что подразумевает гендерный подход в обучении ответ на тест

Консультация «Гендерный подход в обучении детей»

что подразумевает гендерный подход в обучении ответ на тест Анастасия Лопатина
Консультация «Гендерный подход в обучении детей»

I.Понятие «гендерные различие». 4

II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе? 7

III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы. 9

Список литературы: 13

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. С поиском новых методов встает ряд важных вопросов стоит ли обучать мальчиков и девочек вместе? Стоит ли их одинаково воспитывать?

В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

I.Понятие «гендерные различие».

И так, что же такое гендер и в чем заключаются различия?

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ-половые различия, определяющие набор ожидаемых образцовповедения.

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.

Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.

В научной литературе констатируютсяследующие различия между мальчиками и девочками:

— в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

— в формах активации эмоций;

— в мотивации деятельности и оценки достижений;

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

— быстрее схватывают новый материал;

— легче усваивают алгоритмы и правила;

— любят задания на повторение;

— чаще используют ближнее зрение;

— воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

— лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

— новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

— труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

— им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

— лучше выполняют задания на сообразительность;

— не терпят однообразия;

— лучше выполняют задания при ярком свете.

II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе?

Страшные цифры обнародовали ученые: к 9му классу 96 % юношей развиваются по женскому типу, у 60–70 % девушек отмечаются симптомы маскулинизации, т. е. развития по мужскому типу [2, 3]. Смешение девочек и мальчиков в школах по календарному возрасту ведет к тому, что девочки, которые опережают мальчиков на два три года духовно и физически, невольно становятся духовными лидерами, под «образ и подобие» которых стал подстраиваться мир мальчиков. Но для любого мальчика позорно и унизительно, буквально саморазрушительно осознание того, что он слабее девочек. Что происходит при этом? У одних мальчиков формируются сугубо женские черты характера, у других — комплекс невротического неудачника, а у девочек разрушается нравственное чувство стыда. Важно иметь в виду, что совместное обучение не исключает воспитания и формирования традиционно мужских и женских качеств.

А ещё преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине,что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.

Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии, которое, по данным специальных исследований В. Ф. Базарного, в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.

Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. Выявленные в психологических исследованиях особенности поведения девочек – чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.

Разделение учащихся уже давно практикуется на уроках физкультуры и технологии, а также на некоторых внешкольных мероприятиях. Так что элементы гендерной педагогики давно применяются там, где это эффективно.

Целью гендерного подхода в образовании является переосмысление традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов учения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.

III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы.

Гендернообразовательно-воспитательная система предполагает ряд основополагающих принципов:

1. Принцип демократизации. Мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы. Мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Конфликтные ситуации между мальчиками и девочками рассматриваются не как конфликт между представителями разного пола, а как конфликт между конкретными людьми.

2. Принцип гуманизации. Равноправие не означает отрицание биологических и психофизиологических особенностей и различий, а дает возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и внеучебной деятельности.

3. Принцип природосообразности. Формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения их целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек.

4. Принцип соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.

Плюсы гендерного обучения.

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:

1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.

2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.

Гендерное подход в образовании осуществляется под влиянием учителя, семьи, средств массовой информации, религии, искусства, языка, правовой и государственной политики. Применение гендерного подхода в формировании гармонично развитой личности предлагает новый способ познания действительности, в котором отсутствуют неравенство и иерархия «мужского» и «женственного». Так же гендерное образование помогает развиваться человеку с учетом всех психо-физических свойств и особенностей личности. Но в свою очередь гендерный подход имеет ряд минусов таких как, укреплении позиции неравенства и осложнения общения и выстраивания отношения с противоположным полым.

Таким образом, однозначного мнения по данному вопросу не существует, так, что каждый выбирает свое.

1. Андреева Г. М.Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

2. Андреева Г. М.Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить поразному, любить поразному. М. : Изд. Дом Федоров. Учебная литература, 2007.

5. Сёмина Н. К. «Раздельно или параллельно»,Журнал «Здоровье детей» № 4/2008.

6.Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М. : Компания Спутник+. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.

8. Сердидкина Т. А Гендерный подход в обучении в начальной школе. [Электронный ресурс ]-Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/11/23/gendernyy-podhod-v-obuchenii-uchashchihsya-nachalnoy-shkoly (Дата обращения 08.04.2017)

9. Сенина Н. К Гендерный подход в воспитании и обучении детей. [Электронный ресурс]-Режим доступа http://gigabaza.ru/doc/98496.html (Дата обращения 08.04.2017)

10. ЩЕРБИНИНА В. П. «Гендерный подход в обучении», Журнал «Начальная школа» №7/2013. С-11-12.

Источник

Гендерный подход в обучении школьников

что подразумевает гендерный подход в обучении ответ на тест

Дата публикации: 10.12.2014 2014-12-10

Статья просмотрена: 11667 раз

Библиографическое описание:

Дьячкова, Н. А. Гендерный подход в обучении школьников / Н. А. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13998/ (дата обращения: 15.11.2021).

В настоящее время активно обсуждается проблема гендерного подхода в образовании. Одним из факторов возрастания интереса к этому вопросу является то, что подрастающее поколение не может успешно выполнить социальные, общественные и семейные роли. В условиях изменения традиционных мужских и женских ролей, кризиса семьи и семейных ценностей усилилась необходимость поиска путей эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению мужских и женских социальных ролей в системе общественного воспитания.

И для того чтобы понять что же такое гендерный подход для начала нужно определить понятие «гендер». Смысл понятия «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин.

Гендерный подход в обучении– это одна из составляющих личностно ориентированного подхода к обучению, учитывающая гендерные особенности учащегося и предполагающая на основании этого определение содержания, форм, методов обучения, создание благоприятной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Таким образом, гендерный подход в образовании — это совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно, и справиться со всеми трудностями социализации, важной частью которых является самоидентификация ребенка.

К принципам гендерного подхода относятся:

1) целенаправленный учет интересов девушек и юношей в образовательном процессе, осуществление образовательной деятельности на основе их гендерных особенностей и возможностей при обучении конкретной дисциплине;

2) обеспечение необходимых условий для реализации потенциала женской и мужской индивидуальности, личности, ее функционирования как субъекта гендерных отношений в процессе обучения;

3) недопущение дискриминации в способностях девушек и юношей при обучении той или иной дисциплине.

Гендерный подход может быть реализован посредством организации процесса обучения (отбор форм, методов, приемов обучения); изменения содержания образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы, составление заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся); создания школ раздельного и параллельно-совместного обучения. И в итоге с помощью дифференциации обучения и образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний.

Одной из задач гендерного подхода является обучение мальчиков и девочек взаимодополнять друг друга. Гендерный подход реализуется на том, чтобы не разделять их обучение, а подбирать к ним методы и приемы обучения. Осуществлять гендерный подход в обучении нужно с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Необходимость подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, в том числе и пол ребенка, все более осознается исследователями и педагогами. Организуя обучение без учета гендерных особенностей воспитанников, преподаватели обрекают учеников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Гендерное воспитание и образование направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

У девочек и мальчиков существуют различия не только половые, но и в усвоении знаний и в умственной деятельности. В статье Ирины Кравцовой «Гендерный подход в обучении и воспитании» констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

1) в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

2) в организации внимания;

3) в формах активации эмоций;

4) в мотивации деятельности и оценки достижений;

Существуют различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее схватывают новый материал; легче усваивают алгоритмы и правила; любят задания на повторение; чаще используют ближнее зрение; воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Мальчики, наоборот, труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; лучше выполняют задания на сообразительность; не терпят однообразия; лучше выполняют задания при ярком свете.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. И поэтому чтобы дети лучше понимали, надо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее.

Большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. И поэтому учитель должен хорошо знать вопросы гендерного обучения. Под готовностью учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников понимает системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении [4].

Кроме того, существенным компонентом профессиональной подготовки современного педагога является гендерная компетентность, поскольку специфика модернизации педагогического образования обусловлена его ориентацией на личностно-развивающую парадигму, характерными особенностями которой является учет многообразия индивидуальных особенностей ученика при обеспечении и поддержке процессов его самопознания и самореализации.

Важность гендерной компетенции будущего учителя также обусловлена тем, что учителя являются основными агентами социализации в школе и оказывают большое влияние на формирование у учащихся представлений о качествах мужчин и женщин, их ролях, культуре их взаимоотношений, гендерной специфике профессиональной деятельности [6]

Таким образом, можно отметить, что гендерный подход в обучении имеет практическую значимость, но для того чтобы ее реализовать необходимо учитывать личностные способности ребенка. Гендерный подход при правильной организации процесса обучения способствует гармоничному развитию и самореализации личности.

1. Бажанова В. Л., Пимкина С. В. Формы, методы и приемы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода.Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru

2. Баурова Ю. В. Реализация гендерного подхода в общеобразовательном учреждении. http://edu.tltsu.ru

3. Баурова Ю. В. Разнополое обучение: гендерный подход.http://direktor.ru

4. Горшкова Т. А. «Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников». Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru

5. Кравцова И. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании.http://www.uchmet.ru

6. Макарова А. И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. Киров, 2013, с. 558–562.

Источник

Вопросы методики преподавания предмета (русский язык и литература) и специальной методики

Перечень вопросов по блокам

Педагогика и психология ( выбрать 5 вопросов из 18 )

1. Что включают в себя требования к результатам общего образования, структурированные по его ключевым задачам, согласно концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования?

1) предметные, метапредметные и личностные результаты

2) личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты

3) знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности

2. Что означает понятие «универсальные учебные действия»?

1) обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях

2) индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности

3) система устойчиво характеризующих человека побуждений

3. В каком возрасте согласно возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина познание системы отношений в разных ситуациях является ведущей деятельностью?

1) в старшем школьном возрасте (15-17 лет)

2) в младшем школьном возрасте (7-11 лет)

3) в среднем школьном возрасте (11-15 лет)

4. Какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся?

1 ) неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке, абстрактный линейный стиль изложения информации

2) связь информации с реальностью, практикой, преимущественно творческие задания, использование контекста

3) детальное изложение материала, преобладание гештальта (образов), технологизация процесса обучения

5. Что подразумевает гендерный подход в обучении?

1) учёт физиологических, интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, поведенческих различий между мальчиками и девочками

2) реализацию обучения, направленного на раскрытие специфических закономерностей освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога

3) ориентацию на жизненный успех, достижения в развитии каждого ученика и учителя, на развитие творческого потенциала и продление периода творческой деятельности человека, его социальную адаптацию в сложных условиях бытия

6. Как называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода?

7. Как называют вид мышления, который характеризуется опорой на представления и образы?

9. Какая парадигма утверждает в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности?

1) Деятельная парадигма

2) Деятельностная парадигма

3) Системно-деятельностная парадигма

10. Как называют сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий?

11. Как называется психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи?

12. Как называют произвольную или непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия?

13. Для какого типа организации мозга учащегося является определяющей следующая характеристика: «Склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов»?

1) Доминирование левого полушария

2) Доминирование правого полушария

14. Как называют психическую функцию, связанную со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач?

15. Что понимают в педагогике под исходными дидактическими положениями, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности?

1) Принципы обучения

3) Способы обучения

16. В какой возрастной период, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, познавательная деятельность направлена на познание начала наук?

1) Дошкольный возраст

2) Старший школьный возраст

3) Младший школьный возраст.

17. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

18. У детей какого возраста, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни, являются новообразованиями?

1) Дошкольный возраст

2) Школьный возраст

3) Подростковый возраст.

Вопросы методики преподавания предмета (русский язык и литература) и специальной методики – (выбрать 25 вопросов из 27)

1. Уровни владения содержанием предмета:

2. К дидактическим принципам обучения не относится:

3. К видам речевой деятельности не относится:

4. Какой способ не является средством создания проблемной ситуации на уроке?

2) эвристическая беседа

3) лабораторная работа

5. Какой прием обучения не соотносится с исследовательским методом?

1) воспроизведение двух подобных правил

2) сравнение подобных явлений

3) выявление противоречий на основе сравнения подобных явлений Государственная итоговая аттестация

6. Какой элемент не входит в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку?

1) цели изучения русского языка

2) кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;

3) спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;

7. Выберите признак, не учитываемый при отборе содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Укажите его номер.

1) доступность выполнения для всех учащихся

2) объективность проверки

3) пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса

8. Что проверяет задание открытого типа в ГИА по русскому языку (9 класс)?

1) умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста

2) умение анализировать текст

3) умение использовать внеязыковые средства общения

9. Целью проведения ГИА по русскому языку не является

1) оценка сформированности общих учебных умений и навыков

2) отбор учащихся для обучения в профильных классах

3) осуществление преемственности с ЕГЭ Знание основ преподаваемого предмета

10. В каких вариантах представлен предмет «русский язык» в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования? Укажите правильный ответ.

1) для ОУ с обучением на русском языке и для ОУ с обучением на родном (нерусском) языке

2) для базового и профильного уровней

3) для базового и углубленного уровней

11. Какой элемент содержания языкового образования обеспечивает формирование культуроведческой компетенции?

1) русский речевой этикет

2) русский язык как средство межнационального общения

3) основные выразительные средства языка

12. Какой элемент содержания языкового образования не входит в лингвистическую компетенцию?

1) основные нормы русского литературного языка

2) формирование способности к анализу языковых явлений и фактов

3) общие сведения об ученых-русистах

13. В процессе формирования какой компетенции школьники овладевают понятиями «основные единицы и уровни языка»?

14. Установите соответствия. Укажите правильный вариант.

Уровень языка Единица языка

1 Фонетический 1 Текст

2 Морфологический 2 Слово

3 Лексический 3 Морфема

4 Синтаксический 4 Фонема

1) 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1

2)1- 4, 2- 2, 3 – 2, 4 – 1

15. Укажите термин, обозначающий вид орфографических упражнений, целью которых является формирование орфографической зоркости, памяти и внимания

1) зрительный диктант

2) заучивание наизусть

16. Укажите термин, обозначающий часть большой темы, деталь общей картины, компонент текста.

17. Какой материал не может использоваться для аргументации собственного мнения в сочинении учащегося?

1) изложение личностной позиции

18. Укажите термин, обозначающий выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова

19. Укажите предложение, в котором слово «где» является частицей.

1) Где ему в таких вещах разбираться!

2) Где вы работаете?

20. В какой строке все существительные относятся к мужскому роду?

1) маэстро, домище, шампунь, тюль

2) торнадо, мозоль, пенальти, сулугуни

3) Тбилиси, Дели, Марокко, Гоа

4) буржуа, авеню, колибри, салями

21. Укажите слово, которое не относится к вводным.

22. В каком варианте содержатся выражения, которые нельзя считать грамматическими синонимами?

1) совет друга – дружеский совет

2) народные пословицы – пословицы народа

3) идти неохотно – идти с неохотой

23. Укажите правильное определение понятия «оксюморон».

1) стилистическая фигура – соединение двух противоречащих друг другу понятий

2) описательный оборот

3) пропуск элемента высказывания, который легко восстановить по контексту

24. Укажите термин, которым называют специальную фигуру речи, при которой элементы речи в смежных частях текста расположены тождественно.

1) синтаксический параллелизм

25. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовано в данном предложении? «В них гляделись святые дерев освящённые лики, а теперь только пни да ольхи развороченной пики»

26. Выберите строку, в которой ударение во всех словах падает на второй слог.

1) квартал, эксперт, корысть, намерение

2) банты, иксы, краны, торты

3) еретик, недуг, некролог, приданое

27. В каком предложении отсутствуют речевые или грамматические ошибки?

1) Те, кто опоздал, были вынуждены писать объяснительную записку.

2) Мальчик быстро одел спортивную форму.

3) Двое учительниц получили возможность пройти курсы повышения квалификации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *