что можно увидеть в храме
Как устроен православный храм?
Православные храмы. Маленькие и большие. Из камня и дерева. Каждый — со своей архитектурой и образом. А насколько храмы отличаются внутри? И что их объединяет? Рассказываем и показываем все самое главное: как устроен православный храм!
Что должно быть в храме
Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит — это часовня.
Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме — это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.
Например, иконы в храме — это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.
То же самое — крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.
К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы — в Русской православной Церкви, — но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.
Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.
Алтарь в храме и Престол
Как мы уже сказали, престол — это единственная, на самом деле обязательная часть для храма, поскольку ради Престола и вокруг него храм возводится. Освященный престол сам по себе делает помещение храмом. В месте, где Престол, человек сам по себе должен радоваться и трепетать — в памяти о бескрайней Любви Божией и земном Его пути.
В первые века христианства престолом служили гробницы с мощами и останками святых или мучеников. Сейчас эта традиция сохранилась, но видоизменилась: в алтарях церквей стоят не гробы, но все равно престол должен быть освящен правящим архиереем и иметь ковчежец с частицей мощей какого-либо святого. Только в таком случае на Престоле может совершаться Литургия!
Наличие Престола подразумевает, что есть и алтарь — святая святых любого храма. В алтарь по традиции могут заходить только служители храма, либо — по благословению настоятеля.
Патриаршее богослужение. фото: patriarchia.ru
Иконостас в храме
Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон — храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он — естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни — например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.
Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».
На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью. Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом.
Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях — если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.
Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами — то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, главные Церковные Праздники, Спаситель, Божия Матерь…
Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su
Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой — не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и — Общим действом для всей Общины.
В храме может быть несколько алтарей
Если размеры храма позволяют, то в нем стараются сделать два или три алтаря, но в принципе их может быть сколько угодно (например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади — 11 алтарей и Престолов).
Зачем нужно несколько алтарей?
Причин две. Одна — сугубо каноническая. По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а значит и в одном алтаре) может служиться только одна Литургия. В крупные праздники Литургия в одном храме может служиться и дважды и даже трижды (например, на Пасху). Для таких случаев и проектируется несколько алтарей.
Подмосковная Зосимова пустынь в Рассудово. Главный храм. В кадре видны центральный алтарь и чуть дальше — еще один.
Вторая причина: «идейная» и она как бы «добавляется» к канонической. Например, у основателя храма, города или монастыря, где храм воздвигнут, могут быть особо чтимые святые или праздники. Алтари освящаются в память о них, и в соответствующие праздники там служится литургия.
Разумеется, количество алтарей продумывается на стадии проекта.
Иконы в храме
Икона с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете
Православный храм нельзя представить себе без икон. Даже самый бедный сельский храм старается их иметь в достатке — пусть даже в «распечатанном» виде.
Иконы — то есть написанные по особым правилам образа святых и Церковных праздников — присутствуют в храмах в следующих видах:
Икона Праздника на аналое. Фото: blagoslovenie.su
Крестильня, баптистерий
Где-то крестильня размещается отдельно от храма, но где-то является его частью — например, маленькой комнатой у задней стены. В крестильне, как можно понять, совершается таинство крещения и размещается большая купель.
В некоторых храмах в баптистерии во время богослужений сидят мамы с детьми — чтобы те своим плачем не мешали ходу богослужения. Это нормальная практика.
Клирос, что это?
Клирос в храме — это место для хора. Чаще всего он располагается сбоку в передней части — возле иконостаса сбоку. В некоторых храмах — у задней стены напротив иконостаса (например, на балконе сверху).
Все клиросы объединяет, пожалуй, одно: поющих стараются сделать незаметными для прихожан — чтобы ни те, ни другие не отвлекались. Например, если клирос в храме расположен перед иконостасом, он отделяется перегородкой. А если хор поет на балконе у «задней стены», то его и так не видно.
Хор во время патриаршего богослужения. Фото: patriarchia.ru
Свечной ящик в храме, а это что такое?
Располагается или у входа, или в заднем углу. Там не только можно взять свечи или подать записочку, но и получить совет о работе храма, времени богослужений и т.д.
В некоторых храмах свечные ящики перестают работать в самые сокровенные моменты служб: например, во время шестопсалмия на вечернем богослужении, или на Литургии во время Евхаристического канона.
А вот, что еще можно увидеть в храме, или какие особенности могут иметь те или иные церкви:
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Что есть что в церкви?
Архитектурно-историческая шпаргалка
Храм внутри
Проход к алтарю — это символическая улица града Небесного. Поэтому пол в церквях выкладывают полированными мраморными плитами, узорчатой плиткой или мозаикой, формирующей геометрические узоры.
Сначала прихожане входят в притвор. Название «притвор» (от «притворять», «приделывать», «пристраивать») дали этой части храма по той причине, что в какой-то момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью. Также эту часть называют трапезной, так как в дни больших церковных праздников или поминовения усопших в ней устраивали обеды для нищих.
По христианским правилам, притвор должен быть отделен от средней части храма стеной с тремя вратами. При этом средние врата оформляют спускающимися и сужающимися арками как знак того, что «тесны врата и узок путь верующих в жизнь вечную». Но сейчас это правило редко соблюдают.
Когда притворов не существовало, кающиеся стояли на паперти. Сейчас в притворе могут находиться грешники и некрещеные, а также обычно ставят свечной ящик — прилавок для продажи свечей и заказа треб.
Средняя часть храма, «корабль», символизирует все земное пространство, освященное Богом. Она простирается до алтаря — возвышенного жертвенника (от alta aru), так как традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Также алтарь символизирует и первый храм — Сионскую горницу.
Среднюю часть от алтаря отделяет иконостас. Вдоль него проходит солея — небольшое возвышение в продолжение алтарного. Солею еще называют внешним престолом (в отличие от внутреннего, скрытого в алтарной части). Это возвышение может иметь несколько ступеней, и это символически показывает, что алтарь не оканчивается иконостасом, а выходит к людям. Это символизирует, что для молящихся в средней части храма совершается то же, что в алтаре.
В центре солеи находится небольшой полукруглый выступ. Это амвон (от греческого «восхожу»), с которого священник произносит проповедь. Амвон таким образом символизирует одновременно гору, с которой проповедовал Христос, и камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа. На престоле внутри алтаря совершают таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне причащают верующих.
По бокам солеи устраивают огороженные места для певцов и чтецов — клиросы (от названия певчих-священников «клирошане», то есть из числа клира). В церкви устраивают два клироса, так как некоторые церковные песнопения поют попеременно два хора. Певцы и чтецы в церкви символизируют Ангелов, воспевающих хвалу Богу. А в некоторых храмах для певцов устраивают хоры — балкон или лоджию.
Рядом с клиросами ставят хоругви — иконы, написанные на материи и прикрепленные к длинным древкам. По сути это знамена, символизирующие победу христианства над язычниками. Хоругви используют во время крестных ходов.
В средней части кафедральных соборов также находится помост для епископа или архиерейский амвон — возвышенная квадратная площадка, на которой архиерей облачается и совершает некоторые части богослужений. Так символически изображают пребывание Сына Божия во плоти среди людей.
В центре храма постоянно стоит аналой (или налой) — высокий четырехгранный столик (подставка) со скошенной доской сверху. Аналой используют во время исповеди, венчания и других служб. Все остальное время на аналое лежит икона святого или праздника, празднуемого в данный день.
Нередко в храме можно увидеть образ Голгофы — большой деревянный крест с распятым Христом. Нижний конец креста крепится на подставке в виде каменной горки с изображением черепа и костей прародителя Адама. По правую сторону от распятия ставят образ Богоматери, по левую сторону — образ Иоанна Богослова или Марии Магдалины. По своим размерам Голгофа может достигать роста человека.
А у северной стены обычно ставят стол с кануном (каноном) — мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Рядом с ним служат панихиды по усопшим.
В некоторых церквях можно увидеть раку — архитектурно оформленную часть здания или ларец, посвященную какому-либо событию, лицу, или содержащую Святые мощи.
Для освещения храма, помимо оконных проемов, используют только паникадило (большой светильник со множеством ламп) и поликандила (светильники меньших размеров), а у большинства икон в храме зажигают лампады — наполненные маслом светильники. Первые лампады христиане использовали для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь гонений, совершали богослужения. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму неверия.
Что мы видим в храме?
Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Благостно, радостно и спокойно в храме. Лики Господа и Божьей Матери, святых угодников Божиих смотрят на нас с икон. Тепло и тихо горят свечи. Все в храме благоукрашено, всё настроено на молитву – общение с Богом.
Что мы видим, когда заходим в православный храм? Давайте вспомним вместе.
Иконы
Первое, на что каждый обратить внимание – это множество икон. В церкви много-много святых образов с изображением Господа нашего Иисуса Христа, Матери Божией, ангелов и святых угодников.
Верующие люди молятся перед ними, ставят свечи. И, конечно же, мы молимся не иконе, а Господу или святому, изображенному на святой иконе.
Во времена жизни Спасителя на земле произошло событие, которое усилило и укрепило иконопочитание.
Князь и правитель сирийского города Едессы тяжело страдал проказой. Услышав что, Иисус Христос исцеляет людей от всякой немощи одним лишь словом, князь направил к нему своего гонца. Гонца звали Анания, он был живописцем. В письме Авгарь просил Иисуса приехать в его город. А на случай отказа попросил Ананию написать лик Спасителя и привезти ему. Анания пришел в Иудею, передал письмо, и встал на камень, чтобы изобразить лик Иисуса. Но как он ни старался, ничего не получалось. Вскоре Христос подозвал Ананию к себе и вручил ответное письмо, где хвалил Авгаря и указывал причину, по которой не может приехать к нему в город. Затем попросил принести ему воду и полотенце. Христос умылся. Отер свое лицо полотенцем и подал Анании. На полотенце чудесно изобразился лик Христа. И назван этот образ Нерукотворным.
Когда князь Авгарь получил полотенце, то с верой и благоговением поцеловал лик Христа и сразу почувствовал облегчение. Совершенное исцеление от проказы случилось по крещении Авгаря и всего его семейства вместе с поданными апостолом Фаддеем.
На иконах мы также видим святых Божьих угодников. Святые – это люди, которые очень любили Господа и всей своей жизнью старались угодить ему. Можно сказать, что святые – это друзья Бога. Их сердце ещё при земной жизни было исполнено благодати. И сейчас, будучи с Господом на небесах, они молятся о нас Богу и помогают всем нам, живущим на земле.
Ближе всего из святых к Богу, конечно же, Его Пречистая Матерь. И в церкви можно увидеть множество икон Пресвятой Богородицы. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Бог много нам прощает и во многом помогает.
Некоторые иконы изображают какие-то события. Например, есть икона Рождества Христова. На ней изображено событие, как родился Иисус Христос. Есть иконы, где показано, как Христос помогает людям.
В каждом храме обязательно есть икона, которая называется храмовой. На ней изображен святой или событие, в честь которого построен этот храм.
Свечи
К сердечной молитве в церкви располагает множество горящих свечей. У входа в храм в церковной лавке люди покупают свечи. Потом тихо, с благоговением подходят к иконам и ставят их перед ними. Горящая свеча перед иконой символизирует нашу молитву к Богу, Его святым угодникам.
Алтарь
Самое святое место в храме – алтарь. В него могут входить только священнослужители и их помощники во время службы. Мы можем увидеть алтарь, когда открываются царские врата.
В алтаре находится престол. На этом особенном столе лежит Святое Евангелие и Крест, а также Дарохранительница. Дарохранительница представляет собой небольшой ящичек, обычно в форме маленькой церкви. В ней хранится причастие для больных, которые по своей немощи не могут посетить храм и приобщиться Святых Христовых Таин.
Также на престоле есть шелковый платок со священным изображением Иисуса Христа, полагаемого во гроб. Это Антиминс. На другой стороне Антиминса находится частица мощей какого-нибудь святого. Невозможно совершение Божественной литургии без Антиминса.
Когда будете в храме, обязательно присмотритесь внимательнее: что еще мы видим в храме?
Рай на земле
Храм – это дом Божий, кусочек рая на земле. Христианину дорого это место. Ведь именно здесь мы можем так близко почувствовать Бога, Его величие и благость.
Господь любит людей. А мы, люди, также должны любить Всемилостивого Бога. Одним из проявлений этой человеческой любви является благоукрашение храмов, храмоздание – строительство церквей. Господь всегда милостив к тем людям, которые заботятся о Его доме на земле.
Самоотверженными трудами и жертвами многих христиан строились церкви на русской земле. От чистого сердца шли пожертвования, не покладая рук люди трудились. И над деревнями, селами, городами золотыми куполами сияли и сияют множество храмов и монастырей.
Как устроен православный храм внутри?
В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри.
Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.
| ||||||||||
| |||||||||
| ||||||||
| |||||||
| ||||||
| |||||
| ||||
|
Престол в алтарной части храма |
За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.
Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов.
|
Росписи на стенах |
|