что подразумевают игры второй степени
Степени игр
Выделяются три степени игр.
Игры первой степени приняты в обществе, не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям.
Игры второй степени скрываются, не приветствуются обществом, приводят к ущербу, который, однако, нельзя назвать непоправимым.
Игры третьей степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. И еще, как нам удалось установить, выигрыш почти всегда значительно меньше, чем проигрыш.
Игры зачастую разыгрываются двумя игроками. В некоторых играх значительно больше двух ролей. Каждый игрок может исполнять несколько ролей. Иногда игрок разыгрывает игру с организацией. Значительный интерес представляют игры, разыгрываемые человеком с самим собой. Мы еще остановимся на них.
Читайте также
Определение степени праворукости
Определение степени праворукости 1. Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).3. Отвинтить гайку, накрученную на болт.4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).5. Вдеть нитку в иголку (для
Методика диагностики степени готовности к риску [17]
Методика диагностики степени готовности к риску [17] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени готовности к риску.Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый вопрос
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение степени удовлетворенности потребностей (материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении).Инструкция. Перед
Научные степени
Научные степени Многие целители, эзотерики, гуру, духовные учителя изо всех сил стараются получить научную степень, некоторые из них становятся кандидатами или даже докторами наук, присваивают себе степень Ph., D. Но очень часто это происходит за пределами официальной
Роли и степени
Роли и степени Как уже было сказано, игры существуют в мягком и жестком вариантах. Игра ПБВДН была представлена в самом мягком варианте (первая степень): в этом виде она относительно безвредна. Жесткую версию (третью степень) этой игры можно наблюдать у алкоголика, который
Часть первая. Матери в большей степени, чем женщины
Часть первая. Матери в большей степени, чем женщины Каждая женщина, которая стала матерью, вынуждена противостоять двум противоположным моделям осуществления материнской роли, соответствующим двум наиболее противоречивым предписаниям: будь матерью или будь женщиной.
3.4. Типология конфликтов по степени их случайности – неизбежности
3.4. Типология конфликтов по степени их случайности – неизбежности В основе типологии лежит некий существенный признак классификации. В разделе 3.1 в качестве основы типизации конфликтов был выбран следующий признак: наличие или отсутствие значимых (накопившихся)
II. Бессознательное, вещь в высшей степени конкретная
II. Бессознательное, вещь в высшей степени конкретная Мне кажется, дорогой доктор, что моя задача здесь не вступать с Вами в интеллектуальное состязание, а лишь дать Вам возможность высказаться. Поэтому и вопросы мои к Вам будут самые незатейливые — элементарные, даже
В какой–то степени мы все эгоцентричны
В какой–то степени мы все эгоцентричны Мы опасаемся эгоцентриков, людей, которые думают лишь о себе и говорят о себе, как о редчайших райских птицах. Тем временем мы все в какой–то степени эгоцентричны. Человек, постоянно чем–то недовольный, суровый ученый, маленький
До какой степени собеседника интересуют детали
До какой степени собеседника интересуют детали Еще одно важное обстоятельство, которым не следует пренебрегать, когда вы что-то обсуждаете или отвечаете на вопрос, – это насколько собеседника интересуют детали. Избыток или недостаток подробностей может либо помочь
Степени крайности
Степени крайности Перфекционисты мыслят крайними категориями:• все или ничего;• черное или белое;• совершенство или провал.Этот тип мышления реализуется на двух уровнях:• радикальное восприятие событий: «То, что делаю я или другие, либо идеально, либо полный
Переосмысление и степени свободы
Переосмысление и степени свободы В этой главе мы вели речь о ценности переосмысления, о важности свободы и гибкости в понимании себя и других людей. Нельзя относить людей к какому-то одному классу, например к солдатам или хиппи. На то же указывал пример Уильяма
О высшей степени зла
О высшей степени зла Желание умереть это высшая степень зла, которую человек может себе желать. Тело ведь знает, чему человек пришел выучиться в жизни и в каком объеме. Если же человеку угодно покинуть сей мир раньше срока — а права желать этого у него не отнимешь, — то его
Глава 5. Психологические игры
Классы игр
Сравнение игр двух классов
Теперь сопоставим игры двух классов. Для наглядного сравнения игр первого и второго класса важно привести их формулы:
Формула игры первого класса:
Формула игры второго класса:
Крючок + Клев… = Реакция — Переключение + Смущение + Расплата.
Игра первого класса состоит из двух частей. Игра второго класса — из трех. В первой части Ловушка и Крючок совпадают по своей природе и предназначению. Ответ по своему значению совпадает с Клевом. Слабость в играх второго класса не называется, но, в общем, подразумевается. Реакция в играх второго класса представляет собой вторую часть. Это сложные взаимодействия игроков, частично совпадающие с Ответами и Ударами игр первого класса. Отличительной чертой игр второго класса является Переключение. За ним следует Смущение. В играх первого класса оно отмечается при Расплате. Это действие иногда так и называется: Смущение и Расплата. Расплата в играх второго класса может быть негативной и позитивной, частично совпадая как с Расплатой, так и с Вознаграждением игр первого класса. Поэтому последний составляющий элемент формулы игры в данном случае можно обозначать как Расплата / Вознаграждение.
С другой стороны, в играх второго класса предполагается отсутствие выигрыша для обоих участников. Я. Стюард и В. Джойнс (1996) описывают такие игры при помощи модели драматического треугольника. По мнению авторов, все три роли драматического треугольника не аутентичны. Находясь в каждой из этих ролей, люди реагируют исходя из своего прошлого, а не из условий реальности «здесь и теперь», используя при этом устаревшие сценарные стратегии, которые они в раннем детстве изобрели и взяли на вооружение либо заимствовали у своих родителей.
Таким образом, фабула и составные элементы игры первого класса зачастую проще, чем в игре второго класса. В них четко подразделяются действия первого и второго участника. Кроме того, игра второго класса может состоять из двух самостоятельных игр первого класса. Игры второго класса чаще представляются сценарными, то есть составляющими фрагмент неосознаваемого плана жизни. Впрочем, игры первого класса могут быть даже более сценарными, чем второго, т.к. они психологически жестче — предполагают только одну роль. Вместе с тем, оба класса психологических игр доктора Э. Берна важны для понимания психологии и поведения человека.
В том и другом классе зачастую есть дополнительные условия начала и продолжения игр. К этим дополнительным условиям относятся: дефицит времени, отличия человека от других людей в одежде, эмоциональные расстройства: повышенная тревога, неуверенность, переживания горя. Или личностные качества, такие как повышенная внушаемость, гипнабельность и другие.
Читайте еще:
1. Предельная, но отдельная базовая цена (например, цена 40 дней назад) может сообщать об обманчивом значении моментума.
Каждый гений, выдающийся человек, который сумел оставить яркий след на земле, сделал это в первую очередь для собственного развития и во вторую – для потомков. Судьбы титанов – это путеводитель для каждого, кто пришел вслед за ними. Ибо, развивая себя, своей собственной рукой выписывая сценарии.
2. ЭТО СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУГГЕРЕНТОВ СОСТАВЛЯЕТ ОТ 7 ДО 15 % ОТ ВСЕГО ОБЩЕСТВА. ИМЕННО ЭТА ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА, КАК САМАЯ ЛЕГКО МАНИПУЛИРУЕМАЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ИНИЦИАТОРОМ И НОСИТЕЛЕМ СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И РЕЛИГИЙ. ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ ЧАСТИ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОДИТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА.
Четырем колют или суют в рот что-то раз десять и более — и ничего. Не привыкают, не прилипают. Перестают принимать — и порядок, как ни в чем не бывало.
Это изменение критерия жизнеустройства противоречило исторической памяти народов СССР и тем непреодолимым ограничениям, которые накладывали географическая и геополитическая реальность, доступность ресурсов и уровень развития страны. Согласиться на такое изменение значило отвергнуть голос.
Возможен сбой в процессе поиска информации в том случае, если нарушена система знаковых файлов памяти, то есть посылаемый идентификационный импульс не находит резонансного ключа, открывающего определенную ячейку, и на сознательном уровне человек воспринимает этот факт как отсутствие информации.
Безумная жажда какого-то окончательного, головокружительного падения овладела вдруг Дунаевым. Он почувствовал страстное, явно бредовое желание совершить какую-то космическую подлость, чтобы от брезгливости перед этим поступком «все самое главное» передернулось бы до своего основания. Он стал.
Бедствие современности состояло в том, что она сводила все интроспективное и интерпретационное знание к внешней и эмпирической флатландии: она пыталась вычеркнуть богатство интерпретации из сценария мира. Попытка постмодернизма снова ввести интерпретацию в саму структуру и ткань Космоса отчасти.
Как реагировать, если застали детей за рассматриванием друг друга. Понятно, что не ругать. Похвалить, что ли?
Противоположное явление мы наблюдаем при совмещении идентичных изображений при дивергенции глазных яблок. В этом случае совмещенная фигура субъективно находится дальше фона и тем самым сама приобретает характеристики фона, что легко заметить в том случае, когда фигура обладает достаточно сложным.
Биографические данные. Березовский Борис Абрамович родился 23 января 1946 г. в Москве. Гражданин РФ. По информации влиятельной англоязычной израильской газеты «Jerusalem post», в ноябре 1993 г. Борис Березовский, его супруга Галина Алексеевна и их дети Артем и Анастасия получили гражданство.
В патогенезе значительная роль принадлежит ацидозу, накоплению в организме токсических веществ, гипоксии, что приводит к изменению функционирования дыхательного центра.
Глава 5. Психологические игры
Степени игр
Выделяются три степени игр.
Игры первой степени приняты в обществе, не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям.
Игры второй степени скрываются, не приветствуются обществом, приводят к ущербу, который, однако, нельзя назвать непоправимым.
Игры третьей степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. И еще, как нам удалось установить, выигрыш почти всегда значительно меньше, чем проигрыш.
Игры зачастую разыгрываются двумя игроками. В некоторых играх значительно больше двух ролей. Каждый игрок может исполнять несколько ролей. Иногда игрок разыгрывает игру с организацией. Значительный интерес представляют игры, разыгрываемые человеком с самим собой. Мы еще остановимся на них.
Читайте еще:
Staub E. Helping a distressed person: Social, personality and stimulus determinants // L. Bercowitz (ed.) Advances in Experimental Social Psychology. — N.Y., 1974.
Разумеется, в отличие от бесплатного телефона в зале, стоимость людского ресурса (а консультирование подразумевает присутствие специалиста) гораздо более высока. Поэтому внедрять консультации по выдуванию пузырей из жевательной резинки вряд ли стоит. А вот, например, по приготовлению салатов —.
телефон, используйте это как возможность сделать вдох. Помните, что там, на другом конце провода, тоже кто-то дышит. Каждый раз, когда вы включаете или выключаете ваш компьютер, остановитесь и сделайте глубокий вдох. Когда вы сидите за своим рабочим столом, обращайте внимание на то, как.
Таким образом, исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи
Помимо этих верных признаков, есть такие, которые на самом деле ни о чем не говорят, но женщины упорно считают их много означающими. Например, многие женщины начинают просматривать каталоги свадебных платьев, услышав от мужчины местоимение «мы». «Мы поедем в отпуск», «Мы будем жить долго и.
— Вот видишь, когда–то с ним чуть ли не круглыми сутками возились: и гуляли, и туда, и сюда, на детские праздники… И что? Всё зря!
: Следует отметить, что многими авторами (В. И. Деев и А. Н. Смелов, 1966; Л. М. Колодкин, 1979 А. Н. Шатохин, 1987; А. Н. Роша, 1989) понятие «профессиональная деформация» трактуется чрезмерно широко. Вряд ли неудовлетворенность своей профессией, укрытие преступления от учета снижение.
«Мы нашли его на станции. Он сказал, что голоден и хочет стать нашим другом». Мальчик был грязный, но очень красивый. Его стройное тело еще не приобрело мужские очертания.
Любовь – это самая большая радость, которая может произойти в жизни. Без нее даже самые лучшие достижения, гениальные открытия, веселые вечеринки и внушительные банковские счета не смогут полностью заполнить пустоту нашей жизни. То есть ключ к вселенскому счастью лежит именно в нас и отношениях.
возрасте. Эти наблюдения показали, что внутренняя речь школьника еще в высшей степени лабильная, неустановившаяся, это говорит, конечно, о том, что перед нами еще генетически молодые, недостаточно оформившиеся и определившиеся процессе Мы должны сказать, что, видимо, эгоцентрическая речь помимо.
Очень явно ощущался целый набор комплексов и некая ущербность, прикрываемая сводом различных правил. Единственным плюсом для меня был порядок в этой неспешной арабской жизни.
1) система верований, рефлексируемых или не рефлексируемых психотерапевтом, т. е. его место в культурном пространстве
Игры, в которые играют люди: психологические игры для взрослых (7 фото)
Процесс прокачки начинается с младых ногтей и не заканчивается до конца жизни, потому что предела совершенству нет. В современном мире для формирования и улучшения личностных качеств существует огромное количество методик и практик. Мы расскажем сегодня о самой эффективной из них – социально-психологических играх.
Психологические игры
В общем схему психологических особенностей игры можно описать так:
1. У человека появляется определенное желание.
2. Его сверхсознание запрещает реализовывать желание.
3. Подсознание ищет оправдание, своеобразные психологические купоны, происходит откуп от сверхсознания, а вместе с ним и удовлетворение желания.
На внешнем уровне такая игра является заранее предопределенной последовательностью действий, направленных на достижение выигрыша. Важно отметить, что в данном случае психологический выигрыш вовсе не всегда должен быть физическим. Он может выражаться в заболевании, несчастном случае или даже смерти игрока, потому как суть выигрыша в том, чтобы подтвердить жизненную позицию играющего.
С помощью этого критерия можно отличить психологическую игру от других форм поведения человека, в том числе и от манипуляции, целью которой является физический выигрыш.
Термин «психологическая игра» был введен Эриком Берном. В свое время его книга «Игры, в которые играют люди» стала бестселлером. Она и сейчас очень популярна. Он рассматривает психологическую игру как одну из шести форм разделения времени: ритуал, искренние отношения, деятельность, отдых, игра и времяпрепровождение. При этом психолог различает три вида игр:
Социально – психологические игры
а) игры первой степени, допустимые в обществе;
б) игры второй степени, не всегда приносящие серьезные проблемы, но игроки которых, вероятнее всего, будут скрывать это от чужих глаз;
в) игры третьей степени, в которые можно сыграть только один раз, и которые обязательно заканчиваются в зале суда, в реанимации или в морге.
В одном действии игры довольно тяжело совместить все элементы, сложно раскрыть весь ее потенциал. Таким образом происходит появление разного типа игровых пространств, которые акцентируются на определенном аспекте игры и ориентируются на ее определенные возможности.
В современной психологии эксперты разделили все игровые пространства на пять разных видов. В реальности они зачастую переплетаются друг с другом, однако, они все же представляют собой отдельные виды деятельности, обладающие своими законами создания, управления и развития.
Виды психологических игр
1. Игровые оболочки
Этот тип психологической игры является самым простым и самым распространенным. Здесь игра выступает в роли общего фона, некого обрамления психологического действия, которое может быть по сути не игровой, а, как это бывает в большинстве случаев, тренинговой.
Игровые оболочки очень часто можно встретить в начальной школе, они довольно эффективно работают с младшими подростками. Сегодня психологи очень активно эксплуатируют игровые оболочки, которые построены по принципу новогоднего представления для малышей: новогодняя сказка не может быть без того, чтобы кто-то плохой что-то не сломал, украл или спрятал.
Положительные герои, не щадя сил, бегут восстанавливать справедливость. В современной литературе также описывают различного рода психологические игры, и в них также дети кого-то спасают, куда-то попадают. Игровые оболочки могут быть очень разными. Это и узоры в волшебном калейдоскопе, и путешествие от станции к станции на поезде, и международная встреча журналистов с проведением мастер-классов, и т.д. Очень помогает использование игровых оболочек в работе со старшеклассниками.
2. Игра – проживание
С помощью этой игры можно создать условия для освоения определенного придуманного пространства. Это может происходить как совместно, так и лично, индивидуально. В рамках этого пространства выстраиваются межличностные отношениях, происходит осмысление ценности своего существования в заданной ситуации. Играть в такую игру сложнее, как участникам, так и ведущему.
Управлять таким игровым процессом сложно, а участникам сложно включаться в построение отношений, обращаться с очень непростыми вопросами к своему внутреннему «Я». Возраст игроков может быть любым.
Нельзя оценивать такую игру как удачную или неудачную, она всегда происходит по-разному. При этом полезна любая версия ее проистекания, потому как с ее помощью можно выявить скрытые разрушительные процессы, а человек может продвинуться в осознании того, что с ним происходит.
3. Игра – драма
Содержание, сюжет, изыски антуража… За всеми этими необходимы элементами любой игры – драмы стоит важность самоопределения каждого участника игры и совершение самостоятельного выбора. При этом выбор в игре – это всегда смысловое и ценностное самоопределение человека.
Но в таких играх не один лишь процесс выбора драматичен. После того, как участник решит для себя, какой путь он выбирает, он оказывается в ситуации проживания этого пути. В ходе символического проживания пути выплывают на поверхность все обретения и потери, так же как и все последствия его выбора.
Некоторые такие игры предполагают не исключительно делание выбора и принятие последствий, они сосредотачиваются и на умении выстраивать свою жизнь в соответствии со сделанным выбором: ставить цели, развивать отношения с людьми, организовывать работу. Иными словами, игра – драма ориентируется на выполнение дополнительной психологической задачи, звучащей для игрока примерно следующим образом: «ты уже сделал свой выбор, как ты собираешься строить свою жизнь?»
Квинтэссенция такой игры – это момент совершения выбора, к которому необходимо умело подвести. Сделанный выбор будет на самом деле глубоко переживаться, если только игрок оказался полностью эмоционально вовлеченным в игру, на что уходит довольно много времени. Отличным эффектом обладают гештальт-техники проживания, психодраматические и медитативные приемы. Этот вид игр самый сложный.
Трансформационные психологические игры
4. Проектные и деловые игры
Этот еще одна разновидность психологической работы. Такие игры имеют своей целью освоить и осмыслить инструментальные задачи, которые связаны с работой настоящей деятельности, достигнуть конкретные цели, а также структурировать систему делового взаимодействия игроков.
Такие игры могут быть организованы как семинар, а могут иметь довольно несложный сюжетный характер. Как правило, у деловых игр сюжетной линии нет, равно как и заданного эмоционального фона взаимодействия. Игроки либо с самого начала мотивированы на игру, либо мотивация создается и поддерживается в процессе.
Несколько отличаются проектные игры, чья функция заключается в создании проектного мышления у игроков, а также их умение работать с возникшей проблемой. У проектных игр есть сюжет, либо они проводятся на основе реального материала, приуроченные к какому-то мероприятию.
Деловая игра – это направление с очень высокой перспективой. Они помогают научиться налаживать сотрудничество, организовывать свою работу, а также строить коллегиальные отношения.
5. Психологические акции
Эта не игра как таковая, это определенная игровая среда, создаваемая на какое-то время. При этом она совсем не мешает другим видам деятельности, однако у нее есть правила, содержание и намеченный результат. Главная цель такой «акции» — это расширить жизненное пространство игроков за счет появления в их жизни чувственных красок, новых смыслов и культурных значений. Акции могут быть незначительными по времени проведения, по количеству игроков, они также могут быть внезапными и эпизодичными.
Главные особенности таких игр – это необычность и ненавязчивость. Они не мешают привычному ритму жизни тех людей, кто не желает ее замечать, но при этом добавляет новых красок в жизнь тех, кто согласен включиться в нее. На время своей жизни акции создают своеобразный настрой, эмоциональное состояние.
Треугольник Карпмана
Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми.
По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.
«Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает „верить“ в ее подлинность для создания хорошего спектакля».
Созависимые в треугольнике Карпмана
Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации. «Ну а что я могу сделать? Это все они!» В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы.
Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: «Он сам обзывается, что мне делать?» («Он подводит нас всех всегда», «Он постоянно опаздывает», «Он не варит кашу» и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы.
Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. «Собака снизу» — это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого.
Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: «Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!» Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.
Треугольник отношений Карпмана
В чем же суть игры?
Жертва начинает провоцировать окружающих ее людей с единственной целью: она ищет преследователя. Возможен такой вариант развития событий. Преследователь отыскивает человека, который виноват в чем-то, начинает обвинять, наказывать, требовать, то есть преследовать жертву. Затем жертва старается доказать, что ее вины нет, что на самом деле виноваты окружающие, среди которых и сам преследователь. Она ищет того, кто будет ее спасать, показывая миру свою беспомощность и страдания.
Появляется спасатель, он хочет помочь жертве, спасти ее от преследователя, но так как все участники лишь играют в спасение, у него ничего не получается. За это получает обвинения от жертвы, после чего спасатель сам превращается в жертву, а жертва в преследователя.
Как работает этот треугольник?
Сам Карпман и многие его коллеги полагают, что такой треугольник складывается изначально в силу определенных внутренних выгод. «Когда идет игра и есть отношения, это означает, что ситуация выгодна всем участникам. По-другому все развалилось бы. Когда человек участвует в чем-то, это говорит лишь о том, что ему это нужно. Происходящее общение в рамках такого треугольника – это довольно эффективный метод не брать ответственность за свои решения и поступки, и более того, получать за это в награду мощные эмоции и право не решать свои трудности (ведь в них виноват кто-то другой)».
Возможно, все так. В любом случае для решения важных вопросов психотерапии это хорошо работающая система. При этом можно изучать и другие возможности, так как вполне вероятно, что основой таких отношений будут не исключительно внутренние выгоды, но также и умение противостоять манипуляциям, плохо усвоенная жизненная философия или обычные жизненные привычки.
Итак, самое важное, что вам следует знать о треугольнике Карпмана, это то, что вас там не должно быть. Какую бы роль там вам активно ни предлагали, или какая бы роль вас лично ни привлекала, даже не думайте там оказаться. Этот треугольник становится реальностью лишь для не очень толковых людей, живущих одними чувствами, не имеющих четких целей, не умеющих контролировать себя и постоянно оказывающихся в позиции жертвы.
Чем человек разумнее, чем больше ответственности он берет на себя, обдумано идет к реализации поставленных целей, тем он реже оказывается в этом сумасшедшем доме.
Подводя итого, можно сказать, что главное положение, которое определяет сущность всех психологических игр, заключается в многочисленных переживаниях участника, в его видении действительности. Игра, наряду с любой другой неигровой деятельностью, мотивируется важными для человека целями и его отношением к ним. Мотивы же игры – это прямое отношение человека к окружающему миру. Важность определенных его аспектов переживается индивидом в игре на основе отношения к их внутренней сути.
* Эрик Берн
Американский психолог и психиатр. Известен прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях», лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
* Стивен Карпман
Доктор медицины Калифорнийского университета, врач-психиатр, ученик Э.Берна, сын ученика З.Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр.
Стивен Карпман получил известность благодаря своей идее описания психологических игр с помощью треугольника «Спасатель-Жертва-Преследователь», названного впоследствии Э.Берном «треугольником Карпмана», и также известным под названием «Драматический треугольник».