что по мнению толстого решило исход бородинского сражения
Ответы к тесту по литературе 10 класс Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР» 30
20. Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер — человек не военный, и его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
21. С какой целью Л. Н. Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?
а) подчеркнуть склонность народа к бунту
б) показать неоднородность крестьянских масс
в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон
г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта
22. Что, по мнению Л. Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения?
а) продуманный план военных действий
б) талант военачальников
в) дух армии
г) численное превосходство войск
23. Какова роль пейзажа в описании сражения?
а) более точно передать обстановку боя
б) показать красоту мироздания в противоречии с войной
в) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы
г) показать абсурдность войны
24. В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?
а) передает философские и христианские взгляды автора
б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха
в) образ — идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»
г) показать разнообразие крестьянских характеров
25. Почему Л. Н. Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы? Для автора
а) более важен определенный период истории
б) значима только справедливая освободительная война
26. Что Л. Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам?
а) поведение Тихона Щербатого
б) беспощадность Долохова («Брать пленных не будем. »)
в) великодушие Кутузова («. теперь их пожалеть можно»)
27. В чём смысл антитезы характеров Кутузова и Наполеона?
а) противостояние двух исторических фигур
б) показать, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
в) опровергнуть идею о ведущей роли личности в истории
г) развенчать традиционное романтизированное изображение Наполеона
д) проявление патриотических чувств автора
28. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Л. Н. Толстого?
а) гениальная личность, способная повести за собой массы
б) исторический процесс — движение «роевой истории»
в) народ — главная движущая сила истории
г) фатум, высшая сила определяет ход истории
д) случай, случайное стечение обстоятельств
29. В чём заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?
а) «принцип айсберга» — тайный психологизм
б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях
в) «диалектика души» — т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии
г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека
30. Почему сцена в Филях показана через восприятие девочки Малаши?
а) оригинальный, нетрадиционный взгляд на историческое событие
б) следование исторической правде
в) безыскусность детского взгляда
г) Л. Н. Толстой очень любил детей
Ответы к тесту «Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР»
1. в, г, д
2. б, в
3. б, г, д
4. «естественность»: М. И. Кутузов, Наташа, князь Андрей, Пьер, княжна Марья, старый князь, Денисов, Тушин, Платон Каратаев, Николай Ростов; «неестественность»: Курагины, Борис Друбецкой, Берг, Вера, А. П. Шерер, Долохов, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли, Сперанский
5. а — 2, б — 4, в — 1, г — 3;
6. 1— б, 2 — в, 3 — г, 4 — а, 5 — д
7. б
8. в
9. б, в
10. б
11. г
12. б
13. а, г
14. в
15. в
16. в
17. а, в, д
18. б
19. б
20. а
21. б, в
23. б, г
24. а, в
25. б
26. в
27. б, в
28. б, в
29. в
30. в
Тест по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (3 том)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»(третий том)
1. События какого года охватывает третий том «Войны и мира»? а)1810; б) 1812; в) 1808; г) 1811;
2. Кому из героев принадлежат данные слова и о ком в них идет речь: «Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками»? а)слова Наполеона об Александре I; б)слова Кутузова об Александре І; в)слова Кутузова о Наполеоне; г)слова Наполеона об австрийском императоре
4. Кто помог Марье усмирить бунтующих мужиков и уехать из Богучарово? а) Анатоль Курагин; б) Пьер Безухов; в) Николай Ростов; г) Василий Денисов.
5. О ком из героев идет речь в цитате: «Он презирал в войне знание и ум и знал что-то другое, что должно было решить дело»? об Андрее Болконском; б) о Багратионе; в) о Денисове; г) о Кутузове.
6. Где находился Пьер в разгар Бородинского сражения? а) с полком Болконского; б) на батарее Багратиона; в) на батарее Раевского; г) в плену.
8. Кого Болконский увидел на перевязочном пункте? а) Друбецкого, которому оторвало руку; б) Пьера, помогающего перевязывать раненых; в) Анатоля, которому оторвало ногу; г) Николая, раненного в живот
9. «Шахматы расставлены, игра начинается завтра». Кто произносит эти слова? а) Кутузов; б) Наполеон; в) Пьер; г) Андрей Болконский
10. При каких обстоятельствах Наташа и Андрей встретились после Бородинского сражения? а) Болконский оказался среди раненых, которых Ростовы на подводах взяли с собой, уезжая из Москвы; б) Андрей и Наташа встретились в госпитале, когда девушка делала перевязки солдатам; в) раненый Болконский находился в доме у Пьера, и Наташа, узнав об этом, сама приехала к нему; г) Ростовы, уезжая из Москвы, остановились на том же постоялом дворе, что и Андрей
11. Что, по мнению Л. Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения? а) дух армии; б) продуманный план военных действий; в) талант военачальников; г) численное превосходство войск
12. В ком Л.Н. Толстой видит решающую силу истории? а) в аристократии; б) в народе; в) в военачальниках; г) в царе / императоре
13. О чем никогда не забудет Растопчин? «Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что он глубоко, до крови. Врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживёт, но, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце»: а) о расправе над купцом Верещагиным; б) о встрече с сумасшедшим; в) о сожжении Москвы французами; г) о встрече с Наполеоном
14. Какая мысль приводила в ужас княжну Марью? « Эта мысль приводила её (Марью) в ужас, заставляла содрогаться, краснеть и чувствовать ещё не испытанные ею припадки злобы и гордости. Всё, что только было тяжёлого и, главное, оскорбительного в её положении, живо представилось ей» а) мысли о Николае; б) о взбунтовавшихся крестьянах; в) о своей «душевной мерзости»; г) о приходе французов в родное гнездо и невозможности выехать оттуда
15. В чем, по Л.Н. Толстому, принципиальное отличие войн 1805-1807 годов и войны 1812 года? а) в масштабности событий; б) в том, что во главе русской армии в 1812 году стоит не Александр, а Кутузов; в) что одна война для русского народа непонятная, чуждая его интересам, а другая священная, освободительная г)в том, что Наполеон во время Бородинского сражения находился в Париже
Ответы: 1-б 2-а 3-б 4-в 5-г 6-в 7-б 8-в 9-б 10-а 11-а 12-б 13-а 14-г 15-в
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-500847
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Бородинское сражение в романе «Война и мир»
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы…
М.Ю.Лермонтов
Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.
Ход Бородинского сражения
Откроем роман Л.Н.Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».
Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно «наткнулся» на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение. Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий. А 26 августа произошло Бородинское сражение. В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.
Бородинское сражение в оценке Толстого
Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».
Герои в Бородинском сражении
Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: «Что себя жалеть теперь!
Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой «находится не в духе». Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению. В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. Почему писатель показал его именно в такой момент? Что хотел показать? Мелочность и равнодушие к своим солдатам, или особую тактику великого стратега и уверенность в своих силах? По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой. Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.
О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.
Выводы
Проведя небольшой анализ этого эпизода, я делаю вывод, что Кутузов признавал за русским народом великую силу, которая и привела Россию к победе. Расчет это или чистая случайность не имеет значения, но Бородинское сражение стало исходом всей войны 1812 года. Достаточно кратко я написал некоторые важные, на мой взгляд, цитаты, которые подтверждают эту мысль.
В моем сочинении на тему «Бородинское сражение в романе «Война и мир» я постарался раскрыть значимость Бородинской битвы в оценке Л.Н.Толстого, в его понимании смысла этой военной операции. А также значение Бородинского сражения в судьбах главных героев романа.
Ход Бородинской битвы
Всем русским людям известен этот исторический момент. В школах пишут сочинение на тему Бородинского сражения, детально изучая подробности схватки. Русскую армию возглавил генерал Михаил Кутузов, тогда как французов вёл император Наполеон Бонапарт. Бородинская битва в романе «Война и мир» самая жестокая из всех описанных в книге.
До сих пор идут споры, чья победа. Считается, что сражение выиграл Кутузов, но французы отдают лавры Наполеону, потому что русские войска приняли решение отступить, спустя 12 часов противостояния. В книге Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказан не только ход битвы, но и последующие события.
Основная тактика Кутузова заключалась в отступлении. Главнокомандующий считал, что таким образом неприятель, активно продвигаясь вглубь России, исчерпает свои силы. Кроме того, он надеялся на помощь подкреплений, столь необходимых для окончательной победы над французами.
В сражении при Бородино погибло более 40 русских генералов, был смертельно ранен Багратион. Не сумел избежать этого и Андрей Болконский. В своих мемуарах Наполеон написал, что Московское сражение — самое масштабное в его жизни. Он также признался, что именно здесь получил большой военный опыт.
Детальное описание противостояния в романе Толстого позволяет читателям побывать в ставке французов, переместиться к русским в батарею Раевского или увидеть полк, где служил Болконский.
Сама битва считается кульминацией романа и описывает множество исторических событий.
Кульминация романа «Война и мир»
В книге «Война и мир» Бородинское сражение показано глазами штатского человека Пьера Безухова. Он не разбирается в военном деле, но сердце и душа патриота воспринимают происходящие события. В первую очередь автор хотел показать психологическую составляющую и попытался раскрыть такие вопросы в сценах сражения:
Рассказ начинается с лета 1812 года. В этот период французы двигались по направлению к Бородино и не заметили, что русская армия уже успела укрепиться между Утицей и Бородинским полем.
Бой завязался, когда французские войска обнаружили Шевардинский редут. Наполеону удалось перевести свою армию через реку, тем самым ослабив войска Кутузова. 25 августа всё было тихо, а 26 августа началось сражение. Толстой считал его абсолютно бессмысленным и странным. Но несмотря на это, Наполеон бросил вызов Кутузову, а тот принял его.
Русские войска потеряли редут в Шевардино, который должен был защищать левый фланг. Тогда было принято решение разбить армию на 3 линии:
Таким образом, несмотря на все трудности, были существенно ослаблены силы французов. Начиная с 19 и заканчивая 39 главой, Лев Толстой даёт краткий анализ Бородинской битве и рассматривает её роль в жизни своих персонажей, в особенности Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Судьба Пьера Безухова
Эпизод, где Пьера Безухова берут в плен французы, стал отправной точкой для начала его нравственной и духовной трансформации. До войны он ощущал себя совершенно одиноким и ненужным человеком. Зачастую в нём видели только обладателя большого богатства, которое, впрочем, не имело особого значения для их владельца. Но когда началась война, Пьер почувствовал себя частью чего-то большего. Комфортная жизнь, наполненная разными удовольствиями, теперь кажется герою абсолютно абсурдной.
Пьер Безухов старается найти новый смысл жизни, в чём ему помогает обычный крестьянин Платон Каратаев. Лев Толстой описывает момент приближения Безухова к будущему месту битвы. Выехав из Можайска, герой на своём пути встречает разные повозки, заполненные ранеными солдатами. Ощущение тревоги, страха и безнадёжности висит в воздухе. Идущий человек спрашивает у Безухова, здесь ли им помирать или около Москвы. Этим вопросом Толстой демонстрирует чувства, которые охватили героя в тот момент. Ему также становится известно, что на поле сражения сгоняют всех офицеров, солдат и обычных мужиков.
Безухов удивляется лёгкости и безмятежности этих людей. Они не беспокоятся о том, что могут завтра погибнуть, быть покалеченными или раненными. Для них существует только сегодня. Простой народ веселится. Но Безухов также видел, что каждый из собравшихся чувствует важность и торжественность грядущего события.
Битва при Бородино показала, насколько важна вера, единство для российского народа. Офицеры, солдаты и простые мужики, собравшиеся на поле для проведения молебна, не остановились, даже когда прибыл Кутузов со своими генералами.
Смерть Андрея Болконского
Большое количество офицеров, которые принимали участие в сражении, погибли, некоторых взяли в плен или смертельно ранили. Так случилось и с князем Андреем Болконским: ранение оказалось несовместимо с жизнью. Перед началом битвы он пребывает в нехарактерном для себя состоянии, чему и сам удивляется. Болконский ощущает странное беспокойство, которое было несвойственно ему. Перед его глазами пролетают все важные моменты из жизни, но всё же он уверен, что русская армия выиграет битву, чем и делится с Пьером.
Он не побежал вперёд, неся знамя, как при Аустерлице, и не был на батарее, как под Шенграбеном, а только ходил по полю, считая собственные шаги, и слушал шум снарядов, где его и настиг один из них. Находившийся в тот момент рядом адъютант упал на землю, крикнув Болконскому: «Ложись!», но он стоял и думал, что не так хотел умереть, и вместе с тем его заботили множество глаз, смотрящих на него. Князь не мог поступить по-другому. Лечь означало попрать своё достоинство и доблесть. Андрей Болконский умер, отстаивая идеалы, которые привил ему отец.
Упоминание в стихотворении «Бородино»
Схватка двух армий переломила ход войны и вызвала живой интерес у разных историков. Поэтому не удивительно, что её описывали в своих произведениях русские классики. Эта тема была затронута в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», которое было написано в 1837 году. В нём автор показывает народ как видимого и главного вершителя истории. Лермонтов с грустью вспоминает об ушедших временах.
Стихотворение начинается с диалога, благодаря чему можно увидеть различие между страной 1812 года и Россией, которую наблюдает писатель, 25 лет спустя. В роли рассказчика выступает обычный солдат, высказывающий своё мнение о потомках. Повествование ведётся от третьего лица, что заметно благодаря использованию просторечных выражений автором в стихе. Также встречаются высокопарные словосочетания, подчёркивающие масштаб битвы и величие народа.
Л. Н. Толстой сумел максимально точно описать в романе «Война и мир» Бородинское сражение, которое произошло 26 августа 1812 года, но трактовал события по-своему. Писатель не придаёт значение роли личности в истории. Исход битвы решили сотни людей. Автор сумел показать весь ужас и трагедию войны для всех её участников, независимо от пола и национальности. Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину: кровопролитие народов всегда остаётся самым грязным делом в прямом и переносном смысле.