что подняли с титаника фото
Захватывающие находки с «Титаника»
Роскошный лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул в водах Атлантического океана более 100 лет назад, но трагедия будоражит сердца и сегодня. Ходят слухи, что на борту находились редчайшие артефакты, стоимость которых исчисляется в десятках миллионов долларов. Что же было поднято на поверхность на самом деле? Поговорим об этом далее.
Трагедия унесла жизнь 1496 человек
Артефакты, поднятые с Титаника
Золотых слитков, редчайших рукописей и таинственных мумий за годы исследований затонувшего судна обнаружено не было. В основном, в музеи и частные коллекции попадают личные вещи пассажиров и элементы внутренней отделки:
Большинство из них интересны лишь энтузиастам, исследующим подробности трагедии, но некоторые находки способны потрясти воображение и проникнуться состраданием к погибшим пассажирам Титаника.
Крушение Титаника
Безмолвным памятником трагедии являются карманные часы, обнаруженные на теле Джона Чепмена. Чета Чепменов проводила на Титанике медовый месяц. По свидетельствам очевидцев, Лиззи Чепмен отказалась находиться в спасательной шлюпке без мужа и осталась на тонущем лайнере вместе с ним. Ее тело найти не удалось. Часы остановились в 1:45 ночи — время гибели супружеской пары, сохранившей верность друг другу до последних минут жизни.
Ещё одна находка с похожей историей — кулон, принадлежащий Вирджинии Кларк, пассажирке первого класса. Как и супруги Чемпен, Вирджиния и Уолтер Кларк были молодожёнами, проводившими на Титанике медовый месяц. Когда произошло роковое столкновение с айсбергом, супруги были вместе в одном из помещений судна. Выбежав на палубу, они попали в обезумевшую и кричащую от страха толпу. Уолтер посадил в шлюпку жену, она спаслась, сам же он погиб. Золотой кулон с гравировкой В.К. был найден относительно недавно. Исследователям удалось установить, что он принадлежал Вирджинии Кларк, выжившей в ужасной катастрофе, но потерявшей любимого мужа.
Браслет «Бриллиантовая Эми»
Одна из находок, обнаруженных во время экспедиции на затонувшее судно в конце 80-х годов прошлого века, известна под названием «Бриллиантовая Эми». Это золотой браслет, по которому россыпью бриллиантов выведено имя «Эми». Неизвестно точно, кому принадлежит украшение: на борту лайнера находилось три женщины с этим именем, кроме того, изделие могли везти кому-то в подарок.
Стоимость браслета «Бриллиантовая Эми» более 2 млн долларов
Вещи, связанные с Титаником
Кроме многочисленных находок, поднятых с затонувшего судна за последние 30 лет, интерес исследователей и историков вызывают предметы, так или иначе связанные с трагедией, но не находившиеся десятки лет под водой.
Не оставят никого равнодушным маленькие детские ботиночки. Принадлежали они малышу Сиднею Гудвину, которому на момент трагедии было 19 месяцев. По правилам, вещи погибших необходимо было сжечь, но ответственный за это сотрудник полиции решил сохранить обувь, в надежде, что найдутся родные ребенка. К сожалению, на Титанике погибла вся семья, а тело малыша смогли идентифицировать по анализу ДНК лишь в 2008 году. В итоге ботиночки проданы на одном из аукционов.
Детские ботинки с Титаника
Самым дорогим предметом, связанным с Титаником, является скрипка руководителя судового оркестра Уоллеса Хартли. Инструмент был подарен ему невестой, а потому был чрезвычайно дорог. Именно на этой скрипке Хартли играл на тонущем судне, пытаясь хоть как-то уменьшить панику и утешить обезумевших от горя и страха пассажиров.
По данным многочисленных свидетелей, Уоллес закончил свой последний концерт церковным христианским гимном «Ближе, Господь, к Тебе». Хартли в кораблекрушении погиб. Незадолго до смерти он привязал к себе скрипку, стараясь как можно дольше сохранить память о дорогой невесте.
Так инструмент вместе с телом был извлечен из воды, а затем сохранен в память о подвиге музыкантов Титаника. Долгие годы он считался утерянным, пока в 2006 году совершенно случайно не был обнаружен на чердаке в куче различных вещей. Экспертиза подтвердила подлинность инструмента, после чего он был продан на аукционе за полтора миллиона долларов.
Скрипка Уоллеса Хартли
Почему Титаник не поднимут?
Историкам, как и искателям сокровищ, было бы интересно поднять легендарный круизный лайнер на поверхность и детально его обследовать. Различные проекты предлагались и рассматривались на протяжении всего XX века, но были технически неосуществимы.
В 2012 году исполнилось 100 лет со дня катастрофы, и остов Титаника, а также находящиеся на нем личные вещи пассажиров, были взяты под охрану ЮНЕСКО. Организация намерена не только охранять остов, но и контролировать куплю-продажу предметов, имеющих отношение к Титанику. Поэтому ожидать в ближайшее время появления сенсационных находок, а также поднятия на поверхность даже части корабля, не приходится. Все, что нам остается — изучать историю трагедии по уже найденным артефактам и ждать организованных археологических экспедиций.
Бесценные реликвии, или сколько стоит история: цена вещей с Титаника
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Трагедия, которая произошла в ночь с 14 на 15 апреля более ста лет назад, поразила всех до глубины души. С тех пор прошло много времени, но люди продолжают обсуждать подробности страшного происшествия и пересматривают знаменитый фильм, ставший одним из наиболее прибыльных в истории мирового кинематографа. Неудивительно, что находки с лайнера или от людей, которым удалось выжить, вызывают еще больший интерес во всех странах мира. Общая стоимость найденных и поднятых с глубины предметов составляет около 100 миллионов долларов. Аукционы обогащаются за счет множества разных вещей.
1. Частичка истории
Когда лайнер «Титаник» потерпел крушение, эта весть быстро облетела весь мир. Во всех странах в 1912 году люди читали газеты и передавали подробности из уст в уста, поражаясь величию и масштабности трагедии. Получить частичку истории мечтает не один человек, поэтому на аукционах по всему миру любые предметы со знаменитого «утопленника» вызывают живейший интерес и могут быть проданы за баснословные суммы. Что уж говорить, если выпущенный в 1997 году в прокат фильм «Титаник» даже спустя 5 лет при своем 200 миллионном бюджете смог получить прибыль в виде кассовых сборов 2187 миллионов.
Интересная информация от Novate.ru: В 1998 году фильм «Титаник» был выдвинут на вручение престижной кинопремии «Оскар» в 14 номинациях. Это сам по себе выдающийся результат, но итог поразил всех: фильм получил целых 11 статуэток, самая основная из которых — «Лучший фильм» 1997 года.
2. Место крушения
Только в 1985 году было обнаружено точное место на дне океана, где нашел свое последнее пристанище великий «Титаник». Найти его сумела единая команда, состоящая из американских и французских экспедиторов. Руководителем экспедиции был довольно популярный охотник за подводными сокровищами, профессор океанологии Роберт Баллард. Начиная с 1985 года на сушу было доставлено свыше 5 тысяч вещей со знаменитого лайнера. Многие из них впоследствии были распроданы на аукционах. Список предметов достаточно обширный, поэтому предлагаем рассмотреть только некоторые из них, которые имеют свою, особенную историю.
3. Две бронзовые таблички
В 2006 году на аукционе в Нью-Йорке были выставлены на продажу две бронзовые таблички, которые вызвали ощутимый резонанс. Каждая из них имела свою особую надпись: «Liverpool» и «S.S. Titanic». Неудивительно, что нашлись богатые люди, которые не поскупились отдать за них 60 000 и 72 000 долларов соответственно.
4. Недешевые часы
Часы Эдмунда Стоуна — стюарда первого класса — были проданы всего лишь за 154 тысячи долларов на аукционе. Казалось бы, что такие деньги зачастую жалко отдать и за новые, хорошо работающие часы, а тут были куплены поломанные. Главная особенность этих часов в том, что на них навсегда запечатлелось время катастрофы — 2 часа 16 минут. Они перестали идти именно в тот момент, когда Эдмунда Стоуна поглотила пучина ледяной воды.
5. Сила духа
Выжившие очевидцы трагедии много рассказывали о том, какой удивительно сильный духом был оркестр на борту «Титаника». Несмотря на разворачивающуюся трагедию, музыканты играли до последнего возможного мига, чтобы подбодрить и вселить надежду в пассажиров лайнера. На одном из аукционов Лондона была продана скрипка одного из музыкантов Уоллеса Хартли, которую он привязал к себе непосредственно перед гибелью. Он очень дорожил этим музыкальным предметом, поскольку его ему подарила невеста. Лот ушел новому живому хозяину всего за 900 тысяч фунтов стерлингов.
6. Последняя выжившая
Миллвина Дин — юная пассажирка знаменитого лайнера «Титаник», которой в 1912 году было всего два с половиной месяца. Вот что называется, ребенок родился в рубашке. В 2009 году британским аукционным домом «Henry Aldridge & Son» на продажу было выставлено пара вещей, которые принадлежали удачливой девочке. На момент этого события Миллвине Дин было уже 97 лет. Несмотря на ожидаемый ажиотаж, лоты никто толком не оценил. Но одного участника аукциона тронула неожиданная причина, по которой женщина решила расстаться с дорогими сердцу вещами — она продавала их, чтобы оплатить себе проживание в доме для престарелых. Благородный жест обошелся ему в 1 500 фунтов, после чего он подарил новокупленный холщовый мешок, в котором девочка выжила в спасательной шлюпке, обратно его обладательнице.
7. Предпринимательская жилка
Предприниматель Джордж Туллок неоднократно снаряжал экспедиции к затонувшему «Титанику». На все попытки найти что-либо ценное он в общей сложности потратил свыше 20 миллионов долларов. Однако ему удалось возместить все свои расходы и даже получить солидную прибыль. Он смог заработать даже на угле, который подняли с затонувшего корабля. Маленькие кусочки тщательно запаковывались в коробочки и продавались по 25 долларов каждая.
8. Кража
К сожалению, не все вещи с «Титаника» были приобретены честным путем. Многие из них были украдены. Один из таких случаев произошел в 2001 году в американской гостинице «Opryland Hotel» (Нэшвилле, штат Теннесси). Там проходила выставка предметов с затонувшего лайнера, и неблагочестивые люди украли 9 бумажных купюр и 10 монет.
К сожалению, кораблекрушения с большим количеством жертв случались довольно часто в истории.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На затонувшем «Титанике» нашли только вещи погибших.
Вероятно, гибель «Титаника» стала самым известным кораблекрушением в истории, которое продолжает привлекать к себе внимание даже 107 лет спустя. Когда мы думаем о том, что пережили люди в ту ночь, дрожь пробегает по телу. Из завораживающих историй пассажиров этого злополучного лайнера можно составить тома.
Сегодня трагедия «Титаника» кажется такой же страшной, шокирующей и загадочной, как и той ночью, когда он затонул. Несмотря на то, что кажется, будто бы мы уже знаем всё о той ужасной ночи, мы продолжаем делать открытия, которые нас потрясают до глубины души. Вот десять жутких и страшных фактов о трагедии «Титаника».
В 2004 году была сделана фотография пары туфель, лежащих на дне океана на месте крушения. К 100-летию гибели «Титаника» фотография была обнародована. Туфли стояли настолько близко друг к другу, что вероятно, они когда-то были на жертве, но с тех пор тело распалось.
Кинорежиссёр Джеймс Кэмерон посетил место крушения несколько раз, и он говорит, что человеческие останки ни разу не находили. Их и не может быть, потому что кости растворяются относительно быстро на такой глубине. Единственное, что осталось от пассажиров, которым не удалось спастись – это одежда. То, что туфли расположены близко друг к другу, говорит о том, что, скорее всего, там было тело.
9. Подтверждение разлома «Титаника» на две части
Когда группа исследователей во главе с Робертом Баллардом в 1985 году наконец-то обнаружила место крушения, это было, конечно, впервые, когда кто-либо увидел «Титаник» с момента его затопления. Это положило конец 73-летнему спору о том, развалился ли корабль на две части. Были обнаружены две половины корабля, что подтвердило доклады, которые были проигнорированы во время сообщения о катастрофе.
До нахождения этих обломков считалось, что корабль затонул целиком. Фактически, именно так было напечатано в американском докладе, хотя была сноска, что это неподтверждённые данные. Второй офицер Лайтоллер сказал, что корабль затонул «абсолютно целым» – для того, чтобы защитить репутацию судоходной компании «Уайт Стар Лайн». Однако различные пассажиры, несмотря на это заявление, настаивали на том, что они слышали взрывы и что корабль разломился пополам. Не все они видели, как корабль затонул, но все они клялись, что видели, как он разломился на две части.
8. Крушение «Титаника»
В 1898 году писатель Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или Гибель «Титана»». Сюжет был слишком знакомым. Робертсон писал о корабле «Титан», совершавшем своё первое плавание через Атлантику, который столкнулся с айсбергом и затонул. На лайнере не оказалось достаточного количества спасательных шлюпок, но его описывали как «непотопляемый», так как это был самый большой корабль своего времени. Всё это нам отлично знакомо… но эта история была написана за 14 лет до гибели «Титаника».
Многие задавались вопросом, был ли Робертсон писателем-прорицателем, но им возражали, что Робертсон просто знал, о чём говорит, так как писал в основном о морских делах. Возможно, он видел, как океанские лайнеры становились все больше и больше, и задавался вопросом об опасностях этого, в том числе и об угрозе айсбергов. Когда после гибели «Титаника» Робертсона прямо спросили, был ли он ясновидящим, тот ответил: «Нет, я знаю, о чём пишу, вот и всё».
7. Котелок и наполовину наполненный стакан
По словам тех, кто исследовал обломки, одни из самых страшных моментов связаны с тем, что доводится видеть предметы, которые определённо трогала рука человека и которые остались на том же месте, где их оставил владелец. В ту ночь, когда затонул «Титаник», пассажир первого класса Генри Харпер оставил свой котелок в шкафу рядом с плащами. Этот котелок уже никогда не покинет затопленный шкаф, а так и останется на своём месте среди одежды Харпера – именно там, где он был оставлен.
В другой каюте на умывальнике находятся стакан с водой и стеклянный графин. Стакан воды все ещё стоит на своём месте в держателе. Если бы он был пустым, его бы вымыло водой из держателя – и он затерялся бы где-то. Но он остался на том же месте, и это означает, что хозяин каюты отпил из него и оставил его наполовину полным, и он всё ещё там и сегодня.
6. Ключ, который потенциально мог спасти «Титаник»
В 2007 году, через 95 лет после крушения, на аукционе был выставлен обычный ключ, что само по себе не кажется интересным. Интересным его делает то, что, предположительно, этим ключом открывался сейф, где хранился бинокль и оборудование, которые потенциально могли бы уберечь «Титаник» от катастрофы. В тот день бинокль был жизненно необходим, чтобы своевременно обнаружить айсберг. Владелец ключа, второй помощник капитана Дэвид Блэр, покинул экипаж судна прямо перед отплытием «Титаника», и из-за спешки он забыл передать ключ заменившему его Чарльзу Лайтоллеру.
Так как у дежуривших на смотровой вышке не было при себе бинокля, им приходилось полагаться только на собственные глаза. Утверждалось, что если бы у них был бинокль, они смогли бы раньше заметить айсберг. К сожалению, ключ так никогда и не сможет раскрыть всю тайну «Титаника» и бинокля.
5. Первый фильм «Титаник» был выпущен через 29 дней после гибели лайнера
Дороти Гибсон, популярная в то время актриса, снялась в фильме о гибели «Титаника» менее чем через месяц после того, как затонул океанический лайнер. Мало того, Дороти Гибсон сама была пассажиркой «Титаника» и пережила ту ужасную ночь. Поначалу Гибсон не хотела сниматься в фильме «Спасшаяся с «Титаника»» из-за ужасных воспоминаний, однако продюсеры не отставали, так как были уверены, что это будет прекрасным дополнением к фильму. Съёмки завершились через неделю, несмотря на многочисленные срывы Гибсон во время съёмок.
Когда фильм был выпущен, он был холодно принят. Многие критики были потрясены тем, что студия снимает фильм об одной из самых страшных морских трагедий в истории через месяц после того, как это случилось. Вдобавок ко всему, когда они узнали, что Гибсон действительно была на «Титанике» и согласилась сниматься, они сочли это невероятным.
4. Скрипка и история любви
Знаменитая история музыкантов, игравших на тонущем корабле, таит в себе самые искренние чувства. Когда корабль стал тонуть, руководитель группы из восьми музыкантов Уоллес Хартли заиграл на скрипке, пытаясь помочь пассажирам сохранять спокойствие. В последние минуты корабля группа под его руководством исполняла гимн «Ближе, Господи, к Тебе». В ту ночь Хартли затонул вместе с судном. Его тело было найдено две недели спустя, к нему была привязана скрипка.
Скрипка была подарком для Хартли от его невесты во время помолвки. На скрипке выгравированы слова «Уоллесу от Марии в честь нашей помолвки». В 2006 году скрипка была найдена на чердаке сыном одной женщины. Она была помечена инициалами «W.H.H.». Скрипка переходила из дома в дом в течение многих лет. В марте 2013 года было объявлено, что это та скрипка, на которой играл Уоллес Хартли во время гибели «Титаника». Её путешествие началось, когда обнаружили тело Хартли вместе с привязанной к нему скрипкой, много лет назад. Скрипка была возвращена его скорбящей невесте, которая так и не вышла замуж.
3. Возможно, айсберг был сфотографирован
Океанский лайнер «Prinz Adalbert» вышел в море 15 апреля 1912 года. Солнце уже взошло, и старший стюард лайнера заметил нечто странное на соседнем айсберге. На нём была огромная красная полоса, похожая на краску на корпусе судна, и стюард его сфотографировал. В тот момент команде лайнера «Prinz Adalbert» было ещё не известно о крушении «Титаника».
Стюард подписал фотографию: «На следующий день после гибели «Титаника» пароход «Prinz Adalbert» прошёл мимо айсберга, представленного на этой фотографии. Мы ещё не знали о катастрофе «Титаника». С одной стороны отчётливо видна красная краска, которая выглядит как царапина, оставленная судном на айсберге».
2. Замёрзшие карманные часы
Одна из 13 пар, которые проводили на «Титанике» свой медовый месяц, состояла из 37-летнего Джона Чепмен и его 29-летней супруги Лиззи, которые после свадьбы отправились в США, чтобы начать новую жизнь. Когда спасательные шлюпки были загружены, Лиззи находилась в спасательной шлюпке №4, но затем услышала, что её мужу не разрешили сесть в лодку вместе с ней. Она заявила «Я тоже не поеду» и покинула шлюпку, чтобы остаться с мужем.
Оба утонули вскоре после того, как корабль погрузился в море. Карманные часы мистера Чепмена остановились как раз в тот момент, когда они попали в холодные воды Атлантики: 1:45 утра 15 апреля 1912 года. Часы были найдены вместе с телом Джона, но тело Лиззи, к сожалению, так и не было обнаружено.
1. Отменённые учения на случай экстренной ситуации
По иронии судьбы на 14 апреля, тот день, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, была запланированы учения по срочной эвакуации на спасательных шлюпках. По неизвестным причинам учения были отменены капитаном Смитом.
Если бы они состоялись, можно было бы спасти намного больше людей. Вероятно, пассажиры бы более аккуратно следовали инструкции и процедуре посадки в шлюпки.
Остатки былой роскоши «Титаника»
Что же таится во мраке абиссали, где упокоились «надежда» и «триумф» пароходства «Уайт Стар Лайн» — растерзанный физическими силами «непотопляемый» «Титаник»? В каком состоянии увидели роскошные убранства Эдвардианской эпохи подводные исследователи, впервые заглянувшие в пустынные помещения «Титаника» в 1986 году? И какие удивительные находки были сделаны в последующие экспедиции? И что, как выяснилось, оказалось навсегда потерянным или уничтоженным? Ведь из бесчисленного количества дизайнерских изысков «Титаника» удалось найти и спасти от разрушения мизерную часть, другие элементы декора и разнообразие интерьеров сохранились лишь на чёрно-белых фотоснимках или вовсе ушли в небытие.
Парадные лестницы «Титаника»
Две роскошные дубовые лестницы – символ «плавучего дворца», без которого не обходится ни один кинофильм о «Титанике», а авторы книжных изданий с упоением описывают их до мельчайших деталей. Ручная резьба по дереву, кованые балюстрады, бронзовые херувимы на каждом лестничном пролёте, изысканный канделябр с имитацией свечей, знаменитые часы «Честь и Слава», а сверху вздымающийся стеклянный купол. Именно так выглядели элегантные лестницы, красотой которых пассажиры 1-ого наслаждались всего пять дней.
Вероятно, апрельской ночью на первых сотнях метров после финального погружения «Титаника», через разбитый стеклянный купол главной Парадной лестницы и разрушенный защитный кожух, всплыли несколько пролётов, остальные её части, попали в беспощадный водяной поток внутри остова, исчезнув навсегда в мусоре и осадке. Кормовой лестнице «повезло» гораздо меньше, оказавшись в зоне разлома, её фактически не стало. За исключением отдельных частей интерьера, которые всплыли на поверхность после разлома или из-за своей тяжести погрузились на океанический грунт. Некоторые из них извлекли на поверхность, другие же по сей день покоятся на дне Северной Атлантики.
Холл у Парадной лестницы (1995 год). Стальные колонны еще не потеряли дубовую отделку, а основания светильников, висящие на электрических проводах, колышет придонное течение. Фото (с) Earthship Productions
Металлический каркас лестницы. Большая часть стальной рамы лестничного марша между палубами «C» и «D» остается на месте, за исключением кормовой поперечной балки, которая отсутствует по правому борту. Это подтверждает теорию о том, что верхние лестничные пролеты всплыли через отверстие, которое раньше было закрыто куполом и защитным кожухом. Фото (с) Earthship Productions
Начало 1990-х. Позолоченные основания светильников, висящих в фойе Парадной лестницы, все лишены плафонов, которые не выдержали глубоководного давления и лопнули. Фото (с) RMS Titanic, Inc
1995 год. Телеуправляемый модуль «Snoop Dog» опускается в шахту Парадной лестницы. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Черно-белая линолеумная плитка, уложенная на «розовый» слой магнезитового покрытия (он же « litosilo»), украшала вестибюль и фойе обеих лестниц. Вероятнее всего, с кормовой Парадной лестницы. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
2010 год. В поле «лёгких» обломков, позади носовой секции, были замечены перекрученные остатки канделябра с палубы «D», который, вероятно, был вынесена потоком воды из недр через вскрытую заднюю часть после удара корпуса «Титаника» об океанское дно. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Остатки круглого купола кормовой Парадной лестницы. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Бронзовый херувим с кормовой лестницы, вероятно, из пары, стоящей на палубе «С». Фото (с) IFREMER
Бронзовое основание для херувима с кормовой Парадной лестницы. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Камбузы «Титаника»
«Камбузы на лайнерах класса «Олимпик» самые передовые в мире», — с восторгом отзывались о кухнях журналисты из «The Shipbuilder». И они ничуть не преувеличивали. В плане кухонных инноваций «Титаник» был лучшим из лучших: имелись отдельные помещения для очистки и помывки картофеля, мясной цех, комната с машиной для приготовления мороженого, самые большие в мире плиты с духовками и грилями, уникальная хлебопечь, позволяющая выпекать свежие мучные изделия круглосуточно. На палубе D между обеденными салонами 1-ого и 2-ого классов практически на всю ширину судна простиралось огромное кухонное пространство, включающее кладовые для приборов и посуды, буфеты, разделочные и сервировочные столы, мойки, помещения для угля, холодильные камеры и многое другое. Разлом «Титаника» пришёлся точно на кухонное пространство, расположенное между третьей и четвёртой трубами, в результате чего тысячи столовых приборов, фарфоровой и стеклянной посуды «дождём» посыпались на морское дно. Место скопления кухонной утвари исследователи негласно прозвали Hell`s kitchen («Адская кухня»). Большее их количество было извлечено на поверхность в ходе многочисленных французских экспедиций.
Закрытая банка с оливками, извлечена на поверхность в 1994 году. Давление вдавило пробку внутрь, что характерно для многих бутылок, поднятых со дна. К сожалению, резкое изменение окружающей среды — хранение в холодильной камере, ускорило разрушение восковой крышки и резиновой ленты и, в конечном итоге, внутрь банки попал воздух и оливки испортились. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Панель управления кухонной плитой. Фото (с) WHOI
Кофейник и чайник до реставрации и очистки. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Когда-то закупоренные бутылки вина лежали в деревянном ящике. В процессе разлома он выпал из недр «Титаника» на океанское дно. Ящик со временем исчез, а содержимое сохранило положение и форму. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Сложенные стопкой подносы, вероятно, находились в какой-то таре с открытым верхом, поскольку на посуде оказались кусочки угля. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Шкаф, в котором хранились сложенные формы для запекания, сгнил, но посуда по-прежнему аккуратно лежит стопкой. Фото (с) RMST/IFREMER
Глиняная плитка из камбуза, в которую «вросли» ложки и осколок от тарелки. Фото (с) RMST/IFREMER
Ресторан «А ля Карт» и кафе «Паризьен»
«Прекрасным дополнением стало кафе «Паризьен», объединённое с роскошным рестораном «А ля Карт». Впервые палубное пространство перед рестораном было использовано для лёгкого просторного кафе, что определённо является абсолютно новой возможностью на пароходах», — писал репортёр газеты Illustrated London News, которому накануне отплытия разрешили подняться на борт и сделать снимки интерьеров «Титаника». Солнечное кафе, расположенное по правому борту на палубе В, было выполнено в фахверковом (каркасном) стиле, где у стен находились столики с удобными плетёными креслами и стульями. Рядом располагался ресторанный зал, простирающийся на всю ширину судна.
Дизайн этого помещения был выполнен в изящном французском стиле Людовика XVI, где пассажиры первого класса могли трапезничать в полуприватной обстановке, наслаждаясь ужином, приготовленным по персональному заказу. А теперь о главном, что же произошло с этими помещениями после погружения кормовой части на дно Атлантики? По словам художника Кена Маршалла, в ходе экспедиции 2001 года была осуществлена попытка проникнуть в ресторан со стороны левого борта, но как оказалось, палубы А и В «схлопнулись» и представляли собой груду спрессованного металла. Со стороны правого борта, где располагалось кафе «Паризьен», подвести телеуправляемый робот не представлялось возможным из-за свисающих деформированных кусков обшивки. Что касается найденных артефактов, то в поле обломков вблизи кормы были обнаружены позолоченные настенные светильники из ресторана «А ля Карт» и сейф, предположительно находившийся внутри помещения. К большому сожалению, не сохранилось ни одного элемента из кафе «Паризьен».
Поднятый со дна поднос из ресторана «А ля Карт», который сверху накрывался прямоугольной крышкой с ручками. Фото (с) RMST/IFREMER
Трехрожковый настенный светильник из французского ресторана «А ля Карт», который украшал стенные панели зала, выполненные из орехового дерева. Обнаружен вблизи кормы. Фото (с) Photo Wang He/Getty Images
Оригинальный кусок древесины из французского ресторана, найденный судном «Миниа» на поверхности океана в 1912 году в ходе миссии по извлечению тел. Он является частью резной колонны с характерным декорированным переплетением. Фото (с) Jonathan Smith Collection
1986 год. Сейф, который был найден в поле обломков, недалеко от места разлома. Предположительно из ресторана. На снимке запечатлен момент, когда Роберт Баллард попытался открыть его «рукой» манипулятора аппарата «Алвин», но дверца не поддалась. Фото (с) WHOI
Пальмовый дворик или Кафе Веранда
Какая же судьба постигла знаменитый Пальмовый дворик или Кафе Веранду, которое фигурирует в нескольких эпизодах фильма Дж. Кэмерона? На самом деле ответ прост и однозначен: он разрушен, аналогично другим общественным помещениям, расположенным в кормовой части. Пальмовый дворик с большими панорамными окнами и экзотическими растениями располагался на палубе A, а лестница второго класса делила его на две зоны. Кафе для курящих на стороне левого борта служило как бы «продолжением» курительного салона 1-ого класса, куда вели вращающиеся двери. Правая половина – для некурящих пользовалась популярностью у женщин, особенно с детьми.
Собственно, о главном, что же произошло с просторным светлым помещением первого класса? После разрушительного падения кормы и удара о грунт, правая сторона оказалась фактически уничтожена: стены рухнули внутрь, потолок вывернулся наружу, а пол представляет собой огромную кучу обломков. Состояние Пальмового дворика на противоположной стороне не настолько плачевно: стены остались на месте, только провисла крыша (шлюпочная палуба). Среди многочисленных деформированных обломков, разбросанных вокруг кормовой части, в 1994 году на поверхность был извлечён каркас решётчатого окна. Также была обнаружена часть вращающейся двери, которую силой удара сорвало с креплений.
1985 год. Каркас арочного окна веранды в поле обломков. Фото (с) WHOI
Часть вращающейся двери, сорванная с креплений, которая находилась с левого борта и вела в курительный салон для джентльменов. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Верхняя часть каркаса окна в поле обломков (1994 год). Фото (с) RMS Titanic, Inc
Извлечённый на поверхность и отреставрированный каркас окна Пальмового дворика на экспозиции. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Гимнастический зал
Дверь и окно гимнастического зала, где отчётливо видны признаки разрушения стены. В настоящее время она обрушилась на палубу. (1986 год). Фото (с) WHOI
Мозаика гимнастического зала с видом в сторону кормы. Его состояние в 2000-х. Крыша уже рухнула, на стенах заметен деревянный декор, а кое-где даже белая краска. Фото (с) «Ghosts of the Abyss» expedition
2001 год. Наклоненный в сторону задней части носовой секции «Титаника» гимнастический зал, представляет собой руины, и только арочные окна еще сохранили свою форму. Фото (с) «Ghosts of the Abyss» expedition
Арочные окна разрушенного гимнастического зала в 2010 году (слева), справа картина Кена Маршалла, демонстрирующая состояние помещения в 1986 году. Фото (с) RMS Titanic, Inc, WHOI & Ken Marchall
Дверь, ведущая в гимнастический зал. На балке по-прежнему свисает табличка с надписью «GYMNASIUM». (1986 год). Фото (с) WHOI
Через арочное окно гимнастического зала виден рычаг от электрического «верблюда». Также видна проволочная сетка, которая закрывала приводной ремень, соединяющий механизм сиденья с мотором. (1986 год). Фото (с) WHOI
«Суперлюксы» или апартаменты с личным променадом
На палубе B, сразу за Парадной лестницей, по обоим бортам располагались самые дорогие апартаменты на «Титанике» (£870/$4,350 или же около 50 000 долларов в современном эквиваленте). Во время единственного трансатлантического рейса, каюты B-52, B-54, B-56 занимал Брюс Исмей, которому выпала честь поселиться в их вместо Джона Моргана. На противоположной стороне в апартаментах B-51, B-53, B-55 обосновалась семья Кардеза – мать Шарлотта с сыном Томасом. Каюты состояли из двух спален и гостиной, с уборной и гардеробной, расположенными между спальнями. Безусловно, уникальной особенностью «суперлюксов» был личный променад размерами 14,6 м х 4 м, куда пассажиры выходили из гостиной, чтобы насладиться видом через вертикальные раздвижные окна. У стены в гостиной находился электрический камин, с внешней стороны его украшала кованая решётка, а топка была облицована декоративными металлическими плитками.
Дизайн личных променадов был выполнен в фахверковом (каркасном) стиле Елизаветинской эпохи (16-17 вв.). Стену украшали декоративные тёмно-зелёные панели, а променад освещали двенадцать небольших светильников. Помещение было обставлено плетёной мебелью: столиками, двумя диванами, креслами, стульями и даже ротанговыми шезлонгами. В ходе экспедиции 1995 года в гостиной B-51 команду Джеймса Кэмерона поразил прекрасно сохранившийся элегантный камин. Спустя шесть лет режиссёр вновь вернулся к «Титанику», на этот раз осмотру подверглась анфилада кают Исмея, где группа исследователей обнаружила камин, выполненный в стиле Адама, остатки дубовой мебели и разрушенные панели на променаде. В настоящее время «суперлюксов» больше не существует.
Личный променад по левому борту, где отдыхал и встречал гостей управляющий директор компании «Уайт Стар Лайн» — Брюс Исмей. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Одно из окон, выходящее на личную прогулочную палубу. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Камин в каюте-люкс В-51, украшенный декором ручной работы. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Призрачный свет прожекторов «Мира» освещает личную прогулочную палубу через вертикально-раздвижные окна. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
Мраморный камин с бронзовой отделкой, находившийся в гостиной Брюса Исмея (В-52), над ним висело большое зеркало, а по боком стояли два кресла. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
1995 год. Остатки элегантного электрического камина (каюта В-51), деревянные облицовочные панели еще сохранили частички белой краски. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox/Paramount Pictures
«Холодная» комната Турецкой бани
В рейтинге известности помещений «Титаника» знаменитая турецкая баня, вероятно, займёт почётное второе место, после Парадной лестницы первого класса. Именно по ней пассажиры спускались на палубу F, чтобы в полной мере оценить новомодное «развлечение» начала 20 века. Главной целью экспедиции 2005 года было проникновение в неизведанные недра судна в том числе и в турецкую баню. «Поддерживающая колонна, расположенная на нижнем лестничном пролёте, согнулась на 90 градусов, вероятно, из-за непосильного веса давящих на неё сверху палуб, к счастью, никаких препятствий у входа в «холодную» комнату не оказалось», — рассказывает историк Паркс Стивенсон. Сохранность знаменитой турецкой бани до глубины души поразила исследователей. Дверь в кладовую до сих пор украшает полукруглый позолоченный купол, который лишь слегка поблек и помутнел. Керамические плитки дизайнера Джона Чемберса-Пилкингтона с восточным названием — «Персидские» с левой стороны в непосредственной близости от вестибюля частично отлетели, несмотря на это большая часть уникальных изразцов ручной росписи по-прежнему украшают помещение. Остатками перевёрнутой мебели усыпан пол комнаты, а латунные люстры, повторяющие дизайн марокканских фонарей, почти столетие висят в нишах между деревянными панелями.
2005 год. По центру «холодной» комнаты можно увидеть сохранившуюся дверь, ведущую в подсобное помещение. На полу горками лежат остатки быстро разлагающихся материалов. Керамическая плитка даже спустя столетие не потеряла яркость и насыщенность красок. Фото (с) Earthship Productions
Турецкая баня, вид в сторону входа. Пол усыпан перевернутыми лежаками и креслами, а на дальней стене можно заметить питьевой фонтанчик. Фото (с) Earthship Productions
Сверху на ближнем плане видны остатки аппарата для взвешивания, рядом лежит покосившийся шкаф с ячейками для хранения ценностей. Фото (с) Earthship Productions
Позолоченный купол перед входом в подсобное помещение, где по-прежнему можно разглядеть декоративный узор, а внутренняя его сторона была украшена звёздами Давида. Фото (с) Earthship Productions
Одна из «марокканских» ламп, свисающая с потолка. Фото (с) Earthship Productions
Зал для приёмов
Зал для приёмов или же ресепшен на палубе «D» – элегантное светлое помещение длиной около 20 метров, обставленное плетёными креслами и диванами с цветочной либо узорчатой обивкой. В центре стену дымохода украшал большой французский гобелен, а особую яркость помещению привносили арочные витражные окна с цветной мозаикой, которые подсвечивались изнутри аналогично окнам в обеденном салоне. В ходе экспедиции 2001 года выяснилось, что зал для приёмов сохранился относительно неплохо, за исключением плетёных кресел, столиков, экзотических пальм и красного узорчатого ковра, который покрывал помещение во всю его длину. Это роскошное убранство превратилось в кучу грязи и мусора, устилающее пол. Кое-где на панелях из красного дерева по-прежнему сохранилась белая краска. Восьмиугольные позолоченные светильники свисают на проводах с потолка, где по сей день можно разглядеть элементы оригинального орнамента. Практически неповреждённые витражные окна из свинцового закалённого стекла до сих пор радуют глаз, как и сохранившаяся декоративная резьба по дереву вокруг стальных опор колонн.
Общий вид на зал для приемов. Удивительно, что витражные окна сохранились практически в первозданном виде. Окна были установлены за обшивкой судна. Днем свет в них проникал через два ряда иллюминаторов. А в ночное время они подсвечивались с помощью подсветки, которая имитировала дневной свет. Подсветка была размещена между окнами и бортом судна. Фото (с) Earthship Productions
Дверь с кованой решеткой, ведущая в зал для приёмов. Одна из немногих, которая в 2001 году еще оставалась в прежнем положении и сохранила деревянную отделку. Фото (с) Earthship Productions
Одно из восемнадцати разноцветных витражных окон из закалённого стекла, подсвеченное снаружи прожектором аппарата «Мир-1» под управлением А.М. Сагалевича. Фото (с) Earthship Productions
Одна из колонн на палубе «D», где можно разглядеть даже сохранившийся узор и белую краску. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox
Вид на потолок ресепшена и одну из колонн, где сохранилась деревянная отделка. Фото (с) Earthship Productions/20th Century Fox
Каюта супругов Штраус (каюты С-55, С-57)
«Мы прожили вместе много лет. Куда пойдешь ты, пойду и я», — твёрдо ответила Ида Штраус, покинув шлюпку №8, а через некоторое время пожилую супружескую пару в последний раз видели, спокойно сидящими в шезлонгах, ожидая неминуемой смерти. Драматично-романтическая сцена была увековечена будущими поколениями режиссёров, художников и писателей. Джеймс Кэмерон не стал исключением, он не только включил данный исторический момент в фильм 1997 года (правда, в удалённой сцене), но и создал апартаменты главной героини, частично опираясь на дизайн кают С-55, С-57. В 2001 и 2005 годах Джейс Кэмерон не мог обойти стороной роскошные жилые помещения с гостиными, спальнями и уборными, расположенные по правому борту «Титаника» на палубе С.
Вход в каюту четы Штраус был частично засыпан остатками мебели и деформированными трубами, но телеуправляемый робот всё же смог проникнуть в гостиную, которая была оформлена в стиле Регентства — панелями из красного дерева с золотой инкрустацией, украшенные позолоченными светильниками, стилизованными под свечи. На противоположной стороне от входа, находился электрический камин с позолоченным резным орнаментом, над которым стену украшал уникальный в своём роде французский гобелен Обюссона. Примечательно, что во время одного из путешествий через Атлантику аналогичные каюты на «Олимпике», занимал Принц Уэльский Георг V. Позже в одном интервью, он заявил, что апартаменты были слишком пышными и роскошными даже для представителя королевских кровей.
Одна из самых известных кают «Титаника» — гостиная С-55, выполненная в стиле Регентства. Восхищение вызывают сохранившиеся позолоченные часы, крепко привинченные к каминной полке. В 2005 году чуть видимые заставшие стрелки часов вызвали горячие споры у экспертов, желающих установить точное время затопления каюты. С определенной долей вероятности можно сказать, что стрелки навечно замерли в интервале между 2:04 до 2:20 часов ночи. Фото (с) Earthship Productions
Окно в гостиной супругов Штраус — справа от камина, которое раньше украшали светлые шторки с цветочным орнаментом. Рядом с иллюминатором была стена, разделяющая гостиную от спальни, но беспощадная морская среда ее разрушила. Фото (с) Earthship Productions
Ручная отделка элегантного камина, украшенная позолотой, которая частично сохранилась. Фото (с) Earthship Productions
Часы, «утонувшие» в органическом осадке, вероятно, состоявшем из уничтоженного микроорганизмами гобелена и деревянной отделки. Они были окрашены в красный цвет, частички которой заметны на снимке крупным планом. Фото (с) Earthship Productions
Курительный салон первого класса
Ближе к полуночи в «джентельменском клубе» «Титаника» царило оживление. Компании мужчин увлечённо беседовали, за соседними столиками играли в карты, поодаль, уединившись, пассажиры первого класса читали книги. Никто из них не мог даже в страшном сне представить, что через два часа сорок минут от пышного атмосферного помещения, отделанного панелями из красного дерева, с подсвеченными изнутри витражами, с изображением античных персонажей и кораблей – не останется и следа. Разлом фактически «стёр» курительный салон первого класса: его потолок стал одним целым с полом, стены рухнули, а половина комнаты, которая находилась возле короба воздуховода, вовсе отсутствует. В ходе операций по подъёму артефактов, извлечённых на поверхность предметов из курительного салона, катастрофически мало – сорванный с потолка деформированный светильник и железное основание для стола.
Слева: основание одного из столиков курительного салона. Поднято на поверхность в 2000 году. Справа: однотипный столик в курительном салоне «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Слева: вид на замаскированный витражами короб дымохода с левого борта «Олимпика». Справа: часть витража в поле обломков, вероятно, центральная. Фотография сделана в ходе экспедиции Роберта Балларда, в 1985 году. (с) WHOI
Слева: скрученная позолочённая люстра из курительного салона первого класса. Справа: аналогичная потолочная люстра с тремя плафонами в салоне «Олимпика». Фото (с) RMC Titanic, Inc/IFREMER recovery
Слева: фрагмент вентиляционной решётки из курительного салона первого класса. В каждом общественном помещении на судне были разнотипные вентиляционные решётки. Фото с экспедиции 1985 года (с) WHOI Справа: у пола можно заметить решётку аналогичного типа.
Обеденный салон первого класса
В обеденный зал пассажиры проходили через две дубовые двери, украшенные чугунными решетками с золоченым орнаментом. В этом просторном и светлом помещении, длина которого составляла 35 метров, могли разместиться 554 человека. Уникальным дизайнерским решением стали окна из закаленного свинцового стекла, за которыми скрывались два иллюминатора. Вечером они подсвечивались, создавая яркую дневную атмосферу. В 2001 году в ходе экспедиции Джеймса Кэмерона обеденный зал, расположенный на палубе D, был детально изучен. Несмотря на сорванные, либо покрытые ржавым осадком изящные двери, полное отсутствие мебели, за исключением нескольких одиноко стоящих чугунных основ столиков с фрагментами столешниц, мутные, но при этом отлично сохранившиеся витражные окна – помещение всё равно вызывает восхищение. Кованые дверные вставки, находящиеся по правому борту, были подняты на поверхность в 90-х годах, согнутая вторая их часть, а также одно из витражных окон до сих пор покоятся на месте крушения.
Экспедиция 2001 года. Знаменитое витражное окно, а справа можно заметить сохранившиеся ножки обеденного стола. Пол столовой устлан метровым слоем органического мусора. Фото (с) Earthship Productions 2001
Витражное окно, уже поднятое на борт научно-исследовательского судна. Фото (с) RMC Titanic, Inc/IFREMER recovery
Кованая решётка двери из обеденного зала первого класса, поднятая на поверхность в 90-х годах.
Экспедиция 2010 года. Выпавшее окно из обеденного зала, которое по сей день покоится на дне. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Слева: фрагмент линолеумной плитки из обеденного зала первого класса. Справа: для наглядного представления напольное покрытие наложено на снимок столовой «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Гостиная первого класса
Между второй и третьей трубами располагалось светлое просторное помещение гостиной первого класса, интерьер которого не уступал дворцовому. Комната отдыха была доступна любому пассажиру, вне зависимости от его гендерной принадлежности. Солидное помещение площадью 18 на 19,2 метров было отделано дубовыми панелями, высота потолка составляла 3,7 м, у стены находился беломраморный электрокамин, украшенный сверху миниатюрной статуэткой богини Артемиды Версальской. Общий интерьер гостиной был выдержан в зелёных тонах, центр комнаты венчала электрическая люстра из бронзы и стекла, по периметру которой располагались 16 небольших подвесных ламп. Этому помещению также «не повезло» с месторасположением, после отделения кормы, палубы носовой части под второй дымовой трубой из-за удара о грунт «сложились» друг на друга, навсегда похоронив под собой комнату для отдыха. Отдельные части роскошного интерьера (решётчатые окна, статуя богини Артемиды, подсвечники), выпавшие из «рваной раны» «Титаника», были найдены в поле обломков.
Слева представлен сломанный и согнутый позолоченный подсвечник из лаунджа, поднятый со дна. Справа — аналогичный светильник, установленный в гостиной «Олимпика». Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Среди кусков угля можно увидеть статую богини Артемиды Версальской, которая загадочным образом исчезла со дна Атлантики. Фото (с) WHOI
Часть декоративной деревянной отделки, которая располагалась над входом в гостиную. Обломок, ставший прототипом «двери» из фильма Джеймса Кэмерона. Поднят из воды экипажем судна «Миниа» входе миссии по подъему тел из воды. Экспонируется в музее Галифакса. Фото (с) Flickr.com
1986 год. Центральная часть окна из гостиной, выброшенная в поле обломков из задней части носовой секции после ее падения на грунт. Фото (с) WHOI
Поле обломков
После разлома носовая часть «Титаника» длиной около 137 метров погрузилась на дно Атлантики «глядя» север, следом за ней в 600 метрах опустилась корма, а между ними, по словам доктора Роберта Балларда расположился «подводный музей», который мы привыкли называть «полем обломков». Большое количество, выпавших предметов, а также деформированных секций корпуса и обшивки сосредоточены вокруг разрушенной кормы. Кроме того, цельное поле обломков делится на несколько определённых зон, которые обусловлены размерами и массой выпавших предметов из недр лайнера. Непосредственно вблизи кормы сосредоточены лёгкие предметы или судовое оборудование, вылетевшие после удара о дно. Поодаль – зона обломков средней тяжести, здесь находятся котлы и цилиндры низкого давления. Данная область указывает на место, над которым «Титаник» разломился на части. Наконец, самые легкие объекты – личные вещи и погибшие люди плавно опустились на дно, рассредоточившись по всему полю обломков. В общей сложности все области простираются по морскому дну на милю. В начале 90-х годов поле было усыпано различными предметами, но по мере извлечения около 6000 артефактов в ходе французских экспедиций, количество предметов существенно убавилось, остались лишь куски угля, линолеумные плитки, разбитая посуда и перекрученные части обшивки.
Металлический каркас кровати для пассажиров первого класса. Фото (с) WHOI
Декоративный обогреватель, произведенный фирмой «Prometheus». По-видимому, он вылетел из каюты-гостиной капитана Смита после обрушения фок-мачты и гидродинамического удара, приземлившись на левой стороне колодезной палубы. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Часть двери с ручкой в поле обломков. Металлические предметы излучают мельчайшие электрические разряды, которые отпугивают подводных обитателей, питающихся древесиной и другой органикой, что объясняет сохранность деревянного фрагмента. Фото (с) RMS Titanic. Inc
Остатки палубной скамейки, вероятно, с кормовой секции. В центре лежит декоративная кованая опора второй скамейки, но без деревянных брусков. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Верхняя часть цилиндра низкого давления в поле обломков, вероятно, левого борта. Снимок сделан в 2004 году в ходе экспедиции Роберта Балларда. Фото (с) National Geographic
Личные вещи пассажиров
Из общего числа пассажиров «Титаника», четверть составляли весьма состоятельные люди первого класса, которые отправились в путешествие с внушительным количеством багажа. Некоторые счастливчики, к примеру промышленный магнат Джордж Вандербильт с супругой Эдит, 9 апреля отказались от рейса, но при этом их камердинер вместе с багажом были отправлены в Нью-Йорк. Ему не удалось спастись, а вещи мистера Вандербильта пошли ко дну вместе с «Титаником». После отдыха по экзотическим странам Шарлотта Кардеза, занимавшая апартаменты с личной прогулочной палубой по правому борту, везла с собой 14 сундуков, 3 ящика и 4 чемодана полных дорогих нарядов и аксессуаров. Также стоит упомянуть о знаменитом автомобиле «Renault» Уильяма Картера, которому посчастливилось сесть в шлюпку С рядом с Брюсом Исмеем. Позже страховая компания возместила владельцу ущерб за потерю автомобиля на сумму 5000 долларов.
В ходе экспедиции 2001 года телеуправляемый робот опускался через шахту грузового трюма №2 на Orlop Deck (нижнюю палубу), где среди кучи мусора и обломков исследователи обнаружили неопознанный объект, отдалённо напоминающий автомобиль. Вне зависимости от класса, многие пассажиры везли сувениры для своих близких, некоторые из них были найдены в поле обломков и извлечены на поверхность. В 1987 году команда французских исследователей обнаружила небольшую кожаную сумку, как оказалось, заполненную драгоценностями, золотыми часами и деньгами. По мнению историка Дона Линча, по всей видимости, это был грабёж «под шумок», т.к. украшения имели разную маркировку, а значит принадлежали не одному хозяину. По другой версии, драгоценности и деньги в одну сумку сложил главный казначей Хью МаКэлрой, чтобы позже раздать хозяевам, но по понятным причинам этого не произошло.
Сумка с ценностями и монетами, найденная в поле обломков 1987 году. Фото (с) IFREMER/RMST recovery
Щетка для обуви. Извлечена на поверхность в 1987 году. Находилась в кожаной сумке.
Котелок одного из пассажиров, предположительно, первого класса. Обнаружен в 1993 году. В ходе экспедиции было извлечено несколько мужских котелков, но один из них рассыпался еще в подъемной корзине. «Переживший» извлечение головной убор, экспонируется в США. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Мужская пара обуви в отличном состоянии, обнаруженная в одном из кожаных чемоданов. Фото (с) Gettyimages.com
Мужской бритвенный станок «Gillette» с лезвиями и коробочкой для них. Извлечены в 1987 году. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition
Апартаменты пассажира I класса Генри Харпера, где на куче «мусора» возвышается котелок, оставленный более 90 лет назад в каюте D-33. Фото (с) Earthship Productions 2001
Кожаный чехол с несколькими пузырьками духов пассажира I класса Адольфа Саалфельда в первозданном виде. Из 65 стеклянных образцов с запахами розы, фиалки и лаванды, сохранились 62 пробника духов. Фото (с) RMS Titanic, Inc
Зеркало и расчёска, извлечённые в 1993 году в ходе французской экспедиции. Фото (с) Titanic: The Artifact Exhibition.
«Внезапно мой взгляд привлекли женские туфельки, лежащие друг напротив друга, около которых в иле находились несколько расчёсок. Чуть поодаль покоились ботиночки меньшего размера, вероятно, принадлежащие ребёнку, и маленькое зеркало. Несомненно, эти предметы на дне оказались рядом не по счастливой случайности, вероятно, это место стало семейной могилой матери и дочери», — вспоминал Роберт Баллард.
«Титаником» восхищались пассажиры всех классов, гордились судостроители, а в итоге великий лайнер стал стальной крышкой гроба для сотен обреченных. Дорогая мебель из ценных пород дерева в роскошных каютах сломана, растерзана погружением и изъедена подводными микроорганизмами. В недрах остова царит неописуемый хаос: трубопроводы обрушены, электрические провода вырваны из переборок и свисают, стены кают и коридоров сдавлены или разрушены до основания, внутреннее убранство «смыто» беспощадными потоками воды, которые сносили все на своем пути. Пол на неспресованных палубах устлан слоем осадка из тяжелого мусора. Сейчас, вероятно, спустя 107 лет после крушения, остатков того убранства, которые снимали камеры телеуправляемых модулей несколько десятилетий назад, уже практически нет. И с каждым годом его становится все меньше, а через некоторое время от «Титаника» останется только стальной «скелет».