что поддерживало людей в трудное для их страны время
Ответить на 3 вопроса под портфелем, текст на фото. прошу не обманывать, так как даю много баллов. предмет: ОДНКНР. Баллы:65 Есл
Ответ:
1) говорят о том, что люди не задавались и боролись до последнего, помогали другим
2)они не остались равнодушными потому что все мы люди и все мы с душой и поэтому они решили помочь.
3) их поддерживало то, что мусульманы и другие страны решили им помочь.
Объяснение:
Господи не бань меня если будет что то неправильно
Ответ:Смотрите построение на фото.
При построении фронтальной диметрической проекции обычно показывают только видимый контур детали. Невидимый контур в виде штриховой линии показывают при необходимости.
При выполнении штриховых линий я нечайно не провела одну из линий на дальней от наблюдателя поверхности.
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс «Жизнь ратными подвигами полна»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Жизнь ратными подвигами полна
Описание слайда:
Описание слайда:
Героями наша земля была издавна богата.
Кого называют героем?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Давайте снова вернемся на сотни лет назад, к истории России.
Много героев взрастила святая русская земля.
На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге.
Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой.
Описание слайда:
Какими качествами должен обладать герой?
Кого мы можем называть героями совершившими ратный подвиг?
А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?
Описание слайда:
— О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?
— Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?
— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
Описание слайда:
Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)
4) Враг моего народа — мой (враг)
5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)
6) Герой — за Родину (горой)
7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)
8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)
Описание слайда:
Домашнее задание: Стр. 25-27, сочинение ( доклад) на тему «Я помню, я горжусь»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тематический день ко Дню Матери Составила Буянтуева Б.С.
Доклад на тему: «Использование игровых технологий в экологическом воспитании»
Игры на сплочения команды ДОО, актива РДШ
Площадка для работы актива «Атлас профессий»
Пример план работы первички РДШ
Серия образовательных практик Дети детям
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Собака со щенятами» Составила Буянтуева Б.С
«Конспект занятия «Школа правильного поведения»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5399235 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Жизнь ратными подвигами полна» урок 2
Тема : «Жизнь ратными подвигами полна»
Программное содержание. Героические страницы из истории нашей страны.
Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма солдат. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
Основные методы и приемы.
1. Работа с текстом «Надежда Дурова» с.28-29.
2. Чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в Отечественной войне 1812 года, с. 31-35.
Цель: Формировать представления учащихся о Героях Отечественной войны 1812 года.
Задачи: — сформулировать понятие «Отечественная война»;
— закрепить нравственные понятия «Патриотизм», «Любовь к Отечеству»;
— формирование чувства гордости за свою страну.
Тип урока: получение новых знаний
Универсальные учебные действия:
Предметные:
— сформулировать понятие «Отечественная война»
— активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
Метапредметные:
— способствовать развитию познавательного интереса обучающихся,
— создать условия для развития всех типов восприятия информации.
Личностные:
— развивать нравственные личностные качества (любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны);
— совершенствовать навыки выступления перед аудиторией;
— совершенствовать навыки совместной деятельности.
Тип урока: получение новых знаний
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс;
электронное приложение к учебнику «ОДНКНР».
Технологическая карта урока
Мотивирует учащихся на начало урока
— Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места
Приветствуют учителя, садятся.
2. Проверка домашнего задания
Организует работу по проверке домашнего задания
Словесный портрет В еликий князь московский Дмитрий Иванович (1350–1389) вошел в русскую историю как победитель Мамая, святой князь Дмитрий Донской, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России. В объединении Руси Дмитрий Донской опирался на православную церковь, помощь духовных лидеров земли русской. Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Среди ближайших соратников Дмитрия Ивановича был настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, благословивший русское воинство перед легендарной битвой на Куликовом поле. В 1988 году великий московский князь Дмитрий Иванович Донской Поместным собором Русской православной церкви причислен к лику святых.
Оцените свою работу
Словесный портрет Дмитрия Донского
3. Актуализация опорных знаний
Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и задачи урока.
1. Беседа с учащимися.
Вспомните и запишите тему урока
«Жизнь ратными подвигами полна». Какие задачи будем выполнять в ходе нашего урока?
-Познакомиться с ратными подвигами.
-Сформулируем понятие «Отечественная война».
— Рассмотрим внутреннее убранство православного храма.
— Будем совершенствовать навыки совместной деятельности.
-Узнаем, какую лепту вносили в победу над врагом люди разных национальностей.
-Узнаем, что поддерживало людей в трудное для их страны время.
— Подготовим ответ на вопрос: «Как относились к природе разные народы?»
2. Интеллектуальная разминка
1. Объединение, союз народов называется….
2. В России проживают народы разных национальностей поэтому она является
3. Имя еврейского писателя Шолома Алейхема переводится …
4. Что такое нравственность, помогает разобраться наука …
5. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины называется….
6. Ратный подвиг означает ….
Сравните свою работу с ответами на экране и оцените её:
2. Многонациональной страной.
Сравнивают, уточняют свою формулировку, выбирают задачи подходящие для изучения данной темы
4.Изучение нового материала.
Наш урок я хотела бы начать с показа репродукций картин. Внимательно посмотрите и подумайте, что их объединяет.
(Показ репродукций картин )
— Что же объединяет все эти художественные произведения?
(Тема – война)
— С какими ассоциациями у вас связано это понятие – война?
(Смерть, боль, слёзы, разруха, страдания, …)
— Попробуйте перечислить качества человека, связанные с понятием – «защита Родины» (любовь к Родине, ненависть к врагу, героизм, самоотверженность).
— Все эти понятия можно объединить одним словом – Патриотизм.
— Вот какое толкование этого понятия дано в словаре С.И.Ожегова:
«Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». – С.И.Ожегов
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его» – В.И.Даль.
-В разные исторические эпохи русский народ с великим мужеством и отвагой защищал своё Отечество. Сегодня мы коснемся темы «Отечественной войны 1812года»
2.Работа в группах. Ответьте на вопросы
В ходе беседы появляется схема:
Отечественная война 1812 года
Оцените свою работу
Организует проведение физминутки
Дети под музыку делают движения
Продолжение изучения нового
3. Используя текст с.28-29 рассказать о Надежде Дуровой
— Нападение войск наполеона на Россию вызвало небывалый всплеск патриотических чувств у граждан. Всё население встало на борьбу с французами: молодые люди записывались в армию. В деревнях и сёлах организовывались партизанские отряды, даже женщины принимали участие в военных сражениях. Об одной из таких героических женщин и будет наш рассказ.
5. Работа с текстом «Башкирские кавалеристы» с. 29-30.
— Какими же качествами обладали воины –башкирцы?
Вывод. История России показывает, что победа над врагами складывалась из совместных усилий всех людей, независимо от их национальности.
6. Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
— М.И. Кутузов был уже стар. Он не стремился прославиться и блеснуть полководческими талантами. Померяться с силами с прославленным Наполеоном. Он хотел только одного: изгнать врага со своей Родины – России.
Кутузов был истинно верующим человеком. Получив назначение, он сразу же из царского дворца поехал в Казанский собор и. при большом стечении народа, на коленях отстоял молебен, а потом возложил на себя икону Казанской Божией Матери и только после этого отправился в войска.
Русские солдаты искренне верили, что Бог спасет Россию от Наполеона, которого священники объявили антихристом. Генеральное сражение произошло при Бородино. Накануне битвы в войска привезли икону Смоленской Божией Матери. Русские солдаты верили, что Богородица поддержит их в борьбе с захватчиками, и это удваивало их силы.
7. О чем говорит иудаизм с. 30-31
Презентация по ОДНК НР «Жизнь ратными подвигами полна» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЖИЗНЬ РАТНЫМИ ПОДВИГАМИ ПОЛНА Без знаний о жизни предков, об их подвигах во имя Отечества нельзя воспитать в себе чувство любви к Родине и гордости за своих соотечественников.
Ростовский купец Кирилл со своей семьёй переселился в городок Радонеж
М.В.Нестеров. Видение отроку Варфоломею
В залах музея им. М.В.Нестерова Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я. М.В.Нестеров
Сергий Радонежский построил в глухом Радонежском бору небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы М.В.Нестеров. Труды прп. Сергия Радонежского
Как вы понимаете утверждение Жизнь и подвиги Сергия Радонежского
Князь Дмитрий пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься». Великий же князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери». И, сказав это и получив благословение, ушёл из монастыря и быстро отправился в путь.
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ БУБНОВ. УТРО НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ 1380 г. Дмитрий Донской Как вы понимаете утверждение: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в бога»?
Нельзя себе представить Россию без храмов. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. слышали ли вы, как звонят колокола в храмах? Колокола звонили и в великие праздники – благовесты, и в тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. Среди дубравы Блестит крестами Храм златоглавый С колоколами… К себе он тянет неудержимо, Зовет и манит он в край родимый… И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает.
Какими качествами должен обладать герой? Д/З: Составьте словесный портрет Дмитрия Донского, используя словосочетания: богатырское телосложение, волевой взгляд, целеустремленный… С.А.Кириллов. Дмитрий Донской
В 1812 году войска французского императора Наполеона напали на Россию
Всё население России встало на борьбу с французами
Алексей Филиппович ЧЕРНЫШЁВ ВОИНЫ БАШКИРСКОГО ПОЛКА Башкиры в Дрездене
БАШКИР НА РЫЖЕЙ ЛОШАДИ ВСАДНИК-БАШКИР
“40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела (из лука). В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши стрелы, колет пикою”. АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ВЕНЕЦИАНОВ
Кахым-туря-герой, в седле сидит, у взятых в плен допрос ведет. Француз-майор пред ним стоит, и дрожь его со страхом бьет. Г.Н.Березин. Башкирский полковник Кахым-Туря. Бивень мамонта, рог лося, резьба. ЗАГИР ИСМАГИЛОВ ОПЕРА КАХЫМ-ТУРЯ
Формировались и партизанские отряды
ДЕНИС ДАВЫДОВ ск. А.В.Васильченко арх.К.А.Донгузов
Надежда Дурова – первая в Русской армии женщина-офицер. Принимала участие в Отечественной войне 1812 года.
Е.Зернова. Надежда Дурова Михаил Илларионович Кутузов знал Надежду Дурову, она служила у него некоторое время ординарцем
Борис Полевой. Повесть о настоящем человеке Какие чувства побуждают людей с ограниченными способностями здоровья вернуться к любимому делу?
Маресьев Алексей Петрович (1916-2001) Рефлексия 1. у кого Дмитрий Донской попросил благословения на битву с ордынскими войсками? 2. о каких нравственных качествах человека говорят все приведённые примеры? 3. какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разной веры? 4. почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? 5. что поддерживало людей в трудное для их страны время? 6. есть ли место для подвига в современной жизни?
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1084043
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по ОДНКНР на тему «Жизнь ратными подвигами полна»
План-конспект урока по предмету:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на тему « Жизнь ратными подвигами полна »
Разработал: Астафьева Лариса Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Досатуйской средней
Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала
Технология урока: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Цель урока : формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг».
углубить раскрытие темы подвига во имя Отечества;
познакомить с именами людей, защищавших Отечество в разные времена.
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической и художественной литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые образовательные результаты:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; осознания место подвига в собственной жизни, необходимость жертвы чем-либо ради других или самого себя
формировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть терпимым к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, и видео файл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой»
расширить знания о защитниках Отечества.
Основные термины, понятия: ратный подвиг, герой, подвиг.
Оборудование урока : мультимедийный проектор, компьютер, толковый словарь, учебники.
1. Мотивация к учебной деятельности( включение учащихся в учебную деятельность)
Планирование деятельности на уроке
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте пожелаем всем нам теплого и доброго отношения друг к другу, и хорошего настроения!
Для начала предлагаю составить план урока.
Повторим необходимые знания.
Узнать новое, сделать выводы.
Закрепить и применить полученные на уроке знания.
Личностные УУД: привить любовь к окружающему миру, к предмету.
2. Актуализация знаний. (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Ребята, послушайте песню.
Звучит песня о пионерах – героях на слова Г.Гребенникова и Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.
— Как вы думаете, о чём эта песня?
— Кто обычно выходит на защиту своей Родины?
-В разные исторические периоды наша Родина подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, как взрослых, так и детей, память о которых мы храним веками. А героями наша земля была издавна богата.
— Предлагаю обратиться к Толковому словарю.
Герой – человек исключительной смелости и доблести.
— Что совершает герой?
— А подвиг может совершить каждый человек? Какими качествами должен обладать герой?
— Кто изображён на портретах? Ваша задача их правильно назвать.
— Всех ли героев знаете? Какая задача стоит перед вами?
-Молодцы! С заданием справились. Оцените свою работу.
-Вспомните, чем прославились эти люди.
-Как вы думаете, что объединяет всех этих людей?
Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Песня о защитниках Родины –детях.
Работа с Толковым словарём.
Учащийся читает определение.
Смелый, добрый, хитрый. храбрый, добрый, бескорыстный, умный, сильный, мужественным, любить свою Родину.
Кузьма Минин и Дмитрий
Защитники земли Русской. Они совершали подвиги.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
— Откройте учебник на с. 25 прочитайте тему нашего урока.
Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна».
— Как вы понимаете эти слова? (Запись темы в тетрадь)
Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.
Подвиги. Или Защитники Родины.
Узнать что-то новое для себя, о славных защитниках нашего Отечества и уточнить наши знания о ратном подвиге.
4. «Открытие новых знаний»
— Знакомство с новыми понятиями
Физкультминутка «Будем мир мы защищать»
Из темы урока выделите главные слова. (Ратный, подвиг)
— Объясните значение слова ПОДВИГ.
— Прочитайте, как значение этого слова объяснил С.И.Ожегов в толковом словаре
— Куда движется человек, совершающий подвиг?
( Толковый словарь Ожегова С.И.)
— Составьте словосочетание. Что оно обозначает?
— Давайте перелистаем самые яркие страницы героической истории народов России и докажем, что в жизни всегда есть место подвигу.
-На примере жизни святого князя Дмитрия Донского мы уточним наши знания о ратном подвиге.
— Вспомните, у кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками. (Сергий Радонежский)
Работа с текстом «Благословение Сергия Радонежского».
— Предлагаю поработать в парах. Каждая пара работает над отдельной статьёй учебника. И готовит ответ на задание.
Прочитайте текст на с.26-28
Задание: Найдите в тексте подтверждение следующей мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в бога»
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом .
— А теперь поработаем в группах. Вспомните правила работы в группах. Каждая группа работает с текстом, готовит ответы на проблемные вопросы.
1 группа с. 28-29 «Надежда Дурова»
2. Может быть, ее роль в том, чтобы быть хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство?
2 группа с. 29- 31 «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года»
3 группа с. 31-32 «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине»
Вопросы 1. Какие чувства побуждают людей с ограниченными способностями здоровья вернуться к любимому делу?
4 группа с. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин »
Вопросы 1. Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска стать национальным героем и гордостью России?
5 группа Исследовательская работа « Пионеры-герои ВО войны »
Вопросы 1. Какие подвиги совершали ребята в годы ВО войны, получая звание Героя СССР, часто посмертно?
Оцените свою работу
— О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?
— Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов, разных вероисповедовании, разного возраста?
— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
-Есть ли место ратного подвига в современной жизни?
— Какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?
Регулятивные УДД: Умение работать по плану, оценивать свою работу и работу товарищей
Ученики знакомятся со значениями слов в словаре.
Один из учеников читает вслух.
к добру, к добрым делам и поступкам
Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне
Познавательные УУД : умения пользоваться различными источниками информации
(Ученики отвечают, учитель корректирует ответы)
Оцените свою работу
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, в группах
Выходит представитель каждой группы, отвечает на проблемный вопрос.
(Исследовательская работа заранее приготовленная) Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей
Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)
4) Враг моего народа — мой (враг)
5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)
6) Герой — за Родину (горой)
7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)
8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)
Оцените свою работу
Проверяются знания о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
Какую цель на уроке ставили?
Удалось ли её достичь?
— На какие вопросы вы получили ответы?
— Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?
Оцените свою работу на уроке.
Был ли полезен для вас урок?
Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?
— Мы все: взрослые и дети в долгу перед теми, кто отдал жизнь за нашу Родину. Чем оплатить этот долг? На такой вопрос есть один ответ- любовью к Родине, готовностью защищать её от любого врага, как это делали наши предки. И вы должны уже сейчас готовить себя к защите Отечества, быть достойными его сыновьями и дочерьми.
Проект «Место подвига в наше время», «Правнуки Победы о своих прадедах» (на выбор)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Список использованной литературы
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2017 – 160с. : ил.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во Эксмо, 2002. – 736с.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с., ил.
Тема урока : Жизнь ратными подвигами полна
Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала
Технология урока: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Цель урока : формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг».
Для решения личностно-ориентированных нравственных задач урока, а также поддержания активности учащихся, организации их внимания применялись различные формы и методы учебной деятельности (эмоциональное вступительное слово учителя; активное слушание; работа с текстом; работа в парах и группах; диалог с учителем, внутренний диалог, диалог с текстом; мультимедийная демонстрация и др.).
Осуществление поставленных целей и задач достигается следующим образом: каждый этап урока четко просматривается, имеет смысловую завершенность.
Урок начинается с эмоционального настроя учеников, организована эвристическая беседа с обучающимися, которая помогает обозначить тему урока и выявить имеющиеся у учеников знания по теме « Жизнь ратными подвигами полна ». На этом же этапе формулируется проблема « А подвиг может совершить каждый человек?
Этап актуализации знаний учащихся. Урок построен с опорой на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, с использованием частично-поискового метода, чтобы подвести детей к понятиям «герой, ратный, подвиг»
Здоровьесберегающий принцип урока выдержан: посильное выполнение заданий, сотрудничество с учениками, благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультурной паузы, которая соответствовала теме урока.
В конце урока проводится рефлексия, как на эмоциональном, так и на практическом уровне. Дети оценивают атмосферу урока, важность темы. Проверка и оценка знаний учащихся (самооценка) позволила с помощью предлагаемых вопросов выявить полноту усвоения темы.
Домашнее задание носит творческий характер. Не вызовет трудности у детей, так как данный вид работы знаком и интересен Содержание занятия и подобранный методический арсенал способствуют тому, что у школьников складывается представление, во имя чего и ради чего человек живет на земле, к чему необходимо стремиться.
На уроке используются технологии и приемы: проблемное обучение, ИКТ, индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы, элементы здоровьесберегающих технологий. Для активизации творческих и мыслительных способностей учеников используются технические, дидактические средства: мультимедиа проектор, компьютер.
Принципы урока: доступность, последовательность, логичность.
Тема урока была раскрыта, поставленные цели достигнуты.