что под косой блестит у пушкинской царевны лебедь
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Александр Сергеевич Пушкин. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Викторина по сказкам А. С. Пушкина
Анна Дмитриева
Викторина по сказкам А. С. Пушкина
Викторина по сказкам А. С. Пушкина
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками;
Задачи:
1. развивать внимание, наблюдательность, любознательность;
2. расширить кругозор детей в области художественной литературы;
3. воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.
Все вы слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали вам ваши мамы и бабушки, мы с вами читали, смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
Сегодня у нас викторина, посвященная этому великому русскому поэту, его замечательным сказкам.
1. Назвать героев сказок А. С. Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о царе Салтане…»,
2. Отгадать загадку, определить героя и сказку, в которой этот предмет встречается.
Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде. ”-
Звонко песенку поет?
На голове сверкает,
В день, когда в своей столице
Сын Салтана княжить стал,
С разрешения Царицы
Сам себе он имя дал.
3. Физминутка «Кораблик.
Чтение отрывка «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…» из «Сказки о царе Салтане…», инсценировка движений по ходу содержания.
4. Ответьте на вопросы по содержанию сказки:
Почему царь взял в жены третью девицу? (она обещала родить ему сына)
Почему сестры пытались навредить царице? (они ей завидовали)
Какую птицу он спас от коршуна? (лебедь)
Кого прислала лебедь для охраны города? (33 богатыря и дядьку Черномора)
Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? (месяц)\
Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А. С. Пушкина? (изумруды)
Как звали царя, жившего в тридевятом царстве? (Дадон)
К кому за помощью обратился старый и уставший государь? (к мудрецу – звездочету)
Что подарил мудрец царю? (золотого петушка)
Как работал подарок? (сидел на спице и смотрел по сторонам, высматривая врагов)
Почему старый государь вынужден был сам вести войско на восток? (потому что 2 сына уже ушли в бой)
Что случилось с царскими сыновьями и их войсками? (все погибли)
Как царь погиб? (его заклевал петух в темя)
Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой? (в землянке)
Какой водоем был рядом: пруд, река, озеро или море? (море)
Чем старик ловил рыбу? (неводом)
Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»(корыто)
Кто заставлял ходить старика к морю с просьбами? (старуха)
Как старуха стала обращаться с мужем? (высокомерно, надменно)
Что увидел рыбак, вернувшись домой? (старуху у разбитого корыта)
Чему учат сказки А. С. Пушкина? (Дети отвечают.)
Сказки А. С. Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А. С. Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.
6. Вручение грамот за активное участие в викторине.
Оформление в группе детского сада, поделки детей.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе.
Конспект развлечение по сказкам Пушкина Конспект тематического развлечения «В стране сказок А. С. Пушкина» Дата проведения Цель: продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Конспект занятия «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Цель. Развивать познавательный интерес к сказкам А. С. Пушкина. Задачи: показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. развивать.
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина в подготовительной к школе группе «Светофорчики» В целях реализации проекта «Лукоморье», в нашей подготовительной группе прошла литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина. Проект по.
Проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Предлагаю вашему вниманию проектную деятельность «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», которую мы провели с детьми старшей группы ещё в.
Сценарий развлечения по сказкам А. С. Пушкина. Цель: Привлечь детей к русской культуре на основе произведений А. С. Пушкина. Научить понимать смысл прочитанного. Учить детей правильно.
Сценарий театрализованного представления по сказкам А. С. Пушкина Сценарий театрализованного представления «Путешествие по сказкам Пушкина» для старших дошкольников Задачи: 1. Продолжать знакомство детей.
Викторина по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья» с использованием ИКТ
Капшурова Татьяна
Викторина по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья» с использованием ИКТ
я младшего школьного возраста.
Воспитатель СРЦН «Исток»
• привить любовь к чтению книг;
• выявить читательский интерес школьников;
• воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе;
• выявить умственные и творческие способности учащихся;
• закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина.
1. Портрет А. С. Пушкина;
2. Выставка книг сказок А. С. Пушкина;
3. Выставка детских рисунков сказок А. С. Пушкина;
5. Листки с отрывками из сказок, разрезанные на строчки;
7. «Чудесный мешочек»с вещами: зеркало, яблоко, рыба, веревка, корона, петушок.
Ход мероприятия
(На экране портрет А. С. Пущкина)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения.
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал волшебными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Ведущий: Ребята, я очень надеюсь, что вы знаете сказки этого замечательного поэта и писателя. А чтобы проверить так это или нет, мы и отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Но этот путь будет не из легких. Это путешествие состоит из нескольких остановок и на каждой из них нужно будет выполнять различные задания.Но вы должны соблюдать несколько правил:
Ни выкрикивать, а подымать руку.
Задание дослушивать до конца.
Быть очень внимательными и т. д.
Команды готовы отправиться в путь? (Ответы ребят) Тогда в путь.
1 остановка. «Приветствие»
1. Сказка о золотом петушке;
2. Сказка о рыбаке и рыбке;
3. Сказка о попе и о работнике его Балде;
4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди;
5. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
2 остановка «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам.
Буря мглою небо кроет…
Мороз и солнце; день чудесный…
Уж небо осенью дышало…
У лукоморья дуб зелёный…
Вот север, тучи нагоняя…
Унылая пора! Очей очарованье…
3 остановка «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»
Вспомните и назовите все сказки А. С. Пушкина
1) «Сказка о попе и работнике его Балде»
2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
3) «Сказка о царе Салтане»
4) «Сказка о золотом петушке»
5) «Сказка о рыбаке и рыбке»
6) «Сказка о медведихе»
4 остановка «ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ»
Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.
Живёт он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает (Царевна Лебедь, «Сказка о царе Салтане»)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
К той сторонке обернётся (Золотой петушок, «Сказка о золотом петушке»)
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки (Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Села медведиха под белой берёзою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися (Медведиха, «Сказка о медведихе»)
5 остановка «ТАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ»
У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить («Сказка о золотом петушке»)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила бурая медведиха
Со милыми детушками-медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать («Сказка о медведихе»)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир» («Сказка о царе Салтане»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
С белой зори до ночи («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
6 Остановка «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРЕДМЕТ»
Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке») (18 слайд)
Зеркальце («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (18 слайд)
Верёвка («Сказка о попе и работнике его Балде») (19 слайд)
Бочка («Сказка о царе Салтане») (19 слайд)
Шатёр («Сказка о золотом петушке») (20 слайд)
Медвежата («Сказка о медведихе») (20 слайд)
7 Остановка «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ»
С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о её внешности.
Как мачеха обращалась к зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
С какими словами обращался Королевич Елисей к ветру?
«Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Что кричал Золотой петушок?
Царствуй, лёжа на боку!»
В сказке о царе Салтане какие слова про кораблик постоянно повторяются?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
С какими словами обращался старик к рыбке?
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою…»
Какое чудо про белочку вы знаете?
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт;
А орешки не простые,
Белку холят, берегут.
8 остановка «ВОПРОСЫ УЧЁНОГО КОТА»
1) Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
2) За какую плату нанял поп работника Балду? (В год за три щелчка попу по лбу)
3) Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде»)
4) Назови кличку собаки семи богатырей (Соколко)
5) Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? (33 года)
6) Как звали жениха мёртвой царевны? (Королевич Елисей)
7) Чем поймал старик золотую рыбку? (Неводом)
8) Кто помог Королевичу Елисею найти свою невесту? (Ветер)
9) Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
10) Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? (Месяц)
11) Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)
12) Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком)
9 Остановка «Отгадай-ка»
Ведущий: Сейчас командам будут по – очереди показываться иллюстрации к сказкам, вам надо отгадать из какой они сказок.
8 Остановка «Узнай героя по описанию»
Ведущий: Каждой команде читается описание героя или героине из сказок А. С. Пушкина, вам надо сказать о ком идет речь и из какой сказки.
Высока, стройна, бела, и умом, и всем взяла… («О мертвой царевне…», царевна).
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива… (Царица- мачеха).
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесить. Днем свет божий закрывает, ночью землю освещает… (Лебедь из «Сказки о царе Салтане»).
Смолоду был грозен он и соседям то и дело
Наносил обиды смело,
а под старость захотел
отдохнуть от ратных дел… («О золотом петушке», царь Дадон)
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Подведение итогов конкурса.
Литературная викторина для детей подготовительной группы «По сказкам А. С. Пушкина» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему: «Викторина.
Литературная викторина по сказкам Александра Сергеевича Пушкина для учащихся 2–5 классов Литературная викторина по сказкам Александра Сергеевича Пушкина Цель: познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы.
Литературная викторина с использованием ИКТ «В гостях у сказки» Ведущая: Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать ее не шутка! Чтобы сказка от начала, Словно реченька журчала. Чтоб в середке весь народ.
План занятия по сказкам А. С Пушкина У Лукоморья Конспект занятия в подготовительной к школе группе по сказкам А. С Пушкина У Лукоморья ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Чтение сказок, стихотворений,.
Презентация по сказкам А. С. Пушкина Когда А. С. Пушкин был мальчиком, у него была няня – Арина Родионовна. (сл. 2) Именно она заменила поэту мать, подарила все свое тепло и ласку.
Викторина по сказкам А. С. Пушкина Конспект литературной викторины в подготовительной группе по сказкам А. С. Пушкина Воспитатель: Мамонтова Татьяна Александровна Цель: Закрепление.
Экологическая викторина с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы» Цель: формирование экологических знаний, нравственно.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» с использованием ИКТ Задачи: Речевые: 1. Совершенствование навыка словообразования притяжательных прилагательных. 2. Совершенствование навыка словообразования.
Что под косой блестит у пушкинской царевны Лебедь?
Под косой у царевны Лебедь блестит месяц. В общем-то это имеет вполне реальную основу в том, что женщины на Руси носили когда-то подкосные украшения, которые часто были в форме полумесяца. Но со временем эта традиция ушла в прошлое под влиянием христианизации русской (славянской) культуры.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. Именно так автор описывает облик своей героини. По всей видимости, это либо гребешок в форме полумесяца, либо какое-либо другое подобное женское украшение для волос.
У главной героини сказки «Лебедь Царевна» автором которой является А.С. Пушкин, рифмуясь говорится что у Царевны: месяц мод косой блестит, а во лбу звезда горит, ну понятное дело что имеется ввиду какое то головное красивое украшение.
Прекрасно помню эту сказку Александра Сергеевича Пушкина. Сыну читала неоднократно.
Речь идет о сказке Александра Сергеевича Пушкина «Царевна Лебедь». И тут надо вспомнить момент из сказки, когда шло описание персонажа: «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Таким образом правильный ответ: «месяц».
Правильный ответ: Месяц
В русской народной сказке Александра Сергеевича Пушкина » Царевна Лебедь» красиво рассказывается и описывается прекрасная царевна, и чтобы ярче изобразить ее, автор преукрасил такими тонкостями как » А во лбу звезда горит», «Месяц под косой блестит». Чтобы читателю показать на сколько была она прекрасная!
Пушкин приукрасил царевну-лебедь из своей сказки о царе Салтане.Он описал ее очень ярко, красиво, таким образом, чтобы, действительно, нельзя было глаз отвесть. Под косой у этой красавицы блестел месяц, а во лбу горела звезда. Но это, конечно же, образно. Вот строки из поэмы:
Почему то, когда вспоминаешь данную сказку про царевну Лебедь, сразу приходят на ум строки про горящую во лбу звезду. Однако там есть и другие описания ее внешности. Согласно одной из строк, у Лебеди под косой блестит МЕСЯЦ.
Умел он стихотворным словом красочно изобразить любого героя своей сказки.
В поэме Черномор похищает Людмилу. Руслан её ищет. Людмила похищает у Черномора шапку-неведимку и скрывается от него. Руслан отрубает у него бороду, в которой есть сила, и пленит его. Людмилу усыпил Черномор. Её находит Руслан и везет домой. Но Людмилу привозит в Киев Фарлаф. Руслан оживает благодаря Финну. Руслан крушит врагов около стен Киева и будит Людмилу.
Это всё потому что Черномор был злым волшебником, а Людмила его не любила, она любила Руслана.
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», написанной А.С. Пушкиным, все мы в школе учили наизусть и при этом многие из нас до сих пор помнят эти строчки, саму поэму может и не все прочитали от начала и до конца, но вот стихотворение » У лукоморья дуб зелёный » читали все и чах в нем Кощей над своим златом.
Три девушки, три сестры, поздним вечером пряли пряжу, сидя у раскрытого окна, и разговаривали. Одна из сестер сказала, что если бы она стала царицей, устроила бы большой пир, причем сама бы для него все и приготовила.
Царь, который подслушивал разговор, из трех девиц выбрал ту, которая обещала родить ребенка-богатыря. Сестре, которая обещала приготовить пир на весь мир, предложили стать всего лишь поварихой при дворе. Из-за чего она вместе с еще одной сестрой, которой предложили быть портнихой, так как она собиралась наткать полотна на весь мир, если выйдет за царя, так вот, обе они затаили злобу на свою более удачливую сестру.
Бесы платили оброк попу в «Сказке о Попе и работнике его Балде» по беспределу этого хитрого служителя культа. Так, как лукавый Поп, в этой ситуации, просто столкнул лбами своего верного работника, которому задолжал плату, которую просто не желал выплачивать, и ни в чём не повинных бесов. Тем самым преследуя сразу две цели. Либо уклониться от справедливой оплаты труда гастарбайтеру Балде. Либо не законно обогатиться за счет не слишком смышленых бесов. Для чего и придумал эту изящную «вилочку», с несуществующим оброком чертей, и не существующими недоимками за три года.