что отвечает за удовольствие в мозге

Ни один человек не смог бы испытать сексуального желания, если бы из всей цепочки механизмов, отвечающих за интимную сферу жизни, исключить работу мозга. Человек лишился бы не только возможности фантазировать, вспоминать будоражащие его воображение образы, но и возбуждаться на физическом уровне. Какую же роль играет мозг в сексе?

«Сексуальная» область мозга

Структуры головного мозга, отвечающие за сексуальное поведение, располагаются в подкорковой системе, а именно в лимбической. Это целая совокупность структур, которая участвует в регуляции эмоций, памяти, функций сна и бодрствования, обоняния и регулирует функции внутренних органов и инстинктивного поведения. Об этом свидетельствует целый ряд исследований. Большинство из них, правда, проведены на животных.

В частности, в 1950-х годах один из основателей современной нейробиологии Джеймс Олдс провел ряд экспериментов на крысах. Он вживил в некоторые области лимбической системы грызунов крошечные электроды, которые были подсоединены к аппарату, оснащенному рычагом. Крысы, нажимая на рычаг, могли сами стимулировать свой мозг. И делали это постоянно. Эти области лимбической системы Олдс назвал «центрами удовольствия». Хотя по эксперименту сложно судить, было ли удовольствие продиктовано сексуальными «переживаниями», которые получали крысы.

Три составляющих сексуального желания

Сексуальная информация от противоположного пола поступает через органы чувств. Это зрение, осязание, обоняние, слух. Яркие эмоции, которые человек получил, передаются на нервные проводники, затем поступают к нервным центрам, располагающимся в лимбической системе и отвечающим за сексуальное поведение и сексуальное желание.

Половая доминанта – это одна из трех составляющих. Это временно доминирующий в центральной нервной системе очаг повышенной возбудимости, который отвечает за реализацию сексуальной функции. Половая доминанта формируется в подкорке, а за то, насколько она выражена у того или иного человека, отвечают два фактора:

Вторая составляющая желания – либидо, включающее в себя все условно-рефлекторные связи. Они возникают еще в раннем детстве и особенно активно формируются во время полового созревания. Эти связи и станут основой. Именно от либидо зависит, насколько у человека сильное влечение, насколько человек избирателен в своем выборе партнера.

Степень выраженности либидо зависит от того, насколько сильно на нервные центры воздействуют поступающие из внешней среды зрительные, тактильные и слуховые сигналы, а также насколько напряжена половая доминанта. И последнее составляющее – потентность, то есть способность к реализации. А насколько качественно оно будет реализовано, зависит не только от работы нервной системы, но и сосудистой, а также эндокринной.

Помните, первые проявления сексуального расстройства как у мужчин, так и у женщин часто связаны именно с нарушением одной из составляющих нервной регуляции. Как только Вы почувствовали, что появились проблемы в интимной жизни (снизилось влечение, появились сложности с достижением эрекции или оргазма, уменьшилась выработка естественной смазки во влагалище), обратитесь к сексологу. Специалисты Международного медицинского центра ОН КЛИНИК приложат все усилия, чтобы решить Вашу деликатную проблему.

ОН КЛИНИК: Нас уже выбрали миллионы! Присоединяйтесь!

Источник

Биохимия счастья

Что нейрофизиологам известно об источнике положительных эмоций в мозге

Как известно, не существует универсального определения счастья, единого для представителей всех стран и культур, и даже слова, обозначающие «счастье» в различных языках, имеют разное значение (о том, что думают на этот счет антропологи, читайте в нашей предыдущей статье). Однако счастье на самом деле еще более субъективно. С точки зрения когнитивных наук, нельзя выработать достоверную методику, которая позволила бы изучить, что такое счастье, потому что для каждого человека оно зависит от разных факторов. Измерению поддаются лишь отдельные аспекты нашего поведения и эмоционального состояния, но, возможно, они способны дать ключ к разгадке того, какие процессы происходят в мозге счастливого человека. О них и пойдет речь в этой статье.

С точки зрения когнитивной науки, счастье измерить очень сложно, потому что для каждого человека оно выражается по-своему: для кого-то счастье — это богатство, для кого-то — любовь, а кто-то скажет, что счастье заключается в наличии цели в жизни. Соответственно, нашим хорошим настроением управляют индивидуальные стимулы, способные вызывать у разных людей разную интенсивность положительных эмоций (от легкой радости до эйфории). Поэтому систематически изучать мозг счастливого человека, чтобы ответить на вопрос, что же такое счастье, практически невозможно.

Субъективное переживание счастья, однако, можно разделить на два сравнительно объективных компонента: эмоциональный (интенсивность плохих и хороших эмоций) и когнитивный (целостность нашего сознания). В «рецепт» счастливой жизни, таким образом, входят два компонента: положительные эмоции (и, как частность, отсутствие отрицательных эмоций) и чувство осмысленности того, что происходит в окружающем мире и с нами самими. Ниже речь пойдет главным образом о первом из них.

Рычаг удовольствия

Эмоция — это психическое состояние (положительное или отрицательное), за появление которого во многом отвечает сложный набор структур головного мозга — лимбическая система (она также отвечает за регуляцию более базовых человеческих функций, например обоняния и циркадных ритмов). Говоря простым языком, эмоция — это реакция человека на определенный внешний (из окружающего мира) или внутренний (например, мысленный) стимул и на то, что за этим стимулом может последовать.

Отрицательные эмоции, такие как страх или отвращение, проследить в мозге человека достаточно легко: за них отвечает миндалевидное тело, или миндалина. И если страх и отвращение являются базовыми эмоциями, выработанными в процессе эволюции, то с положительными эмоциями все гораздо сложнее. Психологии уже довольно давно полагают, что положительные эмоции во многом связаны с получением удовольствия. Поэтому, чтобы проследить процессы, происходящие в мозге человека радостного или счастливого, они изучают эмоциональный отклик человека довольного.

Исследования удовольствия и нейронных коррелятов, связанных с его получением, берут свое начало в экспериментах бихевиористов начала XX века. Объектом изучения бихевиоризма как направления психологии является поведение, в частности — поведение индивида как реакция на определенный стимул (внешний или внутренний). Знаменитый эксперимент, проведенный американскими психологами-бихевиористами Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в 1954 году, привел к открытию важного отдела мозга, который был назван ими «центр удовольствия».

В эксперименте участвовали крысы, которые сидели в специальном ящике с вживленными в области лимбической системы электродами. Ученые хотели выяснить, к какой реакции особи приведет стимуляция разных отделов этой области. Низкие разряды тока пускались по электродам каждый раз, когда крыса заходила в определенный угол клетки. Ученые обнаружили, что, получив стимуляцию, крыса стала возвращаться в угол снова и снова. Позже ученые проверили, сохранится ли эффект, если животное будет отвечать за получение вознаграждения само, и дали ему возможность получать стимуляцию посредством нажатия на рычаг. Крыса, игнорируя необходимые для выживания действия, нажимала на рычаг до тех пор, пока не умерла от истощения.

Основываясь на этом, Олдс и Милнер сделали вывод, что стимуляция мозга вызывала у мышей удовольствие, а сам электрический стимул был неплохим позитивным подкреплением. Две зоны мозга, подверженные стимуляции, были названы учеными частью большой совокупности структур головного мозга, названных «центрами удовольствия»: септальная область, прилегающая к мозолистому телу, а также небольшая часть полосатого тела — прилежащее ядро.

Впоследствии эксперименты с вживлением электродов в мозг в районе «центра удовольствия» пытались проводить на людях (психология 60-х годов была не очень этична по нынешним стандартам), но вскоре от этой практики отказались. Позже изучение «центров удовольствия» привело к открытию вещества, выделяемого в головном мозге в процессе получения удовольствия, — дофамина.

«Центров удовольствия» в мозге несколько: помимо упомянутых отделов лимбической системы ученые также выделяют некоторые части коры больших полушарий (например, орбитофронтальную кору и островковую долю). Точные функции каждой из них пока не установлены. Кроме того, «центры удовольствия» чаще всего рассматривают как части, входящие в состав более сложной системы — совокупности мозговых структур, называемой системой вознаграждения. Такая система отвечает за несколько аспектов, связанных с получением вознаграждения: желание приятного стимула, позитивные эмоции (удовольствие) в ответ на приятный стимул, а также закрепление поведения, которое привело к получению этого стимула.

Молекулы счастья

За получение удовольствия в мозге отвечают несколько нейромедиаторов — химических веществ, благодаря которым передается сигнал между двумя нейронами через синапс, место контакта двух нейронов. Мы рассмотрим свойства и функции самых основных.

Дофамин — это нейромедиатор из группы моноаминов, биохимический предшественник норадреналина. У дофамина несколько самых разных функций, в том числе контроль над моторной и исполнительной (когнитивной) деятельностью. Дофамин также является нейромедиатором, участвующим в активации системы вознаграждения.

Нейроны «центров удовольствия» выделяют дофамин в процессе реакции на определенный приятный для человека стимул, а также на предвкушение его получения. Стимул может быть каким угодно: сексуальным, сенсорным, внешним, внутренним. Это может быть еда, а может — лицо любимого человека. Все, что нам приятно, вызывает у нас удовольствие; удовольствие, в свою очередь, вызывает радость.

Еще одним важным нейромедиатором, участвующем в процессе формирования положительных эмоций, является серотонин. Как и дофамин, серотонин происходит из группы моноаминов. Среди функций, за которые отвечает выработка серотонина, кроме регуляции настроения, — память и сон. Дисфункция серотонинергических путей является одной из причин клинической депрессии и беспокойных состояний — своеобразного «антонима» счастья. Именно поэтому многие антидепрессанты работают по принципу ингибирования обратного захвата серотонина: в психически нездоровом мозгу выработка серотонина как нейромедиатора замедляется, а такие препараты способны восстановить этот процесс.

Также стоит отметить эндоканнабиноидные нейромедиаторы, например, анандамид и 2-арахидоноилглицерин. Они принимают участие в контроле реакции на стресс и регуляции уровня возбуждаемости. Каннабиноиды — действующие вещества конопли, из которых получают марихуану, — также действуют на каннабиноидные рецепторы.

Нейропептид окситоцин, вырабатываемый в гипоталамусе, отвечает за установление социальных связей и выработку теплых, положительных эмоций по отношению к кому-либо. Так, окситоцин в больших количествах выделяется во время родов, что способствует установлению прочной связи между матерью и ребенком, а также помогает матери в процессе кормления. В небольшом количестве окситоцин также выделяется во время оргазма, поэтому считается, что он играет важную роль в получении удовольствия при сексе.

Наконец, последний нейромедиатор, который мы рассмотрим, это норадреналин (также известный как норэпинефрин) — моноамин, который является предшественником адреналина. Этот нейромедиатор, наряду с адреналином, играет важную роль в регуляции страха и других отрицательных эмоций, повышает кровяное давление и сердцебиение, а также является главным нейромедиатором, отвечающим за стрессовую реакцию организма.

Стресс для многих связан с отрицательными эмоциями, а счастливая жизнь в постоянном стрессе кажется невозможной. Значит ли это, что избыточная выработка норадреналина — это преграда на пути к счастью? Однозначно нет. Некоторые люди находят свое счастье в условиях постоянного стресса: в их число входят как любители экстремального спорта и азартных игр, так и те, для кого главная радость в жизни — это постоянная работа.

Контролировать реакцию на стресс также помогает гамма-аминомасляная кислота (сокращенно ГАМК) — главный ингибирующий («тормозной») нейромедиатор, основная функция которого — уменьшать нервную возбудимость. На ГАМК-рецепторы воздействуют бензодиазепины — психоактивные вещества, обладающие противотревожным и седативным эффектом. Бензодиазепины входят в состав многих препаратов, прописываемых для лечения тревожных и панических расстройств.

Источник

Какие процессы происходят в мозге счастливого человека

что отвечает за удовольствие в мозге

С точки зрения науки, счастье измерить очень сложно, потому что для каждого человека оно выражается по-своему: для кого-то счастье — это богатство, для кого-то — любовь, а кто-то скажет, что счастье заключается в наличии цели в жизни. Соответственно, нашим хорошим настроением управляют индивидуальные стимулы, способные вызывать у разных людей разную интенсивность положительных эмоций (от легкой радости до эйфории). Поэтому систематически изучать мозг счастливого человека, чтобы ответить на вопрос, что же такое счастье, практически невозможно.

Субъективное переживание счастья, однако, можно разделить на два сравнительно объективных компонента: эмоциональный (интенсивность плохих и хороших эмоций) и когнитивный (целостность нашего сознания). В «рецепт» счастливой жизни, таким образом, входят два компонента: положительные эмоции (и, как частность, отсутствие отрицательных эмоций) и чувство осмысленности того, что происходит в окружающем мире и с нами самими. Ниже речь пойдет главным образом о первом из них.

Эмоция — это психическое состояние (положительное или отрицательное), за появление которого во многом отвечает сложный набор структур головного мозга — лимбическая система (она также отвечает за регуляцию более базовых человеческих функций, например обоняния и циркадных ритмов). Говоря простым языком, эмоция — это реакция человека на определенный внешний (из окружающего мира) или внутренний (например, мысленный) стимул и на то, что за этим стимулом может последовать.

Отрицательные эмоции, такие как страх или отвращение, проследить в мозге человека достаточно легко: за них отвечает миндалевидное тело, или мозжечковая миндалина. И если страх и отвращение являются базовыми эмоциями, выработанными в процессе эволюции, то с положительными эмоциями все гораздо сложнее. Психологии уже довольно давно полагают, что положительные эмоции во многом связаны с получением удовольствия. Поэтому, чтобы проследить процессы, происходящие в мозге человека радостного или счастливого, они изучают эмоциональный отклик человека довольного.

Исследования удовольствия и нейронных коррелятов, связанных с его получением, берут свое начало в экспериментах бихевиористов начала XX века. Объектом изучения бихевиоризма как направления психологии является поведение, в частности — поведение индивида как реакция на определенный стимул (внешний или внутренний). Знаменитый эксперимент, проведенный американскими психологами-бихевиористами Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в 1954 году, привел к открытию важного отдела мозга, который был назван ими «центр удовольствия».

В эксперименте участвовали крысы, которые сидели в специальном ящике с вживленными в области лимбической системы электродами. Ученые хотели выяснить, к какой реакции особи приведет стимуляция разных отделов этой области. Низкие разряды тока пускались по электродам каждый раз, когда крыса заходила в определенный угол клетки. Ученые обнаружили, что, получив стимуляцию, крыса стала возвращаться в угол снова и снова. Позже ученые проверили, сохранится ли эффект, если животное будет отвечать за получение вознаграждения само, и дали ему возможность получать стимуляцию посредством нажатия на рычаг. Крыса, игнорируя необходимые для выживания действия, нажимала на рычаг до тех пор, пока не умерла от истощения.

Основываясь на этом, Олдс и Милнер сделали вывод, что стимуляция мозга вызывала у мышей удовольствие, а сам электрический стимул был неплохим позитивным подкреплением. Две зоны мозга, подверженные стимуляции, были названы учеными частью большой совокупности структур головного мозга, названных «центрами удовольствия»: септальная область, прилегающая к мозолистому телу, а также небольшая часть полосатого тела — прилежащее ядро.

Впоследствии эксперименты с вживлением электродов в мозг в районе «центра удовольствия» пытались проводить на людях (психология 60-х годов была не очень этична по нынешним стандартам), но вскоре от этой практики отказались. Позже изучение «центров удовольствия» привело к открытию вещества, выделяемого в головном мозге в процессе получения удовольствия, — дофамина.

«Центров удовольствия» в мозге несколько: помимо упомянутых отделов лимбической системы ученые также выделяют некоторые части коры больших полушарий (например, орбитофронтальную кору и островковую долю). Точные функции каждой из них пока не установлены. Кроме того, «центры удовольствия» чаще всего рассматривают как части, входящие в состав более сложной системы — совокупности мозговых структур, называемой системой вознаграждения. Такая система отвечает за несколько аспектов, связанных с получением вознаграждения: желание приятного стимула, позитивные эмоции (удовольствие) в ответ на приятный стимул, а также закрепление поведения, которое привело к получению этого стимула.

За получение удовольствия в мозге отвечают несколько нейромедиаторов — химических веществ, благодаря которым передается сигнал между двумя нейронами через синапс, место контакта двух нейронов. Мы рассмотрим свойства и функции самых основных.

Дофамин — это нейромедиатор из группы моноаминов, биохимический предшественник норадреналина. У дофамина несколько самых разных функций, в том числе контроль над моторной и исполнительной (когнитивной) деятельностью. Дофамин также является нейромедиатором, участвующим в активации системы вознаграждения.

Нейроны «центров удовольствия» выделяют дофамин в процессе реакции на определенный приятный для человека стимул, а также на предвкушение его получения. Стимул может быть каким угодно: сексуальным, сенсорным, внешним, внутренним. Это может быть еда, а может — лицо любимого человека. Все, что нам приятно, вызывает у нас удовольствие; удовольствие, в свою очередь, вызывает радость.

Еще одним важным нейромедиатором, участвующим в процессе формирования положительных эмоций, является серотонин. Как и дофамин, серотонин происходит из группы моноаминов. Среди функций, за которые отвечает выработка серотонина, кроме регуляции настроения, — память и сон. Дисфункция серотонинергических путей является одной из причин клинической депрессии и беспокойных состояний — своеобразного «антонима» счастья. Именно поэтому многие антидепрессанты работают по принципу ингибирования обратного захвата серотонина: в психически нездоровом мозгу выработка серотонина как нейромедиатора замедляется, а такие препараты способны восстановить этот процесс.

Также стоит отметить эндоканнабиноидные нейромедиаторы, например, анандамид и 2-арахидоноилглицерин. Они принимают участие в контроле реакции на стресс и регуляции уровня возбуждаемости. Каннабиноиды — действующие вещества конопли, из которых получают марихуану, — также действуют на каннабиноидные рецепторы.

Нейропептид окситоцин, вырабатываемый в гипоталамусе, отвечает за установление социальных связей и выработку теплых, положительных эмоций по отношению к кому-либо. Так, окситоцин в больших количествах выделяется во время родов, что способствует установлению прочной связи между матерью и ребенком, а также помогает матери в процессе кормления. В небольшом количестве окситоцин также выделяется во время оргазма, поэтому считается, что он играет важную роль в получении удовольствия при сексе.

Наконец, последний нейромедиатор, который мы рассмотрим, это норадреналин (также известный как норэпинефрин) — моноамин, который является предшественником адреналина. Этот нейромедиатор, наряду с адреналином, играет важную роль в регуляции страха и других отрицательных эмоций, повышает артериальное давление и сердцебиение, а также является главным нейромедиатором, отвечающим за стрессовую реакцию организма.

Стресс для многих связан с отрицательными эмоциями, а счастливая жизнь в постоянном стрессе кажется невозможной. Значит ли это, что избыточная выработка норадреналина — это преграда на пути к счастью? Однозначно нет. Некоторые люди находят свое счастье в условиях постоянного стресса: в их число входят как любители экстремального спорта и азартных игр, так и те, для кого главная радость в жизни — это постоянная работа.

Контролировать реакцию на стресс также помогает гамма-аминомасляная кислота (сокращенно ГАМК) — главный ингибирующий («тормозной») нейромедиатор, основная функция которого — уменьшать нервную возбудимость. На ГАМК-рецепторы воздействуют бензодиазепины — психоактивные вещества, обладающие противотревожным и седативным эффектом. Бензодиазепины входят в состав многих препаратов, прописываемых для лечения тревожных и панических расстройств.

Относительно недавно, в 2012 году, шведский ученый Хьюго Лёвхейм предложил трехмерную модель связи совместного действия трех моноаминов — дофамина, серотонина и норадреналина — и проявлением эмоций, названную «эмоциональным кубом». Согласно этой модели, радость и удовлетворение вызываются высоким уровнем дофамина и серотонина и низким — норадреналина, а чувство беспокойства и тоски — наоборот, высоким уровнем норадреналина и низким — двух других. Однако для того, чтобы человек испытал волнение или возбуждение (excitement), все три моноамина должны вырабатываться в большом количестве.

Однако есть и менее радикальные способы прямого воздействия на рецепторы, связанные с работой разных нейромедиаторов. Физические упражнения, например, усиливают действие β-эндорфинов, тем самым повышая настроение. Считается даже, что повышенная физическая активность может служить хорошей профилактикой депрессии. Области головного мозга, содержащие дофаминергические нейроны, активируются, например, у людей, испытывающих наслаждение при прослушивании музыки

Сегодня можно с уверенностью сказать, что те разделы когнитивных наук, которые отвечают за изучение сложных эмоциональных состояний (а к ним как раз относится счастье), все еще находятся в процессе развития. Многие психологи, в частности профессор Оксфордского университета Мортен Крингельбах, пытаются проследить систематическую связь между получением удовольствия и счастьем и выявить нейронные корреляты, отвечающие за счастливую жизнь и хорошее настроение.

Крингельбах и его коллега, американский психолог Кент Берридж, выделяют три компонента работы системы вознаграждения: «склонность» (liking), отвечающую за объективную, «химическую» реакцию человека на стимул; «желание» (wanting), отвечающее за волевое усилие человека получить стимул; и «обучение» (learning), отвечающее за построение ассоциаций, связанных с получением стимула. «Склонность» к получению стимула, будучи удовлетворенной, обеспечивает нам удовольствие, но одного удовольствия для счастья недостаточно. «Желание» стимула обеспечивает мотивацию к его получению, то есть этот компонент привносит в нашу жизнь цель, но одно лишь «желание», не будучи ничем сдержано, приводит к зависимости от стимула. «Обучение» связывает эти два компонента и стимулирует нас к поиску способов снова получать удовольствие. Счастье, по мнению Крингельбаха и Берриджа, сводится к балансу этих трех компонентов. Однако как достичь этого баланса, ученые не пишут.

Таким образом, современная нейронаука может дать нам представление только об одной составляющей счастья — положительной эмоциональной реакции на стимул. Вторая составляющая — чувство осмысленности происходящего, наличие цели в жизни — вопрос скорее философский и на данный момент находится за пределами возможностей систематического объективного изучения.

Источник

УДОВОЛЬСТВИЕ. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ. ПОЛЬЗА И ОПАСНОСТЬ

Среди всех причин, приводящих к употреблению алкоголя (и других психоактивных веществ), о которых говорят ставшие зависимыми люди, таких как борьба с тревогой, или бессонницей, попытки справиться со стрессом, и так далее — наиболее важной и основной является удовольствие. Может показаться парадоксальным и даже забавным — это как раз и есть причина, по которой люди не принимают медикаменты для всех этих целей: эффект достигается, но это скучно, не приносит, правильно — удовольствия.

Зачем человеку удовольствие

Удовольствие — не случайная вещь в нашей жизни, как неслучайно присутствие в организме рудиментарных органов. Живое не любит нецелесообразности. Эволюционное развитие подарило организмам способность испытывать приятные чувства намеренно. Зачем? Кто задумывается о таких вопросах — «зачем я могу радоваться и наслаждаться?» Люди просто делают это и не рассуждают.

Если мы посмотрим на младенца, а не на взрослого, возможно будет проще понять, какое значение имеет удовольствие в человеческой жизни.

Для ребенка в момент появления на свет мир переворачивается: нужно самому дышать, есть, самому сохранять тепло, а вывести его из равновесия может что угодно — холод, голод, колики в животе или просто скука. Что вознаграждает его за страдания, что говорит ему: «неприятности кончились», что является для него сигналом «наконец все в порядке»? Да, удовольствие! Поел, согрелся, поиграл, мама улыбнулась — все это несет удовольствие.

Таким образом, мы видим, что удовольствие выполняет несколько важных задач. Например, ребенок начинает выделять близких среди прочих людей в связи с удовольствием, также он учится отличать хорошее от плохого, осваивает навыки коммуникации – и все на основе удовольствия.

Помогает ли оно в дальнейшем? Конечно! Ребенок дотягивается до погремушки – удовольствие знаменует понимание, что активность в освоении мира приводит к приятным последствиям. Когда он начинает стоять, а тем более ходить удовольствие знаменует момент триумфа: учиться новому, развиваться – восхитительно. И мы также можем вспомнить, какое чувство приносит школьнику победа над таблицей умножения. Дети выбирают увлечения увлеченно и с удовольствием играя, опираясь на это чувство, объединяются с друзьями в компании и, таким образом, усваивают нормы социального взаимодействия во время совместных игр, которые, вообще-то нужны как модель будущей деятельности.

что отвечает за удовольствие в мозге

А в жизни взрослого человека — кто не знает ощущения законной гордости от хорошо выполненной работы? Не связан ли с удовольствием, восхищением, выбор партнера, спутника жизни? Не приносит ли удовлетворения организация домашнего уюта, не испытывают ли родители позитивных переживаний от заботы о потомстве?

Итак, очевидно — удовольствие имеет в жизни огромное значение: удовольствие помогает учиться и работать, выбирать призвание, друзей, спутника жизни, воспитывать детей… что будет, если такой важный механизм испортится? Или другой вопрос – как он может испортиться?

Понятно, что, как и другие функции нашей психики, удовольствие обеспечивается работой особой системы в нашем мозге. Она так и называется: система вознаграждения и включает в себя сеть клеток, производящих нейрогормоны, вызывающие удовольствие в ответ на определенные ключевые события в жизни — лицо, или действие, или результат действия. Мозг привыкает вырабатывать их, сталкиваясь с типами ситуаций, или действий и производит каждый раз, когда сталкивается с этой ситуацией. Так мы узнаем наши предпочтения, склонности, любимые занятия, может быть, совершаем решающий жизненный выбор.

Если удовольствия становится много

Представьте, что будет, если появится вещество, которое приводит к более мощному выбросу гормонов удовольствия. Во-первых, конечно, мозг сразу поймет: удовольствия больше, а работать не надо. С этой точки зрения уже появляются определенные преимущества перед естественным порядком вещей. Во-вторых, есть такая особенность, что, привыкая к этому веществу (оно искусственное, сильнее действующее) клетки хуже реагируют на повседневную, привычную причину. Кроме этого существует еще и привыкание: сначала для удовольствия, эйфории, нужна одна доза вещества, а через некоторое время – уже другая, и так дальше: требуемая доза вещества возрастает и возрастает. Поэтому обычным жизненным «земным» удовольствиям и радостям все сложнее конкурировать с таким соперником — он был сильнее уже на раннем этапе, а теперь, когда его стало больше, тягаться с ним и вовсе почти невозможно.

Таким образом, перед человеком становится выбор: получать слабое удовольствие от повседневных событий, зарабатывая его трудом и развитием, или получать высокую дозу эйфории не делая почти ничего — только пойти, купить и принять. Напомним, что удовольствие для мозга очень важно, это один из основных его ориентиров. Поэтому, нацеленный на получение удовольствия мозг перестраивается, ищет его в постоянном употреблении и постепенно все больше и больше обесцениваются естественные причины удовольствия в сравнении с искусственными.

что отвечает за удовольствие в мозге

Осложнения искусственного удовольствия

Тут следует вспомнить также про такую вещь, как истощение. Если все время подстегивать клетки, понукать их, чтобы они интенсивно работали, они устают, пустеют, и все больше времени нужно, чтобы они восстановились, отдохнули и смогли снова делать гормоны радости. Начинаются периоды «засухи», периоды, когда организм подолгу не вырабатывает «гормонов радости», способных подарить эйфорию. Как называется такое состояние? Верно, депрессия! Состояние, когда голод по приятным чувствам превращается в нужду, и этот дефицит заставляет выглядеть прием искусственных стимуляторов удовольствия еще более актуальным, фактически единственным способом ощутить в жизни что-то хорошее.

Так человек становится заложником порочного круга: без вещества нет удовольствия, однако его прием истощает его источник.

А в это время естественные источники радости обесцениваются, тают, как будто подвергаясь инфляции, девальвируют, как сказали бы экономисты. Прошу снова вспомнить их по порядку: страдает способность работать и чувствовать радость, исчезает удовлетворение от учебы, пропадает удовольствие от отношений в семье — с супругом, или супругой, с детьми или родителями, бывает, человек теряет семью. Портятся отношения с друзьями, так как человек их не ценит, они сменяются на собутыльников, соупотребителей. Портятся отношения с коллегами, руководителями, заказчиками, что нередко приводит к утрате трудоустройства. Но также исчезают и увлечения, забываются любимые занятия, вытесняемые одним основным — приемом вещества, которое постепенно также перестает быть источником наслаждения, становится постылым, обыденным, невкусным.

Но мозг не перестает требовать его. Он уже твердо выучил урок: все остальное совсем бессмысленно, есть лишь слабая, ложная надежда, что вещество опять сработает. И мозг снова требует. А человеку приходится подчиниться, потому что нечего противопоставить. И он пьет (или одурманивается) — вынужденно, без охоты, теряя здоровье, силы, способности, смысл, теряя себя.

Об этом многое можно еще рассказать, более подробно останавливаясь на каждой утрате, но в этот раз я хотел подробно и как можно более наглядно рассказать, как работает, как развивается система удовольствия, какую пользу она способна принести, когда источники удовольствия природные, естественные, жизненные. И о том, как она деградирует, извращается, уродует жизнь, когда мозг привыкает к искусственному, синтетическому удовольствию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *