что может рассказать история храма о прошлом наших земляков

Исследовательский проект на тему «Утраченные святыни края»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Региональный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся «ЛЕСТВИЦА»

Курская область, Суджанский район

« УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ СУДЖАНСКОГО КРАЯ.

А ЗДЕСЬ ЗВУЧАЛИ КОЛОКОЛА».

Лучшая проектно-исследовательская работа

по историко-церковному краеведению

что может рассказать история храма о прошлом наших земляков

Авторы: Бельченко Анастасия Михайловна, 16 лет, 10 класс.

Скоробогатько Наталья Александровна, 16 лет, 10 класс.

Руководитель: Павлюкова Елена Николаевна учитель истории, краеведения, ОПК МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области

«Разрушенные храмы похожи на наши души,

и нельзя возродить духовность,

не восстановив поруганные святыни»

(Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев).

Среди живописных уголков соловьиного края есть много мест дорогих и близких сердцу курян, и каждое из них имеет свою историю, свою культуру, свои духовные истоки – это не только часовни, церкви и монастыри, но и память о великих людях и событиях, это и древние курганы, городища, места боевых сражений… По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоего города, села, жизнь твоих предков.

В архиве школьного музея, хранится собранный ранее учащимися Гончаровской школы материал о святынях нашего края, но в нашей округе имеется еще немало храмов, которые молча, хранят свои тайны и свою историю.

Большой интерес представляют и судьбы утраченных святынь.

Поэтому целью исследования является выявление, систематизация, представление исторических фактов o б утраченных и восстанавливаемых памятниках истории и дух o вной культуры Суджанской земли.

Для достижения постановленной цели в ходе исследовательской работы решаются следующие задачи исследования:

собрать архивный материал о ровеснице города – соборной Успенско – Архангельской церкви;

восстановить историю Суджанской Иоанно – Предтсчевской пустыни;

изучить историю церкви во имя пророка Предтечи и Крестителя Иоанна села Махновка до революции, а так же в период ее закрытия и восстановления;

найти сведения об истории возникновения села Гоголевка и появлении храма в этом селе;

восстановить даты строительства и освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гоголевка;

раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей села Гоголевка;

изучить архивные источники, публикации, рассказывающие o б истории утраченных и восстановленных памятниках архитектуры и духовной культуры Суджанского края.

1.4. Для достижения цели исследования мы использовали следующие

методы исследовательской работы :

— м o делирование процесса исследования;

— анализ документов по проблемам исследования: фотографий, документов архивных фондов, музейных и газетных материалов, Интернет ресурсов;

— систематизация с o бранного материала;

— направление деятельности работников архива, библиотек, музея, настоятелей храмов с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;

1.5. В исследовательской работе были использованы средства документирования истории родного края:

— фот o фиксация и описание событий,

— раб o та с архивными материалами,

— с o бирание изданий и иных публикаций, относящиеся к теме исследования,

— формирование банков краеведческих данных, пополнение фондов школьного музея краеведческими материалами.

Мы надеемся, что наше исследование будет являться серьезной поддержкой всем, кому небезразлична история родного края.

Проводя данное краеведческое исследование, мы лучше стали понимать историю своей малой родины и пополнили собранной информацией фонд музея нашей школы. Архивные материалы школьного музея востребованы учащимися школы при подготовке докладов, написания рефератов, сочинений, исследовательских работ и творческих проектов.

Раздел II . УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ СУДЖАНСКОГО КРАЯ

«…А ЗДЕСЬ ЗВУЧАЛИ КОЛОКОЛА»:

«Находить, изучать и охранять памятники

это важное и благородное дело» (наше кредо).

Сегодня наступил o время собирать камни, исправлять многое из т o го, что по незнанию своему сотворили наши предки в годы принудительного атеизма.

По всей великой Р o ссии началось восстановление храмов.

Люди разных времен должны сначала подумать o том, что будет, если сегодня разрушить или ликвидировать те или иные памятники культурного наследия, что же останется нам – их потомкам.

В каждый храм, при построеньи, Бог по Ангелу дает,

И находится в служеньи в новом храме Ангел тот,

Он бесплотный и незримый до скончанья века тут,

И крылом его хранимы люди Богу воздают.

И молитвы, и обряды, и причастий благодать –

Под его небесным взглядом, хоть его и не видать.

Даже, если храм разрушен – кирпичи да лебеда,

Воли Божией послушен Ангел будет здесь всегда.

И на месте поруганья, где безбожник храм крушил,

Слышно тихое рыданье чистой ангельской души.

И в мороз, и в дождь, и в слякоть, все грядущие года

Будет бедный Ангел плакать, вплоть до Страшного суда.

В 1661 году построенное из дерева поселение дотла сгорело от частых в ту пору пожаров. В 1664 году Суджа становится сотенным городом. Известно, что в нем были четыре деревянные церкви. [1. стр.76] Одна из них – соборная.

В копии Российского Государственного архива древних актов (РГАДА), который хранится в Суджанском краеведческом музее, мы читаем: « В 1665 году по челобитной, подписанной от всех горожан Марком Бученко и Кондратом Ивановым с товарищами, в Судже было разрешено строить соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с пределами во имя святого и праведного Алексея человека Божия и Николы Чудотворца. Строительство было благословлено митрополитом Сарским и Подонским Павлом и поручено протопопу Ерофею Иванову. Однако из-за отсутствия денег сооружение соборной церкви было завершено только к 1667 году ». [2]

Значит, соборная церковь была ровесницей городу!

До 50 годов XX столетия красавец храм возвышался в центре Суджи. Потом на том месте решили построить районный Дом культуры. Стройматериалов не хватало, с обор разобрали на кирпич, который и использовали на эти цели

Противоречивые чувства охватывают, когда сегодня стоишь у Суджанского Дома культуры, у разрозненных церквей или мест, где стояли храмы. И как трудно не согласится с лермонтовским: «Как храм оставленный – все храм, кумир поверженный – все бог». Эта фраза стихотворения великого поэта означает, что бывших храмов нет и быть не может, а без прошлого нет будущего…

2.2. Суджанская Иоанно-Предтечевская пустынь.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога .

(Из стихотворения Н. Гумилева).

В записках о городе Судже и его уезде, сообщается: « Построена эта пустынь в конце X VII столетия с благословенного разрешения преосвященного Авраамия, митрополита Белгородского. Время основания нужно относить между 1685 и 1692 годами. Строителем пустыни был иеромонах Антоний Бенза. Как церковь, так и необходимые для иноческой жизни помещения были деревянные. Главный придел в храме был во имя Св. Иоанна Предтечи. Земельные угодья и материальные пожертвования для устройства были изысканы подполковником Сумского полка Семёном Кновою ». [8. стр. 89]

Небольшая монастырская церковь стояла примерно до 1933 года, службы здесь шли по великим праздникам, прихожанами её были жители части Махновки и деревни Фанасеевки. Все строения монастыря, конечно, разобрали. В наши дни в этих местах находятся обломки кирпичей, печных изразцов с рисунками, известковой обмазки. В 1999 году на месте бывшего монастыря установлен православный крест, памятное место освящено митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием. 7 июля 2016 года состоялся крестный ход из церкви во имя пророка Предтечи и Крестителя Иоанна в с. Махновка на место, где располагалась Иоанно- Предтечевская пустынь.

2.3. Предтеченский храм села Махновка.

В России все сначала не впервые начинать –

Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,

Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота.

После крови, после страха вырастала красота.

Часовня на месте упраздненного Предтеченского монастыря была приписана к этой церкви. [13]

В приходе имелась церковно – приходская школа, учрежденная в 1884 году. В ней в 1916 году обучались 94 мальчика и 40 девочек. В храме была большая церковная библиотека духовной и классической литературы, которой пользовались все желающие. [14]

После принятия в 1918 году декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Предтеченская церковь оставалась действующей.

Предтеченский храм пережил немало страшных событий. Согласно декрету ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» в 1922 году из храма были изъяты две серебряные ризы малого размера. [15] По состоянию на 11 марта 1930 г. по документам административного отдела Льговского окрисполкома церковь числилась в списке закрытых. [16] В годы истребления веры в Бога с храма сбросили колокола, один утопили в реке Суджа. Малую часть церковных святостей и икон местные жители успели спрятать по домам. В 1934 г. здание бездействующей церкви за 5600 рублей купил колхоз «Завет Ильича» Махновского сельсовета. Здание колхозом было переоборудовано, в нем располагались молокоприёмный пункт, зернохранилище. А по решению президиума облисполкома Предтеченская церковь была закрыта 7 июля 1935 года для использования под клуб. [17] Во время оккупации Суджанского района в период Великой Отечественной войны группа верующих заняла переоборудованное здание храма под молитвенный дом. [18] Служба в храме велась до 1950 года. А 20 июля 1950 г. решением облисполкома за № 697 помещение вновь было изъято у церковной общины и возвращено колхозу «Завет Ильича». [19] В последующие годы богослужения в церкви не возобновлялись.

Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. № 566 церковь во имя пророка Иоанна Предтечи поставлена на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.

2.4. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гоголевка.

Все святые радуются с нами,

Если видят покаянные дела.

Храмы и монастыри, как знамя,

Станут воскресением села…

Будет жизнь здесь Богом разрастаться,

Над крестами слушать благовест.

Посмотри, как купола стремятся

К облакам на высоту небес. А.Елисов.

а) История нашего села.

… Нет точной даты появления поселения, вероятно, история Гоголевки начиналась примерно в одно время с возникновением города Суджи. В заметках о городе Судже и его уезда говорится, что ко времени преобразования Суджи из слободы в город в 1664 году здесь поселились выходцы из украинского села Гоголев.[21. стр.71]

Беженцы, привлекаемые свободными землями и угодьями, селились в городе и его окрестностях. Так, новый хутор обосновался в шести верстах от Суджи, первые поселенцы назвали его – как и родное село Гоголев. На новом месте бывшие украинские крестьяне также испытывали нужду. В поисках заработок мужчины уходили в казаки – на месте Казачьей Локни стояла казацкая застава, старики, женщины и дети занимались земледельем.

В описании Курского наместничества 1784 года сказано: «Гоголевское, сельцо. Капитана Николая Осипова сына Антонова. При доме его 9 душ. Малороссийских 23 двора, 86 душ. Всего 23 двора, 95 душ… селением лежит при речке Алешенке, по течению оной в правой стороне, которая вышла от хутора Самойлова. Протяжение имеет на две версты, а от большой из Сум в Суджу дороги в правой же стороне в одной версте. Во оном хуторе ево, Антонова, дом деревянный, в коем жительствует он сам. А на речке Алешенке две мельницы, каждая на двух мучных поставах. Лес стоит от селения в версте на буеракистом месте, принадлежит ему ж, Антонову». [22. лист 42 – 43]

Разрасталось поселение медленно – через два столетия с года его основания численность не превышала и трехсот человек. По статистическим данным за 1892 год здесь проживало 172 мужчины и 126 женщин.[23. стр. 212]

При составлении летописи нашего села гоголевцы вспомнили об очерке украинского писателя И. Цюпы, в нём есть строка: « В стороне автотрассы, идущей из Киева на Чернигов – Ленинград, раскинулось старинное Русское село Оглав или Гоголев». Местные жители хранят интересную легенду о «посещении» села защитника угнетеннокого народа – украинским поэтом и художником Тарасом Шевченко. Направляясь под надзором жандармов в Петербург, он увидел во время правила удобное селение с хатёнками под соломенными крышами, и лишь один дом выделялся крытой железной крышей ». [24. стр.3] Позднее впечатления автор изложил в поэме «Сотник».

Духовная и бытовая культура местного населения Гоголевки схожа с традициями казаков. Похожи народный костюм, общее корни у песенной культуры и речи, обрядов. До наших дней дошли элементы украинской кухни: борщ, бабка, вареники с ливером, окрошка по особому рецепту – эти блюда, утверждают уроженцы села, правильно готовят только в Гоголевке. А несколько семей нашего села сегодня носят фамилию Гоголевы, Гоголь. Правда, сохранять гоголевцам подлинную культуру села в наше время трудно – коренных жителей остаётся всё меньше, а семьи, приезжие из разных мест области, регионов России и республик, живут по своим традициям. В настоящее время культура села смешанная – в ней соединилось украинская казачья, южно – русская, украинская, белорусская.

«Благочестивые наши предки не могли жить без храма

он был так же необходим для души народа,

как дом и пища для его телесного существования»

Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии освятили в нашем селе в 1894 году. С 1896 по 1905 г.г. в храме служил с вященник Александр Азбукин. [27]

В соответствии списка населенных мест Российской империи по Курской губернии, в 1863 году в селе Гоголевка проживало 358 жителей в 34 дворах, в то время как в с. Ивановка (Рубанщина) проживало 257 жителей в 32 дворах.[28 с. 134] И, возможно, рост численности населения в селе Гоголевка мог также послужить основанием для закладки каменного храма и, организации самостоятельного прихода.

Многие гоголевцы сегодня сожалеют, что в своё время не расспросили подробно у дедов и бабушек об истории церкви, её активных жертвователях и прихожанах, благодаря заботам которых это место благоухало и вызывало чувство восхищения. Известно, что красавицу- церковь окружал чудесный сад, здесь росли цветы всех оттенков, словом, центр села выглядел украшено в любое время года.

Церковно-приходские школы для многих крестьян тогда были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения.

В 1908 году на средства церковного старосты К.Ф.Тахтамирова в Гоголевке было построено собственное здание школы. К 1916 году в ней обучалось 30 девочек. Основными дисциплинами было письмо, арифметика, чтение, духовное пение, закон Божий, география и история. В дополнительные дисциплины входило рукоделие, рисование цветоводство. [32] При участии купца К. Ф. Тахтамирова в селе строится и больница.

Начало XX века время расцвета села Гоголевка.

По архивным документам к приходу Рождество – Богородичной церкви в 1898 году относились: с Гоголевка, деревня Ивановка (Рубанщина), хутор Олешня. Прихожан было 550 мужчин и 540 женщин. [34]

Длились спокойные времена недолго. Процесс разрушения церквей, колоколов, икон коснулся и храма Приснодевы Марии. 23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К церкви стали относится как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс. В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие церкви стали закрываться, другие бездействовали. Рождество – Богородичную церковь постигла участь многих русских храмов. В результате массовой атеистической пропаганды среди сельского населения Гоголевки стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия стали утрачивать свое значение. В годы гонений за веру сельскую церковь разграбили и разрушили, изгнали верующих, колокола были сняты и переплавлены, а здание приспособили под несовместимые с его предназначением цели. С 1933 года церковь считается бездействующей. После образования в селе коллективного хозяйства она использовалась под склад, ветшала и рушилась без должного ухода. В ней располагался зерносклад колхоза «Красный коммунар». [36]

В июне 1937 году собрание колхозников колхоза «Красный коммунар» Гоголевского сельского совета выступило с ходатайством о переоборудовании здания храма под колхозный клуб (Дом соцкультуры). Ходатайство подписали 231 колхозник с. Гоголевки и хутора Олешни. [37]

15 июля 1937 года президиум Курского облисполкома принял решение о закрытии Рождество – Богородичной церкви и передаче здания для переоборудования под колхозный клуб. [38]

По состоянию на 1 октября 1948 года Богородицкая церковь села Гоголевка занесена в список недействующих церковных зданий. [39]

В соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25.10.1990г. зарегистрирован православный Рождественско – Богородицкий приход Курской епархии Русской Православной церкви (Московский патриархат) в с. Гоголевка (18 сентября1996 г. № 226).

Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. № 566 церковь во имя Рождества Богородицы поставлена на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.

Заброшенный вид церкви, когда – то нарядный внутри и снаружи, конечно сегодня вызывает сочувствие у местных жителей. Горько наблюдать, как пагубно отражается на ней время, ведь церковь имя Рождества Богородицы на селе всегда была местом, где не только совершались богослужения. В храме получали благословление, каялись в грехах и вспоминали об умерших. Духовные беседы и проповеди способствовали нравственному воспитанию прихожан. В храме хранились исторические и национальные святыни. Поэтому когда исчезают храмы, наносится урон не только самой православной церкви, но и культуре нашего народа, его многовековым национальным традициям.

в) Результат исследования.

Проанализировав воспоминания местных жителей, изучив архивные и исторические материалы, пришли к выводам:

Село Гоголевка более 120 лет назад было богатейшее село, сердцем которого был храм, как это было во все времена. В результате репрессивной политики Советской власти по отношению к Русской Православной Церкви храм был закрыт, а затем стал разрушаться. Лишившись «своего сердца» и село стало медленно, потихоньку умирать.

Если мы хотим в o зродить своё село, то начинать надо именно с возрождения его духовно-исторической памяти. Ведь на Руси в любой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Хочется привлечь одноклассников к изучению истории храмов и монастыря Суджанского края.

Планируется организация волонтёрской работы по уходу за храмом Рождества Пресвятой Богородицы и территорией вокруг него. Ведь зданию уже более 100 лет, но оно стоит, и не просто стоит, оно живёт. Возможно люди, строившие эту церковь, видели в ней своё спасение, поэтому, несмотря на дожди, сырость, недоброе отношение к ней в прошлые годы, церковь выстояла, постепенно восстанавливается и, быть может, пройдёт несколько лет, и она снова обретёт прежнюю красоту и величие и зазвенит колокольным звоном над нашим селом.

Не только своими средствами помогали люди, но и своими руками расчищали храм от мусора, таскали кирпичи и прочее. Только так можно привить нам любовь к своему краю, ист o рии своего народа, своим национальным традициям, воспитать добродетели, сформировать новые ценностные ориентиры.

Хочется верить, чт o процесс созидания, особенно православного храма, объединит, сплотит людей, сделает наших o дн o сельчан духовно богаче и приобщит их и их семьи к православным ценностям, присущим любому русскому человеку. Ведь, когда в селе есть храм, у жителей есть вера в будущее.

Пусть еще один храм будет в o сстановлен на Курской земле, вновь зазвенят колокола церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы и эта святыня не будет утрачена для п o томков.

Но сколько еще десятилетий понадобится для того, чтобы зарубцевались раны мрачного прошлого, чтобы возродился этот малый д o м Пресвятой Богородицы и многие другие храмы? Ведь «плачущих» храмов в Курской глубинке намного больше, чем счастлив o избежавших обезображивания или уже почти возрожденных церквей.

В процессе исследования нами впервые были собраны сведения об утраченных навсегда святынях Суджанского края.

Были обработаны архивные документы.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1) История наших Суджанских храмов, обителей – эт o история родног o края. А знание истории малой родины помогает нам лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, к o т o рые связаны со святынями, где происходили с o бытия, повлиявшие на дальнейшую жизнь наших предков. Никогда уже не предадим эти зап o ведные для души уголки родного края, не нанесём им вреда, не поднимется рука их уничтожить.

4) Восстанавливая малоизвестные факты появления храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы на селе, его духовного и культурного значения в жизни села и людей, и зная имена односельчан, которые сегодня с большим трудом восстанавливают порушенный храм, мы учимся понимать связь времён, чувствуем преемственность поколений, ощущаем свою причастность к историческим событиям.

5) Любовь к Родине невозможна без любви к родине малой – нашему Курскому краю, без знания его истории, культуры, развития. Поэтому данная работа — дань уважения и Суджанскому краю, и нашему родному селу Гоголевка.

В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В Суджанском крае возвращено к жизни 8 храмов, возрождается монастырь. Но сколько еще их, к сожалению, o стались в глубине веков и в памяти уходящего п o коления. Поэтому так необходимо с o брать и с o хранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

И если наши старания принесли кому-то свет знаний, значит, мы работали не зря.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа, своей культуры.

Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о разрушении или закрытии храмов, святынь, хранящих мн o говековую святость и судьбы многих пок o лений людей. Важно, наверное, другое: вера должна быть в душе каждого человека, а д o бро – главной частью жизни.

В нашем суетном мире лишь Церковь осталась оплотом истинной, неискаженной духовности. И если человек поймет, что духовный опыт Церкви не только сокровища прошедшего столетия, но прежде всего рука, протянутая не из прошлого, а вечного к нему, значит, свершилось чудо: Христос тихо постучал в его душу.

[1] – Из книги Цапенко П.М. По западным землям – Курским и Белгородским. Город Суджа и ее окрестности – М.: Искусство, 1976;

[2] – РГАДА фонд 210. опись 12, часть 2. дело 504. лист 46.

[3]- там же дело 662. лист 29.

[4] – там же дело 823. лист 168.

[5] – Из справочной книги о церквях, приходах и притчах Курской епархии за 1908 г. – Курск. 1909 г.;

[7] – Курский Свято – Троицкий женский монастырь. Указ. соч.

[12] – фонд 483.опись 1. дело41. лист 156

[13]- там же. лист 157, 159об.

[15] – фонд Р- 323. опись 1. дело378. лист 175об. Дело691. лист 164

[22] – из книги А.Н.Зубова Топографическое описание Курского наместничества по минувшей 3-й и нынешней 4-й ревизии. Сочинено тщанием сея правителем господином Зубовым в 1784 году//фонд 846, опись 16, дело18 800. Том 2, часть 6: Суджанская округа;

[23] – из книги «Распределение помещичьих имений по волостям временно обязанных крестьян» // труды Курского Губернского статистического комитета. Выпуск 1.Курск. 1863 г.;

[25] – фонд 33.опись 2. дело 61. лист 119.

[26]- Список лиц коим принадлежит содержание за 1895 г.// Курские епархиальные ведомости 1896, № 2.

[27]- фонд 483.опись1. дело 41. лист 56.

[29] Щеголева Е. Православный храм. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002г.;

[33]-из книги Е.В.Холодовой Усадьбы Курской губернии: Ист.– архитектурные очерки. Курск, 1997 г.;

[35] – из Справочной книги о церквах, приходах и притчах Курской епархии за 1908 год. – Курск, 1909 г.;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ЗАКОНЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ:

Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г.;

Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» 1922 г.;

Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25.10.1990;

Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях » от 26.09.1997 г.;

Постановление губернатора Курской области от 30.10.1998 г. № 566 об охране памятников культовой архитектуры регионального значения.

Фонды Государственного архива Курской области:

АРХИВНЫЕ ФОНДЫ И ФОТОМАТЕРИАЛЫ

СУДЖАНСКОГО РАЙОННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ:

д) (копии) Зубов А.Н. Топографическое описание Курского наместничества по минувшей 3-й и нынешней 4-й ревизии. Сочинено тщанием сея правителем господином Зубовым в 1784 году. Т. 2, часть 6: Суджанская округа;

е) Памятная книжка Курской Губернии на 1894 год.- Курск. Типография Курского Губернского правления. 1894;

ж) (копии) РГАДА фонд 210. опись 12, часть 2;

Елисов А.В.На святой земле.- Н.Новгород:Изд. автора,2012, 124 с.;

Лермонтов М.Ю. отрывок из с тихотворения «Расстались мы, но твой портрет…»- М.: Правда, Собр. сочинений в 4 т., 1969, том 1, с. 272;

Справочная книга о церквях, приходах и притчах Курской епархии за 1908 г. – Курск. 1909;

Холодова Е.В.Усадьбы Курской губернии: Ист.– архитектурные очерки. Курск, 1997;

Гумилёв Н. С. отрывок из с тихотворения «Фра Беато Анджелико».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *