что относится к обязательным формам обучения обж
VIII. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности
1. Как называются перечисленные принципы: научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности, безопасности информации?
2. Какая фраза отражает триединую формулу безопасности?
3. Сколько существует принципов отбора содержания курса БЖ?
4. Как называется принцип, основной идеей которого является наличие развивающего потенциала?
а) принцип историзма;
б) принцип экологизации;
в) принцип функциональной полноты;
г) принцип гуманизации.
5. Согласно какому принципу учебный материал должен отражать современный уровень наук и соответствовать их фундаментальным положениям?
а) принцип научности;
б) принцип доступности;
в) принцип системности.
6. Какой принцип отбора содержания материала по ОБЖ направлен на формирование экологической культуры у учащихся?
а) принцип историзма;
б) принцип функциональной полноты;
в) принцип интегративности;
г) принцип экологизации.
7. Как называется документ, отражающий роль образования в развитии российского общества на современном этапе?
а) концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
б) образовательная программа;
в) постановление МО РФ о развитии образования.
8. К какой модели профильного обучения относится создание ресурсного центра?
а) внутришкольная профилизация;
б) модель сетевой организации.
9. Знания ученика обнаруживаются в его …
10. С какими общеобразовательными предметами можно проинтегрировать школьный курс ОБЖ?
а) со всеми образовательными предметами;
в) физическое воспитание;
11. Вид лабораторной работы, при котором учитель организует и контролирует выполнение работы, а учащиеся работают по индивидуальным инструктивным карточкам, называется …
г) вид деятельности.
13. Первую классификацию методов обучения предложил …
14. Рассказ применяется, когда …
а) устанавливаются причинно-следственные связи;
б) речь идет об истории вопроса;
в) идет строгая регистрация фактов.
15. Группа методов, в которых источником знаний является слово, называется …
16. Группа методов, когда учитель передает знания показывая, а учащиеся усваивают эти знания наблюдая, называются …
17. Метод обучения, при котором учащийся самостоятельно решает новую для него проблему в процессе работы, называется …
б) частично поисковый;
18.Беседа возможна, когда …
а) учащимся интересна тема беседы;
б) у учащихся есть определенный запас знаний;
в) участвуют более двух человек.
19. К каким методам обучения относятся игра?
20. Выберите то из перечисленных определений урока, наиболее полно отражающее содержание данного понятия …
а) урок есть основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении;
б) урок – это элемент всестороннего развития личности при систематическом и последовательном приобретении знаний и умений;
в) урок – это форма преподавания, когда учитель уделяет большое время учебному материалу и когда используются различные формы работы.
21. На фронтальной лабораторной работе учащиеся …
а) вместе с учителем выполняют лабораторную работу;
б) выполняют лабораторную работу группами самостоятельно;
в) выполняют лабораторную работу индивидуально.
22. К обязательным формам обучения ОБЖ относится …
23. Основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом по определенной программе ОБЖ, твердому расписанию и в школьном помещении называется …
24. Укажите дополнительную форму обучения …
в) внеурочная работа;
г) внеклассная работа;
25. Для определения типа урока чаще всего учитывают …
в) дидактические задачи;
г) способы организации учащихся на уроке.
26. Основной дидактической задачей обобщающего урока является …
а) формирование новых знаний;
б) обобщение знаний;
в) контроль за знаниями;
г) конкретизация знаний по теме;
27. Основанием для выделения вида урока может быть …
г) средства обучения;
д) характер учебно-познавательной деятельности учащихся;
е) степень подготовленности учащихся;
ж) материально-техническая база кабинета;
28. В организации наблюдения учащихся главную роль играет …
в) фиксация результатов.
29. Организационные приемы — это …
а) действия учителя и учащихся, при помощи которых даются задания;
б) действия учителя, направленные на восприятие, внимание и работу учащихся;
в) действия учителя по возбуждению и развитию познавательных интересов учащихся.
30. Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения, — это …
а) форма преподавания;
б) форма воспитания;
31. Такие внеклассные занятия, как участие в школьной олимпиаде по ОБЖ, школьная научная конференция учащихся, тематические выставки, «День безопасности», «Неделя здоровья» и др., относятся …
а) к индивидуальным;
32. Определение И. Д. Зверева: «Система взглядов на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений» — относится …
33. Система знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусства, законов, обычаев, традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды называется …
а) экологической культурой;
б) экологическим мышлением;
в) экологизацией содержания образования.
34. Интерактивное обучение — это …
а) обучение, погруженное в общение, сохраняющее конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые;
б) обучение, позволяющее активизировать работу учащихся и снижать интенсификацию учебного процесса …
35. Форма учебно-воспитательной работы группой учащихся, проводимая вне школы, позволяет проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях называется …
в) занятия на учебно-опытном участке.
36. Внеклассная работа — это …
а) форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя;
б) форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявление у детей познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по ОБЖ.
37. К каким методам обучения относится следующая группа методов: адаптивные методы, метод моделей, метод проблем и открытий?
а) компьютерные методы;
б) наглядные методы;
в) обсуждение изученного материала.
38. Компьютерный метод, позволяющий развивать творческие способности, научное предвидение, применять на практике полученные знания, развивать воображение, инициативу и активизировать процесс обучения, называется …
а) метод проб и ошибок;
б) информационно – справочный метод;
39. Познавательная деятельность на уроке ОБЖ, при которой учащиеся самостоятельно решают учебную проблему, называется …
40. С помощью какого вида контроля можно выяснить уровень знаний по пройденному разделу?
41. Процесс выявления и равнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности по ОБЖ с требованиями, заданными и учебными программами, называется …
а) проверка и оценка знаний, умений, навыков по ОБЖ;
б) констатирующий эксперимент;
42. Какие два уровня образования представлены в нормативных документах по ОЮЖ в школе?
а) базовый и профильный;
б) базовый и повышенный;
в) профильный и повышенный;
г) общеобразовательный и повышенный.
43. К дополнительным формам обучения ОБЖ относятся …
б) домашнее задание;
в) кружковая задания;
г) элективный курс и кружковая работа.
44. К целям изучения элективных курсов ОБЖ не относятся …
а) ориентация на индивидуализацию обучения по ОБЖ;
б) социализация учащихся;
в) подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессии;
г) экономическое воспитание;
д) расширение кругозора учащихся по ОБЖ.
45. Элективные курсы – это …
а) курсы по выбору учащихся;
б) обязательные для всего класса;
в) занятия в кружке;
г) курсы в системе дополнительного образования с обязательной сдачей государственного экзамена.
46. К формам обучения в профильном классе по ОБЖ не относятся …
а) обзорные и установочные лекции и единый государственный экзамен по ОБЖ;
б) самостоятельное изучение дополнительной литературы по ОБЖ;
в) написание защита рефератов;
г) научно-исследовательская деятельность;
д) лабораторно-практические занятия;
е) школьные научно-практические конференции;
ж) олимпиады по ОБЖ.
47. По содержанию профильные курсы могут быть:
а) углубляющие действующий профильные курсы ОБЖ;
б) практически направленные;
д) помогающие выбрать профиль.
а) учебная программа;
в) методические рекомендации для учителя;
г) учебное пособие или хрестоматия;
д) наглядные пособия
е) рабочая тетрадь для учащихся.
49. Единый государственный экзамен сдается:
а) по элективным курсам;
б) предметам профильного обучения;
в) предметам базового уровня обучения.
50. Перечислите параметры оценки по критериям диагностики культуры безопасности:
51. К фундаментальным понятиям относятся:
б) химически опасный объект;
е) чрезвычайная ситуация;
52. К периферийным понятиям относятся:
б) химически опасный объект;
е) чрезвычайная ситуация;
53. Перечислите три основных уровня, на которых рассматривается фундаментальное понятие «Опасность»:
54. Перечислите три группы средств визуального восприятия:
а) натуральные объекты;
б) изобразительные, графические;
55. Перечислите три конкретных метода обучения:
а) устное изложение учебного материала;
в) наглядные методы обучения;
е) работа с печатными источниками.
56. К словесным методам обучения ОБЖ относятся:
57. Какой характер носит деятельность учащихся при активных методах обучения ОБЖ?
58.К активным методам обучения ОБЖ относятся:
б) эвристическая беседа;
д) демонстрация видеофильмов.
59. К методам проблемного обучения ОБЖ относятся:
а) частично поисковый;
в) проблемного изложения материала;
60. К интерактивным методам относятся:
б) обучение в учебных мастерских;
в) проблемные лекции и семинары;
61. Из словесных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:
в) поисковая беседа;
62. К наглядным методам относятся:
а) демонстрация кинофрагмента;
б) описание стихийных бедствий;
в) распознавание опасных объектов;
г) демонстрация противогаза, огнетушителя.
63. Выделите интерактивные уровни:
а) прослушивание лекции;
в) применение аудиовизуальных средств;
г) наглядные пособия;
д) обсуждение в группах;
е) обучение на практике;
ж) обучение в процессе обучения других.
64. Из наглядных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:
а) демонстрация схем;
б) демонстрация нескольких объектов одновременно;
в) демонстрация средств индивидуальной защиты;
г) демонстрация фильмов;
д) демонстрация современной аппаратуры.
65. Приведите классификацию деловых игр, по ОБЖ, по пяти наиболее характерным признакам:
а) по характеру моделируемых ситуаций;
б) характеру игрового процесса;
в) способам передачи и переработки информации;
г) динамике моделируемых процессов;
д) тематической направленности и характеру решаемых проблем;
66. К техническим методическим приемам относятся:
а) запись вопросов на доске;
б) прикрепление рисунков на доске;
в) демонстрация с обходом учащихся;
г) постановка опыта.
67. К внеурочной работе относятся:
68. Выберите формы обучения из предложенного списка:
69. В зависимости от методов, которые преобладают при изучении нового материала, выделяют виды уроков:
а) изучение нового материала;
б) отработка умений и навыков;
ж) урок пресс-конференция.
70. Подберите сочетания дидактических задач, которые решаются на комбинированном уроке:
а) проверка знаний, умений, навыков;
в) обобщение знаний;
г) закрепление знаний;
д) систематизация знаний;
е) изучение нового материала,
71. Какие выделяют типы уроков?
к) изучение нового материала;
72. Какие выделяют виды уроков?
к) изучение нового материала;
73. Из списка приемов выберите только организационные:
а) демонстрация со стола;
б) демонстрация с обходом учащихся;
в) демонстрация с раздачей объектов на руки;
г) постановка опытов;
д) выявление приоритетов;
74. Из списка приемов выберите только технические:
а) использование инструктивных таблиц;
б) изготовление макетов и схем;
в) прикрепление схем на доске;
75. Укажите черты сходства между уроком и внеурочной работой по ОБЖ:
а) обязательная форма организации обучения;
б) проводятся по четкому расписанию;
в) выполняются после урока;
г) проводятся в кабинете ОБЖ;
д) требуют оборудования.
76. К элементам лекционно-семинарской формы учебной работы относятся:
а) вводная и заключительная лекции;
в) практическая работа;
е) наблюдение за объектом.
77. Экскурсия имеет сходство с уроком по следующим признакам:
а) дополнительная форма организации обучения;
б) обязательная форма организации обучения;
в) проводится в классной комнате;
г) решает учебно-воспитательные задачи;
д) обязательно включает в самостоятельную работу учащихся;
е) время проведения ограничено;
ж) проводится по школьной программе.
78. К логическим приемам относятся:
79. К элементам воспитания в процессе обучения ОБЖ относятся:
в) эстетическое воспитание;
г) экологическое воспитание;
д) экономическое воспитание.
80. К внеклассной работе относятся:
а) кружковая работа;
в) научная конференция учащихся;
д) подготовка к олимпиаде;
ж) экскурсия на объект.
81. К внеклассной работе по ОБЖ относятся:
а) занятия в кружке;
б) выставка макетов, изготовленных учениками самостоятельно;
в) написание реферата по соответствующей теме;
г) домашняя работа по теме «Безопасное жилище»;
д) общешкольная кампания «День безопасности», «День защиты детей».
82. К внеклассной работе по теме «Здоровье» можно отнести:
а) кружок юных пропагандистов здоровья;
б) просветительская работа по токсикомании и наркомании;
в) выполнение научного исследования по влиянию различных факторов на здоровье человека;
г) экскурсия в анатомический музей.
83. Экологическая ответственность учащихся проявляется:
а) в ответственности за состояние естественного природного окружения;
б) ответственности за свое здоровье и здоровье других людей;
в) активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды;
г) создание экологической среды.
84. В процессе обучения на основе содержания образования формируются:
а) потребности личности;
б) мотивы социального поведения;
г) ценностная ориентация;
85. Развивающая функция обучения предполагает развитие:
г) эмоционально-волевой сферы.
86. Что относится к критериям выбора наглядных технических средств обучения?
87. Перечислите шесть основных признаков компьютерного зрительного синдрома:
б) боли в области глазниц и лба;
в) боли при движении глаз;
г) покраснение глазных яблок;
д) боли в области шейных позвонков;
е) быстрое утомление при работе;
ж) расстройство речи.
88. К итоговым видам проверки и оценки знаний по ОБЖ относятся:
а) контрольная работа;
б) единый государственный экзамен;
г) практическое задание;
89. Типы тестовых заданий бывают:
90. Перечислите основные формы тестовых заданий:
б) свободного изложения;
в) множественного выбора;
г) восстановления соответствия;
д) восстановления последовательности;
91. Укажите основные виды тестовых заданий:
б) свободного изложения;
в) множественного выбора;
г) восстановления соответствия;
д) восстановления последовательности;
92. Учебник по ОБЖ является:
а) источником знаний, носителем содержания по предмету;
б) средством обучения ОБЖ;
в) формой организации обучения ОБЖ.
93. Что в обязательном порядке должно быть в кабинете ОБЖ?
Формы и методы обучения безопасности жизнедеятельности
Исторический обзор форм и методов обучения в образовании. Особенности их применения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности». Организация и результаты экспериментального исследования инновационных подходов (технологий) в исследуемом курсе.
1.2 Характеристика форм и методов, применяемых на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:
Формы обучения бывают конкретными (урок, дом, работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
— освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
— выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрении по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Более подробно остановимся на классификации методов, используемых на уроках ОБЖ:
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский и др. (выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами). В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Использование метода объяснения требует:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа от слова “эврика” (нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников.
Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
— развивает их память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
— требует много времени;
— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
— необходим запас знаний.
Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками, основные из них:
— составление плана текста. План, может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
-метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
-метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним:
— сознательный подход учащихся к их выполнению;
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
1.3 Инновационные подходы в организации урока «Основ безопасности жизнедеятельности»
2. Процессуально-действенный аспект: осуществление педагогического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
3. Процессуально-описательный аспект: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее точно, по инструкции или творчески. В исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика условий обучения и особенностей обучаемых, но определяющей в технологии является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся.
Поэтому, конечно, результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность.
За рубежом, прежде всего в США, интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом.
Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.
Условно технологии можно разделить на традиционные и инновационные.
Курс преподавания ОБЖ в школе предполагает различные аспекты обучения и воспитания школьников. Наиболее важными, на мой взгляд, являются: патриотическое воспитание молодежи и обучение правилам и навыкам безопасного поведения.
Работа по предмету предусматривает разные формы деятельности учащихся. Современную школу невозможно представить без инноваций.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.
Мы остановимся на четырех инновационных педагогических технологиях, которые могут успешно использоваться в преподавании курса ОБЖ:
— технологии коллективного способа обучения;
— технологии модульного обучения;
Технология модульного обучения:
Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого учащегося возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.
В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности интересным, запоминающим?»
Решить эти проблемы помогает использование модульной технологии обучения.
Содержание модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.
Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются:
— гарантированность достижения результатов обучения;
— возможность работать обучающихся в группах, в парах;
— паритетное отношение учителя и ученика;
— возможность обучения с товарищами;
— возможность работать в индивидуальном темпе;
— знание конечных результатов обучения;
— контроль в процессе освоения учебного материала.
Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.
— четко сформулированной цели обучения;
— практического задания для отработки умений и навыков в ходе усвоения учебного материала;
— проверки усвоения разработанной строго в соответствии с целями обучения. Модуль можно рассматривать, как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, о возможностях учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала.
— в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
— дается разъяснение к этой информации;
— определяются условия погружения в информацию;
— приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
— указаны практические задания.
Модуль, выступая средством модульного обучения, включает в себя банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий.
Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Отсюда видимо и пришло параллельное название модульного обучения, как блочно-модульного, что является синонимом. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического названия изучаемой информации. Движение идет от определения той деятельности и ее границ, где изучаемый материал потребуется.
Его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога), достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.
Отличие модульной системы от других дидактических:
Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения.
Обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учиться планированию, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом.
Наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым способом консультирования.
2. Комфортный темп работы обучаемого.
3. Определение им самим своих возможностей.
4. Гибкое построение содержания обучения.
5. Интеграция различных его видов и форм.
Что привлекает в данной методике? Наверное, убежденность в том, что каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить обучающихся, добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться друг с другом и отвечать за результаты своего труда.
Классно-урочная система с ее объяснительно-иллюстративным методом, при которой преподаватель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а студенты работают в одном заданном ритме. Такая работа однообразна и скучна, а главное, не дает возможности развивать у студентов навыки самостоятельной работы.
Деятельность преподавателя в этом случае сводится к двум основным функциям: сообщить новую информацию и на следующем уроке проверить ее усвоение, а обучающемуся остается роль пассивного объекта обучения.
Приступив к составлению уроков по модульной системе по данному разделу дисциплины, можно выделить следующие блоки:
— первая медицинская помощь при ранениях,
— первая медицинская помощь при кровотечениях,
— первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах связок,
— первая медицинская помощь при переломах,
— первая медицинская помощь при инсульте, инфаркте,
— первая медицинская помощь при ожогах,
— первая медицинская помощь при отравлениях.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого студента в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой медицинской помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
1. Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.
2. Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.
3. Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.
Построение модулей осуществляется по смешанному типу.
Модуль вначале предполагает теоретическую подготовку обучающегося, в ходе которой формируются знания, а затем лабораторно-практический блок, который дополняет теоретический блок и непосредственно связан с его содержанием. По завершению изучения модулей, обучающиеся должны знать правила и приемы оказания первой медицинской помощи и уметь ее оказать.
Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.
Исходя из особенностей работы преподавателя и студента, при использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый обучающийся должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности студентов и собственной консультирующей работе.
При анализе работы группы на уроке преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами.
— значительно повышается качество подготовки (компетентность) обучаемых как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;
— обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;
— изменяются функции преподавателя, его деятельность становится более творческой, консультативной, он освобождается от горловой работы;
Первый опыт проведения модульных уроков по дисциплине ОБЖ показал перспективность этой педагогической технологии.
При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:
— Четкая организация учебного процесса.
— Постановка целей и задач обучения всего блока.
— Сочетание словесных и наглядных методов.
— Широкое вовлечение обучаемых в различные виды самостоятельной деятельности.
— Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
— Вера преподавателя в способности обучаемого.
Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету. Как показывает опыт, данный подход может быть использован при изучении как раздела «Первая медицинская помощь» так и других.
Технология коллективного способа обучения:
Согласно концепции В.К. Дьяченко обучение есть особый вид общения между тем, кто обучается, и тем, кто обучает. Исторический анализ организации форм обучения показывает, что существует четыре организационные формы деятельности: индивидуальная, парная (один учит другого), групповая (один одновременно учит многих), коллективная (каждый учит каждого). Коллективный способ обучения (КСО) включает в себя все четыре организационные формы. Исходя из этого, под коллективным способом обучения понимается такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Рассмотрим одну из технологий КСО: работу в парах сменного состава. Целевые установки:
1. Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в чрезвычайных ситуациях);
2. Развитие коммуникативных умений (умение слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать);
3. Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Алгоритм деятельности учителя:
1. Вводное слово учителя по теме урока. Настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;
3. Организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, прочитывает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Таким образом, идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов, и его первоначальная карточка вернулась к нему.
5. Обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его. Важно соблюсти последовательность действий, если содержание карточки относится к поведению в чрезвычайных ситуациях.
7. Взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.
8. Подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся (либо все, либо выборочно).
1. Запишите в тетрадях дату и тему урока.
2. Получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
3. Выберите себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
4. Выслушайте содержание карточки партнера.
5. Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
6. Обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание карточек всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
7. Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически содержание вашей карточки.
8. Выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
9. Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
10.Сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
— качество воспроизведения содержания всех карточек;
— умение общаться в парах и в малой группе;
— умение организовать собственную познавательную деятельность.
Работа в парах сменного состава является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Эффективность усвоения достигается за счет того, что ученик выступает в роли обучающего и неоднократно (до семи раз) прорабатывает учебный материал. Считается, что ученик, который преподает, т.е. выступает в роли учителя, сам усваивает до 90% преподаваемого материала. Неоднократное повторение ведет к запоминанию, осознанию и хорошему воспроизведению знаний.
Как насчитывается семикратное прорабатывайте материала учеником?
— прорабатывает содержание карточки самостоятельно (читает текст);
— прорабатывает содержание карточки в малой группе, готовясь к выступлению перед классом;
— выступая перед классом;
— работая самостоятельно в тетради;
— при взаимоконтроле или при выполнении домашнего задания.
Такая тщательная работа по организации усвоения знаний накладывает определенные требования к содержанию, которое подлежит усвоению. Во-первых, отбираться должен значимый, жизненно необходимый материал, без излишней детализации. Во-вторых, он должен быть безукоризненным с научной точки зрения, отражать общепринятые и верные истины, а не мнения отдельных ученых или практиков.
— частнопредметной, хотя её положения могут использоваться преподавателями других предметов с ограниченным количеством учебного времени;
— социогенной по ведущему фактору психического развития;
— общеобразовательной по характеру и содержанию;
— универсальной по форме организации учебного процесса, поскольку легко используется в классно-урочных, дифференцированных, индивидуальных и групповых формах;
— комбинированной по типу управления познавательной деятельностью, технология перестраивается от обучения с помощью ТСО до компьютерного обучения;
— личностно ориентированной по подходу к ребёнку;
— информационно-развивающей по преобладающему методу;
— по направлению модернизации существующей традиционной системы, на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей;
— массовой, по категории обучаемых, позволяющая перейти им в категорию «продвинутых».
— формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования,
— подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе;
— повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в 10-11 классах.
Задачи, решаемые технологией:
— развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
— организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
— увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
— облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются:
— наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
— владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;
— развитая информационная среда образовательного учреждения;
— смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
— владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
Подобные документы
Анализ полной цепочки методов обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ): от классической системы до новаторских методов с целью выявления наиболее эффективного из них. Характеристика форм обучения. Особенности разработки уроков по ОБЖ.
курсовая работа [465,8 K], добавлен 12.03.2015
Структура и содержание школьного курса ОБЖ. Определение основных организационных форм, методов, приемов и средств обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности. Подготовка и порядок проведения урока, педагогическая диагностика и контроль.
дипломная работа [76,1 K], добавлен 27.07.2013
Виды инновационных форм обучения в профессиональном образовании. Повышение эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО «Ракитянский агротехнологический техникум» в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики».
курсовая работа [66,1 K], добавлен 17.01.2015
Исследование педагогической деятельности в аспекте системного подхода к активизации учебного процесса. Влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебе.
дипломная работа [546,2 K], добавлен 26.01.2012
Рассмотрение теоретических основ педагогических технологий обучения в школьном курсе географии. Выявление и обоснование комплекса игровых технологий обучения на уроках географии. Анализ и оценка результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.
дипломная работа [963,3 K], добавлен 06.06.2015
Необходимость ориентирования педагогического процесса на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Характеристика игрового метода обучения. Анализ результатов исследования применения инновационных технологий на уроках «Человек и мир».
курсовая работа [153,5 K], добавлен 28.11.2011
Понятие военно-патриотического воспитания в отечественной педагогике. Система военно-патриотического воспитания в старшей школе на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Экспериментальная работа по внедрению школьной программы «Отечество».
курсовая работа [1,4 M], добавлен 05.05.2016
Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения. Личностно-ориентированные модели обучения. Применение проектной деятельности на уроках. Роль инновационных педагогических моделей в процессе развития личности ребенка.
курсовая работа [41,7 K], добавлен 22.10.2014
Цели, методика и средства обучения, содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности», требования к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений. Природные источники радона, радон и методы оценки радоновой опасности.
дипломная работа [2,1 M], добавлен 19.11.2011
Интерактивные формы и методы обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в седьмых классах на уроках алгебры. Групповые формы обучения на занятиях по математике. Разработка, проведение интерактивных занятий по теме «Функция».
курсовая работа [124,2 K], добавлен 06.04.2015