что означает жест святых на иконе
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
АЗБУКА ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОН. О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЖЕСТЫ НА ИКОНАХ
АЗБУКА ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОН
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЖЕСТЫ НА ИКОНАХ
Очень понравилась статья отсюда
Я решила, что это может быть интересно всем и раскрыла ссылку:
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.
Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
святитель Николай
святитель Игнатий Брянчанинов
св.Глеб
С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.
св.Феодор Ушаков
Две ладони, раскрытые на груди. Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
мученица Анастасия
прав. Анна
Рука, приложенная к сердцу, – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.
прп. Василиск Сибирский
Руки, скрещенные на груди. С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».
прп.Мария Египетская
Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
свмч. Иларион Троицкий
Царственные страстотерпцы
Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).
апостол Петр
Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.
евангелист Матфей
евангелист Иоанн
Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».
св.Симеон Верхотурский
Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
св.Феодор Ушаков
По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.
великомученик Пантелеимон
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.
святая Анастасия Узорешительница
Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.
прп Алипий Печерский
У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.
Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.
прп Серафим
Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.
прпмц Елисавета
святая Ольга
святой Симеон.
Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.
Что означает положение рук на иконах?
Символика в иконописи – достаточно объемная тема. Здесь имеет значение каждая деталь: цвет, выражения лиц, позы, предметы – все может помочь в понимании иконы.
Разберемся с жестами.
Сегодня на иконах мы видим жесты, большинство из которых появились еще в древнем Риме и Древней Греции, задолго до того, как сформировалось христианство. Они понятны людям того времени, так как интенсивно использовались ораторами. Но современному человеку так же несложно будет их понять, немного разобравшись. Выделяют следующие виды жестов святых:
Благословляющая десница
Жест, который встречается на иконах чаще остальных. Сложение пальцев правой руки (десницы) образует буквы I и X, что означает Иисус Христос. Это Благословение именем Господним, которое и в наше время священники используют для благословения. Часто с этим жестом изображают самого Христа или святых епископов, митрополитов патриархов, а также праведных и преподобных, которые имели священный сан. Эти люди при жизни благословляли огромное количество людей. Так изображают, святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, святителя Спиридона Тримифунтского.
Икона Господа Иисуса Христа (венчальная пара), посеребрённый оклад с камнями
Скрещенные на груди руки
Это знак благоговения, смирения, покаяния, он утверждает принадлежность человека ко Христу. Святые, которые изображены с таким положением рук, еще при жизни принесли подвиг покаяния. Этот жест знаком всем, ведь с ним верующие подходят к Чаше, чтобы Причаститься. Обычно так изображают Преподобную Марию Египетскую, которая, раскаявшись, приняла на себя подвиг пустынной жизни и святого преподобного Алексея Человека Божьего.
Икона. Святой преподобный Алексей, человек Божий (Ушаков)
Рука на сердце
Если святой на иконе изображен с рукой у сердца, значит, что он провел много времени в непрестанной сердечной молитве. Такими были преподобный Серафим Саровский, святой благоверный князь Александр Невский, Пантелеймон Целитель.
Икона Святой Пантелеимон, посеребрённый оклад
Икона Святой Серафим Саровский, посеребрённый оклад
Две ладони раскрытые на груди
Согласно различным трактовкам, ладони, раскрытые на груди, означают приятие Божьей благодати или молитвенное обращение к Господу. Так пишут мученицу Анастасию Римляныню, праведную Анну, мать Пресвятой Богородицы, праведного Симеона Верхотурского, иногда Серафима Саровского.
Икона. Святой преподобный Серафим Саровский. 20 век
Открытая ладонь
В миру открытая ладонь, обращенная к собеседнику, означает честность и добродушие. На иконах с таким жестом изображают праведников, святых, которые жили праведной жизнью, не имели лукавых помыслов и чувств. Такими были святая блаженная Матрона Московская, святые князья Борис и Глеб, святой Федор Ушаков.
Икона в рамке «Святая Матрона»
Часто Святого изображают с предметом в руках, по которому можно понять его главный подвиг.
Как и в жизни, мы можем предположить о чем думает и что чувствует человек по его жестам, так и на иконах по положению рук Святых можем многое узнать об их мыслях и житии.
Что означают жесты святых на иконах?
Вот смотришь на образ: один святой цветок держит, другой — крест, а у третьего ладонь к сердцу прижата. Почему? Давайте разбираться.
Сначала немного о жестах: рука, прижатая к груди — сопереживание, поднятая вверх одна рука — призыв к покаянию, две — усиленная молитва, поднятые вперед — просьба о помощи, прижаты руки к щекам — знак печали, скорби.
Открытая ладонь. С таким жестом изображаются праведники, ведь и в жизни люди без злого умысла и лукавства показывают чистые ладони.
Рука, прижатая к сердцу. Этот жест говорит, что перед нами образ молитвенника, преуспевшего в сердечной молитве.
Скрещенные на груди руки. Помните, как мы подходим к Чаше? С символическим Крестом, сложенным из наших рук. Так и здесь: скрещенные руки символизируют Крест, утверждая таким образом, всецелую, без остатка, принадлежность Христу.
Ключ изображают на иконе апостола Петра, т.к. в Евангелии есть фраза «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).
Крест в руках. С крестом на иконах изображают святых, совершивших мученический подвиг во имя Господа, а также исповедников веры.
Предмет в руках святого. Глядя на то, что держит святой, можно узнать о его подвиге или его служении на земле (лекарство — врач, сосуд — мироносица, четки — монах-молитвенник, Потир — священник, ковчег — Ной, Завет — Моисей и пр.).
Свиток или книга в руках. С этим предметом изображаются и апостолы, и новомученики, и преподобные, и праведные, и старозаветные пророки. Почему? Потому что они были проповедниками Слова Божия. И, как правило, их изречения как раз и начертаны на свитке или страницах книги — для нашего утешения или наставления.
Пальмовая ветвь в руках святого. С этим предметом изображают мучеников.
Цветок в руках святого. Этот предмет также говорит о том, что перед нами мученик за веру.
Церковь в руках святого на иконе. Храм чаще всего реальный, и держит его либо ктитор, либо основатель монастыря, либо равноапостольный святой, либо святой, защитивший город от врагов.
Посох в руках держат пастыри Божьей паствы. Это епископы, но могут быть и простые миряне. Посох имеет вид буквы Т, символизирующей воскресение и жизнь.
Стиль, с помощью которого делали записи в древние времена, изображают в руках евангелистов и пророка Давида, написавшего Псалтирь.
Евангелие можно увидеть у святых епископов, апостолов и евангелистов (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).
Есть что дополнить? Напишите мне, пожалуйста.
Язык жестов на иконах
Скрещённые на груди руки
С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».
Пожалуй, многим известна поясная икона Спасителя, держащего в левой руке открытое Евангелие. Пальцы же правой сложены особым образом — в виде букв IX (Иисуса Христа). Исторические данные показывают: этот жест символизирует не столько благословение, сколько сам процесс произнесения Спасителем речи, публичного выступления, а именно благовествование Евангелия Царства Божия. Жест характерен еще для дохристианской живописи. Но традиционно иконописцы трактуют его несколько иначе: как благословение именем Господним. Поэтому с конца XIX века пальцы правой руки Сына Божьего изображают сложенными в благословение, буквы IC XC. Распространенным является и трехперстное благословение именем Троицы. Так пишут руки святых патриархов, митрополитов и епископов, а также преподобных и праведников, имевших священный сан.
На иконах святых пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
Приложенная к сердцу рука
С таким жестом изображаются праведники, святые, которые преуспели в искренней молитве, идущей от сердца. Например, икона святого благоверного князя Александра Невского.
Такой может быть также икона на заказ с изображением Пресвятой Богородицы. Или, например, преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.
Две раскрытые на груди ладони
Согласно различным трактовкам две раскрытые ладони обозначают обращение к Господу с молитвой или приятие благодати Божьей. Например, руки матери Богородицы — праведной Анны, святой мученицы Анфисы.
Итак, очевидно, что в иконе такая, казалось бы, незаметная деталь, как жест, имеет огромное значение. Положение пальцев рук и ладоней святого может рассказать о многом: его духовном сане, жизненном пути, чувствах и переживаниях в изображенный иконописцем момент. Знание языка жестов полезно в общении не только с людьми, но и иконами.
Указательный палец в таком жесте на иконах читается как указание на Божественную природу Спасителя, мизинец – на человеческую. Кроме того, соединение малого среднего пальца с большим, при котором остальные протягивались означал у древних ораторов начало речи и сам процесс повествования, подгибание же двух средних пальцев под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Поэтому этот символизм перешел в иконописную канонику как указание на то, что изображенный является активным проповедником, благовестником.
12 говорящих жестов на иконах. Забытый смысл знаков
священник Владимир Панарин
Собрал для вас с икон самый полный набор жестов, которые имеют значение. Перерыл море статей. Можно уже назвать эти знаки тайными, потому что всё меньше людей знают их значение. А ведь это целый язык!
ИМЯСЛОЖЕНИЕ
МОЛЕНИЕ О ПОМОЩИ
Руки на иконе сложены вместе, ладошками друг к другу. Этот жест символизирует молитву и просьбу.
Есть много икон, где Богородица как бы закрывается от стрел
РУКИ ПРОТЯНУТЫ ВПЕРЁД
Этот жест также означает просьбу, молитву. Например, иногда так изображается преподобная Мария Египетская. Прочитав до конца, вы узнаете, что означает рука приложенная к сердцу и жест руки с Неба.
ЗНАК КРОТОСТИ
Руки сложены на груди буквой Х, правая поверх левой. Это знак смирения, благоговения, а также покаяния. Например, с таким жестом изображают опять же преподобную Марию Египетскую и ангела, который встречает воскресшего Христа. Так в храме подходят к Чаше причастники.
ЛАДОНЬ ПРАВЕДНИКА
ДВЕ РАСКРЫТЫЕ ЛАДОНИ
Этот жест толкуют двумя способами. 1) знак принятия благодати 2) молитвенное обращение к Богу. Так изображают, например, мать Пресвятой Богородицы праведную Анну и праотца Авраама.
РУКА НА СЕРДЦЕ
Рука, приложенная к сердцу, означает дар сердечной молитвы. Этот святой много пребывал в Иисусовой молитве, и его можно приравнять к древним пустынникам. К примеру, так изображают преподобного Серафима Саровского и праведного Симеона Верхотурского.
НАЧАЛО РЕЧИ
Если речь продолжается, знак усиливает нагрузку и означает порицание. С таким жестом Христос подходит к уснувшим в саду ученикам.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!
Вот этот самый знак, который присвоили некоторые музыкальные направления, называя его «коза». Для античных ораторов он всегда означал «Обратите особое внимание!». Этим знаком на иконах Христос указывает на Евангелие в Своей руке, призывая внимать Благой вести. Кто знает, может быть в первые века священник перед чтением Евангелия на Литургии показывал именно такой знак? Но в наше время мы слышим только громкое: «Премудрость, вонмем!». Рука может быть повёрнута и ладонью к нам. Когда так держат руки апостолы, это можно истолковать как отстаивание истины христианской веры, настойчивая проповедь.
ЗНАК ОБЛИЧЕНИЯ
ВОТ Я ГОВОРЮ
Указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному (да, у ораторов это разные знаки, но значения близкие, мы не будем их разводить).
Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах «Благовещение Пресвятой Богородицы». Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение.
ЕЩЁ ОДИН ЖЕСТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Мне кажется, символ похож на имясложение. Возможно, сами иконописцы хотели, чтобы жест содержал в себе несколько значений. Как думаете?
ВЫВОДЫ
На самом деле есть ещё жесты, когда Христос протягивает ладони Адаму и Еве, доставая их их ада, или указывает ладонью на Чашу, приглашая причаститься. Некоторые жесты похожи и если ладонь нам не видна, трудно понять, как точно выглядит знак. Можно большинство жестов объединить таким значением «вот, внимайте, я говорю благое слово», то есть «благословляю».