что подавляет волю человека
Что такое подавление личности и как его преодолеть
Что такое подавление? Под этим термином понимается подавляющее влияние или способность человека лишить воли оппонента. Чаще всего, подавление выступает в отрицательной форме.
Виды подавления
Моральное подавление
Оно направлено на принижение достоинств человека. Например, обидчик говорит о комплексах, внешности жертвы, старается вызвать чувство вины. Сунь Дзы писал: «Чтобы подчинить врага своей воле — бей по слабым местам».
Психологическое подавление
Психология подавления личности
Подавление в психологии – это защитная работа Эго, не дающего вредным импульсам достичь сознания. Под этим термином понимается механизм психологической защиты. Этот принцип был описан Зигмундом Фрейдом в своей теории. Однако эти воспоминания или импульсы не забываются, а, наоборот, продолжают влиять на человека косвенно: через сны, например.
Подавление чувств
Этот симптом говорит о внутренних проблемах человека. Подавление чувств может привести к различным психологическим проблемам и психосоматическим синдромам. Вот некоторые признаки таких индивидов:
Подавление эмоций
Людям свойственно испытывать положительные и негативные эмоции. Однако некоторые индивиды подавляют свои эмоции, чтобы ничего не чувствовать. Подавление эмоций отрицательно влияет на здоровье.
Почему так происходит? Подавление эмоций можно разделить на 2 группы:
Важно уметь управлять своими эмоциями. Для этого необходимо принять себя настоящего: давать сдачи обидчику, плакать в случае обиды.
Подавление личности
Это часто наблюдается в парах, в семье, реже среди друзей. Под подавлением личности понимают такое воздействие одного человека на другого, в результате которого личность обезличивается.
Подавляющая личность – человек, который стремиться подавить окружающих. Это антисоциальная личность, которая мешает другим делать то, что сделает их счастливее, умнее.
Пример подавления личности в паре возлюбленных. Молодой человек долго добивается девушку, носит ее на руках. В определенный момент она сдается и начинает ему доверять. Спустя время ее подруги начинают замечать, что из яркой и активной девушки она превратилась в серую мышь. Чем сильнее мужчина подавляет ее, тем ярче расцветает сам. Он перестает ее уважать, начинает грубить.
Почему так произошло? Мужчина очень долго подавлял свои эмоции, чтобы добиться ее расположения. Когда она оказалась в его власти, он решил отомстить за все унижения.
Как бороться? Подавляющие личности – очень хорошие манипуляторы, поэтому бороться с ними не просто. Стоит обратиться за помощью к близким и к психологу, а так же оборвать всякие связи с такими человеком.
Подавление воли
Один человек может подавить волю другого. Однако второй может об этом и не знать. Есть определенный симптомы, говорящие о подавленной воле: хаотичные мысли, человек не может найти себя, он потерял радость жизни, нет желание вставать с постели, вечная усталость, нервозность.
Стоит помнить, что человека с сильной волей подавить очень сложно. Поэтому нужно заняться ее тренировкой, чтобы обезопасить себя от коварных личностей.
Способы подавления
Нарциссы, социопаты и психопаты часто используют эти методы, чтобы влиять на окружающих:
Тайные способы подавления личности
Тайные способы подавления личности
Жизнь человека всегда многогранна. У нас множество различных ролей, которые мы играем в зависимости от обстоятельств судьбы. Бывают такие жизненные повороты, когда нам приходится подчинять людей под себя или прогибаться в угоду чужих интересов. И в первом, и во втором случае, мы должны знать тайные методы психологического подавления, чтобы в случае необходимости, либо «напасть» либо «защититься».
Сразу следует заметить, что приемов подавления или, другими словами, манипулирования сознанием оппонента, великое множество, какими-то мы свободно пользуемся в жизни, даже не осознавая этого, а какими-то − можно овладеть лишь после долгих тренингов.
Прием ложного переспрашивания.
Манипулятивный эффект состоит в том, что манипулятор делает вид, что хочет подробней что-то уточнить для себя, для этого, переспрашивает оппонента. Однако повторяет его слова лишь вначале, а затем частично, умело изменяя смысл сказанного оппонентом в угоду себе, то есть, внося другую смысловую нагрузку умозаключений.
Чтобы противостоять, нужно предельно внимательно вслушиваться в слова манипулятора, и заметив подвох, корректировать сказанное им своими репликами. Причем делать это нужно даже тогда, когда манипулятор пытается перейти к другому вопросу, делая вид, что не замечает уточнений.
Нарочитое перескакивание тем.
Данный прием основан на том, что манипулятор после озвучивания определенной информации срочно перескакивает на другую тему, не давая возможности оппоненту «опротестовать» первую. Естественно, внимание оппонента автоматически переориентируется на новые данные, тем самым создавая возможность для первичной «неопротестованной» информации войти в подсознание.
В психологии действует аксиома, что после того как информация оказывается в подсознании, через некоторое время она переходит в сознание, то есть, осознается человеком. Особенно это правило «выстреливает» когда информация была ярко, эмоционально подана.
Кроме того, нарочитая поспешность дает возможность манипулятору затронуть сразу много тем, умело минуя «цензуру» психики оппонента. В нужный момент, часть бессознательной информации будет воздействовать на сознание оппонента в выгодном манипулятору ключе.
Псевдоневнимательность манипулятора.
Данный прием основан на ложно безразличном восприятии манипулятором слов оппонента, тем самым психологически заставляя собеседника доказывать значимость своих убеждений. Управляя исходящей от оппонента информацией, манипулятор легко получает те сведения, которые ранее оппонент и не собирался выкладывать. Подобное обстоятельство поведения оппонента заложено в психологии, когда человек во что бы ни стало должен доказать свою правоту всей имеющейся в наличии цепочкой фактов.
Ложная влюбленность.
Манипулятор разыгрывает перед оппонентом состояние обожания, сильной влюбленности, чрезмерного почитания, тем самым добиваясь от него, несравненно большего, чем было бы, если бы он открыто о чем-то просил.
Для защиты, оппоненту нужно всегда иметь «холодный разум» и не поддаваться на провокации, не зависимо от чувств и поведения человека, который перед вами.
Яростный напор.
Данный метод становится возможным за счет того, что человек, на которого направлен чей-либо гнев, интуитивно старается «успокоить» гневающегося. Тем самым, он подсознательно соглашается идти на уступки манипулятора.
Для защиты нужно показать манипулятору свое полное спокойствие и безразличие к происходящему, таким образом, сбивая его с толку. Либо наоборот, перехватить инициативу ответным речевым гневом с дополнительным визуальным эффектом, то есть касанием руки, плеча манипулятора.
Излишняя подозрительность.
Подобный прием действует, когда манипулятор разыгрывает перед собеседником излишнюю подозрительность в каком-либо вопросе. Психологически, оппонент пытается «оправдаться», тем самым ослабляя защитный барьер своей психики. В нужный момент манипулятору остается «протолкнуть» в подсознание собеседника нужные ему установки.
Вариантом защиты является волевое противостояние, собственная уверенность в своих силах.
Мнимая усталость.
Манипулятор делает вид, что он очень утомлен. Сил вести беседу, выслушивать возражения либо что-то доказывать не имеет, ему просто необходим отдых, причем, чем скорее, тем лучше. Закономерно, объект манипуляции пытается быстрее закончить переговоры, часто соглашаясь на условия манипулятора, которому только это и нужно.
Для защиты нужно четко уяснить правило − на провокации не поддаваться!
Оказанная любезность.
В ходе беседы, манипулятор заговорщеским тоном, якобы «по-дружески» сообщает оппоненту, как ему лучше поступить в предлагаемой ситуации. Естественно, что в качестве совета выступает то решение, которое необходимо ему лично.
Для защиты нужно понять, что за любое решение нужно «платить по счетам», поэтому и принимать его нужно только оппоненту.
Фактор частности либо от деталей к ошибке.
Манипулятор акцентирует внимание оппонента на одной конкретной детали разговора, не дав возможности сосредоточиться на главном. На основании этого, сознание оппонента делает вывод, что акцентирована деталь и есть безальтернативный смысл сказанного, хотя на самом деле, это не соответствует действительности. Такая ситуация часто встречается в жизни, когда мы судим о чем-то не имея в руках всей информации, по одному какому-то факту.
Чтобы не попасть в простак, нужно стремиться к самосовершенствованию и постоянно обновлять сведения по важным для переговоров вопросам.
Манипуляция с усмешкой.
В самом начале беседы, манипулятор выбирает ироничный тон, словно ставя под сомнение все слова оппонента. В этом случае, оппонент очень быстро «выходит из себя», тем самым, в состоянии гнева, он теряет способность критически размышлять и затрудняет работу «цензуры» своего сознания. Во время этого процесса, сознание легко пропускает ту информацию, которая ранее была под запретом.
Для эффективной защиты, оппоненту необходимо не теряя самообладания показать полное безразличие к поведению манипулятора.
Перебивание как способ ухода мысли.
Манипулятор не дает возможности оппоненту высказать свою точку зрения, постоянно перебивая его и направляя ход мыслей в другое русло, выгодное провокатору.
В качестве противодействия, необходимо, либо не обращать внимание на реплики манипулятора, либо открыто высмеять его поведение.
Имитация предвзятости.
В начале встречи, манипулятор намекает оппоненту, что считает, что тот необоснованно предвзято к нему относится. Оппонент, пытаясь оправдаться, то есть, доказать обратное, часто идет на поводу у провоцирующего, соглашаясь на не выгодные для себя условия.
Для защиты, необходимо критически оценивать слова манипулятора.
Специфическая терминология или ввод в заблуждение.
В своей беседе, манипулятор намерено использует избыточное количество специфических терминов, тщательно отбирая малоизвестные оппоненту. Оппонент, боясь быть уличен в неграмотности, не уточняет, что кроется за этими понятиями, тем самым не улавливает полный смысл происходящего.
Способ противодействия − всегда уточнять непонятное.
Через унижение к победе.
Манипулятор дискредитирует оппонента, вводя его в состояние измененного сознания путем безапелляционного обвинения в глупости. Часто оппонент «теряется» и его мысли путаются, тем самым, представляя для манипулятора потрясающую возможность кодировки психики и навязывания своих идей.
Для защиты необходимо научиться «отключать мозг», не обращать внимание на смысл слов провокатора. Можно делать вид, что внимательно следите за ходом беседы, а самим либо «думать о своем», либо акцентировать внимание на деталях интерьера, гардероба участников переговоров и т.п.
Ошибочное домысливание.
Манипулятор в ходе беседы намерено не договаривает смысл, тем самым, заставляя оппонента домысливать сказанное им. Часто оппонент, даже не замечает, что заблуждается. В случае раскрытия обмана, у оппонента создается впечатление, что он сам что-то не так понял или расслышал и по своей глупости попал в ловушку.
Для эффективной защиты оппоненту нужно принимать решение исходя из фактов.
«Да», или путь к согласию.
Манипулятор так строит разговор, что оппоненту приходится постоянно отвечать на его реплики своим согласием. После нескольких соглашений, провокатор ненавязчиво проталкивает свою главную идею, подводя к нужному себе решению.
Для защиты необходимо резко «сбить» направленность беседы.
Обвинение в теории или мнимом отсутствии практики.
Манипулятор, внимательно выслушав умозаключения оппонента, выносит «вердикт», что все его слова правильны лишь в теории, на практике все будет совсем по-другому. Тем самым давая понять, что мысли оппонента «выеденного яйца не стоят», следовательно, принимать их всерьез не имеет смысла.
Для эффективной защиты необходимо быть уверенным в себе и не обращать внимание на домыслы провокатора.
Данные методы будут действовать на абсолютно любого человека, потому как, несмотря на то, что каждый из нас индивидуален, компоненты человеческой психики у всех устроены одинаково, за небольшим исключением мелких деталей.
Манипуляция людьми: подавляющее влияние
Подавление воли человека. Как и на чем любят играть любители обманывать, пугать, подавлять.
Термин «ЛОГОС», введенный Гераклитом, приобрел великое множество смыслов. Но для него самого он означал ЗАКОН, по которому «все течет», по которому явления переходят друг в друга.
Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых».
Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Внемля не мне, но логосу, мудро признать, что все едино» (первый закон диалектики).
«Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и зависит от сбалансированных взаимодействий между противоположностями» (фр. 54, 123, 51 DK).
Источники КОНФЛИКТОВ, в частности, Гераклит видел именно в противоречивой сущности мира. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для ГАРМОНИИ, мира, согласия: «Война — отец всех вещей, а мир — их мать… Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.»
Поэтому всё, что касается принижения, хамства, оскорблений, запугивания, подавления. не менее естественно в нашем мире, чем добродетель, помощь, этичность, созидание.
Другое дело, каков баланс созидательного и разрушительного в каждом отдельном человеке?! (очень тонкий и значимый момент).
3 направления подавляющего влияния
1. Физическое, и последующее, психическое подавление
2. Моральное подавление
3. Грубая, «тактичная», техничная. игра на реальных, возможных и не возможных проблемах
Методами психологического давления в разной степени пользуются все:
родители припугивают детей, когда те не слушаются,
мошенники запугивают людей, когда те не хотят покупать-отдавать,
начальники, правители.
Рассмотрим некоторые методы подавляющего влияния
Жесткое подавление словом: психологическое КАРАТЕ
Когда надо быстро и четко морально подавить противника, сломать его дух, волю… говорят жестко, кратко и резко:
— «Заткнись, и сядь нормально, пока я тебе козью рожу не захреначил. »
— «Я тебе щас, обезьяна, рожу разорву на немецкий крест, чтобы не выделывался…» (из романа А. Бушкова)
— «Рот закрой- денег не будет. Скажешь еще — язык отсохнет. Еще слово — и сожаления замучат»
ПРЕССИНГ: интенсивное психоподавление
Как давить на комплексы, указывать на ошибки, оплошности, провоцировать чувство вины. подробнее здесь
Нестандартный ход: резкое погружение в проблемы.
Поведение бывает стандартное, предсказуемое, понятное, а бывает нестандартное, неожиданное и не понятное, сбивающее сознание с толку, вводящее в замешательство, отключающее способность разумно понимать происходящее…
Что здесь может быть?
Неожиданные, провокационные, каверзные вопросы в лоб:
— А говорят вы раньше сильно пили?
— А почему вы до сих пор не женаты?
— Сколько раз вы разводились?
— Почему вы бросили последнюю жену?
Порча: подавление разрушающим словом.
«Злое слово в ухо нам войдет и на сердце ляжет, словно лед» (пословица народов Центральной Азии)
Под наведением порчи обычно понимается мощный словесный (вербальный) гипнотический посыл с пожеланием вреда конкретному человеку или группе людей.
Под наведением сглаза понимается мощное пожелание другому человеку вреда путем несловесного (невербального) поведения, то есть взглядом, мимикой, жестами».
Другие примеры запугивания и психологического давления
МОШЕННИКИ
Или: «Санэпидемстанция. Открываем! Мы всех жильцов предупреждаем. Завтра утром в Вашем подъезде будут травить крыс. Был звонок в СЭС, СЭС приехала и обнаружила у Вас в подвале крыс и крысиных блох. Блохи переносят заразу. В результате в Вашем подъезде заболело уже 4 семьи. Там и у детей, и у взрослых появился кожный дерматит. Травить мы будем утром с 8 до 11. Поэтому в это время в тапочках в подъезд не выходите, например, ведро вынести, а то можете себе в дом блох принести. Потом все уберут и помоют, не волнуйтесь. На людях это никак не отразится. Когда в подвале начнут травить, крысы и блохи побегут по стоякам. Поэтому Вам нужно обработать вентиляционное отверстие, все щели и дыры и порог квартиры. Для этого мы даем Вам вот этот препарат. Стоит он 350 руб. Вам хватит его на два года. Нужно будет вот здесь насыпать у порога и обработать им вентиляционные решетки, чтобы к Вам не полезли»
Продажа «не плохого, но безумно дорогого» пылесоса:
ДЛЯ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ
Добро пожаловать в мир КРЕАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ!
Неконтролируемый стресс, приводящий к выученной беспомощности, как метод подавления воли человека.
«Выученная беспомощность в результате неконтролируемого стресса – это модель депрессии.
Самый яркий пример использования этой технологии в больших масштабах – это так называемые трудовые лагеря нацистской Германии. Это не концентрационные лагеря, не лагеря уничтожения. Туда попадали граждане Германии, проявлявшие некоторое вольнодумство, их там перевоспитывали, потому что «труд освобождает». Но это был труд иррациональный: вырыли канаву и тут же ее зарываем. Постоянно менялись правила – вчера сюда можно было ходить, а сегодня за это наказание – карцер. Много там всякого было, и через несколько месяцев человек выходил, полностью лишенный собственных волевых импульсов, он переставал обсуждать приказы, предпочитая повиноваться сразу. Среди заключенных оказался профессиональный психолог Бруно Беттельхайм. Он быстро вычислил метод создания неконтролируемого стресса для подавления воли и назвал это формированием детского мироощущения – для маленького ребенка действительно успешная стратегия поведения – полное послушание. Ребенок не может сформулировать и понять, почему на стул забираться можно, а на подоконник нет. Поэтому естественно сначала спросить у мамы, можно ли, а потом действовать.
Беттельхайм провел в лагере девять месяцев, но довольно скоро нашел способ сопротивления: делать все, что не запрещено. Это смещенная активность: ты не можешь сбежать из лагеря, не можешь предсказать ситуацию. Не запрещено чистить зубы – делай это, потому что это ты решил».
Slon продолжает публиковать материалы лекций, организованных премией «Просветитель». Сегодня это лекция Дмитрия Жукова, доктора биологических наук, доцента по специальности физиология, старшего научного сотрудника лаборатории сравнительной генетики поведения Института физиологии имени Павлова РАН. Дмитрий Жуков получил премию 2013 года за книгу «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей».
Что такое неконтролируемый стресс? Что такое неконтролируемый, я скажу несколько позже, а вот что такое стресс вообще? Не претендуя на академическую тщательность, стресс – это неспецифическая реакция организма на новизну. Что значит неспецифическая? Понятие связано с именами таких ученых, как Уолтер Кеннон и Ганс Селье, продемонстрировавших, что самые разные состояния – боль, страх, гнев – у животных сопровождаются выбросом адреналина. Неспецифичность в том, что на животное могут воздействовать самые разнообразные стимулы, как физические (жара, боль, шум), так и социальные (перенаселенность, угроза атаки хищника), и все они сопровождаются однотипной реакцией, которая и называется стрессом. Alarm – это первая стадия стресса, буквально – призыв «к оружию, тревога». И неспецифичность тесно связана с тем, что это реакция на новый стимул, такой, для которого у нас нет готовой программы действий.
Таким образом, тренированный не значит устойчивый к стрессу. Тренированный человек подготовлен к каким-то конкретным ситуациям, определенным стимулам.
Женщина-астронавт всю жизнь провела на космических тренажерах, и жизнь обычной женщины прошла мимо нее. К 45 годам, а именно столько ей было в тот момент, известие об измене все же не приводит к такому шоку, ничего приятного в этом нет, конечно, но нет и абсолютной новизны. А она оказалась в ситуации, новой для нее, и никакая астронавтская тренированность справиться со стрессом не помогла.
Теперь я расскажу о том, как мы вообще принимаем решения. Сначала возникает потребность, на ее основе формируется мотивация, затем – ключевой стимул, который маркирует ситуацию как знакомую, и далее используется готовый ФКД – фиксированный комплекс действий. Целые комплексы действий фиксируются у нас по мере накопления жизненного опыта, и мы их используем в различных ситуациях. Если их мало, это плохо, если много – здорово. Но это работает, когда все понятно, когда найден ключевой стимул. В теории, если он не найден, вырабатывается новая программа действия. Но это в теории или в ситуациях, когда есть время подумать или если наша мотивация не так уж сильна, нам не очень важно, как события будут развиваться дальше.
Но чаще всего при сильной мотивации и дефиците времени возникает так называемая смещенная активность, то и есть стрессорное поведение. Это неадекватная активность в незнакомой ситуации. Неадекватна она актуальной потребности.
Например, есть потребность, но нет программы действий, поэтому человек в растерянности начинает мыть посуду, хотя ему сообщили какое-то неприятное известие. Он просто не знает, как реагировать.
Стресс нельзя назвать абсолютным злом. Стрессорная реакция – результат длительной эволюции. Какой была главная потребность животного на протяжении всей эволюции? Убежать от опасности, не быть съеденным. Сегодня большинство потребностей человека обусловлены социально, но нам никуда не деться от рудиментарных реакций. Каждый попадал в ситуацию, когда его вызывают к начальству, а он не знает, что его там ждет, – повышение или увольнение, похвала или разнос. В этой ситуации нужно только, чтобы голова получше работала, чтобы мозг хорошо снабжался кислородом.
До кровопролития-то в кабинете руководства редко доходит, но наш организм на всякий случай готовится к ранению.
Происходит выброс в кровь разных веществ, сердце начинает колотиться. Поэтому частые стрессы приводят к болезням. И все же существует тип стресса, который считать абсолютным злом можно.
Это и есть неконтролируемый стресс, возникающий в ситуации, к которой невозможно приспособиться, которую невозможно избежать и, самое главное, невозможно предсказать.
Если присутствуют хотя бы два из трех признаков, неконтролируемый стресс приносит нашему организму огромный вред. Непредсказуемость здесь – самый негативный фактор. Причем ужасна не только непредсказуемость возникновения стимула, но и непрогнозируемость прекращения его действия, как, например, в ситуации с экзаменатором, который слушает студента, но никак не реагирует на сказанное им, не давая понять, в правильном ли направлении идет ответ.
Неконтролируемый стресс и выученная беспомощность
У животных неконтролируемый стресс приводит к состоянию выученной беспомощности. В 1913 году наша соотечественница Наталия Шенгер-Крестовникова провела эксперимент: учила собаку различать круг и эллипс. Круг поощрялся едой, эллипс – нет, и собака очень быстро стала отличать их друг от друга. Но потом Шенгер-Крестовникова принялась видоизменять эллипс, приближая его вид к виду круга. Когда различие сделалось трудно определяемым на глаз, собака перестала дифференцировать эти стимулы и две недели пыталась понять, когда ей дадут еду. В результате животное заработало, как тогда говорили, невроз, а сегодня мы называем это выученной беспомощностью. Собака постоянно лежала, потеряла аппетит, у нее ухудшились когнитивные показатели, она забыла все, чему до того научилась. Очень похоже на симптомы депрессии у человека. Что интересно: собака не испытывала физических страданий, голода, боли. Она пыталась понять закономерности, а ей это не удавалось. Кстати сказать, у животных есть потребность улавливать эти закономерности. Но это уже скорее относится к теме интеллекта животных.
Вспомним высказывание Ницше, его очень любят цитировать: все, что меня не убивает, делает сильнее. И Ницше тут абсолютно не прав. То же состояние выученной беспомощности, конечно, не убивает, но сильнее не делает, оно приводит к развитию соматических и психических расстройств.
Выученная беспомощность в результате неконтролируемого стресса – это модель депрессии. Мы можем на животных моделировать это заболевание и изучать его.
Длительный опыт поражения при социальных контактах – очень интересная модель депрессии, ее автор – Наталья Кудрявцева. Мыши очень драчливы по своей природе. Наталья Николаевна подсаживала победителей поединков среди двух самцов к проигравшим, таким образом у нее получалась группа особей, в течение продолжительного времени терпевших поражения. У них также развивалось состояние выученной беспомощности, имевшее все признаки депрессии у человека. Это напоминает эндогенную депрессию как результат стресса повседневности. Депрессии делятся на реактивные и эндогенные. В случае реактивной можно выделить событие, ставшее спусковым механизмом развития депрессии: какая-то личная катастрофа, потеря, даже увольнение. Но часто при опросе больного такого события не обнаруживается, и тогда депрессию считают эндогенной. Но откуда она берется? Чаще всего это реакция на накопление стресса повседневности, он формируется в результате мелких неприятностей, происходящих в огромном количестве. Окружающие удивляются: вроде у парня все было хорошо, с чего бы это он попытался покончить с собой?
Неконтролируемый стресс как инструмент управления человеком и обществом
Еще одно опасное следствие неконтролируемого стресса – повышение управляемости отдельной личности и целых коллективов. В этом случае стресс, конечно, создается искусственно, потому что управляемость для любого руководителя, будь то начальник или глава семьи, это главное достоинство человека.
Даже Дед Мороз спрашивает детей: вы хорошие, вы послушные? Вы можете быть подлым, но послушным, а значит, хорошим.
Есть притча: тиран спросил совета у более опытного коллеги – как не потерять власть? Совет заключался в том, чтобы уничтожить всех выдающихся людей на подвластной территории, не имеет значения, в чем именно они являются выдающимися, – все они плохо управляемы в силу высокой самооценки, имеют свое мнение и не склонны воспринимать указания начальства как аксиому, подвергают их сомнению. Метод эффективен, но есть и недостаток: быстро возникает дефицит специалистов. Поэтому часто используют другую технологию – искусственно создается ситуация непредсказуемости, что приводит к выученной беспомощности и подавлению воли.
Другой вариант – государство скрывает законы от граждан. У Светония читаем, что император Гай Калигула очень долго не обнародовал законы о налогообложении, а когда все же опубликовал, то написаны они были так мелко и повешены так высоко, что прочесть оказалось практически невозможно. И вот так все, кто был связан с торговлей, попали в ситуацию полной неопределенности – платить-то налоги надо, а как, никто не знает. Это было сделано, конечно, намеренно. Мне очень нравится цитата: «Только романтические ослы ищут загадки, тайны, сюжеты и чудеса в мирах непознанного и непостижимого; нет ничего более таинственного, загадочного и потрясающего воображение, чем мир советских законов и установлений». Мы не знаем, специально ли они писались так, чтобы создать у людей неконтролируемый стресс, но они в нем постоянно находились.
Самый яркий пример использования этой технологии в больших масштабах – это так называемые трудовые лагеря нацистской Германии. Это не концентрационные лагеря, не лагеря уничтожения. Туда попадали граждане Германии, проявлявшие некоторое вольнодумство, их там перевоспитывали, потому что «труд освобождает». Но это был труд иррациональный: вырыли канаву и тут же ее зарываем. Постоянно менялись правила – вчера сюда можно было ходить, а сегодня за это наказание – карцер. Много там всякого было, и через несколько месяцев человек выходил, полностью лишенный собственных волевых импульсов, он переставал обсуждать приказы, предпочитая повиноваться сразу. Среди заключенных оказался профессиональный психолог Бруно Беттельхайм. Он быстро вычислил метод создания неконтролируемого стресса для подавления воли и назвал это формированием детского мироощущения – для маленького ребенка действительно успешная стратегия поведения – полное послушание. Ребенок не может сформулировать и понять, почему на стул забираться можно, а на подоконник нет. Поэтому естественно сначала спросить у мамы, можно ли, а потом действовать.
Беттельхайм провел в лагере девять месяцев, но довольно скоро нашел способ сопротивления: делать все, что не запрещено. Это смещенная активность: ты не можешь сбежать из лагеря, не можешь предсказать ситуацию. Не запрещено чистить зубы – делай это, потому что это ты решил.
Этот метод смещенной активности и используется для предотвращения вредных последствий неконтролируемости.
Подавление воли на работе, в семье и школе
А мы с ними встречаемся очень часто. Именно поэтому на работу предпочитают брать людей до тридцати – в сорок лет специалист будет претендовать на собственное видение с большей вероятностью и не станет слепо следовать указаниям руководства. А молодого сотрудника ставят на место очень быстро, поместив его в ситуацию неконтролируемого стресса, например, давая задание, которое невозможно выполнить. Вот вам и выученная беспомощность.
В школе учителя делают то же самое. Если ребенок, что называется, шалун, мешает, его можно вызвать к доске и задать ему вопрос, к которому он явно не готов, – «опять двойка» и подавленность. Ребенок действительно начинает меньше вертеться. Еще один пример – переучивание левшей.
Как объяснить ребенку, что надо держать ручку или вилку в той руке, в которой держать их неудобно? Никак, только путем подавления воли. Среди переученных левшей очень много людей безынициативных. Это результат такого подавления.
Семейные отношения. Почему-то принято считать «Укрощение строптивой» веселой комедией. Перечитайте – ничего веселого. Он морит ее голодом, говорит нелепости, заставляет поступать по-дурацки, в итоге строптивая Катарина превращается в покорную жену. С этим мы сталкиваемся не только в литературе. Например, муж полностью обеспечивает жену, не пускает ее на работу, дает ей деньги, но требует предъявления всех чеков. Формально поводов жаловаться нет, да и муж вроде бы прав, он же зарабатывает. Но необходимость постоянно давать отчет приводит женщину к психическим расстройствам.
Дети и родители. Заботливые родители – это замечательно, удобно детям и спокойно взрослым, но постоянный контроль воспринимается детьми крайне негативно. Гиперконтроль со стороны взрослого ставит ребенка в неконтролируемую ситуацию, где родители опережают все его желания и стремления. Как в недавно просмотренном мною фильме: дети выпрашивают у матери котенка, а она не разрешает. Они экономят деньги на завтраках и покупают его сами, мать выбрасывает котенка на улицу. В финале дети приходят домой, а мать встречает их с котенком, по задумке авторов, это такой мажорный аккорд, все якобы хорошо. Но на деле мать просто показала детям, что от них ничего не зависит, их желания не имеют значения, только она может решать. Дети в таких ситуациях неосознанно применяют метод смещенной активности. Именно это часто лежит в основе преступлений, совершаемых подростками.
Никакой корысти – семья обеспеченная, можно сказать, благополучная. А подросток идет грабить ларек. Почему? Взломать ларек – это собственное решение, а не решение родителей, вот почему. Это субъективизация контроля.
В этом же заключается причина капризов животных. Да, хозяин определяет, когда гулять, куда идти. Но иногда умная собака вдруг выскакивает на проезжую часть, хотя прекрасно знает, что это запрещено и опасно. Думаю, механизм тот же.
Смещайте активность и получайте образование
Субъективизация контроля благотворна, что подтверждают и лабораторные эксперименты. Крыс привязывали за лапки, растягивали на спине и оставляли в таком положении на полчаса. Конечно, животные испытывали огромный стресс. Но половине предлагалось грызть палочку, и у этих особей проявления стрессорных реакций были куда менее выраженными. Животное не могло избавиться от этой позы, но оно смещало активность, грызя карандаш.
Уйти от негативного воздействия неконтролируемого стресса на психику можно, выбрав смещенную активность.
Популярность компьютерных игр отчасти вызвана потребностью компенсировать социальные поражения востребованностью в каких-то других сообществах. И это личный выбор – не просто терпеть, а чем-то заниматься.
Метро. Выносить духоту и давку гораздо проще, если вы что-то делаете: сочиняйте стихи, переводите анекдоты, решайте задачи. Тогда эта тягостная ситуация, которой невозможно избежать, будет переноситься куда проще.
Да, к стрессу нельзя подготовиться. Но один стратегический метод есть, и это образование. Американцы проводили такое исследование: кто лучше приспосабливается к условиям войны, которые, конечно, сильно отличаются от привычных нам. Выяснилось, что это люди с высшим образованием. Их результаты куда лучше, чем у людей с криминальным прошлым, что, казалось бы, противоречит житейской логике. Почему? Что есть образование, зачем мы вообще учимся? Не ради конкретных знаний, их можно получить из книг. Нет, высшее образование в большей степени учит учиться.