Что михалков держит в руке в бесогоне
Барское дело. На чём зарабатывает миллионы Никита Михалков
Никита Михалков уже два года не публикует декларации о доходах. Он перестал это делать после того, как первый же его подобный отчёт в 2018 году вызвал резонанс: выяснилось, что режиссёр годом ранее заработал 529 млн рублей, а также у него есть 89 земельных участков, шесть жилых домов, шесть апартаментов, 11 нежилых зданий, несколько машин и даже вертолёт. «Секрет фирмы» проследил, как создавалась и росла бизнес-империя Михалкова, как менялись его предпринимательские интересы и как проекты с его участием постоянно оказывались в центре скандалов.
Лесное хозяйство: охота, древесина и мебельный заводик
Осенью 2019 года Михалков зарегистрировался как ИП. Основными видами деятельности он указал дополнительное образование детей и взрослых, а также издание книг, газет, журналов и производство кинофильмов.
Количество организаций, с которыми напрямую связано имя Никиты Михалкова, исчисляется десятками: согласно ЕГРЮЛ, в 22 он значится как учредитель, в шести — как руководитель
Широкой публике известно далеко не обо всех его организациях: о группе компаний «Тёмино» (названо в честь сына Артёма) так и вовсе знают в основном нижегородцы. Потому что находятся эти компании рядом с «барской дачей» Никиты Сергеевича — имением в деревне Щепачиха, буквально копирующем княжеские палаты: с усадьбой, домовой церковью, русской баней, конюшнями, домиком охраны, гостевыми избами, столовой прислуги, гаражом и пристанью.
«Тёмино-Лесное» Михалков открыл ещё в 2009 году и арендовал с ней почти 30 000 га в Нижегородской области с правом ежегодной заготовки древесины в объёме 25 400 кубометров. Три года спустя Михалков основал ещё одну фирму — «Тёмино-Павловское» — для переработки лесоматериалов (производства фанеры, плит, деревянных конструкций и мебели).
В сентябре 2020 года на YouTube-канале «Нижегородский экопатруль» вышел ролик, в котором авторы обвинили структуры Михалкова в варварской вырубке леса. Михалков написал заявление в полицию с требованием найти и наказать тех, кто разместил этот ролик, «порочащий его честь и достоинство». В ноябре полицейские возбудили дело о клевете, сообщала Baza.
Согласно официальной отчётности компаний из группы «Тёмино», бизнес пока не слишком успешный.
Впрочем, вскоре финансовые результаты лесного бизнеса Михалкова должны исправиться: в августе 2020 года он через суд снизил арендную ставку на свои лесные угодья в 10 раз. Более десяти лет фирма платила почти 4 млн рублей в год — теперь ставка составит 366 000 рублей в год. Михалкову пошли навстречу из-за того, что «Тёмино-Лесное» разработало проект освоения лесов.
Ещё в его группе компаний есть охотничье хозяйство «Тёмино-Северное», которое арендовало 37 000 га угодий. Состояние охотхозяйства до аренды было запущенное: Михалков возмущался, что зверьё всё перебитое и ему пришлось на три года «закрывать» угодья, завозить кабанов, лосей и глухарей. Некоторых кабанов доставили прямиком из Франции.
Депутаты нижегородского парламента согласовали строительство дороги к берегу реки, где живут лишь две пенсионерки и где (поблизости) начиналось строительство охотничьей усадьбы Михалкова. Траты обошлись бюджету в 12 млн рублей. Отдельные депутаты посчитали, что это расточительно — и потребовали от Никиты Сергеевича деньги вернуть, но махнули рукой — он утверждал, что финансирование не просил, потому что он и так достаточно обеспечен, чтобы сделать это за свой счёт.
«Цитадель» развлечений
Освоением леса бизнес-изыскания Михалкова в Нижегородской области не заканчиваются. Вслед за мебельной компанией он задумал новое «социально значимое» и «великорусское» дело: построить в чистом поле туристический объект, который понравится и местным, и гостям региона.
Проект «Цитадель» должен был стать рекреационно-оздоровительным центром и дать 150 рабочих мест Нижегородской области. Название центр получил по фильму Михалкова «Утомленные солнцем — 2. Цитадель».
«Снаружи всё страшного, сурового вида, а внутри — хайтек, со SPA и рестораном», — так описывал задумку Никита Сергеевич, пытаясь привлечь инвесторов. «Цитадель» включала в себя развлекательный центр, спорткомплекс, гостиницу (фонд — 150 номеров), общежитие для студентов. Из активностей — конюшня, гольф-клуб, футбольное поле, парк для скейтеров и даже горнолыжная трасса на высоком берегу Оки. А для самых взыскательных гостей — пристань в стиле XIX века. Вдруг кому яхту пришвартовать надо.
Проект сам Никита Сергеевич оценил в 7 млрд рублей, примерный срок реализации — три года. Объявлено о «Цитадели» было в 2016 году, но в начале 2017-го проект не попал в федеральную программу Ростуризма, а в июле 2017 года был заморожен «на неопределённый срок».
Вино и рестораны
В 2010 году Михалков стал партнёром по бизнесу Константина Тувыкина, купившего имение в Татти (Тоскана, Италия). Вилла с виноградниками площадью в 11 га стала местом рождения винодельни «Tenuta Dodici». В 2013 году в России в ресторане «Пробка» впервые попробовали вино Никиты Сергеевича. А зимой того же года вино появилось на рейсах «Аэрофлота» по направлению Москва — Сочи и Сочи — Москва: акцию провели для гостей Олимпиады.
За пять лет (с 2014 по 2019 годы) винодельня экспортировала в Россию 132 тонны вина почти на €400 000.
Винодельня производит 70 000 бутылок в год. Цены на бутылки михалковского вина колеблется от 1000 до 4000 рублей. Впрочем, экземпляры с большой выдержкой продаются и за 12 000.
В 2016 году Никита Сергеевич сообщил, что намерен заниматься виноделием не только в Италии, но и в Крыму. Правда, этот жест патриотизма пока ни к чему не привёл. Как и идея, возникшая у него годом ранее.
В 2015 году к винодельческому бизнесу мог присоединиться и ресторанный: вместе с Андреем Кончаловским Никита Сергеевич планировал создать отечественную альтернативу сети McDonalds. Ей должна была стать сеть кафе-кулинарий «Едим дома!», стоимость которой Михалков оценивал в 978,1 млн рублей. Деньги решили запросить у правительства, настаивая на социально-политическом характере бизнеса.
В пилотный проект планировалось включить две фабрики-кухни (в Подмосковье и Калужской области), больше 40 кафе и 90 кулинарий, а меню на 40% формировать из локальных продуктов, чтобы поднять фермерские хозяйства страны. Поставлять баранину, гречку, овёс и пшеницу готов был экс-мэр Москвы Юрий Лужков.
Не сложилось — денег правительство не выделило, сообщив, что бюджетной поддержки не будет: ищите в общем порядке. Спустя год деньги всё же нашлись — кредит в российском банке и частные средства. Запуск сети наметили на конец 2017 год, но он так и не состоялся.
Но на этом ресторанная история Михалкова не закончилась. В 2019 году Никита Сергеевич объявил о запуске франшизы Dodici Wine & Kitchen. Речь идёт о сети ресторанов, развивающейся под брендом Dodici и включающей в себя всего два заведения — в Москве и в Нижнем Новгороде.
По франшизе предполагается расширять сеть на другие города-миллионники. Условия: паушальный взнос — 2 млн рублей, роялти — 4% от выручки ресторана. Примерные инвестиции со стороны франчайзи в открытие одного ресторана составляют 10 млн рублей. Фишка заведений — поставки тосканского вина Михалкова. Эксперты оценивали затею как рискованную из-за отсутствия четкой концепции сети. За 2020 год новых заведений Dodici Wine & Kitchen не появилось.
Алмазное дело
В 2001 году на базе Кусинского завода по обработке алмазов запустилась компания «ЧелПром-Даймонд». С 2010 года в числе её сооснователей с долей в 10% значился Никита Михалков. Фирма специализировалась на бриллиантах мелких рассевов, работала на международном рынке, выпускала эксклюзивные ювелирные изделия в единичном экземпляре. Компания входила в десятку самых крупных в России алмазообрабатывающих предприятий.
По словам Михалкова, на заводе он никогда не был, а руководство в глаза не видел. Знакомые режиссёра говорили, что он туда попал просто «как человек широкой души» — не мог знакомым отказать, которые надеялись на его связи.
Налог на болванки
Наиболее резонансной бизнес-идеей Михалкова стала защита авторского права. В 2010 году созданная Союзом кинематографистов и Российским авторским обществом организация под названием «Российский союз правообладателей» (РСП) предложила брать компенсационный сбор в размере 1% с каждой проданной единицы звукозаписывающей техники и носителей (флешки, диски, планшеты, ноутбуки). В РСП Михалков занимает должность президента совета.
После долгих обсуждений Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия всё же одобрила эту идею.
За первые три года (2010–2013) РСП собрал 5,3 млрд рублей, заключив договоры с Canon, Sony, Casio, JVC, Fujifilm, LG, Sony Ericsson, Nikon и операторами сотовой связи. Правообладатели за те три года получили только 3 млрд.
В 2018 году РСП собрал 4,4 млрд рублей, из которых 2,8 млрд получили музыканты и кинематографисты, ещё 874 млн рублей союз перевёл в фонды поддержки культуры. Остальное ушло на деятельность самого РСП.
«Михалковский налог» много кому не понравился. В частности, в 2012 году Российское общество по смежным правам (РОСП) потребовало отменить регистрацию РСП, ссылаясь на то, что не все учредители организации — правообладатели. Вероятно, РОСП просто пытался отыграться за то, что в конкурсе на возможность собирать налог уступил Михалкову.
В начале 2020 года продавцы и импортёры электроники попросили Правительство России снизить платежи. Их аргумент: пользователи всё реже копируют музыку на устройства — они переходят на стриминговые сервисы, так что сбор можно вообще отменить.
Пока эта инициатива осталась без внимания, а РСП в то же время подал два иска к структурам сети электроники DNS на общую сумму 242 млн рублей — за неуплату сбора на «болванки». Стороны заключили мировое соглашение: DNS выплачивает деньги, а РСП не берёт процент с задолженности.
Никакого кино без Михалкова
Михалков с 1997 года возглавляет Российский союз кинематографистов (СК), при этом все двадцать с лишним лет его пребывание на высоком посту сопровождается скандалами. В 2009 году на переизбрании председателя СК большинство голосов были отданы Марлену Хуциеву, однако отдавать власть без боя Михалков не захотел: назвал съезд нелегитимным, собравшихся — «ослами, лилипутами, серыми мышами» и подал иск в суд. На пресс-конференции, посвященной скандалу, её участники сообщили, что Никита Сергеевич не отдаёт печать и ключи от сейфа. На Внеочередном съезде СК председателем вновь стал Михалков.
При этом власть себе Никита Сергеевич обеспечил пожизненную: сделал так, чтобы председатель союза мог избираться бесчисленное количество раз, отменил положение о досрочном снятии с должности, весь секретариат в СК стали назначать, а не избирать. Уходил он лишь в 2005 году, и то назвав это творческим отпуском, чтобы доснять «Утомленные солнцем — 2». Многие ждали, что это первый шаг к полноценному уходу из союза, но сих пор Михалков остаётся председателем СК РФ.
В киноиндустрии имя Михалкова можно услышать практически где угодно: собственная студия «Тритэ», на которой снимались практически все его картины, — лишь вершина айсберга.
Её дочерняя компания «Остров» занимается выпуском документальных фильмов, включая первую картину о президенте «Неизвестный Путин» (1999), картины об Олимпиаде-2014 «Кольца мира — 2». На это Михалков, по данным СМИ, получил контракт с Минкультом на 28 млн рублей.
В 2012 году у Никиты Сергеевича появилась и своя киноакадемия: социально- образовательный проект, предлагающий дополнительное профессиональное образование. При этом о государственном дипломе можно не мечтать — как сообщил Михалков, «академия не пошла под государственную систему образования — она слишком рутинна, а мы хотим быть свободными». По данным СПАРК, чистая прибыль академии за 2019 год составила более 1,2 млн рублей.
В 2017 году Михалков говорил, что там будет полигон для молодой режиссуры, ежегодно можно снимать 50–70 картин. Однако до сих пор активные действия не начаты — реставрация была запланирована на лето-2020, но пандемия спутала карты. На данный момент киностудия находится в составе ГБУ «Киномедиацентр».
Как режиссёр, Михалков часто получает деньги от Министерства культуры на безвозвратной основе. Причём из года в год ставки растут. Система распределения госсубсидий для кино не прозрачна, установила Счётная палата: эксперты могут голосовать за свои проекты, а провалы в прокате не учитываться.
Михалков — не только получатель, но и распределитель бюджетных денег. В феврале 2020 года Минкульт выдал Фонду культуры (Михалков в числе учредителей и глава совета) 2,8 млрд рублей. Это в 13 раз больше обычного. Деньги рассчитаны на три года — до 2022-го включительно. На что именно выделены средства, до конца не ясно: вcё ограничивается словами «на поддержку молодых талантов», «организацию фестивалей», «конкурсные проекты». Само содержание фонда обходится Минкульту в 54,5 млн рублей.
Ещё один бизнес Михалкова, связанный с культурой, — «АА студио», которая занимается выпуском мультипликационных фильмов (самый известный — «Паровозик Тишка»). Учредителей у организации было пять, доля Михалкова — 15%. По данным СПАРК, в 2019 году фирма получила 80,9 млн чистой прибыли, годом ранее — 102 млн.
В 2020 году в компании произошёл корпоративный конфликт: один из соучредителей, Артём Ованнисян, подал иск в арбитраж с требованием к компаньонам предоставить ему финансовые документы — бухгалтерские балансы, договоры и прочее. В феврале Ованнисян выиграл суд, но его компаньоны обжаловали это решение. Всё закончилось тем, что Артём продал свою долю (50%).
У кого точно съехала «кукуха»: Никита Михалков ответил оппонентам
Новый выпуск своей передачи «Бесогон» Никита Михалков посвятил хлёстким ответам на критику, высказанную оппонентами по поводу его прошлой программы «У кого в кармане государство?», которая после нескольких показов на канале «Россия 24» была снята с эфира.
Очередной выпуск называется. Он вышел сегодня только в ютьюбе – транслировать его компания ВГТРК тоже не намерена.
Режиссёр рассказал, что его оппоненты придерживаются тональности «сверху-вниз», называют его «дедушкой-маразматиком, который несёт ахинею» и пишут в комментариях о том, что у него «кукуха уже уехала».
Михалков сообщил, что выпуск набрал 273 000 лайков и 25 000 дизлайков (сейчас, по прошествии некоторого времени, эти цифры в ютьюбе немного поменялись — прим «НИ»).
Тем не менее, руководство ВГТРК передачу «не смогло пустить дальше».
Я сказал, что в Крыму нет «Сбербанка». Это разве неправда? Правда. И рассказал, кто владеет акциями. Это тоже информация из открытых источников. Где тут наезд? Да, я говорил о председателе «Сбербанка», но не как о банкире. Он наверняка прекрасный банкир, у него замечательные показатели.
Режиссёр рассказал о письме, которое ему написал Владимир Познер по мотивам прошлого выпуска «Бесогона». Знаменитый телеведущий просил Михалкова не распространяться о его содержании.
Познер в своём письме говорит, в частности, о том, что Никита Михалков не знал, что такое цензура – ни в советское время, ни в постсоветское, поэтому он рад, что режиссёр столкнулся с ней сейчас.
Также Познер в своём письме, по словам режиссёра, написал, что «советская партократия оказалась для страны губительной».
Далее режиссёр прокомментировал слова иерея Георгия Максимова, который сделал подробный разбор прошлого выпуска «Бесогона».
«Кто нас обычно мочит? «Дождь», «Эхо Москвы», «Новая газета» и другие либеральные СМИ. Но к этому мы уже привыкли. Надо уже что-то другое, так, чтобы по самые помидоры.
Затем последовал ответ Павлу Гусеву, главному редактору «Московского комсомольца», члену СПЧ при президенте России. Михалков также упомянул, что с Гусевым они соседи, у них хорошие отношения, а их дети когда-то даже ходили в одну школу.
Михалков продемонстрировал скриншот публикации, в которой приводится информация о том, что Гусев считает необходимым, чтобы Генпрокуратура обратила внимание на выпуск «Бесогон-ТВ», в котором говорилось о чипировании населения под видом вакцинации от коронавируса.
Вслед за этим режиссёр зачитал вот такую цитату Гусева: «Я не смотрел эту передачу и вообще не смотрю такие передачи, я считаю их достаточно одиозными и глупыми. Это на быдляк рассчитанные передачи, поэтому мне это абсолютно неинтересно».
«Ты сетуешь на то, что прокуратура не ввела какие-то санкции на твоего соседа за слова, которые я не говорил в передаче, которую ты не видел? Это как?! И вот вы, господа либералы, ещё говорите о кровавом режиме, о гэбне, о 1937 годе? Так вот же он – 37-й год, вот! Донос на соседа!»
Напоследок режиссёр привёл слова советника президента США по нацбезопасности Збигнева Бжезинского (скончался в 2017 году – прим. «НИ»), «умнейшего человека, достойнейшего врага России, настоящего врага, до корней волос, самозабвенно ненавидевшего нашу страну».
Также режиссёр напомнил высказывание Бжезинского от 2009 года.
«Сказано это было 11 лет назад. То есть эта мысль за эти годы получила осуществление. И это не у меня «съехавшая кукуха», ребята. Это всё серьёзно. Решайте сами. Думайте, анализируйте, мечтайте. Это необходимо.
Чем отзовётся всё это через день, два, через год, два, через сто лет? Мы должны чётко оценивать: кто говорит и что говорит, кто пишет и что пишет, кому верить, а кому нет. И тогда можно будет понять, на кого же так рассчитывал господин Бжезинский, предполагая, что мы собственными силами превратим нашу страну в обломки», – резюмировал Никита Михалков.
«Конспирология? Возможно». Никита Михалков о звенящей пошлости в России
В новом выпуске своей авторской программы «Бесогон» Никита Михалков, как и всегда, обращает внимание зрителей на самые важные вопросы наших дней. В этот раз он предлагает поговорить о том, почему Запад демонстрировал презрительно-снисходительное отношение к России ещё со Средних веков, как пестуют молодые кадры для развала нашей страны и куда нас заведёт «ленивое добродушие».
Когда-то в СССР была очень сильна политическая карикатура, но, как вспоминает Никита Михалков, к этим картинкам молодое поколение относилось нередко довольно скептически, считая их «коммунистической пропагандой» и преувеличением.
Цивилизованный Запад веками глумился над Россией
Но прошло время, и эти же самые карикатуры в 2021 году воспринимаются уже совершенно иначе, они более чем злободневны. В них мы видим то, что происходит сейчас, в наши дни – и действия США в Сирии, Ливии и Афганистане, и присутствие НАТО там, где ему, как кажется, не место, и «радужные» парады, которыми так гордится Запад. А ведь всё это когда-то можно было увидеть на обложке «Крокодила» или в передовице «Правды». Но тогда этому не очень верили.
Казалось, что тогда советские карикатуристы «глумились» над «цивилизованными демократическими странами». Но если оглянуться назад, то можно увидеть, как этот «цивилизованный» Запад из века в век при помощи всё тех же карикатур глумился над Россией. Европейцам не нужен был сильный сосед на Востоке, каковым становилось Московское государство.
Во времена Ивана Грозного – к слову, именно тогда были введены первые санкции против набиравшей силу России – европейцы уже вели «информационную войну» при помощи карикатур. В крупнейших европейских городах стали появляться «летучие листовки» с картинками и пересказом самых нелепых слухов о России и её правителях. Кстати, именно их радостно цитировал в одном своём ролике «светило русской истории» Борис Акунин (Григорий Чхартишвили).
Эта информационная война против нашей страны могла иногда затихать, но она никогда не прекращалась. И как только Россия в очередной раз заявляла о своих намерениях стать ведущей экономической державой, Запад отвечал ей санкциями, грязными сплетнями и карикатурами, на которых русских чаще всего изображали в виде необузданного медведя, иногда – осьминога. Рисовали западные «сатирики» и едкие карикатуры на правителей России, к примеру, на Екатерину II.
В американском журнале Puck в 1903 году появилась карикатура под названием «Россия на «Суде мирового презрения». Председательствует Дух Цивилизации». И как самонадеянно обозначен этот «дух», который не допускает ацтекской, китайской, индийской или русской цивилизации. Вообще даже разговора нет – какая там русская цивилизация? «Дух нас презирает» за то, что мы живём, что мы не такие, как они, а иные. Что мы любим пельмени, а не гамбургер. Проще же ненавидеть, чем понять. И смотрите, что получается. Если в советское время иная карикатура утверждалась где-то на уровне райкома или обкома партии, то теперь западные карикатуристы выполняют задачи, поставленные «вашингтонским обкомом», который желает показать нас миру такими, как, скажем, в картинках печально известного журнала «Шарли Эбдо»,
– отметил Никита Михалков. Но есть существенная разница, уверен режиссёр: в советских карикатурах отражалась правда, а за этими никакой правды нет.
Никита Михалков. Фото: Скриншот кадра видео БесогонTV / youtube.com
При этом нельзя отрицать, что в России среди определённых кругов было огромное желание походить на Европу. К нам приглашались французские гувернёры, немецкие и английские механики. Но мы всё равно оставались врагами для «духа цивилизации». И это, к примеру, подтверждает польский король Сигизмунд в письме английской королеве Елизавете в марте 1568 года:
Это письмо написано 450 лет назад, подчеркнул Никита Михалков. А что изменилось? Нашу страну из века в век превращали в жупел, а миф о «русской угрозе» поддерживается до наших дней. Мы изначально были врагами – не временными, а постоянными, врагами, которым нельзя давать дышать, надо давить санкциями, держать в клетке и отдавать под суд «духу цивилизации». Ничего не изменилось, а только усугубилось.
Дошли до дна, но снизу снова постучали
И в борьбу против нас вкладываются сотни миллионов долларов. И находятся те, кто эти доллары не просто берёт, а ещё и отрабатывает. Кто в последние десятилетия получает Нобелевскую премию мира? Это раньше её вручали Мартину Лютеру Кингу или Далай-ламе, и наверное, это было справедливо. А теперь эта премия потеряла всякий смысл. Её получает Михаил Горбачёв за развал нашей страны и подготовку её к распродаже. Её вручают Бараку Обаме, который за время своего президентства не только не закончил хотя бы одной войны, а напротив, развязал ещё несколько.
Казалось бы, в цинизме дошли до дна, но снизу снова постучали. И в этом году эту премию могла получить домохозяйка Светлана Тихановская. Или Грета Тунберг – девочка, которая, на мой взгляд (я не хочу обижать её), представляет интерес скорее медицинский, нежели социальный. Или НАТО – тут уж всё равно, что Волку дать премию Красной Шапочки. Но никто из них не получил, зато вручили премию журналисту, главному редактору «Новой газеты» Дмитрию Муратову. Но ведь Премия мира – это не журналистская премия,
– удивился Никита Михалков. Но ещё больше этого режиссёра поразила оценка, которую дал получателю премии пресс-секретарь нашего президента Дмитрий Песков: «Мы можем поздравить Дмитрия Муратова, он последовательно работает по своим идеалам. Он привержен своим идеалам, он талантлив, он смел, и, конечно, это высокая оценка. Мы его поздравляем».
А в чём, собственно, смелость? В том, что ты можешь на нидерландские деньги опубликовать более 100 фейковых статей, в которых доказывается, что малайзийский «Боинг» сбили русские? В чём твоя смелость? Ты точно знаешь, что ты это сделаешь, и тебе за это ничего не будет,
– отметил режиссёр. Но почему бы, если говорить о смелости, не вспомнить Джулиана Ассанжа. Он-то совсем не лауреат Нобелевской премии, он за свою смелость сидит в тюрьме. А всё потому, что Ассанж не раскрывал «язвы кровавого режима» в России. Он разоблачает совсем другой режим, тот самый, от которого исходит «дух цивилизации». А это никому не нужно, это знать никому не интересно.
Джулиан Ассанж совсем не лауреат Нобелевской премии. Он за свою смелость сидит в тюрьме. Фото: Loredana Sangiuliano / Globallookpress
Причём, подчеркнул Михалков, смелость эта не только ничем не грозит, она ещё и, судя по всему, хорошо очень оплачивается. Вот, например, что пишет известный блогер Рустем Адагамов, которого трудно заподозрить в большой любви к нашему Отечеству и к власти:
Никогда бы не подумал, что борьба за свободу и демократию в России может приносить такие ощутимые доходы, позволяющие покупать недвижимость в Нью-Йорке. Отличный район Манхэттена, хороший дом, и в нём очень милая квартирка, за 875 тысяч долларов, в собственности гражданской жены и дочки главреда «Новой газеты» и Нобелевского лауреата Дмитрия Муратова. Независимая журналистика, оказывается, прибыльное дело.
По мнению Никиты Сергеевича, эту премию можно понять так: «мы тебя сделали, ты на нас хорошо работаешь, и мы тебе хорошо платим». То есть мы видим чисто рыночные отношения: работу дали, работа выполнена, получите деньги. Вопрос в том, кто платит и как это делается. А за ответом на этот вопрос далеко ходить не надо, считает режиссёр и предлагает ознакомиться с одним любопытным документом – с «Общим планом работы посольства Великобритании в России с 2019–2020 годах».
В толстой папке расписаны по пунктом много разных планов. К примеру, в плане под названием «Стратегическое развитие социально ориентированных СМИ» указано интернет-издание «Такие дела». Основная цель, которая стоит перед этим изданием, определяется как «отстаивание демократии, прав человека и верховенства закона». Реализовать эту цель предполагается, «увеличивая охват и представительство в регионах России».
Планировалось, что «для привлечения широкой аудитории» будет создан YouTube-канал «Такие дела», выпущен документальный сериал «Наизнанку», в котором рассматривается проблема России как страны, занимающей 3-е место в мире по уровню распространения ВИЧ, и так далее. «Мы ожидаем роста числа просмотров наших статей аудиторией на 20% ежегодно на веб-сайте, на 20% ежегодно в социальных сетях. Мы стремимся увеличить сбор средств для проектов НПО на 10% ежегодно», указывается в проекте.
Прописаны в этом плане и риски. К примеру, авторы проекта пока полагаются на частные вложения как источник финансирования. «Но если количество пожертвованных отдельными людьми денег может снизиться, мы собираемся компенсировать это снижение за счёт увеличения числа наших покровителей». Согласно финансовому отчёту, планируется, что на этот проект за 2020–2023 годы будет потрачен 201 миллион рублей.
Полюса меняются на глазах: Меньшинство занимает место большинства
Вы понимаете, как меняются полюса? И вот уже британский спортсмен-гомосексуалист Том Дейли призвал не пускать на Олимпиады тех, кто не поддерживает «радужное» сообщество. То есть на наших глазах меньшинство, оставаясь физически меньшинством, превращается в большинство по своему влиянию и агрессии. И это уже перестало быть смешным, хотя мы продолжаем над этим подтрунивать. У нас в Конституции прямо указан запрет пропаганды гомосексуальных сообществ среди молодёжи. Но в России с 2010 года существует организация «Федерация гомо-спорта России». Это общественное движение, объединяющее спортсменов и любителей спорта среди сексуальных и гендерных меньшинств. А спорт это что? Это и есть молодёжь. Это и есть дети. Это что, не пропаганда? Это не влияние на детей и на молодёжь? Бросьте вы врать. Это нарушение Конституции. И это заставляет, наконец, говорить об этом впрямую, с трибуны,
– с возмущением отметил Никита Михалков. И человечество таким образом пытаются разрушить, нивелируя такие понятия, как женщина и мужчина, в угоду трансгендерному меньшинству. И на эти цели выделяются немалые суммы, а делается это в России посредством разнообразных западных фондов, о которых режиссёр уже рассказывал в предыдущих выпусках «Бесогона».
Стоит обратить внимание на Фонд Джона Смита, основная задача которого – «поддержка будущих лидеров из 12 стран бывшего Советского Союза». В рамках программы два раза в год на территории Англии или Шотландии студенты из этих стран проходят интенсивные тренинги, на которых они разрабатывают собственные планы действий, которые должны будут воплотить, вернувшись на Родину, а потом о выполнении отчитаться – не зря же деньги на них потрачены. Если учесть, что на это «обучение» по британским лекалам отбирают самых перспективных, то понятно: в дальнейшем они могут достичь определённых высот, стать, к примеру, ректорами вузов, директорами крупных предприятий, а значит, и дальше будут проводить эти «идеи демократии».
Конспирология? Возможно. Но посмотрите, кто уже прошёл эти британские тренинги: главный редактор радиостанции «Эхо Петербурга» Валерий Нечай, исполнительный директор ПЦ «Мемориал»* Анна Добровольская, ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров и так далее. Люди работающие в разных сферах, в том числе и в образовании.
Куда нас заведут «реформаторы» от образования?
Тему образования Никита Михалков неоднократно поднимал в «Бесогоне». Больше года назад в выпуске под названием «Над пропастью во лжи» режиссёр рассказал нам о проекте «Форсайт образования – 2030». С каждым кадром того выпуска раскрывались «врата ада», в который хотят завести либеральные реформаторы через глобальную цифровизацию, окончательно превратив образование в «сферу услуг» по выращиванию будущих поколений с «набором компетенций» вместо полноценных знаний.
По большому счёту, уверен Никита Сергеевич, это будет уже не образование, а система по обесчеловечиванию общества, которое в результате получит людей, ничего не знающих, без кругозора, для которых любой вопрос становится проблемой, если на него нет простого обыкновенного общеутилитарного всемирного ответа.
В этой системе нету личностной принадлежности к нации, к народу, к истории, к стране. Этого там нет, – уверен режиссёр, – Это рабочий скот для транснациональных корпораций. И мы это прекрасно должны понимать. Ну, разве нет? И ведь совершенно естественно, что авторы этой системы никакого отношения к нам не имеют.
Среди них – американский специалист в области образования, соучредитель и консультант Re-Inventing Schools Coalition (RISC) Ричард ДеЛоренцо, которому фонд Гейтсов выделил 6 миллионов долларов. Его главные идеи – отказ от воспитательной роли школ, единых стандартов обучения, оценок и учёбы в классе. Нельзя исключать, что «по заветам» ДеЛоренцо скоро могут заработать все школы нашей страны.
И вся проблема заключается в том, что эти люди созидают то, что разрушает нас. Вот в чём весь ужас. Причем всё это сопровождается невероятно убедительными лозунгами, наукообразием, призывом к современности. И сколько ещё нужно доводов, сколько нужно ещё примеров, чтобы, наконец, мы допёрли до того, что это тьма,
– восклицает Никита Михалков. Ведь что мы получаем в результате? Безграмотных выпускников школ, которые могут делать в диктанте по две ошибки в каждом слове и это не вызывает в них никакого стыда или неловкости. Можно быть всем известной блогершей, как Настя Ивлеева, и не знать, кто такой Георгий Товстоногов, чем знаменита фамилия Джугашвили или кто написал роман «Отцы и дети», а в своё оправдание заявить, что ей это «не мешает жить». Это уже невероятный уровень безответственности, если такие люди становятся лидерами и на них хочет походить молодёжь.
И эта безответственность – бич не только образования. Это болезнь, разлитая во всех областях, – уверен Никита Михалков. – Начиная с щели в космическом корабле, потому что не так завернули винт, и кончая таким идиотизмом, как копание на скорость могил в Новосибирской области. Как может быть так, чтобы на памятнике Михаилу Калашникову изобразить вместо нашего автомата немецкую винтовку? Или чтобы на памятнике великому императору Александру Третьему на его груди оказалась не восьмиконечная звезда Андрея Первозванного, а шестиконечная звезда, страшный символ Холокоста? Да, потом убрали, извинились, сказали, что «зашились, не успели». Но разве в дело в том, что убрали? Дело в том, что было! Я уж не говорю о выставке с очень «благозвучным» названием «Свиное рыло», где была выставлена «картина» художника Кирилла Миллера, представляющая собой жуткую пародию на «Бессмертный полк».
По поводу этой «картины» очень правильный вопрос задал журналист Михаил Шахназаров: «Художник Миллер шутит. А когда у нас государство начнёт шутить с такими художниками? А государство молчит. Это что – пауза или слабость?» И ведь вопрос очень точный, подчеркнул режиссёр. И если это пауза, то она слишком затянулась.
БесогонTV. «Дьявол кроется в деталях» / youtube.comНам пора определяться, а не ждать, пока «всё рассосётся»
Мы продолжаем снисходительно улыбаться, думая, что как-то всё перемелется, рассосётся. Но на таком «ленивом простодушии», напомнил Михалков, мы уже много раз обжигались, позволяя совершаться чудовищным преступлениями по отношению к нашей стране.
Мы не понимаем, что на двух стульях не усидеть? Мы не понимаем, что нужно определяться? Поэтому и зазвучали сейчас слова «консерватизм», «традиция». Один умнейший человек сказал, что традиция – это не поклонение пеплу, это передача огня. А на сегодняшний день абсолютно спокойно можно применить слова Антона Павловича Чехова, которого в своё время спросили, что происходит в России, и он ответил коротко и ёмко: «Пошлость, звенящая пошлость»,
– воскликнул Никита Михалков. Ведь если задуматься, нам придётся признать, что нам не стоит удивляться, когда Роби Уильямс снимает свой клип Party Like a Russian. Мы сами виноваты в том, что он представляет нашу страну именно так, через «звенящую пошлость».
* Межрегиональная общественная организация «Правозащитный центр «Мемориал» внесена в список иностранных агентов в России.