что по мнению л н толстого должно быть основным принципом организации обучения
Авторская педагогическая система Л.Н. Толстого
В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?»
Л.Н. Толстой развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. На рубеже XIX — XX вв. под его влиянием появляется новое религиозно-философское течение, которое духовное становление личности видело вне церкви, а нравственным ориентиром признавало сознание и совесть. Писатель различал понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание» и каждому из них определил свое место в жизни человека. Исходными позициями философии образования Л. Н. Толстого, получившей название «свободная педагогика», являлись разум, труд и свобода духовного поиска своего пути в жизни.
Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам. Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.
1. Педагогический эксперимент авторской системы Л.Н. Толстого
О первых результатах своего педагогического эксперимента по созданию новой русской школы для народа Л.Н. Толстой доложил на страницах нового журнала «Ясная Поляна», который стал, своего рода, вестником Яснополянской школы и «педагогической копилкой» по проблемам народного образования. На страницах этого журнала впервые увидели свет такие работы педагога, как: «О народном образовании», «О свободном возникновении и развитии школ в народе», «Проект общего плана устройства народных училищ».
Успех и результативность Яснополянской школы многие исследователи (Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.З. Смирнов относят на счет неординарности личности и педагогического таланта Л.Н. Толстого. Безусловно, личностный фактор здесь играл большую роль, но, следует отметить, что главным фактором успешности явилась та теоретическая база, которая была положена в основу народной школы – органический и средовый подходы.
В школе Л.Н. Толстого органически сочетались все компоненты российского образования. Базовые ценности – духовность, гуманность, любовь, общинность, (нашедшие воплощение в религиозно-нравственном учении педагога о непротивлении злу насилием) в сочетании с идеей о свободе личности. Национальный образовательный идеал – основан на лучших качествах русского народа и отражает детскую природу, как «первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Опора на педагогическую традицию и народную педагогику – пронизывает все компоненты учебно-воспитательного процесс Яснополянской школы. Цели воспитания (опять же подчеркнем воспитывающий характер) строились на основе особенностей детской природы, интересов и потребностей крестьянских детей. Содержанием образования и воспитания являлась сама жизнь народа, крестьянская среда, сельский быт, служившие неисчерпаемым источником учебного и воспитывающего материала, который нашел отражение в «Азбуках» и «Книгах для чтения». В них были собраны уникальные сюжеты по естествознанию, географии и истории в удивительно выразительной и доступной форме. Организация и методы, применяемые в школе, так же отражали ее главную специфику – связь с жизнью народа. Л.Н. Толстым признавался метод только «натуральной» наглядности, т.е. не картина с нарисованной рыбой, а живая рыба, не таблицы и рисунки, а опыт и непосредственное ознакомление с изучаемыми предметами и явлениями в естественной обстановке, экскурсии.
2. Ведущие методологические идеи педагогического учения Л.Н.Толстого
«Лучшая метода, – отмечал Л.Н. Толстой, – есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей».
В своей концепции педагогического учения Л.Н. Толстой определял следующие методологические идеи:
— существование материального мира наряду с идеальным;
— всеобщая любовь и благо: люди должны любить друг друга, стремиться к единению и братству, никогда не делать другим того, чего не желают себе; важнейшие нравственные постулаты – Бог, добро, вера, душа, совесть, жизнь;
— свобода воли: человек, вставший на путь нравственного самосовершенствования, свободен в выборе путей своей духовной жизни, независимо от условий существования;
— ребенок- «первообраз гармонии, правды, красоты и добра»;
— единство сознания и жизни, индивидуального и общественного сознания, взаимосвязь конечного и бесконечного.
3. Основные теоретические положения педагогической системы Толстого
Педагогические взгляды Толстого отличались некоторой противоречивостью и непоследовательностью, особенно в вопросах соотношения понятий «образование» и «воспитание», критериев отбора содержания образования.
Педагогическая система Л.Н.Толстого нашла обоснование в работах: «О народном образовании»(1862); «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (1862); «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1862); «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1907); «О воспитании» (1909) и др.
Основными положениями своей системы Л.Н. Толстой выделял:
1. Народ стремится к образованию, признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам: «дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и…безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования». Образование каждого должно способствовать движению человечества ко всеобщему благу, а это движение возможно только при наличии свободы учащихся.
2. Необходимо создание истинно свободных народных школ, т.к. «принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса». В основании такой школы должен быть опыт; школа – это «педагогическая лаборатория». Поэтому заимствование европейских школ недопустимо.
3. «Предметом педагогики должно и может быть только образование». «Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования».
4. Главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра». Условия ее достижения – свобода и опыт, не допускающие насилия над личностью ребенка, учитывающие особенности его развития и обеспечивающие естественность отношений между учителем и учащимися.
5. Педагогика, чтобы сделаться «плодотворной» наукой должна «перестать оставаться на абстрактных теориях, а применять за основание путь опыта, и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».
6. Содержание образования определяется не только тем. что «мы сами знаем», но также интересом учащихся, потребностями жизни крестьянской среды и смыслом жизни самого человека в стремлении его к высшему благу через постижение христианской духовности. Основой образования должны стать не абстрактные науки, а наука жизни, «знание того, что нужно делать человеку, чтобы как можно лучше прожить в этом мире».
7. Поскольку знания не могут сами открыться человеку, им надо учить. На этом пути важно усвоить не только религиозно-нравственные истины, но и развить самостоятельность и творчество мышления. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Это достигается путем применения разнообразных методов обучения, содействующих интересу, активности и самостоятельности учащихся ( опыты, сочинения, решение задач, экскурсии, беседы); средств обучения, среди которых главные – слово, учебные книги, обладающие высокой художественностью, выразительностью, сжатостью и простотой изложения, доступного детскому пониманию.
8. Нравственное воспитание, являющееся формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориентации. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самосовершенствованию.
9. Недопустимо разделять воспитание и образование. «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
10. Организация занятий: свободное и естественное обучение; осознание самими детьми необходимости порядка и дисциплины; доступность и занимательность учения. «Наказание вредно…потому, что оно озлобляет того, кого наказывают. и развращает того, кто наказывает».
Выявление знаний и навыков учащихся – не только в процессе их ответов на уроке, сколько через результаты самостоятельной практической деятельности. Пути достижения успешности обучения: «1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и 2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» (Предисловие к Азбуке). Для достижения первого условия необходимо:
— говорить ученику то, что он может понять и о том, что он знает не хуже, а порой лучше учителя;
— давать ученику как можно больше конкретных сведений, фактов;
— стимулировать его наблюдения над явлениями природы, окружающей жизни;
— развивать интерес к самостоятельному изучению материала.
Для достижения второго условия нужно, чтобы:
— никакие лишние предметы и лица не отвлекали внимания ученика;
— ученик был свободным, не стеснялся учителя и товарищей;
— не боялся наказаний за непонимание изученного материала;
— урок соответствовал возможностям и силам ученика, был не слишком легок, и не слишком труден; при этом ученик чувствовал свое продвижение в учении.
В целом, обучение в школе должно быть радостным, а труд ученика – приятным для него.
11. Совершенный учитель тот, который «соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам».
В целом, свободное воспитание в понимании Толстого – это, во-первых, свобода в организации школ, народного просвещения; во-вторых, педагогический принцип, предполагающий
• веру в природные силы ребенка, гуманизм и уважение к личности;
• естественность отношений между учителем и учащимися, содействующих проявлению активности и самостоятельности, самореализации природных задатков детей;
• исключение всякого принудительного воздействия со стороны учителя, наказаний;
• обучение на основе интереса, желаний ребенка, его индивидуальности.
4. Основные принципы педагогической системы Л.Н. Толстого
)принцип прочности усвоения знаний;
)принцип связи обучения с жизнью;
5. Методы и приемы обучения
На основе экспериментов в Яснополянской школе, Толстой убедился, что традиционный набор методов и приемов, используемый для обучения, часто неадекватен возрасту и психике ребенка, в связи с чем его активность падает и появляется некая скованность и равнодушие по отношению к педагогу и изучаемому материалу. В свою очередь, он разработал свою целую систему различных методов и приемов, которые стимулировали учеников, на совершение творческой деятельности, создающей раскованную и благоприятную среду для обучения на уроке. И вот эти методы и приемы обучения, разработанные самим Львом Николаевичем:
.Наглядность в обучении.(метод)
.Методика эмоциональных воздействий. (метод)
.Индивидуальный подход к учащимся. (прием)
Наглядность в обучении.
Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на потребность народа в образовании. Она появилась в ходе его рассуждений и размышлений. Но, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности. Следовательно, Л.Н. Толстой старался выявить закономерности учебного процесса и характер педагогики. Он предлагал учителям смело экспериментировать. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.
Лев Николаевич был за свободу в образовании и воспитании не только обучаемого, но и самого учителя. Его принципы подтвердились после Яснополянской школы : он учил детей с удовольствием для себя и для них. Нужно переосмыслить сущность педагогической профессии, ее целей и задач, чтобы выявить новую модель воспитания. Философские идеи о безграничности развития значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого,что тем самым открывает новые подходы в работе школы, в воспитательной и образовательной деятельности педагога, смысл которой все яснее видится как созидание человека.
4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск 6. М., 2006.
6. Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М., 2010.
Педагогическая концепция Л.Н. Толстого
Анализ эволюции, цели и задач педагогической концепции Льва Николаевича Толстого. Состояние народного образования в дореформенный период. Проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса.
1.1. Состояние народного образования в дореформенный период
1.2. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого
2.1. Проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого
2.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса
В настоящее время преобразований в образовательной и духовных сферах общества, в педагогических поисках Л.Н.Толстого по сей день актуальны проблемы воспитания и образования нынешнего молодого поколения. В размышлениях о новой школе и педагогической науке Л.Н. Толстого мы открываем идеи и разработки, которые дают ответы на проблемы современной педагогики, предлагают новый актуальный подход к решению проблемы. Желание научить детей творческим размышлениям, формированию их духовных и нравственных качеств, это заставляло Льва Николаевича о пути изменения системы образования и новых методов обучения [3].
Моя работа представлена в виде анализа педагогической деятельности Л.Н. Толстого. В современное время идеи, мысли и труды Л.Н.Толстого актуальны, так как несут демократический и гуманистический характер.
— проанализировать состояние народного образования в дореформенный период;
— рассмотреть сущность дидактических взглядов Л.Н. Толстого;
— описать проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого;
— охарактеризовать методы и приемы Народной школы Л.Н. Толстого.
Объектом данного исследования является Народная школа Л.Н.Толстого. Предметом исследования являются методы и приемы обучения в Яснополянской школе Л.Н. Толстого.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Глава 1. АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ педагогиЧЕСКОЙ концепции Л.Н. тОЛСТОГО
1.1 Состояние народного образования в дореформенный период
В дореформенный период народное образование находилось в критическом положении. Состояние его описывает Толстой в статье «О свободном возникновении и развитии школ в народе». Так, в 1861 г. в Тульской губернии на участке, где проживало 7029 душ, пишет он, не было ни одной школы, кроме Яснополянской. Обучали детей дьячки и солдаты.. На примере показано, как проходило обучение: ребята учили отрывки из Псалтири, на выбор, бессмысленно и громко крича; учитель наказывал пощечинами и подзатыльниками. Ту же безрадостную картину обучения описал в своем сочинении «Как я учился» ученик Яснополянской школы: он учился у разных «учителей», везде учили азбуке и везде лились слезы, так как нещадно секли розгами [7].
В созданных еще с 40-х гг. XIX в. министерских школах для государственных крестьян детей было мало, крестьяне, хотя и платили сборы на них, детей послать в школы не могли.
Церковные школы существовали в основном только в отчетах, числились номинально [5, с. 59].
С начала 60-х гг. обучение приобретает популярность в народе. В статье «О народном образовании» Толстой замечает: «Малообразованный народ хочет образоваться, более образованный класс хочет образовать народ, но народ подчиняется образованию только при насилии». Причина в том, что крестьяне не хотят таких школ, приютов и пансионов, где бы сделали из их детей белоручек и писарей вместо пахарей.
Обучение в школе состояло из зубрежки непонятных текстов, это и являлось основной причиной того, что крестьяне не хотели посещать школу. Они считали, что можно получить те же знания за более короткий срок.
По мнению Л.Н.Толстого люди из народа открывают перед собой две дороги: религиозное отсталое и древнее учение, считаемое священной истиной, не соответствующие их разумным требованиям. И вторая: неизведанная область-наука, открывающая новые грани и возможности [27].
Некоторые педагоги считали что, cлабые стороны народного образования в России вызваны такими причинами: 1) незнание народа и его потребностей; 2) кажущаяся и подкупающая легкость обучения учеников; 3) склонность к заимствованию от немцев 4) критика старого без выработки новых основ.
Какая же должна быть школа? По мнению Л.Н.Толстого именно сам народ должен сам высказывать, какое образование ему нужно. Поэтому сделаем вывод, что школа в первую очередь должна быть свободной.
Сами крестьяне, а не министерство, не земство, также должны решать вопросы покупки или постройки школьного дома, выбор места для него, выбор учителя. А земству нужно осуществлять контроль «за педагогической стороной дела» [23, с. 141].
Какой бы школа не была, дорогой, дешевой, лучшей или похуже она должна быть доступна любому.
Организация школы крестьянами учитывала потребности народа в чем и имела преимущество перед казенными школами. «Школы, устраиваемые крестьянами, правда, отдаляются от требуемого образца школы, но зато получают самые разнообразные формы, подделывающиеся повсюду к местным условиям» [5, с. 64-65].
Правительство не изменит народное образование без помощи крестьян. Глубокое преобразование, развитие и улучшение школьного дела осуществимы лишь при непосредственном взаимодействии руководства с детьми.
1.2 Дидактические взгляды Л.Н. Толстого
Лев Николаевич пытался познать и выявить закономерности образовательно-воспитательного процесса. Толстой даже предлагал учителям смело экспериментировать в этом плане, что тем самым, по его мнению, должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Свобода и опыт, единственное на что должна опираться педагогика. Создание новой педагогической системы, это была задача Толстого. В чем ему очень помогла Яснополянская школа, она являлась чем-то вроде педагогической лаборатории для великого писателя. Но Лев Николаевич желал, чтобы каждая школа была «опытом для молодого поколения»
С помощью системы дидактических взглядов удалось обогатить науку разными решениями проблем связными с образованием и воспитанием.
Главной задачей Школы Толстова являлось расширение кругозора творческих сил ребенка, развитие его инициативности и самостоятельности, а цель воспитания заключалась в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.
Л.Н. Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие… к достижению высшего идеала гармонии» [22, с. 97].
1) принцип сознательности
2) активности обучения;
3) доступности обучения ;
4)принцип прочности усвоения знаний;
6)принцип связи обучения с жизнью;
Впоследствии ознакомления с саксонскими школами Толстой подмечал у себя в дневнике, что вся их подготовка выстроена на бессмысленном заучивании, а нервная система искалечена угрозами и битьем.
Самым большим злом, нарушающим элементарность хода мышления по мнению Толстого это усвоение проблематичных и не ясных обобщений. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями.
Принцип связи обучения с жизнью.
Особое положение в нравоучительных понятиях Толстого занимает понятия взаимосвязи обучения с жизнью. Рассматривая преподавательскую концепцию германских средних учебных заведений, что существовало отвлеченно от взаимодействия с народом, Лев Николаевич правильно замечал, что чем роскошнее и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление связей между предметами и повышение учебной мотивации.
Толстой считал необходимым включить в школьные книги материал из жизни родной страны, т.е. все то, что близко и доступно детям. Этого можно было достигнуть через призму рассказов, сказок либо басен. С их помощью он знакомил детей с жизнью в целом. Конечно же, это безоговорочно вызывало наибольший интерес учащихся к знаниям, к учебному процессу [23, с. 151].
Принцип доступности обучения.
Данный принцип закрепляет сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. Для достижения этого результата Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:
«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» [2].
Но это не означает, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен., Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся, т.к. это часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий.
Принцип прочности усвоения знаний.
Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков [12, с. 124].
Прочность усвоения взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципами сознания и активности. Толстой не считал зазубренные наизусть слова даже наличием каких-либо знаний. Критике также подверглась схоластическая система повторения, основанного на зазубривании.
Таким образом, педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого появилась в ответ на необходимость народа в образовании, несостоятельность принятой системы обучения. Она сформировалась в ходе его рассуждений и размышлений, в ходе самой его жизни. Но уверенность есть даже в том,если она она не смогла бы быть им развита и реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности и нравственных убеждений.
Толстой требовал свободы в образовании и непрерывного развития не только самого учащегося, но и педагога, поскольку самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример. Его деятельность в Ясной Поляне подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием как для них, так и для себя самого.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ
2.1 Проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого
Яснополянская школа явилась примером организации школы, учитывающей народные запросы; открытые вслед за нею другие школы побуждали крестьян создавать их и у себя. Одной из важнейших проблем при их открытии (сразу появилось более 20 школ) стала проблема учителя. Л.Н. Толстой писал, что ему приходилось на сходах убеждать крестьян не в том, что нужно открыть школы, они это уже и сами осознавали, а в том, что нужно иметь хорошего учителя. Он обратился к профессору Московского университета Чичерину и другим лицам с просьбой о помощи в подборе учителей. Среди учителей школ, открытых по инициативе Л.Н. Толстого, были студенты, исключенные из университета за участие в студенческих волнениях, бывшие гимназисты и семинаристы. Учителя включались в издание журнала «Ясная Поляна». И несмотря на мизерное жалованье, учителя работали с энтузиазмом. Жили они в крестьянских избах вместе с хозяевами или в избе, где была школа, работая в ней с утра до вечера. По воскресеньям все собирались в Ясной Поляне на совещания, где обсуждались статьи для журнала и школьные дела. Предварительно, до начала самостоятельной работы, студенты-учителя знакомились с педагогическими идеями и педагогической практикой Л.Н. Толстого, который был счастлив общению с ними.
Молодые учителя, воспринявшие идеи АН. Толстого, в своих школах установили те порядки, которые видели в Яснополянской школе: свобода и непринужденность в отношениях с детьми, самостоятельность и творчество детей; их ученики также с увлечением читали, писали сочинения, заслушившись рассказами учителей по истории, наблюдали за явлениями природы и т.п. Так как грамоте выучивались по методу Л.Н. Толстого быстро, за два месяца, также скоро приобщались к книгам, зачитывая их до дыр. В этих школах, так же как и в Яснополянской, осуществлялось развитие в гармонии.
Учителя не просто копировали педагогическую систему своего руководителя, но и сами экспериментировали, в процессе работы отбирая содержание, методы, приемы обучения. Отношение населения к школам и учителям устанавливалось одобрительное [29].
Таким образом, деятельность Л.Н. Толстого вышла за рамки простой организации народных школ и привела к созданию принципиально нового их типа, основанного на новых взглядах на ученика и целях его образования. Поле экспериментального поиска расширялось, теперь это была не только Яснополянская, но целая сеть других школ. Педагогические идеи Толстого нашли в них не только применение, но и дальнейшее развитие, благодаря энтузиазму учителей, доказав таким образом свою жизненность.
Знакомство с педагогическими идеями и практикой Л.Н. Толстого позволяет заключить следующее.
Л.Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанной на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Необходимым условием для их проявления является свобода, отрицающая принуждение.
Педагогическая деятельность, основанная на любви к ребенку, пробуждает все лучшее, что есть в ним от рождения.
Свобода как возможность творчества лежит и в основе деятельности учителя. Только он вместе со своими учениками определяет порядок учения, методы преподавания, опираясь на интерес детей, их право свободы выбора.
Необходима свобода волеизъявления населения при решении педагогических вопросов: как устроить школу, чему в ней учить [19].
Таким образом, прогресс в образовании возможен при установлении демократической, гуманной атмосферы в обществе и школе, уважении и внимании к каждой личности, предоставлении возможности для нее свободы выбора решений. Любовь к детям лежит в основе всей педагогики.
Велик вклад Л.Н. Толстого в педагогическую науку, ратовавшего за права личности ребенка и разработавшего новые оригинальные подходы к обучению и гармоничному развитию ученика. Его преданность делу народного образования, вера в творческие силы своего народа, горячая любовь к детям, смелость в решении теоретических и практических вопросов педагогики служат ярким примером для учителя. Время, отданное служению школе и детям в период наибольшего подъема и расцвета своих творческих сил, гениальный писатель считал счастливейшим в своей жизни.
2.2 Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса
На основе экспериментов в Яснополянской школе, Толстой убедился, что традиционный набор методов и приемов, используемый для обучения, часто неадекватен возрасту и психике ребенка, в связи с чем его активность падает и появляется некая скованность и равнодушие по отношению к педагогу и изучаемому материалу. В свою очередь, он разработал свою целую систему различных методов и приемов, которые стимулировали учеников, на совершение творческой деятельности, создающей раскованную и благоприятную среду для обучения на уроке. И вот эти методы и приемы обучения, разработанные самим Львом Николаевичем:
1. Наглядность в обучении.(метод)
3. Методика эмоциональных воздействий. (метод)
4. «Ситуация затруднения».(прием)
5. Индивидуальный подход к учащимся. (прием)
6. Работа с сочинениями учащихся (прием) [17].
Наглядность в обучении.
Одним из средств достижения сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность. Это средство обеспечивало ребенку, как считал Лев Николаевич, восприятие действительности с помощью чувств и образов. Наглядность в обучении также нужна для обеспечения яркого эмоционального запоминания ребенком живых образов, возбудить творческую фантазию, стремление к познанию явлений.
Использование средств наглядности должно осуществляться при соблюдении меры, места и постепенного усложнения. Это понималось Толстым как недопустимость перегрузки картинами и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки. Он резко негативно относился к тому, что практически каждое слово сопровождалось показом картинки, причем не бралось во внимание то, знаком ли ребенок с реальным предметом, явлением или нет. И это, тем самым, было бесполезно на определенном уровне развития ребенка предъявлять ему изображения предмета, с которым он никогда не встречался и не имеет никакого отношения.
Толстой был против предметных уроков, считая их не имевшими никакого положительного влияния на учеников [17].
Учитель должен знакомить ученика только с той наглядностью, которая выработает новые восприятия, ибо в противном случае на уроке будет господствовать, как обычно, скука [25].
Эта эмоциональная приподнятость на уроке достигалась за счет педагогического мастерства Толстого, его писательского таланта и исключительной любовью к детям. Безусловно, что не каждый педагог, даже опытный педагог-мастер может осуществить данный метод на уроке.
Толстой отмечал, что каждому из них хотелось вставить своё слово, каждый следил за рассказчиком, не пропуская ни единой ошибки. Когда рассказ заканчивался, все собирались в группы и пересказывали содержание друг другу.
В «Азбуке» Толстой указывал, что учителям необходимо заставлять детей не только рассказывать содержание, но и делать выводы, вытекающие из басни, притчи, и т.д. В результате рассказа у детей должны возникать возникать вопросы, и чтоб они отстаивали собственную точку зрения [24].
Методика эмоциональных воздействий.
Толстым создана целая методика разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая использовалась для пробуждения интереса к активизации мыслительной деятельности школьников. В этом отношении характерен урок о войне 1812 года, описанный в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» [25]:
Толстой умело возбуждал интерес к изучаемым предметам. Он умел найти подход к любой из дисциплин, открывал ученикам интересные стороны каждого учебного предмета. Например, географический интерес возбуждается или знаниями естественных наук, или путем путешествий. Путешествия, считал Лев Николаевич, являются «первым шагом к изучению науки».
Эмоциональное возбуждение ребят Толстой направлял в нужное русло познавательной деятельности. Оживление учеников поддерживалось на всем протяжении урока. Л.Н. Толстой писал: «Задача учителя, которую почти каждый исполняет бессознательно, состоит в том, чтобы постоянно давать пищу этому оживлению и постепенно отпускать поводья ему».
Толстой добивался активизации учебного процесса и в преподавании рисования. Он писал, что часто рисовал специально неправильно,для того чтобы убедиться, насколько у учеников выработалось верное суждение о правильности линий. Рисуя фигуру, Толстой обращался к ученикам с вопросами, какие добавления, изменения, по их мнению, следует внести в рисунок. Нередко он предлагал ученикам самим вычертить ту или иную фигуру. Такой прием в обучении поощрял учеников, стимулировал их активность [26].
Случалось, что Толстой в процессе обучения создавал «ситуацию затруднения», использовав её как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Толстой был прав, когда требовал гибкости применения методов обучения. Любой метод, считал он, можно извратить, если подойти к нему не поняв его существа. В этом его выводы совпадали с высказываниями немецкого учителя А. Дистервега, утверждающего, что всякий метод плох, если приучает учащихся к п пассивности, и хорош, если возбуждает в них самостоятельную деятельность.
Индивидуальный подход к учащимся.
В активизации учебной работы большое значение, конечно же, имеет индивидуальный подход к учащимся. Л.Н. Толстой непрерывно изучал особенности своих, так сказать, питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика.
Вот как писал об этом таланте П. Анненков в 1869 году в «Санкт-
Петербургских ведомостях»: «Ни общество, ни литература никогда не забудут великих педагогических заслуг Толстого по открытию целого мира богатой внутренней жизни детей, мира, существование которого только предчувствовали до него немногие. Он проник в самые скрытые уголки этого мира и, вероятно, не один раз придется всякому учителю и наставнику, понимающему свое призвание, справляться с открытиями Толстого для того, чтобы проверить свои планы образования, уяснить многие загадочные проявления детской воли и души» [22].
Работа с сочинениями учащихся.
В развитии способностей учащегося большое значение имеют детские сочинения, заявлял Лев Николаевич. Творческие работы он считал одной самыой яркой формой связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал сразу же практиковать краткие сочинения.
Толстой уделял большое внимание разработке особой методики выбора тем для сочинений. В начальных классах он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы, но были случаи, когда он предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим учителем. В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Чтобы научить ребят писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:
1) предоставлять ученикам большой и разнообразный выбор тем, не придумывая их собственно для детей;
2) темы должны быть в то же время серьезными и интересовать самого учителя;
3) давать детям в качестве образцов детские сочинения, так как они всегда «справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых»;
4) во время рассмотрения детских сочинений не говорить ученикам об ошибках (орфографических и каллиграфических) и о недостатках построения предложений.
В результате разработанной методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. В статье «Кому у кого учиться…» Толстой сделал такой вывод, что писателям нужно учиться сочинительству у обычных крестьянских ребяток. Лучшие повестион считал «образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний». И он был прав в том, что русские писатели должны черпать в народном языке только все лучшее. Систематическое написание творческих работ смотивировало к познанию, развитию образного мышления [12].
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на потребность народа в образовании. Она появилась в ходе его рассуждений и размышлений. Но, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности. Следовательно, Л.Н. Толстой старался выявить закономерности учебного процесса и характер педагогики. Он предлагал учителям смело экспериментировать. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.
2. Лев Николаевич был за свободу в образовании и воспитании не только обучаемого, но и самого учителя. Его принципы подтвердились после Яснополянской школы : он учил детей с удовольствием для себя и для них. Нужно переосмыслить сущность педагогической профессии, ее целей и задач, чтобы выявить новую модель воспитания. Философские идеи о безграничности развития значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого,что тем самым открывает новые подходы в работе школы, в воспитательной и образовательной деятельности педагога, смысл которой все яснее видится как созидание человека.
12. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск 6. М., 2006.
23. Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М., 2010.
Подобные документы
Причины и обстоятельства, натолкнувшие Л.Н. Толстого на создание его педагогической концепции. Основные положения и взгляды Льва Николаевича на предмет образования и воспитания детей. Процесс обучения в школе, основанной Л.Н. Толстым в Ясной Поляне.
курсовая работа [43,8 K], добавлен 30.06.2011
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого. Идея создания и организация Яснополянской школы для крестьянских детей, особенности ее работы. Журнал «Ясная поляна» как трибуна Толстого-педагога. Отзывы учителей, учеников и воспитанников школы.
реферат [16,0 K], добавлен 28.02.2014
Личность Л.Н. Толстого. Характеристика государственного образования в России начало IХ конец ХХ вв.. Педагогическая концепция, идеи и методы обучения Л.Н. Толстого. Преемственность педагогических идей Л.Н. Толстого в концепции начального образования.
курсовая работа [42,8 K], добавлен 06.02.2008
Основополагающие идеи и концепции о воспитании личности в педагогической системе Л.Н. Толстого. Критика отечественной и зарубежной школы. Мысль о воспитании в семье. Природосообразность как ведущий принцип системы Толстого. Значение народного образования.
курсовая работа [68,9 K], добавлен 14.12.2014
Краткий очерк жизни и творчества выдающего российского писателя, педагога и мыслителя Л.Н. Толстого. Сущность понятия воспитание, педагогические концепции II половины XIX века. Воззрения Л.Н. Толстого на сущность воспитания. Проект Яснополянской школы.
контрольная работа [44,5 K], добавлен 15.05.2014
Система дидактических принципов Л.Н. Толстого. Педагогическое мастерство как необходимое качество народного учителя. Методические пособия для первоначального обучения. Проблема развития индивидуально-творческих особенностей детей в Яснополянской школе.
реферат [23,1 K], добавлен 23.12.2015
Краткая история педагогической деятельности Л.Н. Толстого вплоть до выхода «Русских книг для чтения». Толстовская концепция обучения грамоте. Изучение романов, рассказов и педагогических сочинений писателя в русле различных литературоведческих концепций.
курсовая работа [84,9 K], добавлен 20.03.2016
История народного образования в России до начала ХХ века. Анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его представление о сущности воспитания в целом. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого о необходимости развития народного образования в России.
курсовая работа [60,6 K], добавлен 23.11.2013
Особенности педагогических взглядов и теории свободного воспитания Жан-Жака Руссо, которая заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого.
контрольная работа [21,6 K], добавлен 16.10.2010
контрольная работа [21,8 K], добавлен 27.03.2010