Что могут сделать философы в воспитании современного человечества
Что могут сделать философы в воспитании современного человечества
Какую роль может сыграть философия в воспитании человечества? Почему эта проблема актуализируется в наше время? Просветительная тема конгресса заостряла внимание на необходимости оптимально, критично и вместе с тем рационально оценить происходящее в мире. Заниматься философией, подчеркивали философы мира, – значит верить в разум.
Философы могут сделать многое в воспитании человечества. Как жить в гармонии, существовать в рамках богатства и бедности, восторга и тревоги, как спасти человечество от глобальных проблем? Все философы мира приветствовали в разные времена разум. Почему же сегодня на него часто нападают? Эти вопросы беспокоили философов как на XX Всемирном философском конгрессе, так и на XXI, который получил название «Философия лицом к мировым проблемам» и проходил в Стамбуле в 2003 г.
Поиск новых мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед человечеством стоят проблемы, требующие глубокого философского осмысления.[14]
2. Проблема экологической выживаемости человечества. Начиная с эпохи Просвещения, быстро развивающаяся техногенная цивилизация поставила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного технологического давления на биосферу искусственная среда (среда обитания человека) требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.
3. Проблема сохранения целостности личности. Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как передача вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль общества за нравственным поведением человека и т. д.). Постоянные погружения человека в разные социальные отношения, где от него требуется выполнение соответствующих ролей, приводят к постоянным стрессам, к утере целостности личности.
4. Проблема коммуникативного единства человечества, проблема необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, несилового решения возникающих конфликтов. Названные проблемы требуют новых мировоззренческих идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека в различных сферах культуры. Так, чтобы решить проблему экологической выживаемости, нужны обновленные мировоззренческие установки по отношению к природе. Необходимо понять, что природа не мастерская, не кладовая с безграничными ресурсами, а красивый и очень хрупкий храм. Нужна не парадигма (исходная концептуальная схема) насилия над природой, а модель гармонии и диалога с ней, понимание ее в целом.
Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые обеспечат формирование новых мировоззренческих структур.
Обоснование этих новых мировоззренческих ценностей и является одной из задач современной философии. Философия как рациональное теоретическое ядро мировоззрения занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного учащегося, в формировании его мировоззрения. Изучение философии ориентировано на освоение глубинного наследия мировой и отечественной философской мысли, познание бытия, природы, человека, различных социальных реалий, способствуя тем самым расширению горизонта видения учащимися современного мира и собственной жизненной позиции, решению личных смысложизненных вопросов.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с типовой учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Авторами отдельных глав являются: доктор филос. наук, проф. Я.С. Яскевич (введение, гл. 1, 5, 6, заключение); канд. филос. наук, доц. В. С. Вязовкин (гл. 3, 4, 7), доктор филос. наук, доц. X. С. Гафаров (гл. 2).
Декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова рассказывает о том, какова роль философа в современном мире
Кто есть философ — интеллектуал, читающий тексты или крестьянин, знающий основы основ?
Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы. Можно окончить философский факультет самого престижного университета и так и не стать философом, получив однако специальность — преподаватель философии. Данный пример не означает, что для того, чтобы стать философом, надо принципиально отказаться от обучения философии. Последняя установка часто порождает так называемое популярное философствование. Гегель так его характеризовал, обозначая как «царский путь» в изучении философии. Для этого надо, прежде всего, не читать никаких философских книг полностью, а лишь смотреть оглавление и пару рецензий, тогда в любом салоне, отмечал мыслитель, вы сможете выступать как философ. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, философ должен и обязан читать много текстов, хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипедов. Но одновременно он должен уметь прежде всего философски мыслить, а это внутреннее состояние. Типичная ошибка, когда обращаясь к философу надеются на то, что он всё объяснит, но именно философ в большей степени может посеять не столько знание, сколько незнание как знание того, что мы в принципе ничего не можем знать абсолютно. Я просто расширил здесь известное положение Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю». Философ, как никто, понимает предметную ограниченность (опредмеченность) получаемого знания, ибо учёный смотрит на мир сквозь призму предметных очков. Биолог видит, например, в человеке совокупность неких биохимических процессов, физик может интерпретировать человека через физические параметры, социолог рассматривает человека как элемент социальной системы, выполняющей те или иные функции. Но никто из них не говорит о человеке как таковом, о его сущности. Философия же стремится раскрыть сущность исследуемого объекта, конечно, опираясь и на позитивные знания о мире, но не ограничиваясь лишь этим. Ибо человек как познающий субъект не только мир познает, но и переживает его, являясь в то же время частью этого мира.
Какова роль философа в современном мире?
С одной стороны, философ — это хранитель традиций той или иной культуры, вырабатывающий основания для системы ценностей. А с другой стороны, философия «конструирует миры будущего» (В.С. Степин), тем самым подвергая сомнению то, что есть в настоящем, и в этой ипостаси философ может выступать как разрушитель ценностей. Отсюда такое непростое отношение философии и власти. Когда философская система власть устраивает, она всячески поддерживает философов, но когда философы её критикуют, она их достаточно жёстко, со времён Сократа, осуждает. А иногда, как было в истории нашего университета, власть даже закрывает философские факультеты, опираясь на известную резолюцию, которую предоставил царю Министр Просвещения князь Ширинский-Шихматов: «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден». Действительно философия может не приносить непосредственной пользы, ибо она выступает изначально как незаинтересованное знание, но как было бы трудно нам жить если бы вокруг нас было бы только то, что полезно. Философия ставит предельные вопросы о бытии и человеке, что мы иногда обозначаем как вечные вопросы. И как бы ни было развито позитивное знание о мире, всегда остаётся пласт таких метафизических проблем, о которых рассуждает именно философ.
Кто философ в обществе — пророк или белая ворона?
Известный философ Зеньковский вёл начало русской философии от юродивых, которые надевали маску безумия, чтобы донести истину до власти. И это могло спасти от расправы. Я не думаю, что задачей философии являются пророчества, для этого в античной Греции вас бы направили к оракулу, философ лишь предлагает варианты решений, в том числе некие сценарии развития событий. Поэтому для обывателя, ждущего результат, это, безусловно, отождествляется с понятием «белая ворона». Обыватель всегда ждёт простых ответов и идёт к философу за рецептом, а в ответ может получить ещё большее расширение сферы незнания. Именно так насмехался над Сократом Аристофан в своей комедии, выводя такой образ философа, который задаёт глупые вопросы, типа: «Пищит комар гортанью или задницей? На сколько стоп блошиных блохи прыгают?»
Как рождается философ — из призвания или следуя своему выбору?
Любое призвание должно сопровождаться выбором, иначе оно не будет реализовано.
На какие слои реальности распространяется философская рефлексия?
Философия в близком для меня метафизическом варианте исследует предельные основания бытия, частью которого является и сам человек. В науке исследуемое явление опредмечено и объём знания все время расширяется, стремясь ко все более точному отражению природы. Именно поэтому здесь последняя по времени научная теория будет наиболее адекватно отражать мир. В философии же иная ситуация. Философия выступает как особое смысловое пространство, границами которого являются те самые предельные вопросы о сущности истины, о понимании и критериях прекрасного, о бытии и т.д. А вот ответы, внутри этого философского пространства могут быть самые разные, в том числе и противоположные. Поэтому развитие философии не осуществляется векторным образом от прошлого к будущему, и Платон может при решении той или иной проблемы оказаться более актуальным, чем современный философ. И это обеспечивает диалог внутри философии, в том числе, и с теми идеями, которые были выдвинуты много столетий назад.
Какова компетентность философа — меняет ли он мир или он меняет себя в мире?
Слово компетентность плохо применимо к философу, как, например, и к художнику или поэту. Кто более компетентен Рембрандт или Рафаель? Философ, как и художник в определённом смысле создаёт уникальные творения. Именно поэтому философии не следует учить по подобию изучения обычных дисциплин, как, к сожалению, это происходит, ибо в философии, вопрошание может быть гораздо ценнее ответа.
Насколько должен быть эрудирован человек, претендующий на то, чтобы быть философом?
Кто, кроме самого философа, нуждается в добываемом философией знании?
Тот, кто усматривает в таком знании пользу, в том числе и пользу для самого себя, то есть незаинтересованную пользу.
И, соответственно, кто платит философу? И за что?
Если Вы имеете в виду преподавательскую деятельность, то именно за неё и платит, в нашем случае, государство. Но это не имеет непосредственного отношения к философии. Конечно, в истории человеческой культуры бывали случаи, когда философу платили, скажем так, за оказание консультационных услуг. И надо сказать, что философы часто стремятся к такому положению. Моё же мнение, что философ должен быть дистанцирован от власти. Как иронично отмечала Х. Арендт в письмах к Хайдеггеру, что тем не менее философы, начиная с Платона и Аристотеля, да и сам Хайдеггер, стремятся прислониться к какому-нибудь тирану. Понятна логика такого сближения. Это попытка реализовать некоторые свои идеи практически. Но, как правило, заканчивается это плачевно для самих философов и очень редко способствует реализации их идей, а скорее выступает средством оправдания тех субъектов, к которым они прислонились.
Профессия ли это — философ — или это целая гроздь профессий? Какие ниши имеются для существования выпускников?
Философ не профессия. Это призвание и даже образ жизни. А профессия, которую приобретают на факультете, называется «преподаватель философии». Однако если при этом хоть кто-то приобщится к философии не в школярском, по выражению И. Канта, а в её всемирно-историческом значении как науке, определяющей цели человеческого разума, то это большая удача.
Является ли практика полит-технологии формой вульгаризации философского знания?
Политехнология не имеет никакого отношения к философии. Это некая совокупность, в данном случае, действий, позволяющих достичь соответствующих результатов. В отличие от философии, она не имеет никакого отношения к истине или сущности объекта, в том числе и такого сложного, как политика. Именно поэтому рецепты политехнологов так хорошо работают в стабильном обществе и мгновенно теряют эффективность в нестабильной ситуации.
Какие задачи ставит перед собой преподаватель философии в университете?
Приобщить человека к тому знанию и, главное, к умению размышлять над сложными предельными вопросами бытия, которое было накоплено человечеством, научить студента уметь задавать философские вопросы или, иначе говоря, философствовать.
Вопросы задала Эльмира Давыдова
Смотрите также:
Индивидуальный Философский Семинар
Ричардас Норвила, кандидат философских наук
Причём не обучать его философствовать согласно правилам определенной философской школы, а именно способствовать тому, чтобы человек увидел свою Личную, особенную Философию, осознал её и начал ею пользоваться для собственного блага.
Запись на Индивидуальный Философский Семинар:
+7 (926) 526-60-11
Встречи в Москве, также Скайп
Чем живут современные философы
Говорим о месте философии в современности и о типичном рабочем дне современного философа. Нет, это не только лежать на диване, размышляя о вечном.
Представления о философах часто окружены романтическими стереотипами — их видят мыслителями, бесконечно ищущими ответы на вечные вопросы о жизни и смерти. Разбираемся в основных вопросах о современной философии.
Кто такой философ
Философия (с греческого это слово переводится как «любовь к мудрости») — система идей и представлений о мире, рационально обоснованных и систематизированных. Можно сказать, что философ — это тот, кто размышляет на философские вопросы, например о Боге, любви, политической жизни, и пишет научные труды, в которых предлагает логически выстроенные решения. Исследователь опирается на философскую традицию, то есть на идеи мыслителей, которые задавались теми же вопросами раньше. Философ может продолжать чей-то труд, а может критически переосмысливать его и даже спорить с ним. Философ сегодня, как правило, рассуждает на актуальные темы, а также анализирует тексты своих предшественников и распространяет артефакты человеческой мысли, вступая в диалог с мыслителями прошлого.
Чем занимается философ в обществе
Философ зачастую занят анализом современных культурных и социальных проблем. Он изучает общество и человека, наши взаимодействия друг с другом, отношения с государством, принципы работы мышления и языка. Обращаясь к людям, философы делятся рассуждениями, чтобы у нас была возможность приобрести новый взгляд на обыденные вещи, выйти за пределы привычной бытовой мудрости, порефлексировать и лучше понять самих себя и мироздание.
Как стать философом
Строго говоря, чтобы стать философом, заканчивать университет необязательно, но если для вас эта наука — неизведанная интеллектуальная территория, то вуз окажет вам большую поддержку в знакомстве с историей идей и философскими традициями. Этому учат на философских факультетах, которые есть во многих вузах, в том числе в таких, как МГУ, ВШЭ и РГГУ.
Чтобы поступить на философский, как правило, нужно сдавать ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому, иногда к ним добавляется английский. В вузе вы будете читать много философских трудов — от древнегреческих до современных, анализировать их, сравнивать, изучать логику, историю, знакомиться с гуманитарными дисциплинами и приобретать навыки научной аргументации, писать эссе и проводить исследования.
Как сами философы понимают свою профессиональную деятельность и роль философии в жизни общества? Об этом мы поговорили со студентами философских факультетов и с исследовательницей в области философской антропологии.
студентка первого курса философского факультета МГУ
Что для тебя философия?
Если давать философии определение, то получится, что философия — это не совсем наука. У меня скорее возникает ассоциативный ряд с историей мысли, с познанием себя и бытия вокруг.
В какой-то момент я поняла, что всё, что меня интересует — наука, искусство, религия, — всё сходится в одной точке, и этой точкой оказалась философия. Гуманитарные факультеты дают базу. Ты можешь забыть, как звали египетского царя в V веке до нашей эры, но всё равно после учёбы останется что-то, что позволит тебе смотреть на мир сложнее.
Прикладной функции у философии нет. Но философия — это живая материя. Мне кажется, абсолютно каждый человек философствует.
Философский труд, конечно, может написать не каждый, но каждый может прийти к тем же мыслям, что высказываются в этом труде. Поэтому нельзя ограничивать философию только кругом людей, получивших философское образование.
Главная ценность философии — это осознание себя в этом мире, мира внутри себя и всего существующего. Во время изучения философии у тебя получается раздвоиться и начать задавать себе вопросы, которыми ты бы не задавался иначе. Философия позволяет смотреть с другой высоты на себя и на мир — без такой смены перспективы невозможно двигаться дальше. Думаю, что философия — это уровень рефлексии. А без рефлексии жизнь, конечно, возможна, но что это за жизнь тогда такая?
студентка четвёртого курса Школы философии и культурологии ВШЭ
Как ты решила поступать на философский факультет?
Кажется, всё началось с факультатива по логике. Там я познакомилась с преподавателями и студентами Школы философии ВШЭ. Общение с преподавателями-философами дало понять, что философия может дать мне фундаментальное гуманитарное образование и поможет в моём дальнейшем академическом пути.
Что для тебя философия?
Можно по-разному определять её: от любви к мудрости до способа мышления. По сути, это некое стремление к вопрошанию и поиску причин в метафизическом дискурсе. Вместо вопроса «Почему небо голубое?» философ спрашивает: «Почему мы видим небо голубым? Почему правильно, что небо голубое?» Философия обращает внимание на те вещи, которые часто остаются вне стандартного поля вопросов. Мне кажется, что все дети — философы: они интересуются миром, размышляют о том, почему что-то происходит.
Философия — это наука, которая стоит вне остальных наук и над ними. В этом её смысл.
В чём ценность гуманитарного знания и философии для общества?
Человек не может жить без культуры. Кем бы ни работал человек, он приходит домой с работы и в свободное время занимается чем-то, отдыхает. Его досуг связан с культурными практиками, а культура — это вотчина гуманитарного знания. Устройство общества завязано на гуманитарном знании. Без понимания человека и культуры никакие институции бы не смогли работать. В буклете философского факультета как возможное место работы выпускников указана госслужба — в этом есть правда. Навыки теоретизации и понимания процессов, связанных с государством, человеческой жизнью и мышлением, необходимы при устройстве жизни общества.
младший научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН
Что для тебя философия?
Я бы ответила так — в какой бы ситуации ни находилось человеческое существо, оно задаётся вопросами по поводу своего положения. Философия позволяет проследить причинно-следственные связи между нашими суждениями, и так мы гармонизируем картину мира, она становится менее противоречивой. Иными словами, философия — это инструмент для сборки человека, то есть её миссия довольно прагматична.
Как ты решила стать философом?
Я с ранних лет тяготела к книгам, к анализу текстов и их написанию. Философское образование представлялось мне тем пространством, которое позволяет студенту получить самый широкий спектр знаний. Нужно сказать, что мои ожидания оправдались: философское образование даёт выходы на бесчисленное количество гуманитарных наук — и на психологию, и на культурологию, и на эстетику, и на логику. На примере тех, кто учился со мной в одно время, я могу сказать, что люди, окончив философский, двигаются с полученным багажом знаний в самых разных направлениях, и я уверена, что этот багаж способен обогатить любую сферу деятельности.
Моя же ситуация такова, что уже на третьем курсе, когда настала пора выбирать кафедру и научного руководителя, я попала в очень интересный сектор — сектор аналитической антропологии. Университет, в котором я училась, — это университет при Академии наук, и большая часть преподавательского состава относилась непосредственно к Институту философии при Академии наук.
Выбирая научного руководителя, ты также выбирал сектор (кафедру), к которой будет относиться твоя курсовая или дипломная работа. Я выбрала философскую антропологию как дисциплину, которая, на мой взгляд, затрагивала наиболее актуальные вопросы и тексты. В дальнейшем, познакомившись с исследователями с этой кафедры, мне уже не хотелось расставаться ни с кафедрой, ни с коллегами, так что после диплома я поступила в аспирантуру и в мае этого года защитила кандидатскую диссертацию — уже в статусе научного сотрудника.
Это спорный тезис, но мне кажется, никакая творческая работа невозможна без фигуры учителя, наставника или мастера.
Я вижу подтверждения этому в самых разных сферах — и в искусстве, и в кино, и в науке: там, где имеет место творческий процесс, важно найти ориентир, авторитет, источник вдохновения, в диалогах с которым — очных и заочных — ты сможешь обучаться и расти. Для меня таким источником был мой научный руководитель, Валерий Александрович Подорога — создатель метода аналитической антропологии и основатель одноимённого сектора в ИФ РАН.
Что входит в сферу твоих научных интересов?
Меня всегда привлекал феномен коллективности. Я начала исследования с написания курсовых и диплома о французской социологической школе: меня заинтересовали Жорж Батай и Роже Кайуа. Эти мыслители задавались вопросами, которые кажутся актуальными и сейчас: что есть феномен сакрального вне религиозности, в «светском» пространстве? Как общество коллективно переживает сакральный опыт? Чем подпитывается коллективный аффект? В дальнейшем я осталась в лоне «континентальной» традиции и посвятила кандидатскую французскому исследователю Рене Жирару.
Дописывая диссертацию, я увлеклась темой экологии. Мне казалось очень важным осмыслить экологические проблемы с философских позиций, и я организовала просветительский лекторий Repubblica Verde, в котором учёные из разных сфер могут знакомить широкую аудиторию с разными аспектами «зелёной» повестки.
Другая тема, которой я увлеклась в последнее время, это экофеминизм — теория, которая проводит параллель между угнетением социальных групп, в первую очередь женщин, и отношением человека к природе. Экофеминизм предлагает нам порефлексировать на тему того, как преодолеть иерархическую модель отношений с природой и выстроить более здоровые и менее ресурсно-ориентированные отношения между всеми живыми существами.
Как выглядит рабочий день философа?
Любопытно, что любой исследователь всегда находится в режиме «работы» и никогда не находится в режиме «отдыха»: любая интеллектуальная пища становится поводом для размышления, и получается, что грань между состояниями работы и не-работы стирается, особенно когда ты погружён в какую-то интересующую тебя тему и охвачен азартом. В философии это усугубляется тем, что мысль не имеет локализации, она не привязана к конкретным инструментам, без которых невозможен рабочий процесс.
Но я всё же настаиваю на том, что мы все нуждаемся в гигиене труда и «переключении режимов». Например, мне нравится работать в библиотеке, писать от руки, я люблю книги в бумажном формате. В этом плане я стою на осознанно ретроградных позициях и симпатизирую «тёмной академии», потому что она придаёт учебно-исследовательскому процессу эстетическое измерение.
Пандемия существенно изменила форматы взаимодействия в РАН: раньше мы имели возможность побеседовать с коллегами очно, спонтанно заглянуть на чей-то семинар, узнать любопытную новость во время смол-тока в коридоре. Теперь мы больше взаимодействуем онлайн, и это повлияло как на взаимодействие внутри сообщества, так и индивидуальные распорядки дня. Сейчас институт снова переходит на прежний режим работы, и я думаю, что возвращение в офлайн заставит нас под другим углом взглянуть на процесс исследования.
Какова социальная функция философии?
Я согласна с тезисом «личное — это политическое», но рискну предположить, что любое личное в равной степени и философское.
Мне кажется, социальная функция философии заключается в том, что, когда мы теряем почву под ногами, в философских текстах мы можем найти своего рода маяки, в свете которых из разрозненных аффектов, идей и терминов складывается наше знание о мире.
Философия показывает, из какой точки производятся те или иные наши высказывания, как устроены наши идейные остановки, касающиеся общественного устройства, социальной справедливости и морали, ценности искусства. Потому что эти установки в той или иной форме есть у каждого Homo sapiens, но мы не всегда умеем защищать свою позицию, находить нужные аргументы, строить из них непротиворечивую систему, как я упомянула ранее.
Философское образование укореняет где-то в подсознании мысль, что ты не одинок в своём вопрошании: какую бы позицию ты ни занимал, что бы ни переживал, какие дилеммы бы перед тобой ни стояли, найдётся автор, который может стать твоим заочным собеседником. Это особенно ощутимо и ценно в эпоху турбулентности, такую, какую мы переживаем сейчас. Я замечаю подъём интереса к гуманитарным наукам, это видно в том числе и по возрастающему запросу на научно-популярные тексты и передачи.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter