что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

Помогите. Некрасов железная дорога. Какие трудности испытывали люди при строительстве железной дороги?

Строили ее бывшие крепостные крестьяне, которые, получив долгожданную свободу, попросту не знали, как распорядиться этим бесценным даром. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт посчитал нужным рассказать не только своему юному спутнику, но и читателям.

Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса, им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. При этом генерал настаивает на том, что безрадостная картина, которую нарисовал поэт, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына. И Некрасов берет на себя смелость показать ситуацию с другой стороны, рассказав о том, как были завершены строительные работы, и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, которые накопили во время возведения железной дороги. Попросту говоря, поэт прямо указал на тот факт, что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, а результаты их труда присвоили себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

Источник

Общество и человек Тема №8 : « Духовная жизнь человека. Потребности и способности человека »

что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

ТЕМА №8 : « Духовная жизнь человека. Потребности и способности человека »

А1. Что относится к духовной жизни человека?

1) строительство железной дороги; 2) концерт симфонического оркестра;

3) военные учения; 4) озеленение городского сквера

А2. Стремление человека сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта – это:

1) духовные потребности; 2) социальные потребности;

3) физиологические потребности; 4) потребности в безопасности

А3. Верны ли суждения о потребностях человека?

А. Престижные потребности выражаются в стремлении выделиться чем – либо из общей массы, желающим получить более высокий статус

Б. Только удовлетворение потребности являются побудительным мотивом к деятельности человека.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

А4. К социальным относятся потребности человека в:

1) дружбе; 2) пище; 3) отдыхе; 4) воспроизводстве

А5. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающий из этого ряда:

Стремление сохранить свою жизнь; 2) обезопасить свое жилище от вторжения ; 3) потребность в отсутствии насилия над личностью; 4) потребность в воспроизводстве; 5)уверенность в завтрашнем дне

Индивид; 2) личность; 3) потребности; 4) способности

А7. Для обозначения нужды (недостатка) в чем – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма традиционно используют понятие:

потребности; 2) способности; 3) темперамент; 4) задатки

А8. Верны ли суждения о потребностях и способностях человека?

А. Потребности мотивируют деятельность человека

Б. Под способностями человека понимают, прежде всего, его знания

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

Источник

«Вот они – нашей дороги строители» (по стихотворению Н.А Некрасова «Железная дорога», 1864 г.)

Разделы: Литература

Класс: 6

Цель урока: формирование у учащихся представления о народе как созидателе духовных и материальных ценностей на примере стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные:

Тип урока по ФГОС: урок открытия нового.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный.

Формы: коллективная и индивидуальная.

Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, работа по вопросам, анализ стихотворения, эвристическая беседа, словесное рисование.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию, ценностное отношение к труду. Чувство патриотизма.

Используемые приёмы:

Оборудование:

Ход урока

Звучит музыкальное вступление Г.Свиридов «Осень».

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

На партах лежат строки из стихотворений Н.А.Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «На Волге»)

— Ребята, у вас на партах лежат строки из стихотворений.

— Давайте вспомним, кто автор этих поэтических отрывков? (Николай Алексеевич Некрасов)

Презентация. Слайд 1

Правильно, это строки из произведений Николая Алексеевича Некрасова.

Слайд 2

Звучит музыка вместе с гудком.

— Вы когда-нибудь путешествовали по железной дороге? (Это шум поездов, электричек, скопление народа. У многих с железной дорогой связаны приятные воспоминания о путешествии)

Слово учителя: А ведь есть люди, которые строили эту дорогу. Сколько людского труда было вложено.

— Как вы думаете, в каких условиях проходило строительство? (тяжёлые, нечеловеческие условия жизни народа) Ребята, вы правы.

— Попробуйте определите тему нашего урока. (Некрасов «Железная дорога»)

Слайд 3

Слово учителя: Я дополню тему нашего урока «Вот они – нашей дороги строители» (по стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога»)

Шум вокзала. На партах билеты.

Учитель одевает шляпу.

Слайд 4

Дети разыгрывают сценку (напечатать слова и раздать двум ученикам) Во время сценки дети стоят у доски.

Ваня (в кучерском армячке):
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!
(разговор в вагоне)

Слово учителя: По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Однажды автор услышал в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов вмешивается в разговор и рассказывает правду мальчику Ване о том, кто является настоящим строителем железной дороги.

— Почему? (хочет показать, что близок народу)

— Спасибо, ребята, присаживайтесь.

Окунёмся в историю.

Учитель: Мерно стучат колёса, но почему – то разговор между отцом и сыном не даёт нам покоя.

В основе стихотворения лежат реальные исторические факты (Текст распечатан на партах).

Слайд 5

Слово учителя: Уважаемые пассажиры. На столе у вас историческая справка. В руках карандаш.

1 группа – пассажиры 1 вагона найдите аргументы, подтверждающие правоту Папаши.

2 группа – пассажиры второго вагона, найдите аргументы противоречащие ему.

3. Работа с текстом

— Время работы с исторической справкой закончилось. Первый вагон, представьте ваши аргументы.

— Слово пассажиром второго вагона.

Спасибо, ребята, за работу.

Слово учителя: Некрасов в произведении хотел показать подлинных строителей железной дороги. Давайте попробуем увидеть их глазами поэта, погрузившись в 19 век. Мы продолжаем путешествие по железной дороге. Сделаем небольшую остановку на первой части стихотворения.

— Послушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)

— Какую картину вы увидели за окном? (Прекрасная картина осеннего пейзажа, всё залито волшебным лунным сиянием)

— Какие чувства поэт выразил в этом отрывке? (Поэт восхищается окружающим миром, в природе всё хорошо, царит гармония)

Слово учителя: Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда.

— Найдите это слово (безобразие).

— Прочитайте всю фразу («Нет безобразья в природе. »)

— О чём она говорит? (Что в природе всё спокойно, хорошо, а вот в мире людей царит несправедливость).

Так ли это на самом деле? Проверим, правильно ли наше предположение.

Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду.

— Почему не «рассказать», а «показать»? (Лучше увидеть своими глазами)

Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступают мрачные, трагические краски.

— Кого мы видим за окном на строительстве железной дороги? (Крестьян, народ)

— Как они здесь оказались? (Голод заставил людей отправиться на заработки). В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод названье ему.

Слайд 6

— Давайте рассмотрим репродукцию картины художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

— Кого вы видите на картине? (… и детей, и взрослых, но все они еле передвигают ноги от тяжести и усталости. Люди передвигаются нескончаемой лентой, которой нет ни конца, ни края. Подрядчик следит за тем, чтобы никто и ничто не нарушало безропотного повиновения этих людей. Перевернутые тачки говорят о том, что хозяева этих тачек погибли. Брошенных тачек много, значит и людей погибло много на этой работе).

— Какие эмоции и чувства у вас вызывает эта картина? (Сочувствие, сострадание, жалость. )

Слово учителя: Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно под стук колес вместе с Ваней мы погружаемся в атмосферу полусна, полудремоты.

— Ребята, что Ваня увидел во сне? (Сон дает увидеть многое, чего не увидишь в обычной жизни. (Косточки, толпы оживших мертвецов)

— Для чего же сейчас они появились во сне Вани? (рассказать правду о строительстве дороги, напомнить о себе)

— А в каких словах звучит просьба о памяти? (Братья. )

— Какое слово объединяет в стихотворении Некрасова и бедных и богатых людей?

Братья! Вы наши плоды пожинаете…

Слов учителя: Поэт восхищается величием народного труда и славит их «привычку к труду благородную»

— А верит ли поэт, что жизнь народа изменится? Найдите ответ в тексте. («Вынесет все. »)

— Скажите, как учит Некрасов относиться к мужику? (Уважать тружеников, ценить их труд)

Ребята, путешествие у нас долгое. Поэтому сейчас мы с вами сделаем техническую остановку.

Учитель. Сон развеялся, страшные картины исчезли. Мы слышим продолжение разговора отца и сына.

— Какое чувство вы пытались выразить, читая текст? (презрение)

Слово учителя. Генерал с презрением относится к народу, он не верит в народ, в его силу.

— Какую плату получил народ за работу на строительстве железной дороги? (Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим дали бочку вина и простили долги).

— Обрадовались ли рабочие такому вознаграждению? (Да. Народ малограмотный, он верит в честность и справедливость власти)

— Но почему же тогда в стихотворении соседствуют рядом строки «Мы надрывались под зноем, под холодом» и «любо нам видеть свои труд»? (Рабочие видят результаты своего труда, гордятся этим)

Слово учителя: Генерал доволен смирением народа, который готов работать при любых условиях.

— К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова? (Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять. уважать мужика)

— Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване? (Ваня – символ молодого поколения, в руках которого будущее России)

— Правильно, поэтому стихотворение носит подзаголовок «Посвящается детям»

Слово учителя: Подведём итог нашего урока: узнали ли мы, кто был истинным строителем железной дороги?

— А могли бы крестьяне построить дорогу без графа Клейнмихеля?

Вывод: Конечно, на строительстве дороги обязательно должен быть руководитель. Только общими усилиями могла быть построена железная дорога.

Слайд 7

— Ребята, совсем недавно был построен мост через Керченский пролив (Крымский мост)Руководил строительством Аркадий Ротенберг. Как вы думаете, он один строил дорогу? (Нет, конечно. Дорогу строили рабочие под руководством инженера)

Попробуем написать синквейн со словом «народ».

1) народ;
2) работает, страдает;
3) трудолюбивый, покорный, бесправный;
4) народ достоин уважения;
5) созидатель.

Ребята, вот мы с вами прибыли на место назначения. На память о нашем путешествии я дарю вам билеты.

Знаете, для меня наше путешествие было особенным. Мне особенно понравилось описание осени (поднимаю билет). А вам? Поднимите билет и расскажите, а что больше всего запомнилось вам?

Сегодня на уроке мне хочется отметить самых активных моих помощников и поставить им пятёрки. Спасибо, ребята, за урок, за вашу активность, за добрые сердца, за помощь и поддержку.

Запишите домашнее задание.

Оно будет на выбор:

1. Составьте кластер по стихотворению «Железная дорога».

2. Напишите письмо строителям дороги 19 века (не более 7 предложений).

3. Напишите письмо графу Клейнмихелю (не более 7 предложений).

Источник

Как железные дороги подняли Россию с колен

что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

Поначалу строительство магистралей продвигалось крайне медленно, и к середине 1860-х их протяженность составляла всего 3500 км. Однако после создания государством условий для привлечения частного (в том числе иностранного) капитала на основе концессий строительство железнодорожных путей значительно ускорилось.

«Железная лихорадка»

С 1867 года началась настоящая «железнодорожная горячка». Сотни предпринимателей желали получить железнодорожные концессии, правительству оставалось только выбрать наиболее подходящие кандидатуры.

что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

«Строительство железных дорог дало огромный стимул для создания частных собственников, для магнатов. Это те люди, которые построили большую часть сегодняшних железнодорожных путей», — говорит Алексей Безбородов, гендиректор исследовательского агентства InfraNews.

В 1866–1868 годах государство заключило договоры на сооружение 26 путей, к 1872 году число концессий увеличилось вдвое. Чтобы представить масштаб подъема в отрасли, можно привести в пример такой факт: в 1866 году правительство дало одно разрешение на изыскание для строительства железнодорожных линий, а в 1869 году таких разрешений было уже 139. Протяженность железнодорожной сети с 1871 по 1880 год увеличилась более чем на 12 тыс. км, а ее плотность составила 2 км на 10 тыс. человек (для сравнения, плотность железнодорожной сети в наше время — 6 км на 10 тыс. человек).

Коренным образом экономику России изменило проведение дорог к наиболее перспективным районам экономического роста.

Строительство магистралей сразу оказало ощутимое влияние на развитие сельского хозяйства, а значимую роль в промышленности, добывающей и перерабатывающей отраслях начинает играть лишь с 1880-х годов. В частности, железные дороги имели большое значение для возникновения и развития таких отраслей, как каменноугольная и металлургическая промышленность (Екатерининская, Ивангород-Домбровская и Екатеринбург-Тюменская дороги), нефтяная (Баку — Тифлис — Поти), хлопководство (Закаспийская железная дорога, впоследствии превратившаяся в целую сеть дорог Средней Азии и Закавказья) и добыча соли (Баскунчакская и Екатерининская магистрали).

Построенные к тому времени дороги позволили экономике совершить переход от экстенсивных форм натурального хозяйства к интенсивным методам капиталистического производства в крупных размерах.

«Железные дороги строятся там, где они дают импульс для развития других производств: для осваивания месторождений полезных ископаемых или же вдоль дорог выстраивается бизнес, потому что решаются проблемы с инфраструктурой. Благотворный эффект на экономику более значительный, получается так называемый кумулятивный эффект», — поясняет директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.

Быстрее — значит дешевле

Железные дороги способствовали развитию и удешевлению товарообмена, расширению зон распространения товаров, специализации и кооперированию производства.

Так, стоимость перевозки пшеницы из Уральска в Самару (260 км) гужевым транспортом составляла 17–23 руб., после появления железных дорог примерно в такую же сумму — 19,5 руб. — обходилась уже доставка пшеницы из Уральска в Гамбург (более 3 тыс. км).

Также происходило устойчивое удешевление услуг вследствие развития железнодорожного сообщения, роста объема перевозок, совершенствования их организации и конкуренции между железнодорожными компаниями. Помимо этого новый транспорт обеспечивал надежность, регулярность и высокую скорость перевозок. Все эти факторы избавили предприятия от необходимости накапливать большие запасы сырья, топлива и готовых товаров, способствовали созданию крупных производств и открыли мировой рынок для российских производителей.

В 1862 году было завершено строительство железной дороги Москва — Нижний Новгород, а в 1869 году — Москва — Рязань — Козлов — Воронеж, что имело важное значение для развития экономики страны: Москва получила связь с торговыми центрами Поволжья и черноземными губерниями России. В конце 1860-х — начале 1870-х годов было налажено железнодорожное сообщение Москвы с Ярославлем и Вологдой, строились дороги, связывающие черноземные губернии с портовыми городами, что способствовало увеличению экспорта хлеба.

С 60-х годов XIX века до начала ХХ века хлебный экспорт вырос в пять раз.

Единая Россия

что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

Строительство путей в центрально-черноземных губерниях увеличило предпринимательскую активность крестьян через развитие рынка, разделение труда и модернизацию производства — железнодорожный транспорт обеспечивал до 70% регионального грузооборота. Кроме того, масштабное строительство создало устойчивый спрос на металл, уголь, дерево, что стало еще одной причиной промышленного подъема этого района. К тому же появлялись новые рабочие места, что меняло социальную структуру общества. Росло число инженеров, и формировался слой технической интеллигенции.

Строительство сети железнодорожных магистралей способствовало включению провинций в единое экономическое пространство страны, развитию торговли между селом и городом, между регионами государства.

С конца 1870-х начинается расширение рынков благодаря проведению магистралей к дальним окраинам России. К 1890-м была построена часть Транссибирской магистрали (Транссиб). Промышленность и сельское хозяйство в Сибири и на Дальнем Востоке получили мощный стимул к увеличению производства и расширению рынка сбыта. Начались быстрый рост городов, заселение и освоение регионов, к которым была проведена магистраль.

После строительства Транссибирской железной дороги население Челябинска, где она начиналась, возросло вдвое, за период 1897–1901 годов население Сретенска увеличилось с 1710 до 8500 человек, то есть почти в пять раз. В 1893 году в связи с проведением железнодорожного моста через Обь возник один из крупнейших городов России — Новосибирск (тогда Новониколаевск).

Заселялись и развивались некогда пустынные районы, например станция Тайга. Регион застраивался, и вскоре там появились магазины, гостиница «Тайга», школа, больница, театр, железнодорожные мастерские, депо.

что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

Транссиб способствовал переселению крестьян в соответствии с земельной реформой Столыпина, и в 1897–1900 годах в Сибирь переехало около 830 тыс. человек.

Тем временем старые центры Зауралья (Томск, Тобольск) утратили свое значение, так как оказались в стороне от Транссиба. Аналогичная тенденция была характерна и для остальных регионов страны: в городах, оказавшихся вне новых экономических связей, возникших благодаря железным дорогам, стремительно замедлялись темпы роста, бывшие крупные экономические и культурные центры превращались в отсталые провинции.

В это же время, в 90-х годах ХIХ века, в России происходит бурный промышленный подъем. Железные дороги сыграли в нем одну из ключевых ролей. Из-за появившейся необходимости в технике и сырье для строительства путей и перевозок развивались металлургия, машиностроение, угледобывающая, нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая отрасли. Во время индустриализации выплавка чугуна в стране увеличилась в 3,7 раза, при этом половина прироста была обеспечена благодаря заказам железнодорожной отрасли. Значительная часть остального прироста была связана с поставкой оборудования для заводов и рудников, которые также были сооружены для удовлетворения нужд железнодорожной инфраструктуры. Четверть добываемого в конце XIX века угля и продукции нефтепереработки также потреблялась железными дорогами.

Интенсивное развитие отрасли и сети железнодорожных магистралей стимулировало не только рост тяжелой промышленности, но и увеличение производства продуктов потребления. Число рабочих и их заработки возросли, потянув за собой потребительский спрос.

В 1893–1900 годах протяженность железных дорог увеличивалась в год примерно на 2,5 тыс. км, а плотность железнодорожной сети превышала 4 км на 10 тыс. человек, темпы строительства дорог достигли рекордной отметки. Основные магистрали, впрочем, уже были построены.

Упущенные возможности

Экономические показатели России были все еще далеки от показателей наиболее развитых стран, однако отставание сокращалось быстрыми темпами. Российская империя обладала набором основных институтов капитализма, имела большой потенциал и представляла интерес для западных инвесторов.

По мнению экспертов, между влиянием железных дорог на экономику европейских стран и экономику России отличий практически нет: строительство сети везде давало сильный импульс для ускорения темпов экономического роста.

«И в Европе, и в России влияние железных дорог на экономику было благотворным, принципиальных отличий с этой точки зрения не было. Однако в силу географических особенностей в Европе железные дороги проходили по населенной местности, и кумулятивный эффект был больше, чем в России, когда дороги приходилось проводить в малонаселенные районы», — говорит Игорь Николаев.

С ним согласен и Алексей Безбородов: «Если брать XXI век, то влияние железных дорог на экономику Европы и России ничем не отличается. У нас железнодорожная сеть была таким же проводником массовой промышленной революции, как и во всей Европе».

что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

Накануне Первой мировой войны российский доход в расчете на душу населения составлял одну треть показателей Франции и Германии и около 60% показателя Австро-Венгрии. Сельскохозяйственные производители, несмотря на распространенное в публицистике мнение об упадке старых центральных сельскохозяйственных регионов, выращивали достаточное количество продукции, способное обеспечить потребление внутри страны и экспортную продажу. Российская промышленность производила столько же стали, сколько Германия или Франция, а по добыче угля занимала второе после США место.

Американский исследователь Пол Грегори считает, что при сохранении таких темпов развития «очень трудно вообразить ситуацию, когда территория бывшей Российской империи не была бы сегодня мировой экономической державой, обеспечивающей своим гражданам жизненные стандарты, близкие к европейским».

Тем не менее рост этот был прерван Первой мировой войной, революциями и Гражданской войной. После кризиса национальный доход России сократился на 62%, личное потребление — на 56%, а избыточная смертность составила 13 млн человек. Железнодорожная отрасль также была разорена, из строя было выведено порядка 80% путей. Грузооборот уменьшился в четыре раза.

Развитию железных дорог в России государство уделяло особое внимание. К концу XIX — началу XX века появилась мощная сеть казенных железных дорог, строительство и развитие которых происходило под контролем и в интересах государства. Достижение социальных, военных и стратегических целей происходило благодаря осознанию того факта, что железные дороги обеспечивают серьезный прогресс в экономике страны в целом.

что относится к духовной жизни человека строительство железной дороги военные учения

Сегодня железные дороги играют немаловажную роль в жизни государства. Однако их эффект несравним с тем, который они оказали в XIX веке. В планах у государства модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, но, как говорят аналитики, влияние этих проектов на экономический рост будет незначительным.

По словам Николаева, мультипликативный эффект, то есть то, насколько новое строительство активизирует вложения частных инвесторов, будет небольшой. В качестве примера аналитик приводит Сочи. «Там была построена новая магистраль до Красной Поляны, на которую ушли миллиарды рублей. Тем не менее если посмотреть на темпы роста экономики в последние годы, то как раз в эти годы эти темпы падали. Поэтому не стоит переоценивать влияние строительства железных дорог на экономику страны в наше время», — резюмирует Николаев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *