Что мешает торжеству законности

Реферат: Проблемы законности понятие, принципы, гарантии

Проблемы законности: понятие, принципы, гарантии

Оглавление

Введение

О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, – строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Автоматическое исполнение закона невозможно. Для его жизнеспособности определяющее значение имеет механизм обеспечения его реализации, достижения заложенной в нем цели.

Целью данного исследования является изучение проблем законности: понятие, принципы, гарантии.

В соответствии с заявленной целью мною были поставлены и решены следующие задачи:

· Дано представление о законности и её принципах;

· Рассмотрены проблемы и гарантии законности;

· Представлено обеспечение и укрепление законности в РФ.

В заключении работы сделаны выводы по изученному материалу.

Глава 1. Понятие и принципы законности

1.1. Понимание и значение законности

Обобщенно можно выделить следующие основные подходы к понятию законности:

В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). В данной курсовой работе мы будем исходить из следующего определения законности.

Законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.

Законность представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.

К структурным элементам законности относятся:

· система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

При понимании законности как метода деятельности законность отождествляется с формами реализации законов. Однако законность — не метод реализации, а состояние общественных отношений, обусловленное реализацией законов.

Отдельные авторы понимают законность как положительное отношение к законам в практической деятельности и в повседневной жизни. При таком подходе законность ошибочно отождествляется с положительной правовой установкой. Законность — это не положительное отношение к законам, а законосообразное, то есть соответствующее законам поведение субъектов правоотношений. В широком смысле понятие законности — это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений. Законность в узком смысле слова — это правомерная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу законосообразности.

В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности: Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей

В науке существуют различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Одна точка зрения состоит в том, что законность ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам госаппарата и общественных объединений, но не относится к гражданам. Другая же утверждает, что и граждане попадают в сферу законности.

Для решения этого спора достаточно обратиться к ст. 15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.

1.2. Принципы законности

Принципы законности — это основополагающие идеи, на которых базируется законность, идеи, реализация которых делает законность эффективной и действительной.

Количество принципов (требований) законности в литературных источниках все возрастает. Среди них называются и такие, которые не являются принципами. Например, связь законности и культурности, законности и целесообразности. Бесспорно, такие связи существуют, но это именно связи, а не принципы.

Рассмотрим следующие принципы или требования законности.

Принцип верховенства законов заключается в том, что в процессе нормотворчества, издания подзаконных актов следует исходить из того, чтобы эти акты не противоречили закону, издавались в соответствии с законом. Если же в процессе реализации права, применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.

Принцип приоритета (первенства) международного права перед внутригосударственным правом. Этот принцип зафиксирован в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему в ходе правотворчества не должны приниматься законы, противоречащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ. В процессе же применения права при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам и договорам предпочтение должно отдаваться последним.

Иногда называется еще принцип всеобщности законности или обязательности законности для всех без исключения. Думается, что это лишь другие названия принципа равенства всех перед законом, ибо он и предполагает обязательность закона для всех.

Принцип недопустимости отступления (нарушения) законов по мотивам целесообразности состоит в том, что нельзя обходить закон, отступить от требования закона по тем мотивам, что применение закона, строгое следование закону в данной конкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно или даже вредно.

Во-первых, следует учитывать, что с точки зрения интересов всего общества, да и каждого отдельного гражданина, отступление от законов в конечном счете нецелесообразно, вредно, так как подрывает законность. Выгода отступления от законности для конкретного случая перекрывается огромным вредом расшатывания законности.

Глава 2. Проблемы и гарантии законности

2.1. Проблемы законности

Автоматическое исполнение закона невозможно. Для его жизнеспособности определяющее значение имеет механизм обеспечения его реализации, достижения заложенной в нем цели.

Высшая государственная и общественная целесообразность состоит в том, чтобы законы полностью осуществлялись и точно применялись. Конечно, нормативно-правовые акты могут устаревать или быть недостаточно удачными. Но нельзя допускать, чтобы каждый произвольно решал, надо или не надо применять закон. Пока закон не отменен или не изменен в установленном порядке компетентным органом, он должен неукоснительно соблюдаться. Вместе с тем любая юридическая норма, в том числе и норма закона, подлежит целесообразному применению, с учетом конкретных обстоятельств дела, местных условий, личности правонарушителя и т. п. Но эта целесообразность (применения норм права) предполагает выбор решения в строгих рамках, которые предоставляет законодательство, т. е. в рамках самой законности. Никакие ссылки на целесообразность («местную», «ведомственную», «хозяйственную») не могут снять ответственность за нарушение закона, потому что не может быть целесообразного нарушения законности и правопорядка вообще.

Точка зрения, допускающая обход закона по мотивам «целесообразности», глубоко ошибочна и практически вредна хотя бы потому, что не учитывает общегосударственной значимости законности, исходит лишь из оценки какого-то одного случая или дела. Признавая целесообразность применения любой нормы права, надо исходить из возможностей решения, которые предоставляются законодательством, а не искать какую-то целесообразность за рамками действующего права.

Таким образом, соотношение законности и целесообразности имеет в общем два аспекта: признание целесообразности режима законности и целесообразное (в рамках законности) применение норм права в каждом отдельном случае. То и другое исключает любое противопоставление целесообразности принципу законности.

Убеждение как решающее средство обеспечения правопорядка соприкасается не только с вопросом целесообразности, но и с проблемой справедливости в праве. Оценка закона и акта правосудия с позиций справедливости чаще всего имеет большое значение. Однако важно, чтобы и сам принцип законности воспринимался как проявление социальной справедливости, а не как чисто формальное требование соблюдения законов, вне их какой бы то ни было нравственной оценки. Естественно, что убеждение в справедливости режима законности создает наиболее благоприятную идейную предпосылку для господства закона государства в общественных отношениях.

Когда какой-то гражданин нарушил закон, даже совершил уголовное преступление, но соответствующим образом справедливо наказан, то законность тут не оказывается нарушенной, а, напротив, торжествует. Иное положение, когда закон нарушает должностное лицо и когда за такое нарушение, произвол, беззаконие оно не привлекается к строгой ответственности. Если подобные факты становятся системой, то нарушение закона лицом, действующим от имени государства, превращается уже в процесс, способный при известных обстоятельствах серьезно подорвать режим законности. Тут государственная деятельность теряет свою правовую основу, противоречит этой основе и расшатывает ее.

В обществе могут появляться субъективные факторы, мешающие упрочению законности, а то и ведущие к ситуации, пусть временного характера, которая становится опасной для режима правовой законности, может привести, если ее вовремя не пресечь, к подрыву законности, к ослаблению правовой основы государственной деятельности на том или ином ее участке. К такого рода факторам относятся: элементы бюрократизма, злоупотребление властью, взяточничество и карьеризм, потеря чувства гражданской и нравственной ответственности, грубое пренебрежение государственной дисциплиной, нарушение принципа демократии, слабый уровень правосознания и правовой культуры работников государственного аппарата и т. п.

Каждое должностное лицо должно понимать, что допущенное им нарушение законности способно принести вред обществу, государству и его гражданам. Обстановка безответственности в работе тех или иных государственных органов, нарушения законности в свою очередь создают атмосферу попустительства этим чуждым проявлениям. Напротив, само по себе укрепление законности становится одним из средств решительного предотвращения любых антисоциальных проявлений, помогает борьбе с отрицательными сторонами работы госаппарата.

Государство, его законодательство призваны выражать п защищать интересы личности, задача административного аппарата состоит в организации практического осуществления законов, заинтересованности в укреплении законности и правопорядка. Вот почему столь нетерпимы нарушения законности в государственном управлении, а упрочение правовой основы государственной деятельности оказывается органически связанным с развертыванием демократии как главным направлением развития политической системы общества.

2.2. Понятие и виды гарантий законности.

Духовными гарантиями законности выступают различные факторы общественного сознания и культуры: мировоззрение, правосознание, признание действующей Конституции идеологического многообразия, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, а также образованность, высокий профессионализм работников государственных органов, развитие юридической науки. Правовая культура граждан и должностных лиц, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека, имеют огромное значение для укрепления законности.

Существует следующая классификация юридических гарантий, в основу которой положено выделение в их системе четырёх блоков:

1. Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Имеется в виду постоянное обновление законодательства, своевременное принятие новых законов и подзаконных нормативных актов, отмена устаревших, внесение в действующие нормативные акты необходимых назревших изменений, дополнений и уточнений. Сейчас законодательная база далеко не в полной мере отвечает требованиям времени, поэтому данный блок юридических гарантий требует к себе постоянного, пристального внимания.

3. Осуществление и совершенствование деятельности специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности, среди которых выделяются следующие[20] :

· органы прокурорского надзора. Прокуратура РФ осуществляет надзоры за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, и должностными лицами, а также за соответствием издаваемых им правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными органами и должностными лицами.

· органы налоговой полиции. Данные органы являются составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в частности они, призваны, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения.

· органы юстиции. Данные органы обеспечивают реализацию государственную политику в сфере юстиции. Они координируют нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводят юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, обеспечивают необходимые условия функционирования судов, регистрируют нормативные акты, уставы общественных и религиозных объединений, выполняют и другие функции.

· жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение, а также судебный порядок защиты прав.

Гражданин может обжаловать решения, акты государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц в вышестоящие по порядку подчиненённости органы, если он считает, что изданный акт нарушает его права.

Глава 3 Обеспечение и укрепление законности в современной России

Законность как принцип деятельности всех субъектов права и как одно из непременных условий существования правового государства подразумевает строгое и неукоснительное соблюдение в общественной практике действующего законодательства. Признано также, что законы и другие правовые акты должны соответствовать Конституции как Основному Закону страны.

В России федеральная Конституция имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это положение является исходным для понимания соотношения Конституции и законности, конституционного контроля и законности, конституционализма и законности, для разработки понятия конституционной законности.

Как цель законность должна присутствовать в деятельности всех органов государства, физических и юридических лиц: в обществе, коллективе, производственной единице, где соблюдается законность, отношения людей, их организации имеют прочный правовой фундамент, а в этом заинтересованы все (кроме преступных элементов и группировок).

Основные факторы, отрицательно влияющие на безопасность предпринимательской деятельности в России это:

· активное вмешательство представителей власти;

· использование конкурентами криминальных методов для воздействия на бизнес оппонентов;

· неполнота законодательной базы;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение промышленного шпионажа с целью получения нужной информации о конкурентах.

Способы обеспечения законности

Способами обеспечения законности являются различные виды контроля:

Источник

Проблемы реализации законности в Российской Федерации

Законность как важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики. Укрепление законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. Реализация законности. Проблема формирования единого правового пространства России.

Название: Проблемы законности понятие, принципы, гарантии
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Добавлен 23:01:48 08 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2247 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
РубрикаГосударство и право
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления05.06.2011
Размер файла136,1 K

Что мешает торжеству законности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Грани законности

1.1 Законность: содержание, признаки

1.2 Принципы законности

1.3 Гарантии законности и их виды

2. Проблемы реализации законности в Российской Федерации

2.1 Причины нарушения законности в РФ

2.2 Трудности реализации российского законодательства

2.3 Юридическая экспертиза, как средство обеспечения законности

3. Проблема формирования единого правового пространства Российской Федерации

3.1 Исключение коллизий важнейшая задача современности

3.2 Укрепление законности в сфере государственного управления

Заключение
Библиографический список
Проблемы обеспечения и укрепления законности всегда были в центре внимания государства и общества. Данная проблематика глубоко исследовалась советскими и исследуется сейчас российскими учёными- юристами (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин и другие).

Российская Конституция указывает на законность в ряде статей. Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государство (Ст. 1). Согласно Ст. 4 Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (Ст. 15). Обеспечение законности и правопорядка согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Концепция права и правовой законности, содержащаяся в Конституции, является её несомненным достоинством. Вместе с тем многие положения Конституции носят пока декларативный характер. Существует большой разрыв между соответствующими конституционными нормами и фактически складывающейся действительностью.

Строительство нового федеративного государства в России, сопровождаемое «парадом суверенитетов» субъектов Федерации и «войной законов», ещё далеко от своего надлежащего завершения, от прочного утверждения единой суверенной государственной власти в Российской Федерации, единой системы действующего права, единой законности и правопорядка.

Постсоветское государство и право пока ещё не справляются со своими основными функциями, с утверждением в стране режима законности и правопорядка.

Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чём заключаются трудности реализации российских законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом?

Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы.

Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты законности;

определить современное состояние законности;

выявить причины нарушения законности в Российской Федерации;

выяснить трудности реализации законодательства,

раскрыть проблему формирования единого правового пространства в России;

рассмотреть средства, предотвращающие и устраняющие нарушения законности;

раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.

Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития.

Психологический аспект законности выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психологических переживаниях людей, связанных с правоприменительной деятельностью государства.

Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве». В данном перечне к объектам, выражающем право, следует добавить и правоприменение.

Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие, как «определённое состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства». Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, что бы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно их сократить.

Между тем, в юридической литературе по проблемам законности можно отметить два основных подхода:

Эти два подхода к законности имеют свои особенности. Очевидно, было бы не правильно «сталкивать» друг с другом сложившиеся концепции законности как взаимоисключающие одна другую. Обе они имеют объективные основы для существования. Действительно, чисто функциональный, «поведенческий» подход к определению законности чреват её отождествлением с правопорядком. Но ведь трактовка законности, как требования в свою очередь ведёт к её отождествлению с законодательством. Закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования. В противном случае законодательство (равно как и любая форма правотворчества) теряло бы всякий смысл. Даже самый совершенный закон жив только, тогда когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведения людей. Поэтому вряд ли плодотворны попытки раскрыть понятие закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключёнными в нём. Законность органически связана с законодательством, не может без него существовать. Они возникли вместе. Право является атрибутом правового регулирования и в этом смысле законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Поэтому содержание правовых норм определяет содержание законности. Словом законодательство служит предпосылкой законности, но не является элементом законности.

Следовательно, законность вбирает в себя не только «должное», но и «сущее». Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию законности, необходимо учитывать её сущность, которая выражается, прежде всего, в точном и неуклонном соблюдении и исполнении требований закона всеми субъектами права.

С учетом современных условий развития России представляется, что законность политико-правовое явление. Многие нормативно правовые акты имеют не только юридическое, но и политическое содержание.

В целом, анализ законности позволяет различать в её содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического.

Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его существования.

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрировано, выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи оправданным принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет её формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

В таком государстве недопустим произвол деятельности, должностных лиц, исключается принятие субъективных, волюнтаристских решений, решений политических вопросов силовыми методами.

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения, сами связаны правовыми нормами, действует в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства, иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение порядка организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной общественной свободы.

Безусловно, законность представляет собой сложное и многообразное общественное явление. Обозначим наиболее существенные признаки:

· всеобщность требования соблюдать и исполнять законодательство в широком смысле;

· осуществление всех государственно властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законом прав и свобод личности, гарантированность от необосновательном привлечении к ответственности или незаконного лишения благосостояния.

· Решительное предупреждение и пресечения любых правонарушений, от кого бы они ни исходили, обеспечение неотвратимости ответственности за нарушение законов.

В юридической литературе сформулирована следующая система принципов законности:

· равенство всех перед законом;

· неотвратимость юридической ответственности.

Рассмотрим каждый из принципов поподробнее.

В этой связи актуальны вопросы обеспечения единого правового пространства Российской Федерации, сущность которой заключается в точном соответствии актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления основополагающим федеральным конституционным принципам и нормам. Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемление самостоятельности и инициативы мест.

Более того, было бы не плохо, если бы центр не только и не столько бы гневался на регионы за каждый их «шаг влево, шаг вправо», а помогал бы им в разработке законов. Дело в том, чтобы, проявляя инициативу, субъекты не допускали отступлений от общих правил, чтобы учёт своеобразия местных условий не был направлен на обход закона. А федеральное законодательство в свою очередь должно быть достаточно гибким и учитывать интересы как страны в целом, так и субъектов.

В обеспечение принципа единства законности должно быть соблюдено также следующее обстоятельство. Понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны.

Единое понимание правовых норм зависит от качества самих правовых норм, точности их изложения, от чёткости содержания в них понятий, а также от уровня профессиональной подготовки тех, кто применяет эти нормы.

· простота, краткость, ясность, точность, характеризующие языковой аспект нормы права;

· определённость, последовательность, непротиворечивость, характеризующие логический аспект нормы права;

· юридическая и социальная эффективность права.

Нормативность характеризует способность нормы права быть регулятором общественных отношений, содержать правило, стандарт определённого поведения субъектов правоотношений.

При недостаточно полной регламентации правоотношений в законе появляются пробелы, которые влекут за собой возникновение ситуаций, когда субъективное право, предоставленное законом, не может быть реализовано по мотивам отсутствия соответствующего нормативно правового предписания.

Критерий конкретности нормы права требует разработки действенного механизма реализации нормы права в конкретных отношениях. Любая норма может действовать эффективно и широко использоваться в конкретных правоотношениях при условии, что она имеет тот или иной набор действительных правовых средств, тогда норма становится привлекательной в глазах заинтересованных лиц и легче обеспечивается неукоснительное соблюдение и исполнение данной нормы права. Неконкретность регулирования неизбежно влечёт за собой появление декларативных норм, которые превращают акт, не обязывающий ни к чему призыв. Между тем для действия нормы главным является факт её соблюдения, использования в конкретных отношениях.

Критериями качества закона с точки зрения языка являются простота, краткость, ясность и точность.

Простота текста закона характеризуется прямым порядком слов, отсутствием громоздких конструкций, а также умеренным использованием причастных и деепричастных оборотов. Чем проще текст для понимания, тем вероятнее будет его исполнение.

Критерий краткости сосредотачивает внимание субъекта на сути закона.

Ясность закона способствует правильному и полному выявлению содержащейся в нём информации, обеспечивает эффективность действия нормативных предписаний закона.

Точность означает «достижение наибольшего соответствия между идеей, мыслью и воплощением этой мысли в законодательной формуле».

Единство законность предполагает также, соблюдение всех правовых норм, а не только законов, т.е. законодательства в широком понимании. Здесь понимается, что каждый подзаконный акт, если он издан в развитии закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, ибо нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона.

Этот принцип состоит в том, что в процессе реализации законов и в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т.д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение. Однако данный принцип имеет ряд недостатков в практике реализации. Неравенство в некоторых случаях существует законодательно, т.е. нормы права по существу закрепляют неравенство субъектов права в их субъективных правах. Так, установление в ряде санкций статей Особенной части УК РФ альтернативно таких видов законодательства, как штраф и лишение свободы представляется равнозначным допустимости их взаимной замены, что ставит граждан в неравное положение в зависимости от имущественного положения.

Принцип неотвратимости юридической ответственности. Данный принцип важнейший и необходимый для укрепления законности, поскольку эффективность его применения определяется не жесткостью, а неотвратимостью. Понятие юридической ответственности шире понятия наказания, т.к. действующие законодательство не ставит перед собой цели во всех случаях применить к субъекту санкцию. Об этом свидетельствует институт освобождения от ответственности в уголовном, административном, гражданском праве.

Неотвратимость юридической ответственности не может быть сведена к поимке и наказанию правонарушителя. Она возможна при соблюдении ряда условий. К ним относятся следующие: юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественных отношений, где совершаются или могут быть совершены правонарушения; юридическая ответственность наступает либо за нарушения прав и законных интересов, либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; практика применения мер юридической ответственности должна быть последовательной и непротиворечивой; санкции должны соответствовать тяжести, характеру совершенного правонарушения, характеру и функции того или иного вида юридической ответственности; недопустимость изъятия, исключения из правил об обязательности юридической ответственности в отношении отдельны категорий субъектов права или отдельных лиц; недопустима обратная сила закона, отягчающего ответственность.

Таким образом, главное требование законности с точки зрения данного принципа заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяние, предусмотренное законом, и только в пределах закона.

Духовными гарантиями законности выступают различные факторы общественного сознания и культуры: мировоззрение, правосознание, признание действующей Конституции идеологического многообразия, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, а также образованность, высокий профессионализм работников государственных органов, развитие юридической науки. Правовая культура граждан и должностных лиц, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека, имеют огромное значение для укрепления законности.

Таким образом, все экономические, политические, духовные явления, выражающие, природу общества с объективной необходимостью требуют установления законности, порождают естественную потребность в ней, предопределяют с большей или меньшей степенью опосредованности её упрочнения. Общие гарантии являются необходимыми, но не единственными условиями обеспечения законности в стране. Они составляют материальную базу, основу её реальности. Однако сами по себе они не всемогущи, не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к каковым относят юридические гарантии.

Существует следующая классификация юридических гарантий, в основу которой положено выделение в их системе четырёх блоков:

1. Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Имеется в виду постоянное обновление законодательства, своевременное принятие новых законов и подзаконных нормативных актов, отмена устаревших, внесение в действующие нормативные акты необходимых назревших изменений, дополнений и уточнений. Сейчас законодательная база далеко не в полной мере отвечает требованиям времени, поэтому данный блок юридических гарантий требует к себе постоянного, пристального внимания.

Межведомственный контроль осуществляется межведомственными органами, которые наделены правом проверять законность в деятельности не только подчинённых и подотчетных им органов, но также и других органов, не находящихся в их посредственном подчинении.

3. Осуществление и совершенствование деятельности специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности, среди которых выделяются следующие:

б) органы прокурорского надзора. Прокуратура РФ осуществляет надзоры за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, и должностными лицами, а также за соответствием издаваемых им правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными органами и должностными лицами.

д.) органы налоговой полиции. Данные органы являются составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в частности они, призваны, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики «в тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном итоге падение конкурентно способности российского бизнеса. И только работа компетентных налоговых органов устранит указанные недостатки налоговой системы РФ и обеспечат тем самым реальные гарантии законности.

ж.) органы юстиции. Данные органы обеспечивают реализацию государственную политику в сфере юстиции. Они координируют нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводят юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, обеспечивают необходимые условия функционирования судов, регистрируют нормативные акты, уставы общественных и религиозных объединений, выполняют и другие функции.

а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение, а также судебный порядок защиты прав.

Гражданин может обжаловать решения, акты государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц в вышестоящие по порядку подчиненённости органы, если он считает, что изданный акт нарушает его права.

Судебный порядок защиты прав осуществляется на основании Федерального закона от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» с изменениями от 14 декабря 1995г.

Каковы же причины, обусловившие нарушение законности, прав человека, потерю управляемости обществом, дестабилизацию общественных отношений?

Таких причин много, но остановимся на наиболее важных.

1. Во-первых, законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. Такого, где главенствует Закон, а не воля начальника, где выстроена «вертикаль» власти в том смысле, что «вниз» передаются не команды, а полномочия, такого, которое защищает своих граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, в котором, власть существует, для того чтобы служить людям, а не такое, где люди существуют для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти.

В Конституции закреплены принципы прочной демократической государственности: её правовой характер и социальная ориентация, разделение властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью, суверенитет народа. Однако государство в посттоталитарной России формировалось иным путём. Оно ориентировалось на интересы политической элиты, тесно сомкнувшихся с крупными собственниками (олигархами). Государство оказалось отчуждённым от общенародных интересов и не стало ни демократическим, ни правовым, ни социальным. Крайне негативное влияние на характер государственности оказало не прекращающие противостояние законодательной и исполнительной властей, которое сопровождалось нарушениями законности (например, приоритет указов президента, подмена этими указами законов, сужение роли представительной власти). В стране не удалось сформировать подлинно свободную и независимую судебную власть. Будучи лишенной, материальной базы в результате отсутствия финансирования, суд не мог выступать подлинным защитником законности.

Произошло ослабление российской государственности. Нельзя не отметить, что под эти процессы подводилась «теоретическая» база, обосновавшая сужение сферы деятельности государства, его «минимализацию». Такая позиция абсолютно не приемлема в обществе, вступившем на путь кардинальной перестройки общественных отношений, перехода к демократии, свободному рынку, признания многообразия форм собственности. Жестко централизованное управление обществом было устранено без создания правовой основы государственного воздействия на новые формирующиеся экономические и социальные процессы.

Ослабление государственности как важнейшего института, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений и являющегося незаменимым инструментом их организации, придания устойчивости процессам преобразованиями реформирования, явилось одной из главных причин нарушения законности в стране.

2. Во-вторых, законность невозможна без четко отлаженных механизмов и процедур защиты, прав человека, поскольку с восприятием и закреплением в Конституции РФ идеи правового государства в понятие законность включаются требования общества к государству по обеспечению прав и свобод человека.

Ослабление российской государственности неизбежно повлекло за собой и разрегулированность, неопределённость, противоречивость, а то и полное отсутствие юридических правил, обеспечивающих защиту прав граждан. Такая ситуация обуславливает незащищённость прав человека и гражданина, сформулированных в Конституции, поскольку предусмотренные в ней юридические гарантии нуждаются в конкретизации, четком определении обязанностей государственных органов и должностных лиц, общественных организаций и органов местного самоуправления.

В Конституции РФ закреплен широкий спектр традиционных институтов, гарантирующих права и свободы человека (судебные и административные формы защиты) и новых, которые не обрели ещё прочных традиций в российской правовой системе и практике: деятельность Президента, Правительства, Уполномоченного по правам человека.

Итак, судебная защита, которая гарантированна каждому Ст. 46 Конституции РФ, пока ещё крайне неэффективна. Это связано со слабым финансированием судов, огромным потоком жалоб и исков, которые очень трудно разбирать из-за нехватки судебных кадров. Положение усугубляется и отсутствием правовой культуры и информированности населения, прочно утвердившимся в общественном сознании недоверием к государству и его органам, слабой надеждой на оперативное и справедливое рассмотрение дел. Даже не смотря на то, что 27 апреля 1993г. принят закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», приняты Уголовный, Гражданский кодексы, Арбитражно-процессуальный кодекс судебная защита, признанная во всем мире как наиболее действенный механизм защиты прав человека, в нашей стране набирает силу крайне медленно.

Необходимо принятие федерального закона об обращениях граждан, который должен определить основные положения, касающиеся порядка рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб, предельные сроки и процессуальные особенности такого рассмотрения, виды принимаемых решений и их юридическую силу.

Огромный вред укреплению законности в стране и охране прав граждан приносит отсутствие реальной ответственности государственных органов и должностных лиц за правонарушения, ущемляющие права и свободы граждан. Органы прокуратуры далеко не всегда привлекают к ответственности лиц, виновных в подобных действиях. Поэтому усилие надзора за соблюдением прав и свобод человека способствовало бы упрочнению стабильности общества. Безнаказанности, отсутствие ответственности развязывает руки чиновникам, вызывает резко негативное отношение к власти.

Все эти обстоятельства ослабляют реальную гарантированность прав человека, не способствует восстановлению нарушенных прав и свобод, пресечению нарушения законности.

Ещё сложнее создавать те механизмы и процедуры защиты прав человека, которые не имеют корней в отечественной правой практике. Речь идёт прежде всего о процедурах, на которые должен опираться Президент, являющийся согласно ст. 80 Конституции гарантом прав и свобод граждан. Конституция не содержит указания на те формы, в которых должна осуществляться эта деятельность. При Президенте РФ создана Комиссия по правам человека, которая должна стать эффективным механизмом, способствующим участию Президента в защите прав и свобод человека. К сожалению её работа освещается слабо в средствах массовой информации. Между тем, придание гласности работе Комиссии было бы крайне необходимо, поскольку нарушение прав и свобод человека приобретает широкий характер.

Требует совершенствование и парламентская законодательная деятельность в области защиты прав человека. К сожалению, Конституция, раскрывая предметы ведения Совета Федерации (Ст. 102) и Государственной Думы (Ст. 103) не включили в них охрану и защиту прав человека. Эти вопросы содержаться лишь в Ст. 71 (п. «в») и Ст. 72 (п. «б»), предусматривающих предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и её субъектов. Если бы вопросы защиты прав граждан содержались непосредственно в перечне полномочий Совета Федерации и Государственной Думы, было бы легче определить процедуры, в которых осуществляется такого рода деятельность.

Таким образом, следует задачей первостепенной важности приведение в действие всех юридических механизмов защиты прав человека, предусмотренных Конституцией РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *