что нового в обучении по охране труда
Новый порядок обучения и проверки знаний охраны труда: взамен Постановления 1/29
Новый Порядок обучения охране труда должен вступить в силу не позднее 1 сентября 2021 года. Именно до этой даты Правительство РФ «продлило жизнь» Постановлению Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 г. № 1/29 в рамках действия «регуляторной гильотины».
Ведомства обязаны принять новый нормативный акт, а не просто отменить или изменить существующий документ — п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467.
Минтруд России официально опубликовал в начале марта 2021 года проект Постановления Правительства с новым Порядком, для прохождения общественного обсуждения и экспертизы. Рассмотрим, что планирует изменить норморайтер в сфере обучения и проверки знаний в области охраны труда.
Переход от «списочного» обучения к подготовке «по рискам»
Проверку знаний требований охраны труда проходят все работники в соответствии со ст. 214 ТК РФ. Порядок 1/29 определяет объем подготовки в этой сфере согласно профессии или занимаемой должности.
В новом документе содержание обучения охране труда зависит не от трудовой функции работника, а от результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР) на каждом рабочем месте.
Изменения в программах обучения
Работодатель разрабатывает и утверждает Программы подготовки персонала в области охраны труда на основании анализа результатов ОПР и СОУТ — п. 4 проекта Порядка (далее ПП). Обучение охране труда, работник проходит на предприятии (внутрикорпоративное обучение) или в учебном центре.
Программы обучения ОТ (п. 6 ПП):
Общие вопросы охраны труда.
Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных, опасных производственных факторов.
Деятельность при рисках травмирования сотрудника, установленных ОПР.
Программа 1 — обязательный элемент подготовки для всех сотрудников. Направления 2 и 3 включают в курс обучения рядового работника при наличии на его рабочем месте рисков травмирования, опасных и вредных производственных факторов.
Руководители организации, филиалов, производственных служб, уполномоченные по ОТ профсоюзов проходят обучение Программам 1, 2, 3 в полном объеме.
Программа 4 предназначена для подготовки персонала, занятого в деятельности повышенной опасности:
назначенных приказом лиц, ответственных за организацию, безопасное выполнение и контроль таких работ;
исполнителей работ повышенной опасности;
Перечень работ повышенной опасности приведен в Приложении 1 к ПП, но руководитель предприятия имеет право дополнить его другими видами деятельности.
Перечни работников, подлежащих обучению или освобожденных от него
Работодатель, с учетом результатов СОУТ и ОПР, составляет и утверждает:
Перечень работников, подлежащих обучению охране труда. Список содержит информацию по каждому сотруднику в части номера рабочего места по СОУТ и (или) ОПР, Программ обучения, стажировки, объема инструктажей.
Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию работ повышенной опасности.
Перечень работников, освобожденных от обучения охране труда. Работодатель имеет право не проводить подготовку по Программам 2 и 3 руководителей и специалистов непроизводственных отделов, если их деятельность связана только с эксплуатацией офисной техники. Список обязательно согласуют с профсоюзом.
Перечень работников, проходящих стажировку по ОТ. Работодатель включает в список персонал рабочих профессий и специалистов, связанных с работами повышенной опасности.
Перечень работников, освобожденных от повторного инструктажа по ОТ. Список утверждают с учетом мнения профсоюза.
Работодатель организует мониторинг наличия или возможного появления профессиональных рисков на рабочих местах. Он обязан, при выявлении не учтенных вредных и опасных факторов, пересмотреть Перечни и провести обучение сотрудника соответствующей Программе. Например, при несчастном случае с работником из списка 3 или 5, работодатель должен будет пересмотреть все списки и скорректировать графики подготовки по ОТ.
Минимальный объем работников с подготовкой в Учебном центре
Норморайтер исключил из ПП перечень профессий и должностей, обладатели которых проходят обязательное обучение охране труда в образовательной организации. Вместо него введено понятие «минимального объема работников для подготовки во внешних обучающих центрах» (п. 28, Приложение 2 к ПП).
Руководители организации, филиалов, члены комиссий по проверке знаний по-прежнему проходят обучение в специализированных организациях.
Минимальное количество сотрудников для внешней подготовки зависит:
от численности организации,
Работодатель имеет право направлять на внешнее обучение любое количество сотрудников, но не меньше минимального объема по Приложению 2 к ПП.
Минтруд России будет формировать и вести Реестр обучающих организаций и Реестр обученных лиц.
Новый вид обучения: применение СИЗ
Проект изменений в раздел Х ТК РФ содержит требование об обязательном обучении работников использованию средств индивидуальной защиты. В ПП этот вид подготовки оформлен как отдельная категория.
Работодатель может включить обучение пользованию СИЗ в Программы 2 и 3, или оформить как самостоятельную Программу, продолжительностью не менее 16 часов.
Сроки и периодичность обучения. Трудоемкость Программ
Норморайтер уточнил сроки первичного обучения ОТ для индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд. Они обязаны пройти подготовку до приема в штат хотя бы одного сотрудника (п. 52 ПП).
Работодатель самостоятельно устанавливает сроки первичного обучения ОТ для вновь принятых или переведенных на другую должность работников, но они не могут составлять более шести месяцев (в Порядке 1/29 — месяц). Спорный момент, поскольку до проверки знаний сотрудники получают уменьшенную зарплату.
Периодическое обучение проходят в сроки:
руководители, специалисты, индивидуальные предприниматели — не реже раза в 3 года;
рабочие, инструкторы по обучению первой помощи пострадавшим — 1 раз в год.
Законодатель указал в ПП конкретные требования к Программам обучения — смотрите таблицу.
Трудоемкость, не менее часов
Общие вопросы охраны труда (1)
Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных, опасных производственных факторов (2)
Деятельность при рисках травмирования сотрудника, установленных ОПР (3)
Работы повышенной опасности, с дополнительными требованиями к подготовке персонала (4)
В соответствии с требованиями соответствующих Норм и Правил
Обучение применению СИЗ
Самостоятельно или в составе Программ 2 либо 3
Оказание первой помощи пострадавшим
Самостоятельно или в составе Программ 2 либо 3
Если работник проходит обучение по нескольким Программам ОТ, то их продолжительность суммируется. Автор ПП разрешает сокращать общую трудоемкость до 40 часов при одновременной подготовке по направлениям 1,2,3. Обучение Программе 4, применению СИЗ, оказанию первой помощи пострадавшим проходит сверх объема часов, затрачиваемых на другие Программы.
Подготовка проходит с отрывом от производства и сопровождается проверкой знаний. Работодатель может создать для этих целей соответствующие комиссии, в том числе, Единую комиссию для работников, обученных по Программам 1-4 в полном объеме. Логично, что члены этого коллегиального органа также проходят подготовку по всем направлениям.
Работнику достаточно получить удовлетворительную оценку при проверке знаний, чтобы получить доступ к работе.
Результаты обучения охране труда, проведения инструктажей можно оформлять в электронном виде, с использованием ЭЦП. С одной стороны, это упрощает жизнь работодателю. Руководитель снимает с себя ответственность за понимание работником требований безопасности — достаточно получить ЭЦП как свидетельство ознакомления. С другой стороны, законодатель фактически закрепил «поверхностный» подход к инструктажам.
Обучение ОТ на микро и малых предприятиях
ПП разрешает проводить обучение ОТ на предприятиях численностью от 2 до 50 чел. только в виде инструктажей. При этом вводный и первичный инструктаж на рабочем месте можно совместить.
Требования к минимальному количеству обученных в учебных центрах сотрудников для малых и микро-предприятий сохраняется — не менее 1-3 чел.
Что может сделать работодатель до вступления в силу нового Порядка проверки знаний по ОТ?
Документ вступит в силу до 1 сентября 2021 года. Законодатель установил, что выданные ранее удостоверения об обучении продолжают действовать, как и аккредитация образовательных организаций. Так что неприятных сюрпризов Порядок не принесет. Вместе с тем, уже сейчас организациям следует подготовиться к изменениям подходов к обучению:
Провести или актуализировать Оценку профессиональных рисков. Это должен быть пригодный для работы документ, а не «отписка» для ГТИ.
Повысить квалификацию специалистов по охране труда или уполномоченных работников. Индивидуальный подход к разработке Перечней работников требует большей компетентности, чем составление графиков обучения согласно списку профессий.
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года
zagandesign / Depositphotos.com |
Обеспечение работникам безопасных условий труда является, наряду со своевременной выплатой заработной платы, одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно корректируется. Так, например, с 1 апреля действуют новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и новый порядок проведения таких медосмотров (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н). С 1 сентября применяется новый профстандарт «Специалист в области охраны труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н). Летом текущего года были утверждены новая форма и порядок подачи декларации соответствия труда государственным нормативным требованиям охраны труда – такие декларации, напомним, подаются работодателями в территориальные инспекции труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а также рабочих мест, условия труда на которых по результатам измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными иди допустимыми. Применяться новые форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра таких деклараций начнут с 1 марта следующего года (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н).
С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией «Гарант», заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.
Обязанности работодателей и работников
Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.
Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях. С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз. 6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).
Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст. 221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).
Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда. «Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают. Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки. Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ», – пояснил Иван Шкловец.
Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.
После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец. В связи с этим руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.
Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.
Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н). Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда. Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209, ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.
Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.
Производственный травматизм и профессиональные заболевания
С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.
Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.
Новые права работодателей в сфере охраны труда
В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:
Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.
Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.
Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.
Что изменится в порядке обучения по охране труда после отмены 1/29: подробные объяснения эксперта
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Новый Порядок обучения по охране труда должен вступить в силу с 1 марта 2022 года. Действующее на сегодня Постановление Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 прекратит свое действие. В статье мы рассказали, что изменится в процедуре подготовки работников в рамках «регуляторной гильотины» и перехода на риск-ориентированное управление охраной труда.
Скачайте полезную подсказку для специалистов по охране труда:
Проект нового порядка обучения по охране труда: обзор документа
C 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция Х раздела ТК, знаменующая собой переход от реагирования на произошедшие аварии и профзаболевания к раннему выявлению предпосылок к ним и превентивным мерам.
Минтруд, стараясь успеть к этой дате подготовить новый Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, опубликовал на официальном портале проектов нормативных правовых актов свое видение этого важнейшего документа. Ознакомиться с этапами обсуждения проекта можно по ссылке ID проекта 02/07/01-21/00112477.
Планируется, что с 1 марта 2022 года действующее Постановление Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 утратит свою силу, прослужив более 18 лет. Учитывая важность принятия нового порядка для обеспечения охраны труда работающего населения и национальной безопасности в целом, утверждение нового Порядка передано Правительству Российской Федерации. Ранее утверждением Порядка № 1/29 совместно занимались Минобразования и Минтруд России.
Краткий обзор истории разработки нового порядка обучения по охране труда
20 января 2021 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов разместили проект с идентификационным обозначением (ID проекта) 02/07/01-21/00112477. Ответственным разработчиком от Минтруда России является Светлана Владимировна Белькова, начальник отдела стандартов безопасности труда Департамента условий и охраны труда.
Состав рабочей группы по разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций» был утвержден приказом № 173 от 30 марта 2021 года.
Состав рабочей группы по разработке проекта:
Ф.И.О. | Ведомство, организация |
Молебнов Георгий Владимирович | директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России (руководитель рабочей группы) |
Безюков Алексей Евгеньевич | заместитель главного технического инспектора труда Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» (по согласованию) |
Белькова Светлана Владимировна | начальник отдела нормативного регулирования в сфере охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России |
Захаров Павел Викторович | директор по охране труда и промышленной безопасности «Группа НЛМК» (по согласованию) |
Инюцын Михаил Сергеевич | референт Департамента условий и охраны труда Минтруда России |
Кондратьева Ольга Евгеньевна | заведующая кафедрой инженерной экологии и охраны труда ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (по согласованию) |
Лысак Алена Петровна | директор Департамента обучения |
ООО «Смарта» (по согласованию) | |
Прохоров Виктор Сергеевич | главный специалист нормативного отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля |
ОАО «РЖД» (по согласованию) | |
Товстий Марина Алексеевна | коммерческий директор ООО «Белсэс» |
(по согласованию) | |
Трахин Артем Михайлович | руководитель экспертной группы промышленной безопасности и охраны труда Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ (по согласованию) |
Цирин Игорь Викторович | советник генерального директора |
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России | |
(по согласованию) |
Различные проекты нового порядка обучения на портале проектов НПА публиковали уже не один раз. Были попытки продвижения этого документа, но они не проходили на разных этапах процедуры публичных обсуждений, оценки регулирующего воздействия, поэтому снимались с публикации.
Важно! По состоянию на 15 сентября 2021 года проект 02/07/01-21/00112477 находится на этапе оценки регулирующего воздействия.
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) — это оценка социально-экономических последствий вводимого или введённого ранее государственного регулирования для возможности отклонения или отправления на доработку нормативных актов, дающих негативный эффект. ОРВ считается ядром регуляторной политики.
С учетом общественных обсуждений был сформирован новый релиз проекта от 20 августа 2021 года. С ним вы можете ознакомиться здесь >>>
Все мы с нетерпением ждем, чем закончится этап ОРВ, так как бизнес заинтересован в сокращении издержек, а государство – в качественной подготовке работников по охране труда, а следовательно, и в снижении уровня травматизма и профзаболеваемости.
Основные нововведения в порядке обучения по охране труда: что изменилось по сравнению с 1/29
Действующий на сегодняшний день Порядок обучения № 1/29 вступил в силу 5 марта 2003 года, спустя год после вступления в законную силу самой первой редакции Трудового кодекса Российской Федерации (1 февраля 2002 года). Таким образом, мы проработали по Порядку № 1/29 уже 18 лет.
Важность нового Порядка обучения трудно переоценить. От скрупулезного следования каждому пункту этого документа зависит, сможет ли теперь работодатель сам проводить обучение по охране труда для своих нужд, или придется отдать этот процесс учебному центру. Следовательно, затраты возрастут и ощутимо. Законодатели настолько сильно усложнили процедуру внутренней подготовки по охране труда, что начинаешь поневоле завидовать тем, кто сегодня ничего не делает для обучения, пребывая в счастливом неведении.
Давайте рассмотрим основные нововведения в порядке обучения, и за основу для этого возьмем редакцию проекта от 20 августа 2021 года. Если и эта редакция будет изменена, мы вам обязательно и своевременно сообщим и прокомментируем.
Сравнительная таблица по изменениям в порядке обучения работников с 1 марта 2022 года с комментариями эксперта
Скачать таблицу полностью в начале статьи >>
Как подготовиться к вступлению в силу нового Порядка проверки знаний по ОТ
✓ Также нужно составить Перечень профессий и должностей работников, подлежащих обучению. Это – основной документ, определяющий, кто должен обучаться в УЦ, кто может обучаться в организации работодателя при условии подачи уведомления и создания личного кабинета на портале Минтруда.
Перечень должен включать в себя следующую информацию:
✓ Уже сейчас вы можете попросить кадровиков сформировать в кадровом учете перечень всех должностей с указанием кода профессии (должности). Профессии рабочих начинаются на 1, а руководителей, специалистов, служащих – на 2. Перечень должностей должен содержать сведения не только о коде профессии, но еще и № карты СОУТ.
Напротив каждой должности нужно указать количество работников на рабочих местах по штатному расписанию. Поэтому срочно дружите с отделом кадров – нам без никуда. Укажите в Перечне наименования программ обучения работников по охране труда.
Лайфхак: все, у кого проставлен код ОКПДТР, начинающийся с 1, подлежит обязательному обучению оказанию первой помощи. Все, у кого в личных карточках указаны СИЗ 2 класса, в том числе очищающие и смывающие средства защиты кожи, должны проходить обучение применению СИЗ.
Таким образом вы уже сейчас сможете не только определить, сколько человек учить в УЦ, а сколько у себя, но и запланировать бюджет по охране труда на 2022 год с учетом вступления в силу нового порядка обучения.
✓ Придется переделывать журналы регистрации вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте. Но это самое легкое из всех изменений, которые нам предстоят.
✓ В свободное до марта время можно начать разработку программ инструктажей, стажировок и обучения по охране труда. Работа эта сложная, и провести ее в одиночку не под силу. Привлекайте для этого ведущих специалистов, руководителей структурных подразделений, но не самоустраняйтесь.
Новый порядок обучения – документ сложный, требующий вдумчивого изучения, долгого привыкания, но нужно отметить его четкую структурированность, отсутствие недосказанности, витиеватых поворотов от физики к лирике, то есть ко всему тому, к чему мы привыкли за эти долгие, но прекрасные 18 лет с прежним порядком обучения.