что почитать учителю начальных классов

14 современных книг в помощь учителю

Ольга Лошкарева

26 февраля 2018 • 07:24

Можно выделить пару часов в день на чтение книг. Сложнее бывает найти время на поиск интересной и полезной литературы в современном море информации. Специально для загруженных работой учителей мы собрали все самое интересное в одной статье. При выборе книг мы ориентировались как на их рейтинг, так и на отзывы российских читателей. Как сохранить здравый смысл, общаясь с подростками, почему талантливый ученик в классе — это не всегда праздник, как сберечь здоровье, годами работая в школе, – на эти и другие вопросы учителей отвечают современные авторы.

что почитать учителю начальных классов

Дуг Лемов «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей»
Преподавание – самая важная работа в мире, она же и самая сложная, уверен известный американский преподаватель и исследователь Дуг Лемов. Эффективное преподавание – это искусство, а за успехами опытных преподавателей стоит тяжелый труд и внимание к деталям. Посетив тысячи уроков самых квалифицированных педагогов из обычных школ, автор сформулировал набор из 49 техник, которые, по его убеждению, определяют успех учителя и успеваемость его учеников. Российские преподаватели считают издание очень полезным, но признают: не все описанные методики реально применять в наших условиях.

Джуди Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным»
«Не переставайте задавать себе вопросы «Почему?» и «Что плохого случится, если они не будут этого знать?», чтобы определить настоящую цель обучения», – советует читателям Джуди Дирксен, преподаватель и независимый консультант в области электронного образования. В книге она описывает базовые принципы педагогики и основы
когнитивной психологии, которые, по ее мнению, позволят сделать учебный процесс максимально полезным и увлекательным. Основной упор делается на грамотное создание условий обучения и отбора информации. Российские читатели дали книге положительные оценки, хотя порой и упрекают автора в излишней примитивности изложения.

Питер Грей «Свобода учиться. Игра против школы»
Психолог Питер Грей и вовсе выступает против традиционной школы, а лучшей учебной методикой для детей считает игру. Чтобы ребенок преуспел в быстро меняющемся мире, нужно дать ему свободу учиться и раскрывать свои интересы, утверждает Грей. Он предлагает отказаться от деления детей на группы по возрасту, поощрять самообучение, позволять им играть и исследовать мир, в том числе без взрослых. Именно самостоятельности и возможностей делать что-то, не находясь под опекой взрослого, и не хватает современному ребенку, уверен автор. Книга во многом спорная и неоднозначная, но она несомненно дает массу поводов для размышления.

Кэрол Дуэк «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»
Кэрол Дуэк – профессор психологии в Стэнфордском университете, одна из ведущих мировых экспертов в области мотивации и личностного развития. В основе книги лежит мысль о том, что интеллект и талант еще не гарантируют успеха, а, наоборот, могут помешать развитию личности. Автор убеждена, что излишняя похвала может поставить достижения под угрозу, а ошибки и провалы, напротив, являются толчками для дальнейшего развития. Именно установка на рост формирует любовь к постоянному обучению и устойчивость к трудностям и неудачам, пишет Дуэк и предлагает проверить свою теорию на практике.

Хосе Антонио Марина «Воспитание таланта»
Еще один современный взгляд на таланты. Хосе Антонио Марина — испанский философ, писатель и педагог, много лет занимается вопросами воспитания и образования. По мнению автора, у каждого есть слабые и сильные стороны, но всегда есть какой-либо «базовый» талант. В книге Марина исследует особенности различных дарований, а заодно рассказывает, как создать такие условия, чтобы дети могли с раннего возраста развивать свои сильные стороны. Каждый раздел состоит из 4 глав, которые представляют собой постепенный переход от теории к практическому ее применению. Возможно, поэтому российские читатели одним из недостатков книги назвали тяжелый слог и обилие терминологии.

Елена Щебланова «Неуспешные одаренные школьники»
Современный российский взгляд на то, как сложно быть талантливым. Каждый учитель встречал детей, способности которым остаются неразвитыми из-за всевозможных социальных и эмоциональных проблем. Автор книги более 20 лет занималась выявлением и развитием талантов детей в московской гимназии «Созвездие». Теперь она рассказывает своим читателям, как выявить одаренного ребенка и помочь ему раскрыть свои таланты, развить социальные навыки. Читатели отмечают, что книга полна оптимизма.

Нина Джексон «Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии»
Книга известного в Великобритании педагога и международного консультанта по образованию представляет собой сборник ответов на самые болезненные вопросы учителей. Ученики не хотят учиться, коллеги-консерваторы восстают против новых методов обучения, родители ни во что не ставят учителя, – каждой проблеме посвящена отдельная глава. В числе актуальных вопросов есть и работа с детьми с дислексией, СДВГ и аутизмом. В помощь своим коллегам из разных стран Нина Джексон собрала приемы и советы, основанные на личном опыте. Например, обычные объятия у нее становятся одним из инструментов обучения терпимости и терпению. В книге собрано несколько плей-листов с музыкой, под которую ученикам, по мнению автора, легче усваивать материал. И, наконец, Джексон перечисляет мобильные приложения, которые можно использовать для работы на уроке, ведь дети любят игры из телефонов.

Адель Фабер, Эйлен Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»
Молодая учительница Лиз Ландер изо всех сил хочет пробудить в непослушных учениках желание учиться. С такой вымышленной героиней начинают путешествие по закоулкам детского сознания американские психологи Адель Фабер и Эйлен Мазлиш. В основе всех советов авторов стоит мысль: если взрослый пренебрежительно относится к чувствам школьника, тот теряет интерес к учебе. На примере нескольких ситуаций они показывают, как учитель может грамотно действовать вместо того, чтобы критиковать, игнорировать, давать бесконечные советы ребенку. В России пока книгу читают в основном родители и говорят, что советы из нее действительно им пригодились, хотя не все они подходят для нашей культуры.

Энтони Вулф «Чадо или чудовище? Как быть родителем современного подростка»
Сборник ответов на вопрос: как общаться с подростками и оставаться при этом в здравом уме. В каждом человеке живет капризный ребенок и рациональный взрослый. Подросток не умеет сдерживать своего внутреннего «ребенка», но хочет, чтобы его воспринимали как взрослого. Взрослые же, общаясь с подростками, сами порой становятся несдержанными «детьми». Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы разумно сопровождать взросление: оставлять пространство для подросткового «ребенка» и помогать пробудить его взрослые черты. Вулф отвечает на конкретные вопросы учителей и родителей: когда и как замолчать, как научиться уважать их бессмысленные поступки, как выразить свое возмущение, не разрушая отношений? Есть советы и для более сложных ситуаций: увлечение гаджетами, проблемы в школе, депрессия, алкоголь и наркотики. Книга появилась в России несколько лет назад и, по мнению родителей, оказалась полезной.

Владимир Лизинский «Новый учитель для хорошей школы»
Известный ученый и практик, старший научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности Владимир Лизинский за последние 25 лет написал более 30 книг для педагогов и родителей. В этом пособии он показывает, каким должен быть учитель, что мешает и что нужно ему для достижения успеха. Лизинский предлагает собственную шкалу измерения для оценки профессионализма преподавателя. Используя ее, можно определить высоту своего профессионального уровня буквально по пунктам. Для наглядности автор составил два отдельных списка — «Признаки плохого учителя» и «Признаки хорошего учителя».

Джуди Аппс «Чтобы слушали и слышали»
Книга для тех, кого профессиональный долг заставляет много говорить. «Ваш голос – это уникальный инструмент, таящий в себе невероятные возможности для вас и окружающих», – так начинает автор разговор с читателем. Человеческий голос может передавать эмоции, обеспечивать внимание аудитории, изменяться в соответствии с ситуацией. Книга рассказывает о том, что надо делать для успешных публичных выступлений, о приемах которыми пользуются знаменитые ораторы. В книге также собраны упражнения для тренировки правильного дыхания, артикуляции, тембра голоса и его интонирования. В последней главе дается ценный для учителей совет: как снизить усталость, если приходится много говорить.

Юрий Гурин «Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников»
Петербургский педагог и детский писатель Юрий Гурин известен тем, что знает, как превратить в игру любое скучное занятие. В помощь учителям он собрал более ста игр и игровых приемов для уроков. Все игры в книге разделены на три группы: игры на этапе изучения новой темы; игры на этапах запоминания, закрепления, обобщения и контроля усвоения; игры для оптимизации физического и психологического состояния и поведения учеников. Игры не привязаны к конкретному уроку, вопросы учитель может выбирать сам. В целом, по отзывам самих учителей, книга, написанная на стыке педагогики и психологии, весьма полезна.

Светлана Ахмерова «Профессиональная деятельность и здоровье педагога»
От детской психологии — к не менее насущной проблеме. Ученый-медик из Башкирии Светлана Ахмерова, долгое время работая над проблемами сохранения здоровья педагогов и их учеников, смогла обобщить основные факторы риска для учителей и способы их преодолеть. В монографии «Профессиональная деятельность и здоровье педагога» представлен комплекс диагностических методик для самоконтроля. И — самое главное! — здесь есть вполне конкретные комплексы упражнений для профилактики заболеваний, связанных с особенностями труда педагогов.

Ли Лефевер «Искусство объяснять»
Книга основателя компании Common Craft, который завоевал известность объясняющими видеороликами для крупных корпораций. В своей книге ЛеФевер дает советы тем, кому приходится постоянно что-то объяснять аудитории. Мы не всегда умеем понятно объяснить другим то, что сформулировано в нашей голове, говорит автор и делится с читателями приемами емкого, доступного объяснения. Книга, которая на первый взгляд, кажется инструкцией для стартаперов, пригодится и учителям, и родителям.

Источник

12 книг для учителей и родителей, которые помогут понять детей

что почитать учителю начальных классов

Как учителям настроиться на начало учебного года? Наш блогер, студентка педвуза Катя Хасанова, предлагает почитать вдохновляющие книги. Она собрала подборку, которая поможет начинающим и практикующим педагогам больше узнать о профессии, детях и секретах преподавания.

Я знаю, что у «Мела» есть читатели — студенты педагогических вузов и колледжей. Сейчас все немного успели отдохнуть после летней сессии, а, значит, самое время развиваться и идти вперед. В этой статье хочу поделиться списком замечательных книг, которые пригодятся студентам, которые хотят расти и идти вперед вузовской программы в области педагогики и детской психологии, а также молодым учителям и всем педагогам, которые готовы совершенствоваться в своем деле. Поверьте, эти книги, написанные практикующими педагогами и психологами, гораздо полезнее и интереснее, чем десятки вузовских лекций.

1. «Как говорить с детьми, чтобы они учились», А. Фабер и Э. Мазлиш

что почитать учителю начальных классов

Классная книга американских психологов А. Фабер и Э. Мазлиш изменит ваш взгляд на взаимоотношения учителей и учеников в школе. Как помочь детям преодолеть трудности? Как эффективно и безболезненно разрешать конфликты между учениками? Как научиться говорить с учениками, чтобы они вас слушали и слышали? Как наладить сотрудничество с родителями? Возможно ли сегодня построить эффективную систему образования без диктатуры? (спойлер: да). Подробные ответы с инструкциями, жизненными примерами и даже комиксами вы найдете в этой книге.

2. «Мастерство учителя», Д. Лемов

что почитать учителю начальных классов

Бесценная книга для любого педагога. Дуг Лемов собрал различные советы и методики из практики успешных педагогов по вопросам мотивации учеников, планирования учебной деятельности, создания интересного и продуктивного урока, укрепления доверия учеников к учителю, развития критического мышления, формирования дисциплины в классе. Книга состоит из полезных практических советов, которые молодой педагог сразу же может применять на практике. На мой взгляд, «Мастерство учителя» — настольная книга любого учителя и настоящая «педагогическая энциклопедия».

3 и 4. «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» и «Если с ребёнком трудно», Л. Петрановская

что почитать учителю начальных классов

О Петрановской, кажется, знают сегодня все родители. Её книги — инструкция помощи детям с «трудным» поведением, с которыми в своей работе, разумеется, сталкивается каждый учитель. Оказывается, у каждого из нас есть «нить психологической привязанности», и, зная, как она работает, мы сможем помочь детям разобраться в любой проблеме.

5,6,7. «Общаться с ребёнком. Как?», «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?», «Чудеса активного слушания», Ю. Б. Гиппенрейтер

что почитать учителю начальных классов

В этих замечательных книгах простым и понятным языком рассказывают о лучших методиках общения с детьми, например, про «активное слушание» или «я-сообщения». Здесь описаны интересные примеры из жизни и психологической практики автора, даны эффективные советы по общению и разрешению самых разных проблем с детьми любого возраста. Я думаю, каждому педагогу и каждому родителю стоит прочитать эти книги.

8. «Каким человеком вырастет ваш ребёнок?», Ю. Гиппенрейтер и А. Н. Рудаков

что почитать учителю начальных классов

Как формируется мораль в душе ребенка? Каким образом в разном возрасте дети понимают понятия добра и зла? Что надо сделать, чтобы ребёнок правильно сформировал представления о взаимоотношениях в окружающем мире? Над этими вопросами на основании различных интересных психологических исследований авторы размышляют в своей книге.

9. «Педагогическая поэма», А. Макаренко

что почитать учителю начальных классов

Имя великого педагога А. С. Макаренко, о котором я рассказывала в одной из прошлых своих статей, стало в педагогике нарицательным. Действительно, как человеку практически в одиночку удалось построить систему, благодаря которой несовершеннолетние правонарушители становились добропорядочными и сильными людьми? Этот феномен изучают ученые многих стран. Но ценно то, что писал об этом сам Антон Семенович. «Педагогическая поэма» — роман о его педагогическом опыте, основанный на реальных событиях. Читается легко, как невероятное приключение, на одном дыхании, рекомендую.

10. «Дошкольники: растем вместе от 3 до 6 лет», Н. Ф. Барложецкая

что почитать учителю начальных классов

Для будущих педагогов, которые планируют работать с дошкольным и младшим школьным возрастом, эта книга особенно актуальна. Автор рассказывает об особенностях мировосприятия, обучения и развития дошкольников, а также предлагает приёмы общения с ними. Отличная научно-популярная книга по возрастной психологии.

11. «Особенные дети», Н. Керре

что почитать учителю начальных классов

Образование стремится к инклюзии, поэтому современный педагог должен быть знаком с особенностями развития детей с ОВЗ. Наталья Керре простым и понятным языком рассказывает читателям о системе работы с детьми с различными особенностями в развитии, о возможностях помощи таким детям. Очень полезная и ценная информация.

12. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых», М. Шевченко

что почитать учителю начальных классов

Наверное, все слышали о рисуночных психологических тестах. Но мало кто знает, как на самом деле они работают, как правильно проводить и расшифровывать такие тесты, что значит цвет, нажим, форма линии, какие тайны они могут открыть о детях и взрослых. Обо всём этом — в книге психолога Маргариты Шевченко.

Бонус: статьи на «Яндекс.Учителе» и на сайте фонда «Шалаш»

На «Яндекс.Учителе» публикуются ведущие психологи и методисты, почитать можно обо всём от организации внеклассных мероприятий до устройства системы российского образования. Также есть интересные бесплатные курсы про мотивацию, инклюзивное образование, креативное образование и многое другое. На сайте благотворительного фонда «Шалаш» можно получить ценные инструкции по работе с детьми с «трудным поведением» и найти ответы на многие проблемные вопросы детской психологии.

Дорогие читатели, пожалуйста, поделитесь в комментариях к этой статье своими книгами с вашей «педагогической полки». Всем желаю интересного и плодотворного лета!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Senntabi

Источник

Чтение на лето: 7 книг для учителей

Что почитать на каникулах для укрепления педагогического энтузиазма и развития профессиональных навыков.

Если вы уже наизусть знаете «Педагогическую поэму» Макаренко, прочитали книги Януша Корчака («Как любить ребёнка», «Право ребёнка на уважение») и теперь хотите познакомиться с новыми изданиями по педагогике, вот несколько работ современных авторов, учителей и психологов.

Кто-то из них рассказывает, как продуктивно организовать школьные занятия, кто-то предлагает вообще избавиться от института школы, кто-то советует, как находить подходы в сложных ситуациях, а кто-то просто вдохновляет душевной силой и педагогическим талантом.

Кстати, издательство «МИФ» даёт возможность заказать некоторые иностранные книги в оригинале, так что можно заодно подтянуть английский.

1. Нина Джексон, «Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии»

что почитать учителю начальных классов

Нина Джексон — английский педагог, специалист по работе с детьми, которым нужен особый подход. Она специализируется на дислексии, дисграфии, СДВГ и аутизме. Впрочем, опыт успешно переносится и на детей, которые не имеют таких особенностей, но по тем или иным причинам сталкиваются иногда с проблемами в обучении — то есть, в общем-то, на всех.

Книга хорошо структурирована и концентрируется на практике: здесь предлагаются конкретные советы, что делать в тех или иных ситуациях, разбираются кейсы и составляются списки причин, решений и вариантов. Есть даже плейлисты с музыкой, рекомендованной для использования во время занятий. Кстати, Нина Джексон посвятила свою магистерскую работу тому, как музыка помогает усваивать информацию.

Попросите учеников сочинить вопросы, которые поставят одноклассников в тупик. Вскоре вы услышите, как от натуги у них скрипят извилины; им захочется придумать неразрешимую загадку; им станет интересно, повысится внутренняя мотивация, на которой строится любовь к учебе. Понаблюдайте, как они посмеиваются, торжествуя про себя, пока одноклассники ищут ответа на их вопрос.

Эта методика также способствует развитию независимого мышления и приучает искать ответы самостоятельно – чем хитроумнее задача, тем сильнее желание её решить. И, что немаловажно, в этом упражнении участвуют все, вы всем даете право голоса, право самим командовать уроком. Ведь нам же важно выяснить, что именно их воодушевляет. И предлагать на обучающем шведском столе блюда на разный вкус. Короче говоря, давайте детям выбор и увлекайте аппетитными заданиями.

2. Джон Готтман, Джоан Деккер, «Эмоциональный интеллект ребенка»

что почитать учителю начальных классов

Книга Джона Готтмана, известного профессора психологии из Вашингтонского университета, и его соавтора Джоан Деккер, ориентирована в первую очередь на родителей, однако пригодится и учителям, которые хотят не просто делиться знаниями по своему предмету, но и сделать так, чтобы ученикам действительно нравилось их получать.

Часто те же самые люди, которые недооценивают психологию и её важность в образовании, жалуются на то, что дети «просто не хотят учиться» или плохо себя ведут. Эта работа об эмоциональном интеллекте рассказывает, какое значение имеют эмоции ребёнка, как развить эмпатию, как говорить о чувствах, как справляться с психологическими трудностями детей и как конвертировать всё эти навыки в успешное обучение.

Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции.

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлётами и падениями в своей жизни.

3. Хосе Антонио Марина, «Воспитание таланта»

что почитать учителю начальных классов

Хосе Антонио Марина — человек с опытом. Испанский философ, писатель и педагог родился в 1939 году и уже много лет занимается вопросами воспитания и образования. Эта его книга посвящена понятию, которое вызывает у человечества самые трепетные чувства — таланту. Одни верят, что выдающиеся способности просто «даруются» везучим людям, другие считают, что талант можно открыть и развить по собственной воле, было бы усердие.

По мнению Хосе Антонио Марины, у всех что-то получается лучше, а что-то хуже. Однако есть какой-то основной талант, на раскрытии которого имеет смысл сосредоточиться. В книге он рассказывает о том, как людям, причастным к развитию личности ребёнка, обеспечить такие условия, в которых его талант будет расцветать.

Вот четыре главных навыка, которые должен приобрести ребёнок. Если он их не приобретает, у него возникают трудности с поведением. Если он не может их приобрести, возникают более или менее серьезные патологии.

Первый навык: умение сдерживать эмоциональный порыв. Как мы уже усвоили, ребёнком движут импульсы, побуждающие его действовать. Первый главный навык состоит в том, чтобы ребёнок от порыва желания не переходил непосредственно к действию.

Второй навык: умение размышлять. Почему так важно сдерживать импульсы? Потому что это дает нам время задуматься, то есть приложить наши знания к ситуации и проверить, на верную дорогу увлекает нас инстинкт или нет.

Третий навык: умение решать. Решение — это разрыв, отделение, прыжок. Прыжок после стольких размышлений? Да. В этом акте и состоит самоопределение. Исполнительный разум одобряет решение генерирующего разума либо отвергает его.

Четвёртый навык: реализация проекта. Ещё одной ошибкой прежней теории воли было чрезмерное внимание к моменту решения, в то время как в стороне оставался такой ответственный этап, как реализация проекта. В этой связи следует подчеркнуть значение двух навыков, усиливающих две способности: способность отсрочить вознаграждение и способность переносить напряжение.

4. Джули Дирксен, «Искусство обучать»

что почитать учителю начальных классов

Самые интересные науки могут показаться скучными, если их не умеют правильно готовить и подавать. Может быть, такое случалось и с вами — у многих есть заброшенные онлайн-курсы, недочитанные книги и чувство досады по этому поводу. Что уж говорить о детях, у которых хуже с самоконтролем и постановкой целей.

Джули Дирксен рассказывает о том, как сделать занятия интересными и как показать ученикам, что это учёба — для них, а не они для учёбы. Автор подробно останавливается на принципах работы памяти, механизмах внимания и приводит примеры успешных техник вовлечения слушателей.

Книга пригодится школьным учителям, вузовским преподавателям, руководителям компаний, а также составителям курсов и обучающих программ.

Вспомните ваш самый успешный опыт обучения. Каким он был?

Я задавала этот вопрос множество раз и получала на него самые разные ответы. Иногда этот опыт был связан с тем, что человек страстно увлекался предметом изучения. Однако чаще всего мне отвечали: «У меня был прекрасный преподаватель». Никто не говорил: «У меня был суперучебник» или «Я помню одну PowerPoint-презентацию…»

Из этого следует, что эффективный процесс обучения зависит не от материала, а от того, каким именно образом этот материал подается. Уроки, посвященные одной и той же теме, могут оказаться совершенно разными.

Так каков же секретный ингредиент? В чем заключается разница? Да, два преподавателя могут иметь разные характеры или харизму, но это не единственные отличия. А при электронном обучении преподаватель вообще отсутствует. Чем действительно хороший курс дистанционного обучения отличается от просто чтения учебника в интернете?

И что еще более важно: в чем разница между эффективным уроком и тем, который сразу же выветрится из головы?

5. Дуг Лемов, «Мастерство учителя»

что почитать учителю начальных классов

Дуг Лемов, в прошлом учитель и директор школы, собрал в книге проверенные методики из арсенала выдающихся преподавателей, с которыми трудился рядом или чью работу изучал. Речь пойдёт о том, как продуктивно распоряжаться временем, планировать уроки, подбирать материал и с пользой для себя и учеников использовать данные.

Также автор много внимания уделяет поддержанию дисциплины и рабочей обстановки в классе, не забывая при этом об уважении к ученикам. В этой связи книга особенно пригодится молодым преподавателям, которые раздумывают о том, как правильно выстроить отношения с классом, не впадая в панибратство и агрессивный авторитаризм.

Здесь предлагаются на первый взгляд простые практические рекомендации, которые могут существенно повлиять на то, как вас воспринимают ученики. Например, такой совет: не раздавайте тетради одновременно с указаниями. Чтобы сказать что-то важное, остановитесь, не делая ничего параллельно — так слова приобретут больший вес.

Самим фактом написания этой книги я признаю и подчеркиваю, что продуманное, подогнанное под определенные условия использование описанных в ней методик — это искусство. Я решил написать книгу, чтобы помочь ремесленнику стать художником, а вовсе не потому, что считаю, будто работу учителя можно «механизировать», подогнать под конкретный шаблон. Для каждого инструмента существуют правильное и неправильное время и место, и каждый поистине великий учитель применяет тот или иной инструмент уникальным способом и в уникальных комбинациях, созвучных его личному видению. Одним словом, это действительно искусство. Великое преподавание не станет менее великим от того, что учитель систематически оттачивал базовые навыки, чтобы достичь таких высот. Чтобы изваять Давида, Микеланджело обучился основам работы с банальным долотом, но это не отрицает того, что статуя Давида — яркое проявление гения великого художника. Я убеждён: благодаря широкому выбору описанных в этой книге инструментов учителя смогут по собственному усмотрению решать, как и когда применять разные методики, чтобы стать в своем деле истинными художниками и овладеть великим искусством преподавания.

6. Елизавета Заварзина-Мэмми, «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только»

что почитать учителю начальных классов

Своим опытом Елизавета Заварзина-Мэмми делится в книге, которая будет полезна не только специалистам, работающим с особыми детьми, но и всем, кто занимается обучением и хочет лучше разобраться в том, как работают человеческое восприятие и мышление.

Поначалу мы не были уверены в его способностях — столько уже наслушались заключений специалистов об уровне его интеллекта, — поэтому подолгу (несколько дней подряд) показывали одно и то же. Однако довольно быстро выяснилось, что Петя прекрасно справляется и с нетерпением ждёт новых слов, а отвлекаться начинает, когда приходится работать со старыми. В результате этих занятий он стал лучше понимать речь. Слова становились длиннее («мальчик», «машина», «собака»), следом появились сочетания прилагательных с существительными («большая собака», «высокое дерево»), а затем и глаголы. Примерно через месяц мы уменьшили размер шрифта, теперь буквы были около двух сантиметров. Пете было пять лет.

Никакой готовой теории у меня не было, просто требовалось занять Петю, что-то делать вместе с ним. Хотелось, чтобы это «что-то» было осмысленным, а умение читать представлялось полезным и нужным. Пятнадцать лет спустя я прочитала в статье Альберто Фругоне, неговорящего молодого человека с аутизмом: «Будь я учителем, я был бы очень терпелив с аутичным ребенком и обучал его постепенно, произнося слово и показывая соответствующую картинку».

7. Питер Грей, «Свобода учиться. Игра против школы»

что почитать учителю начальных классов

Питер Грей — один из тех педагогов, которые предлагают вовсе сбросить школу с корабля современности и искать новые способы обучения, подходящие требованиям нынешней реальности. В частности, он предлагает отказаться от деления детей на группы по возрасту, поощрять самообучение, поощрять плюрализм мнений. А главным методом обучения и проверки полученных знаний Питер Грей считает игру — основной вид свободной активности, с помощью которого ребёнок (на самом деле, взрослый тоже) общается с миром. Детям от природы положено играть и исследовать мир — в том числе, и самостоятельно, без взрослых. В то же время сегодня у детей становится всё меньше свободы в быту, а процесс образования формализован.

Книга ориентирована на учителей, воспитателей, родителей, на тех, кто интересуется альтернативными системами образования и практикует их; на тех, кому интересна прогрессивная гуманистическая педагогика.

Способность к обучению закладывается генетически, приходящие в наш мир дети — это просто агрегаты, приспособленные к обучению, тяга к знаниям почти полностью овладевает ими. В течение примерно первых четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний и навыков, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык того общества, в котором живут. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить. Дети любознательны и подвижны от природы, они получают невероятное количество знаний о физической и социальной составляющих мира благодаря инстинктам и врожденному стремлению. К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности никуда не деваются, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба — это работа, которой нужно избегать при первой возможности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *