыки во многом направляли старшие коллеги — Гребенщиков, Майк Науменнко. Выполнял ли кто-то подобную миссию в контексте кино?

Что любил есть цой

— Разве что интуитивно. Режиссер Рашид Нугманов был первым человеком, предложившим Цою сняться в кино, и тот согласился. Если бы предложил сняться еще кто-то, думаю, он бы тоже согласился. Но предложений таких было немного. Позже я слышал, что Виктору предлагали сниматься в Японии, но это на уровне слухов. Ну а Нугманову нравились не профессиональные артисты, а яркие личности, и он вначале снял Цоя в «Игле», а потом Рикошета в «Диком Востоке»

Можно ли рассматривать первое, пускай и эпизодическое, появление Цоя на большом экране в финальных кадрах фильма «Асса» как настоящее актерское везение?

— Да, роль там у Цоя очень хорошая. А насчет везения. Мне кажется, здесь в большей степени повезло режиссеру Сергею Соловьеву. Он тему подпольной культуры знал не очень хорошо. В кино так часто бывает: ты что-то делаешь, и раз — тебе повезло. Вот ему повезло с эпизодом с участием «Кино» в концерте в Зеленом театре. И с выбором песни тоже. Первая «Асса» — очень хорошее кино, абсолютно атмосферное, оно и сейчас неплохо смотрится.

Что любил есть цой

Кадр из фильма «Асса»

С фильма «Лето» Кирилла Серебренникова начались кинообращения к золотым временам русского рока. Ваши друзья Виктор Цой и Майк Науменко появляются в этой картине как персонажи. Насколько точно переданы их образы?

Что любил есть цой

— Штука в том, что у меня с фильмом «Лето» отношения как-то сразу не сложились. Вначале такой фильм должен был снимать режиссер Павел Руминов, который в этой культуре разбирается вполне неплохо. На момент нашей с Алексеем Рыбиным (один из создателей группы «Кино», писатель, режиссер. — «Известия») встречи с Руминовым у нас был написан свой сценарий про Цоя. Его заказала кинокомпания Сергея Мелькумова, который знал, что мы с Рыбиным были хорошо знакомы с Цоем. Сценарий у нас купили, но до съемок дело не дошло. С того момента прошло больше 10 лет, и идея вновь завитала в воздухе. Мы с самого начала решили снимать кино про ранний этап Цоя. В то время мы с ним плотно общались.

Отталкивались мы от книжки-бестселлера Рыбина «Кино с самого начала». Потом возникли воспоминания Наташи Науменко (вдовы лидера группы «Зоопарк» Михаила Науменко. «Известия»), она вытащила любовную историю, и на основе всего этого был написан сценарий «Лета». Кстати, Руминов, на мой взгляд, шел правильным путем: он хотел дать главным героям другие имена, при этом сделав романтический фильм с музыкой Цоя и Майка. Мы решили, что это абсолютно правильная идея. Но продюсеры «Лета» понимали: чтобы продать фильм, он должен называться «Цой». Вот тогда возник конфликт, Руминов ушел из проекта. Мы стали заниматься своим фильмом, отсняли тестовые съемки, и тут появился Кирилл Серебренников.

Нас хотели пригласить в качестве консультантов, но мы отказались, получался явный конфликт интересов. Когда не называешь героя Цоем, ты волен как художник делать всё, что хочется. Серебреников попросил у своего продакшена получить от реальных персонажей официальные разрешения на использование их образов. От Гребенщикова, вдовы Дюши Романова (одного из создателей группы «Аквариум». — «Известия»), и Алексея Рыбина он их не получил, но это продюсеров не остановило. В результате Рыбина в фильме зовут Леней. В общем, они сняли свой фильм про Цоя, а мы с Рыбиным свой не сняли. Хотя, если честно, я об этом совсем не жалею.

Что любил есть цой

Кадр из фильма «Лето»

— Почему?

— Возможно, кому-то покажется странным, но у Цоя жизнь была довольно спокойной, бесконфликтной и с точки зрения создания байопика — скучной. Он не воевал, не ходил в горы, не был наркоманом и преступником. Виктор писал замечательные песни, играл концерты. Наш фильм мы задумали не столько про Цоя, сколько про компанию странных молодых ребят, живших в Ленинграде, и один из них — Виктор Цой.

— Ну а фильм Серебренникова вы всё же посмотрели?

Что любил есть цой

— Я недавно его увидел и даже расстроился, что не сделал этого раньше. Мне кино понравилось, я понял, что хотели сказать авторы, и если продраться через первую сцену на пляже, дальше всё становится очень хорошо.

— Признаюсь, лично мне абсолютно не близок Рома Зверь в роли Майка, а что вы скажете об экранном Цое?

— Это страшная ошибка! У Цоя была определенная пластика, которую мы четко видим в «Игле», а здесь какой-то невысокого роста коротконогий человек. Я на него смотреть не мог, он мне портил всё кино. Мы с Рыбиным нашли актера, который мог бы отлично сыграть Цоя, но из-за той конфронтации мы, отсняв 20 минут картины, больше никому его не показали. А если бы показали. Те, кто его видел, повторяли одно и то же: «Его бы в «Лето»!» В общем, обидно, что всё так сложилось и я не смог принести «Лету» пользу в роли консультанта, да и просто поучаствовать в процессе съемок.

— В день гибели Виктора назначена премьера фильма Алексея Учителя «Цой». Сюжет давно не является тайной и наверняка у вас есть свое мнение об этой работе?

— Мне такие истории не нравятся. Так же как мне не нравится, что этот фильм пытаются назвать «Цой». Фильм с таким названием должен базироваться на фактах, а в картине Учителя возят гроб, в которым лежит как бы Цой, и еще рядом едут какие-то люди. Я знаю, что сын Цоя, Саша, кино не поддержал. Видимо, Алексей Учитель, сняв когда-то фильм «Рок», считает, что права на изображение Цоя принадлежат ему и можно делать всё, что хочется. Это большая ошибка.

Что любил есть цой

Алексей Рыбин, Николай Фоменко и Игорь Гудков на съемках фильма

— Знаю, сейчас у вас с Рыбиным в монтаже новый полнометражный фильм про Майка Науменко, где его роль играет Николай Фоменко.

— Да, мы придумали совершенно другую историю, другой фильм, основанный на некоторых фактах жизни нашего друга и учителя Михаила Науменко. Мы сразу решили, что не делаем байопик. Герой не носит имя «Майк», и в целом это наши размышления о творческом человеке из Петербурга. Николай Фоменко, прочитав сценарий, тут же дал согласие, для него это тоже будет очень важный фильм…

Игорь «Панкер» Гудков в 1982 году в качестве звукорежиссера записал магнитоальбом Майка Науменко LV, позже — дебютный альбом Константина Кинчева «Нервная ночь». Записывал и продюсировал группы «Секрет», «Король и Шут», «Кукрыниксы» и др. Автор самого глобального проекта-трибьюта (альбом и концерт в «Олимпийском») группе «Кино» и одноименного фестиваля «Кинопробы». В настоящее время совместно с режиссером Алексеем Рыбиным заканчивает работу над фильмом «Уездный город Н» о Майке Науменко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *