что по мнению жителей
Главные проблемы СССР по мнению жителей самого СССР
В прошлой публикации довелось осветить вопрос роста благосостояния советских граждан (вкратце: благосостояние росло, причем повсеместно).
Однако не следует думать, что все было идеально. Более того, у нас нет цели изобразить Советский Союз этаким «раем на земле». Конечно, проблемы были, причем проблем было много и сами по себе они были принципиально разные.
Давайте предоставим слово самим советским гражданам, принявшим участие в крупном опросе в 1960 году, ведь именно простые люди способны лучше всего рассказать о собственных проблемах и проблемах страны.
Итак, какие же проблемы выделяли сами граждане? А вот какие.
По мнению каждого десятого респондента, стране явно не хватало домов быта, ателье, химчисток и прочих предприятий сферы услуг. Благосостояние людей росло и им по понятным причинам хотелось иметь возможность без каких бы то ни было проблем делать модные стрижки, заказывать модные платья, сдавать стеклотару, чинить бытовую технику. Однако подобных заведений явно не хватало.
Их нехватку даже обыгрывали создатели советских комедий тех лет: скажем, в фильме «Легкая жизнь» главный герой в исполнении Юрия Яковлева считает, что «жить надо легко», а легкую жизнь ему обеспечивает как раз «левый» заработок от выведения пятен на дому (как говорится, «химчистка требует жертв»).
Очень интересный момент: с одной стороны, очевидно, что проблема эта весьма значимая (каждый шестой респондент обратил на ее внимание).
Действительно: промышленность СССР не справлялась с производством одежды, обуви, посуды, канцтоваров, спортивного инвентаря. Не помогали ни работа кооперативов и артелей, ни диверсификация деятельности заводов, ни импорт продукции из дружественных социалистических стран, ни постановления Совета Министров по изысканию дополнительных ресурсов для увеличения производства товаров народного потребления.
С другой стороны, все же можно утверждать, что современные рассказы, байки и небылицы о масштабах дефицита товаров в СССР той поры содержат несколько преувеличены, да и сами советские граждане дефицит товаров поставили лишь на 5 место, поскольку новые виды продукции (в том числе качественной и/или высокотехнологичной) на рынок в 1950-60-е годы регулярно выводились, а доступность этих товаров повышалась по мере роста заработка граждан.
Хотя прошло 15 лет с момента окончания войны, проблема нехватки продуктов в 1960 году все еще стояла, причем местами стояла весьма остро. Нет, от голода уже никто не страдал, но нехватка некоторых видов продуктов в магазинах была делом вполне обычным. Сельское хозяйство не справлялось с ростом потребностей граждан.
. что, кстати, приводило к абсурдным и трагическим инцидентам вроде «рязанского дела»: первый секретарь Рязанского обкома Ларионов пообещал утроить поставки мяса; путем невероятного напряжения сил это удалось выполнить, однако животноводство региона было обескровлено, и уже через год план не выполнили даже на четверть; сам Ларионов, осознав полное фиаско, то ли помер от сердечного приступа, то ли, как говорили злые языки, застрелился.
Власти предпринимали разнообразные усилия: ускоренными темпами наращивали освоение новых пахотных земель, увеличивали строительство холодильников для мяса и рыбы, импортировали овощи/фрукты/сахар/вино из социалистических и даже некоторых капиталистических стран, начали создавать универсамы, обеспечивающие бо́льшую сохранность продуктов. Однако в целом проблема так и не была решена.
Переходим к важнейшим проблемам страны по мнению советских граждан!
В целом зарплатный фонд по стране за период с 1950 по 1960 год вырос с 360 до 650 млрд советских рублей, выплаты от колхозов выросли с 9 до 40 млрд рублей. Неплохой рост, не правда ли.
Каждого второго гражданина беспокоил пресловутый квартирный вопрос. Тем печальнее осознавать, что несмотря на большие усилия, сделанные в годы советской власти, эта проблема не решена до сих пор. На среднего россиянина по-прежнему приходится
Как видно из приведенного списка, советских граждан заботили самые разные проблемы. Но обратите внимание, что среди этих проблем нет боязни бедности в старости, нет претензий к качеству здравоохранения или высшего образования, нет страха перед криминалом или терроризмом.
Увы, затем что-то пошло не так и в результате сегодня мы имеем то, что имеем.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Выкинула из дома 7 вещей по совету тёти, которая живет в Китае. Появились силы, и настроение жить.
В последнее время стала замечать, что мое самочувствие не очень хорошее. Упадок сил и когда просыпаюсь уже уставшая. Конечно же посетила доктора. Прописал он мне кучу лекарств, а вот после лечения улучшений не произошло.
Настроение всегда плохое, усталость и другие недуги. А тут еще и приближается новый год, надо бы подумать про праздник, а настроения устраивать нет совсем. Недавно позвонила моя тётя, которая живет в Китае.
Она уехала на ПМЖ уже лет 15 назад. Разговорились, ну я поделилась, что неважно себя чувствую, состояние разбитой вазы. Тут тётя мне порекомендовала, избавиться от всего лишнего до нового года.
Слова моей тёти запали мне в душу. «Новый год – самый волшебный праздник!
Именно в эту ночь все прощаются с прошлым, загадывают самые заветные желания и отчаянно желают быть услышанными Вселенной. Китайцы переживают такое чувство катарсиса два раза в год».
Жители Китая верят в легенду, перед уходом в другой мир, Будда пообещал, что каждое животное будет покровителем наступающего года. И с того момента, жители поднебесной, стали следовать традиции в жизнь придет что-то новое, но для этого необходимо выкинуть что-то старое.
Народ в Китае суеверный, поэтому стараются придерживаться древним традициям.
Какие вещи необходимо выбросить из своего дома?
В первую очередь избавьтесь от старой дырявой одежды.
По мнению жителей поднебесной, старая дырявая одежда несет негатив и сливает жизненную энергию. От такой одежды лучше всего избавиться. В идеале утилизировать ее, чтобы никто точно больше не носил.
Также по мнению жителей Китая, чем меньше в доме вещей, тем меньше выбора. Тем самым Вы не тратите много сил на выбор. Особенно когда эти вещи сильно ношенные или не по размеру.
Выкинуть старые письма и открытки.
Соберите накопленные старые письма и открытки. Не всегда старое несет позитив, возможно у вас хранятся старые и не очень хорошие воспоминая о тех людях которые написали вам послание.
Такие штуковины, лучше всего сжечь, тем самым вы впустите новые положительные эмоции. А на душе станет гораздо легче.
Не зря все психологи в нашей стране рассказывают про метод избавления от негатива, через выписывания и сжигания листов с негативом.
Так сложно избавится от мелочей которые подарены вроде бы от души. Но уже не радуют глаз. Так зачем хранить то, что давно перестало приносить радость. Так еще и постоянно нужно стирать пыль с этих вещей.
В доме старым чекам не лучше место для хранения.
Целый год, я зачем-то хранила все чеки из магазина. Подбивала бухгалтерию таким образом. Только непонятно, зачем хранить лишнее. Избавляйтесь от старого и бесполезного.
Поделки и другие вещи handmade.
Когда я услышала про то, что нужно выкинуть поделки, я расстроилась. Люблю я творческих людей и то, что они создают. Но аргументы моей тёти, заставили меня задуматься.
Порой мы совершенно не знаем кто делал поделки, с каким настроением и что он заложил внутрь своего изделия. Незнакомые вещи лучше всего не хранить у себя в доме.
Сухоцветы и камешки.
Сухоцветы тянут из дома энергию, они не живые, а это означает, что их лучше в доме не хранить. Лучше живых цветов ничего не бывает. С легкостью избавляйтесь от сухого и безжизненного.
Старая сколотая посуда.
Думаю, у многих в доме хранится посуда, которую жалко выбросить. А она уже давно изжила свое. Не бойтесь выкидывать старые вещи. Лучше новое и целое. Даже по технике безопасности, обязательно выкидывать разбитую посуду.
Когда я провела полное расхламление в своей квартире, мое состояние действительно улучшилось. Захотелось заниматься новыми делами. Больше гулять, наслаждаться миром.
Жизнь постепенно стала налаживаться. Я не говорю, что только расхламление улучшило мое состояние, но оно поспособствовало начать менять свою жизнь в лучшую сторону.
А Вы верите в силу расхламления? Как к этому относитесь? Поделитесь, пожалуйста в комментариях
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что больше всего раздражает жителей курортных городов в отдыхающих
В результате анонимных опросов жители Сочи и Крыма составили список из 10 признаков «беспросветного провинциала» и «примитивного местного жителя» — такую информацию опубликовал паблик «Любимый Сочи».
По их мнению, каждый такой признак, а тем более несколько или все, показывает, что человек либо «туп как пробка», либо приехал из далекого поселка в захолустном регионе нашей страны.
Голое пузо в общественном месте и подделки
Например, признаком «провинциала», по мнению жителей курортов, является «хождение с голым пузом или в одном купальнике» в общественных местах. Этим, действительно, часто грешат приехавшие гости.
Кроме того, «провинциальность» или «примитивность» выдает использование поддельных брендов одежды, часов, обуви, сумок. Такие вещи (при стоимости оригиналов в тысячи долларов) явно бросаются в глаза — особенно когда их владелец ест самый дешевый хот-дог, носит смартфон с расколотым экраном и едет в маршрутном такси.
Громкая музыка и жирный безграмотный «гоголь на море» в леопардовых лосинах
«Деревенским поведением» также считается ходьба или езда с громко включенной музыкой из смартфона или переносной колонки в общественных местах. Как вариант — это громкие разговоры с родней по видеосвязи там, где они неуместны.
Отдельный пункт, который «бесит» не только жителей курортов, но и большинство россиян (по данным соцопросов), — это «пузатые мужчины и женщины, явно не следящие за собой«. Многие опрошенные считают, что если человек полный, он должен стыдиться этого, «прятаться от взглядов, а не гоголем ходить на море».
Естественно, признаком «провинциала» является классическое надевание носков под сандалии и шлепанцы, леопардовые лосины и кофты «как из 90-ых», а также ношение полными людьми чрезмерно обтягивающих вещей.
Выдают «провинциальность», по мнению респондентов, ошибки в речи и переписке. В частности, сразу видно примитивного человека по словам «ложить» (вместо класть), называнием кофе «эКспрессо» (правильно — без «к»), написание «сдесь» вместо «здесь». Особенно показательна вечная ошибка — когда люди говорят «с района, со школы, с магазина, приехал с города» вместо употребления предлога «из».
Алкоголь в жару и курение в толпе
Курортникам также видно, что человек приехал из далекой «провинции» (или является местным «примитивным жителем») по постоянному употреблению алкоголя в жару, будние и рабочие дни. Действительно, пьянство (в том числе пивное) — увы, бич российских регионов.
Показательным и неприемлемым считают жители Сочи и Крыма «курение рядом с другими людьми, в толпе«. При этом не менее показательной, по их мнению, бывает обратная ситуация — когда человек закурил в разрешенном месте, а рядом с ним словно умышленно останавливаются люди и «охают, делая замечания о вреде курения».
«Пафосное нищебродство» и свинство
Наконец, жители побережья Краснодарского края и Крыма считают показателем «провинциальности» желание получить сервис на пять звёзд за средства, которых хватает на две звезды — эдакое «пафосное нищебродство».
Завершает список признаков недалекости или провинциальности неубирание за собой мусора — будь то пляж, снятая квартира, общественное место.
Добавим, что ранее и жители российских курортов, и туристы обменялись списками претензий друг к другу — среди них, например, жадность и агрессивное поведение туристов, а также (цитируем сленг гостей) «крымпупизм и сочинутость» местных горожан.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Ролевая игра «Мнение жителей города»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ролевая игра «Мнение жителей города»
Цель игры. Школьники редко задумываются над тем, что приводит человека к совершению сначала аморального проступка, потом правонарушения, а затем и серьезного преступления. Многим из них кажется, что это просто случайность. Подростки, как правило, не интересуются и теми причинами, которые приводят к преступлению, способствуют проявлению в человеке его слабостей и отрицательных качеств. Предлагаемая игра служит тому, чтобы ребята лучше смогли понять причины совершения преступлений, попытались разобраться в истоках преступности, и задумались над тем, что можно сделать для предотвращения правонарушений в условиях конкретного города, всего государства, подумали над тем, как себя вести, чтобы не стать правонарушителем.
В процессе игры участники исполняют роли, которые позволяют им обсудить причины совершения преступлений с позиций разных людей, а затем обобщить другие мнения о том, какие меры необходимо принимать, чтобы сдержать рост преступности. Данная игра предполагает одновременное активное и свободное участие всего класса в импровизированном социологическом исследовании.
Подготовительный этап. До проведения игры вам следует познакомиться с данной методической разработкой и подумать, что можно сделать, чтобы игра прошла как можно удачнее именно в том классе, где вы наметили ее проведение. Знакомясь с удержанием и правилами игры, постарайтесь одновременно представить себе конкретных детей, их особенности, а также возможные трудности, связанные с отношениями, которые сложились в классе. Представьте, как можно эти трудности преодолевать в ходе игры.
Рекомендуем до начала игры подготовить все необходимое для ее проведения: визитные карточки участников и бланки для опроса, который будут проводить «журналисты». В визитной карточке содержится краткая информация, которая требуется каждому участнику для понимания той роли, которую ему придется исполнять во время предстоящей игры. Визитные карточки участников для данной игры даны в приложении. Эти карточки вы можете распечатать, ксерокопировать или попросить нескольких ребят написать их от руки. Бланк для опроса приведен в тексте игры.
Вводный этап. Для того, чтобы игра заинтересовала детей и они сразу активно включились в свои игровые роли, необходимо соблюдать несколько основных правил:
1) Все участники должны знать цель проводимой игры. Для этого нужно объяснить ребятам, что в игре представлена жизненная ситуация, связанная с изучением причин преступности и разработкой мер, которые необходимо принять для борьбы с ней. При этом основная задача — выяснить, что думают жители города о состоянии преступности и что конкретно они предлагают для ее ликвидации.
2) Участники должны понимать свои игровые роли. Каждому ребенку объясняется, что он конкретно может делать, выполняя роль, и что ему делать нельзя. Объяснение содержания игры и роли каждой группы участников, естественно, занимает определенное время. На это приходится идти. Иначе придется во время игры постоянно возвращаться к объяснению правил, так как дети будут подходить к вам и спрашивать: «А что мне делать дальше»?, «Могу ли я подойти к другому человеку»? Поэтому целесообразнее потратить некоторое время на объяснение содержания и правил игры. В игре может сложиться ситуация, когда большинство участников задают один и тот же вопрос. Это означает, что дети не поняли это правило. В этом случае, действительно, стоит остановить игру на некоторое время (сделать «технический перерыв») и еще раз для всех громко дать пояснения. И лишь после этого продолжить игру, специально обращая внимание на то, исправлена ли ошибка, которую делали дети.
3) Участники должны точно знать, что их ожидает после игры (оценки, призы и т. п.). Этот. вопрос нельзя забывать, так как дети нуждаются в похвале, они очень чутко реагируют на любые поощрения, особенно связанные с успехами во время игры. Это могут быть, например, традиционные школьные оценки, выставляемые в классном журнале и дневнике.
При объяснении целей игры и содержания ролей нужно учитывать, что многие дети просто не умеют формулировать свои вопросы и из-за этого предпочитают отмалчиваться в надежде, что во время самой игры они смогут понять, что от них требует полученная игровая роль. Для того, чтобы снять эту проблему и помочь школьникам не бояться задавать вопросы, можно специально, еще до начала игры объявить, что тот, кто задает вопросы, помогающие всем остальным понять содержание и правила игры, повышает свои шансы стать победителем. Во-первых, он сам лучше всех сможет понять правила игры и, следовательно, более эффективно действовать в отведенное время, а, во-вторых, при подведении итогов игры это будет учитываться, например, выдачей специального приза (или баллов) за активность.
В данной игре вам необходимо разделить школьников на две примерно равные группы. Одни из них будут играть роль представителей прессы, телевидения, радио, которым поручено провести опрос жителей города. Вторая половина выполняет роль жителей города, у которых будут брать интервью, чтобы выяснить их Мнение по поводу причин совершаемых в городе правонарушений и о возможных путях борьбы с ними.
При разделении класса на две группы можно придерживаться принципа добровольности. В этом случае ребята практически сразу готовы включиться в игровые роли. Но у данного варианта может появиться и отрицательная сторона. Например, в группе «жителей города» может оказаться всего лишь несколько человек, а все остальные захотят играть роль «представителей прессы» или наоборот.
Чтобы избежать этой ситуации, можно использовать объединение школьников в группы по принципу случайности. Для этого каждому участнику выдается визитная карточка, на которой уже написана его роль: «сотрудник городской газеты», «директор завода» и т. д. Таким естественным образом вы настроите детей на предстоящую игру, сразу распределив игровые роли.
Возможен и простой принцип «классного» журнала». Вы объединяете в первую группу ребят, которые в классном журнале стоят в верхней части списка, и поручаете им роль «представителей прессы», во вторую группу — тех, кто в нижней части списка, и они получают роль «жителей города». Но это не самый оптимальный путь и он допустим лишь тогда, когда другие способы по каким-то причинам не удается использовать.
Чтобы помочь ребятам включиться в проводимую игру, их следует настроить, обратившись ко всем с объяснением, что это не совсем обычный урок и что «двоек» за ошибки вы им ставить не будете.
Собственно игра
После проведения вводного этапа, решения всех организационных моментов и ответов на вопросы учащихся, вы зачитываете школьникам основную информацию:
«Вы знаете, что администрация нашего города обеспокоена состоянием преступности. Готовится обсуждение проекта постановления городской Думы (Администрации) «О мерах по борьбе с преступностью». Для того чтобы узнать мнение жителей города по этому вопросу, решено провести выборочный опрос жителей.
Сейчас мы разделимся на две большие группы: одни из вас будут играть роль журналистов, теле- и радиокомментаторов, а вторая группа — жителей нашего родного города, в том числе и работников правоохранительных органов: милиции, суда, прокуратуры, которые непосредственно работают с преступниками.
Для того чтобы записывать ответы уважаемых жителей города (своих одноклассников), вам нужно заготовить специальный бланк для ответов по следующему образцу:
Образец
Бланк
фамилия
имя
профессия
Содержание ответа
А. __________________________
Б. __________________________
А. __________________________
Б. __________________________
А. __________________________
Б. __________________________
Примечание. Под буквой «а» записывается ответ на первый вопрос (о причинах правонарушений), под буквой «б» — ответ на второй вопрос (о путях борьбы с этим явлением).
Задача журналистов — собрать как можно больше мнений людей различных профессий о причинах правонарушений и о том, что же нужно сделать для ликвидации преступности в городе. Для этого вы должны подойти к «жителям города» и задать им эти два вопроса. Все ответы, которые вы услышите, нужно очень кратко записать в- бланке, предварительно указав фамилию, имя, отчество человека, с которым вы разговаривали, и обязательно записав, кто он по профессии. Без этих данных ответ не будет принят при подведении итогов вашей работы. Не забудьте сначала назвать себя, спросить у «жителя города» его фамилию, имя и место работы, а в конце интервью поблагодарить своего собеседника за ответы. Время на все интервью — 10 мин. Задача — собрать как можно больше мнений.
Уважаемые жители города! Вы должны отвечать на поставленные вопросы так, как бы это сделал человек, роль которого вы играете. Например, один из вас играет роль председателя городского суда. Он должен отвечать на вопросы журналистов именно так, как, с его точки зрения, мог бы ответить судья. Будьте, пожалуйста, вежливы, отвечая на вопросы представителей средств массовой информации. Ваше мнение поможет разработать и принять постановление, которое значительно улучшит обстановку в городе.
Еще раз подчеркиваю, что все вы работаете одновременно. Журналисты находят себе собеседника, а жители города, исполняя свой гражданский долг, отвечают на вопросы представителей прессы (оставаясь в роли, которую они получили на время игры) и пытаются помочь Думе (Администрации) осознать причины роста преступности и пути выхода из этого тяжелого положения. Ваши ответы должны быть ясными и короткими. И журналисты должны записывать ответ всего несколькими словами, отмечая в бланке только самое главное.
При подведении итогов работы тот из вас, кто укажет причины совершения преступлений, которые будут признаны всем классом как самые главные, объявляется «самым мудрым жителем города». Определение самых главных причин преступлений осуществляется простым подсчетом числа участников — жителей города, указавших эти причины в своих ответах. При окончательном подсчете мы учтем и мнение «журналистов», которые смогут проголосовать за ту или иную причину. Такой же подсчет мы проведем и по основным путям борьбы с преступностью.
Если бланки готовы, можно начинать. Желаю успехов ;
Довольно часто школьники во время этой игры придумывают себе другие фамилии и имена или выходят из рамок роли. Например, в визитной карточке участника написано «директор завода», а он отвечает «журналисту», что он «рэкетир» или «бомж». Такой самодеятельности не следует противостоять. Пусть ребята пофантазируют, однако специально подсказывать им эту идею не нужно. Иначе значительная часть времени у них уйдет на придумывание оригинальной фамилии, а не на работу с вопросами. В отношении ролей жителей города нужно проявить определенную настойчивость, объяснив ребятам, что роли подобраны не случайно, что вы хотели бы вместе с ними обсудить возможные точки зрения людей различных специальностей, которые более профессионально могут судить о состоянии преступности и направлениях борьбы с ней. Но если все же такой сбой произойдет, не стоит обращать на него внимания во время игры, чтобы остальные участники успешно завершили опрос. Но после подведения итогов можно сказать, что правила игры были частично нарушены и повторить, что роли были подобраны не случайно. Уместно будет выразить сожаление, что не у всех участников хватило терпения доиграть полученную роль.
Но если ребенок настаивает, вы можете предложить ему поменяться ролями с кем-то из ребят (но до начала игры, чтобы потом не мешать остальным участникам). Или просто изменить роль этому ребенку на ту, которую он хочет взять на время игры, но только как исключение. Это нужно сделать, особенно не настаивая на первоначальной роли, чтобы этот участник все-таки включился в обсуждение причин преступности. Иначе он может остаться равнодушным к рассматриваемой теме, или даже мешать остальным серьезно ее обсуждать.
Во время самого опроса вам не стоит вмешиваться в разговор отдельных пар. Лучше наблюдать со стороны, давая возможность подросткам спокойно и деловито обсуждать предложенную тему. Вместе с тем, вам нужно прислушиваться к диалогам, переходя от пары к парс, немного помогая тем, кто с трудом вступает в свободный разговор. Полезно также вмешиваться, останавливая тех, кто ушел в сторону от темы, или долго обсуждает, какую фамилию записать в бланке.
Естественно, если в ходе игры ребята будут обращаться к вам с вопросами, как к «жителю города», вы также можете отвечать, называя при этом ту роль, которую вы взяли на время игры. При этом лучше не брать для себя роль педагога, а показать школьникам, что и вы готовы к игре и можете играть вместе с ними.
Итоги игры. После окончания отведенного времени нужно подвести итоги работы, обсуждения ответов. При этом следует выяснить, какие из них встречаются чаще. То есть определить, что же ребята считают основной причиной преступности и какие конкретные меры, по мнению большинства «жителей города», могут снизить преступность.
Для подведения итогов рекомендуем воспользоваться классной доской. На одной половине доски вы обобщаете ответы о причинах правонарушений и преступности, а на второй половине — о путях и способах борьбы с этим явлением. Например, один из журналистов зачитал ответ «прокурора»: «Очень плохо выполняются законы». Именно так и надо записать этот ответ на левой половине доски. Затем вы выслушиваете следующего журналиста, записываете в столбик на этой же половине доски ответ, который получил он во время своего интервью и т. д. При определении окончательных итогов следует учесть и мнение ребят, игравших роль журналистов. Они могут просто высказать свое мнение, присоединив свой голос к одному из ответов. Вам нужно «выбрать» хотя бы три самых главных причины совершения преступлений, используя для этого прямое голосование. После изучения причин преступности таким же образом заполняется вторая половина доски записями о путях борьбы с ней и определяются три наиболее эффективных способа или пути борьбы с преступностью.
На вопрос о причинах совершения правонарушений среди ответов школьников часто встречаются, например, такие: «Люди крадут сегодня из-за бедности», «Многим просто делать нечего, жить совсем неинтересно», «Часто преступления происходят по пьянке» и т. д. В качестве примера приведем список причин совершения преступлений, который был составлен в ходе игры в одном из классов:
1. Отсутствие твердой власти в стране.
2. Отсутствие морали, нравственная распущенность.
3. Несостоятельность законов государства.
4. Плохая экономика.
6. Терпимость к преступникам со стороны окружающих.
7. Рост безработицы среди людей.
8. Маленькие стипендии.
9. Плохое воспитание в школе и в семье.
10. Пропаганда насилия и преступности.
11. Социальная неблагоустроенность многих людей.
12. Малочисленность милиции и других правоохранительных органов.
13. Высокий престиж преступника и преступлений среди молодежи.
Первые три места среди причин преступности распределились так:
1. Плохая экономика.
3. Престиж преступника и преступлений. На вопрос о путях борьбы с преступностью ребята этого же класса ответили следующим образом:
1. Ужесточение законов.
2. Больше разрешать, но в определенных рамках.
3. Строить больше клубов, кафе и т. д.
4. Лучше обеспечить милицию и другие правоохранительные органы.
5. Правильное воспитание.
6. Провести «чистку» милиции и других органов власти.
7. Ввести цензуру на пропаганду преступности и насилия.
8. Улучшить законодательство.
9. Вести пропаганду дисциплины и уважения закона.
10. Создать больше рабочих мест.
11. Поднять всю экономику.
12. Принять новый закон о коммерции.
13. Больше денег давать детям, чтобы не крали. Первые три места среди путей борьбы с преступностью распределились так:
1. Поднять экономику.
2. Правильное воспитание.
3. Провести чистку милиции.
Данные примеры свидетельствуют, что ребята этого класса в целом разумно подошли к определению путей борьбы с преступностью, так как основные причины перекрываются предложенными мерами: плохая экономика — поднять экономику; коррупция — «чистка» милиции и других органов власти; престиж преступника — правильное воспитание.
Обратите внимание на частое несоответствие между ответами на эти вопросы. Например, подросток отвечает, что основная причина преступлений в городе — «скучно, некуда пойти вечером», а для ликвидации преступности советует «увеличить сроки наказания». Логичнее было бы предложить меры по строительству новых кинотеатров, стадионов, дискотек и т. п. На это несоответствие можно указать участникам игры, а при обсуждении специально остановиться на вопросе о том, что изучение причин совершаемых правонарушений проводится именно для того, чтобы найти пути ликвидации преступности. Результат можно получить только тогда, когда хорошо знаешь причины этого негативного явления. Эту мысль нужно подчеркнуть несколько раз, чтобы ее хорошо поняли.
Также можно определить участника, который успел опросить больше всех жителей и при этом правильно оформил свой бланк то есть подвести и количественные итоги игры.
Для определения отношения школьников к состоявшейся игре можно провести блиц-опрос с двумя или тремя небольшими вопросами. Один из вопросов целесообразно поставить по содержанию проведенной игры: «Что вам удалось лучше понять в ходе игры, чему научиться»? Второй вопрос может быть по процедуре игры: «Что вам было не совсем понятно, какие трудности испытывали во время игры, что мешало»? И наконец, третий вопрос может касаться будущих игр, которые предполагается использовать в учебном процессе, например: «Как лучше организовать проведение игры в нашем классе, что нужно для этого сделать? Чем вы можете помочь при организации и проведении следующих игр»?
Приложение 1
Примеры визитных карточек, используемых в ролевой игре «Мнение жителей города»
«Визитная карточка участника»
«Вы — сотрудник еженедельной деловой газеты. Вы принимаете участие в опросе жителей города по изучению причин совершения преступлений и путей эффективной борьбы с преступностью. Вы имеете право взять интервью у любого жителя города. В ходе этого интервью вы должны задавать два вопроса: «В чем причины преступности, в частности в нашем родном городе»? и «Что нужно сделать, чтобы в городе было меньше преступлений, в том числе и среди несовершеннолетних»?
Ответы жителей города вам нужно записывать в бланк. Вам нужно собрать как можно больше мнений людей различных профессий. Для этого вы должны подойти к нескольким ребятам вашего класса (к тем, кто играет роль жителей города) и задать им эти два вопроса. Все ответы, которые вы услышите, нужно очень кратко записать в бланке, предварительно указав фамилию, имя, отчество человека, с которым вы разговаривали, записав, кто он по профессии. Без этих данных ответ не будет принят при подведении итогов вашей работы. Не забудьте сначала назвать себя, спросить у «жителя города» его фамилию, имя и место работы, а в конце интервью поблагодарить своего собеседника за ответы. Время на все интервью — 10 мин».
Такая же визитная карточка может быть составлена для сотрудника ежедневной газеты.
«Визитная карточка участника»
«Вы — сотрудник местного телевидения». Вы принимаете участие в опросе жителей города по изучению причин совершения преступлений и путей эффективной борьбы с преступностью. Вы имеете право взять интервью у любого жителя города. В ходе этого интервью вы должны задавать два вопроса: «В чем причины преступности, в частности в нашем родном городе»? и «Что нужно сделать, чтобы в городе было меньше преступлений, в том числе и среди несовершеннолетних»?
Ответы жителей города вам нужно записывать в бланк. Вам нужно собрать как можно больше мнений людей различных профессий. Для этого вы должны подойти к нескольким ребятам вашего класса (к тем, кто играет роль жителей города) и задать им эти два вопроса. Все ответы, которые вы услышите, нужно очень кратко записать в бланке, предварительно указав фамилию, имя, отчество человека, с которым вы разговаривали, записав, кто он по профессии. Без этих данных ответ не будет принят при подведении итогов вашей работы. Не забудьте сначала назвать себя, спросить у «жителя города» его фамилию, имя и место работы, а в конце интервью поблагодарить своего собеседника за ответы. Время на все интервью — 10 мин».
«Визитная карточка участника»
«Вы — председатель городского суда. Работаете в суде уже 10 лет. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному-вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — прокурор города. Работаете прокурором уже 15 лет. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — председатель комиссии по делам несовершеннолетних городской Администрации. Ведете эту работу в течение 5 лет. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — начальник инспекции по делам несовершеннолетних. Работаете на этой должности уже 3 года. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — начальник милиции. Работаете в милиции уже 10 лет. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — директор крупного завода. На вашем заводе не хватает рабочих, но принимать на работу бывших осужденных за совершение преступления вы отказываетесь. Ваше мнение о причинах и путях борьбы С преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — директор школы. В микрорайоне вашей школы проживает много подростков, которые стоят на учете в милиции. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — владелец коммерческого магазина. Вам угрожают, если вы не будете платить «дань». Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы — работник завода. О преступлениях вы знаете только из телевизионных передач, ни разу с этим не сталкивались в своей жизни. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы работаете на кондитерской фабрике. Совсем недавно у вас обокрали квартиру, унесли ценные вещи. Преступники до сих пор не найдены. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу».
«Визитная карточка участника»
«Вы работаете на хлебозаводе. У вас случилось несчастье, ваш сын совершил преступление и был осужден к 3 годам лишения свободы. Ваше мнение о причинах и путях борьбы с преступностью будет очень полезно для принятия постановления городской Думы по данному вопросу»