что почитать про музыку

«Читай, если любишь слушать»: книги для тех, кто неравнодушен к музыке — от классики до хип-хопа

Это — подборка книг для тех, кто небезразличен к музыке. Мы собрали литературу, посвященную разным жанрам и эпохам: от истории андеграундного панк-рока до западноевропейской классики.

How Music Works

Экс-лидер рок-группы Talking Heads Дэвид Бирн — рассказывает о «внутренней кухне» современной музыки. Повествование автор строит, опираясь на собственный опыт. При этом факты он подкрепляет исследованиями ученых. Эта книга — не мемуары, однако многие главы посвящены воспоминаниям Бирна и его сотрудничеству с другими музыкантами — например, британским композитором Брайаном Ино и бразильским исполнителем Каэтану Велозу.

Большая часть издания все же повествует об истории аудионосителей и музыкального рынка. How Music Works будет интересна тем, кто хочет взглянуть на музыкальный бизнес изнутри, понять, по каким законам живет этот рынок. И, разумеется, поклонникам Talking Heads.

Это — своеобразный сборник интервью с теми, кто повлиял на становление американской панк-культуры. Рассказ начинается с основания группы Velvet Underground в 1964 году и заканчивается смертью барабанщика New York Dolls Джерри Нолана (Gerard Nolan) в 1992-м.

что почитать про музыку
Фото Florentine Pautet / Unsplash

«Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого»

Автор книги — журналист и музыкальный критик Саймон Рейнольдс (Simon Reynolds). Он рассказывает о феномене «ретромании» — по мнению Рейнольдса, поп-культура помешалась на собственном прошлом. Автор отмечает, что с начала нулевых в музыке так и не появилось свежих жанров и идей. Все, что делают западные поп-музыканты, — это переосмысливают прошлый опыт. Свою точку зрения он доказывает, анализируя социальные явления и исторические события.

Книга будет интересна тем, кто хочет познать историю музыки и поп-культуры в частности. В книге множество ссылок на музыкальные и видеоплатформы. Поэтому книгу рекомендуют читать дважды: первый раз просто для ознакомления, а второй — вместе с YouTube.

«Полчаса музыки: как понять и полюбить классику»

Материал для тех, кто еще не успел полюбить классику. Ее автор — Ляля Кандаурова, скрипачка и популяризатор музыки: она ведет несколько авторских музыкальных курсов и колонку в журнале Seasons of life. Каждая глава книги представляет собой рассказ о конкретном классическом произведении или композиторе. В списке есть Бах, Шопен, Дебюсси, Шуберт и многие другие. В целом автору удалось систематизировать 600-летнюю историю западноевропейской музыки. В тексте есть QR-коды — с их помощью можно послушать композиции, о которых идет речь в тексте.

что почитать про музыку
Фото Alberto Bigoni / Unsplash

«Как музыка стала свободной»

Если вы хотите больше узнать о цифровом музыкальном пиратстве, книга американского журналиста Стивена Уитта (Stephen Witt) подойдет как нельзя лучше. Это драматичная история о том, как технологии повлияли на музыкальный рынок. Автор начинает свой рассказ с появления формата MP3, а затем переносит читателей на завод по производству CD в Северной Каролине, где один из сотрудников «слил» более 2 тыс. альбомов. Также Уитт расскажет о жизни пиратских группировок в даркнете. «Как музыка стала свободной» написана простым увлекательным языком, в результате чего больше напоминает детективный роман, чем нон-фикшен.

Contact High: A Visual History of Hip-Hop

У книги нет перевода на русский, но этого и не требуется. Contact High — это фотокнига, которая рассказывает сорокалетнюю историю хип-хопа с точки зрения шестидесяти фотографов. В ней представлены снимки музыкантов с конца семидесятых до конца нулевых.

Автор проекта — Викки Тобак (Vikki Tobak), американский журналист родом из Казахстана, который начинал с аккаунта в Instagram в 2016-м. Но уже через год его работы показали на выставке Photoville в Бруклине и издали в качестве книги. Под обложкой можно найти фотографии Тупака Шакура, Jay-Z, Ники Минаж, Эминема и других известных исполнителей. Книга вошла в «25 лучших фотокниг 2018 года» по версии журнала Time.

Другие подборки из нашего блога «Мир Hi-Fi»:

что почитать про музыкуЗвуки для UI: подборка тематических ресурсов
что почитать про музыкуГде взять аудиосемплы для ваших проектов: подборка из девяти тематических ресурсов
что почитать про музыкуМузыка для ваших проектов: 12 тематических ресурсов с треками Creative Commons

Интересное о звуке и музыке:

что почитать про музыку«Стервозная Бетти» и современные аудиоинтерфейсы: почему они говорят женским голосом?
что почитать про музыку«Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас»: как рэп-музыка попала в зал суда
что почитать про музыкуЧто такое музыкальное программирование — кто им занимается и устраивает live-сессии

Источник

Что читать о классической музыке

Любимые книги и лекции о музыке от лекторов курса «Как слушать классическую музыку»

Глеб Анфилов. «Физика и музыка» (1964)

что почитать про музыку

Несмотря на море современных красочных научно-популярных изданий о музыке, эта книжка, написанная для детей старшего возраста писателем-фантастом и популяризатором науки, остается до сих пор одной из самых познавательных. Кроме увлекательного ликбеза об истории инструментов, начиная с флейты и заканчивая синтезатором АНС, из нее можно узнать, чему научил сверчок Гельмгольца, что такое «карась» Страдивари и так далее. И все это с ароматом заголовков в духе времени: «Звуковая резина», «Чудеса звукозаписи», «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как живописец». В пандан популярной в те годы теме «физики и лирики» Анфилов легко переходит от некоего английского композитора XVIII века, предложившего сочинять посредством сапожной щетки, к кибернетической музыке, от дореволюционных грампластинок, сделанных из шоколада, к «конкретной музыке» и экспериментам с синтетическим звуком Авраамова и Шолпо, о которых было разрешено вспоминать, только обращаясь к детской аудитории. Обилие любопытных сведений и очень доступное, пусть и старомодное, изложение делают простительными выпады в сторону музыкального модернизма, вроде характеристики сочинений Джона Кейджа как «трогательный идиотизм».

Марио Корти. «Сальери и Моцарт»

Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода» стал впоследствии основой книги, выпущенной петербургским издательством «Композитор» (2005). Человек необыкновенного кругозора, Марио Корти увлекательно разбирает мифы о классической музыке, привлекая авторитетные мнения и обширный фактический материал. В передачах «Радио Свобода», помимо ясного, захватывающего изложения, можно слушать точно подобранные музыкальные примеры.

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего» (2015)

Сергей Румянцев. «Книга тишины» (2003) и «Арс Новый, или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова» (2007)

Сергей Румянцев — музыковед, однако его тексты очень далеки от советского музыковедческого стиля, трудноперевариваемого даже профессиональными музыкантами. Он скорее музыкальный писатель, исследующий музыку и звук как часть объемного культурного пространства. «Книга тишины. Звуковой образ города» — посмертное издание, фактически фрагменты незаконченной работы. Автор исследует изменения звуковых сред на протяжении XX века через призму собственной памяти. Собирая осколки и обрывки впечатлений и исторических сведений, он пытается восстановить взаимосвязи между звучанием города и процессами, происходящими в жизни и в сознании людей, попутно приводя множество интереснейших, но малоизвестных фактов и наблюдений.

«Арс Новый» — лучшая и единственная на сегодняшний день работа, посвященная жизни и деятельности Арсения Авраамова. Главный персонаж выбран не случайно — круг идей Авраамова охватывает практически все новое, что появилось в музыке XX века: электронную музыку, микротоновые системы, перформанс, — все, что входит на сегодняшний день в несколько расплывчатое понятие «саунд-арт». При этом, конечно, Авраамов остается человеком своего поколения, романтиком-революционером, соединяющим дореволюционную русскую научную и музыкальную мысль с новым звуковым мышлением.
Помимо увлекательного рассказа о жизни Авраамова, в книге опубликованы его основные статьи, посвященные разным музыкальным новациям.

Николаус Арнонкур. «Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки» (2005) и «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди» (2005)

Трудно найти более подходящую литературу на русском языке, в которой излагались бы принципы или даже скорее философия исторического исполнительства. Ведь Николаус Арнонкур стоит на одном из первых мест в ряду тех, кто создал это направление и является не только теоретиком, но и практиком — признанным во всем мире концертирующим музыкантом. Аутентичное, исторически информированное исполнительство (названия, как часто бывает, не могут отразить сути явления) — один из самых ярких феноменов музыки XX века. Взгляд автора на музыку прошлого и ее существование в наше время позволяет оторваться от позднеромантических мифов, которые до сих пор преобладают в умах широких масс, вовлеченных в шоу-бизнес академической музыки.

Арнольд Цуккер. «Пять лет Персимфанса» (1927)

Эта книжка не стоит в ряду новинок на современной музыкально-книжной полке, а, напротив, является историческим «ископаемым» — она была издана специально к 1927 году и никогда не переиздавалась.

Творческий отчет Первого симфонического ансамбля без дирижера (о котором мы уже в общих чертах рассказали в одной из лекций) опубликован здесь в виде различных статей, отзывов и газетных материалов. Поразительно, но до сих пор в среде музыкантов бытуют ложные мифы о Персимфансе, основанные на первых двух негативных газетных заметках, появившихся на заре существования оркестра. Огромное количество последующих восторженных рецензий и многих других свидетельств успеха Персимфанса словно кануло в Лету.

Сегодня биография первой пятилетки легендарного оркестра интересна не столько нетипичным погружением в музыкальную действительность послереволюционных лет, сколько пришедшим из прошлого новым пониманием того, чем может быть симфонический оркестр, исполнение классической музыки, какие задачи может ставить перед собой музыкант и чему его искусство призвано служить. Такое понимание может в будущем сильно изменить всю структуру и образ мира «академической» музыки.

Михаил Сапонов. «Менестрели» (2004)

что почитать про музыку

Главная книга о музыкальной культуре европейского Средневековья на русском языке. Михаил Александрович Сапонов, один из самых интересных музыковедов сегодня, кропотливо восстанавливает краски мира жонглеров и менестрелей, как реставратор, оттирающий копоть со старинных полотен и фресок. Вопреки устоявшемуся представлению о средневековой музыке как о григорианских хоралах, звучащих в отсветах костров инквизиции, нам открывается радостная и многообразная картина искусного творчества менестрелей, поэтика которого, по мысли Сапонова, и определяла на самом деле музыкально-историческое своеобразие эпохи. С «Менестрелей», может быть, следовало бы начинать учиться музыке.

Алекс Росс. «Дальше — шум. Слушая ХХ век» (2012)

Книга показывает влияние большой политики на серьезную музыку в ХХ веке. Переведенная не без промахов вроде «французского рожка» (french horn — валторна), она полна занимательных фактов и сопоставлений: ЦРУ и летние композиторские курсы в Дармштадте, сборники «Рабочих песен» Нью-Йоркской коммуны композиторов, любимые пластинки Гитлера, взаимосвязи арт-рока и минимализма. Достойная попытка доступно рассказать о сложностях современной академической музыки с подробностями и обобщениями.

Источник

5 книг о музыке, которые помогут найти вдохновение и разобраться в философии звука

Музыканты часто фокусируются на совершенствовании техники исполнения, забывая о других компонентах музыки. Но понимание своих целей, умение расслабиться, гармония со звуком и собой напрямую влияют на жизнь и карьеру. Книги из нашей подборки помогут расширить ваши представления о музыке.

один из основателей Guru Groove Foundation, преподаватель музыкальной школы Musical Wave, где студенты не только получают основы теории, но и осваивают импровизацию и учатся мыслить свободно

Кенни Вернер Effortless Mastery

что почитать про музыку

Автор — джазовый пианист, который преподает в бостонском музыкальном колледже Беркли. Книгу часто позиционируют как учебник для музыкантов, но она будет полезна всем творческим людям.

Кенни Вернер поможет ответить на актуальный для творческого человека вопрос: «Зачем я это делаю?»

Уровень мотивации часто измеряют количеством репетиций. Совершенствуя технику, музыканты забывают о главном — что они выступают в роли медиума, проводника звука для слушателя.

Вернер считает: чтобы создать что-то стоящее, не нужна особая техника игры на инструменте — необходимо расслабиться физически и ментально. В спокойном состоянии у человека не возникает желания выделиться или сыграть лучше, чем другие музыканты. Основной целью становится наслаждение моментом и удовольствие от игры.

Человек становится музыкантом тогда, когда не боится сыграть неправильно или забыть ноты.

Вернер подчеркивает, что именно расслабленное состояние создает ощущение потока, в котором рождается музыка. Вместе с книгой идет диск с медитациями, которые помогут создать настроение для импровизации и выражения себя через звук.

Процесс овладения навыком состоит из 4 этапов:

Хазрат Инайят Хан «Мистицизм звука»

что почитать про музыку

Эта книга напрямую связана с первой, ее упоминает Кенни Вернер. Хазрат Хан (1882–1927) был последователем суфизма — мистического направления ислама. В книге он рассказывает, что звук — это не просто колебание частиц, а тонкая материя, которая может по-разному влиять на человека: улучшить или испортить настроение, зарядить энергией и даже вылечить.

Хан размышляет о том, что человек привык задумываться только о внешнем мире, забывая о необходимости одиночества. Звук помогает сконцентрироваться на внутренних ощущениях, найти путь к самому себе.

Музыку он рассматривает как мистический объект, материю с сильной энергетикой. Звуковые вибрации влияют на наше состояние, оттого так популярны места вроде Мекки, где находится Черный камень. Они изменяют внутренние вибрации человека, делая его более счастливым и умиротворенным.

Музыка — миниатюра гармонии вселенной, а эта гармония и есть сама жизнь.

Человек тоже миниатюра вселенной, и гармоничные или негармоничные аккорды проявляются в его пульсе, ритме и тоне ударов сердца.

Хотя эта книга описывает музыку как нечто иррациональное и возвышенное, ученые во многом подтверждают мысли Хазрата. Мы действительно способны напрямую влиять на наше физическое и ментальное состояние — например, классические мелодии снимают стресс, а произведения Моцарта помогают сконцентрироваться. Когда мы слушаем приятную музыку, организм вырабатывает дофамин, благодаря ему вы расслабляетесь, не срываетесь на жирную пищу и лучше спите. Исследования показывают, что мистика звука не вымышленная концепция, а научное явление.

Джон Сибрук «Машина песен. Внутри фабрики хитов»

что почитать про музыку

Что такое музыка в XXI веке? Набор битов, красивый вокал и приставучий мотив. Чтобы создать хит, не обязательно виртуозно владеть инструментом или ежедневно тренировать голос — нужно понимать, как работает «машина песен», считает американский журналист Джон Сибрук.

Сибрук рассказывает о «математике мелодии»: всё можно рассчитать и получить на выходе песню, которая войдет в топы всех мировых чартов.

В качестве примера он приводит продюсера Макса Мартина, который начинал с песен для ABBA и Ace of Base, а сейчас пишет хиты для Тейлор Свифт (песня Blank Space), Арианы Гранде, Шакиры, Адама Ламберта и Бритни Спирс (знаменитая Baby One More Time).

Песни становятся хитами и выходят на первые строчки чартов, делая их исполнителей миллионерами. Но Сибрук пишет и об обратной стороне: уже не создается уникальных песен, которые вспоминают через десятилетия, вроде Bohemian Rhapsody группы Queen. Сейчас создание трека — это бизнес-процесс: демозапись, работа с лейблом, продвижение, акции. Процесс поставлен на конвейер, который постоянно ускоряется, даже сами песни стали быстрее.

Вернется ли искусство к ценности гармонии, красивого звучания, уникальности? Этот вопрос журналист оставляет открытым, но задает современному читателю другой: «А уверен ли ты, что раньше музыку писали принципиально иначе?»

Брайан Трейси «Мастер времени»

что почитать про музыку

Чаще всего жизнь музыканта — это постоянные репетиции, менеджмент, банки энергетиков, бессонные ночи, записи и иногда вечеринки. Известный оратор и мотиватор Брайан Трейси рассказывает о том, как структурировать свое расписание так, чтобы хватало времени на всё. Эта книга будет полезна всем творческим людям.

Автор предлагает разделить время на несколько категорий: периоды для отдыха, для работы и для искусства (любых хобби), причем их нельзя совмещать.

Ресурс не вечен, и творческие люди особенно склонны к выгоранию, поэтому Трейси предлагает практические задания: например, выписать 10 целей на ближайший год и выделить из них одну самую эффективную. Чтобы ее добиться, нужно расписать пошаговую инструкцию с четко прописанными сроками, этапами и промежуточными результатами.

Автор призывает чаще останавливаться и анализировать. Один из ключевых советов — формировать стратегию на разные периоды времени. К чему вы идете? В чем заключается главная цель? Сколько задач нужно решить, чтобы ее достичь?

Книга больше похожа на философское размышление о времени и его быстротечности в условиях XXI века. Ясность принятых решений и честность по отношению к себе Трейси считает основными ступенями на пути к долгой и насыщенной жизни.

Стивен Уитт «Как музыка стала свободной. Конец индустрии звукозаписи, технологический переворот и „нулевой пациент“ пиратства»

что почитать про музыку

Стивен Уитт отвечает на вопрос, откуда пришло пиратство. Повествование ведется от имени тех, кто формирует современную музыкальную индустрию, но кому никогда не вручат «Грэмми» — воров дисков и создателей пиратских сайтов.

Автор разбирает историю музыкального пиратства от самой идеи до создания формата mp3 и рассказывает о кухне этого бизнеса.

Вы узнаете, как связаны между собой завод CD в Северной Каролине и крупнейший пиратский сайт, и как даркнет, iTunes, Napster и Pirate Bay повлияли на формирование современного музыкального рынка и жанров. Особенно актуальна книга будет для начинающих музыкантов в России, где цифровое пиратство остается серьезной проблемой вплоть до сегодняшнего дня.

Уитт дает и практические советы о том, как заработать на музыке и не допустить утечки материалов в свободный доступ. Например, лучше не держать треки на физических носителях, а хранить их на защищенных серверах — так информацию будет сложнее копировать.

Знание философии музыки, понимание принципов работы стриминговых сервисов и умение организовать свой день — такие же факторы успеха музыки, как и техника игры. Поэтому репетируйте, но не забывайте читать книги.

Источник

Чтение на выходных: 5 книг о музыке и музыкантах

«Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре» — Фрэнк Заппа

Кажется, что у музыки и литературы действительно мало общего — это разные медиумы, с которыми нужно по-разному взаимодействовать. В то же время есть формальные факторы, которые их объединяют: бывают книги для веселого и легкого чтения и музыка для медленного и вдумчивого прослушивания, и наоборот. Книги могут многое рассказать о времени своего написания, историческом контексте, авторе и его биографии — на это способна и музыка.

А иногда они и вовсе могут усилить качества друг друга. В книгах музыка может стать художественным приемом, определяющей характеристикой героя, фоном, задающим настроение, сюжетной рамкой или даже принципом организации текста. Сегодня мы решили поделиться подборкой книг о музыке и музыкантах — очень разных и непохожих друг на друга.

«Хлеб великанов» Мэри Уэстмакотт (известной также как Агата Кристи) — о том, что великий талант есть не только дар, но и жертва

Маленький Вернон Дрей окружает себя миром фантазий, в котором большую роль играет Чудовище — большой старый рояль. Музыка кажется ему шумной, незаконченной, пустой. Лишь с возрастом он понимает, что музыку можно «проверить алгеброй», дополнить не слышанными ранее звуками. Взрослый Дрей становится талантливым композитором, которого ждёт большое и светлое будущее.

Мэри Уэстмакотт — не Агата Кристи. У книг, написанных мастером детектива под псевдонимом, совершенно другой язык и структура романа. Это сентиментальный роман, где форма отходит на второй план, на первом — трагедия человеческой жизни и жадность таланта, который подчиняет себе всё остальное, не оставляя выбора. Звуки пронизывает повествование — гармония рояля, звон стекла, скрип металла. Но какую цену героям пришлось за это заплатить?

Как написано:… ему казалось, что это больше, чем звук. Видеть и слышать стало единым — изгибы и спирали звука, вверх, выше и снова вверх.

«Пена дней», Борис Виан — джазовый роман

Смешной и грустный, простой и сложный, сентиментальный и абсурдистский роман — пародия на реальность или обернувшаяся жизнью метафора?

Герой Колин — молодой повеса, который живет на сомнительные деньги своего семейства. У него есть механизмы, которые дают ему всё, что нужно: даже «шейкорояль», который делает коктейли, если на нем наиграть нужную мелодию. Он женится на девушке Хлое, которая вдруг начинает умирать от какой-то болезни, а вместе с ней темнеет и сжимается мир Колина.

Нередко «Пену дней» сравнивают с джазом — здесь и рваный темп, абсурдная веселость, вульгарность и глубина, которые складываются в красивую и тревожную музыкальную поэтику.

По мотивам книги сняли фильм — саундтрек хорошо отражает и текст романа Виана.

Как написано: На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз или Дюк Эллингтон. Всему остальному лучше было бы исчезнуть с лица земли, потому что все остальное – одно уродство.

что почитать про музыку
Фото Bhavna Sayana CC

«Призрак оперы» Гастон Леру — читать и искать несовпадения с популярным мюзиклом

Известный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера основан на романе, написанном Гастоном Леру — автором знаменитых полицейских детективов и первого в своем жанре рассказа об «убийстве в закрытой комнате» — «Тайны желтой комнаты».

В общих чертах сюжет известен каждому, но это — готический роман со своими особенностями. Огромную роль тут играет издание Парижской национальной Оперы, которое создает клаустрофобию и нагнетает мистический ужас. Герои погружены в интригу, они эмоциональны и подвержены многим ужасам, а их чувства доведены до крайности. Романтика вторична ощущению ужаса, убийствам и таинственным пятнам крови.

Одновременно это тот случай, когда написанная по мотивам книги музыка из современности дополняет классический текст.

Как написано: Музыка обладает магической силой устранять все во внешнем мире, за исключением звуков, которые проникают прямо в сердце.

«Блюз Сонни» — сборник повестей и рассказов о музыке и музыкантах

В сборник вошли 26 рассказов и одна пьеса писателей со всего мира: Германа Гессе, Карела Чапека, Теофиля Готье, Джорджа Брэдшоу, Сомерсета Моэма, Джона Апдайка, Патрика Зюскинда и других. Название сборнику дата повесть Джеймса Болдуина. Самые разные тексты очень разных авторов со всех концов земли объединила общая тема, красной линией проходящая через сборник — судьба музыки и судьба музыканта, решившего посвятить ей жизнь.

Как написано: Но еще вечером, во время рассказа жены Моцарта, Евгению охватила смутная тревога за того, чей обаятельный образ пленил ее воображение; это затаенное в глубине души предчувствие не давало ей покоя во все время игры Моцарта, несмотря на неотразимое очарование музыки и тот таинственный ужас, который она навевала; наконец, Евгению поразило и потрясло то, что он сам, говоря о себе, невольно высказал такие же опасения.

Ей стало ясно, предельно ясно, что этот человек быстро и неминуемо сгорит в собственном пламени, что он может быть лишь мимолетным обитателем нашей планеты, потому что для Земли поистине слишком могуч был бы поток столь щедро расточаемых им даров.

— Эдуард Мерике, «Моцарт на пути в Прагу»

«Я исповедуюсь» Жауме Кабре — причудливая человеческая память и нервный скрипичный проигрыш

Роман о музыке и книгах — сложный и многоуровневый. Главный герой — лингвист и философ Адриа Ардевол, который готов пожертвовать многим ради скрипки с загадочной историей. Он вспоминает свою жизнь, но его память и большой ум изъедены болезнью.

В центре романа — антикварный магазин и старинная знаменитая скрипка Сториони. Помешательство на объекте искусства вынуждает героя принимать страшные решения. Так страшное сталкивается с прекрасным — чудесный инструмент способен производить великую музыку, но его окружают фальшивые и низменные ценности: жадность и зло.

Как написано: Стоит прикоснуться к красоте искусства — жизнь меняется. Стоит услышать Монтеверди-хор — жизнь меняется. Стоит увидеть Вермеера вблизи — жизнь меняется. Стоит прочитать Пруста — и ты уже не такой, каким был раньше. Я вот только не знаю почему.

Наша культурно-историческая рубрика — дополнительное чтение:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *