что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

В Ново-Иерусалимском монастыре сделаны уникальные археологические открытия

Москва, 19 ноября 2009 г.

В подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре сделаны уникальные археологические открытия. «При раскопках найдены следы человеческой жизнедеятельности на территории монастыря за три тысячи лет», — сообщил ИТАР-ТАСС наместник обители игумен Феофилакт.

«Археологи нашли керамические изделия, которые относятся еще к бронзовому веку — сделанные за 800 лет до Рождества Христова, а также предметы начала нашей эры, после Рождества Христова», — рассказал игумен. Среди них есть украшения XI века.

Множество археологических находок относится непосредственно к истории монастыря: с XVII по XIX века. «По ним мы можем составить представление, например, какие были в монастыре керамические печи, какая использовалась посуда», — отметил игумен. Среди предметов средних веков — пушечные ядра, серебряный клад, монеты. «Есть даже золотая монета XV века, которую чеканил венгерский король. Это была не обиходная монета, а подарочная: ее дарил царь очень близким людям», — пояснил собеседник.

«Было обнаружено каменное дно пруда, который был сделан во времена Патриарха Никона в XVII веке и выстлан глиной толщиной полметра, — продолжил он свой рассказ. — Рядом раскопаны остатки зимнего и летнего дворцов Патриарха Никона, где при нем еще была деревянная церковь в честь Трех святителей. К следующему веку относится монастырская булыжная мостовая, царский дворец, а также подсобные постройки, которые несколько раз горели на протяжении XVIII века. Многократно встречаются обугленные остатки столбов». Более поздние находки относятся к XIX веку. Обнаружены следы построек «как начала XIX века, так и его завершения — были найдены постройки, где используется цемент».

«Все это — очень интересные факты, которые приоткрывают облик монастыря и дают богатейший научный материал», — сказал игумен. По его словам, «сейчас в Новый Иерусалим приезжают ученые, археологи, самые именитые, которые поражаются этим находкам».

«Все исследования продолжаются. Только с учетом всех материалов, выводов ученых можно будет правильно разработать концепцию восстановления монастыря и произвести сами работы». Пока «наружные археологические работы в связи с погодными условиями не ведутся, но внутри собора они будут продолжаться весь зимний период», — добавил отец Феофилакт.

Работы в монастыре ведут около 10 научно-исследовательских организаций разных направлений. Кроме археологов, исследованиями занимаются историки, архивисты, геологи.

Руководитель Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря первый вице-премьер Виктор Зубков выразил надежду, что обитель будет полностью восстановлена в запланированные сроки — к концу 2016 года. Святейший Патриарх Кирилл считает важным соблюсти разумный баланс. Важно «не обилие золота», а «реально восстановить памятник, который был ярким выражением нашей национальной культуры и духовности», — сказал он.

Источник

Загадки Ново-Иерусалимской обители

Официально об окончании реставрации Ново-Иерусалимского монастыря объявили в 2017 году. Что интересного в ходе работ нашли археологи?

Лето – прекрасное время для путешествий и открытий. Пандемия нарушила планы тех, кого влекут заморские страны, но одновременно открыла новые горизонты внутреннего туризма. Да, у нас есть что посмотреть, а главное – есть много мест, где всё, кажется, дышит историей.

В 2017 году завершилась комплексная научная реставрация Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Напомним, в 2008 году по инициативе патриарха Алексия второго был создан Благотворительный фонд по восстановлению обители, с 2009 приступили к реставрации. Работы продолжались почти 10 лет. Подчеркнём, что это был не ремонт, а именно реставрация, а значит, и большая исследовательская работа.

Для проведения археологических исследований, охраны культурного слоя и скрытых под землей руин, Российская академия наук создала Ново-Иерусалимскую экспедицию Института археологии. За время проведения реставрации были изучены археологические объекты на всей территории монастыря и в прилегающих зонах на огромной площади, достигающей 24 000 кв.м.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

В составе ансамбля монастыря появилось до 40 новых, ранее неизвестных или считавшихся утраченными, объектов XVII-XVIII веков. За время работы экспедиции наши корреспонденты не раз встречались с ее руководителем, доктором исторических наук, членом-корреспондентом РАН Леонидом Беляевым. О некоторых интересных находках и хотелось бы сегодня вам рассказать.

Итак, представьте, что вы стоите лицом к главному входу на территорию монастыря. По правую руку – северный склон холма, на котором расположена обитель. Вот здесь и была сделана уникальная, с точки зрения археологии, находка, – горны для обжига керамических изразцов 17 века, т.е периода строительства монастыря при патриархе Никоне. Они оказались как бы врезаны в холм и практически полностью сохранились.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Леонид Андреевич Беляев рассказал, что именно здесь ученые смогли впервые увидеть полный процесс обжига того времени, все детали, элементы и саму архитектуру горнов.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Сохранились две подземные печи, над ними — камеры с соплами, через которые горячий воздух поднимался наверх. Обнаружили археологи и сохранившийся так называемый печной припас.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Это маленькие глиняные фигурки, которые помогали древним гончарам уставлять изразцы так, чтобы они после подсушки на солнце не деформировались. «Здесь обжигали красноглиняные довольно крупные декоративные архитектурные формы. Последняя партия изразцов не была выгружена из сооружения, и на одной из колонок археологи обнаружили дату, записанную древнерусскими буквами.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Обозначают они 1690 год.», – рассказал нам Леонид Андреевич. Это значит, что работы по обжигу изразцов велись здесь и после смерти патриарха Никона.

Среди десятков видов продукции, обнаруженной в горнах, внимание учёных привлекли крупные формы, складывающиеся в архитектурные ансамбли. Подобные мотивы встречаются в изразцовом убранстве монастыря, но по словам начальника камеральной лаборатории Ново-Иерусалимской экспедиции Ольги Глазуновой, именно такой композиции в монастырском ансамбле нет. Предполагается, что это фрагменты изразцового иконостаса, который так и не был установлен.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Найденные изразцы прошли только первый обжиг. Все они имеют цвет красной глины, и следов поливы на них нет, но на самом горне она прекрасно сохранилась в виде разноцветных пятен.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Напомним, что именно здесь, в мастерских патриарха Никона, впервые на Руси мастера стали делать полихромные, то есть многоцветные изразцы, их мы можем увидеть в убранстве Ново-Иерусалимского монастыря и сегодня.

Ещё одна уникальная находка археологов – керамическая икона, образ Господа Иисуса Христа. Нашли её в 2012 году во рве, среди обломков бракованных изразцов, недалеко от входа на территорию монастыря. Обнаружили икону, конечно, тоже не в целом состоянии, пришлось собирать и склеивать из осколков. Эксперт Ольга Глазунова рассказала, что уже на воссозданном специалистами изображении можно увидеть трещину, которая идёт через лик Спасителя.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Причём с одной стороны трещина уже, с другой – шире. «Можно предположить, что изразец начал коробиться при обжиге, поэтому и обнаружили мы эту икону среди бракованных изразцов».

Икона, выполненная в изразцовой технике, датируется 17 веком, уникальность её в том, что в то время на территории России практически не было керамических икон.

22 ноября 2018 года в Комплексе Трапезных палат Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря открылась экспозиция, посвящённая истории и археологии в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Особое место в экспозиции занимает специально разработанный археологический макет, на котором подробно представлены основные формы рельефа Нового Иерусалима и его здания, а также обозначены главные зоны археологических раскопок и наблюдений, которые велись в ходе реставрационных работ в 2009-2017 гг. Восемь особенно интересных участков раскопок воссозданы по чертежам и представлены на макете отдельно.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Второй зал посвящён истории воссоздания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В зале представлены материалы об истории возрождения святой обители и проведенных в последние годы реставрационных работах, часть из которых поражает своей сложностью и уникальностью.

Ну а я буду и дальше рассказывать вам об интересных моментах реставрации обители. Поверьте, рассказать есть о чём.

При подготовке статьи использованы материалы из архива ТРК «Истра».

Источник

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

1. Воскресенский собор

Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

2. Скит Патриарха Никона

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.

3. Силоамская купель

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.

4. Гефсиманский сад

Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.

5. Башни монастыря

Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…

6. Иордан

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.

Дорога

Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.

От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.

Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.

Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.

Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.

Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин

Источник

Припасы садового горна

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

«Зделана плошка»

Как известно, государственный музей-заповедник «Новый Иерусалим» полностью покинул территорию обители в 2014 году, переехав в специально для него возведенное здание неподалеку. Но история Нового Иерусалима как объекта церковного наследия столь богата и разнопланова, что монастырю, конечно, нужен собственный выставочный комплекс — хотя бы потому, что не каждый паломник захочет специально идти в государственный музей (да и выходных дней распорядок работы последнего не лишен). Первоначально монастырский музей собирались открыть в Трапезных палатах близ церкви Рождества Христова у западной крепостной стены. Но первыми музеефицированы Солодовы палаты, примыкающие к северо-восточному пряслу. Это не случайно: сделанные прямо под их крышей находки поистине уникальны, а некоторые даже сенсационны.

«До передачи монастырского ансамбля Церкви здесь располагался музей, перед тем — бани, — рассказывает сотрудник Ново-Иерусалимской экспедиции Ольга Глазунова. — Первоначально же это производственное помещение. Как можно понять из названия, тут сушили солод, а позднее располагалась кузница».

Но главные археологические находки были связаны не с квасным и даже не с кузнечным производством. Прежде ученым уже был известен прецедент размещения гончарного горна в солодовой сушильне — в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре2. Но результаты раскопок в Солодовых палатах Нового Иерусалима превзошли все ожидания. В бывшей гончарной мастерской обнаружены остатки двух производственных печей и двух горнов для обжига изразцов.

«Пока мы точно не знаем, когда появились эти горны, — продолжает Глазунова. — Скорее всего, гончарная мастерская на этом месте была оборудована еще до сооружения Солодовых палат. По крайней мере в стратификации четко прослеживается след пожара, а под ним — еще один мощный слой изразцов. Вообще здесь, в условиях закрытого помещения, прекрасно сохранился культурный слой. Мы обнаружили и керамику дьяковской культуры, и каменные и бронзовые орудия с древних городищ. Ведь люди селились тут, на высоком берегу реки Истры, задолго до возведения Ново-Иерусалимского монастыря.

А по-настоящему царский подарок ученым преподнесла обжигательная камера третьего из обнаруженных в Новом Иерусалиме изразцовых горнов — в северном саду за крепостной стеной. Там сохранилась последняя закладка — ряды стоящих на ребре или рельефом вниз обожженных изразцов без поливы (поверхностного слоя декоративной глазури), причем на некоторых славянской буквицей оттиснута дата «1690» — год завершения строительства монастыря».

«Богатейший же ансамбль так называемого печного припаса — глиняных приспособлений для обжига — вообще единственный обнаруженный на территории России, — говорит начальник Ново-Иерусалимской экспедиции Леонид Беляев. — Мы, конечно, знали, что рассекатели пламени и распределители жара «помогали» мастерам обжигать изразцы в рабочем пламени, но только теоретически — по документам и по литературным источникам. Теперь же мы наглядно видим, каким образом работал этот древний вспомогательный инструментарий — треугольные пирамидальные клинышки, рогатые подставки, свежие примазки глины».

Даже небольшую долю представленного в экспозиции печного припаса, форм для изразцов, высоких глиняных мисок для варки эмали можно рассматривать часами. Вот на одном из предметов — оставленное безвестным мастером граффити «зделана… плошка». Возможно, автор так своеобразно отметил завершение очередной партии. Увы, до нас этот артефакт дошел уже разбитым.

Западноевропейские заимствования

Поситителя выставки найденные в ходе археологических раскопок Нового Иерусалима изразцы поражают обилием декоративных форм, стилей и расцветок. А вот специалисты этому не удивляются. Ведь Патриарх Никон приглашал лучших современных ему мастеров, поэтому тут четко усматриваются изделия московской и белорусской школ, итальянские ­заимствования и даже подражания так называемому рейнскому каменному товару. «Дело в том, что в Германии издавна и с присущим немцам упорством пытались делать китайский фарфор, — объясняет Ольга Глазунова. — Но получилось у них в итоге нечто среднее между фарфором и керамикой — вещество, названное рейнским каменным товаром и использовавшееся для изготовления кувшинов, кружек и бутылок. Как мы теперь знаем, в Новом Иерусалиме тоже занимались его производством».

На протяжении нескольких поколений изразцовые мастерские Нового Иерусалима оставались передовой лабораторией, в которой искали новые оптимальные решения для развития этого ремесла. Несколько замысловатых историй с местными мастерами случилось позднее, при Петре I. Модернизировались изразцовые горны в этот период благодаря стараниям двух плененных в ходе Полтавской битвы шведских мастеров, специально направленных в Новый Иерусалим. История донесла до нас их имена: одного звали Ян Флейнер (позднее он работал на 1-м Московском изразцовом заводе Гребенщикова), второго — Кристиан.

«А вот тут, видимо, до мастеров никак не могли довести, чего хочет государь, — предполагает Глазунова возле остатков странного рельефного изразца. — Возможно, Петр, желая обогатить местное производство голландскими изразцовыцми традициями, пытался объяснить, что изделия должны получаться плоскими. Но с местной технологией рельефного изразца это никак не сочеталось. Тогда мастер решил исполнить высочайшее повеление на свой манер: сделал плоскую пластину, а на нее… налепил рельефные фигурки!»

Чернильница и «Евангелие» для святой воды

Конечно, в Солодовых палатах выставлены не только изразцы. Сделанные экспедицией находки в обширном монастырском каре и на прилегающей территории столь разнообразны, что заслуживают отдельного упоминания. В экспозиции — обширные коллекции рыболовных грузил, масляных светильников елизаветинского времени, швейных принадлежностей, стеклянных евлогий, сосудов-водолейчиков, нательных крестиков и гребешков для чесания бород.

«Как вы думаете, что это такое? — спрашивает Глазунова возле странного круглого предмета с массивным ободом. — Чернильница никоновской эпохи! У нее двойные стенки: в центр наливали чернила, а в периферийные отверстия вставляли гусиные перья. Похожие изделия — только в более современном исполнении — еще в прошлом веке можно было встретить на почте. Легко представить себе такой предмет общего пользования стоящим где-нибудь на монастырском дворе… Вот фрагмент 500-пудового Воскресенского благовестника с элементом барочной рельефной иконы «Сошествие во ад» — фрагмент отливки конца 1650-х годов, считавшейся полностью утраченной. Видите керамический предмет, внешне напоминающий Евангелие, но с узким горлышком? Это шуточная фляжка в откровенно западноевропейской традиции. На Руси такие раньше не встречались. Нашли ее в скиту Пат­риарха Никона. В нанесенной еще явно до обжига надписи-аббревиатуре можно прочитать буквы ПННÏ. Уж не самого ли Патриарха Никона вещь?»

И, наконец, венец керамического собрания — беспрецедентные по российским меркам крупные иконы Пантократора и Распятия, найденные в отвале уже с трещинами. «Ров был полностью засыпан керамическим браком XVII столетия, — комментирует Глазунова. — Меж тем даже по европейским меркам это уникальные святыни. На Руси они известны в редчайших случаях, в XVI веке их делали только иноземцы. Сейчас подобное можно встретить в основном в храмах и музеях Италии».

Форму организации выставочного пространства Солодовых палат еще предстоит обрести. Пока из-за продолжающихся в монастыре масштабных работ попасть сюда можно лишь по предварительному согласию строителей и с благословения наместника. Интерьеры же самого помещения столь миниатюрны, что посещать экспозицию даже в отдаленной перспективе, видимо, разрешат только организованным группам экскурсантов. В ближайших планах археологов — составление этикеток (поясняющих надписей) и разработка плана размещения экспозиции. Организовать проход публики в стенах палат и при этом обеспечить сохранность экспонатов — задача не из легких!

Со временем археологические находки Нового Иерусалима обязательно станут достоянием общественности. И, конечно, послужат дополнительной и очень красивой иллюстрацией непростой и драматической, но столь богатой истории этой замечательной подмосковной обители.

1 О работах подробнее см.: «Светися, Новый Иерусалиме!» (ЖМП. 2012. № 7) и «Новый Иерусалим: вперед, к хорошо забытому прошлому» («Храмоздатель». 2013. № 1 (2)).

2 Беляев Л.А., Глазунова О.Н. Изразцовые горны Ново-Иерусалимского монастыря (вторая половина XVII — начало XVIII в.) // Краткие сообщения Института археологии. М., 2015. Вып. 237.

Леонид Беляев, руководитель отдела Московской Руси Института археологии РАН: «Новый Иерусалим — ключевой памятник общеевропейской христианской культуры»

За семь лет работы экспедиции заново написана история ключевой для русской культуры обители, где в XVII в. возникла единственная полноразмерная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Древности монастыря приобрели новое качество, их можно рассматривать как эталонный историко-археологический контекст начала Нового времени, они дают возможность подробно изучить раннюю индустрию, развитие вкусов и бытового комфорта, сдвиги в иконографии. Лабораторные исследования богатейших материалов только разворачиваются, но наука уже получила возможность оценить «проект» Патриарха Никона как решительный шаг по культурному сближению, сопоставимый с деяниями Петра I и сделавший Новый Иерусалим частью общей духовной атмосферы Европы. Монастырь на глазах превращается в ключевой памятник уже не только русской, но общеевропейской христианской культуры, демонстрирующий особую, московскую, версию механизма культурной трансформации России в его зрелой форме.

Источник

Ново-Иерусалимский монастырь: как евангельская история ожила в Подмосковье

+ кликабельная карта и материалы для распечатки

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Сегодня нам трудно понять, почему в принципе возникла такая задумка — построить под Москвой «копию Святой Земли». Но мы живем в другом мире, где можно открыть Интернет и, не вставая с дивана, в деталях рассмотреть любую достопримечательность. А если этого недостаточно, то, в конце концов, можно сесть в самолет и просто слетать в нужное место, чтобы потрогать все собственными руками.

У людей XVII века не было ни фотографий, ни даже достоверных картин Палестины. Как выглядела земля, по которой ходил Спаситель, они могли разве что догадываться. Привезенный на Русь деревянный макет храма Гроба Господня считался невероятной ценностью, ведь он позволял хоть как-то прикоснуться к евангельской истории.

Отсюда и возникла идея создать своего рода «икону на местности».

Если обычная икона стремится запечатлеть святых подвижников Церкви, то Воскресенский монастырь на реке Истре задумывался как средство запечатлеть почти недосягаемую для русского человека семнадцатого столетия Святую Землю. Подобной «иконой» должен был стать не только сам монастырский комплекс, но и окрестности. Близлежащие холмы получили названия Елеонского и Фаворского, населенным пунктам вокруг также дали евангельские названия. По изначальной задумке Русская Палестина должна была стать сложной системой объектов, находящихся подчас в десятках километров друг от друга.

Кликните на метки, чтобы прочесть описания объектов

Конечно, строители не пытались сделать точную копию Святой Земли: во‑первых, это было невозможно технически, а, во‑вторых (и это, пожалуй, более важно) они стремились создать именно икону с ее глубоким символизмом, а не максимально реалистичную картину. Поэтому если в Израиле от Иерусалима до горы Фавор нужно проехать 147 километров, то в Подмосковье достаточно неспешным шагом пройти всего полтора.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыреСтроить монастырь начали в 1656 году по личному распоряжению Патриарха Никона. Новый Иерусалим был его любимым детищем, Никон видел его будущей резиденцией Патриархов — недалеко от царской столицы, Москвы, но все-таки чуть в стороне, чтобы еще раз подчеркнуть: Церковь и светская власть близки, у них много общих задач, но все-таки существуют они параллельно и смешиваться не должны.

Идея обители нравилась и царю Алексею Михайловичу, тем более что время для подобного проекта было выбрано не случайно. Московское царство вновь возрождалось после Смуты начала XVII века, позади остались гражданская война, иностранная интервенция и годы разрухи. Страна вновь пыталась осмыслить себя, найти свое место в мире. Москва была столицей самого большого и влиятельного православного государства в мире, а потому и Московское царство видело свою главную миссию в защите православного мира. Политические цели в то время не отделялись от целей духовных, и здесь, невдалеке от Москвы, на берегу реки Истры, царь и Патриарх видели место для новой духовной столицы не только русского, но и мирового Православия.

Увы, Ново-Иерусалимский монастырь ждала в итоге непростая судьба, так же как непростой оказалась и судьба его основателя. Стремясь улучшить церковную жизнь, исправить церковные книги и богослужебные традиции, Патриарх Никон действовал слишком резко, а порой даже жестко. Результатом этого стал страшный церковный раскол XVII века, последствия которого не изжиты по сию пору. Сам Никон попал в опалу к царю и был отстранен от Патриаршества решением Большого московского собора. Довести до конца идею Нового Иерусалима он так и не успел, хотя строительство обители продолжалось и после низложения ее основателя.

что нашли в воскресенском новоиерусалимском монастыре

Кликните, чтобы рассмотреть подробнее

Помимо своей необычной символики монастырь интересен еще и уникальным архитектурным стилем. Московское барокко — это очень короткий период в истории русского искусства, когда западные веяния конца XVII века уже проникли на Русь, но скорые петровские реформы еще не смели старомосковских традиций: Запад и Восток причудливо сочетались друг с другом. Впрочем, писать об этом бесполезно, это нужно только видеть.

В XX веке, в годы войны, монастырь был практически разрушен — варварская попытка уничтожить его стала отдельным пунктом обвинения на Нюрнбергском трибунале. Долгие годы Новый Иерусалим сохранялся трудами энтузиастов и сотрудников организованного здесь музея. Но осуществить его реставрацию удалось только в XXI веке. Сегодня возродилась и монашеская жизнь обители, были построены новые корпуса для музея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *