Что любят все люди
14 привычек людей, которых любят все окружающие
Есть такие люди, которые обладают природной харизмой и нравятся всем без исключения. А остальным приходится прилагать массу усилий, чтобы добиться внимания.
[media-credit name=»The Great Gatsby Trailer» link=»http://trailers.apple.com/trailers/wb/thegreatgatsby/» align=»alignnone» width=»730″][/media-credit]
Фактрум рассказывает читателю о некоторых привычках, обзаведясь которыми вы сможете понравиться кому угодно за считанные минуты. Их подробно описал в одном из своих эссе известный писатель Наполеон Хилл.
1. Важно создавать позитивный настрой и делиться им с окружающими. Циничные и пессимистичные люди никогда не добьются уважения в обществе. А обладатели прекрасного настроения и позитивного мышления всегда оказываются в центре внимания.
2. Стоит внимательно слушать своего собеседника. Манера говорить поучительным тоном и отвергать мнения со стороны не приводит ни к чему хорошему. Поэтому в споре важно попробовать принять сторону оппонента и попытаться понять его мысли.
3. Надо разговаривать уважительно и дружелюбно. Если высказывать свои мысли по какому-либо вопросу в спокойном тоне, то шанс понравиться увеличивается.
4. Необходимо быть сдержанным. Чрезмерная позитивная или негативная эмоциональная реакция создаёт плохое впечатление. Иногда простое молчание в ответ на резкий выпад может рассказать о большем, нежели высказывание критики.
5. Стоит быть открытым и непредвзятым. Если вы закрыты для всего нового и общаетесь только со своими единомышленниками, то вы упускаете отличный шанс и для своего личностного развития, и для профессионального роста.
6. Будьте всегда спокойны. Умение высказывать свои мысли в тему, не повышая голоса — важное качество, если вы хотите понравиться собеседнику.
7. Старайтесь улыбаться во время разговора. Открытая и искренняя улыбка привлекает к себе внимание намного лучше, чем вымученная гримаса.
8. Не медлите. Если вы не торопитесь с решением, то показываете, что вы нерешительны и опасаетесь действовать прямо здесь и сейчас. Конечно, не стоит бросаться в омут с головой, но и медлить с решением важных вопросов тоже не нужно.
9. Не озвучивайте абсолютно все свои мысли. Можно очень легко обидеть человека, если высказать ему всё, что вы о нём думаете. Лучше оставить некоторые мысли при себе.
10. Совершайте добрые поступки каждый день. Если вы начнете просто так помогать другим, не ожидая никакой награды за это, то вы покажете себя с лучшей стороны.
11. Обращайтесь к собеседнику так, как будто он самый важный человек на свете. Прислушиваясь к мыслям человека и принимая их во внимание, вы покажете ему, что он вам небезразличен и важен.
12. Не жалуйтесь на неудачи. Любая совершенная ошибка должна служить вам уроком на будущее, который никогда бы не был получен, если бы вы не столкнулись с трудностями.
13. Хвалите других людей. Вовремя высказанное восхищение по поводу какого-то поступка собеседника поможет вам расположить его к себе. Конечно же, хвалить других нужно в том случае, если они этого заслужили, подхалимов никто не любит.
14. Найдите того человека, к чьему мнению по поводу своих собственных недостатков вы будете прислушиваться. Важно непрерывно работать над своим поведением в обществе и репутацией, а помочь в этом вам сможет близкий человек, который будет указывать вам на недостатки и подсказывать, как избавиться от них.
8 продуктов, которые любят и ненавидят
Люди кушают каждый день — ты это и так прекрасно знаешь. А вот что кушают и когда кушают — уже зависит от уровня достатка и благосостояния. Есть продукты, которые ели, едят и будут есть. Но есть другие, которые не оставляют равнодушными никого. Кому-то они нравятся, и они едят их ежедневно; другие носом воротят. В любом случае они не вызывают равнодушия, как, например, макароны. Вот список этих продуктов.
1. Голубой сыр
Одни ассоциируют его с вонючими носками, другие — с хорошим вечером. Когда одни чувствуют себя аристократами или просто наслаждаются вкусом, другие не то что его скушать не могут, а даже терпеть запах. Есть маленький процент людей, особых извращенцев, которым нравится вкус, но не нравится запах. Так что они, превозмогая все эти неприятности, едят его и вполне получают удовольствие.
2. Майонез
Старый добрый — ну куда без него! Что с ним только ни делают: и в сандвичи добавляют, и в суп, и в салат (ложкой, слава богу, еще есть не начали). Серьезно, огромный срез людей просто не видит смысла своего существования без этого продукта, а если еще и кетчуп туда добавить — мама дорогая! Но с другой стороны, он бы не попал в этот список, если бы у него всё было так гладко. Он сам по себе не очень вкусным кажется многим людям, но самое главное — это то, что его винят чуть ли не во всех бедах, которые связаны с фигурой и желудком (можно подумать, это майонез пошел и заказал 49 острых крыльев себе на ужин).
3. Пицца с ананасом
Это блюдо как кошка сфинкс: либо «фу», либо «о, прикольно». Те, кто любит ананас в пицце, получают удовольствие от интересного сочетания сладкого и мяса, а ненавистники предпочитают обычную, с колбаской, или все остальные, где нет ананаса. Как говорится — на вкус и цвет… Но прежде чем ты присоединишься к одному из лагерей, тебе нужно хотя бы попробовать, чтобы убедиться, нравится тебе это или нет.
4. Чёрная паста
Маленькая часть ненавистников этой лапши объясняет свою неприязнь тем, что она походит на червей. Но это лишь малая часть. В основном ненависть к этой пасте возникает из-за её вкуса и запаха. Дело в том, что сочетание анетола, который пахнет как укроп или анис, и глицирризиновой кислоты, которая на вкус напоминает искусственный подсластитель, тоже не всем нравится. Поэтому вот, пожалуйста, — не всем нравится.
5. Сладкий попкорн
Многие дети любят. Но речь не о них — мы их не трогаем, у нас тут для взрослых всё. Одна из самых популярных жалоб на эту кукурузу — это то, что у нее нет вкуса или она слишком сладкая. Для людей с менее чувствительными вкусовыми рецепторами привлекательность этого попкорна может быть весьма сомнительной, так как на вкус может показаться, что ты ешь чистый сахар.
6. Анчоусы
Если ты черепашка-ниндзя или любитель закусить пивко, то тебе заходит, но есть куча людей, которые воротят нос от этой мелкой рыбешки. У анчоусов больше всего причин, чтобы их не любить. Они очень соленые, у них маленькие волоски, которые видно, и пахнут они тоже так себе. Самое популярное их применение — в качестве одного из ингредиентов соуса «Цезарь». А есть их просто вприкуску — весьма сомнительное удовольствие.
7. Оливки или маслины
Тут весьма сложно: одним нравятся оливки, другим — маслины, третьим — виноград (некоторые люди вообще не видят разницу между оливками и маслинами). Они бывают свежие, с косточкой и без, внутри с начинкой. Их едят просто как закуску и много куда добавляют: например, в салат или в твою любимую пиццу с ананасом. Те, кто ненавидит оливки, обычно утверждают, что они имеют скользкую жевательную текстуру. Однако все зависит от типа оливок, так как свежие продукты по вкусу отличаются от тех, которые были обработаны и законсервированы. И многие люди с возрастом начинают их любить — просто факт.
8. Белый шоколад
Технически белый шоколад не считается настоящим шоколадом в некоторых странах, так как он не содержит какао. Это может быть одной из причин, почему люди любят молочный или темный шоколад, но не белый. Белому шоколаду особенно не хватает шоколадного ликера, который поступает из центра какао-боба и придает шоколаду вкус. Так что белый шоколад — не тру, но вкусно. Опять же, как и любой из продуктов выше, — многим не нравится.
Каких людей любят люди: черты характера, которые нравятся всем
Задумывались ли вы когда-нибудь, каких людей мы любим? Какие нас привлекают? И мы говорим не о внешних факторах, а о характере. Обычно нам нравятся приветливые, доброжелательные люди, а также те, которые умеют добиваться своих целей. Они никогда не грустят при нас и всегда готовы справиться с любой проблемой. Если вы хотите стать похожим на такого человека, то давайте узнаем основные черты людей, которых все любят.
Только хорошее
И речь идет не о мышлении. Те личности, которые говорят только хорошее и не сплетничают за спиной, всегда привлекательны. Если говорить о том, каких людей любят люди, то этот пункт можно считать одним из самых главных.
В сериалах чаще всего нам нравятся эгоистичные персонажи, которые ставят себя намного выше других. Но это хорошо только на экране. Во всяком случае, в сериале за все отвечает сценарист. И даже у самого ужасного человека может быть масса друзей. А что на счет реальности? Вряд ли кому-то захочется общаться с тем человеком, который постоянно хамит, говорит неприятные вещи, ужасно шутит. От таких людей мы стараемся держаться подальше.
Поэтому будьте добры к окружающим и не обижайте их. Чаще думайте о чувствах других.
Уверенность
Обсуждая то, каких людей любят люди, нужно сказать, что уверенных в себе. Лишь подумайте. Будет ли вас привлекать забитый человек, который боится посмотреть в глаза, а от добрых слов убегает не глядя? Он может быть и хороший, и добрый в душе, но с первого взгляда вам точно не понравится.
Поэтому научитесь любить себя. Поймите, что вы красивый и талантливый человек. Если вам делают комплимент, то ответьте на него достойно. Не стоит пытаться оправдаться и тем более говорить что-то вроде: «Тебе показалось».
Оптимизм
Каких людей любят дети? Как вы думаете? Тех, которые умеют повеселить и всегда улыбаются. И мы все еще находим их привлекательными, даже когда вырастаем. Не думайте о плохом, справьтесь со своими страхами, начните жить. Оптимизм выручит вас в любой ситуации. Он не только будет привлекать к вам других людей, но и поможет в какой-то проблеме, когда другой все бросил бы и ушел.
Позитивное мышление также отлично влияет и на здоровье. А грустные люди, которые сторонятся всех, уж явно не будут привлекать нас.
Поддержка
Обратите внимание на то, какие люди нравятся вам. Те, которые ругаются и пытаются выставить себя умнее, фразой: «А я говорил(а)», или те, кто поддержит вас в любой ситуации? Даже если предупреждал о последствиях?
Лидер
Человек, который умеет сплотить вокруг себя других, действительно талантлив. Некоторые из нас не умеют делать подобного. Только при правильном подходе и хороших отношениях с товарищами вы сможете стать тем, кто сплотит их. Все мы ищем партнера или же союзника, который мог бы помочь в сложных и неприятных ситуациях. Или же того, кто мог бы в критический момент организовать огромную группу поддержки.
Станьте таким человеком. Вам нужно уважать окружающих, не забывать о том, что у них тоже есть чувства и интересы. Тогда к вам будут тянуться все, и всем вы будете нравиться уже после первой беседы. Это хороший навык, который пригодится в разных сферах жизни.
Таланты
Как вы думаете, каких людей любит удача? Многие уверены, что талантливых или харизматичных. Такие редко попадают в неприятности, а если и происходит что-то неприятное, то они без проблем могут обернуть ситуацию в нужное русло. И дело не в том, что у них талант к убеждению или чему-то подобному. У вас могут быть разные таланты: пение, фотография, хореография или лепка. У вас в любом случае хорошо развито воображение, а также вы начитанный. Ведь таланты требуют углубления в тему.
Кроме того, талантливые люди привлекают еще и за счет того, что они развиваются. Их личность постоянно претерпевает изменения. С такими людьми не скучно. Наоборот, очень интересно и захватывающе.
Если хотите полюбиться всем, то станьте харизматичным человеком. Ищите в себе несколько талантов и развивайте их. Главное, чтобы вам было интересно и комфортно заниматься тем, что у вас получается лучше всего. Да и привлекать других людей вы сможете не только своей талантливостью, но и работами.
Уют и комфорт
Каких людей любят люди? Тех, кто очень приятен в общении и всегда рад компании. В принципе, вы будете чувствовать себя уютно с человеком, если он будет иметь все вышеописанные качества.
Чтобы стать человеком, с которым уютно и комфортно, всегда приходите на помощь, держите свои обещания, никогда не ругайтесь со своими близкими и друзьями. Это не значит, что вам нужно лицемерить и делать вид, что вам все нравится. Вести себя нужно искренне, потому что все окружающие чувствуют фальшь.
Если вы устали от какого-то человека, то лучше тактично уйдите от разговора с ним и впоследствии поддерживайте краткие диалоги. Так вы не будете общаться с тем, кто вам не нравится, но при этом вы все еще будете симпатичны этому человеку.
Целеустремленность
Давайте признаемся самому себе в том, каких людей мы любим. Тех, кто умеет добиваться своей цели. Люди, которые умеют мотивировать себя и достигать желаемого, у многих из нас вызывают зависть и неприязнь. Но эти чувства направлены больше к себе: так как мы сами на много не способны, не потому что не можем, а потому что нам не хочется.
Поэтому старайтесь всегда держать свое слово, причем данное как себе, так и другим людям.
Заключение
В статье мы рассмотрели то, каких людей любят люди. Подводя итоги, хочется еще раз кратко выделить эти черты характера. Нужно быть стойким и смелым человеком, который уверен в себе. Он способен достигать своих целей и никогда не сдается при виде трудностей. На людях всегда вежлив и спокоен.
Дома вы можете быть любым: агрессивным или апатичным, но чтобы привлекать других, придется немного поменять свои принципы и мышление, научиться давать советы и поддерживать в трудную минуту. В жизни нам не обойтись без социума и людей. Так почему же тогда не выглядеть идеально в их глазах?
15 вещей, которые делают тебя привлекательным в глазах окружающих людей
1. Искренность
Всем нам нравится общаться с теми, кому мы можем доверять. И конечно же, открытый человек быстрее остальных завоюет наше доверие. Искренним людям, которые никогда не льстят, не пытаются обмануть окружающих и не перекладывают ответственность на кого-то другого, открыты все двери. Но самое главное, искренний человек выражает свои чувства в общении свободно, и за это его уважают собеседники.
2. Щедрость
Быть щедрым — вовсе не значит сорить деньгами направо и налево. Нет, порой щедрость вообще никак не связана с финансовым положением. Делиться можно эмоциями, знаниями, ресурсами, достижениями. К примеру, человек, который не боится, что кто-то выполнит задание лучше его, с удовольствием поможет коллеге ценным советом. И именно к такому человеку коллектив будет расположен больше.
3. Умение выслушать человека
Все мы зациклены в первую очередь на самих себе. И когда мы встречаем человека, который готов не засыпать нас тоннами ненужных советов, а просто выслушать, мы автоматически начинаем тепло к нему относиться. Умение слушать и слышать — это очень важно, потому что в большинстве случаев мы боремся с желанием показать свою экспертность в данном вопросе или же предстать в роли непрошеного критика.
4. Умение посмеяться над собой
Люди, которые вечно серьезны, зачастую отталкивают от себя окружающих. Если ты умеешь улыбаться просто так, делиться хорошим настроением или подшучивать над самим собой — считай, что ты уже привлекателен.
5. Надежность
Нас привлекают люди, на которых мы можем положиться — которые всегда выполняют то, что пообещали, приходят на помощь, когда их об этом просят, хранят наши секреты. Так что старайся быть пунктуальным, держать слово, качественно выполнять свою работу, предупреждать человека о возможных изменениях в твоих планах и не бояться говорить «нет» там, где это потребуется.
6. Уважительное отношение
Уважать человека или нет — это дело каждого, а вот уважительное отношение — это уже показатель твоей воспитанности. Уважительное отношение проявляется в вежливости и терпимости к собеседнику. Ты не должен позволять себе переходить на личности, отпускать грубые шутки в сторону человека, срываться на нём из-за плохого настроения или насущных проблем. В общем, есть одно простое правило: относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
7. Увлеченность
Например, хобби или своей работой. Как правило, нас больше притягивают люди, которые черпают в своей работе вдохновение и могут рассказывать нам о своей профессиональной деятельности с неподдельным интересом.
8. Желание узнавать новое
Неожиданно, но это так. У человека, который открыт новым знаниям и опыту, гораздо больше шансов быть привлекательным в глазах окружающих, чем у того, кто не проявляет ровным счетом никакого интереса ко всему, что происходит вокруг него. Тем более, находясь возле такого замотивированного человека, можно и самому узнать много удивительных вещей, так что скучно точно не будет.
9. Целеустремленность
Быть целеустремленным — это знать, чего ты хочешь от этой жизни и как этого добиться. Ну а если не знать, то хотя бы пробовать различные варианты, которые могут привести тебя к желаемой цели, и не опускать руки, если с первого раза ничего не получилось. Целеустремленность придает человеку уверенности в себе и собственных силах и представляет его в глазах окружающих как волевую личность.
10. Принятие себя
Со всеми своими недостатками. Человек, который знает о своих минусах, но в то же время не позволяет им определять себя, заслуживает как минимум уважения. К нему тянутся, на него хотят быть похожи.
11. Способность замечать сильные стороны окружающих
Ну и опять же, все мы любим, когда нас хвалят. Но если лесть легко распознаваема и заставляет нас пересмотреть свое отношение к льстящему человеку, то подчеркивание наших сильных сторон, напротив, помогает расположить нас к собеседнику. Главное — делать комплименты в процессе общения ненавязчиво и по делу.
12. Независимость
Неважно, от человека или чьего бы то ни было мнения. Быть независимым — значит поступать в соответствии со своими собственными желаниями и потребностями, даже если окружающие не поддерживают твоего решения.
13. Самодостаточность
Самодостаточный человек комфортно чувствует себя в одиночестве и спокойно может обходиться без других людей. Но самодостаточность — это вовсе не ограничение в социальном общении. Если ты одинаково прекрасно ощущаешь себя в компании друзей и в компании самого себя — это хорошо; если же ты обустраиваешь свой быт так, чтобы исключить как можно больше людей из своей жизни, — это проблемная самодостаточность, и тебе необходимо пересмотреть свои взгляды.
14. Честность
Честный человек тот, кто привык говорить окружающим правду, действовать исходя из своих принципов, быть верным обязательствам и самому себе. Честность помогает завоевывать доверие собеседника и быстрее налаживать дружеские связи.
15. Заботливость
Если ты уделяешь окружающим свое внимание, в большинстве случаев готов оказать им посильную помощь и думаешь не только о себе, но и о тех, кто находится рядом, — тебя можно назвать заботливым человеком. Стоит отметить, что заботливость должна идти изнутри, а не быть выполнением какого-либо долга или ответственности за другого человека. Только в этом случае забота о ком-либо будет положительно отражаться на восприятии тебя как личности.
«Мы все любим музыку. Но почему?» Что заставляет миллионы людей напевать попсу и веселиться на вечеринках
Чем нас привлекает музыка и почему она оказывает такое мощное воздействие? Как связаны музыкальные предпочтения человека и его психологические особенности, а также устройство его мозга? Почему некоторые песни вызывают восторг, а другие повергают в уныние? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в книге композитора, пианиста и музыковеда Нолана Гассера «Почему вам это нравится? Наука и культура музыкального вкуса». С разрешения издательства «КоЛибри» «Лента.ру» публикует фрагмент текста о роли музыки в жизни первобытного человека.
Мы все любим музыку. Но при этом мы все можем любить разную музыку… Возможно, вам нравятся песни Адель — или вы ненавидите такую попсу; вы можете «тащиться» от хард-бопа Уэса Монтгомери — или вы просто не «врубаетесь» в джаз; вы можете ценить рифмы Лил Уэйна — или монотонность рэпа сводит вас с ума; вы можете обожать Бартока или считать современную академическую музыку уродливой… Нет двух людей, имеющих в музыке одинаковый вкус, но при этом любят ее все. Хотя ладно, не совсем все. На самом деле немалая часть населения (около 4 процентов) страдает от состояния, известного как амузия, или, как его обычно называют, музыкальная глухота. Амузия может возникнуть вследствие естественной генетической вариации или травм, полученных в серьезной аварии, и имеет широкий спектр симптомов.
В легкой форме амузия проявляется просто в равнодушии к музыке. В более ярко выраженных случаях может теряться способность правильно воспринимать высоту тона, ритм или звук. В самой тяжелой форме амузия способна привести к полному неприятию музыки.
В книге «Музыкофилия» (Musicophilia) Оливер Сакс рассказывает о нескольких случаях — от кантора, который иногда пел ноты ужасно фальшиво, не замечая этого, до женщины, для которой музыка могла звучать как «кастрюли и сковородки, брошенные на пол». Кроме того, не все страдающие амузией не любят музыку, хотя любой, кто не может «правильно» воспринимать музыкальные параметры, вероятно, будет иметь меньше причин любить ее.
И все же, как и в случае других редких физиологических отклонений, вызванных либо генетикой, либо несчастным случаем, носители амузии являются исключениями, которые доказывают правило. Иными словами, если не рассматривать нейрологические аномалии, шансы на то, что любой житель нашей планеты любит музыку того или иного рода, довольно высоки.
Ведь иначе они просто не могли бы веселиться на вечеринках! Таким образом, будем придерживаться вышеупомянутой предпосылки: мы все любим музыку. И если этот вывод кажется вам разумным, вы не одиноки. Действительно, утверждение, что музыка — это «универсальный язык», давно стало расхожим.
Одним из первых эту аксиому сформулировал американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло, размышлявший во время путешествия по Европе в 1835 году, почему это так: «Музыка — это универсальный язык человечества; поэзия — его универсальное развлечение и наслаждение».
Фото: Gregg Newton / Reuters
Сами музыканты, что неудивительно, готовы с этим согласиться: и Питер Гэбриэл, и Алиша Киз, и западноафриканская певица и композитор Анжелика Киджо произносили в последние несколько лет похожие фразы — отмечая способность музыки «объединять аудиторию вокруг мира и любви», как в 2013 году выразилась Киз в The New York Times.
Философы, психологи, социологи также ухватились за это представление об универсальности музыки — как языка, помогающего разным культурам разделять общие высшие ценности. Как недавно писала философ Кэтлин Хиггинс, музыка может быть «значимым инструментом межкультурной коммуникации… средством признания — и непосредственного переживания — нашей общности как человечества».
Это жизнеутверждающее чувство, однако, несколько наивно и поверхностно, и поэтому стоит немного уточнить. Например, утверждение, что музыка любима всеми, не должно означать, что это единый, универсальный язык, который одинаково понимают все народы мира.
Действительно, у идеалистического представления Лонгфелло о музыке как «универсальном языке» оказалось довольно много критиков. Джордж Бернард Шоу, например, услышав сюиту Грига «Пер Гюнт» в последовательном исполнении двух английских оркестров из разных регионов, язвительно заметил: «Хотя музыка и является “универсальным языком”, говорят на нем со всевозможными акцентами».
Музыковед Леонард Мейер, с которым мы будем часто встречаться в этой книге, в 1956 году повторил утверждение Шоу, заявив: «Музыка — это не универсальный язык: языков и диалектов у музыки много». Этномузыковед Бруно Неттл был еще более категоричен — он советовал не ориентироваться на этноцентрический западный музыкальный «универсализм», а отдавать должное тем элементам, которые делают каждую музыкальную культуру уникальной.
Фото: Simone Kuhlmey / Globallookpress.com
Хотя Неттл все-таки не отрицает существования некоторых универсальных музыкальных элементов или концепций, способных объединять различные культуры — особенно по сравнению с разговорным языком: «Музыка не является универсальным языком, — пишет он, — но музыка менее непонятна, чем речь».
Далее мы остановимся на нескольких вопросах, связанных с темой музыкальных универсалий, но перед этим будет полезно привести один наглядный пример — из области нейробиологии. В исследовании 2001 года у 20 испытуемых была снята электроэнцефалограмма, на которой фиксировалась нейроэлектрическая активность мозга при выполнении трех различных видов деятельности: прослушивания виолончельной сонаты Баха, прослушивания литературного рассказа и решения в тишине задачи на пространственное воображение. Исследователи обнаружили, что только во время прослушивания музыки в различных удаленных областях мозга происходил процесс универсального и однородного масштабирования — или «синхронизации нейронов в их распределенных группах» — посредством так называемого «гамма-ансамбля», или паттернов нейронных колебаний в диапазоне частот от 25 до 100 Гц.
Иными словами, при прослушивании музыки — в отличие от прослушивания разговорной речи или просто абстрактного мышления — удаленные участки мозга каждого субъекта были каким-то образом «универсально» взаимосвязаны и синхронизированы в рамках нормальной работы данной когнитивной функции. И пусть это само по себе не доказывает, что все мы любим музыку, но на деле демонстрирует наличие в акте ее прослушивания чего-то особенного и сильнодействующего.
Лучшим доказательством всеобщей любви к музыке является простой факт, что практически каждое общество на Земле создает ее и использует в качестве основного инструмента самоопределения — или, как утверждает влиятельный культурный антрополог-этномузыковед Алан П. Мерриам, «в каждом обществе возникают ситуации, когда музыка служит сближению его членов и напоминает им об их единстве». Ключевой вывод здесь не только в том, что каждое общество создает музыку, но и в том, что в этом участвует каждый член общества — в качестве исполнителя или слушателя.
Кадр: фильм «Миллион лет до нашей эры»
Действительно, когда речь заходит о музыкальности, нам следует быть осторожными, чтобы не попасть в ловушку привычного на Западе разделения на музыкальных «экспертов» и остальных. Как отмечает нейробиолог Изабель Перетц, «есть все больше доказательств того, что все люди имеют предрасположенность к музыке, особенно когда речь идет о восприятии (прослушивании), а не об исполнении.
Распознавать мелодию и двигаться в такт музыке — навыки для большинства людей хотя и тривиальные, но в то же время для нашей музыкальности фундаментальные». Все это наводит на мысль, что в наших отношениях с музыкой есть нечто, непроизвольно доставляющее нам удовольствие, — иначе почему она воспринимается так универсально? Конечно, звуки и их последовательности, которые в одной культуре воспринимаются как музыка, вполне могут показаться представителям другой культуры странными или даже неприятными, но это не отменяет того факта, что те или иные музыкальные «высказывания», если использовать термин Неттла, воспринимаемы и любимы везде и практически всеми. Некоторые из таких культурных различий будут рассмотрены в интерлюдии Д, а пока давайте остановимся на нашем исходном тезисе: мы все любим музыку. Да, но почему?
Начать хорошо бы с вопроса, как вообще у нас появилась музыка: была ли музыкальность всегда свойственна нам как виду? Если нет, то когда и как мы начали создавать музыку? И, если уж на то пошло, почему? Конечно, на заре появления Homo sapiens — около 200 000 лет назад — ни магнитофонов, ни iPhone не было. Возраст археологических находок, которые даже в самых смелых предположениях можно связать с музыкой, — максимум 100 000 лет, а убедительные доказательства есть только для половины этого срока. То есть в области поиска истоков музыки существует множество тайн, что, в свою очередь, приводит к большому количеству спекулятивных соображений и острым научным дискуссиям. А это так интересно!
Археомузыкология — дисциплина на пересечении археологии и этномузыкологии — возникла в 1970-х годах с декларируемой целью обнаружения и проверки музыкальных артефактов древних и доисторических обществ. Некоторые ученые называют «свисток», сделанный из фаланговой кости бизона около 100 000 лет назад и найденный в ливийской пещере Хауа-Фтеах, «старейшим из сохранившихся инструментов», но значительно больше внимания уделяется другому кандидату на это звание: флейте из Дивье Бабе, вырезанной из бедренной кости молодого пещерного медведя 60 000 лет назад.
Флейта была обнаружена в 1995 году Иваном Турком в словенской пещере среднего палеолита, известной в качестве места обитания как неандертальцев, так и кроманьонцев. После десятков тестовых проверок флейты возникли две конкурирующие гипотезы: споры велись о том, были ли отверстия в ней продуктом человеческих манипуляций или укусов хищников, — с убедительными доказательствами в пользу первой.
Еще более определенное человеческое происхождение имеют флейты и дудки, сделанные примерно 40 000 лет назад, — наиболее известна флейта из кости крыла белоголового грифа, найденная в пещере Холе-Фельс около Ульма в Германии. Изготовленные копии этой флейты показали, что на ней можно играть диатонические гаммы и даже такие «современные» мелодии, как «Amazing Grace» и главную тему из «Искусства фуги» (Die Kunst der Fuge) И. С. Баха.
Примечательно, что флейта из Холе-Фельс была найдена рядом с другими артефактами, такими как женская фигурка, что позволяет предположить существование эстетически развитого общества, в котором присутствовали музыка и искусство.
Так что же все это значит? Во-первых, если говорить об историческом контексте, человечество в общем насчитывает около 200 000 лет, но только около 125 000 лет назад мы отважились выйти за пределы нашей колыбели в Восточной Африке, однако эта попытка была неудачной. По-видимому, наши самые ранние предки были еще недостаточно готовы к тому, чтобы вытеснить гораздо более сильных, хотя и менее разумных неандертальцев, так что пришлось отступить.
Затем, около 75 000 лет назад, они снова попытались мигрировать, и на этот раз им, набравшимся в каком-то отношении мудрости, удалось преуспеть. Homo sapiens (анатомически это были уже современные люди) 50 000 лет назад достигли Южной Азии и около 43 000 лет назад — Европы, в каждом случае постепенно заменяя неандертальцев, которые около 30 000 лет назад исчезли, добавив кое-что в процессе скрещивания в нашу ДНК.
Флейта из пещеры Холе-Фельс
Фото: Hannes Wiedmann / Wikipedia
Таким образом, мы можем видеть, что как минимум инструментальная музыка уже существовала у наших предков в тот период, когда они заселили Европу 40 000 лет назад, — а возможно, и еще раньше, во время нашей второй, успешной, миграции — либо у нас, либо у наших неандертальских «родственников» 60 000 лет назад. «Свисток» из Хауа-Фтеах следует тогда считать музыкальным свидетельством, относящимся к более раннему времени первой неудачной попытки миграции 100 000 лет назад. И конечно же, это только те музыкальные артефакты, которые сохранились!
Археологи-музыковеды, как правило, уделяют больше внимания флейтам из слоновой или мамонтовой кости, потому что их легче идентифицировать, чем свистки или перкуссионные инструменты, такие как, например, «гуделка» — деревянная дощечка, вращаемая веревкой и издающая звук, похожий на вой волка. Кроме того, мы можем только предполагать, сколько еще более древних инструментов утрачено для нас, возможно навсегда, если изначально они были сделаны из таких недолговечных материалов, как дерево, шкура, тростник или раковины.
Короче говоря, на достаточно раннем этапе своего развития мы, люди, несомненно, использовали музыкальные инструменты.
Более того, широко распространено мудрое предположение: еще до того, как мы, люди, стали извлекать музыкальные звуки с помощью специальных инструментов, мы, вероятно, производили эти звуки, пользуясь нашим главным внутренним инструментом — голосом.
Пение — сольное и хоровое — сегодня во всем мире распространено еще более, чем инструментальная музыка, и существует общепринятое мнение, что оно — наряду с перкуссией, создаваемой человеком при помощи хлопков, — представляет собой базовую форму музыкального самовыражения.
Одна из наиболее ярких, хотя и спорных теорий, связанных с нашей ранней певческой практикой, была предложена палеоантропологом Стивеном Митеном в книге 2005 года «Поющие неандертальцы». Хотя сам Митен не музыкант (он признается, что ему медведь на ухо наступил), он исследовал, как недавние находки ископаемых останков гоминид связаны с появлением у людей развитых когнитивных механизмов, в частности языка.
Ключевым для Митена было признание того, что неандертальцы и другие люди древних эпох обладали вокальной анатомией, подобной нашей: если мы можем петь, то и они могли. Из этого он вывел теорию, что, прежде чем у наших предков появились как таковые язык и музыка, они использовали своего рода протолингвистический способ передачи информации и эмоций. Он назвал его изящным акронимом «Hmmmmm» (да, пять «m»): holistic, manipulative, multi-modal, musical and mimetic (англ., единый, манипулятивный, мультимодальный, музыкальный и миметический).
Для такого способа коммуникации, по утверждению Митена, были характерны «единые» фразы, варьируемые по высоте тона, ритму и тембру, а также включающие в себя жесты, звуки животных и даже танец. То есть каждый вокальный сигнал представлял собой музыкальную «единицу, которая заучивалась, произносилась и понималась как единая
акустическая последовательность».
Митен датирует появление «Hmmmmm» эпохой Homo ergaster (1 900 000 лет назад), после чего около 200 000 лет назад он разделился у Homo sapiens на самостоятельные режимы — музыку и язык. Теория Митена, что неудивительно, была воспринята довольно критически. Возьмите одну из предложенных им вокализаций, которую гоминид предположительно мог породить 500 000 лет назад и которая означает: «Идите охотиться на зайца, которого я видел пять минут назад за камнем на вершине холма». И вся эта информация передается при помощи ритмического бормотания, смены тона, жестов и танцевальных движений?
По словам лингвиста Мэгги Таллерман, такая семантическая сложность намного превышает возможности доязыкового разума; эта теория, по ее словам, «привлекательна, но ошибочна». Когнитивный нейробиолог Филип Либерман еще более прямолинеен: сославшись на недостаточное знакомство Митена с современными исследованиями обезьяньего языка, он называет его теорию «спекулятивными рассуждениями, украшенными причудливыми историями».
В то время как частные детали теории «Hmmmmm» Митена — включая поразительную идею, что наши предки полагались на идеальный слух, чтобы обмениваться едиными фразами, — сегодня воспринимаются в лучшем случае со скептицизмом, многих ученых продолжает привлекать его обширное предположение: прежде чем начали говорить, мы пели.
Фактически Митен был далеко не первым, кто это заявил; аналогичные идеи можно найти среди прочего у Платона, Чарльза Дарвина и философа и композитора XVIII века Жан-Жака Руссо. Руссо, например, представлял себе «первый язык» состоящим только из гласных, пения и воя: «Поскольку разнообразные звуки и тоны природного происхождения предоставляют немного возможностей для их артикуляции… они будут скорее пропеты, чем произнесены».
Совсем недавно антрополог Иэн Морли подтвердил предположение Митена, что доисторические люди могли петь (учитывая наличие необходимой вокальной анатомии, а также соответствующих нейробиологических структур у живших 400 000 лет назад Homo heidelbergensis), а также согласился с тем, что протомузыкальность проложила путь для появления языка.