что почитать по маркетингу
10 книг по маркетингу, которые пригодятся новичку
Мы выбрали лучшие книги о маркетинге, помогающие получить основные навыки, без которых не обойтись в этой профессии.
1. Филип Котлер. «Маркетинг менеджмент»
Студенту или начинающему специалисту стоит прочесть классический учебник Котлера в числе первых, ведь его автор — один из самых известных маркетологов на планете. Всю теорию он иллюстрирует при помощи реальных кейсов.
«Маркетинг менеджмент» существует в двух форматах: в виде основного труда и экспресс-курса. Чтобы материал не устарел, Котлер постоянно переиздает учебник, добавляет в него новые разделы и более актуальные примеры. Начиная с 12-го издания (или третьего — в случае с экспресс-курсом), книга выходит в соавторстве с экспертом по брендингу Кевином Келлером.
Цитата
«Упростите процесс отказа от рассылки. Важно, чтобы даже при расставании у онлайновых покупателей оставалось положительное впечатление. Согласно одному из исследований, ведущие 10% пользователей интернета, которые больше общаются по сети, чем всеми другими способами, обычно делятся своим мнением (онлайн) с 11 друзьями, когда это мнение носит положительный характер, и с 17 — если оно оказывается отрицательным».
2. Пако Андерхилл. «Почему мы покупаем, или Как заставить покупать»
Психолог и аналитик Пако Андерхилл более 25 лет изучает поведение потребителей. За это время автор нашел множество закономерностей: он прекрасно понимает, как на решение о покупке влияют окружающая среда, дизайн помещения, юзабилити сайта или другие факторы.
Книга Андерхилла поможет маркетологам «заглянуть в голову» потенциального клиента и приспособиться к его поведению.
Цитата
«86% женщин во время похода по магазинам смотрят на ценники. Из мужчин это делают только 27%. Для мужчин безразличие к цене является своеобразным мерилом их мужественности. Как результат, мужчины гораздо быстрее решаются на дорогие покупки, чем женщины. Они также гораздо легче поддаются внушению, чем женщины, — им так не терпится поскорее выйти из магазина, что они готовы на все».
3. Бен Хант. «Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей»
Бен Хант занимается веб-дизайном с середины девяностых. В своей книге он на практических примерах объясняет, как шаг за шагом улучшить сайт и получить от него максимальную отдачу.
Работу Ханта стоит прочесть, чтобы познакомиться с основами юзабилити и поисковой оптимизации и научиться удерживать внимание пользователей.
Цитата
«„Нажмите сюда“ — это не призыв к действию, потому что я буду действовать, если есть причина, а нажатие — это не причина. Уберите из ссылки текст „Нажмите сюда“, и она станет более ясной и четкой. (Я использую фразу „Нажмите сюда“, только если не очевидно, что на объект можно нажать.)»
4. Эрик Энж, Стефан Спенсер, Рэнд Фишкин, Джесси Стрикчиола. «SEO. Искусство раскрутки сайтов»
Чтобы сильней углубиться в изучение поисковой оптимизации, стоит прочитать книгу, написанную крутыми экспертами по SEO. Все четыре автора — лидеры поисковой отрасли, они консультируют транснациональные корпорации, публикуются в крупных СМИ, выступают на самых известных конференциях и первыми узнают о том, как меняются тренды.
Эта книга — подробное руководство по поисковой оптимизации. Авторы объясняют, как работают поисковые движки, учат подбирать ключевые слова, правильно создавать контент и анализировать работу сайта. Если вы не планируете заниматься продвижением самостоятельно, можете почитать советы о том, как организовать работу SEO-специалистов.
Цитата
«Исследование компании ScanAlert в мае 2007 года показало, что только 43% пользователей, которые сделали покупку на сайте, совершили ее в пределах одного часа после своего первого визита на сайт. Кроме того, 26% покупателей сделали покупки через три дня и даже позже! Это говорит о том, что очень важно планировать более сложное взаимодействие с пользователями, которое будет состоять из нескольких визитов на сайт».
5. Игорь Манн, Елена Золина. «Фидбэк. Получите обратную связь»
Купить электронную или бумажную книгу можно здесь. Кстати, на сайте издательства «МИФ» можно получить скидку 15% на любой товар, если ввести промокод SKILLBOX.
Это книга о том, как услышать своего клиента. Авторы подробно рассматривают все существующие виды обратной связи, доступные маркетологу. Манн и Золина разбирают девять каналов и 46 инструментов. После прочтения вам станет понятно, сколько времени и средств нужно потратить, чтобы внедрить конкретный способ фидбэка, и какие шаги для этого предстоит пройти.
Цитата
«Пример от пивоваренной компании Samuel Adams. На своей странице в Facebook компания сделала интерактив, где все желающие могли изменить рецептуру пива по своему усмотрению (сделать ярче терпкий вкус, темнее цвет и так далее). Так появилось первое „краудсорсинговое“ пиво».
6. Марк Джеффри. «Маркетинг, основанный на данных. 15 ключевых показателей, которые должен знать каждый»
Эту книгу тоже можно заказать или скачать на сайте издательства «МИФ».
В своей книге Марк Джеффри учит маркетологов говорить на языке финансовой аналитики, изучать цифры и делать прогнозы. Он объясняет, как работать с данными, и рассказывает о ключевых показателях, при помощи которых можно измерить, например, удовлетворенность брендом или ценность клиента.
«В конечном итоге цена определяется рынком, точнее, суммой, которую клиент готов заплатить за ценность предлагаемых вами продуктов и услуг. Вы можете использовать грубый подход: повышайте цены на 5–10% ежемесячно и отслеживайте, когда объемы продаж начнут снижаться. Именно в этот момент цена будет оптимальной и обеспечит максимальную прибыль при максимальном обороте».
7. Джек Митчелл. «Обнимите своих клиентов. Практика выдающегося обслуживания»
На сайте «МИФа» есть электронная и бумажная версии книги.
Соучредитель американских магазинов одежды Mitchells Richards & Marshs и Wilkes Bashford Джек Митчелл уверен, что для удержания покупателей недостаточно акций и скидок. Успех бренда строится на искреннем желании сделать клиента счастливым, а для этого важно знать о нем все до мелочей.
Митчелл учит общаться с покупателями и пользоваться полученной информацией так, чтобы понять потребности клиента и найти к нему индивидуальный подход.
Цитата
«Представьте свои ощущения, если, зайдя всего лишь второй раз в магазин, вы услышите от продавца радушное: „Роб! Рад снова вас видеть“. А потом: „Как поживает Рики, как малыши Марк и Дженнифер?“ И в довершение: „Довольны ли вы темно-синим костюмом от Zegna, который купили здесь в марте прошлого года? Кстати, нам только что завезли красивые костюмы в серую полоску, есть ваш размер“».
8. Эмануил Розен. «Анатомия сарафанного маркетинга»
Книгу Розена можно скачать или купить здесь.
Это книга об онлайн-отзывах и их огромной силе. Эмануил Розен изучил более сотни интервью с лидерами мнений, маркетологами и потребителями и сформулировал советы, благодаря которым пользователи начнут рассказывать о вашем товаре или услуге. Еще Розен учит отрабатывать негативные отзывы и извлекать пользу даже из них.
Цитата
«Самое важное — и это следует запомнить, — люди говорят о том, чего, как им кажется, не знают другие. Иначе говоря, если информация, сообщаемая кем-то, — это не общеизвестный факт, у вас может возникнуть желание поведать об этом как можно большему числу людей. Маркетологи стараются кричать во все горло. Однако иногда хорошо продуманный шепот доходит до большего количества ушей».
9. Джим Коллинз. «От хорошего к великому»
Качайте книгу Джима Коллинза на сайте издательства «МИФ» и не забывайте про промокод SKILLBOX, который дает скидку 15% на любую покупку.
Эта книга будет полезна тем, кто интересуется не только маркетингом, но и менеджментом. Бизнес-консультант Джим Коллинз шесть лет наблюдал, как компании с хорошими экономическими показателями росли и становились выдающимися. Автор пришел к выводу, что у всех великих корпораций есть схожие черты: дисциплинированные люди, дисциплинированное мышление, дисциплинированные действия и эффект маховика.
Цитата
«Представьте себе яйцо. Никто не обращает на него внимания, пока однажды не вылупится цыпленок. Все газеты и журналы хватаются за это событие: „Революционное преобразование яйца!“ Как будто за одну ночь яйцо совершило удивительную метаморфозу, кардинальным образом переделав себя в курицу».
10. Дэвид Мирман Скотт. «Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем»
Эта книга о том, как продвигать свой бренд в интернете. Авторы учат эффективно использовать бесплатные каналы, искать целевую аудиторию, составлять маркетинговую стратегию и работать с социальными сетями.
Цитата
«Инструменты маркетинга и PR изменились. В офлайне добивались своего те, кто владел навыками вторжения и принуждения. Успех в онлайне зависит от способности мыслить как журналист и как интеллектуальный лидер».
Заключение
Чтение книг и учебников по маркетингу — хороший способ познакомиться с опытом больших корпораций, расширить кругозор и набраться вдохновения, но заменить ими практические занятия и живое общение не получится. У Skillbox есть 19-недельный курс «Интернет-маркетолог от Ingate», на котором ключевые эксперты отрасли делятся своим опытом и помогают освоить новую профессию на реальных кейсах и брифах.
Пишет про дизайн и маркетинг в Skillbox. С 2011 по 2017 год писала про бизнес в деловые СМИ, соучредитель агентства копирайтинга «Абзац».
18 лучших книг по маркетингу
Если кто-то скажет вам, что знает про маркетинг все, не верьте ему! Всегда остается возможность расширить знания и забрать в копилку полезные методики, фишки и лайфхаки.
Держите подборку того, что стоит почитать предпринимателям, владельцам малого и крупного бизнеса, интернет-маркетологам, копирайтерам, менеджерам по продажам: лучшие книги по маркетингу в одной статье от фундаментальных для начинающих до изданий для профессионалов.
Читайте, применяйте, улучшайте результат!
1. Филип Котлер «Основы маркетинга», 2018
Про что: анализ рынка и сегментация, оценка нужд, потребностей и запросов, тестирование продукта на рынке, стоимость как ценность товара, навыки рекламирования — главное для начинающих.
После прочтения: книга позволит новичкам не утонуть в бездне информации и понять принципы маркетинга.
«Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
«…товары — это, по сути, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги».
2. Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро», 2017
Про что: демонстрация работы разума, процесса мышления двух типов — медленного и быстрого. Почему мы принимаем нерациональные решения и поступаем необдуманно? Разум, логика, опыт, знания, эмоции — что влияет на наши действия?
После прочтения: познакомитесь с иллюзиями истины и понимания, эффектом настроения и ореола, автозаменой, влиянием интуиции и случая на мышление и действия. Это даст понимание того, как люди принимают решения, какие и почему совершают ошибки, что движет ими и как воздействовать на их сознательное и бессознательное.
«Склонность разума все упрощать приводит к ошибочным суждениям».
«…мысль о деньгах дает установку на индивидуализм: нежелание взаимодействовать с другими, зависеть от них или принимать от них просьбы».
«…столкнувшись с трудным вопросом, мы отвечаем на более легкий, обычно не замечая подмены».
3. Джим Коллинз «От хорошего к великому», 2012
Про что: 6-летние исследование, отлично иллюстрирующее, почему у одних получается взять Олимп, а у других нет. Результаты основываются на анализе опыта компаний Gillette, Nucor, Circuit City, Philip Morris и других известных брендов.
После прочтения: узнаете, какие элементы, условия и факторы успеха необходимы для перехода на новый уровень — от хорошего на великий. Авторы обещают, что каждый сможет изменить стратегию компании до неузнаваемости и достичь превосходных результатов. Попробуем?
«Компании, которые добились выдающихся результатов, в принципе, не фокусировались на том, что делать, чтобы стать великими; они фокусировались на том, чего не делать, и на том, что надо перестать делать немедленно».
«Компании, которые добились выдающихся результатов, создали последовательные системы с четкими ограничениями, но они также предоставили людям свободу и ответственность в рамках этих систем. Они наняли дисциплинированных людей, которые не нуждались в непосредственном руководстве, и направили все свое внимание на управление системой, а не людьми».
4. Джек Траут «Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции», 2010
Про что: построение эффективного маркетинга, принятие решений не просто для выживания в бешеной конкуренции, но и для успешного процветания и роста компании. Двадцать три главы наполнены полезной информацией, рекомендациями, идеями, примерами и реальными кейсами удач и провалов брендов.
После прочтения: вы поймете, зачем и как провести дифференцирование, разработать стратегию продвижения, обойти конкурентов и построить бренд. А также узнаете, что нельзя делать ни в коем случае.
«Лидер, который стесняется хвастаться, — это находка для конкурентов».
«Обратная связь с потребителем значит, что любая жалоба является подарком для вас».
«Пойдя один раз против всех, нужно продолжать идти против всех».
5. Элияху Голдратт «Цель», 2016
Про что: грамотное построение бизнеса, логическое мышление и принятие решений, важности «холодного» ума и избегания авантюр. Бизнес-роман совмещает интересный сюжет о кризисе на предприятии и полезные рекомендации для выхода из минусовой ситуации. Воспринимается сложновато, однако она стоит того, чтобы прочитать полностью.
После прочтения: придет понимание того, как работает предприятие, какие есть пути оптимизации. Будете ориентироваться в современном бизнесе. Поймете, как просчитывать результат на основе ваших действий.
«…понятие „производительность“ не имеет смысла, если ты не знаешь, какова твоя цель».
«…единственное, что может вызвать появление излишков, — это избыточная рабочая сила».
6. Барден Фил «Взлом маркетинга», 2017
Про что: почему люди покупают и каковы их желания. В список книг по маркетингу «Взлом» вошел благодаря отличным незаезженным примерам, практическому материалу и пищи для размышлений.
После прочтения: Фил заставит думать и взглянуть на мир потребителя иначе. У вас наверняка появятся интересные идеи для стратегии маркетинга. Придет понимание того, что же действительно важно для людей, как они покупают и что вам стоит изменить в своей кампании.
«Нейрологика решений о покупке основана на простом уравнении: чистая ценность = удовольствие — страдание. Чем выше чистая ценность, тем вероятнее покупка».
«У нас нет абсолютных представлений о ценности того или иного объекта, сервиса или впечатления, даже если мы превосходно информированы. Все, что мы можем, — это сравнивать сходные вещи. Я сравниваю свой обед с другими обедами, а не с машинами, поездками или походами в прачечную».
7. Энди Серновиц «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить», 2016
Про что: эффект сарафанного радио в бизнесе как эффективную технологию продвижения. Книга написана в виде практического руководства с кейсами и проверенными советами.
После прочтения: сможете включить сарафанное радио, чтобы вас рекомендовали друзьям и знакомым, писали восторженные отзывы, говорили о компании и продукте. А сможете и выключить при необходимости.
«…успех приносят не рекламные обещания, а то, что вы делаете для людей».
«Главное здесь — честность и восхищение. И умение делать людей счастливыми».
«Отрицательные отзывы — это ваш шанс. Прислушайтесь к ним и сделайте выводы».
8. Аллан Диб «Одностраничный маркетинговый план. Как найти новых клиентов, заработать больше денег и выделиться из толпы», 2018
Про что: новый практичный подход в маркетинге для составления плана действий по продвижению товаров и увеличению продаж.
После прочтения: составите персонализированный маркетинговый план и по нему сделаете первые шаги в бизнесе, а после — обеспечите рост и развитие бизнеса. От цели вас отделяет 9 пунктов и 3 этапа.
«Приоритеты, простота, четкое сообщение — это основа блестящего маркетинга».
9. Денис Савельев, Евгения Крюкова «100+ хаков для интернет-маркетологов. Как получить трафик и конвертировать его в продажи», 2018
Про что: полезная информация, поданная в виде пошаговой инструкции, об увеличении трафика и повышении конверсии. В книге найдете реальные примеры, и еще примеры, и еще. На страницах также есть советы, готовые к внедрению в любой бизнес. Именно поэтому «100+ хаков» вошли в ТОП книг о маркетинге.
После прочтения: получите вдохновение, сможете привлекать трафик, генерируя отличные идеи, и подводить потребителей к продажам.
«…автору нужно задавать себе всего один вопрос: „А я бы сам расшарил этот пост, если бы входил в его целевую аудиторию?“»
«Контент-маркетинг работает просто: пользователь находит ваш сайт в поисковой системе или на любой другой площадке, читает его материалы, добавляет в закладки, читает снова, снова и снова, проникается симпатией к вашей компании или продукту и в конечном счете решает стать вашим клиентом».
10. Роман Масленников «99 законов взрывного пиара. Книга-практикум», 2017
Про что: жизнь и практический опыт пиарщика. В легкой манере повествования поданы 99 правил в борьбе за внимание потребителя и в раскрутке бренда.
После прочтения: поймете, в каком направлении двигаться, чтобы делать крутые кампании и продвигать продукт для узнаваемости, раскрытия потенциала. И в результате для увеличения продаж, роста прибыли и расширения.
«Закон правды гласит, что правда — это не то, что вы думаете. И не то, что думает сосед за дверью или ваши клиенты. Правда — это то, во что верят люди. Вот что такое, правда. Она у каждого своя».
11. Дэвид Огилви «Откровения рекламного агента», 2012
Про что: профессиональные секреты рекламного бизнеса, написание продающих убедительных текстов, шаги к успеху в рекламе. Книга раскрывает опыт человека, не имеющего высшего образования и пришедшего в бизнес в 38 лет, но сумевшего построить одно из самых влиятельных рекламных агентств в мире.
После прочтения: узнаете о приемах, методиках и техниках, которые используются в рекламе. И сможете воплощать их в жизнь для достижения высоких показателей продаж. Самая популярная книга среди маркетологов станет настольной и у вас.
«Ключ к успеху в том, чтобы пообещать потребителю выгоду, такую, как еще более изысканный вкус, еще более качественная стирка, еще больше миль пробега на литр бензина, еще более привлекательный цвет лица».
«Никогда не создавайте рекламу, которую не хотели бы показывать своей семье. Вы не стали бы говорить неправду своей жене. Не говорите ее и моей».
12. Карл Сьюэлл и Пол Браун «Клиенты на всю жизнь», 2014
Про что: как работать с клиентами, сделать их постоянными на многие годы и не облажаться. И почему важно забыть про разовые продажи, даже в больших количествах.
После прочтения: убедитесь, что для удержания клиентов важно не только обслуживание, но и организация рабочего процесса, отношения в коллективе, оплата труда сотрудников, даже чистота, дизайн и другие, казалось бы, мелочи.
«Лучшая в мире система клиентского сервиса является и самой простой: делай то, что обещал, и делай это с первого раза».
«Не берите денег за такие дополнительные услуги, которые являются помощью».
13. Гари Вайнерчук «Увлечение — это бизнес. Как зарабатывать на том, что вам нравится», 2011
Про что: совмещение увлечений с прибыльным бизнесом. Практические советы для каждого, кто хочет перешагнуть просто хобби и начать зарабатывать на нем.
После прочтения: извлечете максимум полезности. Лучшие книги про маркетинг включают практические советы для каждого. Эта не исключение: какие соцсети использовать, как заявить о себе, привлечь первых покупателей и в результате получить прибыль.
«Так ли уж сильно вы любите ту потерянную работу, чтобы каждое утро вскакивать в радостном предвкушении очередного трудового дня? Если нет, то зачем вы снова ищете такую же?».
«Потребитель желает, чтобы ему говорили правду. Естественно, он желает качества, и должного уровня сервиса, и ценности контента, и его развлекательности, но превыше всего — уверенности, что те, с кем он имеет дело, честны с ним».
14. Малкольм Гладуэлл «Переломный момент», 2016
Про что: распространение идей и информации = распространение вирусов. Почему одни компании и товары вызывают эпидемии, а другие — словно гибнут от инъекций.
После прочтения: разберетесь, как вызывать добровольные эпидемии, управлять ими и контролировать распространение. Все это подкрепляется аргументами, объяснениями и фактами. Привычные вещи и ситуации покажутся под другим углом.
«Вот вам парадокс эпидемии: чтобы создать одно заразительное движение, вам надо сначала создать много мелких активных групп».
«…когда речь заходит о толковании поведения других людей, мы постоянно совершаем ошибку, переоценивая фундаментальность черт характера и недооценивая важность среды и обстоятельств».
15. Йона Бергер «Заразительный. Психология сарафанного радио», 2017
Про что: факторы, которые делают идеи и продукты популярными, формирование социального влияния на выбор вещей, предметов, мест отдыха и даже имен для детей.
После прочтения: получите 6 принципов, делающих вещи и информацию заразительными, вирусными. Поймете, что движет людьми, что они считают главным и весомым, чем готовы делиться. Это поможет строить эффективные маркетинговые кампании и создавать стратегии.
«Триггеры — фундамент устной рекламы и заразительности… Чем чаще что-либо приходит в голову под действием триггеров, тем больше возникает мыслей о продукте и тем успешнее он становится».
16. Нир Эяль, Райан Хувер «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки», 2017
Про что: формирование привычки к продукту в 4 этапа. В книге даны практические рекомендации по созданию продуктов, которые завоюют внимание и расположение потребителя.
После прочтения: доберетесь до сути, как сделать клиентов постоянными без серьезных вложений в рекламу и агрессивной политики. Научитесь формировать привычку у клиентов.
«Привычки потребителей — конкурентное преимущество. Продукты, меняющие привычки, менее уязвимы перед атаками со стороны других компаний».
«Выигрывает тот, чье название первым приходит в голову».
«Сделайте свой продукт настолько простым, чтобы потребители интуитивно понимали, как им пользоваться. И вы победите».
17. Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана», 2016
Про что: в книге описана бизнес-стратегия, подразумевающая выход компании из состояния стресса из-за сильной конкуренции. Как говорят авторы, в спокойных водах легче добиться успеха и желаемых результатов. Тут вы найдете не только теорию, но и множество практических советов и примеров.
После прочтения: познакомитесь с методикой, которая поможет увидеть положительный результат от действий и понять, как его удалось достичь. Узнаете про пути систематизации успешных решений. Сможете оценить шансы для обхода конкурентов и создания той ниши, где их не нужно будет бояться.
«Ключ к созданию голубого океана через существующие стратегические группы заключается в том, чтобы отбросить узкие взгляды и понять, какие факторы влияют на решение клиентов, делающих выбор между несколькими группами и обращающихся к менее или более дорогим предложениям».
18. Дональд Миллер «Building a StoryBrand: Clarify Your Message So Customers Will Listen», 2017
Про что: 7 универсальных способов для улучшения отношений с клиентами и развития бизнеса на английском языке.
После прочтения: поймете, как начать взаимодействовать с клиентами, чтобы они осознали конкурентные преимущества вашего продукта. А также что работа на сайтах, в соцсетях, форумах — важные элементы для успешного проекта.
«If we pay a lot of money to a design agency without first clarifying our message, we might as well be holding a bullhorn up to a monkey. The only thing a potential customer will hear is noise».
«Our customers have questions burning inside them, and if we aren’t answering those questions, they’ll move on to another brand. If we haven’t identified what our customer wants, what problem we are helping them solve, and what life will look like after they engage our products and services, for example, we can forget about thriving in the marketplace».
Есть что посоветовать? Пишите в комментарии.