что подразумевается под эвакуацией населения
Закон о принудительной эвакуации населения с 1 июня 2021 года (номер 1120845-7). Зачем его приняли. Как и зачем будут эвакуировать граждан?
Российских граждан обяжут эвакуироваться при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации – лесных пожаров, наводнений, землетрясений. Тех, кто откажется, могут вывезти принудительно и даже оштрафовать.
Принудительная эвакуация в России. Суть закона
Тему принудительной эвакуации граждан из зоны ЧС впервые подняли в сентябре 2019 года, после масштабного наводнения на Дальнем Востоке.
По новому закону редлагается обязать граждан эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС «при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий».
Решения об эвакуации будут принимать комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, созданные на всех уровнях власти.
Порядок проведения эвакуационных мероприятий должно будет определять правительство РФ, это позволит создать полный алгоритм действий органов власти и населения.
В предыдущем законе предусматривалось принудительно эвакуировать граждан только в случае контртеррористической операции или в случаях, когда объявляется режим чрезвычайного положения (вводится для защиты от внутренней угрозы).
Что же изменилось в новом законе:
1) органы управления системой предупреждения ЧС (это Правительственная комиссия на федеральном уровне, а также региональные и муниципальные комиссии — если ЧС носит локальный характер) могут принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС или угрозе ее возникновения;
2) для граждан РФ вводится обязанность эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС или из зоны ЧС, — с момента получения информации о проведении эвакуационных мероприятий от органов власти.
Именно второй пункт и стал предметом бурного обсуждения в интернете, породив немало слухов и домыслов.
Как видно, закон действительно предусматривает обязательную эвакуацию для населения в том случае, если уполномоченная комиссия примет соответствующее решение.
Способы эвакуации. ГОСТ Р 22.3.17-2020
Сам ГОСТ (его еще называют национальным стандартом по эвакуированию населения) описывает порядок и процедуру эвакуации мирного населения из опасных или потенциально опасных зон. Документ указывает категории населения, которые подлежат эвакуации или рассредоточению, определяет как и каким образом это население перемещать (автомобильным, железнодорожным, авиационным транспортом).
Эвакуация может осуществляться либо пешими колоннами от 500 до 1 000 человек с соблюдением дистанции в 500 м между колоннами.
Либо различными видами транспорта (например, в вагон электропоезда рекомендуется сажать до 250 человек, в 25-местный автобус — до 40 человек, в грузовой автомобиль — не более 20 человек, а в самосвал — не более 15 человек).
Кстати, для колонны разработаны свои правила:
Для увеличения скорости колонны людям запрещено брать с собой много личных вещей, а о еде и питье во время привалов в ГОСТе ничего не сказано!
В ГОСТ Р 22.7.02-2021 так же говориться про информирование населения в условиях ЧС: куда обратиться, как искать родственников, какие выплаты и кому положены и т.д. Там, например, сказано:
Такой ГОСТ тоже вводится в России впервые и, очевидно, направлен на борьбу с возможной паникой, слухами и дезориентацией людей во время стихийных или техногенных катастроф. Остается надеяться, что он никогда не пригодится. В конце стоит наверное напомнить, что никакой ГОСТ не является законом, а лишь инструкцией для внутреннего пользования сотрудников соответствующих ведомств, не более.
Основное изменение – граждане обязаны будут эвакуироваться из мест, где не только объявлена чрезвычайная ситуация, но и существует угроза ее возникновения. Все решения относительно эвакуации будут принимать специальные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основное содержание поправок законопроекта:
С 1 июня вступает в действие ГОСТ Р 22.3.17-2020, который регулирует планирование мер по эвакуации населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Таким образом, с 1 июня эвакуация населения (точнее, ее подготовка) должна осуществляться с учетом этого государственного стандарта.
Законопроект уже получил критические отзывы. Как он будет реализовываться, пока не понятно, но, очевидно при помощи полиции и под угрозой привлечения к ответственности за отказ от исполнения распоряжений полицейских (ст. 19.3 КоАП РФ).
Как будет работать и кого коснется закон об эвакуации
Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части повышения оперативности реагирования на такие ситуации. Вместе с Председателем профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым
Предусматривает ли закон принудительную эвакуацию людей?
Нет, принудительная эвакуация людей из зоны чрезвычайной ситуации законом не предусмотрена.
Закон возлагает на граждан обязанности эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий. При этом решение об эвакуации будет приниматься в порядке, установленном Правительством РФ.
В каких ситуациях людей будут эвакуировать?
Только в случае реальной угрозы жизни и здоровью граждан, если они находятся на территории, подверженной воздействию опасных факторов чрезвычайной ситуации. Это может быть, например, зона пожара или наводнения, когда существуют достоверные основания полагать, что люди могут пострадать в результате ЧС.
Проведение эвакуационных мероприятий не всегда является обязательной мерой.
Кто будет принимать решение об этом?
Решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций будут принимать:
Как будет проводиться эвакуация?
Порядок проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций будет определен Правительством РФ после принятия закона.
Куда людей будут эвакуировать?
Людей будут эвакуировать в пункты временного размещения (общежития, гостиницы, санатории, другие места, пригодные для проживания), находящиеся в безопасных местах. В пунктах временного размещения эвакуируемое население обеспечивается питанием, медицинским обслуживанием и другими видами первоочередного жизнеобеспечения, в том числе оказанием психологической помощи.
Места расположения пунктов временного размещения определяются соответствующими комиссиями — по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Также по желанию граждане могут размещаться у родственников (знакомых), проживающих за пределами зоны чрезвычайной ситуации.
Возможно ли отказаться от эвакуации и что грозит в случае отказа?
Согласно Правилам поведения, обязательным для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417), получив инструкции (указания) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации.
За невыполнение этих предписаний гражданину может быть дано предупреждение или на него может быть наложен административный штраф на сумму от 1 до 30 тыс. рублей (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ).
Могут ли детей эвакуировать отдельно от родителей?
Нет, дети эвакуируются совместно с родителями.
Исключение составляют лишь случаи нахождения детей в детских садах и школах на момент возникновения чрезвычайной ситуации. При этом родителям сообщаются места эвакуации детей, для того чтобы они могли забрать их либо разместиться вместе с ними.
Что будет с оставленной недвижимостью и имуществом, как оно будет охраняться? Нет ли опасности, что оставленные дома будут просто разграблены мародерами?
Вопросы обеспечения и защиты прав граждан в сфере имущественных правоотношений планируется предусмотреть в Порядке проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС. Сейчас документ прорабатывается Правительством РФ.
Но в любом случае воровство, грабеж, мародерство являются уголовными преступлениями и преследуются по закону. Кроме того, охрана общественного порядка в чрезвычайных ситуациях, а также оцепление местности уже возложены на соответствующие органы МВД России и Росгвардию.
Как будет приниматься решение о сроках эвакуации, когда люди смогут вернуться домой?
Решение о сроках эвакуации не принимается сразу. После завершения всех мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также в случае подтверждения, что угроза жизни и здоровью людей отсутствует, режим чрезвычайной ситуации отменяется и граждане могут вернуться домой.
Эвакуация населения в безопасные районы
Эвакуация населения в безопасные районы
Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного загрязнения.
Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:
Эвакуации на военное время подлежат:
б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;
в) материальные и культурные ценности.
В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
Эвакуация населения в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами:
эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.
Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, хранение материальных и культурных ценностей возлагается:
При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:
— эвакуационные комиссии республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;
— эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;
— промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
— приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
— группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
— администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.
Эвакуированное население в загородной зоне размещается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом местных условий.
Каждой организации, переносящей свою деятельность в военное время в загородную зону, заблаговременно (в мирное время) определяется производственная база и назначается (выделяется) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления район (пункт) размещения в загородной зоне.
При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации на территории другого субъекта РФ выделяется загородная зона по согласованию с органами исполнительной власти этого субъекта.
Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.
Эвакуация населения
Эвакуация населения – это один из эффективных способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.
Эвакуация населения автомобильным транспортом
Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является единственно приемлемым способом защиты.
Организация эвакуационных мероприятий как в условиях ЧС, так и в условиях военного времени в основном аналогична.
Планирование и порядок
Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.
Порядок эвакуации определяется в соответствии с «Правилами эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303.
В военное время эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает в себя:
Эвакуация материальных и культурных ценностей – это комплекс мероприятий по их вывозу в безопасные районы с территории городов и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения для потенциального противника, а также из зон возможного катастрофического затопления.
Более подробно в материале по ссылке >>
Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей. Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление ГО, и органами военного управления.
Загородная зона в пределах административных границ субъекта РФ располагается вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения и радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления. При отсутствии загородной зоны на территории субъекта РФ по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов РФ возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов РФ.
Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:
В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
При планировании эвакуация, рассредоточения работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы, а также миграция населения. При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников располагаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны. В исключительных случаях по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений. Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, располагаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.
Рассредоточение гражданского персонала – комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.
Население, эвакуированное из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших к этим зонам населенных пунктах, расположенных на не затапливаемой территории. Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в жилых, общественных и административных зданиях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством РФ. Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления. Эвакуация населения в безопасные районы осуществляется путем вывоза части населения всеми видами транспорта независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством РФ и не занятого воинскими, другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком. Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов ГО и защиты населения, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
В районах размещения эвакуируемого населения эвакокомиссии при участии органов управления ГОЧС, администраций органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного обеспечения эвакуированного населения. На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при угрозе возникновения ЧС. Эти списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуированного населения. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке.
Могут классифицироваться по разным признакам:
по видам опасности – эвакуация из зон возможного и реального химического и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и др.;
по способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
по удаленности – локальная (в границах населенного пункта, района, административного округа, города); муниципальная (в границах сельского района, города); региональная (в границах субъекта РФ, федерального округа); государственная (в пределах РФ);
по временным показателям – временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная – до одного месяца; продолжительная – более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения — упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных ЧС проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия. В случае возникновения ЧС с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны ЧС может осуществляться и в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным критериям для каждого вида опасностей. Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения.
Способы
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Осуществляется:
Варианты
По времени и срочности:
По масштабу:
По охвату населения:
Частичная или общая эвакуация проводится в зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий (чрезвычайной ситуации).
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации. Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым: эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций; Эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.
Плакат
Кроме этого, по ссылке доступен дополнительный материал по теме от МЧС России: Руководство по эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
Видеоматериалы
Дополнительные термины и определения по теме:
Источники: Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 № 160-ФЗ); ГОСТ 12.1.004–91* ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования.