что отвечает за творчество в мозге

Творческий мозг: наука — о том, как тренировать креативность

Науке мало известно о биологической основе творчества. Однако ученым удалось выяснить, какие именно участки мозга отвечают за креативное мышление, а также — что его можно тренировать. Как работает мозг творческого человека и как научиться мыслить нестандартно, на Aeon объясняет доцент кафедры психиатрии Калифорнийского университета Джоти Мишра.

Десять лет назад психологи из Нидерландов выдвинули теорию, что оригинальные идеи возникают тогда, когда когнитивная гибкость сочетается с когнитивной выносливостью.

Когнитивная гибкость — это умение быстро переключаться с одной идеи на другую, а также обдумывать несколько идей одновременно.

Когнитивная выносливость — это способность размышлять над трудной задачей до тех пор, пока она не будет решена.

Творческий ум можно сравнить с ансамблем, в котором флейтист, виолончелист и тромбонист должны синхронно играть каждый свою партию и слушать друг друга. Музыканты этого нейроансамбля — три мозговых сети, которые формируются при одновременном активировании участков мозга, не являющихся смежными: центральная исполнительная сеть (ЦИС), сеть выявления значимости (СВЗ) и дефолтная система мозга (ДСМ, или сеть пассивного режима работы мозга).

Центральная исполнительная сеть. Исследования с применением методов нейровизуализации показывают, что ЦИС задействуется при принятии спонтанных решений и выполнении нескольких задач одновременно. Ученые из Университета Вандербильта и Квинслендского университета обнаружили, что многозадачность воспринимается мозгом не как одновременная обработка нескольких потоков информации, а как быстрое переключение с одного потока на другой. Исследователи также выявили, что, научившись обрабатывать каждую задачу быстрее, можно повысить свою эффективность в режиме многозадачности.

Сеть выявления значимости. СВЗ обеспечивает продолжительную концентрацию на одной задаче. Передняя поясная кора, где расположена эта система, также отвечает за принятие решений и саморегуляцию, то есть за процессы, требующие когнитивной выносливости.

Дефолтная система мозга. ДСМ сосредоточена в средней префронтальной коре и задней поясной коре. Она задействуется, когда наше внимание не сконцентрировано ни на какой определенной задаче.

Грезы наяву, блуждание ума, прокрастинация, размышления о прошлом и будущем — все эти процессы контролируются ДСМ. Когда мы заняты чем-то, что требует концентрации на объектах окружающего мира, активность дефолтной системы подавляется, чтобы мы не отвлекались на посторонние мысли.

Но именно такие посторонние мысли и фантазии служат источником креативности. Нужно лишь уметь обуздать их и направить в нужное русло.

что отвечает за творчество в мозге

Последние исследования показывают, что во время занятий творчеством участки мозга, в которых сосредоточены ДСМ, ЦИС и СВЗ, активируются одновременно.

В обычных условиях исполнительная сеть и сеть выявления значимости подавляют дефолтную систему, однако в процессе творчества все три системы функционируют взаимосвязано: дефолтная система обеспечивает спонтанное генерирование идей, а исполнительная система и система выявления значимости используют эти идеи для достижения конкретной цели.

Теперь, когда мы понимаем, какой механизм лежит в основе творческого мышления, возникает естественный вопрос: можно ли научиться креативности?

Известно, что отчасти креативность передается по наследству. Например, однояйцевые близнецы Давид и Питер Ойенс оба стали успешными художниками. Но не спешите отчаиваться.

Исследование, проведенное в 2014 году учеными из Стэнфордского университета, показало, что участники популярного курса развития креативности имели лучшие результаты в задачах на дивергентное мышление, чем участники контрольной группы. В другом исследовании объединенная группа нейробиологов и психологов из Даляньского технологического университета и Орегонского университета измерила способность участников к дивергентному мышлению до и после недели получасовых сеансов медитации и обнаружила, что медитация существенно повышает креативность.

Любопытно, что эти два эксперимента использовали диаметрально противоположные подходы. Участники стэнфордского эксперимента использовали для генерирования новых идей когнитивную гибкость, тогда как от участников даляньско-орегонского эксперимента требовалась когнитивная выносливость.

Эти эксперименты показывают, что креативность можно развить разными способами.

Люди, занимающиеся творчеством профессионально, нередко описывают творческий акт как спонтанный процесс. Их как будто несет волной. В таком состоянии всё тело человека напрягается, а зрачки расширяются.

В проведенном недавно эксперименте исследователи из Центра коллективного интеллекта Массачусетского технологического института попросили творческих людей в течение дня носить умные часы, настроенные на измерение сигналов тела. Они обнаружили, что высокая интенсивность и устойчивость сигналов может служить предиктором креативности.

Несмотря на то что ученые достигли определенного прогресса в понимании механизмов креативности и средств ее развития, она по-прежнему остается уникальным и загадочным состоянием, в котором ум и тело действуют в унисон.

Источник

Творчество и логика: миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга

что отвечает за творчество в мозге

«За логическое мышление отвечает левое полушарие головного мозга, а за творческое – правое» — это «изречение», как и множество других, ему подобных, очень распространено не только среди обычных людей, но и среди специалистов – даже в книгах, посвящённых правильному мышлению, саморазвитию и некоторым иным подобным темам их можно найти немало. Но более всего интересно, удивительно и странно то, что истинному положению дел эти, можно без обиняков сказать, мифы относятся очень и очень слабо.

Миф о том, что полушария головного мозга функционально асимметричны, является одним из наиболее популярных мифов, касающихся мозга, которые вообще сегодня можно встретить. Наряду с мифом о том, что человек использует свой мозг лишь на 10%, он является, пожалуй, лидером.

Несмотря на это, даже, казалось бы, профессиональные специалисты, обладающие серьёзными научными знаниями и всевозможными степенями и званиями, нередко утверждают, что данный миф является чистейшей воды правдой, и «пичкают» им умы незнающих людей. Хорошая же новость состоит в том, что миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга уже на протяжении довольно долгого времени относится к категории развеянных. Но давайте не будем забегать вперёд.

Основания для возникновения мифа о функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга появился не просто так. По большому счёту, причиной его возникновения стали результаты исследований, проводившихся с людьми с «расщеплённым мозгом», которые были организованы американским нейропсихологом и профессором психобиологии Роджером Сперри и командой его коллег.

В процессе исследований учёные проводили хирургические операции людям с «расщеплённым мозгом», в ходе которых разрезали мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария головного мозга друг с другом. Посредством такой операции, которая, к слову заметить, была самым крайним вариантом помощи, можно было избавить больных тяжёлой формой эпилепсии от сильнейших эпилептических припадков.

Благодаря лабораторным исследованиям пациентов с вышеназванным заболеванием, удалось выявить их поведенческие изменения, которые свидетельствовали о том, что полушария мозга работали независимо друг от друга. К примеру, пациенты, когда ощупывали какой-либо предмет правой рукой, могли распознать его и указать на его изображение, но не были способны произнести название этого предмета. А если установить между глазами человека с «расщеплённым мозгом» перегородку, а затем показать левому глазу (правое полушарие) фотографию нагого человека, он сразу же начнёт посмеиваться. Если же поинтересоваться у него, что вызвало его веселье, он ответит нечто вроде «на фотографии я увидел своего двоюродного брата, который всегда отменно шутит». Левое полушарие мозга не распознаёт фото, но с учётом того, что по большей части именно оно отвечает за обработку вербальных данных, оно самостоятельно станет формировать какое-нибудь правдоподобное объяснение.

Так, предъявляя разным полушариям, отдельно друг от друга, различные стимулы, учёные смогли выяснить, что они способны с относительным успехом выполнять и различные мыслительные действия. Например, у большего количества людей те области, которые отвечают за первичную обработку речевых данных (словообразование, грамматика и т.п.), располагаются в левом полушарии, а правое полушарие принимает участие, главным образом, в процессах эмоциональной оценки явлений, событий и объектов.

Кроме того, правое полушарие мозга было очень активно, когда задача, задаваемая человеку, решалась им при помощи озарения, где осознание проблемы и поиск решения осуществляется спонтанно, можно сказать, на уровне интуиции, что схоже с креативным мышлением.

Но, невзирая на это, различия между левым и правым полушариями нельзя считать понятными и чёткими в такой степени, чтобы делать какие-то конкретные выводы. И в большинстве случаев разговор ведётся не о том, что какое-то полушарие не способно на выполнение какой-то функции, а о том, что какое-то одно полушарие может выполнить эту функцию эффективнее и быстрее. К примеру, несмотря на то, что основная роль в обработке речи принадлежит левому полушарию, правое тоже принимает в этом процессе участие, занимаясь обработкой интонации и т.д.

Реальное положение вещей

Каждый должен понимать, что у здорового человека правое и левое полушарие взаимосвязаны друг с другом, и между ними постоянно происходит обмен информацией, а значит, то, что доступно одному полушарию, доступно и другому. К тому же, анализ данных, представленных функциональной МРТ показал, что оба полушария в процессе решения большинства задач «общаются» между собой.

Исходя их всего этого, нюансов, говорящих о различии двух полушарий мозга, несравнимо меньше, чем утверждают те, кто придерживается мнения о функциональной асимметрии полушарий. Функции, выполняемые обоими полушариями, в большей степени схожи друг с другом, нежели различны.

Нейробиологи нового поколения выражают своё несогласие с представителями их науки, которые придерживаются мнения о «непохожести» двух полушарий и утверждают, что они видят окружающую реальность по-разному – что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое отвечает за всё, что связано с творчеством.

Помимо всего прочего, сложные формы деятельности (творчество и т.п.) могут включать в себя не только креативные задачи, но и вполне обыденные и рутинные, так что даже если посмотреть на вопрос различия полушарий с позиции людей, разделяющих функции правого и левого полушарий, успех в том же творчестве, безусловно, обусловлен успешным функционированием обоих полушарий.

Причины популярности мифа о левом и правом полушариях мозга

Так по какой же причине миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга так прочно въелся в сознание людей и получил огромнейшее распространение?

Одной из причин является сама простота трактовки работы головного мозга, которая, помимо всего остального, довольно легко укладывается в рамки здравого смысла. С одной стороны, человеку приходится выполнять различные виды деятельности, которые кардинально отличны друг от друга, но с другой стороны, мозг обладает двумя похожими половинами. Но зачем они мозгу? Скорее всего, именно для того, чтобы они выполняли различные задачи.

Другая причина заключается в том, что рассматриваемый нами миф активно культивируется популярными учёными, которые стремятся на этом заработать. Указывая на то, что современный социум не способен в полной мере оценить эмоциональное восприятие реальности, которое является свойством правого полушария, приверженцы различия полушарий начали заниматься рекламой замысловатых схем повышения активности полушария, как бы отвечающего за творчество. Многочисленные семинары, тренинги, публикации и книги этих людей обещают желающим развиваться устранить с их пути личностного развития любые барьеры, которые налагаются на человека закостенелой системой базового образования, одобряющей конкретно «левостороннее» мышление.

Те же, кто стремится развить правое полушарие, имеют в распоряжении огромное количество упражнений, самих по себе являющихся вполне безобидными и даже исключительно положительными, однако к этому самому «развитию» правого полушария никак не относящихся. Но ситуация усугубляется тем, что многие «специалисты» нередко предлагают людям начать использовать какие-то специальные устройства, гармонизирующие и синхронизирующие работу обоих полушарий.

Конечно же, каких-либо доказательств тому, что человек способен научиться использовать конкретное полушарие мозга в отдельности от второго, или, наоборот, научиться использовать их гармонично, не существует. На самом деле, если психика человека работает нормально, то для этой работы требуется активизация различных частей полушарий, а не их синхронизация по первому требованию «хозяина».

Итак, помните о том, что в процессе работы головного мозга здорового человека его полушария находятся в процессе взаимодействия друг с другом, а сама работа этих полушарий гармонизирована именно так, как это нужно. Так что не стоит заниматься «непонятно чем» — лучше выкинуть из головы идею о том, что полушария мозга отвечают за разные функции, и просто начать развивать свое мышление, независимо от того, какой деятельностью вы занимаетесь – логической или творческой.

Источник

Как связаны человеческий мозг и творчество

что отвечает за творчество в мозге

что отвечает за творчество в мозге

Понятие творчества

Чтобы верно ответить на вопрос, как в нашей голове выглядит творческая деятельность и как она развивает наш мозг, дадим определение понятию «творчество».
По мнению многих учёных под творчеством понимается способность порождать нечто новое, отходить в мышлении от стереотипов и традиционных схем, оперативно разрешать сложные задачи. Именно способность к творчеству позволяет человеку адаптироваться в окружающем мире.

что отвечает за творчество в мозге

Какого человека можно назвать творческим

что отвечает за творчество в мозге

Первым, кто взялся за объективное исследование феномена творчества, был американский психолог Джон Гилфорд. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности.

Какое полушарие мозга отвевает за творчество

Мозг человека и творчество неразрывно связаны. Первым заговорил о «расщепленном мозге» американский нейрофизиолог, нобелевский лауреат Роджер Сперри. Он считал, что правое и левое полушария могут функционировать независимо друг от друга.

«Отсюда, видимо, и возник этот стереотип, – поясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Левое полушарие обрабатывает речь, а правое – зрительные образы. А раз речь – процесс, развернутый во времени, следовательно, левое полушарие обрабатывает информацию последовательно (и – следующий шаг к мифу – логически). Ну, а правое полушарие обрабатывает информацию целостно, поскольку зрительные образы целостны. В итоге, на левое полушарие «повесили» математику, логику и речь, а на правое – творчество». До этого заявления ни в научной литературе, ни в учебниках вы не встретите разделения «обязанностей» нашего мозга.

Действительно, в правом полушарии информация скорее перерабатывается целостно, а значит в теории, правое полушарие мозга отвечает за творчество, а в левом — скорее последовательно, и значит, что левое полушарие мозга отвечает за логику.

И в зависимости от вида деятельности вклад каждого из них может преобладать. Но в решении любых задач – математических или художественных – участвуют оба полушария мозга.

Критерии креативности по Джону Гилфорду:

Ещё один учёный, который изучил связь нашего мозга и творчества — американский психолог Е. Торренс. Он создал наиболее широко применяющийся тест на определение креативности, который расскажет о способностях человека к творчеству.

Считается, что в основе творчества лежит дивергентное мышление, то есть мышление, расходящееся по множеству путей. Дивергентное мышление включается тогда, когда одна проблема решается разными способами, каждый из которых может быть верным. По-видимому, именно множественность вариантов решений создает возможность нахождения оригинальных идей.

Рекс Юнг (Rex E. Jung), доцент отделения неврологии, психологии и нейрохирургии Университета в Нью-Мехико, подчеркивает основной признак творческого мышления: решение приходит в виде «озарения» — оно возникает при внезапной логической связи, которая появляется в мозгу подобно вспышке.

«Тот факт, что эволюция связала генерацию новых идей и перспектив с системой вознаграждения человеческого мозга, может объяснить распространение творчества и развитие науки и культуры», – сказал Джон Куниос, который тоже излучал связь мозга и творчества.

что отвечает за творчество в мозге

Для проведения эксперимента команда записывала электроэнцефалограммы людей, которые решали головоломки с анаграммами, требующими расшифровать набор букв. Испытуемые также заполнили анкету, которая измеряла их «чувствительность к вознаграждению», – базовую черту личности, отражающую степень человеческой мотивации получать награды. Материалы, опубликованные в 2020 году в журнале NeuroImage, показали, что у некоторых людей творческие озарения вызывают всплеск активности в системе вознаграждения мозга. Той самой, которая реагирует на вкусную пищу, оргазмы и другие основные удовольствия.

Каждый человек, испытывающий озарение при решении, демонстрировал всплеск высокочастотных «гамма-диапазонных» мозговых волн. Однако только очень чувствительные к вознаграждению люди показали дополнительный всплеск высокочастотных гамма-волн.

Это исследование предполагает, что измерения общей чувствительности к вознаграждению могут помочь предсказать, кто будет практиковать, развивать и расширять свои творческие способности с течением времени. И всё же существует вероятность, что в целом, творчество является предназначением нашего мозга, и так или иначе способности растут в течение жизни.

Источник

Откуда берется креативность: анализ активности альфа-волн мозга во время RAT-тестов

что отвечает за творчество в мозге

Многие из нас на определенном этапе жизни искали работу. И во время поисков мы погружались в интернет, читая самые разнообразные объявления от работодателей, которые содержат множество требований: знание PHP, знание английского, высшее образование, опыт работы 534 года, умение создать адронный коллайдер из проволоки, двух картофелин и жвачки, стоя на одной ноге на спине слона, танцующего чечетку. Шутки шутками, но одним из самых распространенных требований, помимо коммуникабельности, ответственности, трудолюбия и т.д., можно назвать креативность. И вот задавались ли вы когда-нибудь вопросом — что такое креативность с точки зрения нейробиологии? Нет? Не переживайте, я тоже не задавался. А вот сегодняшние наши герои, ученые из Великобритании, решили выяснить можно ли измерить креативность и выразить ее как некую определенную величину или показатель, наподобие уровня сахара в крови. Как работает наш мозг, когда мы проявляем креативность; универсален ли этот «навык»; измерим ли он — на эти вопросы мы будем искать ответы в докладе исследователей. Поехали.

Как мы знаем, наш мозг это самый важный орган. Да, без сердца или легких мы не выживем. Да, все органы важны, все органы нужны (кроме аппендикса, наверное, учитывая сколько нас без него ходит по свету). Однако мозг это наш ЦУП, наш штаб, отдающий приказы всем и всему в теле. Нарушение работы мозга не всегда означает конец жизни организма, но может крайне сильно ее изменить и далеко не в лучшую сторону.

что отвечает за творчество в мозге
Не Дед Мороз, но похож.

Также стоит отметить, что даже неосязаемые и неизмеримые явления, вроде любви, доброты, ненависти или жадности, можно напрямую связать с активностью определенных участков мозга. Сразу вспоминаются слова одного седобородого дедушки в белом костюмчике, нет, я не про Деда Мороза, а про Архитектора из Матрицы: «Я уже вижу начало реакций. Химических реакций. Они приведут к обострению чувства, которое всегда подавляет голос логики и разума. Чувства, мешающего тебе увидеть простую и очевидную истину: она умрёт, и ты никак не сможешь этому воспрепятствовать. Любовь. Квинтэссенция человеческих иллюзий. Живительный источник вашей великой силы и вашей великой слабости.»

Соответственно, если мы можем привязать любовь к работе мозга, то почему бы не привязать и креативность. Остается вопрос — какие участки мозга за нее отвечают, какие процессы протекают в нашей ЦНС во время проявления креативности, и как вообще это все измерить? И тут уже за работу берутся ученые, которые провели ряд независимых экспериментов над разными группами людей, чей мозг (точнее определенные его отделы) подвергались электростимуляции. Проанализировав результаты тестов, ученые пришли к вполне четкому и вразумительному выводу, который я вам сейчас не озвучу, ибо это же будет спойлер, а спойлеры никто не любит 🙂

что отвечает за творчество в мозге
Семантическая ассоциативная сеть (пример из просторов интернета).

Ученые поясняют основные принципы креативности следующим образом: основой любого творческого (креативного) процесса является способность создавать отдаленные и наименее ожидаемые семантические ассоциации. Когда перед нами возникает какое-то слово, вы начинаем искать понятия, связанные с ним, при этом начиная с самой сильной семантической ассоциацией. Для примера: игрушка — ребенок — мама — семья — люди — земляне. То есть, мы не перепрыгнем от «игрушка» до «земляне» сразу. В творческом процессе же эта концепция выглядит иначе — мы начинаем рассматривать даже самые отдаленные возможные семантические связи. Другими словами: «обычный» мыслительный процесс имеет четкий вектор, а вот творческий имеет несколько векторов сразу. Это грубое сравнение, тем не менее.

При этом остается непонятно какие именно нейронные процессы протекают в мозге человека в момент творческого мышления. То есть как творческие люди выбирают «отдаленные пути», а не «путь наименьшего сопротивления» в процессе мышления. Исследователи отмечают, что их предшественники высказывали теорию касательно пониженной когнитивной активности, когда мозг начинает искать альтернативные (более креативные) пути решения проблемы или задачи.

А теперь перейдем непосредственно к данному исследованию и тем экспериментам на людях (звучит устрашающе, правда), которые проводили ученые из Британии.

Подготовка к экспериментам

Всего было проведено 4 разных эксперимента, результаты которых мы рассмотрим чуть опосля. Общей для всех опытов была цель — изучение альфа-ритма* мозга во время конвергентного* и дивергентного* мышления, а также связать эти два столь противоположных процесса.

Альфа-ритм* — важен в данном исследовании тем, что снижается во время мыслительных процессов и при повышении внимания.

Конвергентное мышление* — прямолинейное мышление, в процессе которого человек, следуя определенному «алгоритму», поэтапно выполняет какую-то задачу или решает проблему.

Дивергентное мышление* — творческое мышление, в процессе которого человек не ограничивает себя в одном пути решения проблемы или задачи, а ищет альтернативные методы.

что отвечает за творчество в мозге
Височная доля мозга.

Главным, можно так сказать, героем экспериментов была правая височная доля мозга испытуемых, так как именно этот регион отвечает за семантические процессы, интеграцию связанной информации и распознавание этих самых связей между различными понятиями.

Первый эксперимент был нацелен на понимание связи между альфа-волнами правой височной доли (10 Гц) во время транскраниальной стимуляции мозга переменным током (tACS). Испытуемые выполняли некие задачи из категории «задачи удаленных ассоциаций» (remote associates task или RAT). В данном эксперименте ученые предполагали, что стимуляция правой височной доли приведет к улучшению результатов RAT-тестов, содержащих общие, но неверные семантические ассоциации, поскольку выполнение таких задач требует поиска удаленных ассоциаций.

Во втором эксперименте ученые анализировали показатели ЭЭГ (электроэнцефалографии) испытуемых в ответ на RAT-тесты с общими неправильными семантическими ассоциациями и в ответ на RAT-тесты без ассоциаций. Так сказать, сравнительный анализ.

В третьем эксперименте стимуляции tACS подвергалась индивидуальная альфа-частота (IAF) правой височной доли до, во время и после теста «альтернативного использования», во время которого испытуемые должны назвать как можно больше вариантов применения какого-то предмета.

И наконец, в четвертом эксперименте исследовались пиковые показатели IAF во время теста «альтернативное использование».

Впервые данный тип тестирования был продемонстрирован Сарноффом Медником еще в 1959 году. В данном тесте перед испытуемыми имеется три слова (пример исследователей: walker/main/sweeper, решение — street — streetwalker/main street/ street sweeper). Испытуемые должны подобрать слово, которое будет сопоставляться к каждым из трех и формировать новое слово. Для примера: laptop (ноутбук) состоит из двух слов «lap» (колени) и «top» (сверху), то есть « laptop» можно перевести как «на коленках».

что отвечает за творчество в мозге
Сарнофф Медник

Как правило, испытуемые в процессе поиска слова-решения обращают внимание на слова-задачи, пытаясь найти между ними семантическую связь. В таком ключе мышления сокрыта уловка — если два слова из задания имеют очень близкую семантическую ассоциацию, которая не является правильным ответом, то это может помешать найти правильное решение задачи.

Для примера исследователи приводят слова ear и tone из задачи ear/tone/finger. Первые два слова наталкивают на неверную ассоциацию со звуком (sound), которая должна привести к правильному ответу «ring». Другими словами, первые 2 слова из задачи имеют общую ассоциацию, а третье остается в сторонке.

В противовес этому ученые приводят другой пример — high/teacher/mate, где нет общей ассоциации ни для одной из комбинаций слов. Решением данной задачи является слово «school».

Таким образом умение избегать самого очевидного варианта решения задачи, уделяя внимание ложным ассоциациям, помогает эти самые задачи решить верно. Творческие люди показывают более высокие результаты в процессе выполнения таких тестов, однако ранее это никак не подтверждалось на нейробиологическом уровне.

А теперь по порядку и поподробнее о каждом из экспериментов.

Исследователи отмечают, что манипуляции с альфа-волнами путем внешней стимуляции tACS в лабораторных (контролируемых) условиях является отличным способом понять насколько сильно они влияют на творческие мыслительные процессы во время выполнения RAT-тестов, и как они проявляют себя в процессе ошибочных ассоциаций.

Некоторые из RAT-тестов имели общую ошибочную ассоциацию для двух из трех слов в задаче, которая не являлась правильным решением.

В эксперименте взяли участие 30 испытуемых, а этапов было всего 3: стимуляция правой височной доли, стимуляция левой височной доли и «плацебо» стимуляция (когда испытуемые думали, что стимуляция была, но ее не было).

что отвечает за творчество в мозге
Изображение №1

Как видно из графика , стимуляция височных долей сыграла большую роль в эксперименте. Также мы видим, что теория, указывающая на важность именно правой височной доли в решении задач с ошибочной ассоциацией, подтверждается на практике. При этом, если в тесте не было ошибочных ассоциаций, то и правая, и левая доли показали примерно одинаковый результат.

Для определения степени важности стимуляции ученые провели расчеты коэффициента эффективности, как разницы между долей правильных ответов для одного условия (стимуляция правой височной доли) и средним значением доли правильных ответов для двух других условий (стимуляция левой доли и плацебо).

Результаты этих расчетов показаны на графике . Как мы видим, стимуляция правой доли показывает значительно более высокий коэффициент эффективности решения тестов. Также ученые отмечают, что подобный сравнительный анализ только плацебо и стимуляции левой височной доли не показал разительных отличий, что лишний раз превозносит важность именно правой височной доли.

График показывает сравнение коэффициентов эффективности для всех типов стимуляций (левая, правая и плацебо) при наличии и отсутствии ошибочной ассоциации в задании теста.

График 1D показывает насколько эффективна была стимуляция правой доли в сравнении с левой. Когда правая доля стимулировалась, испытуемые лучше справлялись с задачами с ложной ассоциацией. А вот когда стимулировалась левая височная доля, то испытуемые справлялись с такими же заданиями хуже, чем даже без стимуляции. Таким образом стимуляция левой височной доли имела негативный эффект.

Во втором эксперименте ученые решили проверить насколько сильно манипуляции с альфа-ритмом влияют на возникновение ошибочных ассоциаций у испытуемых (новая группа людей) во время тестов.

На базе первого эксперимента было выбрано 45 RAT-тестов, которые имели ошибочные семантические ассоциации. И еще 45, у которых их не было.

Ученые провели анализ ЭЭГ, сравнивая показатели IAF в ответ на RAT-тесты с/без ошибочной ассоциацией. Также сравнивались частотные и пространственные отличия этих двух условий.

Основной теоретической базой для проведения сего эксперимента служила гипотеза, что для решения RAT-теста с ошибочной ассоциацией участникам придется сильнее концентрироваться на избегании этой ошибки-уловки, чтобы дать правильный ответ на задание теста. То есть они будут распознавать уловку и стараться обойти ее, а ученые смогут зафиксировать это на ЭЭГ. Ученые предположили, что во время таких тестов показатели IAF правой височной доли будут значительно выше в сравнении с тестами без ошибочных ассоциаций.

что отвечает за творчество в мозге
Изображение №2

На графике показаны общие результаты правильных ответов на тесты с уловкой (yes) и без уловки (no). А вот на соседнем графике уже показана доля неверных ответов на оба варианта тестов. И тут мы видим, что участники совершали куда больше ошибок именно в тестах с ошибочной ассоциацией (уловкой), что и предполагали ученые.

График 2C показывает долю тестов, когда испытуемые не дали ответ вообще. Тут видна также ожидаемая особенность — испытуемые более уверенно отвечали на тесты с общей ассоциацией, поскольку многие примани ошибочную ассоциацию (уловку) за правильный ответ. Другими словами, быстро, но неверно.

что отвечает за творчество в мозге
Изображение №3

Данные IAF прошли трехкратный дисперсионный анализ с учетом различных показателей (переменных): ошибочная ассоциация (yes/no); точность ответов (верно/неверно); ROI — область интереса (правая фронтальная доля, левая фронтальная, правая височная, левая височная, правая теменная, левая теменная и островковая доля).

Ученые обнаружили, что IAF выше в случае тестов с уловкой, чем без нее. Однако показатели варьировались в зависимости от области интереса (долей мозга).

Как видно на изображении , IAF правой височной доли достаточно высока при правильном решении тестов с ошибочной ассоциацией. В случае же неверного решения тестов большая активность наблюдается в лобной доле мозга. Когда же тесты не содержат уловок, таких скачков IAF не наблюдается. Это подтверждает, что для решения задачи более творческим путем испытуемые активнее «пользуются» правой височной долей мозга.

Также исследователи проверили будут ли наблюдаться подобные пики активности, если манипулировать с тета (4–8 Гц), бета (13–30 Гц) и гамма-ритмом мозга (30–40 Гц), то есть проводить эксперимент за пределами диапазона альфа-ритма (8 до 14 Гц). Однако, как и ожидалось, никаких уникальных и стоящих внимания изменений не было.

Ученые отмечают, что прекрасно понимают важность правой височной доли в формировании очевидных ассоциаций, то есть в процессе конвергентного мышления. Однако они также уверены, что эта область мозга играет не менее важную роль и в творческом мышлении. Посему и был проведен данный эксперимент, в котором определялась степень вовлеченности правой височной доли в процессе выполнения теста «альтернативного использования», который является самым базовым методом определения степени дивергентного мышления у испытуемого.

Снова была выбрана новая группа испытуемых, которые должны были написать как можно больше вариантов альтернативного использования обычных повседневных предметов. В процессе этого было опять-таки три варианта стимуляции: левая, правая и плацебо.

Списки (ответы) испытуемых были переданы трем оценщикам, которые по своему усмотрению оценивали ответы по трем параметрам:

что отвечает за творчество в мозге
Изображение №4

Уже во время фактического эксперимента исследователи отметили, что эффект стимуляции был явно выражен, особенно это было заметно по изменениям показателей удаленности. Но при этом другие два показателя (креативность и изобретательность) изменились незначительно. Также была заметна активность именно в правой височной доле (график по центру на изображении ).

Также ученые провели анализ активности уже после тестирования, который показал ее снижение до обычного уровня. Таким образом становится очевидно, что определенные участки мозга, нужные для решения задач творческим путем, активизируются в момент решения этих задач, а стимуляция усиливает их эффект. Если очень утрировано и грубо перефразировать — творческие навыки активизируются, когда это необходимо человеку.

И наконец-то, заключительный этап №4 был нацелен на конкретное измерение IAF. Точнее, новая группа испытуемых опять проходила тест с необычными способами использования вполне обычных предметов, а ученые измеряли силу IAF при создании ими каждого из вариантов отдельно, а не в совокупности. Помимо наблюдений за активностью мозга учеными, результаты тестов анализировались независимыми оценщиками, которые не были посвящены в детали эксперимента.

что отвечает за творчество в мозге
Изображение №5

Ученые сопоставили свои наблюдения и оценкой независимых оценщиков, выделив некое среднее значение. На изображениях и графиках выше показаны результаты, которые либо превосходят этот средний уровень, либо являются ниже его (изображение №5).

На изображении 5А показана топология активности долей мозга (цвет соответствует уровню результатов тестов, от низкого до высокого). И тут мы снова получаем подтверждение того, что именно правая височная доля (это словосочетания я теперь печатаю быстрее, чем свое имя) играет важнейшую роль в создании наиболее «удаленных» ответов. Что касается креативности и интеллектуальности, то для этих показателей активность правой доли не столь явно выражена.

Для более детального ознакомления с аспектами исследования (методы, расчеты и т.д.) рекомендую заглянуть в доклад ученых и дополнительные материалы к нему.

Что ж, если с древними греками и их верой в то, что душа человека находится в печени, мы еще можем поспорить, то вот с фактом того, что творческое начало человека находится в правой височной доле, уже нет. Данное исследование расширило наши знания о нашем самом важном органе, о мозге.

Изучения мозга человека легко сравнить с изучением просторов Вселенной или глубин океанов, настолько он загадочен и сложен. Мы пользуемся этим органом постоянно, без перерыва на обед и выходных, но так и не знаем всех его свойств, характеристик, нюансов.

Кому-то может показать, что подобные знания нам, людям, не нужны. Ну работает орган, пусть работает. Но понимая как работает любой механизм, тем более такой сложный как мозг, мы можем создать новые способы диагностировать поломки и новые инструменты для их устранения. К тому же, никакие новые знания, несущие пользу, нельзя назвать неважными.

Благодарю за внимание, оставайтесь любопытствующими, и хорошей вам рабочей недели, друзья.

VPS (KVM) E5-2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps до 1 января бесплатно при оплате на срок от полугода, заказать можно тут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *