Что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответ

Три педагогических правила от Шалвы Амонашвили

Алексей Митрофанов

22 апреля 2018 • 10:37

Что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответ

Зеленые чернила

Ученик должен ощущать себя в абсолютно комфортной среде. На него ни в коем случае нельзя кричать, нельзя пугать его, унижать, оскорблять. О том, чтобы замахнуться на ребенка, даже речь не идет.

Детей нужно любить. Притом любить именно такими, какие они есть. Иначе ничего не выйдет. Нужно уважать их личность, беречь их психику. Ни в коем случае не воспринимать их проблемы как какие-то незначительные мелочи.

Во время проверок ученических тетрадей никогда не пользоваться столь любимыми большинством учителей красными ручками. Чернила должны быть зелеными, ведь цель проверки не наказание, а помощь.

Словом, нужно всячески очеловечивать среду вокруг ребенка, делать так, чтобы он чувствовал: вокруг друзья, они хотят добра, они помогут. И, разумеется, необходимо в самом ученике воспитывать желание помочь, способность сопереживать своим товарищам. Только тогда вырастет гармоничная личность.

Кстати, весьма характерно название первой экспериментальной школы, в которой тридцатилетний педагог начал внедрять свои идеи – «Школа радости». А официальное название его методики – «педагогика сотрудничества».

Постижение мира

Необходимы уроки общения с людьми, общения с природой, уроки красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией (в эпоху ее изобилия это особенно важно).

И не нужно бояться таких серьезных понятий, как вечность, космос, мироздание. Чем раньше ученик начнет задумываться о таких вещах, тем меньше времени из своей жизни он потратит впустую.

Чего стоят одни лишь названия книг, написанных Шалвой Александровичем: «Баллада о воспитании», «Без сердца что поймем», «Вера и любовь», «Гармония труда, счастья и долга», «Исповедь отца сыну», «Путешествие к истокам мысли» и «Как любить детей».

Начни с себя

Кстати, Шалва Амонашвили считает Льва Николаевича одним из гениальнейших педагогов.

Источник

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответ Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае,если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.

Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.

Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

Цели технологии:

• способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

• облагораживание души и сердца ребенка;

• развитие и становление познавательных сил ребенка;

• обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

• идеал воспитания — самовоспитание.

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов,среди которых:

гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «»Истинно человеческое» — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

«»Как человека» — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».

3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

«»Истинная индивидуальность» — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».

4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

«Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

«Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».

6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»

В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: «Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?».); положения, требующего развертывания и доказательств (например: «Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?»); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: «Посмотрите на неравенства А > В, В Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».

Технология развивающих игр «Технология развивающих игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Кейс-технология в ДОО Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Технология моделирования сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «ОДУВАНЧИК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Автор Байдукова Марина.

Эвристическая технология-инновация Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний,.

Технология портфолио дошкольника Портфолио дошкольника. Портфолио-это прежде всего копилка личных достижений ребёнка его успехов,положительных эмоций. Это способ накопления.

Презентация «Технология ТРИЗ» ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана.

Здоровьесберегающая технология «Музыкотерапия» Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка. Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Источник

Принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике

Что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответ Кристина Чернышёва
Принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике

В середине 80-х годов прошлого века под влиянием «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название «педагогика сотрудничества». Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.

Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Уже в сентябре 1986 года на встрече педагогов-новаторов в подмосковном поселке Переделкино были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», опубликованные затем в «Учительской газете» и ставшие фундаментальной основой для всех последователей идеи. Одной из главных задач педагогики сотрудничества являлась демократизация образования.

Взаимодействие в форме партнерства гарантирует более полное развитие ребенка. Это дает возможность не только выявить область его развития, но и пользоваться информацией при построении стратегии.

Понимая особенности ребенка, воспитательможет помочь детям чувствовать себя: уверенными; необходимыми; индивидуальными.

Систематические диалоги могут помочь ребенку выражать собственную позицию, формировать личное миропонимание, а также защищать его.

Таким образом, если в педагогике сотрудничества применяются подобные способы, ребенок ощущает себя личностью. Дети могут быть активными и чувствуют заинтересованность и стремление помочь.

Как утверждает Ш. А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советском воспитании (и господствующем в российском образовании поныне) авторитарно-императивной педагогики.

В данной работе мы попытаемся проанализировать и по возможности сформулировать, опираясь на мысли выдающихся учителей-гуманистов современности и сокровищницу классического педагогического наследия, краткое представление о тех критериях, которые должны быть заложены в «экологически чистую, гуманную» общеобразовательную систему XXI века.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

— рассмотреть принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализацию в современной воспитательной практике;

— проанализировать использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

В-четвертых, воспитателю должно быть присуще все лучшее,что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Амонашвили в своих трудах размышляет над вопросом «Что такое детство» и приходит к выводу, что нельзя ограничиться обыденным пониманием слова «детство». Обычно это период связывают с беспечной жизнью маленького человека, когда ребенку ничего не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий. Такое представление неверно.

Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути. Ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать, развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. Каждый воспитатель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.

Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, по мнению Ш. А. Амонашвили, чтобы педагогический процесс приобрел личностно- гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности детей той или иной возрастной группы.

Так, дети пяти-шести лет еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга, ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка пяти-шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т. е. актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине занятия ребенок может достать из-под стола принесенное из дома яблоко и начать его есть, встать и выйти из класса и т. п.

Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.

Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра превращается в вид деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности.

Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования:

Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если воспитатель вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Занятия должны обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать занятие или же каким оно получилось и т. д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать малышам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу,сравнимую с работой врача еще с времен Авиценны: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!».

Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечет за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».

Особенно хочется отметить в теории Амонашвили его умение лаконично формулировать основные тезисы работы педагога и воспитателя, которые он называет «памятками». Впоследствии он их сгруппировал,и получилась памятка следующего содержания:

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

Список используемой литературы

4. Богуславский М. В. ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Ш. А. АМОНАШВИЛИ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 17. С. 107-119.

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответФотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене» Главным направлением работы в ДОУ является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных традициях:.

Что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответКомфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы «Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру.

Источник

О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили

Что мешает взрослым лучше понимать воспитанников по мнению амонашвили ответ

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 04.11.2017

Статья просмотрена: 6625 раз

Библиографическое описание:

Сохина, И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили / И. И. Сохина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 98-99. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/ (дата обращения: 27.12.2021).

В сегодняшнее время очень остро встает проблема выбора концепции воспитания наших детей. Будь то воспитание детей в группе детского сада или же одного ребенка в семье, то и дело слышишь от посторонних людей, от других воспитателей утверждение: «Вы неправильно воспитываете своих детей». Мамы и папы вступают в дискуссии, спорят о том, что можно, а что нельзя позволять ребенку.

Я очень хорошо помню период трехлетия моего сына. Был он очень непослушным мальчиком, каждый день вымогал купить ему игрушку, закатывал истерики в общественных местах. «Кризис трех лет», — скажете вы. Да, я это знала, но, тем не менее в глазах окружающих всегда читался упрек: «Ваш ребенок плохо воспитан». Одна моя подруга как-то заметила: «Твой сын тебя не слушается, потому что ты ведешь себя с ним на равных, будто вы друзья, а не сын с мамой». Ответы на вопросы я решила поискать в педагогической теории о воспитании детей.

Только у одного педагога Ш. А. Амонашвили представлен другой совершенно иной подход к процессу воспитания детей. Воспитание у него выступает в другой плоскости и заключается в любви и понимании педагогом каждого ребенка в отдельности, именно поэтому его учение, постулаты актуальны на сегодняшний день. Этот современный мир, в котором ребенок отчаянно нуждается во внимании все время занятых на работе родителей, требует более чуткого отношения воспитателя к ребенку, ведь это человек, с кем ребенок видится очень часто и проводить одну треть своего времени.

Во главе педагоги Ш. Амонашвили лежит некий принцип невмешательства в познавательную активность ребенка. Ведь по сути, если разобраться, то для чего вообще нужно воспитание? Да, ребенок делает много всего неправильного, и естественно, мы — взрослые должны уберечь и научить ребенка правилом безопасности жизнедеятельности. Но и многое из того, что ребенок совершает, естественно в его возрасте и он должен пройти этот этап возрастного развития. Но это мешает нам, взрослым людям. Мы ругаем, его за то, что он лазит, где не следует, бегает, раскидывает игрушки, и не задумываемся над тем, что это закономерность его развития. Вот что говорит нам Ш. Амонашвили: «Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить. А почему мы ему не разрешаем, больше запрещаем, чем даем разрешение на что-то?» [1]. Нужно всегда помнить педагогический принцип перехода из количественного в качественное, принцип разрешимых противоречий. Если ребенок сам не будет осваивать, разрешать возникшие перед ним трудности, задачи, значит никакого качественного скачка в его развитии не будет.

А все запреты, правила поведения от того, что нам просто некогда заниматься своими детьми. У нас есть свои заботы и развлечения, сквозь них дела детей нам кажутся глупостью, ненужной заботой. Нам нравится, когда дети рассматривают книжки, рисуют, тихо мирно рассказывают друг другу сказки, потому что в это время мы можем спокойно заниматься своими делами. То есть за счет замедления жизни детей мы выигрываем время для удовлетворения своих потребностей. Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.

Ведущая роль в воспитании детей у Ш. А. Амонашвили принадлежит детскому впечатлению. Без запоминающегося впечатления воспитание не состоится. «Находится под впечатлением» в действительности означает, что человек действует, мыслит воспринимает мир, в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее оно оказывается, тем дольше оно может управлять ребенком. Впечатление — это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе — от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения. Духовный мир ребенка обогащается только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес. [2]

Таким образом, главными в концепции воспитания детей Ш. А. Амонашвили являются два ведущих направления:

1. Невмешательство в жизнь ребенка, где главным является минимум запретов.

2. Организация педагогического процесса на основе создания запоминающихся ярких впечатлений.

Каким образом можно внедрить эти два направления в практику воспитания детей родителям и воспитателям?

Во-первых, родителям нужно забыть слово «нельзя» и придумать другое слово. Ну, например, наблюдая, что ребенок делает что-то не так, маме или папе нужно призадуматься, почему их дочь или сын это делают и постараться объяснить последствия этого поступка ребенку доступными для него словами. Может родителям не стоит запрещать детям, к примеру, лазить на возвышенность, а просто подстраховать его, ведь ребенок должен развиваться физически, познавать мир на собственном опыте.

Во-вторых, воспитателю необходимо как можно большим образом задействовать чувственный опыт ребенка. Занятия должны быть построены так, чтобы ребенок прочувствовал сопереживание, потрогал, пощупал, понюхал, чему-то удивился. Ребенок должен уйти из детского сада под впечатлением.

Ш. А. Амонашвили поделился со мною своим опытом воспитания детей. В его работах я нашла душевный отклик, отражение своих взглядов на воспитательный процесс в детском саду и, в частности, в воспитании своего ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *