что подразумевает л н толстой под понятием народ
«Мысль народная» в романе Война и Мир Льва Толстого
Пик творческой деятельности Льва Толстого приходится на середину XIX века. Россия содрогалась от возмущения крестьянских масс, поэтому идея народной сознательности в процессе развития общества стала ключевой темой в литературных произведениях многих писателей того времени. «Мысль народная» в романе «Война и мир» раскрывает героический образ русского народа на фоне событий Отечественной войны 1812 года.
Что подразумевал Толстой под словом народ
Писатели девятнадцатого века показывали народ то в образе угнетенного царем крестьянства или всей русской нации, то патриотического дворянства или социальной прослойки купечества. Толстой с любовью говорит «народ» каждый раз, когда речь идет о нравственных людях. Всех, кто ведет себя аморально, отличается ленью, алчностью и жестокостью, автор лишает права быть причастными к указанному сообществу граждан.
Люди, живущие в пределах одного государства, представляют его основу, являются материалом истории, не зависимо от сословия и образования. У нас есть гений, великий человек? Его роль в развитии человечества ничтожна, утверждает Толстой, гений является продуктом своего общества, завернутым в яркую обертку таланта.
Единолично никто не может управлять миллионами людей, создавать историю целого государства, по своему плану провоцировать вектор событий, тем более их последствия. В романе «Война и мир» автор отвел роль творца истории народу, руководят которым рациональные жизненные желания и инстинкты.
Мысль народная в образе Кутузова
Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.
Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.
В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.
Мысль народная в образах вельмож
Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.
Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.
Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.
Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.
Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.
Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.
Патриотизм есть русское начало
Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.
Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.
История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.
Помогите с лит-рой
22.
Назовите поэта XX
века, который стал новатором в области
стихосложения и писал свои произведения
акцентным стихом:
А.
В. Я. Брюсов
Б.
К. Д. Бальмонт
В.
А. А. Блок
Г.
В. В. Маяковский
23.
Укажите главную тему рассказов И. А.
Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи» :
А.
тема революции
Б.
тема уходящего дворянского уклада
В.
тема любви
Г.
тема России
24.
Назовите произведение и автора следующих
строк:
Лицом
к лицу
Лица
не увидать,
Большое
видится на расстоянии…
А.
В. В. Маяковский, вступление к поэме «Во
весь голос»
Б.
А. А. Ахматова, «Не с теми я, кто бросил
землю на растерзание врагам»
В.
С. А. Есенин, «Письмо к женщине»
Г.
Б. Л. Пастернак, «Быть знаменитым
некрасиво»
28.
Назовите автора и произведение, в котором
не встречается образ странника:
А.
Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»
Б.
А. Н. Островский, «Гроза»
В.
А. П. Чехов, «Вишневый сад»
Г.
М. Горький, «На дне»
29.
Какой прозаик начала XX
века использовал в своем творчестве
образ блоковской Незнакомки?
А.
А. К. Куприн
Б.
И. А. Бунин
В.
А. П. Чехов
Г.
М. Горький
32.
К какому роду литературы следует отнести
жанры романа, повести и рассказа?
А.
лирика
Б.
драма
В.
эпос
Г.
лиро-эпика
Так что такое народ, по Толстому? Какие силы им управляют?
«Войну и мир». Толстой пишет в 60-е годы прошлого века, а окончательную редакцию создает в 70-е, когда в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России. Представители разных направлений по-разному видели решение тех проблем, с которыми столкнулась страна в процессе подготовки и проведения великих реформ 60-х годов. Роман-эпопея Толстого не мог отразить взглядов писателя на коренные особенности современной ему русской жизни, на ход дальнейшего развития России. В кипевших тогда спорах особое внимание уделялось вопросу о народе, вырабатывалось понимание этой категории, а также понимание природы и особенностей именно русского народа.
Велись споры и вокруг того, чьи идеи и взгляды могут оказать на народ наибольшее воздействие. Это было то самое время, когда нищий студент Раскольников в своей каморке придумал «наполеоновскую» теорию о двух разрядах людей. Мысли о возвышающем воздействии сильной личности на народ носились тогда в воздухе. Свое понимание этой проблемы выразил и Лев Толстой в эпопее «Война и мир».
Наполеоновское начало воплощено в романе не только в образе его главного носителя, Наполеона Бонапарта, но и в образах целого ряда персонажей, как центральных, так и второстепенных. Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. Между этими очень разными образами есть одно существеннейшее для Толстого сходство: в своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, чем народ, стремятся управлять народной стихией.
Степень этого заблуждения и показывает в своем романе Толстой. Наполеон, который считает, что он управляет огромными массами, руководит действиями людей, видится писателю маленьким мальчиком, дергающим за тесемки, привязанные внутри кареты, и воображающим, что он правит экипажем. Толстой отказывается признать волю, желания так называемых «великих людей» причинами событий огромного исторического масштаба. Все они, по Толстому, не более чем ярлыки, дающие лишь наименования событиям. Их отношение к народу проистекает из того, что в их представлении — это просто толпа, большое скопление людей, беспрекословно повинующихся повелителю, поступающих так или иначе лишь из желания быть замеченным своим кумиром, заслужить его одобрение и похвалу. Но так ведет себя именно толпа, которой становятся польские уланы, изображенные Толстым в сцене переправы через Неман, уланы бессмысленно гибнут под взглядами «великого человека», в то время как он даже не обращает на них внимания. С этим эпизодом прямо соотносится не связанная с ним сюжетно, но перекликающаяся в смысловом отношении сцена приезда в Москву императора Александра. Появление царя приводит толпу, собравшуюся в Кремле, в крайнее возбуждение; Петя Ростов бросается за кусочком бисквита, который царь кидает в толпу с балкона. Очень важно, что центральным действующим лицом в этой сцене оказывается именно один из Ростовых, которые отличаются у автора естественностью поведения, отвращением к фальши и экзальтированным проявлением чувств. Петя же бросается за этим кусочком бисквита, зверски выкатив глаза и не отдавая себе отчета в том, зачем он это делает. В этот момент он полностью сливается с толпой, становится частью ее, а толпа, приведенная в состояние возбуждения, способна на любое зверство, ее можно натравить на невинную жертву, как это делает Растопчин, губя Верещагина.
Так возникает в романе противопоставленный понятию «народ» образ толпы. Народ для Толстого — слишком сложное явление, чтобы было возможно управлять им таким образом. Толстой не считал простой народ легко управляемой народной массой. Толстовское понимание народа гораздо глубже. В произведении, где «мысль народная» стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких, например, персонажах, как Тихон Щербатый — безусловно полезный в партизанской войне, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платон Каратаев, который относится по-человечески ко всем, кто его окружал: к барину Пьеру Безухову, к французскому солдатику, к собачонке, приставшей к партии пленных. Каратаев олицетворяет для Безухова мир, покой, уют. Характеры Тихона и Каратаева контрастно противоположны, но, по Толстому, оба они — отражение разных сторон сложного и противоречивого народного характера. Народ для Толстого — это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы. И это море Толстой отнюдь не склонен был идеализировать. В этом отношении очень характерна история бунта богучаровских крестьян. Вспомним, что крестьяне взбунтовались именно в тот момент, когда только-только похоронили старого князя, а Андрея не было в имении, и княжна Марья оказывается беспомощной и беззащитной перед бунтовщиками. Толстой говорит о подводных струях в этом море, которые в некоторые моменты выходят на поверхность. С помощью этой сцены автор и дает понять всю сложность и противоречивость народной жизни.
Так что же такое народ, по Толстому? Какие силы им управляют? Ответы на эти вопросы дает главное событие романа — война 1812 года. Именно ее избрал Толстой, чтобы показать мощь движения народного. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя, вносит в жизнь кантовский «категорический императив». Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем сообществом, именуемом народом, над «роем».
В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего большого дела, порой не сознавая своего в нем участия, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимал их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что «она Бонапарту не слуга». Все они деятельные участники народной, роевой жизни. В противоположность безликой толпе участники роевой жизни — люди одухотворенные, каждый из которых ощущает, что от него зависит исход событий и что причина этих событий — все они, а вовсе не Наполеон или Александр. Очень сильйо почувствовала это единение Наташа во время молебна по случаю войны, когда дьякон провозгласил слова великой ектеньи «миром Господу помолимся». И это «миром» Наташа понимает именно как «все вместе, без различия сословий».
Любимые герой Толстого способны жить общей роевой жизнью, все вместе, миром. Мир — высшая общность людей. Изобразить жизнь мира — вот задача Толстого, создающего «эпопею народной жизни». И в образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события, он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить ее. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.
Сочинение Мысль народная в романе Война и мир Толстого
«Война и мир» – всемирно известный роман-эпопея Л.Н.Толстого. Он охватывает огромное количество проблем, противоречивых тем. Например, проблемы войны и мира как в стране, так и в душе человека, тема любви, тема сострадания. Одной из главных мыслей является «мысль народная». Её Толстой любил больше всего и поэтому считал произведение хорошим. В произведении автор ищет ответ на вопрос: «Какая же сила движет народами?». С целью раскрыть эту мысль, Лев Николаевич изображает не столько весь народ, его быт, а сколько влияние каждого героя романа на судьбу страны и народа, как личность связана с ними.
Мысль народная в личности
Истинным выражением мысли народной стали Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Платон Каратаев был «олицетворением всего русского, доброго и круглого». Именно он помог Пьеру Безухову в трудной жизненной ситуации: вернул герою веру в людей, справедливость, любовь и правду. Его открытая душа противопоставлена холодному эгоизму и высокомерию петербургского света. Его речь полнится поговорками, что подчёркивает его народность.
Тихон Щербатый – иной тип русского мужика. Этот герой был частью отряда Денисова, он был смелым, отважным, постоянно приносил добычу из тыла противника. Вскоре он стал самым полезным человеком в отряде.
Ещё одним героем, в котором отражена мысль народная, является Наташа Ростова. Отъезжая из Москвы, Наташа выкладывает с подвод семейное добро, чтобы разместить раненых солдат. Она приняла это решение без колебаний, она не отделяет себя от простого народа несмотря на происхождение.
В сражениях
В сценах сражений особенно проявляется мысль народная. Чего стоит одна батарея Тушина, которая держалась до последнего вопреки приказу и смогла приблизить русский народ к победе. Сам Тушин воевал бодро, не унывал, лицо его было оживлено.
В сцене, когда Андрей Болконский поднял знамя и позвал солдат за собой в наступление, отряд не раздумывая последовал за ним. «Ребята, вперёд!» – эти слова стали решающими, пусть даже битва под Аустерлицем была позорно проиграна. Эта сцена показывает единство и неотвратимость народа.
В стране
Толстой говорит о народе в романе как о целом духовном единстве. Весь народ в большой стране объединился для победы над Наполеоном, автор пишет: «Всем народом навалиться хотят». В этом и заключается мысль народная – люди объединяются ради общей цели, каждый человек влияет на судьбу страны. Это ярко показано на примере жизни главных героев, в сценах военных сражений. Л.Н.Толстой славит «дубину народной войны». Эта метафора как нельзя лучше выражает главную мысль произведения.
Понимание народа
Лев Николаевич придерживался мнения, что хорошим произведение может быть лишь в том случае, когда автор в нём любит свою главную мысль. По его признанию, в изучаемом романе главной является «мысль народная». Она заключена в том, что не столько изображается весь народ, его быт и общественная жизнь, сколько в том, что в конце повествования показывается, что каждый из положительных героев становится причастен к его судьбе.
Тем, кто пишет сочинение или делает доклад о «мысли народной» в эпопее Толстого, также следует учитывать, что под понятием «народ» Л. Н. Толстой подразумевает не только огромную массу, состоящую из крестьянства и других низших слоёв, а всё общество.
Народ в романе «Война и мир»
Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.
Прозрение Пьера Безухова
Грозные времена, которые наступили для страны, удивительным образом сблизили представителей всех общественных слоёв. Они выявили в них лучшие качества, объединив в борьбе с врагом и дворян, и мужиков.
Забыв свои обиды на несправедливость помещиков перед угрозой порабощения иноземцами, крестьяне стали бок о бок с «господами» на защиту Родины.
Так, Пьеру Безухову, все стремления которого направлены на участие в изгнании захватчиков с родной земли, познать истинные жизненные ценности помогает крестьянин Платон Каратаев. И когда французы предлагают Пьеру перевестись в офицерский балаган из солдатского, он отказывается потому, что желает разделить свою участь с простыми людьми, ставшими близкими для него.
Единение с солдатами князя Андрея
Ринувшись в бой со знаменем в руках, он не рассчитывал на то, что простые солдаты последуют за ним. В ответ на призыв командира: «Ребята, вперёд!», они, не раздумывая, бросились на врага. Таким образом, Толстой показал, что народ не делится на звания и чины, он един. То есть «мысль народная» в «Войне и мире» проявляется и в объединении лучшей части дворянства и крестьян в борьбе за свободу Отчизны.
Авторская задумка
Не все знают, что Л. Н. Толстой изначально предполагал написать роман, где центральным персонажем будет некий декабрист. Действия должны были разворачиваться, когда он возвращается после амнистии. На улице – 1856 год. Чтобы создать такое произведение, писатель погрузился в изучение архивных документов. В процессе этого исторического исследования, Л. Н. Толстой осознал, что он не сможет полноценно реализовать свою задумку о декабристе, не обратившись к истокам восстания, а потом и еще дальше – к самому 1812 году и, соответственно, к походу Наполеона на Россию.
Война и мир
Как видно из самого названия эпопеи, сюжет можно разделить на две темы: война и мир. Если мир представляет собой описание повседневной жизни дворян, зачастую радости, далекие от настоящего духовного подъема, то война – это демонстрация героизма народа в борьбе с захватчиком, это изображение духовного пути, а также победы и того, каким образом и какими жертвами достигается эта победа.
Таким образом, сам автор признает, что «мысль народная» – это основа данного романа. Даже эпилог писатель начинает словами о том, что предметом истории предстает жизнь народов и человечества в целом.
Эта мысль наиболее ярко раскрывается именно в теме войны, которая выпячивает не только проблемы общества, но и показывает, что побеждает именно тот народ, который оказывается более сплоченным и целостным.
Война ликвидирует деление на аристократов и простолюдинов, она уравнивает людей в борьбе за выживание, за сохранность жизней своих родных, за свои дома и, в конце концов, за свою страну.
Образ народа в романе Л. Н. Толстого
На первый взгляд, читателю может показаться, что народ в романе – это крестьяне, крепостные, солдаты, словом, «простые люди». Но на деле оказывается, что это не совсем так. Народом автор считает всех, кто участвует в жизни страны. С Наполеоном сражаются как обычные солдаты, так и князья (как, например, Андрей Болконский), то есть дворяне идут в бою рука об руку с сыновьями крестьян. Народ в представлении Л. Н. Толстого – целостен.
«Мысль народная» как лейтмотив
Пожалуй, все центральные персонажи романа, а особенно те, кого можно отнести к категории «герои в пути», неотделимы от «мысли народной». Она – обязательная часть развертывания сюжетной линии.
Пьер Безухов
К примеру, этот лейтмотив ясно виден на примере жизни Пьера Безухова. Нас интересует момент, когда Пьер попадает в плен: именно здесь он, наконец, находит истину жизни. Но слышит Безухов эту истину совсем не из уст ученого мужа, но из уст простого крестьянина Платона Каратаева. Все оказалось очень просто: все люди хотят счастья. Конец романа для некоторых читателей предстал как разочарование, но финал согласован именно с этими размышлениями о счастье.
Любопытно, что французы позволяли Пьеру перейти к равным ему по статусу пленникам, но тот пожелал остаться именно с этими простыми людьми, которые оказались мудрее, чем сотня ученых.
Андрей Болконский
Тот же лейтмотив преследует духовные поиски другого героя – Андрея Болконского. Прежде всего, читатель становится свидетелем удивления героя, ведь он, бросившись вперед в стремлении к славе и подвигам, совершенно не ожидал, что станет вдохновляющим примером для остальных солдат. Но те, увидев бесстрашного Андрея, бросились в бой вслед за ним.
Наташа Ростова
На самом деле, дворян воспитывали довольно сурово. Известно много случаев, когда девушки-дворянки выживали в самых сложных условиях. Это было возможно, так как их воспитание готовило их к разным испытаниям.
Что касается Наташи Ростовой, то «мысль народная» в ее жизни ярко прослеживается в ее поступке во время бегства из Москвы.
Когда девушка видит раненых, она не жалеет вещей и выбрасывает их из своей повозки, чтобы предоставить место раненым.
Дорогие читатели! Предлагаем прочитать о духовных исканиях Андрея Болконского” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”
Таким образом, Наташа – аристократка – оказывается в одной карете с простыми ранеными солдатами. Это еще раз демонстрирует нам, что война всех уравнивает. Но еще больше здесь вдруг оголяются те самые противоречия русской души, о которых написано столько книг.
Партизанское движение
Эта часть войны тоже не сумела спрятаться от внимательного глаза писателя. Партизанское движение раскрывается в романе на примере образа Тихона Щербатого. Он тоже воюет с захватчиком, но методы его отличаются от прямолинейности и открытости Андрея Болконского.
Среди методов борьбы с врагом Тихона – хитрость, ловкость, внезапность и непокорность. Здесь образ Щербатого выступает противоположностью образу уже знакомого нам Платона Каратаева. Последний демонстрирует такие черты, как доброта и спокойствие, мудрость и простая философия, которую мы можем назвать житейской.
Кутузов
Пожалуй, Кутузов – это самый яркий пример, а иногда кажется, что и вовсе пример единственный, главнокомандующего, который и вправду никогда не превозносил себя. Он считал себя равным народу, солдатам, с которыми воевал рука об руку.
Предлагаем вниманию читателей описание образа Лизы Болконской в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Наибольшей болью для него было отсутствие единства народа, отсутствие целостности армии. Именно это, по его мнению, часто становилось причиной поражений русских.
Русская графинюшка
Уезжая из Москвы с семьёй, Наташа Ростова убирает с подвод имущество, чтобы освободить транспорт для раненых. При этом решение она принимает сразу, не задумываясь. Это свидетельствует о том, что она не отделяет себя от общей массы, оказывая посильную помощь армии в освобождении страны от врага.
Об истинном народном духе, присутствующем в Ростовой, говорит и эпизод, в котором она пускается в пляс в доме дядюшки после охоты. Сам автор не устаёт восхищаться своей любимой героиней, задаваясь вопросом: как, где и когда она впитала в себя из русского воздуха этот дух и приемы, те самые, которые нельзя изучить и которым невозможно подражать? Ведь она «графинечка», и её воспитанием занималась гувернантка-француженка.
Тихон Щербатый
Толстой показывает также партизанское движение. Его ярко представляет Тихон Щербатый. Это непокорный, хитрый и ловкий человек, использующий свои умения в борьбе с французами. Его активность способствует успеху русских. Командир Денисов испытывает гордость за бойца.
В отряде Тихон выделяется небывалой удалью, сочетающейся с отчаянной смелостью. И если раньше этот мужик противостоял «мироедам» в свой деревне, то сейчас, оказавшись у партизан, он для них становится очень полезным, одним из лучших. В этом персонаже видны основные черты русского характера.
Платон Каратаев
Образ Каратаева представляет собой другой тип русского мужика, отличный от типа Щербатого. Благодаря мудрости, человечности, доброте, простоте, равнодушию к лишениям, а также чувству коллективизма, этому неприметному «кругленькому» мужичку удалось помочь Пьеру. Тот, оказавшись в плену вместе с Платоном, снова смог поверить в людей, в существование справедливости, любви, добра.
Положительные качества простого человека Платона Каратаева противопоставляются эгоизму, высокомерию, карьеризму представителей высшего света Петербурга. Месяц, проведённый в плену, навсегда остался в памяти Пьера как самое лучшее воспоминание. Он никогда не испытывал столь полной духовной свободы.
Дорогие образы простых людей
Хотя образы Щербатого и Каратаева весьма разные, оба они дороги писателю тем, что сосредоточили лучшие качества, присущие русскому народу. Эти черты также воплощены в романе и в других людях. Речь идёт о:
Каратаев является носителем всего русского, доброго. Описывая его, Толстой говорит о присущих Платону
Эти черты Лев Николаевич высоко ценил в русских крестьянах.
Тихон же является воплощением народа-богатыря, который поднялся на борьбу в военную годину, в дни, критическое для страны.
Мысль народная в образе Кутузова
Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.
Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.
В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.
Дубина народной войны
Теме народной войны принадлежит в романе особое место. Автор всячески подчёркивает мысль об истинной народности войны 1812 года. Ведь люди поднялись на борьбу с иноземцами самостоятельно. Наибольшую известность приобрели отряды, руководимые Денисом Давыдовым и Василисой Кожиной. В романе его герои также организовывают свои отряды. Речь идёт о Денисе Давыдове и Фёдоре Долохове.
Крестьянские настроения в эпопее
Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому – богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде Бориса Друбецкого или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.
С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.
Всеобщий вклад
Лев Толстой прославляет народ, который весь поднялся на врага. Крестьяне даже за большие деньги не продавали фураж французам, поджигая его. Тем самым они подрывали мощь вражеской армии. Перед тем как враг должен был вступить в Смоленск, небогатый купец по фамилии Ферапонтов решил отдать весь товар бесплатно русским солдатам.
Жители Смоленска, Москвы, покидая свои жилища, сжигали дома, не желая, чтобы они перешли к врагу. Семейство Ростовых, довершив окончательно своё разорение, для вывоза раненых солдат отказалось от своих подвод. А Пьер Безухов на свои деньги, которые были огромными, сформировал целый полк. Его он взял на полное обеспечение. Сам же, оставшись в Москве, дабы обезглавить вражескую армию, хотел уничтожить Наполеона.
Движущая сила истории
Описывая войну 1812 года, Лев Толстой дал меткую оценку её цели и характеру. Он глубоко прочувствовал роль народа, которая была решающей. Тем самым великий писатель отверг казённые оценки тех событий, которые виделись как противостояние двух лидеров — Александра I и Бонапарта.
На страницах романа автор отмечает, что ранее вся история рассматривалась как история взаимоотношений отдельных личностей. В основном это тираны, монархи. При этом никто не задавался вопросом, что является на самом деле движущей силой истории. Автор считал, что это воля и дух отнюдь не одного человека, а всей нации в целом. Толстой обозначал это как роевое начало.
Образы людей из народа
Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.
Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века – тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.
Справедливая война
В романе-эпопее противопоставлены две воли. С одной стороны, это воля солдат французской армии, а с другой — воля всех русских людей. Война 1812 года для вторых была справедливой, ведь они бились за своё Отечество. Именно по этой причине их воля и дух были сильнее, чем у французов. Тем самым превосходство над Францией, победа над ней были предопределены.
Этой главной мыслью и были обусловлены характеры героев. Битва с Наполеоном явилась испытанием, важным рубежом, который прошли все положительные герои. Это касается:
и многих других персонажей.
И все они выдержали экзамен. При этом жизнь их изменилась коренным образом, приблизившись к жизни народа.
Кутузов и народ
Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.
Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.
Фальшивый патриотизм
Ярким типом карьериста является Борис Друбецкой, ловко и умело использовавший связи и искреннее расположение людей, притворяясь патриотом. Его целью было лишь продвижение по служебной лестнице. Подняв проблему патриотизма, истинного и ложного, Толстой ярко обрисовал картину военных будней. А также ясно выразил, как он относится к войне.
Народный труд
Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.
Но труд — это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.
Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.
Непобедимая сила
В романе Лев Николаевич показал, что народную силу победить нельзя. Ведь добро, простота и правда есть почти в каждом русском человеке. И истинный патриотизм не измеряется рангами, не ищет славы, не строит карьеры.
Толстой говорит о двух сторонах жизни, присутствующих в каждом человеке. Это личная жизнь, тем более свободная, чем более отвлечены её интересы. И жизнь роевая, стихийная, когда человек с неизбежностью исполняет законы, которые ему предписаны. Речь идёт о законах совести и чести, общей истории и общей культуры. Нужно о живёт в каждой главе и в каждой строке великого произведения.