что нужно для обучения на юриста
10 высокооплачиваемых навыков юриста
10 высокооплачиваемых навыков юриста
Что нужно, чтобы стать успешным высокооплачиваемым профессионалом?
Как показали новейшие исследования, юристу необходимо прокачать в равной степени и hard skills, и soft skills.
Hard skills – это профессиональные знания и умения. Так, юрист получает профильные знания в вузе и приумножает их в процессе трудовой деятельности. К этой группе навыков можно отнести знание законодательства и умение применять его на практике, владение иностранными языками и т.п.
Soft skills, гибкие навыки, связаны с личностью самого человека, его индивидуальными качествами. К ним, в частности, относятся креативность, коммуникабельность, умение договариваться и пр.
Какие же навыки юриста сегодня наиболее востребованы и хорошо оплачиваются? Рассмотрим 10 наиболее важных по мнению работодателей и аналитиков.
1. Хорошие знания по основным отраслям права и правовым процедурам. Многие правовые вопросы регулируются нормами разных отраслей права. Это обязывает знать на должном уровне основы правового регулирования многих отраслей. Кроме того, важно знать «как система работает» – правила и процедуры документооборота и принятия решений в частных компаниях и госорганах. Отличная возможность приобрести такие знания – учебная практика.
2. Глубокие знания в определенной области юриспруденции. Эксперты в конкретной области всегда высоко ценятся. Особенно востребованы специалисты, например, по интеллектуальной собственности, информационному праву, санкционному законодательству и т.п.
3. Умение решать сложные задачи. Решение рутинных задач, в том числе юридических, все чаще поручается автоматизированным системам. По-настоящему ценится то, что может делать лишь человек: критическое мышление, способность учитывать множество факторов и принимать оптимальные решения в сложных ситуациях.
О важности такого мышления для успешного юриста читайте в интервью
4. Работа с большими объемами данных. Юрист имеет дело с огромным количеством сложной информации, в большинстве случаев написанной специфическим языком. Поэтому навыки отбора, проверки и анализа информации приобретают особую актуальность. Например, анализа позиций судов и госорганов в случаях, когда законодательство не содержит ответ на вопрос.
Подробнее о современных возможностях анализа судебной практики
5. Хорошее владение иностранным языком (прежде всего английским) – конкурентное преимущество и важное условие для достойной оплаты труда.
6. Ораторское искусство и навык публичных выступлений. Помимо выступлений в суде современный юрист выступает на конференциях, саммитах и т.п. Многие из них проводятся онлайн. Такие выступления требуют большей эмоциональности, они должны нравиться аудитории и сопровождаться качественной презентацией.
7. Навыки взаимодействия, умение работать в команде. Способность принимать и согласовывать разные точки зрения, достигая общего результата. Навыки координации деятельности различных специалистов и процессов.
8. Управление временем (time management). Эффективное выполнение конкретных задач и проектов: планирование, постановка целей, расстановка приоритетов, делегирование задач, умение работать в ограниченные сроки и т.д.
9. Умение вести переговоры – классический навык любого успешного юриста.
10. Хорошие навыки в сфере информационных технологий включают в себя электронное делопроизводство, работу с различными программными продуктами (офисные приложения, платформы для онлайн-конференций и т.п.), навык работы с отечественными и зарубежными справочными правовыми системами.
Профессия: юрист
Чем занимается специалист по интеллектуальному праву, в каких вузах учат на юриста и какие качества нужны, чтобы сделать карьеру в юриспруденции
Как я стала юристом
В 10 классе в моем лицее можно было выбрать специализацию по биологии, медицине, юриспруденции или журналистике. Биология с медициной меня не интересовали, так что я выбирала между журналистикой и юриспруденцией. В итоге по совету родителей я предпочла юридическое направление.
В профильном классе нам преподавали дополнительные предметы: логику, криминалистику, теорию государства и права. Учиться было очень интересно, ведь нас знакомили с самыми интересными аспектами профессии. Криминалистику, например, вёл настоящий следователь. Когда пришло время поступать в институт, я уже не сомневалась, что хочу стать именно юристом.
В то время, в конце 1990-хх, профессия юриста была на пике популярности — почти в каждом институте или университете открывались юридические факультеты. Однако я хотела учиться не где-нибудь, а на самом престижном юрфаке — в МГУ. Поступить туда самостоятельно в те годы было непросто: для проходного балла нужны были все «пятерки», и в первый год я не прошла по конкурсу.
Твёрдо настроившись поступить на следующий год, я устроилась работать секретарём в маленькую фирму, чтобы заработать на подготовительные курсы, а в свободное время занималась. Два месяца перед поступлением я вставала в 5 утра и садилась за учебники, а после работы шла на курсы, но снова не поступила.
К этому моменту я очень устала от интенсивной подготовки. К тому же, мне не хотелось терять ещё год. Я забрала документы из МГУ, отнесла их в приёмную комиссию Высшей Школы Экономики (у них только что появился юридический факультет) и с легкостью поступила с первого раза. Сейчас я считаю, что мне очень повезло: НИУ ВШЭ прекрасный вуз, где дают глубокие знания.
Учёба, работа и карьера
Я училась на вечернем отделении: мне не хотелось расставаться со взрослой самостоятельной жизнью и заработком. На первом курсе я устроилась помощником юриста, а к моменту окончания вуза уже несколько лет работала юристом. Таким образом, у меня было преимущество перед ровесниками, которые закончили дневное отделение и не имели практического опыта — а он очень важен в работе юриста.
Изначально я планировала специализироваться на гражданском праве, но к четвёртому курсу поняла, что хуже всего разбираюсь в налогах и финансах. Чтобы подтянуть этот раздел, я выбрала для специализации налоговую сферу и первое время после вуза работала в этом направлении. Позже я сменила специализацию и сейчас занимаюсь интеллектуальным правом в области информационных технологий. Это сравнительно новое, перспективное и, главное, очень интересное направление.
Специализацию я сменила случайно: пришла на работу в «Лабораторию Касперского», в контрактный департамент. Моей задачей была проверка договоров на предмет налоговых рисков. Мне очень понравилось работать в этой сфере, я заинтересовалась вопросами правового регулирования интеллектуальной собственности в IT и решила продолжить работу в этом направлении.
Из «Лаборатории Касперского» я перешла в компанию LinguaLeo – разработчика платформы по изучению английского языка. Там я пять лет проработала специалистом по интеллектуальной собственности. Сейчас я работаю в компании VisionLabs, она занимается технологиями распознавания лиц.
В чём заключается моя работа
В первую очередь я специалист по интеллектуальному праву. Компания создаёт программное обеспечение, которое защищено авторским правом. Я занимаюсь регистрацией этих программ в Роспатенте и получением патентов. У компании есть продукты, защищенные товарным знаком, и в мои обязанности входит регистрация этих товарных знаков. Я собираю документы, подаю их в регистрирующие органы, общаюсь с этими органами, получаю свидетельства.
Кроме того, я занимаюсь юридической экспертизой договоров, которые заключает компания. В основном это договоры продажи нашего программного обеспечения по лицензии. В мои обязанности входит проверить, всё ли правильно прописано в договоре. Если у меня возникают вопросы, я решаю их с юристом компании-покупателя, мы приходим к единому мнению, находим компромиссные формулировки. Наша цель — согласовать договор по всем пунктам, которые вызывают разногласия. После того как все противоречия разрешены, менеджер подписывает договор.
Также в мои обязанности входит претензионная деятельность и представление компании в суде, если до него дойдёт дело. Сфера защиты интеллектуальной собственности в нашей стране только развивается, недавно был создан суд по интеллектуальным правам, но дел в нём рассматривается пока немного. К тому же, нарушение авторских прав очень трудно задокументировать и доказать. Поэтому компании, работающие в сфере интеллектуальной собственности, предпочитают не доводить дело до суда. Обычно юрист компании предъявляет претензию нарушителю, после чего стороны договариваются о восстановлении прав и денежной компенсации. Если дело не доходит до суда и претензии удовлетворяется, это показатель хорошей работы юридической службы.
Бывают довольно курьёзные случаи нарушения авторских прав. Один из них произошёл, когда я работала в LinguaLeo. Основной игровой персонаж в обучающей программе компании — львёнок, его создали дизайнеры LinguaLeo, и он очень узнаваем. Однажды я увидела на полке магазина бутылку детского шампанского с нашим львёнком на этикетке. Я сообщила руководству, нашла компанию-нарушителя и предъявила им претензию. Переписка затянулась на несколько месяцев: они отказывались признавать вину и твердили, что их львёнок не имеет к нашему никакого отношения. Потом шампанское исчезло с прилавков, и вопрос отпал сам собой.
Будучи единственным юристом компании, я отвечаю за разрешение любых юридических вопросов. Занимаясь проведением совета директоров, оформляя продажи акций или регистрируя новые редакции устава компании, я выступаю как корпоративный юрист. Если возникает трудовой спор, например, сотрудник не согласен с условиями увольнения, я занимаюсь этим как специалист по трудовому праву. Быть единственным юристом в компании — это отличная практика. Никогда не знаешь, какие неожиданные и интересные задачи принесёт тебе новый день.
Где учат на юриста
Сегодня юридические факультеты есть во множестве вузов, но самыми престижными считаются МГУ, НИУ Высшая Школа Экономики, МГИМО и Московский государственный юридический университет (МГЮА).
Юридический факультет МГУ. Здесь готовят прекрасных юристов-теоретиков и хороших специалистов-практиков. Основных специализаций три: государственно-правовая, гражданско-правовая и уголовно-правовая. Специализацию выбирают на 4 курсе.
Юридический факультет НИУ ВШЭ. Бакалаврские программы включают общий курс юриспруденции с уклоном в правовое регулирование экономических отношений и курс «Юриспруденция: частное право», где готовят специалистов в области частного права и регулирования хозяйственного оборота.
Магистерские программы включают:
Отдельные программы магистратуры посвящены подготовке адвокатов по гражданским и уголовным делам, корпоративных юристов, юристов в правосудии и правоохранительной деятельности, а также в сфере совместного производства.
Международно-правовой факультет МГИМО. Здесь готовят юристов-международников, то есть специалистов по международному праву. На факультете есть кафедры международного частного и гражданского права, конституционного права, европейского права, адвокатуры, а также кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.
Московский государственный юридический университет (МГЮА). На бакалавриате преподают общий курс юриспруденции.
Два основных направления магистерских программ — государственное и муниципальное управление и юриспруденция. Здесь готовят юристов в области частного и корпоративного права, бизнес-юристов, прокуроров, магистров уголовного права и судопроизводства, юристов в сфере государственного управления, интеллектуальной собственности, медицинских юристов, судебных адвокатов.
Программы специалитета включают направления: судебная экспертиза, судебная и прокурорская деятельность, правовое обеспечение национальной безопасности.
Какие бывают юристы
Направления работы. Диплом юриста позволяет освоить множество профессий и специализаций. Основные направления деятельности: гражданское, уголовное, финансовое и международно-правовое.
Направления | Профессии |
---|---|
Гражданское право | Корпоративные юристы, юристы по семейному и интеллектуальному праву, адвокаты по гражданским делам, специалисты по заключению сделок и договоров, судебные юристы, специализирующиеся на защите интересов сторон в гражданском суде, юристы по делам о наследстве, нотариусы. |
Уголовное право | Следователи, судьи, прокуроры, адвокаты по уголовным делам, судебные эксперты, криминалисты. |
Финансовое право | Специалисты по налогам, банковскому, инвестиционному, арбитражному и таможенному праву, юристы в аудиторских компаниях и на производстве. |
Международное право | Юристы в международных компаниях, специалисты по регулированию внешнеэкономической деятельности. |
Востребованность. Профессия юриста появилась очень давно, и пока существует государство и его законы, вымирание ей не грозит. Граждане и компании, занимающиеся самой разной деятельностью, всегда будут нуждаться в консультациях по правовым вопросам и в защите своих прав.
Юрист нужен каждой компании, которая занимается коммерческой деятельностью. Если фирма не имеет возможности пригласить специалиста в штат, обычно она находит внештатного юридического консультанта, к которому обращается по мере необходимости.
Часто юрист начинает работу с государственной организации, где набирается опыта, чтобы потом уйти в «частный сектор».
Работа в коммерческой компании часто начинается с должности помощника юриста, как это было у меня. Бывает, что помощник юриста не занимается юридической деятельностью, но у него есть возможность наблюдать за работой профессионалов и набираться опыта.
Следующая ступень — юрист. Эту должность можно получить и сразу после вуза — всё зависит от компании, образования и опыта соискателя.
Особое место среди юристов занимает юрисконсульт — специалист, который консультирует по правовым вопросам других работников или учредителей организации. Должность юрисконсульта есть во многих крупных частных и государственных компаниях.
Пик карьеры юриста коммерческой компании — руководитель юридического отдела (департамента).
Наивысшее карьерное достижения для юриста — стать партнёром в крупной юридической фирме, то есть человеком, который не просто работает в юридической компании, но и владеет долей её акций.
График работы и зарплата
График работы. Обычно юристы работают по стандартному графику с 9:00 до 18:00 или с 10:00 до 19:00, но в силу характера работы часто задерживаются на службе.
Мой график работы несколько отличается от стандартного, потому что я работаю в IT-компании. Разработчики программ — люди творческие, они приходят на работу, когда выспятся, и работают, пока не уснут за компьютером. Соответственно корректируется и график всех остальных. Например, я часто прихожу на работу к 13:00, а ухожу около 21:00.
Зарплата. Чем больше опыта, тем больше юрист востребован, а значит, тем больше вариантов трудоустройства и больше зарплата.
Средний заработок юриста в Москве — от 50 до 80 тысяч рублей. Начальники юридического отдела и главные юрисконсульты получают в среднем 100–130 тысяч. Помощник юриста в среднем зарабатывает около 40 тысяч. Минимальная ставка специалиста с дипломом юриста начинается от 20 тысяч рублей и может достигать 250 тысяч и выше.
Какие знания и умения нужны юристу
1. Хорошее знание теоретической базы. Это, прежде всего, теория государства и права, конституционное и гражданское право, а также другие предметы, которые преподают в вузе. Без знания основных понятий, принципов и устройства правовой системы грамотным юристом не станешь.
2. Иностранный язык. Это позволяет претендовать на работу в компаниях, ведущих внешнеэкономическую деятельность, в совместных предприятиях, представительствах зарубежных фирм. Знание иностранного языка обязательно для юриста-международника.
3. Умение быстро соображать. В работе юриста очень часто возникают ситуации, когда надо быстро принять решение или найти убедительные аргументы для руководства, клиента, коллеги из фирмы-контрагента или судьи во время процесса.
4. Ораторские навыки. Юрист не должен бояться публичных выступлений: ему придётся выступать в суде, вести переговоры с партнёрами, общаться с руководством. Здесь очень пригодится умение ясно и чётко излагать суть дела, не мямлить и не теряться.
5. Грамотная письменная речь. Важно уметь связно излагать свои мысли на бумаге, не допускать грамматических и синтаксических ошибок, к месту использовать юридические термины, владеть деловым стилем письменной речи.
6. Умение логически мыслить. Для развития логического мышления рекомендуется решать логические и математические задачи и головоломки.
7. Коммуникабельность. Юрист должен располагать к себе, быть дружелюбным, находить общий язык с любым человеком, будь то сотрудники компании, начальник или клиент.
8. Терпение и уравновешенность. Во время работы постоянно приходится что-то требовать или доносить до разных людей свою точку зрения. Делать это нужно спокойно и вежливо.
9. Внимательность и педантичность. Юрист должен уметь проверить каждую букву в договоре, он обязан уделять внимание любым мелочам, знать основные правила и нормы в той сфере, где он специализируется, и строго требовать их соблюдения.
10. Любовь к бумажной работе. Юристу приходится очень много читать, изучать, составлять и оформлять документы, и без любви к этому занятию достичь успеха в этой профессии не получится.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
К чему готовиться студенту-юристу?
Ollyy / Shutterstock.com |
25 января отмечается День российского студенчества. В честь этого праздника практикующие юристы и адвокаты поделились с ГАРАНТ.РУ своими мнениями относительно текущего состояния юридического образования в России, а также перспектив выпускников, его получивших.
В юридическом образовании пытаются ужиться две противоположности – консерватизм и современность. Консервативный подход, по крайней мере, в теории права, в целом закономерен – у классического юридического образования богатая история. Так, римское право изучали в Болонском университете еще в XII веке, а, к примеру, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был основан в 1755 году и стал одним из первых в Московском университете.
Но с другой стороны, право регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются, а значит, оно вынуждено не отставать от современных тенденций и технологий. Это ему, впрочем, не всегда удается, как считают некоторые эксперты.
Именно по этой причине, надо полагать, мнения опрошенных юристов разделились – практически ни по одному вопросу, касающемуся образования, нет однозначной и четкой позиции. Хотя в этом можно найти и положительную сторону – абитуриенты, студенты и те, кто интересуется юридическим образованием, могут ознакомиться с несколькими мнениями и выработать собственное.
Проблемы юридического образования
Эксперты назвали целый ряд проблем, с которыми могут столкнуться студенты-юристы в вузах – к ним стоит быть заранее готовыми. Отмечается падение качества юридического образования, по сравнению в том числе с тем, каким оно было в СССР, снижение уровня преподавания, оторванность от современных реалий и технологий. При этом, отмечают практики, выпускники многих коммерческих учебных заведений покидают их с «корочками диплома», но без необходимых знаний. Предположительно, цель таких вузов – только получение от студентов платы за обучение.
Однако и крупные государственные вузы неидеальны. В них, в частности, можно обнаружить существенный недостаток практики.
Теория vs. практика
Владимир Постанюк |
Эксперты признают, что практики в юридических вузах недостаточно, но однозначного решения данной проблемы, как представляется, нет. В первую очередь из-за того, что перейти сразу к практике, не имея фундаментальных теоретических знаний, не получится. «Никакой практической подготовкой невозможно восполнить даже малейший теоретический пробел в знаниях», – отметил адвокат Владимир Постанюк.
В то же время, по словам коуча и тренера для юристов Юрия Зачека, упор на практику позволил бы облегчить жизнь молодым юристам и работодателям, поскольку как раз с развитием юридической науки сегодня дела обстоят намного лучше. Адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Дмитрий Егоров в связи с этим даже считает, что дисциплины по фундаментальным наукам – теория государства и права, философия, история государства и права должны быть сокращены в пользу как можно большего количества практических занятий, посещений судебных процессов, общения с практикующими юристами.
Виталий Субботин |
Не исключено, что это решило бы некоторые проблемы начинающих специалистов. Юристам, по словам руководителя направления «Право» Русской Школы Управления Виталия Субботина, сегодня не хватает практики составления документов, навыков ведения переговоров, медиации и выступления в судебном заседании, практических знаний по сбору и применению доказательств, управленческих навыков.
Правда, когда речь заходит о прохождении практики в рамках образовательного процесса, выявляется другая проблема. «А какова эта практика и какие требования выставлены для ее прохождения?», – поставил вопрос адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Сергей Романовский. Сегодня требования в данной области, по его словам, минимальны, ведь достаточно печати организации в дневнике прохождения практики, а это может быть печать любого юрлица или ИП, где якобы есть юридический отдел. И такой способ прохождения практики студенты используют часто. В связи с этим важно, считают эксперты, чтобы юридический факультет взаимодействовал с действующими юридическими компаниями, адвокатскими образованиями и госорганами, где студент действительно сможет получить практические навыки, а возможно и рассчитывать на дальнейшее трудоустройство.
В то же время отмечается, что формирование сознания юриста только на практических примерах также чревато проблемами. «Юрист, сформировавшийся исключительно или преимущественно на практике, превращается в робота, способного совершать определенные действия по заученным шаблонам», – заявил адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Евгений Семьянов. Он добавил, что исключительно практико-ориентированный подход в обучении юристов приводит к утрате уважения к юридическому сообществу со стороны общества и государства.
Баланс учебных дисциплин и методы обучения
Олег Головчанский |
Хороший юрист должен обладать глубокими знаниями и фундаментальных, и прикладных дисциплин – с этим согласно большинство профессионалов. «Как показывает практика, современный юридический рынок требует от молодого специалиста глубокого погружения в отдельные, специфические отрасли права и актуальные тенденции. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что на настоящий момент «прикладные» дисциплины становятся не менее важны, чем фундаментальные», – отметил ведущий юрист «Пепеляев Групп» Олег Головчанский.
Однако эксперты не рекомендуют студентам чрезмерно увлекаться слишком узкими направлениями практики. По словам Дмитрия Егорова, большой перекос в область конкретных, слишком узких специальностей при обучении может сыграть со студентами «злую шутку», если после окончания вуза выбранные направления окажутся невостребованными.
При этом учебные дисциплины, как обращают внимание юристы, не должны быть слишком оторваны от практики. «Нужна некая матрица для студентов, которая покажет, как та или иная учебная дисциплина применяется на практике, для чего она нужна юристу, клиентам, обществу. К примеру, где конкретно применяется налоговое право (юридические и аудиторские фирмы, налоговые отделы компаний, налоговые органы и т. д.)», – предположил Юрий Зачек.
К слову о теории, нередко в юридических вузах студентам дают представление о неких правовых идеалах, рассказывают, «как должно быть», в то время как на практике дела обстоят иначе. Эксперты отнеслись к этому явлению по-разному. «Такой подход является в корне неверным», – считает Дмитрий Егоров. По его словам, получается, что студенты сдают зачеты и экзамены по теоретическим дисциплинам, а на первой работе их просят «забыть все, чему учили в университете». В итоге, указал эксперт, выпускники на протяжении нескольких лет являются по сути лишь стажерами и помощниками юристов. Владимир Постанюк и Виталий Субботин, напротив, сочли такой подход правильным. Знание о том, «как должно быть», по их мнению, заложит представление о том, к чему нужно стремиться – юрист должен применять именно то, что прописано в законе. И в то же время, признали эксперты, без изучения реального положения вещей такие знания окажутся оторванными от действительности.
Юрий Зачек |
Поэтому, как отметил Юрий Зачек, уже начиная со 2-3 курса студентов должны готовить к тому, что система правосудия и правоохранительная система в современной России далеки от идеала. Чтобы реализовать такую идею, пояснил эксперт, нужно приглашать практикующих юристов и не пытаться «причесывать» реальность. «Ситуация, когда выпускники выходят с искаженным пониманием того, как работает право на практике, приводит к стрессу и дальнейшей ломке личности при столкновении с реальностью», – добавил он. Эксперт также выступил за введение обязательной психофизической подготовки будущих юристов для того, чтобы учить их работать с негативом, под давлением, в жестких временных рамках и в стрессовых ситуациях.
Опрошенные ГАРАНТ.РУ юристы также не пришли к единому мнению относительно того, насколько применимы новые форматы обучения к юридическому образованию. Например, такие, как case study (метод кейсов) или дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов. «Личный контакт профессора и студента не может быть заменен ничем, этот метод апробирован веками», – высказал мнение Владимир Постанюк. А Юрий Зачек и Дмитрий Егоров считают, что вузам, наоборот, следует не только экспериментировать с новыми форматами, но и активно внедрять их. «Все ведущие мировые вузы уже оцифровали свои программы, и их образование и дипломы уже можно получить, не отходя от экрана собственного компьютера. Границ больше не существует», – отметил первый. «Метод кейсов является весьма прогрессивной и интересной формой обучения, которая может совмещать в себе полученные теоретические знания с импровизированной практической ситуацией, тем самым постепенно готовить студентов к самостоятельному анализу юридических ситуаций и ведению практических дел», – добавил второй.
Сергей Романовский при этом обратил внимание на возможные риски новых форматов образования. Дистанционное обучение, по его мнению, стали выбирать студенты, проходящие обучение «для галочки» либо «потому что мама заставила». Поэтому, полагает адвокат, необходим тщательный контроль при сдаче зачетов и экзаменов по такой форме обучения.
В целом восприятие новых тенденций обучения и современных технологий, как представляется, зависит от конкретного вуза. «Существуют вузы, которые «идут в ногу со временем», а есть и такие, которые считают, что консервативное образование, как вино, со временем становится лишь более востребованным», – резюмировал Дмитрий Егоров.
Профессорско-преподавательский состав и учебная литература
По наблюдениям одних юристов, в вузах слишком много теоретиков, в том числе не способных качественно преподавать прикладные дисциплины, другие считают, что хороших теоретиков, наоборот, мало. В данном вопросе важен, скорее, разумный баланс, то есть профессорско-преподавательский состав вузов, как отметил Евгений Семьянов, должен быть разным. Причем практиков, по его мнению, не стоит допускать к чтению теоретических дисциплин, а вот практико-ориентированные дисциплины могут читать теоретики и практики совместно. Следует учесть, добавил Дмитрий Егоров, что знания привлекаемых к работе вузов практиков безусловно не должны быть поверхностными и полностью приобретенными за счет практических навыков.
«Что касается возрастного состава вузов, он должен обновляться. Это естественно. Однако для роста конкуренции в этой сфере необходимо создать материально-технические условия для повышения привлекательности преподавательской работы, повышения ее престижа в общественном сознании», – указал на еще одну проблему Семьянов.
Важным вопросом образования является не только «у кого учиться», но и «по чему учиться». Современная юридическая литература, по словам некоторых экспертов, не отличается высоким качеством – «давно неэффективна» и даже «не выдерживает никакой критики». Основная проблема заключается в том, что учебники, основанные на законодательстве, быстро устаревают, что приводит к частым переизданиям и потере качества. «Переиздают каждые 2-3 года почти все учебники, практически не меняя их содержания», – поделился Евгений Семьянов, пояснив, что издание учебной литературы стало еще одним источником получения дохода.
Это, впрочем, касается не всей литературы. Дмитрий Егоров высказал мнение, что на достаточно высоком уровне находится специализированная литература, написанная опытными юристами в своей области. В то же время, по словам Виталия Субботина, нужно искать новые инструменты преподнесения юридической информации – к ним он отнес информационно-правовые системы.
Что интересно, эксперты не исключают – на качество юридического образования в будущем может повлиять введение адвокатской монополии. Так, Олег Головчанский предположил, что появление требования об обязательном наличии статуса адвоката для допуска к профессии может привести к качественному скачку в сфере юридического образования. С ним согласился Дмитрий Егоров, но при этом не исключил, что юридические вузы могут использовать заявление о перспективах адвокатского статуса в целях рекламы, причем не всегда правдивой. Он также допустил, что повысятся возможности коррупционной составляющей при обучении.
Портрет идеального выпускника юрфака
Студенту-юристу, скорее всего, придется столкнуться с перечисленными проблемами российского образования. И в этих условиях ему предстоит также решить сверх-задачу – стать молодым востребованным специалистом при высокой конкуренции. Эксперты констатируют, что выпускников юридических вузов очень много, но при этом не считают необходимым вводить ограничения, чтобы образование в данной сфере стало «элитарным».
Совсем наоборот, юристы отметили, что такое нововведение ограничило бы конкуренцию. Они напомнили о недостатках монополизации той или иной сферы: качество падает, а цены растут. Но вместе с тем, считают практики, необходимо повышать уровень юридического образования. А это формирует повышенные требования к студентам.
Кто нужен на рынке юридических услуг?
Дмитрий Ястребов |
«Как показывает практика последних лет, работодателей можно условно разделить на два основных типа: первый тип – интересует «юрист-многостаночник», в принципе готовый «закрывать» все возможные правовые вопросы, второй тип – интересует юрист-отраслевик, способный «решить» сложные задачи в конкретной области», – рассказал о ситуации на рынке главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н. Дмитрий Ястребов. На собеседованиях работодателей, по словам эксперта, теперь интересует, не какое учебное заведение закончил соискатель, а какие задачи он способен успешно решать и какой метод он при этом выберет.
Нетрудно заключить, что выпускнику юрфака, желающему успешно начать карьеру, не хватит лишь теоретических знаний. Восполнить пробелы и получить представление о практике Дмитрий Ястребов рекомендует посредством:
Крайне важным эксперты считают изучение иностранных языков. «Сегодня знание иностранного языка, как минимум одного, предполагается. Для образованного молодого человека это должно быть нормой, для юриста особенно», – констатировал Владимир Постанюк. В идеале, обеспечить такое знание – задача вуза. В частности, Виталий Субботин отметил, что студентам нужно преподавать не только разговорный, но и юридический английский или даже англо-американское право на английском языке. Но если такие знания не были получены в университете, очевидно, студентам придется компенсировать этот недостаток своими силами.
Максим Крупышев |
Эксперты также считают, что выпускники юрфаков должны иметь представление о ведении бизнеса, причем с использованием современных инструментов. «Стоит осваивать такие навыки, как умение развивать бизнес и привлекать клиентов, ориентироваться в новейших информационных технологиях и законодательных инструментах – в частности, big data и онлайн-правосудие», – перечислил владелец фирмы «Юристы России» Максим Крупышев. Он также рассказал, что наиболее актуальными сейчас являются такие направления практики, как корпоративное, международное право, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение налоговых споров, реструктуризация долгов и практика банкротства.
Алексей Головченко |
К «джентльменскому набору» в виде знаний о работе бизнеса и профессиональному владению английским языком Олег Головчанский добавил навыки в сфере программирования. По его наблюдениям, в последние годы они также требуются юристам.
Юристам также, по мнению Юрия Зачека, необходимо знание о том, как обращаться с личными финансами. «Иначе возникает ситуация, когда юристы попадают в финансовую ловушку или так называемые «золотые наручники»: работа уже не в радость, но уйти с нее не можешь, потому что ты привык к высокой зарплате, у тебя масса невыплаченных кредитов, платиновые кредитные карты, ипотеки, и т. д.», – отметил он.
Пригодится будущим практикам, по мнению управляющего партнера юридической компании «ЭНСО» Алексея Головченко, также и владение ораторским искусством. Нелишними будут дополнительные знания в сферах психологии и межличностных коммуникаций. Легко догадаться, что такой массив знаний вряд ли обеспечит даже самый лучший юридический вуз, а значит, конкурентным преимуществом выпускника должна стать активная самостоятельная работа над собой.
«Я, робот», или К чему готовиться студенту, живущему в мире технологий?
Виктор Садовничий |
Активно обсуждаемый сегодня тезис – «юристов заменят роботы». Его, разумеется, не стоит воспринимать буквально. «Никогда, мне кажется, [разрабатывая технологии. – Ред.] мы не достигнем того уровня, которым обладает человек, его мозг», – дал комментарий порталу ГАРАНТ.РУ ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. То есть в данном контексте речь идет не о каком-либо фантастическом сюжете, а о современных технологиях, которые способны выполнять рутинную работу, не требующую активного участия человека. Помощь «юриста-робота», как считает Дмитрий Егоров, действительно возможна по простым, однотипным юридическим делам: бракоразводный процесс при обоюдном согласии, взыскание долга по расписке, долгов со стороны банков и т. д.
То есть на сегодняшний день действительно беспокоиться за свое будущее стоит только тем выпускникам, которые рассчитывают составлять однотипные договоры или заполнять шаблоны исковых заявлений, меняя лишь фамилии клиентов. Виктор Садовничий обратил внимание, что за счет роботизации может измениться ситуация на рынке занятости, и это должны уловить университеты. Тем же, кто собирается стать профессионалом, готовым в том числе подходить к работе творчески, технологии должны только помогать.
Однако качества, которые действительно требуются в новых условиях от юристов, и с этим согласны многие из опрошенных профессионалов, – это гибкость и острый ум. Юрий Зачек обратил внимание, что сегодня нужно постоянно учиться, развиваться и перепрофилироваться, а также следить за новыми технологиями. Данный тезис касается, кстати, не только молодых специалистов, но и опытных. «Нам придется соответствовать, хотим мы этого или нет. Так что, пристегните ремни и держитесь крепко: будет трясти!», – призвал Зачек. По его представлениям, в будущем основными навыками юриста станут продажи, общение, коммуникации и презентации. «Юристы будут работать в максимально гибкой среде, в большей степени в виде фрилансеров, подключающихся то к одному, то к другому проекту или к той или иной фирме. У всех будут свои персональные рейтинги, и клиенты смогут сами выбирать, с кем им работать на основании отзывов», – предположил он.
Если попробовать спрогнозировать будущее и дальше, можно сказать, что юридическая профессия все же претерпит изменения, несмотря на сопутствующий консерватизм. Виталий Субботин не исключил, что скоро появится много новых специализаций юристов (например, связанных с отношениями в сфере Интернета вещей) и, если это понять сейчас, то возможно, есть шанс занять пока пустующую, но высокодоходную нишу юридической практики.
Не исключено, что за практикой подтянется и образование. Дмитрий Егоров уверен, что уже в краткосрочной перспективе в нашей стране появятся вузы, которые станут обучать студентов-юристов новым IT-технологиям, в том числе робототехнике.
Учитывая все вышеизложенное, кратко ответить на вопрос, к чему готовиться студенту-юристу, не получится. Но очевидно, будущим профессионалам нужно готовиться далеко не только к зачетам и экзаменам, но еще и к конкурентной борьбе, к меняющимся реалиям и к внедрению новых технологий.