Что люди делают в колледже
10 вещей, о которых я хотел бы знать на первом году обучения в колледже
Хоть я и не променяю опыт, полученный в годы обучения в колледже, ни на какой другой, его нельзя назвать идеальным. И зачастую главным препятствием на моем пути становился я сам. Поэтому данный пост можно назвать открытым письмом к себе — первокурснику образца 2010 года. Это кульминация вещей, которые, если бы я о них знал, могли бы сделать переход из старшей школы в колледж чуть менее стрессогенным и немного упростить его.
1. Научиться отвечать за себя
Первый год обучения — это, пожалуй, единственное время, когда вы можете падать во время ходьбы и винить в этом трещину в асфальте, если вы понимаете, о чем я. Используя общепринятые выражения: вероятно, только на первом году обучения вы остаетесь безнаказанным, сдавая работу позже установленного срока и обвиняя в этом плохо работающий принтер в библиотеке. В это время люди действительно сочувствуют вам, просто потому что вы первокурсник, и буквально смотрят на вас сверху вниз (серьезно, это своего рода сумасшествие, но старшекурсники кажутся гораздо выше, когда ты только пришел учиться). Вместо того, чтобы сваливать свои проблемы на весь остальной мир, пора начинать бороться с ними самостоятельно. Этот переход не бывает внезапным, он занимает значительное время, поэтому второй год обучения тоже нельзя назвать игрой и сплошным весельем. Ответственность за свои поступки — это то, чему не учат в колледже, но это умение развивается в течение всех четырех лет. Но эй, я не пытаюсь напугать вас! Просто знание и понимание всего этого на шаг приближает к решению задачи.
2. Не нужно дружить со всеми
Каждого первокурсника, идущего по кампусу в день заезда, посещает одна и та же мысль: «Кто станет моим новым лучшим другом?» Внезапно подходящим кандидатом может показаться первый встречный, поздоровавшийся с вами преувеличенно приветливо, или даже сосед по комнате, уступивший вам место у окна.
Остановитесь и переведите дыхание.
На первом году обучения друзей не хватает всем, а значит, каждый (в большинстве своем) старается быть очень милым с остальными только потому, что все хотят подружиться. Поэтому сложно угадать, кто же из приглашающих вас на вечеринку или в кружок действительно искренен. Честно говоря, у меня нет ни одного настоящего совета. Все, что я могу сказать: хорошие друзья появятся естественным путем. Люди, желающие проводить время вместе с вами, будут прикладывать для этого усилия. Поэтому вы не превратитесь в преступника, если позволите всем остальным отойти на второй план.(Подробнее, о том как заводить нужные знакомства в статье Лаура Шварц «Как налаживать связи, словно вы действительно знаете, что делаете»)
3. Дублировать все на своем компьютере
Я действительно имею в виду все! Вам может быть лень убираться в своей комнате. Вы можете откладывать стирку несколько месяцев подряд. Но пожалуйста, пожалуйста, не ленитесь, когда речь идет о дублировании файлов.
Вот классический пример, который я никогда не забуду. Во время одного из семестров я писал работу по психологии. Я был действительно доволен ею — настолько доволен, что периодически забывать нажать на кнопку «Save». Закончив, я сохранил документ в папке на компьютере, отправил этот файл на онлайн-платформу своего класса и пошел праздновать. Спустя три дня мне на электронную почту пришло письмо от профессора с просьбой предоставить законченное эссе. Удивленный и слегка сбитый с толку, я поспешно зашел на свой аккаунт, заглянул в файл с эссе и понял, что каким-то образом мой компьютер сохранил не ту версию документа. Настолько не ту, что в ней оказалось только вступление к моему эссе. Я пересмотрел все папки на компьютере, разыскивая полный вариант, но так нигде его и не нашел. В результате мне пришлось переписать все сочинение, получив оценку на целый балл ниже в качестве штрафа за просрочку (помните, я говорил, что вам придется отвечать за все свои поступки?). Я до сих пор не понимаю, почему мой компьютер не сохранил нужный файл, но теперь я знаю, что нельзя забывать о копировании всех документов куда-то еще. Запомните: Google Drive — ваш друг. Dropbox — ваш приятель. USB-носители ваши товарищи. Не бойтесь положиться на них во всем.
4. В продолжение темы: всегда нажимать «Save»
Запишите в мышечную память сочетание клавиш «Ctrl+s» или «command+s», если у вас Mac. Я уверен, что печатая этот пост, я нажал на «сохранить» не меньше 50 раз. Выучите эту комбинацию клавиш и всегда пользуйтесь ей.
5. Профессора не пытаются никого поймать. Они хотят помочь
Это может показаться несколько удивительным, особенно после только что поведанной истории о чрезвычайно скверном столкновении с профессором, но, как ни странно, он оказался моим советчиком. Поверьте, у меня долго сохранялись претензии к нему, но в результате я осознал, что он научил меня необходимому: делать все возможное для того, чтобы быть готовым к чему угодно. В какой-то мере профессора колледжа именно этим и занимаются. Действительно, они расскажут вам о важных вещах, касающихся преподаваемых ими предметов. Но одновременно они служат еще и наставниками. Дискуссии, которые проходили у меня с некоторыми профессорами за пределами класса, были значительно ценнее всего того, что я узнавал на уроках. И да, уступайте им! Не так уж просто учить студентов в колледже — подумайте, вы смогли бы заниматься этим?
6. Даже сомневаясь, все равно записывать
Признайте, сидя в свое время на занятиях, вы говорили себе: «Мне не нужно это записывать, я запомню». Я почти уверен, что именно поэтому я не мог найти никаких конспектов с первого и второго курса, способных всерьез помочь мне при подготовке к экзаменам. Нет ничего плохого в избытке записей, ведь они позволяют вам уточнить важные детали во время экзаменов. Если ваши преподаватели разрешают использовать компьютеры на уроках, не отказывайте себе в этом. Гораздо проще быстро печатать, чем писать (особенно разборчиво).
7. Учиться за границей
9 из 10 студентов обожают опыт, полученный во время обучения за границей. Ну хорошо, это не данные настоящей статистики, но я уверен, что они не сильно от нее отличаются. Я действительно не могу сказать ничего, кроме того, что если ваша школа предлагает подобное, воспользуйтесь этим. Обладай я возможностью вернуться в прошлое, я заставил бы себя подать заявление на обучение за границей, даже если ради этого пришлось бы на семестр отказаться от спорта. Я действительно верю, что опыт, полученный от погружения в атмосферу другой страны, перевесил бы любые прелести жизни на кампусе. Поэтому пользуйтесь каждой лазейкой, пока у вас есть такая возможность!
8. Понять, что студенческий билет — это нечто неописуемое
Местные рестораны, магазины, кафе и кинотеатры вынуждены предоставлять студентам некоторые скидки. Могу заверить, что до выхода на пенсию у вас больше не будет шанса воспользоваться такими классными предложениями, какие получают студенты колледжей.
9. Простые предметы не всегда так хороши
Во время первого года обучения старшекурсники говорили мне: «выбери этот предмет, здесь просто получить 5» или «этот преподаватель великолепен, иди на его уроки», и я по глупости так и поступал, а потом обнаруживал, что эти лекции абсолютно не соответствовали моим ожиданиям. Если занятия не были достаточно сложными, они становились пустой тратой времени. Хорошо, что можно ознакомиться с комментариями к предметам прежде, чем выбирать их. Остерегайтесь дорожки с «простыми уроками».
10. Гладить собак на кампусе
Это версия студентов колледжей для «остановись и вдохни аромат роз». Людям нравится выгуливать собак на кампусах колледжей, потому что эта территория напоминает огромные парки с милой архитектурой, пышными зелеными газонами и деревьями и интересными людьми. Я не призываю вас бежать к каждой увиденной собаке и гладить ее, не спросив разрешения у ее владельца. Но если и хозяин, и его питомец кажутся дружелюбными, найдите минутку и поиграйте. В моей школе была ежегодная традиция приносить щенков во время недели выпускных экзаменов, чтобы снять у учащихся стресс. Я уверен, что этот маленький акт доброты со стороны администрации творил чудеса. Люди, собаки — волшебные создания! Остановитесь и погладьте их, постарайтесь унять беспокойство о своем стиле жизни и позвольте им нарисовать улыбку на вашем лице.
Учёба в колледже: ожидание и реальность
Как же раздражает ощущение реальности. После школы, когда поступаешь в колледж или вуз, восприятие мира идёт словно через розовые очки. Кажется, что перед тобой открывается весь мир, множество новых возможностей, но после начала обучения ты понимаешь, что все твои ожидания и мечты превращаются в труху. Студентка второго курса Гуманитарного колледжа в Тольятти рассказывает о своих ожиданиях и разочарованиях.
1. «У меня будут лекции, круто! Может, будем смотреть фильмы иногда»
Реальность. Урок химии. Проходим все те темы, что и в 8 классе школы. Мне очень скучно, учитель требует внимания и показывает фильмы с опытами. Причём фильм старше даже не нас (учеников), а преподавателя в два раза. Это просто убивает, мало того, что мы проходим то же самое по второму кругу, так ещё и смотрим такие опыты, на которых даже ничего не видно (фильмы чёрно-белые и контрастные), хотя за стенкой есть химическая лаборатория, но в ней только моют полы, за четыре года существования в ней никто не учился. При этом в фильмах нет и половины того, что есть в тесте, которым завершается каждый урок, а если и есть, то на этом преподаватель не останавливает наше внимание, мы не записываем сложные слова, которые даже понять потом в тесте не можем. Преподаватель не объясняет сам, лишь пересказывает голос с экрана. А когда задаёшь вопросы «Что это за слово? Что оно означает?» и говоришь «Я не знаю, как это решать», то лишь видишь удивлённое лицо и ответ: «В фильме было». Было, но мы не запомнили, потому что внимание было не на этом акцентировано.
Что изменить. Не надо таких умных, но нудных и старых фильмов. Если в наши дни нет крутых роликов, то лучше покажите на примере с реактивами (сами, а дети пусть хотя бы смотрят), а если нет такой возможности, то лучше дайте им описание из того же пресловутого учебника.
2. «Можно будет выступать с классными презентациями»
Реальность. Конечно, в школе, в которой я училась, были уроки с интерактивной доской и различные презентации, которые с удовольствием готовили мы сами, но сейчас даже нет желания делать какие-то презентации, потому что вечные проекторы, куча возни с ними и странная доска (кусок ткани) просто отбивают желание работать и даже смотреть что-то. В колледже всего три интерактивных доски: в кабинете информатики, в конференц-зале и в аудитории, смежной с ним. В то время как моей школе в каждом классе уже интерактивная доска, компьютер к ней и доступ в интернет, что помогает в жизни учащихся.
Что изменить. Хотите, чтобы самые ленивые студенты зашевелились? Сделайте пару интереснее, в виде той же презентации, покажите сами, на личном примере, что ничего страшного в такой технике нет, пусть дети потянутся, поймут, что эта «доска» ничем не хуже той, что была в их школе.
3. «Круто, наконец-то никаких учебников!»
Реальность. Все сразу думают, что хорошо, если нет учебников. Или они в электронном варианте. Нет, учебники это самое больное, что есть в жизни студента. Их очень не хватает. Конечно, лекции это необходимо, через запись информация хорошо усваивается у нас в голове, но проблема состоит в том, что никаких учебников для СПО не существует. Если они и есть, то либо информация в них устаревшая (самый новый учебник 2005 года), либо не устраивают преподавателя, и он даёт материал под запись именно так, как видит сам. А при получении какой-либо темы доклада студент сталкивается с огромным количеством сайтов и книг, в которых дана разная информация или одна и та же, но по-разному подана, а какой из вариантов устроит преподавателя стоит лишь догадываться.
Что изменить. Если вы не пользуетесь определённым учебником, то хотя бы говорите тому бедному ребёнку, который будет готовить доклад, что вы от него ожидаете, дайте ему несколько людей, на произведение или исследование которых он может опираться, потому что каждый человек может описать это же исследование по-другому, и оно вас может не устроить.
Учеба в колледже: что такое сессия, как проходит практика, сколько длится пара
При поступлении в колледж многих будущих студентов интересует вопрос: как там вообще проходит учеба, и чего ждать? Ответим на него в этой статье. Кстати, сейчас, в связи с карантином, учебные заведения переходят на режим дистанционного обучения. Мы уже написали для вас статью о том, как эффективно учиться на удаленке и не терять время попусту.
Присоединяйтесь к нам в телеграме, чтобы быть в курсе актуальных новостей, а также получать приятные бонусы и скидки.
Учеба в колледже: общие сведения
Колледж – учреждение среднего профессионального образования.
Колледжи, техникумы и профессиональные училища можно объединить под общим названием ССУЗ (среднее специальное учебное заведение).
Сколько лет длится учеба в колледже? В зависимости от выбранной программы и специальности, в колледж можно поступать после 9 или 11 класса. Обучение длится от 2 лет и 10 месяцев до 4 лет и 10 месяцев.
Доступные формы обучения в колледже:
По окончании колледжа выпускнику выдаётся диплом о среднем специальном образовании, дающий право работать по полученной специальности. После колледжа также можно поступить в вуз на бюджет и даже учиться там по ускоренной программе.
Кстати, при поступлении в колледж не требуется сдавать ЕГЭ, а на многие специальности зачисление ведется вообще без вступительных экзаменов.
Подборка колледжей по специальностям
Если вы задумываетесь о поступлении в колледж, но не можете определиться, полезно будет узнать о плюсах и минусах этих учебных заведений в сравнении со школой. Также советуем ознакомиться с нашей подборкой колледжей по специальностям:
Что такое пара в колледже
Если в школе все привыкли ходить на уроки, то в колледже добро пожаловать на пары. Пара – занятие в колледже, которое длится два академических часа с перерывом. По сути, это двойной урок.
Академический час равен 45 минутам.
Сколько пар в день в колледже? Нагрузка будет больше, чем в школе. Например, на первом курсе в колледже ставят три, максимум четыре пары в день. В субботу пар обычно меньше, зато на старших курсах к парам добавится практика.
Что такое практика в колледже
Практика – обязательная внеурочная часть учебного процесса в вузах и училищах.
Практика дает студентам возможность закрепить полученные теоретические знания и научиться применять их в «боевых» условиях.
Как проходит практика в колледже? В зависимости от курса и специальности, существуют следующие виды практики в колледже:
Многих интересует, платят ли за практику в колледже. Отвечаем: нет. В колледже платят только стипендию, да и то лишь студентам бюджетной формы обучения. А вот если при прохождении производственной практики вы убедите руководство предприятия официально принять вас на работу, тогда требуйте зарплату.
Что такое сессия в колледже
Сессия волнует многих, особенно, если это сессия в колледже на первом курсе. Сразу проспойлерим: бояться там нечего.
Сессия – период сдачи экзаменов.
Как проходит сессия в колледже? В это время даже самые злостные прогульщики берутся за учебу и начинают зубрить. Обычно экзаменов бывает 4 или 5, максимум 7.
Сколько сессий в году в колледже? Всего две, зимняя и летняя. Однако это не повод «забивать» на учебу в перерывах между сессиями. Следует помнить, что кроме экзаменов придется сдать несколько зачетов, а на старших курсах еще и курсовую работу.
Как пережить сессию – вопрос, который задают себе все поколения студентов. Если станет совсем невмоготу, вспомните, что профессиональный сервис для учащихся всегда придет на выручку и поможет решить возникающие проблемы с учебой.
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.