что означает кролик как символ в пасху
Загадка пасхального кролика, или Легенда про шоколадные яйца
В современном мире трудно представить человека, который никогда не слышал о празднике Светлой Пасхи. Несмотря на религиозное разнообразие, с традициями и атрибутами этого праздника в той или иной мере знакомы практически все.
Главными спутниками православной Пасхи традиционно считаются освященные расписные яйца, а вот на Западе в странах, где господствует католицизм, неотъемлемой частью праздника является Пасхальный кролик.
Кто такой Пасхальный кролик
Основной символ западной пасхи появился много лет назад, и сегодня достаточно сложно установить его истинные корни. Однако существует несколько версий, которые убедительно рассказывают об истории происхождения этого праздничного элемента.
Происхождение понятия
Если погрузиться вглубь истории, можно понять, откуда пошел сам праздник, и почему именно заяц стал символом Пасхи. На самом деле, следы этого зверя не раз появляются в старинных легендах. По мнению ученых-историков, зарождение пасхального зайчика происходит в древнегерманской мифологии.
В тевтонских легендах значимое место отводится богине плодородия Эостре. Она символизирует собой весну, возрождение природы. Ей приносили дары, чтобы попросить об урожае или прибавлении в семье. По легендам, спутниками богини были кролики, которые несли светильники, что освещали Эостре путь. Из-за своей плодовитости, кролик издавна считался символом плодородия, поэтому его появление рядом с богиней весны и возрождения природы абсолютно логично.
Значение термина
Но почему именно зайчонок? Что означает пасхальный заяц в христианской традиции? Ведь в реальном мире нести яйца полагается курице. Дело в том, что именно «обычность» этого явления не дает курице занять место волшебного зверя. Пасха — время чудес, поэтому и ее символы должны таить в себе волшебство. Именно так много лет назад на должность главного сказочного атрибута Великого христианского праздника был выбран кролик — маленький милый зверек, который вызывает восторг и у взрослых, и у детей.
Сегодня для взрослых и детей в США и странах западной Европы Пасха невозможна без волшебного кролика. Каждый ребенок ждет его появления так же, как на рождество ожидает Санта Клауса. По легенде, перед Пасхой волшебный кролик несет разноцветные шоколадные яйца, которые после этого прячет в своей норке. В праздничное утро послушные мальчики и девочки, которые весь год вели себя хорошо, должны отыскать в саду кроличье гнездо с подарками и получить свои шоколадные яйца.
Легенды про Пасхального зайчика
В современном мире существует несколько интересных легенд, объясняющих происхождение пасхального зайчика и его утверждение в качестве главного символа христианской Пасхи.
Одна из легенд рассказывает о том, что во все времена зайцев принято было считать хитрыми и вредными животными. В весеннюю пору эти наглецы разоряли сады и огороды, оставляя жителей селений без пропитания. Но однажды, после сильного голода, поразившего Европу, зайцы раскаялись и решили в знак своего искупления раз в год на праздник Светлой Пасхи одаривать людей своими волшебными дарами.
Другая легенда восходит к христианской традиции и повествует о том, что во время Всемирного потопа на ковчеге Ноя образовалась брешь, грозившая гибелью всем существам, оставшимся в живых. Но на помощь пришел заяц и заткнул образовавшуюся щель своим хвостиком, и тем самым спас животных и семью Ноя от верной смерти. С тех пор этому зверьку воздают дань, вспоминая о его храбрости в день Великой Пасхи.
Также существует поверье, что кролик — это лунное животное. А празднование Пасхи происходит в первое воскресенье после наступления полнолуния.
Есть еще две наиболее реалистичные версии утверждения кролика в качестве главного символа Пасхи. По одной из легенд, бедная женщина не могла больше кормить своих голодных детей и украла у соседки несколько яиц, которые позже припрятала в саду. В день празднования Пасхи дети женщины случайно обнаружили яйца в тот момент, когда по саду пробегал кролик. Дети в силу своего возраста подумали, что именно пушистый зверек принес им этот праздничный подарок.
Говорят, что существует еще одна версия. В свое время известный немецкий писатель Иоганн Гете придумал забавную детскую игру, смысл которой заключался в необходимости спрятать кролика, а потом отыскать его. Игра так понравилась детям, что незаметно переросла в праздничную традицию, из которой позже появился Пасхальный зайчик.
История появления традиции
Несмотря на то, что еще с глубокой древности заяц появлялся во многих легендах и историях, символизировать главный христианский праздник он стал не просто так.
Как кролик стал символизировать Пасху
В христианском мире заяц, как символ, имеет множество значений. Во-первых, он олицетворяет собой человека, который отдает себя под защиту Бога.
Кролик, поедающий виноградную лозу, символизирует вознесение чистой души в рай, где ее ждут наслаждение и покой.
Часто в христианских книгах и картинах встречается изображение трех зайцев, образующих круг благодаря соприкосновению ушей. Ученые теологи считают, что это один из способов изображения святой Троицы.
Так, соединив в себе христианские значения и древние легенды, кролик в современном мире стал главным символом европейской Пасхи.
Современное значение для праздника
Сегодня каждая христианская семья в США и Европе, готовясь отмечать Пасху, запасается фигурками Пасхального зайчонка, который является основным символом Пасхи. Это могут быть детские поделки, шоколадные зайцы, рисунки, вышивки, одежда и посуда с изображением зайчиков.
Считается, что без этого символа встречать Пасху просто невозможно, и для того, чтобы божественная благодать сошла на дом человека, нужно поселить в нем волшебного проводника. Именно этим проводником в день праздника и является кролик.
Традиции празднования, связанные с кроликом
Со временем количество традиций, связанных с кроликом, только увеличивается. Если раньше родителям достаточно было спрятать в саду несколько шоколадных яиц для детей, то сегодня каждая семья старается привнести в эту традицию что-то новое. Кто-то выбирает этот день, чтобы поселить в своем доме живого кролика, кто-то посещает специальные фермы, где можно провести время в общении с этими пушистыми зверьками. Кто-то любит перечитывать в этот праздник сборник пасхальных историй про шустрого кролика, кто-то пересматривает мультфильмы.
Как правило, городские власти не обходят стороной этот праздник, поэтому на улицах городов проводятся пасхальные ярмарки, где можно погладить живых зайчат или приобрести сувениры с их изображениями.
Как сделать Пасхального зайца своими руками
Многие мастерицы в ожидании Пасхи предпочитают делать Пасхальных кроликов своими руками. Некоторые из них даже готовы проводить специальные мастер-классы. Вариантов изготовления пасхальных зайчиков — множество.
Из ткани
Поделки, сделанные из ткани, считаются одними из самых популярных. Однако для их изготовления придется потратить немало времени и сил.
Вариант №1
Вариант №2
Из бумаги в технике оригами
Можно сделать праздничного зайчонка из бумаги в стиле оригами.
Из ниток крючком
Пасхального зайку можно связать крючком, используя плотную пряжу любого цвета.
Для этого потребуется изготовить несколько деталей:
Когда все детали связаны, нужно сшить их между собой — и праздничный зайка готов!
Другие способы
Главный Пасхальный символ можно приготовить своими руками в виде печенья.
Для этого понадобятся:
Чтобы испечь праздничное угощение, необходимо:
Видео
В видео представлен один из рецептов приготовления печенья «Пасхальный кролик».
Кролик — символ католической Пасхи
В православной традиции главными символами Пасхи считаются куличи и крашеные яйца. У католиков этот праздник ассоциируется с пасхальным кроликом, несущим яйца. Почему кролик (заяц) стал у католиков символом Воскресения Христова?
В языческих культах древнегерманских племён зайцы ассоциировались с богиней утренней зари и плодородия Eastre (по-немецки Пасха — Ostern). Зайцы и кролики заслуженно символизировали природную плодовитость.
Апрель — англо-саксон. Eastermonað — назван в честь богини плодородия Eastre — Истар (Иштар, Астарта) Eastre (Eostre), от Proto-Germanic *austron- «рассвет», также имя богини плодородия и весны, восхода солнца, праздник отмечался в весеннее равноденствие, от * aust — «восток, на восходе солнца» (сравните east — восток), от корня PIE * aus- «сиять, рассвет». Латин.: Aprilis, от этрус. бога Apru (Aplu — Аполлон); Proto-Italic *ap(e)ro-, от санскрита: apo- «высший»; скифская богиня АПИ.
В других языческих культурах символом плодовитости природы были и другие животные, к примеру, олень и олениха, петух и курица.
По мере распространения христианства по Европе христианские миссионеры приспосабливали уже существующие в народе языческие ритуалы и обычаи празднования пробуждения природы в день весеннего равноденствия, приближая их к христианским традициям и праздникам. Так произошло и с Пасхой.
Языческий праздник весеннего равноденствия и чествование богини Eastre преобразился в воскресение Иисуса Христа.
Перенесли в символику Пасхи и зайцев, кроликов, символизирующих плодовитость и рождение новой жизни. Яйцо, как известно, в древних языческих культурах обозначало рождение новой жизни.
В Англии слово Easter — Пасха впервые записано в 1610 г. Впервые рассказ «О пасхальных яйцах», описывающий пасхальные традиции был записан в 1682 году немецким профессором медицины Георгом Франком фон Франкенау.
Франкенау писал: «В Южной Германии, в Эльзасе, в Пфальце, а также в некоторых соседних с ними областях и в Вестфалии эти яйца называются заячьими. Детям рассказывают, что пасхальный заяц их сносит, а затем прячет в траве и кустах. Это заставляет малышей искать их с большим рвением на потеху взрослым». Эта традиция соблюдается в Германии по сей день.
С 1888 г. в традиции празднования католической Пасхи появился Пасхальный кролик, приносящий пасхальные яйца, и ставший символом Пасхи.
В Новом Свете о пасхальных кроликах узнали в конце XVIII века с прибытием переселенцев из Германии. В США с годами немецкий обычай трансформировался. Кролики стали приносить американским детям в качестве пасхальных даров не яйца, а шоколад и игрушки.
Не доверяйте кролику, он может заманить вас в свою нору, и вы попадёте в тайный мир Зазеркалья, как Алиса, погнавшись за Белым Кроликом, попала в «Страну чудес» Льюиса Керролла ( Чарльза Лютвиджа Доджсона ) — одного из самых известных и в то же время загадочных английски х писателей Викторианской Англии.
В р омане «Алиса в Стране чудес», написанном 1865 году, рассказывается о молодой девушке по имени Алиса, которая падает через кроличью нору в подземный мир фантазий, населенный необычными, антропоморфными существами. Сказка считается одним из лучших примеров литературного бессмысленного жанра, где автор играет с логикой, словами, смыслами и понятиями, открывая парадоксы жизненных ситуаций.
Во всем царстве природы угрожает ли нам какое-либо существо меньше, чем нежный кролик?
Хотя сегодня этот вопрос может показаться совершенно риторическим, ответ на него мы находим в средневековых иллюстрированных рукописях, где можно увидеть довольно странную и удивительную роль зайца (кролика), выступающего в роли жестокого убийцы.
На страницах средневековых рукописей Зайцы протыкают человека насквозь, расчленяют и рубят рыцарей пополам так, будто занимались этим с сотворения мира. Так в чём же дело?
Дело в том, что Заяц в католическом христианстве средневековой Европы символизировал не только природную плодовитость, но и греховное сладострастие. Иными словами, по средневековым канонам заяц — это воплощение греха сладострастия, который губит души молодых людей, храбрых рыцарей, павших жертвами этого порока.
В средневековых рукописях иллюминатов есть множество средневековых изображений этих, казалось бы, невинных существ в нехарактерном для них образе — жестоких убийц.
Общество баварских иллюминатов (нем. der Illuminatenorden) — немецкое тайное общество, основанное 1 мая 1776 года в Ингольштадте философом и теологом Адамом Вейсгауптом — орден совершенствующихся (Perfektibilisten). Этот союз должен был бороться с суеверием и невежеством, распространяя просвещение и нравственность, а также либеральных идей эпохи европейского Просвещения.
Официально целью иллюминатов было объявлено совершенствование и облагораживание человечества путём «строительства нового Иерусалима»
Вейсгаупт утверждал, что обычный человек по природе своей не является плохим и порочным — дурными греховным его делает окружение — внешнее влияние социальных институтов, религии, государства. Если человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой. В период расцвета «Общества баварских иллюминатов» в нём состояли примерно 2 тыс. человек.
Среди иллюстраций есть рисунки, где кролики атакуют, сидя на улитках, и даже где группы крестьян сражающихся с улитками на палках или где они оседлав улиток, пытались ездить на них.
Мы, жители 21 века, испытываем трудности в понимании средневекового юмора не меньше, чем столетие назад. И всё же мы действительно сможем понять иносказательный смысл средневекового юмора и можем также посмеяться над этими шалостями на картинках, как это должны были делать наши средневековые предки. Юмор сцены происходит от этой внезапного превращения совершенно безобидного существа в опасного монстра, наделённого невиданной силой.
Картинка из средневековой рукописи — заяц, убивающий отважного рыцаря — это символическое изображение пагубности греха сладострастия, убивающего сильных и храбрых рыцарей, и даже королей.
Так что, возможно, сцена драки рыцарей и кролика из «Монти Пайтона и Священного Грааля» не является такой уж комедийной, а наполнена глубоким историческим символизмом.
На фасаде собора Нотр-Дам, праведник, бросив меч, бежит от греха сладострастия (от кролика)
В средневековой традиции Деву Марию было принято изображать с сидящим у её ног белым зайцем, указывающим на чистоту и непорочность матери Иисуса Христа, попирающей ногами грех сладострастия.
Изображения маленьких белых и коричневых зайцев (кроликов), которые занимаются своими делами в поле, в средневековом искусстве представляют собой символы Христа, и означают чистоту, невинность, беззащитность, беспомощность, покорности судьбе.
Сцены охоты кроликов на души людей появляются на краях средневековых рукописей, породило изящный жанр «мести кролика», который часто использовался, чтобы наказать за грехи такие, как глупость и трусость. В среднеанглийском языке прозвище Stickhare («заяц с палкой») означает «трус», на средневековых иллюстрациях кролик — «храбрый трус».
Заяц в древнерусских манускриптах
Откуда на пасхальных открытках и конфетных обёрток взялся мотив с зайцем? Конечно, мотив пасхального зайца пришёл к нам из западной, немецкой, традиции. Однако мотив зайца оказался очень близок русскому православному мировоззрению. И вот почему.
Изображение зайца часто находим в древнерусских летописях, на печных изразцах. Наши предки на Руси воспринимали окружающую природу через призму Божественного творения, поэтому каждое живое существо — человек, птица, зверь или природное явление считалось Божьи творением, и ему придавался особый смысл.
Заяц на миниатюре «Слова о рассечении человеческого естества», XVIII в.
На миниатюре изображён убегающий от охотника заяц, его часто уподобляли человеку, который спасается бегством от нападок дьявола. Эту метафору мы встречаем в «Физиологе» — старинном русском бестиарии, где заяц представлен как символ «совершенного мужа», который бежит от «ловящих сетей диаволских»:
«Внегда ловимь бываеть заець, бегает в камение… и тако съхраняет себе… Поищи и ты, человече, камень, гоним от пса, сиречь от беса, гонящаго день дне и емлющаго человеческого живота».
Бегущий заяц — это древнерусский символ праведника.
В иллюстрациях древнерусских манускриптов часто изображали зайца убегающего в камни. Этот мотив появился как иллюстрация к словам Псалтири, 103 псалма, описывающего сотворение мира и то, что высокие горы предназначены оленям, а камни созданы, чтобы служить «прибежищем заяцем». Эти слова нашли у наших предков и духовное толкование:
«Человеком, ихже житие легко, яко стень, сим прибежище спасению камень бысть, на немъже распятся Христос».
Надпись: «И возлагает смирение своё от суетных мирских, и упаде, яко заяц от ловящих сетей дияволских». Миниатюра XVIII века.
Это древнерусская миниатюра из старопечатной Псалтири 1660 года, которая называется «Камень — прибежище зайцем».
Святой Пётр был, как и его брат Андрей Первозванный, рыбаком. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень; на арам. כאפא — кифа — камень), которое ему дал Иисус.
Став учеником Иисуса Христа, Пётр сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:
Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
— Мф. 16:18-19
Вот почему человек, как заяц бежит от дьявола и прячется в камнях, то есть он прибегает в лоно Церкви Христовой, находя там истинное спасение Души.
Почему кролик — символ Пасхи в Европе
У людей, проживающих в европейских странах, Пасха ассоциируется с кроликами. Так, образ этого животного у католиков тесно связан с весенним религиозным праздником. Узнаем, откуда в мировой культуре появился пасхальный символ.
Происхождение католического символа
Образ пасхального кролика берет происхождение в древнегерманских традициях. Известно, что связь между зайцами и Пасхой существовала в народном сознании уже в 19 веке. Богиня Эостра считалась покровительницей весны и плодородия и изображалась в виде кролика. Выбор в пользу именно этого животного в качестве олицетворения Эостры был сделан не просто так, ведь кролики отличаются завидной плодовитостью.
По преданию зайцы сопровождали богиню, неся в лапах светильники. Вероятно, этот сюжет берет начало в истории Древней Греции. Так, можно заметить взаимосвязь между образом Эостры и Афродиты. Кролики сопровождали и древнегреческую богиню любви и красоты.
Пасхальный заяц Остерхазе приравнивался в Германии к Санта Клаусу. Наделенное магическими силами животное было так же значимо для детей, как и рождественский волшебник. Каждую Пасху малыши ждали появления его с тем же нетерпением и восторгом, как и Санта Клауса с подарками в Сочельник.
Первоначально пасхальный кролик играл роль своеобразного судьи для детей: волшебное существо ходило по домам и оценивало, был ли ребенок достаточно послушным перед началом Пасхи. Так, если заяц оставался довольным поведением малыша, он дарил ему яйца и сладости. Ввиду этой особенности легенды, волшебное существо было принято изображать в одежде.
На многих иллюстрациях, связанных с Пасхой, можно увидеть кролика в штанах и рубашке.
По преданию зверек носил с собой цветные яйца, конфеты и игрушки в плетеной корзине. Ими он одаривал детей, заходя к ним в гости. В этом отношении пасхальный заяц, действительно, очень схож с Санта Клаусом.
В США кролик так же, как и в Германии, является символом Пасхи. Знакомство американцев с немецкой легендой произошло в 18 веке. Иммигранты, прибывшие в Америку и, поселившиеся в штате Пенсильвания, привнесли в культуру страны обычай дарить детям сладости в форме зайцев.
Среди культурологов существует мнение, что кролики стали символизировать праздник Пасхи из-за ошибки в переводе Евангелия на латынь. Зверек, обитающий на юго-востоке Африки, упоминается в Новом Завете, название животного звучит как “даман”. Оно, в свою очередь, было неверно переведено как “заяц”, и это послужило основой для того, что с течением лет кролик стал символом Пасхи.
Поверье, не связанное с историей, а сложившееся в культуре многих стран сообщает, что в ночь с субботы на Христово Воскресение зайцы бегали по лесу, пряча в траве и под ветками деревьев расписные яйца.
На Мальте есть обычай: религиозные люди выпекают на Пасху из песочного теста печенья в форме разных животных, в том числе в виде кроликов. Угощение именуют “фиголли”. Украшают выпечку, как правило, разноцветной глазурью и различными кондитерскими присыпками.
Образ кролика часто использовался в церковном искусстве Средневековья. Мнение, что животные являются гермафродитами, было широко распространено среди людей древности. Идея, что зайцы могут зачать потомство не теряя девственности, привела к тому, что их стали ассоциировать с матерью Иисуса. Благодаря этому кролики иногда встречаются в иллюстрированных рукописях и североевропейских картинах с изображением Девы Марии и младенца Христа.
Традиции, связанные с пасхальным кроликом
В зависимости от конфессии, в христианской культуре много традиций, связанных с празднованием Пасхи. Последователи католицизма из стран Западной Европы, Канады и США имеют следующие обычаи:
В Средневековье было принято прятать в гнёзда птиц разноцветные яйца, а затем направлять детвору искать их. Родители, в свою очередь, сообщали малышам, что это именно волшебный кролик доставал их из гнезд, раскрашивал и клал обратно. Детишки с большим удовольствием принимали участие в игре.
Проанализировав традиции празднования Пасхи в разных странах и, рассмотрев гипотезы относительно возникновения пасхального зайца в христианстве, можно заметить, что родом он из Германии. Сегодня празднование Пасхи не обходится без волшебного существа не только в этом государстве, но и в Канаде, Америке, странах Западной Европы.