что подразумевает подведение итогов урока
Что представляет собой подведение итогов как структурный компонент урока?
Ситуацией педагогического общения, завершающей урок, обычно является подведение итогов урока.
Этот в целом непродолжительный, но весьма важный момент урока никогда не должен выпадать из поля зрения педагогов. Завершая работу, учитель обычно спрашивает учащихся о том, чему они научились на уроке, что узнали нового по сравнению с тем, что им было известно ранее, какие трудности в усвоении материала они встретили и т. п.
Кроме этих, ставших традиционными, вопросов, учитель обращает внимание класса на особенности работы над учебным материалом в домашних условиях, называет фамилии учеников, которые стали успешнее работать на его уроках, дает в тактичной форме советы тем, кому необходимо изменить свое отношение к учебе в лучшую сторону, и т. п.
Учитель, организующий речевое общение с учащимися на разных этапах урока, в том числе на этапе подведения итогов урока, должен стимулировать и активизировать их познавательную деятельность.
В дидактике выделяется ряд условий, способствующих проявлению творческой активности школьников:
— наличие у учащихся действенных мотивов, заставляющих их быть активными, применять изученное, действовать, искать;
— свободное владение учащимися ранее изученным материалом, а также определенными логическими и техническими умениями (умение сравнивать, умение выделять главное, умение доказывать, опровергать и т. п.);
— отсутствие робости, скованности, страха перед возможными неудачами.
Учебно-речевая ситуация с задачей обобщения реализуется на этапе подведения итогов урока.
Обобщение, которое является компонентом каждого урока, представляет логическую, мыслительную операцию, благодаря которой учитель должен подвести итоги урока.
Уточнение темы урока, знание программных требований позволяет определить и сформулировать дидактические задачи каждого урока и соответственно содержание того момента, который принято называть подведением итогов урока.
Следует отметить, что подведение итогов урока включает не только обобщение того, что узнали и чему научились дети на уроке, но и оценку деятельности всего класса, отдельных учеников.
Каковы признаки обобщения как речевого жанра?
Обобщающая речь учителя — самостоятельный жанр. Он относится к педагогическим речевым жанрам, так как используется в профессиональной деятельности, имеет определенную коммуникативную цель, задачи, особую сферу общения.
Коммуникативная целеустановка обобщающей речи учителя формируется в начале учебно-речевой ситуации подведения итогов урока. Коммуникативное намерение учителя — проанализировать, обобщить, сделать выводы, оценить деятельность учащихся на уроке.
В качестве адресата выступают учащиеся класса, в котором проводится урок.
В роли адресанта могут выступать учитель/ученик: (монолог).
Социальные отношения и фоновые знания коммуникантов определяют выбор стиля общения.
Обобщающая речь учителя состоит из следующих компонентов:
Обращенный запрос обобщающей информации.
Ребята, с какой частью речи мы познакомились на уроке и что нам стало известно о ней?
Обобщенное изложение полученной информации (учитель/учащиеся).
Правильно, ребята! Следовательно, местоимения не называют предметы, а только указывают на них, на их признак или количество. Местоимение изменяется по родам, падежам, а некоторые по числам. В предложении местоимения могут выполнять функцию подлежащего, определения, уточнения.
Оценка деятельности учащихся на уроке.
Ребята, вы хорошо работали на уроке! Особенно вы помогли мне во время объяснения нового материала. Все отвечавшие получают следующие оценки.
Чтобы подготовить обобщение в ситуации подведения итогов урока, нужно уметь:
— формулировать дидактическую цель урока;
— запрашивать обобщающую информацию;
— корректировать деятельность учащихся;
— строить обобщающие монологические высказывания (обобщать имеющуюся информацию);
— оценить высказывания учащихся, так как оценка призвана формировать в ребенке такие качества, как уверенность в себе, самоуважение, уважение к педагогу.
Этап подведения итогов урока (рефлексия)
Дидактическая задача этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся;
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Просмотр содержимого документа
«Этап подведения итогов урока (рефлексия)»
Методы, приёмы рефлексивной деятельности учащихся на уроке
Учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО
Асбест Свердловская область
1.При составлении поурочного плана отводите на подведение итога урока не менее 5-7 минут. Старайтесь, чтобы этот этап не выходил за рамки, отведенного на урок времени, то есть не проводился после звонка.
2.Четко и ясно объявляйте учащимся, что сейчас вы будете подводить итоги урока. Дождитесь пока в классе не будет абсолютной тишины, добейтесь концентрации внимания учащихся на ваших словах и действиях.
3.После того как все школьники будут с сосредоточенным вниманием слушать вас, сообщите, довольны ли вы работой класса в целом. Поставьте учащихся в известность о том, справился ли класс с задачами, поставленными в начале урока, достигнута ли основная цель.
5.Старайтесь давать краткие и емкие формулировки. Не пускайтесь в долгие рассуждения и разбирательства относительно отдельных учащихся. Помните, что на данный этап урока отводится совсем немного времени и нужно успеть проанализировать работу класса.
6.Выделите из общего образовательного блока те правила и понятия, которые усвоены наиболее хорошо, затем переведите акцент на те, над которыми еще нужно поработать на последующих уроках.
7. Если урок проводился в нестандартной форме и имел вид соревнования между отдельными командами школьников, необходимо охарактеризовать работу каждой команды, дать объективную оценку их деятельности, выставить оценки наиболее активным учащимся, вручить заслуженный приз команде-победителю.
8.Соберите дневники, выставите оценки за работу на уроке. В конце обычно дается задание на дом.
Изменяется по числам
Бывает женского, мужского, среднего рода
Как еще изменяются существи-
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С «ГРОЗДЯМИ»
3. Озвучьте свои «грозди». Пусть слушатели сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Приёмы рефлексии при подведении итогов урока
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
учитель английского языка МОУ Лицей Эжвинского района города Сыктывкара
Головкина Екатерина Вячеславовна
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
Какой стиль общения преобладал в работе?
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методические рекомендации «Как организовать этап «Подведение итогов занятия»?
Как организовать этап «Подведение итогов занятия»?
Наталья Владимировна Терешковец,
«Центр внешкольной работы»
района Талнах г. Норильска
В условиях модернизации образования большое внимание уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию, а одним из ведущих принципов становится принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, понимает, зачем он это делает, если каждое его действие является осознанным. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее направленность на саморазвитие. Чем более оно развито, тем более человек способен стать субъектом своей деятельности.
Целенаправленная работа по формированию и развитию рефлексивных умений и навыков детей должна осуществляться педагогом на протяжении всего занятия, а этап «Подведение итогов» должен быть ярким завершающим аккордом этой работы. Какой бы ни была структура занятия в зависимости от выбранного типа, в каждой из них есть этап «Подведение итогов».
Народная мудрость гласит: «Не верь началу, а верь концу», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Не дорого начало, а похвален конец». И действительно, начатое дело надо закончить, а вот начатое занятие необходимо методически грамотно завершить.
Как правильно организовать работу на этапе «Подведение итогов»?
Что необходимо учесть на данном этапе?
Каково должно быть его содержание?
Какие использовать приемы?
Согласно технологии организации времени, подведение итогов является важным условием успешной деятельности. Как один из инструментов тайм-мендежмента, подведение итогов используется, во-первых, для оценки проделанной работы, во-вторых, для выявления «проблемных» зон, в-третьих, для дальнейшего успешного планирования деятельности.
Дидактические задачи этапа «Подведение итогов» заключаются в том, чтобы соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения, проанализировать деятельность субъектов, определяя положительные и отрицательные моменты, наметить перспективу деятельности на следующие занятия.
Какие требования предъявляются к этому этапу?
На этап «Подведение итогов» обычно отводится немного времени: 5-7 минут. В связи с этим необходим тщательный отбор методов и приемов, способствующих активизации детей и оптимизации этого этапа.
Педагог должен стремиться дать адекватную оценку занятия и добиваться адекватной самооценки обучающихся. Объективно подвести итог проделанной работы позволяет сравнение цели и задач, поставленных в начале занятия, с полученным результатом.
Необходимо добиваться осознания обучающимися значимости полученных результатов и готовности использовать их для достижения образовательных целей.
Одним из основных процессов данного этапа является оценивание. Здесь дается общая оценка занятия, и каждый субъект оценивает меру своего личного продвижения к цели – проводится самооценка. Затем на основании данной оценки и самооценки формулируются общие выводы и выстраиваются перспективы дальнейшей работы.
Содержание этапа «Подведение итогов занятия» составляют 3 основных блока: оценка занятия, самооценка, общие выводы.
Итак, оценка занятия. Педагог совместно с детьми подводит итог. Рассматриваются вопросы: Достигнута ли цель занятия? Что этому способствовало? Что нового узнали ребята? Какими умениями и навыками овладели? Над чем еще стоит поработать? Педагог оценивает деятельность детей и поощряет за проделанную работу. Может оцениваться степень усвоения материала, работоспособность, психологическое состояние, результативность, содержание и полезность работы.
Р абота учащихся должна оцениваться с разных позиций, важно обращать внимание на такие параметры, как:
знание фактического материала и уровень его усвоения;
отношение к учебному труду, к новому материалу;
объективная направленность на саморазвитие;
наличие познавательного интереса;
характер отношений с другими учащимися;
воспитательная и развивающая подвижка личности.
Не стоит забывать, что для ребенка очень значима положительная оценка педагога. Она позволяет повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета, выстроить траекторию деятельности. Результатом оценочной деятельности должно стать самоутверждение детей в успешности.
Следующий блок – самооценка. Субъект занятия (педагог или ребенок) анализирует свою деятельность и свои действия. Это необходимо для оценки собственной деятельности, её последующей корректировки, планирования дальнейших шагов самосовершенствования. Задача педагога в этом случае заключается в мобилизации детей на самооценку. Этому будут способствовать следующие вопросы: Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему? А что не удалось? Почему? Похвали себя за достигнутые успехи. Все ли тебе было понятно? Спроси о том, что ты не понял. Как ты работал на занятии? Что тебе помогало? Что мешало? Чему ты научился? Чего ты достиг? Какие трудности ты преодолел? Кто тебе оказывал помощь? Кому ты признателен за поддержку? С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему? Что тебя удивило? Что порадовало?
Существует много эффективных приемов, направленных на развитие самооценочной деятельности. Так, приемы «Закончи предложение…», « Заполни оценочный лист», «Отметь верное утверждение» и т.д. позволяют детям оценить свою степень усвоения материала, задуматься, над чем еще стоит поработать. Приемы «Цвет настроения», «График», «Поезд» позволяют ребенку проследить, как менялось его настроение в течение занятия. Приемы «Комплимент», «Выбор» помогают ребенку осознать степень участия других в его достижениях.
При использовании тех или иных приемов, очень в ажно, чтобы учащиеся могли поделиться своими размышлениями, высказать свое собственное мнение о том,
какой опыт они приобрели;
проанализировать, как они его приобретали;
насколько эффективен был выбранный ими способ деятельности;
каковы причины неудач;
что следовало бы изменить, чтобы достичь лучшего результата;
кого следует поблагодарить за оказанную помощь.
Как правило, учащиеся проявляют желание рассказать и о чувствах, которые они испытывали во время занятия, хотят поделиться своими впечатлениями о занятии. В ходе такой работы у детей появляется новое понимание всего происходившего и обогащение себя. Педагогу важно внимательно выслушивать мнение каждого, фиксировать различные точки зрения и в случае необходимости корректировать правильность понимания.
Проделав работу по оценке занятия и самооценке детьми своей деятельности, педагог обобщает все сказанное и намечает перспективу на следующее занятие. Обычно используются словесные конструкции: «таким образом, мы пришли к следующим выводам»,«в конце нашего занятия я хочу отметить»и т.д.
Как вы думаете, какие ошибки допускаются в педагогической практике при подведении итогов?
1. Чаще всего наблюдается «скомканность» итогового этапа, причиной которому является нерациональное использование временного ресурса. Затянутый начальный этап занятия приводит к недостатку времени для качественного подведения итогов, а иногда и вовсе к его отсутствию.
3. Третья распространенная ошибка заключается в том, что главным действующим лицом на данном этапе является педагог. Нередко дети не привлекаются для подведения итогов. Педагог проговаривает все за детей, а дети, даже если вопрос им задается, не имеют возможности на него ответить. Риторические вопросы при анализе не допустимы! Другое дело, когда педагог обобщает высказывания детей и дает правильную форму ответа, если были допущены ошибки.
Подведение итога урока
Подведение итога урока
Важным этапом учебно – воспитательной работы на уроке является подведение итога урока: что дал урок? Достигнута ли цель? Решены ли поставленные задачи? Над чем надо еще поработать? На эти вопросы в конце урока учитель и учащиеся должны получить ясные ответы.
Итог урока можно подвести с помощью различных методов. Основными из них являются:1) Ответы учащихся на вопросы учителя;
2) Подбор примеров, составление схем, таблиц и др.;
3) Формулирование выводов по теме урока.
Важно, чтобы учащиеся уяснили, чему они научились на уроке, чем обогатились, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.
Подведение итогов урока. Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы. Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Ошибки.Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Чему посвятим следующий урок?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
я выполнял задания…
я почувствовал, что…
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо.
Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить школьников в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока.
Актуализировать, то есть “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура).
На этом этапе активизируются многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема
На этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Основные этапы урока
Структура урока ОНЗ.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.
9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
Способность учащихся к усвоению:
1-4 мин. – 60 % информации
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Новое знание «открывают» дети. Общение с детьми должно быть организовано так, чтобы каждый ученик смог представить свои собственные ожидания от урока, как он сможет самореализовываться в этом конкретном уроке.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно- проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу”);
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.