что почитать про музыку
«Читай, если любишь слушать»: книги для тех, кто неравнодушен к музыке — от классики до хип-хопа
Это — подборка книг для тех, кто небезразличен к музыке. Мы собрали литературу, посвященную разным жанрам и эпохам: от истории андеграундного панк-рока до западноевропейской классики.
How Music Works
Экс-лидер рок-группы Talking Heads Дэвид Бирн — рассказывает о «внутренней кухне» современной музыки. Повествование автор строит, опираясь на собственный опыт. При этом факты он подкрепляет исследованиями ученых. Эта книга — не мемуары, однако многие главы посвящены воспоминаниям Бирна и его сотрудничеству с другими музыкантами — например, британским композитором Брайаном Ино и бразильским исполнителем Каэтану Велозу.
Большая часть издания все же повествует об истории аудионосителей и музыкального рынка. How Music Works будет интересна тем, кто хочет взглянуть на музыкальный бизнес изнутри, понять, по каким законам живет этот рынок. И, разумеется, поклонникам Talking Heads.
Это — своеобразный сборник интервью с теми, кто повлиял на становление американской панк-культуры. Рассказ начинается с основания группы Velvet Underground в 1964 году и заканчивается смертью барабанщика New York Dolls Джерри Нолана (Gerard Nolan) в 1992-м.
Фото Florentine Pautet / Unsplash
«Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого»
Автор книги — журналист и музыкальный критик Саймон Рейнольдс (Simon Reynolds). Он рассказывает о феномене «ретромании» — по мнению Рейнольдса, поп-культура помешалась на собственном прошлом. Автор отмечает, что с начала нулевых в музыке так и не появилось свежих жанров и идей. Все, что делают западные поп-музыканты, — это переосмысливают прошлый опыт. Свою точку зрения он доказывает, анализируя социальные явления и исторические события.
Книга будет интересна тем, кто хочет познать историю музыки и поп-культуры в частности. В книге множество ссылок на музыкальные и видеоплатформы. Поэтому книгу рекомендуют читать дважды: первый раз просто для ознакомления, а второй — вместе с YouTube.
«Полчаса музыки: как понять и полюбить классику»
Материал для тех, кто еще не успел полюбить классику. Ее автор — Ляля Кандаурова, скрипачка и популяризатор музыки: она ведет несколько авторских музыкальных курсов и колонку в журнале Seasons of life. Каждая глава книги представляет собой рассказ о конкретном классическом произведении или композиторе. В списке есть Бах, Шопен, Дебюсси, Шуберт и многие другие. В целом автору удалось систематизировать 600-летнюю историю западноевропейской музыки. В тексте есть QR-коды — с их помощью можно послушать композиции, о которых идет речь в тексте.
Фото Alberto Bigoni / Unsplash
«Как музыка стала свободной»
Если вы хотите больше узнать о цифровом музыкальном пиратстве, книга американского журналиста Стивена Уитта (Stephen Witt) подойдет как нельзя лучше. Это драматичная история о том, как технологии повлияли на музыкальный рынок. Автор начинает свой рассказ с появления формата MP3, а затем переносит читателей на завод по производству CD в Северной Каролине, где один из сотрудников «слил» более 2 тыс. альбомов. Также Уитт расскажет о жизни пиратских группировок в даркнете. «Как музыка стала свободной» написана простым увлекательным языком, в результате чего больше напоминает детективный роман, чем нон-фикшен.
Contact High: A Visual History of Hip-Hop
У книги нет перевода на русский, но этого и не требуется. Contact High — это фотокнига, которая рассказывает сорокалетнюю историю хип-хопа с точки зрения шестидесяти фотографов. В ней представлены снимки музыкантов с конца семидесятых до конца нулевых.
Автор проекта — Викки Тобак (Vikki Tobak), американский журналист родом из Казахстана, который начинал с аккаунта в Instagram в 2016-м. Но уже через год его работы показали на выставке Photoville в Бруклине и издали в качестве книги. Под обложкой можно найти фотографии Тупака Шакура, Jay-Z, Ники Минаж, Эминема и других известных исполнителей. Книга вошла в «25 лучших фотокниг 2018 года» по версии журнала Time.
Другие подборки из нашего блога «Мир Hi-Fi»:
Звуки для UI: подборка тематических ресурсов
Где взять аудиосемплы для ваших проектов: подборка из девяти тематических ресурсов
Музыка для ваших проектов: 12 тематических ресурсов с треками Creative Commons
Интересное о звуке и музыке:
«Стервозная Бетти» и современные аудиоинтерфейсы: почему они говорят женским голосом?
«Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас»: как рэп-музыка попала в зал суда
Что такое музыкальное программирование — кто им занимается и устраивает live-сессии
Что читать о классической музыке
Любимые книги и лекции о музыке от лекторов курса «Как слушать классическую музыку»
Глеб Анфилов. «Физика и музыка» (1964)
Несмотря на море современных красочных научно-популярных изданий о музыке, эта книжка, написанная для детей старшего возраста писателем-фантастом и популяризатором науки, остается до сих пор одной из самых познавательных. Кроме увлекательного ликбеза об истории инструментов, начиная с флейты и заканчивая синтезатором АНС, из нее можно узнать, чему научил сверчок Гельмгольца, что такое «карась» Страдивари и так далее. И все это с ароматом заголовков в духе времени: «Звуковая резина», «Чудеса звукозаписи», «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как живописец». В пандан популярной в те годы теме «физики и лирики» Анфилов легко переходит от некоего английского композитора XVIII века, предложившего сочинять посредством сапожной щетки, к кибернетической музыке, от дореволюционных грампластинок, сделанных из шоколада, к «конкретной музыке» и экспериментам с синтетическим звуком Авраамова и Шолпо, о которых было разрешено вспоминать, только обращаясь к детской аудитории. Обилие любопытных сведений и очень доступное, пусть и старомодное, изложение делают простительными выпады в сторону музыкального модернизма, вроде характеристики сочинений Джона Кейджа как «трогательный идиотизм».
Марио Корти. «Сальери и Моцарт»
Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода» стал впоследствии основой книги, выпущенной петербургским издательством «Композитор» (2005). Человек необыкновенного кругозора, Марио Корти увлекательно разбирает мифы о классической музыке, привлекая авторитетные мнения и обширный фактический материал. В передачах «Радио Свобода», помимо ясного, захватывающего изложения, можно слушать точно подобранные музыкальные примеры.
Эрик Сати. «Заметки млекопитающего» (2015)
Сергей Румянцев. «Книга тишины» (2003) и «Арс Новый, или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова» (2007)
Сергей Румянцев — музыковед, однако его тексты очень далеки от советского музыковедческого стиля, трудноперевариваемого даже профессиональными музыкантами. Он скорее музыкальный писатель, исследующий музыку и звук как часть объемного культурного пространства. «Книга тишины. Звуковой образ города» — посмертное издание, фактически фрагменты незаконченной работы. Автор исследует изменения звуковых сред на протяжении XX века через призму собственной памяти. Собирая осколки и обрывки впечатлений и исторических сведений, он пытается восстановить взаимосвязи между звучанием города и процессами, происходящими в жизни и в сознании людей, попутно приводя множество интереснейших, но малоизвестных фактов и наблюдений.
«Арс Новый» — лучшая и единственная на сегодняшний день работа, посвященная жизни и деятельности Арсения Авраамова. Главный персонаж выбран не случайно — круг идей Авраамова охватывает практически все новое, что появилось в музыке XX века: электронную музыку, микротоновые системы, перформанс, — все, что входит на сегодняшний день в несколько расплывчатое понятие «саунд-арт». При этом, конечно, Авраамов остается человеком своего поколения, романтиком-революционером, соединяющим дореволюционную русскую научную и музыкальную мысль с новым звуковым мышлением.
Помимо увлекательного рассказа о жизни Авраамова, в книге опубликованы его основные статьи, посвященные разным музыкальным новациям.
Николаус Арнонкур. «Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки» (2005) и «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди» (2005)
Трудно найти более подходящую литературу на русском языке, в которой излагались бы принципы или даже скорее философия исторического исполнительства. Ведь Николаус Арнонкур стоит на одном из первых мест в ряду тех, кто создал это направление и является не только теоретиком, но и практиком — признанным во всем мире концертирующим музыкантом. Аутентичное, исторически информированное исполнительство (названия, как часто бывает, не могут отразить сути явления) — один из самых ярких феноменов музыки XX века. Взгляд автора на музыку прошлого и ее существование в наше время позволяет оторваться от позднеромантических мифов, которые до сих пор преобладают в умах широких масс, вовлеченных в шоу-бизнес академической музыки.
Арнольд Цуккер. «Пять лет Персимфанса» (1927)
Эта книжка не стоит в ряду новинок на современной музыкально-книжной полке, а, напротив, является историческим «ископаемым» — она была издана специально к 1927 году и никогда не переиздавалась.
Творческий отчет Первого симфонического ансамбля без дирижера (о котором мы уже в общих чертах рассказали в одной из лекций) опубликован здесь в виде различных статей, отзывов и газетных материалов. Поразительно, но до сих пор в среде музыкантов бытуют ложные мифы о Персимфансе, основанные на первых двух негативных газетных заметках, появившихся на заре существования оркестра. Огромное количество последующих восторженных рецензий и многих других свидетельств успеха Персимфанса словно кануло в Лету.
Сегодня биография первой пятилетки легендарного оркестра интересна не столько нетипичным погружением в музыкальную действительность послереволюционных лет, сколько пришедшим из прошлого новым пониманием того, чем может быть симфонический оркестр, исполнение классической музыки, какие задачи может ставить перед собой музыкант и чему его искусство призвано служить. Такое понимание может в будущем сильно изменить всю структуру и образ мира «академической» музыки.
Михаил Сапонов. «Менестрели» (2004)
Главная книга о музыкальной культуре европейского Средневековья на русском языке. Михаил Александрович Сапонов, один из самых интересных музыковедов сегодня, кропотливо восстанавливает краски мира жонглеров и менестрелей, как реставратор, оттирающий копоть со старинных полотен и фресок. Вопреки устоявшемуся представлению о средневековой музыке как о григорианских хоралах, звучащих в отсветах костров инквизиции, нам открывается радостная и многообразная картина искусного творчества менестрелей, поэтика которого, по мысли Сапонова, и определяла на самом деле музыкально-историческое своеобразие эпохи. С «Менестрелей», может быть, следовало бы начинать учиться музыке.
Алекс Росс. «Дальше — шум. Слушая ХХ век» (2012)
Книга показывает влияние большой политики на серьезную музыку в ХХ веке. Переведенная не без промахов вроде «французского рожка» (french horn — валторна), она полна занимательных фактов и сопоставлений: ЦРУ и летние композиторские курсы в Дармштадте, сборники «Рабочих песен» Нью-Йоркской коммуны композиторов, любимые пластинки Гитлера, взаимосвязи арт-рока и минимализма. Достойная попытка доступно рассказать о сложностях современной академической музыки с подробностями и обобщениями.
5 книг о музыке, которые помогут найти вдохновение и разобраться в философии звука
Музыканты часто фокусируются на совершенствовании техники исполнения, забывая о других компонентах музыки. Но понимание своих целей, умение расслабиться, гармония со звуком и собой напрямую влияют на жизнь и карьеру. Книги из нашей подборки помогут расширить ваши представления о музыке.
один из основателей Guru Groove Foundation, преподаватель музыкальной школы Musical Wave, где студенты не только получают основы теории, но и осваивают импровизацию и учатся мыслить свободно
Кенни Вернер Effortless Mastery
Автор — джазовый пианист, который преподает в бостонском музыкальном колледже Беркли. Книгу часто позиционируют как учебник для музыкантов, но она будет полезна всем творческим людям.
Кенни Вернер поможет ответить на актуальный для творческого человека вопрос: «Зачем я это делаю?»
Уровень мотивации часто измеряют количеством репетиций. Совершенствуя технику, музыканты забывают о главном — что они выступают в роли медиума, проводника звука для слушателя.
Вернер считает: чтобы создать что-то стоящее, не нужна особая техника игры на инструменте — необходимо расслабиться физически и ментально. В спокойном состоянии у человека не возникает желания выделиться или сыграть лучше, чем другие музыканты. Основной целью становится наслаждение моментом и удовольствие от игры.
Человек становится музыкантом тогда, когда не боится сыграть неправильно или забыть ноты.
Вернер подчеркивает, что именно расслабленное состояние создает ощущение потока, в котором рождается музыка. Вместе с книгой идет диск с медитациями, которые помогут создать настроение для импровизации и выражения себя через звук.
Процесс овладения навыком состоит из 4 этапов:
Хазрат Инайят Хан «Мистицизм звука»
Эта книга напрямую связана с первой, ее упоминает Кенни Вернер. Хазрат Хан (1882–1927) был последователем суфизма — мистического направления ислама. В книге он рассказывает, что звук — это не просто колебание частиц, а тонкая материя, которая может по-разному влиять на человека: улучшить или испортить настроение, зарядить энергией и даже вылечить.
Хан размышляет о том, что человек привык задумываться только о внешнем мире, забывая о необходимости одиночества. Звук помогает сконцентрироваться на внутренних ощущениях, найти путь к самому себе.
Музыку он рассматривает как мистический объект, материю с сильной энергетикой. Звуковые вибрации влияют на наше состояние, оттого так популярны места вроде Мекки, где находится Черный камень. Они изменяют внутренние вибрации человека, делая его более счастливым и умиротворенным.
Музыка — миниатюра гармонии вселенной, а эта гармония и есть сама жизнь.
Человек тоже миниатюра вселенной, и гармоничные или негармоничные аккорды проявляются в его пульсе, ритме и тоне ударов сердца.
Хотя эта книга описывает музыку как нечто иррациональное и возвышенное, ученые во многом подтверждают мысли Хазрата. Мы действительно способны напрямую влиять на наше физическое и ментальное состояние — например, классические мелодии снимают стресс, а произведения Моцарта помогают сконцентрироваться. Когда мы слушаем приятную музыку, организм вырабатывает дофамин, благодаря ему вы расслабляетесь, не срываетесь на жирную пищу и лучше спите. Исследования показывают, что мистика звука не вымышленная концепция, а научное явление.
Джон Сибрук «Машина песен. Внутри фабрики хитов»
Что такое музыка в XXI веке? Набор битов, красивый вокал и приставучий мотив. Чтобы создать хит, не обязательно виртуозно владеть инструментом или ежедневно тренировать голос — нужно понимать, как работает «машина песен», считает американский журналист Джон Сибрук.
Сибрук рассказывает о «математике мелодии»: всё можно рассчитать и получить на выходе песню, которая войдет в топы всех мировых чартов.
В качестве примера он приводит продюсера Макса Мартина, который начинал с песен для ABBA и Ace of Base, а сейчас пишет хиты для Тейлор Свифт (песня Blank Space), Арианы Гранде, Шакиры, Адама Ламберта и Бритни Спирс (знаменитая Baby One More Time).
Песни становятся хитами и выходят на первые строчки чартов, делая их исполнителей миллионерами. Но Сибрук пишет и об обратной стороне: уже не создается уникальных песен, которые вспоминают через десятилетия, вроде Bohemian Rhapsody группы Queen. Сейчас создание трека — это бизнес-процесс: демозапись, работа с лейблом, продвижение, акции. Процесс поставлен на конвейер, который постоянно ускоряется, даже сами песни стали быстрее.
Вернется ли искусство к ценности гармонии, красивого звучания, уникальности? Этот вопрос журналист оставляет открытым, но задает современному читателю другой: «А уверен ли ты, что раньше музыку писали принципиально иначе?»
Брайан Трейси «Мастер времени»
Чаще всего жизнь музыканта — это постоянные репетиции, менеджмент, банки энергетиков, бессонные ночи, записи и иногда вечеринки. Известный оратор и мотиватор Брайан Трейси рассказывает о том, как структурировать свое расписание так, чтобы хватало времени на всё. Эта книга будет полезна всем творческим людям.
Автор предлагает разделить время на несколько категорий: периоды для отдыха, для работы и для искусства (любых хобби), причем их нельзя совмещать.
Ресурс не вечен, и творческие люди особенно склонны к выгоранию, поэтому Трейси предлагает практические задания: например, выписать 10 целей на ближайший год и выделить из них одну самую эффективную. Чтобы ее добиться, нужно расписать пошаговую инструкцию с четко прописанными сроками, этапами и промежуточными результатами.
Автор призывает чаще останавливаться и анализировать. Один из ключевых советов — формировать стратегию на разные периоды времени. К чему вы идете? В чем заключается главная цель? Сколько задач нужно решить, чтобы ее достичь?
Книга больше похожа на философское размышление о времени и его быстротечности в условиях XXI века. Ясность принятых решений и честность по отношению к себе Трейси считает основными ступенями на пути к долгой и насыщенной жизни.
Стивен Уитт «Как музыка стала свободной. Конец индустрии звукозаписи, технологический переворот и „нулевой пациент“ пиратства»
Стивен Уитт отвечает на вопрос, откуда пришло пиратство. Повествование ведется от имени тех, кто формирует современную музыкальную индустрию, но кому никогда не вручат «Грэмми» — воров дисков и создателей пиратских сайтов.
Автор разбирает историю музыкального пиратства от самой идеи до создания формата mp3 и рассказывает о кухне этого бизнеса.
Вы узнаете, как связаны между собой завод CD в Северной Каролине и крупнейший пиратский сайт, и как даркнет, iTunes, Napster и Pirate Bay повлияли на формирование современного музыкального рынка и жанров. Особенно актуальна книга будет для начинающих музыкантов в России, где цифровое пиратство остается серьезной проблемой вплоть до сегодняшнего дня.
Уитт дает и практические советы о том, как заработать на музыке и не допустить утечки материалов в свободный доступ. Например, лучше не держать треки на физических носителях, а хранить их на защищенных серверах — так информацию будет сложнее копировать.
Знание философии музыки, понимание принципов работы стриминговых сервисов и умение организовать свой день — такие же факторы успеха музыки, как и техника игры. Поэтому репетируйте, но не забывайте читать книги.
Чтение на выходных: 5 книг о музыке и музыкантах
«Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре» — Фрэнк Заппа
Кажется, что у музыки и литературы действительно мало общего — это разные медиумы, с которыми нужно по-разному взаимодействовать. В то же время есть формальные факторы, которые их объединяют: бывают книги для веселого и легкого чтения и музыка для медленного и вдумчивого прослушивания, и наоборот. Книги могут многое рассказать о времени своего написания, историческом контексте, авторе и его биографии — на это способна и музыка.
А иногда они и вовсе могут усилить качества друг друга. В книгах музыка может стать художественным приемом, определяющей характеристикой героя, фоном, задающим настроение, сюжетной рамкой или даже принципом организации текста. Сегодня мы решили поделиться подборкой книг о музыке и музыкантах — очень разных и непохожих друг на друга.
«Хлеб великанов» Мэри Уэстмакотт (известной также как Агата Кристи) — о том, что великий талант есть не только дар, но и жертва
Маленький Вернон Дрей окружает себя миром фантазий, в котором большую роль играет Чудовище — большой старый рояль. Музыка кажется ему шумной, незаконченной, пустой. Лишь с возрастом он понимает, что музыку можно «проверить алгеброй», дополнить не слышанными ранее звуками. Взрослый Дрей становится талантливым композитором, которого ждёт большое и светлое будущее.
Мэри Уэстмакотт — не Агата Кристи. У книг, написанных мастером детектива под псевдонимом, совершенно другой язык и структура романа. Это сентиментальный роман, где форма отходит на второй план, на первом — трагедия человеческой жизни и жадность таланта, который подчиняет себе всё остальное, не оставляя выбора. Звуки пронизывает повествование — гармония рояля, звон стекла, скрип металла. Но какую цену героям пришлось за это заплатить?
Как написано:… ему казалось, что это больше, чем звук. Видеть и слышать стало единым — изгибы и спирали звука, вверх, выше и снова вверх.
«Пена дней», Борис Виан — джазовый роман
Смешной и грустный, простой и сложный, сентиментальный и абсурдистский роман — пародия на реальность или обернувшаяся жизнью метафора?
Герой Колин — молодой повеса, который живет на сомнительные деньги своего семейства. У него есть механизмы, которые дают ему всё, что нужно: даже «шейкорояль», который делает коктейли, если на нем наиграть нужную мелодию. Он женится на девушке Хлое, которая вдруг начинает умирать от какой-то болезни, а вместе с ней темнеет и сжимается мир Колина.
Нередко «Пену дней» сравнивают с джазом — здесь и рваный темп, абсурдная веселость, вульгарность и глубина, которые складываются в красивую и тревожную музыкальную поэтику.
По мотивам книги сняли фильм — саундтрек хорошо отражает и текст романа Виана.
Как написано: На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз или Дюк Эллингтон. Всему остальному лучше было бы исчезнуть с лица земли, потому что все остальное – одно уродство.
Фото Bhavna Sayana CC
«Призрак оперы» Гастон Леру — читать и искать несовпадения с популярным мюзиклом
Известный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера основан на романе, написанном Гастоном Леру — автором знаменитых полицейских детективов и первого в своем жанре рассказа об «убийстве в закрытой комнате» — «Тайны желтой комнаты».
В общих чертах сюжет известен каждому, но это — готический роман со своими особенностями. Огромную роль тут играет издание Парижской национальной Оперы, которое создает клаустрофобию и нагнетает мистический ужас. Герои погружены в интригу, они эмоциональны и подвержены многим ужасам, а их чувства доведены до крайности. Романтика вторична ощущению ужаса, убийствам и таинственным пятнам крови.
Одновременно это тот случай, когда написанная по мотивам книги музыка из современности дополняет классический текст.
Как написано: Музыка обладает магической силой устранять все во внешнем мире, за исключением звуков, которые проникают прямо в сердце.
«Блюз Сонни» — сборник повестей и рассказов о музыке и музыкантах
В сборник вошли 26 рассказов и одна пьеса писателей со всего мира: Германа Гессе, Карела Чапека, Теофиля Готье, Джорджа Брэдшоу, Сомерсета Моэма, Джона Апдайка, Патрика Зюскинда и других. Название сборнику дата повесть Джеймса Болдуина. Самые разные тексты очень разных авторов со всех концов земли объединила общая тема, красной линией проходящая через сборник — судьба музыки и судьба музыканта, решившего посвятить ей жизнь.
Как написано: Но еще вечером, во время рассказа жены Моцарта, Евгению охватила смутная тревога за того, чей обаятельный образ пленил ее воображение; это затаенное в глубине души предчувствие не давало ей покоя во все время игры Моцарта, несмотря на неотразимое очарование музыки и тот таинственный ужас, который она навевала; наконец, Евгению поразило и потрясло то, что он сам, говоря о себе, невольно высказал такие же опасения.
Ей стало ясно, предельно ясно, что этот человек быстро и неминуемо сгорит в собственном пламени, что он может быть лишь мимолетным обитателем нашей планеты, потому что для Земли поистине слишком могуч был бы поток столь щедро расточаемых им даров.
— Эдуард Мерике, «Моцарт на пути в Прагу»
«Я исповедуюсь» Жауме Кабре — причудливая человеческая память и нервный скрипичный проигрыш
Роман о музыке и книгах — сложный и многоуровневый. Главный герой — лингвист и философ Адриа Ардевол, который готов пожертвовать многим ради скрипки с загадочной историей. Он вспоминает свою жизнь, но его память и большой ум изъедены болезнью.
В центре романа — антикварный магазин и старинная знаменитая скрипка Сториони. Помешательство на объекте искусства вынуждает героя принимать страшные решения. Так страшное сталкивается с прекрасным — чудесный инструмент способен производить великую музыку, но его окружают фальшивые и низменные ценности: жадность и зло.
Как написано: Стоит прикоснуться к красоте искусства — жизнь меняется. Стоит услышать Монтеверди-хор — жизнь меняется. Стоит увидеть Вермеера вблизи — жизнь меняется. Стоит прочитать Пруста — и ты уже не такой, каким был раньше. Я вот только не знаю почему.
Наша культурно-историческая рубрика — дополнительное чтение: