что почитать про холокост
6 неизвестных, но важных книг о Холокосте для детей и взрослых
День памяти жертв Холокоста каждый год отмечают 27 января. О чудовищной трагедии XX века написаны тысячи книг (и это не только «Дневник Анны Франк» или «Мальчик в полосатой пижаме»). И каждая — свидетельство страшных преступлений, которых не должно было случиться и которые всё-таки случились.
1. Ури Орлев «Беги, мальчик, беги»
Давиду было всего восемь лет, когда он потерял всю семью в Варшавском гетто. Случайно мальчик прибился к шайке таких же сирот и вместе с ними решил сбежать наружу. Тогда начались его невероятные приключения: Давид научился жить в лесу, встретил десятки друзей и врагов, забыл своё настоящее имя, остался без руки, не один раз чудом избежал смерти, но в итоге выжил несмотря ни на что. Бесконечная находчивость и хитрость постоянно выручают Давида, и, кажется, сам Том Сойер мог бы ему позавидовать. А читать об этом интересно даже взрослым. Но самое удивительное — книга основана на реальной истории еврея Йорама Фридмана, которую и записал Ури Орлев.
«— А что там, на польской стороне? — спросил он у Иоси.
— Там много еды и там свобода, — сказал брат.
Что такое «еда», Давид уже знал. Но что такое «свобода»?
— Что это значит — «свобода»? — спросил он.
— Это когда вокруг тебя нет никакой стены и никаких охранников, — объяснил Иоси. — Ты можешь идти и идти куда хочешь, и никто тебя нигде не остановит. Я знаю ребят из гетто, которые стоят и ждут возле ворот, пока там заступит на охрану добрый полицай. Тогда он разрешает им перебежать на польскую сторону».
2. Кристина Хигер, Даниэль Пайснер «В темноте»
Семилетняя Кристина Хигер вместе с родителями и младшим братом четырнадцать месяцев прожила под землей в канализации Львова, скрываясь от нацистов. Семье Хигер удалось избежать смерти и лагеря благодаря упорству отца Кристины и помощи нескольких поляков. Леопольд Соха и его друзья всё время, пока Хигеры вместе с другими евреями прятались под землей, носили им еду и всё необходимое. Сначала за деньги, а потом бескорыстно. Но судьба Кристины не оказалась легче других. Жить в гетто, а потом прожить больше года в сырости и темноте по соседству с крысами, — едва переносимое испытание для семилетнего ребёнка.
Свою историю Кристина записала 60 лет спустя, и в этом ей помог Даниэль Пайснер. Иногда она путается во времени и незначительных фактах, что легко простить, учитывая возраст героини во время войны и прошедшие после неё годы.
3. Джек Майер «Храброе сердце Ирены Сендлер»
Книга Джека Майера не столько о самом Холокосте, сколько о его осмыслении в наше время. Три канзасские школьницы в конце девяностых готовят проект к школьному дню истории и находят коротенькую газетную заметку об Ирене Сендлер, спасшей 2500 детей из Варшавского гетто. Девочек цепляет эта история, и под руководством подбадривающего учителя они начинают искать информацию об Ирене. Итогом школьного проекта стал не только спектакль о судьбе Сендлер, но и гигантская общественная кампания, которая сделала школьниц знаменитыми, а девяностолетней Ирене Сендлер принесла номинацию на Нобелевскую премию мира.
Две из трёх глав посвящены истории школьного проекта: Лиз, Меган и Сабрина почти ничего не знали о Холокосте, но по мере узнавания начинают задаваться вопросами, которые, наверное, задаёт себе каждый: «смог бы я выжить?», «хватило бы у меня мужества помогать другим?». Третья глава рассказывает историю самой Ирены Сендлер, польского Сопротивления и Варшавы времён оккупации. Сендлер не была еврейкой, но не могла оставаться в стороне от происходящего и, многократно рискуя жизнью, вынесла и вывезла из гетто больше 2500 еврейских детей, а потом отдала на воспитание в польские семьи.
«Пока перематывалась кассета, Меган думала… Эти ужасы творились не в Средневековье, а совсем недавно, можно сказать, вчера, и многие из переживших их живы до сих пор…
Может ли Холокост повториться? А вдруг на месте евреев окажутся христиане — такие же, как она сама?»
4. Труди Биргер «Завтра не наступит никогда»
Труди Биргер жила счастливой жизнью подростка из культурной и обеспеченной семьи: ходила с няней на танцы и каток, носила красивые платья и ни в чём не нуждалась. С приходом к власти нацистов её жизнь сильно меняется: сначала семья вынуждена переехать в квартиру поменьше, потом заканчивается еда, затем приходится несколько дней прятаться от эсэсовцев в морозильной камере в подвале. В конце концов Труди с матерью оказываются в концлагере Штуттгоф. Мать теряет всякую волю к жизни после смерти мужа, и Труди приходится быстро повзрослеть, чтобы спасти себя и мать от верной смерти.
Книгу о пережитом и о чудесах, которые спасли, Труди Биргер написала много лет спустя, но ясно помнит чувства и мысли, занимавшие её в то время. На время заключения физическое и психическое развитие Труди будто остановилось, и после освобождения она чувствовала себя той же нескладной четырнадцатилетней девочкой, хотя была уже вполне взрослой девушкой. Так и в лагере её желания оставались порой совсем детскими. Главной мечтой, например, был горячий шоколад. Труди не только рассказывает свою историю, но и пытается осмыслить происходящее. И не находит оправдания никому.
«Тем не менее, едва покинув гетто, по дороге мы внимательно смотрели по сторонам в надежде найти что-нибудь съедобное. Это мог быть полусгнивший турнепс, валяющийся на поле, или корка хлеба, оброненная кем-то — абсолютно всё. Мы хватали это мгновенно, стараясь только, чтобы не заметил конвой. Если мы очень хотели есть, то проглатывали добычу на месте, но в основном мы старались контролировать себя и старались вернуться в гетто не с пустыми руками; то, что это было опасно, делало нас только расторопней и изобретательней. Мы вшили себе потайные карманы, которые на жаргоне назывались малина, в которых и приносили найденную или обмененную еду; всё, что было съедобно».
5. Эли Визель «Ночь»
Румынский еврей Эли Визель попал в Освенцим в 1944 году. Ему было 14 лет, и в лагере он оказался вместе с родителями и сестрой. С матерью и сестрой его разлучили в первые же минуты в лагере, и больше они никогда не виделись. Эли с отцом старались всё время быть вместе и продержались восемь месяцев вплоть до смерти старшего Визеля от болезней и истощения. После эвакуации Освенцима Эли попал в Бухенвальд. Ему удалось выжить, и всю свою жизнь он посвятил сохранению памяти Холокоста. В «Ночи» Эли Визель подробно и откровенно описывает жизнь в лагере: непостижимую жестокость нацистов, голод, регулярные селекции. Его книга полна боли и едва сдерживаемой ярости: до войны Эли был очень религиозным мальчиком, но в лагере отвернулся от бога не в силах смириться с его несправедливостью. В своём характере Эли тоже замечает пугающие изменения — вплоть до чувства облегчения от смерти ослабевшего отца.
«Йом Киппур — Судный день. Следует ли нам поститься? Все бурно обсуждали этот вопрос. Пост мог облегчить и ускорить приход смерти. Мы и без того всё время здесь постились. Каждый день у нас тут ежедневно был Судный день. Но некоторые говорили, что поститься следует именно потому, что это опасно. Надо показать Богу, что даже в этом кромешном аду мы способны Его Славить.
Я не постился. Прежде всего, чтобы сделать приятное отцу, который мне это запретил. А кроме того, это потеряло для меня всякий смысл. Я больше не принимал молчания Бога. Съесть миску супа — значило для меня выразить Ему своё возмущение и протест».
6. Маша Рольникайте «Я должна рассказать»
Маша Рольникайте была еврейкой и жила с семьей в Вильнюсе. В 14 лет Маша оказалась в гетто, где потеряла всех родственников, а потом попала в концлагерь. Ей удалось обмануть эсэсовцев насчёт своего возраста — работать оставляли только подростков старше 18 лет — и не отправиться сразу в газовую камеру. Она начала вести дневник с первого дня войны и скрупулёзно описывала происходящие вокруг события. Когда хранить записи стало опасно, и затем в лагере, когда о бумаге не могло быть и речи, Маша стала заучивать текст наизусть. Выжить она, как и большинство других спасшихся, смогла по чистой случайности. В дневнике Маши– много бессмысленной жестокости, которую не удаётся постичь даже взрослому, так что подростка прочитанное может шокировать. С другой стороны, в школе об этом точно не расскажут.
«Эсэсовцы придумали новое наказание.
Может, это даже не наказание, а просто издевка, «развлечение». Скоро весна, и держать нас на морозе уже не так интересно.
После проверки Ганс велел перестроиться, чтобы между рядами оставался метровый промежуток. Затем приказал присесть на корточки и прыгать. Сначала мы не поняли, чего он от нас хочет, но Ганс так заорал, что, даже не поняв его, мы стали прыгать.
Не удерживаюсь на ногах. Еле дышу. А Ганс носится между рядами, стегает плёткой и кричит, чтобы мы не симулировали. Только приседать нельзя, надо прыгать, прыгать, как лягушки».
10 книг о Холокосте, которые нужно читать
Ежегодно 27 января во всем мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Мы расскажем о книгах, читать которые нелегко, но необходимо.
Роман был переведен на 19 языков и отмечен Гонкуровской премией. Написан он от лица офицера СС и охватывает период от начала военных действий в Советском Союзе до падения Берлина. Спустя много лет после окончания войны, живя под вымышленным именем, Максимилиан Ауэ предается воспоминаниям. Начинается рассказ с оккупированного Киева, где подробно описываются массовые расстрелы евреев в Бабьем Яру. Затем он получает перевод на Кавказ, где должен провести исследование и вынести вердикт – являются ли горские евреи евреями с точки зрения нацистской расовой теории и подлежат ли уничтожению. А после ездит по концлагерям (Белжец и Освенцим), где наблюдает внутренние конфликты среди нацистов и сам пытается поразмышлять над еврейским вопросом. Собственно, эта книга о том, как обычный человек становится убийцей. Только один хочет этого сам, а другого вынуждают.
Во время войны писатели и журналисты Эренбург и Гроссман были военными репортерами и уже с 1943 года начали собирать свидетельства о Холокосте. Помогали им в этом фронтовики, присылавшие со всех освобожденных территорий найденные документы, относящиеся к массовому истреблению евреев. В итоге книга состоит из дневников, предсмертных писем, рассказов очевидцев, очерков, созданных на основе осмотра мест массовых казней, лагерей, вскрытия братских могил и официальных бумаг, представленных Чрезвычайной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов. Для удобства разделы названы по республикам: Украина, Литва, Лагеря уничтожения и т.п.
Роман увидел свет в 1978 году, хотя это было непростой задачей, поскольку в свое время его отказались печатать журналы Новый мир и Дружба народов. Он стал первым с 30-х годов, описывающим исключительно еврейскую жизнь. Что не осталось незамеченным и принесло автору немалую популярность. За основу книги взята любовь Якова и Рахили Ивановских и история их семьи, которая охватывает более трех десятков лет (1909-1942). Здесь показана революция, обе войны, сопротивление и, разумеется, Холокост. Они могли жить в Базеле, но тоска по родине заставила вернуться в небольшой украинский городок, куда вскоре пришли немцы. А вместе с ними ужасающая статистика сожженных в печах, замордованных и расстрелянных в гетто.
Роман-лауреат Букеровской премии (1982) основан на реальных событиях и рассказывает о личном подвиге немецкого промышленника Оскара Шиндлера. Который, рискуя не просто репутацией и благосостоянием, спас от мучительной смерти в лагерях около 1200 евреев. Став свидетелем разгрома Краковского гетто, он начинает понимать, какие бесчеловечные преступления творит режим, и решает прятать евреев на своем заводе. А когда из-за приближения Красной армии начались массовые уничтожения заключенных в концлагерях, Шиндлеру удалось вывезти более тысячи человек в Моравию. В 1967 году Оскар Шиндлер получил награду Израильского мемориала памяти жертв Холокоста и был признан достойным носить имя Праведник Мира. Да, именно по этому произведению Спилберг снял свой Список Шиндлера. Однако, даже принимая во внимание семь Оскаров, мы понимаем, что книга лучше.
Небольшой очерк соавтора Черной книги посвящен двум лагерям – трудовому и лагерю смерти, расположенным неподалеку от польского села Треблинка. Евреев из Восточной Европы туда доставляли в набитых до отказа эшелонах. А из Германии они приезжали добровольно, собственноручно купив билет, поскольку до последнего не осознавали близость смерти, что существенно уменьшало риск восстаний. В 43-м лагеря посетил сам Гиммлер (один из главных политических и военных деятелей Третьего рейха), после чего там были установлены кремационные печи (до этого жертв травили газом и закапывали). Спустя несколько месяцев произошло тщательно спланированное восстание и побег некоторых узников, впоследствии давших показания. К слову, среди тысяч замордованных в Треблинке был и Януш Корчак – польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Казнен вместе со своими воспитанниками Дома сирот.
В 1941 году Анатолий Кузнецов вместе со своими родителями не смог эвакуироваться из Киева. И ему пришлось стать свидетелем всех ужасов войны, обрушившихся на город – взрыва Крещатика и Лавры, первых расстрелов в Бабьем Яру, голода во время коллективизации, сожжения книг врагов народа, массовых угонов людей в Германию, расстрела футболистов киевского Динамо после выигрыша у немецкой команды, выкапывания в Бабьем Яру тысяч трупов и их сжигания нацистами с целью заметания следов. Все это он описал в своем документальном романе, который советские власти даже разрешили напечатать, искромсав цензурой так, что местами его невозможно было понять. Кузнецов боялся обысков и обвинения в антисоветской пропаганде, поэтому закопал оригинал рукописи в стеклянной банке в лесу. В 69-м покинул Союз и уже в 70-м в Лондоне вышла полная версия романа, которая была опубликована на его родине лишь после развала СССР.
Когда автору было 24 года, сразу после окончания Туринского университета, он был депортирован в Освенцим. Его спасли знание немецкого языка, химии, да и просто, наверное, счастливая звезда. И после освобождения он решил описать годы, проведенные в лагере. Книга Человек ли это? стала первой частью дилогии (вторая называется Передышка) и была названа Книгой века в его родной Италии. Это тоже взгляд изнутри на разрушение человека, волю к жизни и фашизм как явление.
7 книг и 3 фильма про Холокост, которые стоит прочитать и посмотреть каждому
От всем известного «Дневника» Анны Франк до «Благоволительниц»
27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Дата связана с событиями 1945 года, когда советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Аушвиц). Специально для «Цеха» филолог и автор портала «Горький» Мария Нестеренко выбрала 7 важных книг и 3 фильма, которые рассказывают о массовом уничтожении евреев нацистами.
Анна Франк «Убежище», Текст, 2010
Любой список книг о Холокосте будет неполным без «Дневника» Анны Франк, еврейской девочки, которая вела записи на нидерландском с 1942 по 1944 год в надежде, что их опубликуют после войны. Дневник был впервые издан в 1947 году при содействии отца Анны, Отто. Когда она начала вести дневник, ей было 13 лет. Записи представляют собой письма вымышленной подруге. Свой дневник Анна назвала «Het Achterhuis» (В заднем доме). В русской версии — «Убежище». Сначала девочка не думала, что ее личный документ может стать достоянием масс. Но однажды она услышала по радио выступление министра образования Нидерландов, призывавшего сохранять все, что расскажет впоследствии о том, что пришлось пережить людям во время немецкой оккупации. Анна вдохновилась и решила создать роман на основе своего дневника. Эта работа не была завершена. Последняя запись в дневнике сделана 1 августа 1944 года, через три дня гестапо арестовало всех, кто прятался в доме. Сама Анна Франк умерла в концлагере от сыпного тифа.
Маша Рольникайте «Я должна рассказать», Самокат, 2016
Машу Рольникайте называют русской Анной Франк. Она родилась в Литве, в 14 лет попала в Вильнюсское гетто, где впоследствии погибла вся ее семья. Машу это не сломило. После гетто она побывала в концлагерях Стразденгоф и Штутгоф, где была участницей антифашистского подполья, вела дневник и сочиняла стихи на идише, порой просто запоминая их, так как писать было не на чем. Одно из ее стихотворений стало гимном Сопротивления. Самое знаменитое произведение Рольникайте — автобиографическая повесть «Я должна рассказать», основанная на дневниках и воспоминаниях. Повесть была написана по-литовски, но Рольникайте сама перевела ее на русский язык и опубликовала в «Звезде». Это рассказ о жизни и смерти в концентрационном лагере, о силе человеческого духа. Долгое время Маша Рольникайте была чуть ли не единственным русскоязычным автором (она также писала и по-русски), рассказывавшем об ужасах Холокоста.
Аарон Аппельфельд «Цветы тьмы», Corpus, 2015
«Цветы тьмы» — отчасти автобиографический роман. Сам писатель, как и главный герой книги, пережил Холокост, скрываясь в украинских лесах, но этим событиям посвящена отдельная «История жизни». Здесь же в центре — прерванное детство еврейского мальчика Хуго, чьего отца увели немцы, а мать вскоре отдала его на попечение своей школьной подруги, работающей проституткой. Женщина привязывается к мальчику и жалеет его; когда к ней приходят клиенты, прячет его в чулан. Здесь начинается новая, взрослая, странная и непонятная жизнь Хуго Мансфельда. В начале испытаний мальчику 11 лет, в сущности, все, что происходит с ним, — длинный обряд инициации, со всеми характерными этапами: прощанием с родителями, путешествием, первым сексуальным опытом, избавлением от иллюзий, «узнаванием» жизни. Большой мир вместе с его большой войной, с одной стороны, центральное событие романа, с другой — эхом проносится сквозь жизнь мальчика.
Паул Глассер «Танцующая в Аушвице», Corpus, 2015
Книга «Танцующая в Аушвице» полностью основана на дневниках Рози Гласер, пережившей Холокост. Историю рассказал ее племянник Паул Глассер, который совершенно случайно узнал о своих еврейских корнях. Однажды, будучи на экскурсии в Освенциме, в одном из залов Гласер увидел чемодан с надписью: «Гласер. Голландия». Это подтолкнуло его расследовать историю собственной семьи. Поиски привели Паула в Швецию, к Розе, сестре отца, с которой тот уже много лет не поддерживал отношений. Паул собрал ее дневники, письма, стихи, фотографии, и смог рассказать историю молодой и сильной женщины, которая попала в водоворот трагических событий, но сумела выстоять.
Джонатан Литтелл «Благоволительницы», Ad Marginem, 2011
Роман с большой буквы «Р», написанный от имени офицера СС Максимилиана Ауэ и охватывающий период с начала военных действий в Советском Союзе в 1941 году до падения Берлина. Композицию романа составляют семь частей, воспроизводящих строение сюит Жана-Филиппа Рамо, любимого композитора автора. Главный герой — сложный, рефлектирующий человек, не питающий иллюзий по поводу всех мерзостей войны, вынужденный скрывать свою гомосексуальность, грезящий о романе со своей родной сестрой. «Благоволительницы» — это большая панорама исторических действий, подпитанная русской романной традицией, в первую очередь Львом Толстым и Василием Гроссманом. «Благоволительницы» из названия романа — это богини мести Эринии из древнегреческой мифологии, другое имя которых — Эвмениды — «Милостивые». Еврейская тема присутствует в романе постоянно. Повествование начинается в Киеве, где происходят массовые расстрелы евреев в Бабьем Яру, затем главный герой попадает на Кавказ, где он должен решить, относятся ли горские евреи к евреям. Присутствуют в романе и концлагеря (Белжец, Освенцим).
«Черная книга», составлена Василием Гроссманом и Ильей Эренбургом, Corpus, 2014
«Черная книга» — это уникальный сборник документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против евреев на оккупированной нацистами территории СССР и Польши в годы Холокоста, а также об участии евреев в сопротивлении против нацистов во время Второй мировой войны. Сборник подготовили известнейшие советские литераторы и журналисты — Маргарита Алигер, Вениамин Каверин, Рувим Фраерман, Виктор Шкловский и другие — под руководством Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга. Все началось с того, что многие из составителей служили репортерами в военное время. Свидетельства Гроссмана из лагерей Треблинка и Майданек — одни из первых документов, рассказывающих о деяниях нацистов (1943). Статья «Треблинский ад» (1944) была представлена во время Нюрнбергского процесса как документ для судебного преследования. Книга должна была выйти в 1947 году, однако публикацию запретили по политическим мотивам. Многие из составлявших «Черную книгу» были репрессированы. Подготовительные материалы оказались в архиве министерства государственной безопасности. Исследователи получили к ним доступ лишь в начале 90-х. Издательство Corpus впервые издало книгу лишь в середине 2010-х.
Примо Леви «Человек ли это?», Текст, 2011
Книга итальяно-еврейского писателя, рассказывающая о его опыте в концентрационном лагере Освенцим. «История лагерей уничтожения должна стать зловещим сигналом опасности», — писал Леви. Автор начинает рассказ с момента своего задержания в декабре 1943 года (он был участником антифашистского сопротивления) по январь 1945-го. «Человек ли это?» — документальная книга, все лица в ней реальные. Леви подробно рассказывает о своем пребывании в фильтрационном лагере, дороге в Аушвиц, которую перенесли далеко не все, и жизни в самом лагере смерти. Примо Леви был химиком по образованию и, благодаря этому, попал на работу в химическую лабораторию. Свое освобождение он встретил в инфекционном лазарете, заболев скарлатиной. Книга имеет непростую судьбу. Успех она получила далеко не сразу: первоначально Леви с трудом смог найти издательство, чтобы ее опубликовать. Лишь спустя десятилетия книга стала всемирно известна.
Клод Ланцман «Шоа», 1985
Документальный девятичасовой фильм, целиком состоящий из интервью очевидцев. Особенность ленты — полное отсутствие архивных съемок. Все участники поделены на группы: пережившие Холокост («Шоа» — «катастрофа» на иврите — Прим.«Цеха»), очевидцы (крестьяне с прилегающих к лагерям смерти территорий), бывшие немецкие охранники и офицеры, бюрократы Третьего рейха, историки и политические деятели. Фильм исследует четыре основных темы: лагерь смерти Хелмно, где для уничтожения людей впервые массово использовали душегубки; лагерь смерти Треблинка; лагерь смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим), Варшавское гетто и восстание в нём.
Джозеф Лоузи «Мсье Кляйн», 1976
Фильм с Аленом Делоном в главной роли, рассказывающий о том, что другой — это ты. Кафкианский сюжет о бизнесмене Робере Кляйне, беззаботно живущем в оккупированном Париже и не видящем особой проблемы в сложившейся ситуации. Его приятная жизнь заканчивается, когда он узнает о существовании своего тезки, еврея. Постепенно это начинает привлекать внимание полиции. В попытке найти этого человека Кляйн попадает в поезд, идущий в концентрационный лагерь. Лента получила множество наград и благоприятных отзывов.
Роман Полански «Пианист», 2002
Фильм снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х годов прошлого века. Главный герой Владек дает концерты, выступает на радио, проводит время с семьей. Его жизнь меняется, когда Польшу оккупируют нацисты. Оказавшись в гетто, многие не понимали, к чему идет дело, и продолжали надеяться на лучшее. Шпильмана разлучили с семьей: ее отправили в лагерь смерти, а он скрывался в Варшаве все время войны.