что поет бургомистр назовите жанр
Московская олимпиада школьников по филологии 5-11 класс задания и ответы отборочного этапа 2020-2021
ПОДЕЛИТЬСЯ
Задания и ответы для Московской филологической олимпиады (МОШ) по филологии 5,6,7,8,9,10,11 класс отборочного этапа 2020-2021 ученый год, официальная дата проведения олимпиады: 09.11.2020-08.01.2021 (с 9 ноября по 8 января 2021 года).
Ссылка для скачивания заданий для 5-11 класса: скачать в PDF
Ссылка для скачивания ответов для 5-11 класса: скачать в PDF
Московская филологическая олимпиада 5-11 класс отборочный этап 2020-2021 задания:
Ответы:
Интересные задания с олимпиады:
1)Почему Бургомистр, по мнению Дракона, притворяется душевнобольным?
2)Фразеологизм в предложении 108 подвергся комическому искажению. Какая грамматическая категория служит этому комизму? Ответ запишите одним или двумя словами в начальной форме. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
3)Найдите антитезу в монологе Дракона. Выпишите в отдельные поля слова, составляющие эту антитезу, в начальной форме.
4)Напишите номер предложения из монолога Дракона, в котором встречается словосочетание, цитирующее название произведения Н.В. Гоголя.
5)Что поёт Бургомистр? Назовите жанр.
6)С какой целью в предложении 93 употреблена форма множественного числа, несмотря на то что подлежащее стоит в форме единственного?
7)Напишите имя героя классической литературы (два слова), которому бритвенный тазик служил шлемом.
8)Как Дракон обращается к Ланцелоту?
9)Выпишите из предложений 87-105 заимствованное слово, восходящее к немецкому существительному со значением «тот, кто ездит верхом, всадник». Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
10)Сколько в предложении 83-102 глаголов, у которых в основе настоящего времени на один суффикс больше, чем в основе инфинитива (прошедшего времени)? Напишите ответ цифрой.
11)«Рига» в строке 2 – это
12)Барон Брамбеус – это
13)Что такое «скиты» в строке 38?
14)В строке 12 есть слова человек и лесовик. Напишите одним словом, каким членом предложения они являются в тексте.
15)Известно, что у глагола в настоящем времени шесть форм, а в прошедшем – четыре, всего – десять. Выпишите из строк 37-44 глагол, у которого в одной из этих десяти форм корень имеет на один согласный больше, чем в остальных девяти. Глагол выписывайте в той форме, в которой он стоит в тексте.
16)Выберите правильный вариант толкования. Фанты – это
17)Напишите тип градации в найденном вами предложении (нисходящая / восходящая).
18)Выберите правильный вариант толкования. Лайковые – это в тексте Лескова
19)Выберите правильный вариант толкования слова «тороватая»:
20)Выпишите из предложений 23–30 слово, указывающее на авторскую иронию.
21)Найдите в предложениях 15–31 синекдоху. Выпишите её из текста (одно слово).
22)Что высмеивает автор, цитируя «альбомы признаний»?
23)Выпишите из предложений 23-40 заимствованное слово, восходящее к латинскому слову со значением «прокол; точка» и этимологические родственное слову пуант. Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
24)Выпишите из предложений 23-45 заимствованное слово, восходящее к латинскому слову со значением «мзда, награда, стоимость». Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
25)Выпишите из предложений 17-24 заимствованное слово, восходящее к латинскому слову со значением «белый» и этимологически родственное слову лебедь. Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
26)Выпишите из предложений 2-9 заимствованное слово, восходящее к латинскому слову со значением «бегать» и этимологически родственное слову курьер. Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
27)Отметьте перифраз.
28)Выберите неправильный вариант. Образ пророка для Некрасова связан с:
29)В строках 4-9 найдите такие, где использован хиазм. Номера строк запишите в отдельные поля. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
30)Напишите одним словом, каким членом предложения является словоформа «напомнить» в строке 16.
31)Выпишите из текста стихотворения слово, этимологически родственное русскому горло и литовскому gerti со значением «пить». Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
32)Выпишите из третьей и четвёртой строф стихотворения все формы глаголов, у которых конечная буква основы (формообразующие суффиксы в основу не включаются) одновременно является конечной буквой корня. Глаголы выписывайте в той форме и в той последовательности (каждую форму в отдельное поле), в которой они стоят в тексте, без частицы НЕ. Если форма глагола повторяется, выписывайте её один раз. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
33)Выберите правильный вариант. Товарищ прокурора – это
34)Найдите в тексте слово, которое синонимично понятию «много» и выражает его смысл метафорически, а также подчёркивает авторскую иронию. Выпишите это слово в той форме, в которой оно встречается в тексте.
35)Выберите неправильный вариант. Фиаско – это
36)Укажите номера предложений (каждый номер в отдельном поле), где Чехов пишет о штампах в современной ему литературе. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
37)Среди предложений 12–22 найдите такие, в которых встречается олицетворение, одновременно являющееся синекдохой. Напишите их номера. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
38)Найдите в тексте реализованную метафору-олицетворение, которая подчёркивает авторскую иронию. Напишите номер предложения, где она встречается.
39)Выберите основной ораторский приём, который использует адвокат в своей защитительной речи.
40)Выпишите из предложения 1 и из предложения 21 два существительных (каждое в отдельное поле), которые этимологически восходят к одному и тому же древнему индоевропейскому корню. Слова выписывайте в той форме, в которой они стоят в тексте.
41)Укажите одним словом, каким членом предложения является словоформа заплакать в предложении 69.
42)В предложении 6 есть устаревшее указательное местоимение «сему». Напишите это слово в именительном падеже единственного числа мужского, женского и среднего рода, а затем в именительном падеже множественного числа. Каждую форму выписывайте в отдельное поле.
43)Выпишите из предложений 52-57 существительное, восходящее к тому же латинскому корню, который представлен в словах маникюр и педикюр. Существительное выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
44)Выпишите из предложений 14-25 наречия, которые исторически образовались путём слияния падежной формы существительного с пространственным предлогом. Наречия выписывайте в той последовательности, в которой они стоят в тексте (каждое в отдельное поле). Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
45)Выпишите из предложения 24 и предложения 61 два слова, этимологически восходящих к одному славянскому корню. Слова выписывайте в той форме и в той последовательности, в которой они стоят в тексте (каждое в отдельное поле).
46)Выпишите из стихотворения слово, придуманное Хлебниковым, в той форме, в которой оно встречается в тексте.
47)«Таймс» – это
48)Паяцы – это
49)Среди перечисленных словосочетаний найдите ДВЕ перифразы.
50)Среди стихотворных строк 9–14 укажите номера строк, где имеются ассонанс и аллитерация. Каждый номер запишите в отдельное поле. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
51)Слово «котелок» в тексте стихотворения означает
52)Выпишите из текста стихотворения слово, являющееся этимологическим родственником литовских слов vargas со значением «беда, горе» и vargti со значением «бедствовать, мучиться». Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
53)Выпишите из строк 8-28 слово, являющееся этимологическим родственником латышского слова vesels со значением «здоровый, целый». Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
54)В предложениях 1-15 найдите метафору, одновременно являющуюся перифразой. Выпишите её (ОДНО СЛОВО) в той форме, в которой она встречается в тексте.
55)Найдите в предложениях 120–126 эпитет, выражающий высшую степень качества, оценки. Выпишите его из текста в той форме, в которой он встречается в тексте.
56)В каких из перечисленных предложений автор использует приём кинематографических аллюзий? Отметьте ТРИ варианта. Номера предложений:
57)В предложении 106 автор использует ярко выраженный художественный приём. Назовите его термином (двумя словами в одном поле).
58)Из предложений 85–92 выпишите эпитеты, относящиеся к молодежному сленгу 1990-х – 2000-х гг. Выписывайте эпитеты в той форме, в которой они встречаются в тексте (каждый в отдельное поле). Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
59)Слово «бодяга» в тексте означает
60)Выпишите из предложений 76-86 заимствованное слово, восходящее к тому же греческому корню, что и слово теория, и связанное со значением «смотреть». Слово выписывайте в начальной форме.
61)Выпишите из предложений 123-128 существительное, восходящее к тому же латинскому корню, что и слово доцент, и связанное со значениями «учить; излагать». Слово выписывайте в той форме, в какой оно стоит в тексте.
62)Выпишите из предложений 14, 21 и 122 предложения три существительных, этимологически восходящих к древнему индоевропейскому корню со значением «родительница». Слова выписывайте в той форме, в которой они стоят в тексте.
63)Выпишите из предложения 57 и из предложения 125 два слова, этимологически восходящих к латинскому слову со значением «делать; действовать; приводить в движение». Слова выписывайте в той форме, в какой они стоят в тексте.
64)Напишите одним словом, обстоятельством какого типа является словоформа от счастья в предложении 50.
65)Кегельбан в контексте стихотворения означает:
66)В какую сторону отправляются военные моряки?
67)Выпишите из текста стихотворения заимствованное слово, восходящее к тому же латинскому корню, что и слово бицепс (двуглавая мышца). Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
68)Выпишите из текста стихотворения заимствованное слово, восходящее к тому же латинскому корню, что и слова эффект, аффект. Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
69)В тексте стихотворения употребляется союз с противительно-возместительным значением, которое можно истолковать примерно так: «вторая ситуация возмещает отрицательные стороны первой». Выпишите этот союз.
70)Кто такая Геля?
71)За кого Геля себя выдаёт?
72)Полное имя Гели:
73)Какая характеристика не подходит к Василию Савельевичу?
74)В каком предложении мы узнаём, где служит доктор? Напишите номер предложения числом.
75)Что такое «хитровские помойные норы»?
76)Что значит глагол «ретировался» в предложении 58?
77)Что значит слово «спарринг» в предложении 69?
78)Напишите имена (без фамилий и отчеств) двух прапрапрадедов Гели, каждое в отдельное поле.
79)В предложении 12 употреблён сравнительный оборот как кубарь под кнутом. Речь идёт:
80)В предложениях 63-65 употреблён фразеологический оборот со значением «прозябать, жить в нищете», у которого обыгрывается прямое значение входящих в него слов. Выпишите этот оборот (в одно поле).
81)В предложении 19 есть заимствованное слово. Первая его часть восходит к немецкому слову «шея», а вторая – к немецкому слову «платок». Выпишите это слово в той форме, в которой оно стоит в тексте.
82)В предложении 19 есть заимствованное слово. Первая его часть восходит к французскому слову «сумка, мешок», а вторая – к французскому слову «путешествие, поездка». Выпишите это слово в той форме, в какой оно стоит в тексте.
83)В предложении 30 есть заимствованное слово. Первая его часть восходит к французскому слову «сожми», а вторая – к французскому слову «нос». Выпишите это слово в той форме, в какой оно стоит в тексте.
84)Напишите одним словом, каким членом предложения является словоформа беспочвенны в предложении 67.
85)В предложении 28 употреблено слово, являющееся этимологическим родственником слова липнуть. Выпишите это слово в той форме, в которой оно стоит в тексте.
86)В предложении 21 есть существительное, восходящее к французскому слову со значением «спать, лежать». Выпишите это слово в той форме, в которой оно стоит в тексте.
87)Какими существительными назван в тексте зарытый в кургане? Каждое существительное выписывайте в отдельное поле. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
88)Выпишите из песни гусляров метафорический эпитет.
89)В строке 5 употребляется слово тризна. Укажите верное толкование его значения.
90)В каком времени оказался Ластик (выберите период)?
91)Укажите значение слова «реалист» в предложении 20.
92)Какой детали нет в портрете Петуха (он же Пьетро)?
93)Что случилось с бейсболкой?
94)Что случилось с унибуком?
95)Напишите в отдельные поля номера предложений, в которых дан портрет «любимого ученика Гудини». Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
96)Петух назван в тексте тремя однокоренными словами, выражающими отношение повествователя к герою. Выпишите эти слова в порядке следования в тексте (каждое в отдельное поле). Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
97)Среди предложений 25-67 найдите такие, которые передают мысли Ластика («несобственно прямая речь»). Выпишите их номера (каждый номер в отдельное поле). Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
98)В предложениях 30-67 найдите две синекдохи. Обе представляют собой части образа Петуха. Выпишите номера предложений, в которых они встречаются (каждый номер в отдельное поле).
99)Как называется шуточный клоунский номер (вроде того, что разыгрывают Тим и Том)?
101)Как называется «крикун в красном фраке»?
102)В предложении 17 говорится, что Ластик не знал, что такое «шапито». Выберите верное толкование этого слова.
103)Что значит слово «наказывал» в строках 36, 37, 39?
104)Какое утверждение нарушает смысл «притчи»?
105)В строках 36-45 есть слово, восходящее к тому же корню, что и устаревшее слово оратай (пахарь). Выпишите его в той форме, в какой оно стоит в тексте.
106)В строке 30 употреблён глагол вымали. Напишите однокоренные с ним глаголы в прошедшем времени множественного числа с приставкой с- и под- сначала в стандартной форме (каждую форму в отдельное поле), а в следующие поля – в такой разговорной, которая напоминает употреблённую в тексте. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
107)В строках 18 и 35 употреблена форма прилагательного родительного падежа множественного числа удалыих. Выпишите из текста стихотворения подобную форму другого прилагательного, а в отдельное поле в форме Им. п. напишите одним словом, в каком падеже она стоит.
108)Как зовут персонажа сказки Андерсена, за которого Петропавел принимает старичка?
109)Напишите фамилию автора повести (одно слово), герой которой отразился в имени СолоВия.
110)Что следует делать с волком из предложения 13 в соответствии с логикой русской поговорки? Напишите в ответе соответствующий глагол в начальной форме.
111)Выпишите из текста фразеологизм со значением «очень много»
112)В предложениях 5-8 старичок доказывает, что сочетание в ЧАЩЕ ВСЕГО вполне приемлемое, потому что вокруг героев книги – ЧАЩА, в которой есть всё. Напишите одним словом в именительном падеже множественного числа, как называются слова наподобие чаще от часто и чаще от чаща.
113)Выпишите из предложений 5-13 слово, этимологически восходящее к тому же корню, что и в слове хищник. Слово выписывайте в той форме, в которой оно стоит в тексте.
114)Укажите номер стихотворной строки, где встречается перифраза, обозначающая Египет.
115)В каких строках герой стихотворения начинает управлять «воздушным кораблем»? Напишите номера строк в отдельные поля. Чтобы добавить ещё одно поле, нажмите на знак плюса около поля.
116)Назовите термином жанр стихотворения Лермонтова и запишите его одним словом.
Мэр бразильского города вышел на ринг против депутата, который назвал его «дрянью»
Демократия по-бразильски: мэр города Борба устроил бой на ринге со своим подчиненным. Причем встреча проходила по правилам MMA — дрались и руками, и ногами. Глава города и местный депутат давно вздорили и поливали друг друга грязью из-за разных взглядов на муниципальное планирование. В итоге они вызвали друг друга на бой и выбивали друг из друга дурь на глазах у радостных горожан.
На ринге сошлись 45-летний мэр города Борба по имени Симау Пейшоту и 39-летний депутат Эринеу да Силва. Источник конфликта — судьба городского аквапарка. Депутат считает, что его противник — вялый и беспомощный политик, не способный спасти парк от разрушения, да еще и коррупционер.
Во время одной из ссор Силва назвал мэра «дрянью» и «мошенником» и пообещал избить его так, что родная мать не узнает.
Пейшоту согласился на бой и даже заявил, что сам рад такой инициативе: «Если он действительно хочет драться, то я готов драться. Я не боксер, Я — мэр Борбы, но по своей природе я всегда был победителем!», — заявил глава города. Издание The Guardian утверждает, что истоки конфликта — политические: Пейшоту — ярый консерватор, а Силва — оппозиционер. Но тут явно имеет место и какая-то личная неприязнь, иначе мы с вами смотрели бы MMA с политиками ежедневно.
Prefeito leva briga política para luta de MMA e apanha de ex-vereador
Políticos do AM subiram no ringue na madrugada deste domingo (12/12). O prefeito de Borba, Simão Peixoto, apanhou, mas foi apontado vencedor
Бой состоялся спустя месяц после ссоры — 12 декабря, рано утром в воскресенье. Ринг поставили в зале местной школы. Посмотреть на это пришли сотни людей. При этом мэрия еще и неплохо наварилась: билеты стоили 17 долларов.
Мэр вел себя вызывающе: вышел на ринг в окружении помощников и нес черное полотенце с надписью «Иисус».
Перед боем он дважды подходил к углу своего противника и проводил пальцем по горлу, в общем, вел себя как персонаж «Кровавого спорта» с Ван Даммом. Как вы понимаете, с таким поведением симпатии горожан были на стороне оппозиционера, который был скромен. Тем не менее, победил именно Пейшоту. Силва метелил его все три раунда (бой длился 13 минут), но глава города все же выиграл по очкам. Люди из его окружения говорят, что после поединка мэр не мог ходить — настолько сильными оказались удары ногами, которые нанес Силва.
Жители города разочарованы решением судей, но мэр утверждает, что если кому-то что-то не нравится, он готов выйти на ринг снова.
«Дракон» в Качаловском: не сказка, а антиутопия
Александр Славутский попытался показать: в каждом из нас живут и Дракон, и Ланцелот, и Бургомистр
Свою новую постановку худрук Качаловского театра определяет как «фантастическую историю с музыкой». Пьеса Шварца в прочтении Славутского — вовсе не сказка. Это скорее философская притча, антиутопия, в каждом персонаже которой зритель может при большом желании увидеть себя.
Время рыцарей кончилось, настало время колбасы
В прочтении Александра Славутского пьеса Шварца почти полностью избавляется от сказочности: режиссер делает другую историю, изменяя даже ее финал. Здесь Ланцелот не только с самого начала смотрится лишним человеком, которому совершенно нет места в размеренной обывательской действительности: места ему не находится и в конце. Ланцелот Шварца получает возможность изменить мир, Славутский же ему в этом отказывает, оставляя людей в их теплом, сытом и предсказуемом покое. После предпремьерного показа режиссер пояснил свою точку зрения:
«Я изменил финал, потому что делал спектакль про себя. Я — и Ланцелот, и Бургомистр, и Дракон, и народ. Это все во мне, и мы все так живем. Хочу ли я так жить? Наверное, нет. Но это так. Хочу ли я жить в другой стране? Нет, меня абсолютно устраивает моя страна, и я буду здесь жить, пусть она не идеальна. Все, что мы видели — это, в общем-то, про нас. Все же живут хорошо сегодня: посмотрите, сколько на улицах машин, сколько колбасы в магазине! Все счастливы, все хотят, чтобы не трогали их душу. В этом вся сложность. И в этом я себя от остальных не отделяю».
Спектакль, вроде бы, выглядит вполне классично. Обозначен конфликт, есть и отрицательные герои, которые поступают низко, и могущественный антагонист, перекраивающий человеческие души. И вот он — положительный рыцарь, который сейчас все исправит и всех вернет к светлым идеалам. Но не возвращает — и это неожиданно. Никого спасать не нужно, всем и без этого хорошо. Ланцелот со своим вмешательством в вековые устои неудобен абсолютно всем — и вынужден просто уйти, вместо того, чтобы начать перековывать людские души в светлые доспехи. Рыцари больше не нужны — люди желают предсказуемого уюта и даже не против заплатить за это одной девушкой в год. В конце концов, потом можно заесть горе траурными булочками. Сам режиссер называет получившуюся пьесу антиутопией — пожалуй, так оно и есть.
Дракон в исполнении Марата Голубева действительно обаятельный, хоть и несколько карикатурный: сценический образ полностью списан с Карла Лагерфельда
В каждом из нас сидит Дракон
«Мне и его жалко. Вот он жил-жил 400 лет, думал, что вечен и бессмертен. Обосновался здесь, и так хорошо ему. И вдруг кто-то приходит! Это как со мной: кричат же некоторые, что Славутский старый, ему 100 лет, гнать его пора. Ну обидно же. И Дракону обидно: отдать столько лет городу этому, все в нем счастливы, все сытые и красивые, им хорошо — вон даже озеро вскипятил для них. Это же про нас Шварц написал! И я тоже Дракон».
Дракон в исполнении Марата Голубева действительно обаятельный, хоть и несколько карикатурный: сценический образ полностью списан с Карла Лагерфельда, вплоть до очков и парика с длинными белыми волосами. Александр Славутский объясняет, что это абсолютно намеренная аллюзия: нужно было, «чтобы по сцене ходила такая старая перечница», яркий харизматик «непонятной ориентации», не человек — рептилия. Голубев очень убедителен: веришь и в его ярость (не очень опасную), и в недоумение при виде незваного рыцаря, и в старческую иронию четырехсотлетнего существа.
Ланцелот (Павел Лазарев) выглядит слегка картонно — оно и понятно, этот герой и у Шварца не отличается большой реалистичностью
Бургомистр против Ланцелота: эффективный менеджер против обреченного идеалиста
А вот Ланцелот (Павел Лазарев) выглядит слегка картонно — оно и понятно, этот герой и у Шварца не отличается большой реалистичностью. Качества его Славутский находит и в себе:
«Я всю жизнь пытаюсь быть Ланцелотом: ставлю спектакль, а это, может, никому и не надо. На себе все тащу, ругаюсь, топаю ногами, потому что ведь пока не наорешь — никто не пойдет и не совершит поступка. Ланцелот, конечно, положительный герой, с моей точки зрения: я же вот тоже прихожу всегда со своим уставом в чужой монастырь».
Громкая, даже слегка истеричная Эльза, в которой нет ни капли нежности, может удивить неподготовленного зрителя
Зато Бургомистр (Илья Славутский) выглядит правдивее некуда на сцене Качаловского. Если у Шварца он комичный, жадный и глупый, то у Славутского он умен и прозорлив, хоть и неприятен — и понимает человеческую натуру лучше, чем все остальные, вместе взятые (и использует это исключительно в своих, достаточно мелких и прозаичных целях). Градоначальник, знающий, как сделать праздник из несвободы, как завести толпу одним словом, как выдать за победу даже убедительный провал, Бургомистр просит Ланцелота плюнуть на горожан и оставить их как есть. И невольно думаешь, что и его частичка есть в твоей душе: коллаборационизм, приспособленчество, желание власти и богатства — кто такого никогда не чувствовал и не пытался претворить в жизнь, пусть первым кинет в него камень. Славутский комментирует:
«Когда я сам Бургомистр? Когда мне надо чего-нибудь для своего театра добиться. Я хочу, чтоб мой театр был хорошим, чтоб у людей были деньги и гастроли. Может Ланцелот добиться гастролей в Дрездене? Да ни за что, он же разрушитель, по существу. А Бургомистр может, он умеет договариваться и убеждать».
«Я считаю, что все должно быть красиво»
Как и большинство последних постановок в Качаловском, «Дракон» наполнен музыкой в живом исполнении инструментальной группы, удивляет неожиданными костюмными решениями и обрамлен декорациями, несущими глубокий смысл. Зритель видит пространство города как бы за решеткой: так художники визуализировали атмосферу тотальной несвободы, в которой происходит все действие спектакля. Славутский рассказывает:
«Решетки — это красивая комфортабельная тюрьма. А как иначе? Мы же все в ней живем. Здесь в декорациях вы видите и телевизионные антенны, и машины по сцене ездят, и инвалидная коляска присутствует: это же современный спектакль. Это наша действительность».
Если у Шварца Бургомистр комичный, жадный и глупый, то у Славутского он умен и прозорлив, хоть и неприятен — и понимает человеческую натуру лучше, чем все остальные, вместе взятые
Текст Шварца перемежается стихами: Бургомистр поет строками Тютчева, Дракон — пронзительными словами Байрона, в уста Ланцелота вложены стихи Мирры Лохвицкой. Любитель лирики узнает в спектакле еще стихи Карамзина, Бернса и Георгия Иванова.
Костюмы для спектакля сконструировала Екатерина Борисова по мотивам коллекций Александра Маккуина: все герои одеты в черное и серое, единственным цветовым пятном на монохромной сцене становится Дракон, одетый в красное. В спектакле используются и видеопроекции: живое небо с движущимися облаками прорезает сеть молний, и на этом фоне происходит схватка Ланцелота с Драконом. Славутский объясняет, что стремился к зрелищности и яркости постановки:
«Брехт, Фриш и Дюренматт со своим «Надо развлекая — поучать, а поучая — развлекать» были правы. Я не люблю дидактики и занудства. Мы постарались сделать так, чтобы все выглядело убедительно. Меня всё критиковали за то, что мы — театр с колоннами, за то, что я видео никогда не использовал. Ну колонны колоннами, а видео я использовал — именно тогда, когда оно мне нужно стало. И я считаю, что всё должно быть красиво».
Грустная философия
Спектакль получился очень философским. Измененный финал заставляет задуматься едва ли не больше, чем оригинальный текст гениального Шварца. Кто мы? Что нам важнее — светлые идеалы или уют в обмен на чужую жертву? Нужна ли нам свобода как таковая и в чем она для нас выражается?
Вечные вопросы. Славутский задает их снова и снова — и вместе с фразами, написанными Шварцем, в полотно постановки шепотом вкрадываются разные варианты ответов. Всех героев находит в себе зритель, и ни в одном нет однозначной правды. В каждом из нас сидит дракон, и каждый решает для себя, надо ли его убивать.