Что люди с гордостью выкладывать в соцсети
Лайк обетованный: зачем россияне имитируют в соцсетях роскошную жизнь
В Интернете стоит вечное 1 апреля
Если вас нет в социальных сетях, значит, вас не существует — приблизительно так организована жизнь. Действительно: какой смысл есть на завтрак авокадо с лососем, ехать к 7 утра в тренажерный зал, покупать модные кроссовки и выезжать на выходные к озеру Комо, если никто об этом не узнает. Думать, что все это делается для удовольствия, — вчерашний день. Современные ребята знают: все это, конечно, для лайков. Ну а если реальная жизнь немножко не дотягивает до идеальной, всегда можно это исправить! В честь праздника «МК» разобрался, как и зачем создается иллюзия dolce vita в социальных сетях.
Фото: Геннадий Черкасов
Ходите в кафе? Пока ждете заказ, посмотрите внимательно вокруг — что делают 80 процентов посетителей, как только им приносят еду? Не разворачивают салфетки, не разливают вино по бокалам и даже не обмениваются репликами в духе: «Мамочки, я же столько не съем!» Смартфон наизготовку, щелк-щелк — пара манипуляций — здравствуйте, социальные сети! Принесут десерт — начнешь опять сначала: обрезка, фильтр, Instagram.
И ведь погибают сразу несколько зайцев. Во-первых, сам факт обеда — своего рода символ успеха. Во-вторых, важно, что именно ты ешь. Руккола с авокадо? Ах, молодец, здоровое питание! Осьминог на гриле? Ай да буржуй, не жалко денег! Трогательно-розовый тортик и капучино с нежным рисунком на пенке? Вот красота, девочка должна себя баловать!
С какой стороны ни глянь — все прекрасно. «Смотрите все, я ем селедку», — об этом еще Тэффи писала без малого сотню лет назад. И, кажется, мало что изменилось.
— Стремление быть известным — это вектор нашего времени, которое можно определить как глобальную ярмарку тщеславия. Каждый человек старается проявить себя на площадках социальных сетей в лучшем виде, и получается очень много пускания пыли в глаза. Конечно, очень много преувеличений и желания выдать свои рядовые успехи за что-то грандиозное, потому что люди очень трепетно относятся к созданию своей репутации. Современный мир — время экстравертов, желание найти подтверждение своим успехам в глазах других людей и вообще извне, — объясняет психолог Сергей Ключников.
Ну а если эту ярмарку тщеславия умножить на принятый в современном обществе тренд на похвалу и «поглаживания», получится вполне ясный посыл: а ну-ка смотрите все, какой я классный! На часах всего 7.15, а я не где-нибудь — не сплю, не любовью занимаюсь и не в набитом вагоне метро трясусь, а в тренажерном зале создаю идеальное тело. Если тренажерный зал еще и модный, и сетевой — вообще отлично!
С другой стороны экрана в этот момент оказывается другой человек — тот самый «френд» из френдленты. Который остро и неудержимо завидует, а в худшем случае — обретает серьезные проблемы с самооценкой, и у него остается два выхода: либо продолжать испытывать жгучую зависть, либо перестать следить за жизнью такого вот успешного друга.
Почему у меня не так?
— Специфика социальных сетей в том, что человек, когда смотрит обновления друзей, оценивает их в соответствии с собственными взглядами. Социальные сети создают красивый калейдоскоп красивой жизни. Мало кто анализирует, что для подруги эти фотографии с моря — первые за три года (да и рейс был самый дешевый), друг купил смартфон в кредит, а ради шикарного фото с дюжиной устриц двоюродная сестра месяц следила за акциями в ресторане. Мы не анализируем все это. Мы просто листаем френдленту и думаем: «Черт, а почему у меня не так?!» — объясняет в разговоре с корреспондентом «МК» психолог Анастасия Александрова.
Совсем недавно — в гламурные, сытые, позитивные нулевые — роль такой дразнилки играли глянцевые журналы. Тогда мы перелистывали странички, ненавязчиво намекавшие нам: да-да, крем за сто долларов, пальто за пять тысяч, отдых для души и тела в термальном парке в Италии. что, а разве у вас не так? Теперь эту функцию взяли на себя социальные сети, в которых появилось даже новое понятие — «мотивирующие аккаунты».
— К сожалению, очень и очень многие люди жутко не уверены в себе. Этим легко воспользоваться. Поэтому получается взаимовыгодное (хотя на самом деле совсем не выгодное!) сотрудничество: один человек тешит свое самолюбие, выкладывая фотографии в духе «вот какой я молодец!», а другой смотрит на них и еще больше себя травит, уверенный, что никогда не достигнет тех же высот, что Маша из Instagram, — продолжает Александрова.
И такая схема, к сожалению, работает. Правда, не совсем так, как подразумевается, — случаев, когда товарищ вдруг понял-принял-осознал, не особо много. Зато вот примеров, когда люди решали просто послать социальные сети куда подальше, чтобы не получать ежедневные подтверждения своей никчемности, куда больше. Как объясняют психологи, чтобы противостоять волне чужого успеха, которая летит из социальных сетей, нужно иметь очень крепкую самооценку и точное понимание того, за что именно ты любишь именно свою собственную жизнь — вместо того чтобы завидовать «мотиваторам» из Instagram.
— Люди завидуют даже нереальным чужим успехам, и именно демонстративному потреблению. Основные «критерии» успеха здесь просты: это поездки на курорты, престижные товары, посещение модных мест, фотографии с известными людьми. Сейчас стало модно заниматься саморазвитием, так что хорошую «цену» имеет посещение тренингов, курсов, важных общественно-политических мероприятий. Люди читают об этом и начинают сравнивать себя с друзьями. Как правило, не в свою пользу. Хотя речь, повторюсь, обычно идет не о реальных успехах, а об умении грамотно пользоваться социальными сетями, — объясняет Сергей Ключников.
Действительно, если реальная жизнь подкачала — на обед вместо киноа у вас гречка, любимый мужчина пригласил на выходные не в Венецию, а лишь прогуляться вдоль Канала имени Москвы, да и оставшийся от бабули ковер снять со стенки никак не доходят руки, — можно выкрутиться!
Например, заказать фотосессию в студии, оформленной как кухня в модном стиле прованс, и гордо выкладывать кадры с подписью: «Готовлю ужин». Все равно никто, кроме мамы и лучшей подруги, не знает, что на самом деле у вас газовая плита и холодильник «Саратов» — но им можно доверять, они будут молчать! Не любите кухню? Не вопрос, выбирайте гостиную с кожаной мебелью. Или спальню с огромной кроватью под балдахином — отлично подходит для фотографий в дорогом сексуальном белье, да и риск разоблачения минимален: не будут же все подряд к вам в спальню заглядывать и проверять интерьер, это ж просто неприлично!
С Венецией, правда, так легко выкрутиться не получится, но слегка реанимировать образ своего кавалера в глазах подруг можно — достаточно взять в аренду букет из 101 красной розы, сфотографироваться с ним (можно прямо в прихожей, чтобы курьера зря не мучить) и выложить с подписью: «Любимый порадовал». Высший пилотаж — если публикацию увидит сам любимый. Тут два варианта: либо устроит сцену ревности, либо испытает муки совести и в следующий раз действительно придет с букетом.
Ярмарка лайков
Соответствующие предложения — продажу образа успешной жизни, — кстати, долго искать не надо. По первому же запросу «аренда букета» поисковик выводит на популярный сайт объявлений. Заманчивая реклама: «Дорогие девушки, порадуйте себя эффектными, красивыми фотографиями с букетом из 101 и 51 роз и тюльпанов. Время для фото — 10 минут», и цена всего-то 950 рублей за все удовольствие. Перед стратегически важными праздниками — например, 14 февраля или 8 марта — цена может подскочить почти вдвое. Ну а куда деваться — о своем реноме всем думать надо. В дополнение к букету, кстати, можно взять в аренду коробочку с логотипом бренда класса люкс — вот, мол, не только роскошный букет, но и дорогое колечко подарили! Ну а высший пилотаж — поймать в кадр еще и курьера, хотя бы в профиль: вот, мол, кавалер букетище вручает!
Это только верхушка айсберга. Есть еще несколько сравнительно честных способов вызова жгучей зависти у «френдов» в социальных сетях. Например, можно заказать такси класса VIP, а перед поездкой сделать несколько фоток на фоне дорогой машины. Водитель стерпит — по повышенному-то тарифу! — ему не привыкать. С нарядами еще проще: зашел в примерочную, собрал потрясающий комплект, сфотографировал — ну и все, можно обратно превращаться в гусеницу. Ну а фотографии с летнего выезда на море можно вбрасывать в Instagram в течение всего года и тем самым создавать себе репутацию человека, не вылезающего из-за границы.
Вот только ирония судьбы, уверяют специалисты, в том, что часто этими людьми — теми, кому хотят сказать спасибо сотни подписчиков с заниженной самооценкой, — движет именно. собственная низкая самооценка.
— Для многих людей пускание пыли в глаза — это компенсационный механизм повышения самооценки. Однако цель в жизни должна быть более масштабной, чем просто нравиться людям. Уважающий себя человек не будет гоняться за лайками, а если это его цель — значит, требуются постоянные подтверждения успешности. Нельзя недооценивать роль социальных сетей в современной жизни, однако нужно понимать: настоящее впечатление о человеке складывается не там, — резюмирует Ключников.
Поэтому в недрах сетей — никому не верь. Не только 1 апреля, но и круглый год.
«Мы просто зомби» Миллионы людей во всем мире страдают от одиночества и тревоги из-за соцсетей. Как с этим бороться?
Как соцсети влияют на молодежь? Какими вырастут зумеры, которые всегда смотрят в экран смартфона? Старшее поколение отвечает на этот вопрос однозначно: интернет делает подростков только хуже. Но сами молодые люди до сих пор не понимают, как именно на них влияют соцсети: 31 процент считает, что положительно, а почти половина не может дать однозначного ответа. Их называют цифровыми аборигенами — людьми, которые не помнят или даже не знают, каким был мир до интернета и соцсетей. Вместе с этим они уже столкнулись с эпидемией психических расстройств и самоубийств, стали меньше заниматься сексом и жениться. Как алгоритмы соцсетей и короткие видео меняют растущее поколение — в материале масштабного спецпроекта «Ленты.ру» «Алгоритм. Кто тобой управляет?»
Однорукий смартфон
У социальных сетей одна цель — сделать все, чтобы пользователь проводил в них как можно больше времени. Принцип их работы сравним с игровыми автоматами: свайп ленты новостей снизу вверх уж очень похож на дерганье ручки «однорукого бандита». И механика абсолютно та же: люди раз за разом делают одно и то же движение в надежде сорвать куш, увидеть что-то экстраординарное. Но если в казино играют на деньги, в социальных сетях на кону — сам человек, его время и внимание.
Непомерное желание увидеть в ленте новостей нечто удивительное и томительное ожидание лайков часто перерастают в болезненную привязанность. И в этом виноваты не сами пользователи, а соцсети, которые используют любые уязвимости в человеческой психике. Нейробиолог и психиатр Жадсон Брюер в своей книге «Зависимый мозг» прямо говорит о том, что соцсети, как и сигареты, вызывают дофаминовое блаженство.
Это раздражает близких и мешает общению, но мы продолжаем это делать, чувствуя бесконечную вину, — а порой даже тайком, чтобы не вызвать осуждения. Желание посмотреть на экран смартфона появляется вновь и вновь.
В основе этого действия лежит выработанная миллионами лет эволюции простая схема: триггер — поведение — вознаграждение. Когда нас хвалят, мы радуемся, когда нет — расстраиваемся. Для закрепления «хорошего» поведения организм использует нейромедиатор дофамин, который отвечает за обучение и мотивацию. Так люди годами учатся вести себя условно «правильно» и избегать негативных последствий. И чем более явно наше «вознаграждение», тем лучше. В старейшую ловушку эволюции попадают и пользователи соцсетей: желание выложить что-то в социальную сеть (триггер) — публикация поста (поведение) — лайки и реакции (вознаграждение). Поведение прочно закрепляется, и из раза в раз зависимость только растет. Именно так люди реализуют желание быть в обществе и стремление к чему-то большому.
По мнению Брюера, привычка завязывать самому шнурки схожа с привычкой писать сообщения за рулем автомобиля, — с той лишь оговоркой, что первая безобидна, а вторая опасна для жизни. Между ними на разных позициях по шкале «опасности» можно расположить привычки жевать жвачку, погружаться в себя и многие другие. Место каждой привычки на шкале чаще всего связывают с уровнем стресса и тем, как люди с ним справляются.
Что же приводит к зависимости людей от алгоритмов социальных сетей? Согласно исследованию Брюера, существует несколько предпосылок: несинхронная коммуникация, отсутствие барьеров и возможность сплетничать в комфортной среде. Усиливает все это ощущение неопределенности — то есть неизвестно, получит ли человек одобрение, лайкнут ли его пост и прокомментируют ли. Это называется периодическим подкреплением, и именно такую стратегию используют казино и игровые аппараты. Выигрыш случаен, но при этом достаточен для мотивации. И пользователь уже на крючке. Если он вдруг попробует сорваться и не будет открывать соцсеть в течение хотя бы пары часов, приложение обязательно пришлет ему уведомление.
Обманчивая близость
Создатели всех популярных соцсетей прекрасно понимают, что ради заработка используют уязвимости человеческой психики. Но все равно продолжают это делать. В этом, к примеру, признавался бывший президент Facebook Шон Паркер.
Люди пользуются соцсетями, потому что ищут одобрения. Согласно исследованию 2015 года, именно желание быть положительным героем в глазах других людей приводит пользователей в ловушку соцсетей. Каждая публикация — это крик о помощи, знак того, что автору некомфортно, одиноко или попросту скучно. Лайки и комментарии утоляют жажду одобрения, но она появляется снова и снова. «Вы проверяете телефон по утрам, прежде чем пописать, или пока писаете. У вас всего два варианта», — говорит в документальном фильме «Социальная дилемма» Роджер МакНеми, один из ранних инвесторов в Facebook.
В 2014 году Facebook решил изучить степень своего влияния на психологическое состояние пользователей. В эксперименте приняли участие 689 тысяч пользователей соцсети. Правда, сами они понятия не имели, что над ними ставят опыты.
Эксперимент состоял в следующем: для части пользователей алгоритм отбирал публикации таким образом, чтобы они были преимущественно позитивными, для другой части в ленту новостей добавили побольше негатива. Исследователи в течение недели наблюдали за тем, как меняются реакции подопытных и что они сами публикуют.
Изменения в поведении людей были поразительными. Оказалось, что человек, встречающий огромное количество негативных публикаций, сам начинает постить такой же контент. Но если резко увеличить в ленте позитив, настроение пользователя улучшается. Манипулировать состоянием людей оказалось слишком просто: достаточно было лишь немного направить алгоритм в нужную сторону.
«Эмоциональные состояния могут передаваться другим через эмоциональное заражение, заставляя людей неосознанно испытывать те же эмоции. Эмоциональное заражение происходит без непосредственного взаимодействия между людьми (достаточно контакта с другом, выражающим эмоцию) и при полном отсутствии невербальных сигналов», — говорилось в исследовании.
Сам факт того, что Facebook тайно, без спроса экспериментировал на живых людях, многих поверг в шок. Оказалось, что соцсеть не только в силах влиять на настроения людей, но и не спрашивает на это разрешения. На самом деле Facebook вправе творить с умами людей что угодно: при регистрации любой пользователь принимает политику использования данных, в которой есть и пункты об экспериментах. Соцсеть это даже не скрывает и любые действия оправдывает «улучшением сервиса».
Сила одного
Но изменение настроения миллионов людей — не единственный видимый эффект от использования соцсетей. Как оказалось, те напрямую влияют на психическое здоровье пользователей. В 2014 году группа исследователей из университетов Пало-Альто и Хьюстона во главе со специалистом из университета Дюкейна Май-Ли Стирс изучила связь активного использования Facebook с симптомами депрессии.
Специалисты выяснили, что пользователи Facebook чувствовали подавленность, сравнивая себя с другими людьми. Сперва ученым удалось выявить связь между временем, проведенным в соцсети, и появившимися у опрошенных депрессивными симптомами. Оказалось, что чем больше времени человек проводит в телефоне, тем хуже он себя чувствует.
Это не значит, что Facebook вызывает депрессию, но депрессивные настроения и трата времени на сравнение себя с другими в Facebook, как правило, идут рука об руку
Ситуация усугубляется тем, что в интернете люди не рассказывают о повседневной жизни и рутинных делах. Они делятся радостью, достижениями, красивыми видами. Все это дает понять, что наша жизнь по сравнению с чужой серая и неинтересная.
Люди, у которых и без соцсетей могут быть проблемы, при просмотре ленты часто чувствуют себя одинокими и ненужными. Это лишь подталкивает их к изоляции.
«Исследования показывают, что постоянно сравнивать себя с другими вредно для психики. Слишком частое сравнение явно приводит к ухудшению эмоционального состояния», — объясняла один из авторов исследования.
Однако соцсетям совсем не нужна стабильная психика пользователей: им важно, чтобы те оставались онлайн и приносили прибыль. «Такие компании, как Google и Facebook, постоянно проводят на пользователях эксперименты. Благодаря им они точно знают, как заставить людей поступать так, как они хотят. Это банальная манипуляция», — говорит бывший менеджер Facebook Сэнди Паракилас. По его словам, аудитория современных соцсетей — это подопытные животные. И опыты над ними проводятся не для того, чтобы разработать лекарство от рака или помочь голодающим детям. «Мы просто зомби. Они хотят, чтобы мы смотрели больше рекламы. Так они заработают больше денег», — заключает он.
В FOMO верующие
В 2018 году команда ученых провела еще один эксперимент над 143 студентами Университета Пенсильвании, который доказал прямую причинно-следственную связь между использованием соцсетей и ощущением тревоги и одиночества. Испытуемых разделили на две группы, предварительно замерив их самочувствие и ментальное состояние по семи критериям. Первой группе разрешили пользоваться соцсетями без ограничений, вторые же сидели в Instagram, Facebook и Snapchat лишь 10 минут в день. Спустя три недели у первой группы ничего не изменилось, а вот члены второй группы почувствовали значительные улучшения в настроении.
Ученые уверены: помимо постоянного сравнения себя с другими использование соцсетей вызывает FOMO (fear of missing out), или синдром упущенной выгоды. Страх пропустить что-то важное и ощущение, что жизнь пройдет мимо, стали базовыми для большинства пользователей. Результаты исследования говорят, что без последствий для психики в соцсетях можно проводить не больше 30 минут в день. Но далеко не каждый пользователь способен выдержать это ограничение.
Оксфордский словарь определяет FOMO как «беспокойство о том, что потрясающее или интересное событие может в настоящее время происходить в другом месте; часто вызвано постами, увиденными в социальных сетях». Специалисты утверждают, что этот страх часто идет об руку с непреодолимым, почти маниакальным желанием оставаться в курсе всего, что происходит с знакомыми. Первое масштабное исследование FOMO было опубликовано еще в 2013 году, но тогда специалисты посчитали, что одержимость соцсетями — не причина, а следствие одиночества и замкнутости. Более поздние исследования показывают, что все ровно наоборот.
Еще восемь лет назад больше половины людей в опросе признавались, что боятся пропустить в соцсетях что-то важное, и поэтому периодически их проверяют.
Недавние исследования говорят о том, что синдром упущенной выгоды испытывают люди всех возрастов, а не только подростки. Исследователи из года в год настоятельно советуют ограничить использование соцсетей, а в случае с серьезными улучшениями эмоционального состояния — вообще удалить аккаунты. Но, судя по тому, что число пользователей и время пребывания в соцсетях постоянно растут, к этим советам никто не прислушивается.
Нездоровое отношение
Эволюция способствовала тому, что человека волнует мнение о нем ближайшего окружения, его семьи и близких людей. Такое «общественное» мнение — это выработанный тысячелетиями рычаг давления на человека, который позволяет привить нормы поведения и морали. Но соцсети довели эту установку до абсурда: люди физически не готовы знать, что думают о них тысячи и миллионы подписчиков и случайных незнакомцев. Пользователи не могут принимать общественное одобрение или порицание круглые сутки, этого не способна выдерживать никакая психика.
По словам социального психолога Джонатана Хайдта, в наибольшей опасности оказалось поколение Z — дети, рожденные в 1996 году и позднее, которые попали в социальные сети в детстве и подростковом возрасте.
Последнее подтверждает статистика: среди «зумеров» число тех, кто хотя бы раз ходил на свидание или имел романтические отношения, стремительно падает.
При этом среди американских подростков наблюдается гигантский скачок уровня депрессии и тревожности. Он начался в 2011-2013 годах — ровно тогда, когда социальные сети перенеслись в мобильные телефоны. Уровень селфхарма (умышленное причинение вреда своему телу), ранее стабильный на протяжении многих лет, резко вырос на 62 процента среди девочек-подростков и на 189 процентов среди девочек 10-12 лет. Тот же паттерн наблюдается и в статистике самоубийств: рост почти на 70 процентов среди подростков (15-19 лет) и почти в полтора раза у девочек младшего возраста — хотя исторически они никогда не входили в зону риска.
Не последнюю роль в этом сыграли фильтры для фото, которые есть практически в любом приложении. Самые разнообразные фильтры встречаются в Instagram — соцсети, которая состоит из фотографий. На заре создания приложения с помощью фильтров можно было добавить к фото рамку или эффект выцветшего снимка. Но сейчас их используют для совсем других целей: выпрямить нос, разгладить кожу или увеличить губы.
Это крайне негативно влияет на психику пользователей, а особенно — подростков. Так, по данным исследования Бостонского медицинского центра (BMC) в Массачусетсе, сама возможность довести свою внешность до мнимого «совершенства» на картинке вызывает недовольство внешним видом в реальной жизни. А это, в свою очередь, породило гигантский скачок спроса на пластику. В 2013 году среди пациентов пластических клиник в США лишь 13 процентов хотели изменить внешность так, чтобы она была больше похожа на отредактированное селфи. В 2017 году со своей фотографией, обильно покрытой фильтрами, к хирургам приходили уже 55 процентов пациентов.
В зоне повышенного риска оказываются молодые люди и подростки, которые и без того часто излишне критичны к собственной внешности. На фотографиях они пытаются подчеркивать скулы, выпрямляют и укорачивают носы, увеличивают глаза, и все это влияет на самооценку и может вызвать телесное дисморфическое расстройство (body dysmorphic disorder, BDD). Телесная дисморфофобия проявляется как чрезмерная озабоченность кажущимися внешними недостатками, и ее жертвы делают все возможное, чтобы их скрыть или исправить, даже с вредом для здоровья. Люди с таким расстройством часто делают не одну, а несколько пластических операций. Заболевание относят к обсессивно-компульсивному спектру. Ученые из Бостонского медицинского центра прямо говорят, что одна из причин BDD — селфи.
Распространенность этих отфильтрованных изображений может заставить человека чувствовать себя неадекватно из-за того, что в реальном мире он выглядит по-другому, и может даже действовать как спусковой крючок и привести к расстройству (BDD)
Исследования показывают, что активнее всего свои селфи редактируют те подростки, которые недовольны своей внешностью. Более того, пользователи с уже диагностированным расстройством в поисках одобрения чаще других показывают глянцевую версию себя в соцсетях. Телесная дисморфофобия крайне распространена: ранее она поражала только одного из 50 человек, но число таких диагнозов растет с каждым годом. Алгоритмам же выгодно, чтобы пользователи активно пользовались фильтрами или зависали над фотографиями «идеальных», по их мнению, людей, поскольку этот процесс затягивает.
Исследование Florida House Experience
В 2018 году британский врач-косметолог Тиджион Эшо впервые ввел термин Snapchat-дисморфия (Snapchat dismorphia). Так специалист описал запрос клиентов на превращение в «цифровую» отфильтрованную версию себя с помощью хирургии. В основе этих желаний — та же дофаминовая игла, наркотическая зависимость от соцсетей, появляющаяся из-за необходимости одобрения. Гладкая кожа, белые зубы, правильные черты лица — такое «отфильтрованное» изображение наберет больше лайков и комментариев, чем обычное. «Опасность заключается в том, что это не просто ориентир, это становится образом, как пациент видит себя. Он хочет выглядеть точно так же, как этот образ», — говорит Эшо. Он обычно отказывает в любом вмешательстве пациентам, одержимым фильтрами. Однако таких хирургов, как он, мало: большинство берется за переделку лица, даже если это опасно и не принесет пациентам желаемого счастья.
Сладкая ложь
И если Facebook и Instagram — площадки, в которых в основном обитают так называемые миллениалы (люди, рожденные в период с 1981 по 1996 год), то более молодое поколение Z давно освоило принципиально новую площадку TikTok. Соцсеть была запущена в 2016 году, но взрывную популярность начала набирать в конце 2019-го. В январе 2021 года число активных пользователей приложения достигло 689 миллионов человек.
TikTok неслучайно называют соцсетью для молодежи: больше половины (62 процента) ее американских пользователей в возрасте от 10 до 29 лет. Основа соцсети — короткие ролики, которые, как правило, длятся в районе 15 секунд. И в этом ее главная ловушка: видео настолько затягивают, что пользователь TikTok проводит в нем в среднем 52 минуты. 90 процентов людей открывают приложение каждый день.
Феномен TikTok кроется в его алгоритмах. Здесь неважно, сколько у пользователя подписчиков, есть ли у него армия фанатов и сколько сил было потрачено на ролик. Важно только одно — виральность. Лента рекомендаций у каждого пользователя разная и подбирается в соответствии с его вкусами и интересами. Среди пользователей TikTok существует шуточная градация «уровней» соцсети: при первом запуске приложение показывает ролики «для обычных смертных» — тиктоки популярных блогеров, знаменитостей и контент с миллионами лайков. Алгоритм нужно тренировать: активно лайкать и отмечать то, что не понравилось. Со временем он пугающе точно подстраивается под конкретного человека. Существуют отдельные «уровни» для любителей вязания, абстрактных шуток или людей со средним размером одежды. Все они могут набирать миллионы лайков и просмотров и никогда не пересекаться.
Секрет рекомендаций еще в 2015 году разгадали в Netflix: 80 процентов зрителей сервиса охотно продолжали смотреть то, что предлагал изучивший их вкусы алгоритм. TikTok же эксплуатирует эти механизмы намного активнее и глубже. «Вы просто пребываете в приятном дофаминовом состоянии. Это происходит почти гипнотически, вы просто смотрите и смотрите в экран», — так объяснила процесс потребления контента в TikTok профессор Университета Южной Калифорнии доктор Джули Олбрайт.
Здесь принцип бесконечного и быстрого стимулирования легкодоступного «счастья» доведен до предела: просто так закрыть приложение и вернуться в реальную жизнь невозможно. «Пять минут в TikTok равны часу в реальной жизни», — горько шутят исследователи феномена соцсети. Доктор Олбрайт подтверждает этот тезис: концентрация внимания снижается, и из-за этого появляется эффект сжатия времени.
По ее словам, молодежь уже сейчас демонстрирует последствия таких деформаций. К примеру, как-то ее студентка рассказала ей, что твердо решила посвятить себя написанию песен. Но с одним условием: если за три месяца у нее не получится прославиться, то придется выбрать другую цель в жизни.
Знакомый профессор Олбрайт поделился с ней историей, которую оба сочли очень показательной. Преподаватель спросил у студентов, что они планируют делать ближайшие пять лет после выпуска. «Студенты смотрели на него как на умалишенного. Пятилетний план? О чем ты говоришь, это же целая вечность!» — вспоминает она.
Пандемия коронавируса, развернувшаяся в 2020 году, стала первым мощным историческим событием для зумеров, которое полностью перевернуло их жизнь и взгляд на будущее. «Пандемия определит это поколение. Это первое потрясение, которое они испытали на пути к взрослой жизни или в момент вступления в нее», — считает президент и ведущий исследователь Центра кинетики поколений Джейсон Дорси.
И зумеры действительно испытали на себе последствия мирового локдауна: более половины поколения Z в возрасте от 18 до 23 лет или кто-то из их семьи потеряли работу или столкнулись с сокращением зарплаты. У миллениалов этот показатель тоже высок — среди них 40 процентов почувствовали, как их будущее пошатнулось.
Потеря навыков общения, психологическая зависимость от смартфона, неадекватное восприятие себя, тревожность и депрессия — всем этим зумеров и миллениалов «одарили» алгоритмы соцсетей. Самое образованное поколение в истории человечества оказалось не готово к глобальным потрясениям. Новый мир в ближайшие годы не стабилизируется, и над будущим нависла серьезная угроза. Соцсети им явно не помогут, но зато с радостью заработают на их горе и страхах.