что подразумевает механизм антиципации как механизм слушания
Какие психофизиологические механизмы обеспечивают результативность слушания?
Во-первых, процесс слушания невозможен без действия механизма слуховой памяти, с помощью которой слушающий удерживает в сознании воспринятые отрезки речи. Работа слуховой памяти позволяет воспринимать речь крупными блоками, а не отдельными словами (и тем более звуками и звукосочетаниями). Психологи установили: чем более крупными блоками человек воспринимает звучащую речь, тем успешнее идет переработка заключенной в ней информации. Удерживая в памяти воспринятые крупными блоками отрезки речи, слушающий постигает и осознает смысловые и логические связи между частями текста.
Во-вторых, в процессе слушания человек предвидит будущее развитие событий в анализируемом на слух тексте, прогнозирует содержание высказывания, предвидит появление отдельных слов во фразе, предугадывает смысл определенной части прослушиваемого текста.
Механизм прогнозирования (антиципации) формируется в процессе прогнозирования всех видов речевой деятельности. Убедиться в том, что он действует, можно очень легко. Так, если вы услышите начало фраз типа «Чем дальше вы удалялись от дома. », «Если будет холодно. », то вы мысленно прогнозируете ее продолжение, причем ни у кого не вызовет сомнения то, что далее последуют слова «тем» (первая фраза) и «то» (вторая фраза).
Прогнозируя содержание высказывания, слушающий стремится предвосхитить его идею, выявить замысел автора.
Таким образом, способность предугадывать, способность к смысловой догадке возможна только в том случае, если слушающий в процессе восприятия высказывания активно мыслит.
В-третьих, в процессе восприятия звучащего текста слушающий должен выделять смысловые опорные пункты, что углубляет понимание услышанного и облегчает запоминание материалов. Смысловой опорный пункт формируется в процессе сжатия содержания прослушанного отрезка речи, выделения в нем центрального понятия, на базе которого формулируется (осознается) смысл сказанного и осуществляется дальнейшее восприятие и переработка информации.
Механизм выделения смысловых опорных пунктов связывается с «улавливанием» (выявлением) ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, обозначающих тему высказывания, с комбинированием из них смысловых рядов, которые помогают в сжатом виде понять содержание услышанного, осознать перспективу развития мысли автора, сформулировать на основе смысловых рядов в удобном для слушающего виде основную мысль (идею) высказывания.
Действие психофизиологических механизмов обеспечивает достижение цели слушания — осознание основной мысли высказывания, понимание авторского замысла, глубокое проникновение в содержание услышанного.
Какие умения необходимы для развития механизмов слушания?
Психофизиологические механизмы необходимо развивать. Этому способствуют специальные упражнения, формирующие такие умения, как:
— умение сосредоточить внимание на содержании высказывания или на отдельных вопросах этого содержания;
— умение выделять ключевые слова текста и смысловые сцепления ключевых слов;
— умение отличать существенное от несущественного, основную и детализирующую информацию;
— умение удерживать в памяти большое количество фактов (деталей);
— умение догадываться о содержании высказывания по заголовку, о строении фразы по началу (по структуре), о значении слова по контексту и т. п.;
— умение делать промежуточный и окончательный выводы в процессе осмысления услышанного.
Каковы основные функции слушания?
Люди слушают, чтобы:
— расширить свои представления и знания об окружающем мире. Именно этим обусловлено слушание лекций, докладов, объяснений преподавателя в институте, звучащей информации теле-, радиопередач и т. п. В данном случае мы прибегаем к слушанию, чтобы узнать, познать, получить информацию. В этом проявляется познавательная функция слушания;
— получить знания о способах деятельности, о том, что следует предпринять в той или иной жизненной ситуации. С этой целью человек слушает инструкции, советы, замечания в процессе овладения какой-либо деятельностью и регулирует свои действия. Другими словами, люди слушают для того, чтобы научиться что-либо делать, чтобы отрегулировать свои действия и поступки, сформировать необходимые умения. Таким образом реализуется регулятивная функция слушания;
— получить наслаждение, удовлетворить свои эстетические запросы. С этой целью люди слушают стихи, прозу, публицистику в исполнении мастеров слова, что позволяет им приобщаться к миру искусства слова, осознавать его ценность и значение. В этом случае с помощью слушания люди обогащают свой внутренний мир, развивают способность чувствовать прекрасное, наслаждаться им. В данном случае слушание реализуется в эстетической, ценностной функции;
— ответить на вопросы, дать совет, высказать замечания (если к нам обращаются с подобными просьбами) и т. д. В данном случае понимание услышанного проявляется в каком-либо виде речевой деятельности или в совершении определенного действия (поступка).
Таким образом, люди слушают потому, что их к этому побуждают (порой против их воли, вопреки их желанию). Результатом такого слушания является реакция слушающего на слова собеседника, выраженная словесно или в форме какого-либо действия (поступка). Вероятно, в подобных ситуациях можно говорить о реагирующей функции слушающего.
Следовательно, слушание — процесс целенаправленный. Чем яснее осознаются цели слушания, которые реализуются человеком в конкретной ситуации общения, тем результативнее процесс слушания.
Механизм антиципации при обучении школьников восприятию иноязычной речи на слух
Механизм антиципации при обучении школьников восприятию иноязычной речи на слух
Крылова Наталья Сергеевна
(учитель английского языка)
г. Балахна, Нижегородская область
Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством реального общения. Под иноязычным общением мы понимаем не только процесс говорения на изучаемом языке, но и процесс слушания, восприятия информации.
Сегодня аудирование – это неотъемлемая часть обучения иностранному языку. Оно выступает как один из аспектов контроля на ЕГЭ по предмету и, в силу своей специфичности, является довольно сложным заданием для экзаменуемых.
Аудирование как вид речевой деятельности определяется следующими характеристиками:
— структурная организация;
— предметное содержание;
— функционирование вероятностного прогнозирования, осмысления и памяти, выступающих в качестве психологических механизмов;
— единство внутренней и внешней стороны, единство содержания и форм ее реализации;
Из исследований отечественных и зарубежных психологов известно, что при аудировании иноязычной речи слушающий опирается на свой имеющийся лингвистический и общекультурный опыт, а также достаточно развитые психологические механизмы восприятия, прогнозирования, памяти и осмысления.
В данной работе мы рассмотрим психологический механизм антиципации (механизм вероятностного прогнозирования), который отвечает за качество восприятия звучащего сообщения. В психологии исследованием этого механизма занимались такие ученые, как Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Р.М. Фрумкина и другие.
Так, И.А. Зимняя определяет антиципацию как «процесс упреждения целого, предвидения элементов, последующих за данным элементом, на основе оценки априорной вероятности их появления в апперцируемом целом». Иначе говоря, «элементы, последующие за данным элементом», есть не что иное, как фонетическая последовательность и лексическая сочетаемость, характерная для данного языка. Она выделяет два вида антиципации: семантическую и формальную. Семантическая антиципация предусматривает предугадывание мысли в целом. Формальная же антиципация предполагает предугадывание звуковой последовательности на фонетическом уровне и вероятностного следования определенных слов в определенной форме на уровне предложения [3].
Т.С. Серова выделяет три важные составляющие механизма вероятностного прогнозирования:
— вероятностная структура прошлого опыта;
— наличная ситуация;
— гипотезы [5].
Механизм антиципация в иноязычном общении основан на наблюдении за последовательностью событий высказывания на иностранном языке, структурными компонентами речи, на учете прошлого речевого опыта реципиента, на ситуации данного общения и контексте [4].
Следует отметить, что в процессе иноязычного аудирования работа механизма антиципации сочетается с работой оперативной памяти. Это сочетание обеспечивает синтез полученной информации, что является необходимым условием понимания иностранной устной речи. Таким образом, механизм антиципации служит своеобразным настроем на смысловое восприятие иноязычного речевого сообщения и условием его понимания.
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 6-е издание, 2009.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Зимняя И. А. О вероятностном характере речевого восприятия // Исследования языка и речи. М., 1971.
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
Серова Т. С. Теоретические основы обучения профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Дисс. докт. пед. наук. Пермь, 1989.
Антиципация
Антиципация – это дословно означает предвосхищение, т.е. умение системы в той или иной мере предугадывать развитие различных событий, результатов действий, явлений. В психологической науке различают два аспекта этих понятий: умение индивида представить себе вероятный итог действия до его совершения, также способность мышления индивида представить возможные средство решения проблемы до ее реального разрешения; умение организма индивида подготовиться к ответу на различные события до их наступления. Такое ожидание обычно проявляется определенной позой или движением.
Антиципация в психологии
В процессах восприятия, которые протекают в настоящем, всегда включается с одной стороны прошлый опыт, сохраняющийся в памяти, с другой – всегда в восприятии присутствует антиципация (отнесенность к будущему).
Антиципация – это своеобразный феномен опережающего отражения, который может обеспечить возможность субъекту «заглянуть в будущее».
Хотя феномен опережающего отражения и относится к будущему, все равно он обязательно опирается на прожитый опыт, сохраняющийся в памяти индивида. Обнаруживается в актуальных деяниях индивида, совершающихся в определенный момент настоящего времени. В памяти индивида сохраняется то, что случилось и стало прошлым. Однако воссоздается такое прошлое в определенные моменты настоящего.
Обязательной предпосылкой возникновения феномена опережающего отражения является сохранение прошлого опыта в памяти. Так, например, слежение за зрительными или слуховыми сигналами показывает, что антиципация является необходимым условием для выполнения действия, если по каким-либо причинам испытуемый не в состоянии предвидеть изменения прослеживаемых сигналов, в таких случаях происходит срыв такой деятельности.
Понятие антиципации объединяет в себе проявления психических способностей к опережающему отражению. Т.е. в широком смысле антиципация представляет собой способность к действию и принятию различных решений с конкретным пространственно-временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.
Выделяют следующие функции антиципации: регулятивная, когнитивная и коммуникативная. Регулятивная функция проявляется в ограничении уровней свободы системы согласно временно-пространственной структурой среды. Согласно предполагаемым изменениям обстоятельств внешней среды происходит предупреждающая подготовка, исход результатов действий и постройка его программы. Это обуславливает характер и направленность поведения в ситуации, которая сложилась. Но регуляция деятельности не может происходить без постройки модели нужного будущего или акцептора исхода действий, дающего возможность сравнения приобретенных итогов действий с параметрами потребного результата. Данный аспект регуляции гарантируется процессом антиципации, т.к. исход является будущим событием по отношению к деянию. Результаты предвосхищения включаются в принятие решения в качестве необходимых и существенных компонентов. Поэтому, роль процесса антиципации в регуляции деятельности индивида и его поведения очень важна.
Ломов полагал, что «опережающее отражение» может выступать в формах предвидения (экстраполяция, прогнозирование, антиципация) и целеполагания. Именно целеполагание определяет опережающее отражение, которое включено в деятельность индивида. А цель выступает в качестве опережающего отражения будущего исхода такой деятельности. Т.е. предвосхищение причисляется к опережающему отражению реального хода различных обстоятельств, взятых безотносительно к индивиду. Т.е., индивид выступает в качестве наблюдателя.
Согласно Фадееву антиципация в деятельности захватывает такие аспекты развития ситуаций: вероятные варианты, преобразование условий, вероятные варианты постройки исполнительных деяний, вариации оценки вероятных исходов, вероятные варианты корректировки модели обстоятельств и программы исполнительных деяний.
Антиципация принимает участие в выборке информации в процессах запоминания и восприятия. Ломов полагал, что процесс запоминания – это не механическая запись того, что в определенный момент воздействует на индивида, она из-за необходимости включает выборку воспринимаемой информации. Ведущую роль в процессах выборки информации для процесса запоминания имеют планы и предсказания, строящиеся индивидом в процессе его поведения.
Прогнозирование включается практически во все познавательные процессы, поэтому антиципацию считают «сквозным» психическим процессом.
Геллерштейн обозначал проявления процессов антиципации в предвосхищении поступков других индивидов, которое основывается на осознанном (или не всегда осознанном) знании эмоций логики и вытекающей из них деятельности.
Существует также антиципирующее воображение. Оно лежит в основе такой важной и нужной способности индивида – способности предугадывания будущих событий, результатов действий. Такое воображение внутренне неразрывно связано с составом каждой деятельности индивида. В условиях, когда стимуляция одним из взаимозаменяемых механизмов недостаточна, наступает активация воображения. Из накопленной ранее информации составляется бесконечное множество новейших сочетаний. Генератором таких сочетаний могут выступать активные зоны нашего подсознания. Но такие генераторы будут не беспорядочными, а будут иметь тематическую направленность текущим моментом восприятия. Событие, которое воображается, обладает физическим эффектом. Например, при воображении тяжелой физической нагрузки сердце может начать биться более утонченно.
Антиципация связана напрямую с личностными свойствами. Прямой взаимосвязью будет связь прогностической компетентности с личностными свойствами, которые обеспечивают успешность адаптационных процессов (общительность, уравновешенность). А связь такой компетентности с личностными свойствами, которые отвечают за нестабильность сферы психики (депрессивность, невротичность, агрессивность, лабильность) будет обратной. Таким образом, неразвитые механизмы антиципации могут указывать на вероятные нарушения в системах психической приспособляемости индивида. У психически нездоровых личностей или у невротизированных такие механизмы будут нарушены.
Механизм антиципации
Механизм памяти может приводить в движение механизмы антиципации – предугадывании и предвидения. Важным является не просто запечатление информации и не объем сам по себе, организация памяти. От метода организации информации в памяти значительно зависит и сам метод антиципации.
Взаимосвязь антиципации и памяти лежит во влиянии памяти на процессы антиципации. Индивид в процессе выполнения любой деятельности движется, образно говоря, по временной оси. В процессе такого движения записывается материал о настоящем событии в память. Однако в то же самое время в зависимости от производимой деятельности из памяти извлекается материал, который там хранился. Т.е. в каждый фрагмент текущего момента из памяти вынимается старый материал. Затем он проверяется, может корректироваться, преобразуется (в зависимости от новой информации, полученной в текущий момент) и объединяется с новым материалом и опять хранится в памяти, только уже обновленный вариант.
Запоминание включает в себя процесс выборки получаемой информации. Выборка может быть зависима от целеполагания и планов, которые индивид строит в конкретный момент в процессах деятельности, познания и общения. В акте целеобразования и планирования деятельности образуются критерии выборки получаемого материала для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного). Выбранное событие заключается в общую систему памяти, обогащая ее, однако, наряду с этим, процесс запоминания ориентирован на будущие события.
Антиципация имеет существенное воздействие на процессы воспроизведения, т.е. извлекание из нее сохраняемого материала. А что именно нужно извлекать из памяти в конкретный момент настоящего зависит не столько от самого момента, но и отношения его к предвосхищаемому будущему (антиципируемому).
Для исследования процесса запоминания используют метод антиципации (предвосхищающего воспроизведения ряда). Основывается он на предъявлении (на слух или зрительно) в определенном темпе испытуемым набора стимулов (например, чисел) и дается инструкция запомнить весь набор стимулов так, чтобы каждый предыдущий элемент цепочки вызывал у них представление о последующем. Интервалы между предъявляемыми элементами цепочки должны составлять не более трех секунд. Задачей испытуемого является правильно повторить последующие элементы при предъявлении ему предыдущих.
Метод антиципации основан на том, что всякий предъявленный элемент цепочки является сигналом для последующего за ним стимула. В методах антиципации используются такие критерии, как время и количество повторов, нужное для правильной антиципации абсолютно всех элементов цепочки; при отдельных повторах количество безошибочных антиципаций; характер и количество неправильных антиципаций при отдельных повторах; постройка графика заучивания для всех элементов цепочки.
Выделяют несколько механизмов антиципаций: сенсомоторный; перцептивный, уровень представлений, вербально-логический, субсенсорный.
Примеры антиципации
Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.
Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.
Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям.
Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.
Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений. Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.
Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.
Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.
Приемы антиципации для работы с текстами бывают следующие: предугадывание содержательного смысла текста по эпиграфу, названию или по фамилии автора; прием текстового восстановления с пропусками элементов; до чтения текста прием составления плана, основывающийся на имеющихся знаниях, читательском опыте, заголовке, стилях и жанре; метод угадывания направления авторской мысли при чтении с определенными остановками.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Механизм антиципации.
Как же научиться антиципации, развить в себе эту способность, натренироваться? Здесь вам помогут упражнения на:
1) прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу( В.Н Толстой «Новое название романа-эпопеи так же масштабно и многозначно, как само это произведение, как вся жизнь человеческая. Действительно, о чем великое творение Толстого? Самый простой ответ: о жизни России в первой четверти XIX века, о войнах 1805—1807 и 1812 годов, о мирной жизни страны между этими войнами и о том, как жили люди (и вымышленные, и исторические персонажи) после них.);
2)Упражнения на развитие языковой догадки и механизма вероятностного прогнозирования:
— Вам знакомо слово учитель. Постарайтесь понять значение слова строитель.
3) на восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей);
4)на составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта.
1) формировать умение видеть и предугадывать структуру предложения и текста ( составляющие их смысловые блоки ; количество блоков; их расположение и т.д)
2) учиться моделировать текст ( составлять текст на основе предъявленной модели). Для развития этого компонента учитель часто просит создать текст по определенным критерия: задается стиль речи (научный, публицистический, офицально-деловой, художественный,разговорный), тема текста, объем.
3)тренироваться в дополнении, трансформирования текста с учетом характера тех компонентов, которые уже осмыслены в процессе чтения или слушания)
Механизм памяти.
Данный механизм связан с организацией вербальной (речевой) памяти. Память рассматривается как многоуровневая информационная система, которая обеспечивает приём, переработку, хранение и извлечение информации. Внутренняя организация вербальной памяти обеспечивается ассоциативными логическими, грамматическими и фонетическими связями между словами. Удержание информации в памяти необходимо для полноценного усвоения языка, а также для осуществления полноценного разговора, а также другой речевой деятельности, когда необходимо постоянно помнить о предмете и оперировать различными вербальными ассоциациями, возникающими в процессе речевой деятельности.
Удержание информации обеспечивается:
1)оперативной памяти (Оперативная память — это способность удерживать определенный объем информации в активном виде и производить с этой информацией различные действия в течение короткого периода времени. Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, но подразумевает несколько большую продолжительность (до нескольких минут). Она в большей степени фокусируется на обработке, а не на приобретении информации. Оперативную память можно охарактеризовать как процесс анализа данных, которые в этот момент находятся в активной форме).
2)Кратковременная память является фильтром, через который проходит вся информация. Кратковременная память запоминает материал примерно за 20-30 секунд. Затем запомненное подвергается фильтрации и нужное уходит в долговременную память, а не нужное замещается новой информацией.
3)Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:
· ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
· ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Несколько упражнений на тренировку памяти:
1)Игра в «снежный ком». Играют 2 и более человека.
Оперативную память необходимо тренировать, используя, например, игру «Снежный ком». Кто-то произносит 1-ое слово, как правило существительное, или словосочетание, чтобы дальше можно было продолжить фразу. Следующий человек повторяет это слово и добавляет 2-ое слово или словосочетание, и так фраза удлиняется до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.
Например:
Мой друг.
Мой друг пошел в кино.
Мой друг пошел в кино один.
Мой друг пошел в кино один, а девочек не взял.
2)Игроки договариваются, что все слова будут начинаться на определённую букву или что первыми словами будут числительные, а следующие слова будут начинаться на ту же букву, что и числительное.
· Например:
Один оригинальный официоз,
Два диких дикобраза,
Три трепетных тарантула,
Четыре чумазых чародея чесали череп чудака,
Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав,
Шесть шустрых шакалов швырялись шелковыми широкополыми шляпами,
Семь смуглых сирот смотрели серые снимки,
Восемь волооких воробьев варили вишневое варенье.
4) Тренировка слуха. Попросите, чтобы вам перечислили примерно десяток различных, не связанных по смыслу, слов. Затем постарайтесь воспроизвести их в изначальной последовательности.
Советы о том, как лучше запоминать иностранные слова:
2)Представить слово в виде определенного зрительного образа. Зрительные образы на любых языках выглядят одинаково. Например, стул, chair, chaise — все это разные обозначения одного и того же образа. С этого момента и начинается запоминание слов, т.е. образование прямой связи между словом и образом.
3) Делать шпаргалки (выписывать английские слова на бумагу, обвешивать все, вплоть до уборной). Записывать в блокнот.
5) Для того, чтобы слово сохранилось в вашей памяти необходимо повторять английские слова, чтобы они вошли в ваше подсознание (лучше, конечно, чтобы вы слушали их в mp3 плеере). Употребляйте новые слов в повседневной жизни