что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Танцевальная чума 1518 года — как самое странное массовое помешательство, унесшее жизни более 300 человек

В 1518 году в городе Страсбурге около 400 горожан принялись без остановки танцевать на улицах города без отдыха, в результате чего большая часть из них скончалась от сердечных приступов, переутомлений, истощения и прочих недугов, связанных с бесперерывными танцами.

В июле 1518 года в городе Страсбурге женщина по фамилии Троффэа неожиданно начала танцевать прямо на улице, в течении нескольких дней к ней присоединились несколько десятков человек, а за месяц их насчитывалось примерно 400 человек. Троффэа стала первой жертвой этого помешательства, которая после недели танцев упала на землю замертво.

По мере нарастания танцоров на улицах города обеспокоенные горожане, власти и врачи начали бить тревогу.

Городские врачи предложили своё решение проблемы — они дали возможность продолжать танцевать больным круглосуточно, предполагая, что болезнь таким образом уйдёт.

Однако это не дало ожидаемых результатов, некоторые больные стали умирать из-за истощения. Хоть сверхъестественные причины и были исключены врачами, было решено провести религиозные обряды над людьми, параллельно были запрещены всяческие развлечения, включая музыку, танцы, азартные игры и проституцию.

Вскоре, танцевальная чума всё-же пошла на убыль, оставив после себя по разным оценкам от 300 до 600 мёртвых тел. Тем не менее, никто так и не понял, что это было.

Помимо версии с отравлением также имеет место быть холод, голод и болезни, из-за которых люди банально морально истощались, что делало их особенно уязвимыми к помешательству.

Жители Страсбурга также верили в «святого Вита», думая, что если танцевать перед его статуей, то он в благодарность исцелит танцора от всех недугов. Некоторые же считали, что Вит способен заставлять людей танцевать до истощения — всё это заставляло людей ещё больше паниковать и бояться.

Так или иначе, «танцевальная чума» на сегодняшний день является одним из самых странных массовых помешательств в мире, причины которого так и не были найдены.

Источник

Танцевальная чума 1518 года: как случилась средневековая психическая эпидемия

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Возможно, мы недооцениваем влияние своего подсознания и оно имеет над нами больший контроль, чем хотелось бы думать. Примерами служат такие эпизоды массовой одержимости, как танцевальная чума 1518 года.

В центре Страсбурга co сцены, которая строилась в спешке, слышно громкую музыку. Вокруг пляшут десятки людей, хотя солнце печет. Кажется, все веселы и полны задора. Может, в городе что-то празднуют или это традиционный карнавал? Но стоит приглянуться поближе, чтобы увидеть ужасающую правду. Рваная одежда, лица с пугающими гримасами и кровавые следы – вот атрибуты этого «веселья». Причиной всему неизвестная болезнь, танцевальная чума, которая охватила сотни человек, заставив двигаться без остановки на протяжении дней, недель, месяцев. Эти люди просто не могли не танцевать.

Джон Уоллер в статье «Время танцевать, время умирать» («A Time To Dance: A Time To Die», 2008) утверждает, что заблуждения чаще бывают массовыми, если люди «испытывают крайние психологические стрессы и верят в возможность одержимости духом». Все это как раз и было в Страсбурге в 1518 году. Тогда в Эльзас ворвалось странное явление, получившее название «танцевальная чума». Множество людей вышло на улицы и начался непроизвольный фестиваль коллективного танца со смертельным исходом.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге
Гравюра Гендрика Гондиуса, на которой изображены три женщины, пораженные танцевальной чумой.

Все началось с женщины, известной как фрау Троффеа (Troffea). Однажды она беспричинно начала танцевать. Люди выходили из своих домов, смотрели, удивлялись, смеялись и хлопали. Никто не понимал, почему она танцует. Женщина не останавливалась в течение шести дней, не отдыхая ни днем, ни ночью. Танец прерывался лишь когда она теряла сознание. Но когда к Троффеа присоединились соседи, всем стало не до смеха – болезнь начала распространяться на зрителей. Так, весь следующий месяц около 400 человек беспрестанно танцевали без музыки или песен, доводя себя до изнурения или даже до смерти.

Можно было ожидать, что городские лидеры в то время (а это период позднего Средневековья) объявят пляску массовой одержимостью и начнут проводить обряды экзорцизма или сжигания ведьм. Но вместо этого беспощадные танцы посчитали естественным явлением. Опираясь на популярную в те времена гуморальную теорию, согласно которой состояние человека зависит от баланса жидкостей, местные врачи поставили нелепый диагноз – «горячая кровь». Они предложили больным просто избавиться от лихорадки.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге
Истерические танцы на погосте, немецкая гравюра ок. 17 века. Обратите внимание на отрубленную руку в руках человека слева от круга.

Чтобы «облегчить страдания», в городе построили сцену, пригласили танцоров и даже наняли группу музыкантов. Однако вскоре окровавленные и истощенные люди стали умирать от инсультов и сердечных приступов. Танцы продолжались месяцами. Но никто не имел желания двигаться и не наслаждался происходящим. Напротив, Уоллер пишет: «Современники были уверены, что страдающие не хотели танцевать, и когда могли, просили о помощи». Это противоречит предположениям, что они были добровольными членами какого-нибудь культа, и события начинают казаться еще более мрачными.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге
Гравюра Гендрика Гондиуса.

Он предполагает, что танцевальная мания возникла из-за сочетания двух условий. Во-первых, города страдали из-за голода и болезней, поэтому были склонны к панике. Во-вторых, многие жители Эльзаса верили, что, танцуя перед статуей святого Вита, можно избавиться от любых болезней. Они также считали, что Вит обладает силой, которая способна захватить их разум и принудить к ужасному навязчивому танцу. Страх этого проклятия делал людей настолько уязвимыми, что они, начиная танец, входили в некий транс и уже не могли остановиться. Безумный танец возможен, когда человек верит, что он возможен.

Прошло много веков и тайна не может быть окончательно разгадана. Но случай в Эльзасе не единственный: на гравюре Питера Брейгеля изображена еще одна танцевальная эпидемия, которая произошла в 1564 году в Моленбеке.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбургеКартина Питера Брейгеля Младшего.

Случаи массового психоза упоминаются по всему миру. Но их причины редко бывают понятны ученым, психиатрам, историкам или антропологам. То, что медики называют танцем святого Вита (или хореей), является болезнью с определенными физическими основаниями, как ревматизм, которые встречаются у определенной группы населения. Однако «танцевальная чума» поражала людей без разбора и, по-видимому, была психической эпидемией.

Мании-эпидемии, связанные с застарелыми верованиями в сверхъестественное, кажутся такими странными. Но и в культуре 21-го века находится множество примеров необъяснимого поведения людей, не менее странных и, возможно, не менее распространенных или смертоносных, особенно в периоды больших потрясений.

Источник

Танцевальная чума 1518 года

В июле 1518 года женщина по имени фрау Троффеа вдруг начала танцевать прямо посередине одной из улиц города Страсбург, во Франции. В течение недели, еще 34 человека присоединились к Троффеа, и в течение месяца еще около 400 людей также заразились неизвестной «лихорадкой танцев».

Загадочная болезнь

Лихорадка началась с одной женщины. Люди, которые находились на этой улице Страсбурга, смотрели на нее с изумлением, некоторые как на умалишенную. Но общий страх вызывало то, что женщина танцевала не вальс, танго или макарену, а дергалась в конвульсиях, ее конечности перемещались непроизвольно. Такое состояние у женщины продлилось несколько дней.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Танцевальная чума. Гравюра 1642 года Хендрика Хондиуса

Однако уже через короткое время все больше людей вокруг взрывались в похожем танце, потом еще и еще. В течение недели таких людей насчитывалось больше 35, и положение становилось все более неконтролируемым.

К концу августа, спустя шесть недель после первого «танца» Троффеа, подобной «лихорадкой танца» были заражены больше 400 человек. Они танцевали изо дня в день, прыгая и скача без отдыха, пока, наконец, не падали на землю без сознания, многие из них умерли от истощения, сердечного приступа или инсульта.

Поиски лекарства

«Танцевальная лихорадка» оставалась для всех полной загадкой в то время – единственное, что было ясно – люди танцевали, но не останавливались, и что лихорадка была заразной. Власти созывали собрания по поводу неизвестной болезни, выслушивали многие теории (среди возможных причин, которые вызывают «танцевальную чуму» обсуждались проклятия Бога, деятельность множества демонов или обыкновенная болезнь, которой болеют люди с «горячей кровью»). Среди немаловажных вопросов обговаривались также и способы, благодаря которым можно было бы вылечить новую болезнь.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Средневековая танцевальная чума. Рисунок очевидца

Многие врачи пришли к выводу, что самым лучшим способом лечения неизвестной лихорадки было заставлять пациентов танцевать еще больше! Через некоторое время были построены и открыты два больших зала. Те, кого поразила «танцевальная лихорадка», были отправлены в эти места. Там для них играл оплаченный оркестр музыкантов, который обеспечивал больным живую музыку городе.

До пятнадцати человек в день умирали от истощения (итоговое число погибших неизвестно). Муниципальные власти приняли противоположные меры: в городе запретили любую музыку и ввели штрафы для тех, кто будет играть на музыкальных инструментах или танцевать.

Конечно, были введены исключения и для этих правил: вне запрета остались свадьбы и религиозные обряды. На них было разрешено использование струнных инструментов, но запрет на ударные инструменты должен был соблюдаться и во время этих церемоний.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Женщины в танцевальной лихорадке. Картина Питера Брейгеля Младшего

Тем не менее, запрет на музыку не сработал. Было решено, что на город Страсбург наслали проклятие и единственным способом снова заставить город жить нормальной жизнью, было изгнание всех, кто заболел «танцевальной лихорадкой». Нежелательные люди были изгнаны, некоторых «танцоров» доставили в храм святого Вита, где они вскоре пришли в себя и были полностью вылечены.

Определенно не единичный случай танцевальной чумы

Эти несколько месяцев стали очень необычными для жителей Страсбурга. Многие исследователи считают, что такие танцы родились из суеверия, стресса или массовой истерии.

Случаи, когда люди внезапно начинали танцевать, были задокументированы много раз и в течение длительного времени. «Танцевальная чума» 1518 года в Страсбурге была отнюдь не единичным случаем. Между 14-м и 17-м веком было много вспышек «чумы танца» (choreomania), которые затронули десятки тысяч людей по всей континентальной Европе.

Даже сегодня никто так и не смог найти объяснение тому, что является истинной причиной «танцевальной чумы». Быть может, объяснения находятся за пределами сферы науки?

Источник

Танцевальная чума 1518 года — эпидемия, погубившая 400 человек

Летом 1518 года женщина по имени Троффеа вдруг начала танцевать. Казалось бы, занятие безобидное. Однако она не могла остановиться. Троффеа протанцевала не день и не два, а неделю. Другим повезло меньше. Они не могли остановиться месяц.

Тогда погибло около 400 горожан, которые в прямом смысле танцевали до упада. Эпидемия закончилась так же внезапно, как и началась. Врачи выдвигали разные версии случившегося. Но ни одна не объясняла всех деталей.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Танцевальная чума в Страсбурге

Эпидемия началась в Страсбурге неожиданно. На одной из узких улочек города, который в XVI веке входил в состав Священной Римской империи, вдруг появилась странная женщина. Она зажигательно танцевала. Пылкий танец продолжался шесть дней. За это время к ней присоединилось ещё около 34 человек. И все активно двигались. В целом эпидемия длилась около месяца. Танцоры менялись: падал без сил, их место занимали новые заболевшие. В общей сложности на улицы Страсбурга тогда вышло около 500 человек. Зачастую люди падали замертво от истощения. У некоторых случились инфаркты и инсульты. В пиковый период чумы в день погибало по 15 человек. Странную эпидемию зафиксировали в различных источниках: от местных хроник до записей практикующих врачей. Никто не мог пролить свет на источник жуткого заболевания.

Вместе с тем в июле 1518 года ситуация быстро ухудшалась. То, что сначала выглядело как помешательство одного человека, перешло в массовую истерию. Врачи сразу же исключили мистический или астрологический подтексты. Они заявили, что поведение людей вызвала «горячая кровь».

В итоге власти решили вышибать клин клином. Было установлено, что больным необходимо дать возможность выпустить энергию. Для этого по всему городу начали открываться танцевальные площадки. В клубах появились музыканты. Город танцевал круглосуточно. Однако власти быстро поняли, что совершили ошибку. Открытие площадок и приглашение музыкантов никак не повлияло на здоровье горожан. Список пострадавших продолжал расти. Было решено прибегнуть к мерам противоположного характера. Таким образом из города исчезли все увеселения. Закрылись бордели, танцевальные и музыкальные заведения. Азартные игры тоже оказались под запретом. С танцующими людьми работали священники.

И только спустя несколько недель эпидемия начала, наконец, отступать. Те, кто остались в живых, вернули контроль над собственными телами. В конце концов жизнь в городе вернулась в привычное русло. Эпидемия больше не повторилась, хотя и вызвала острый интерес у европейских врачей. При этом биологи и медики выдвигали одни теории, а социологи и культурологи — другие. Что могло стать причинной эпидемии, напоминающей помешательство?

Отравление спорыньёй или массовый психоз?

Но учёный Джон Уоллер отверг версию со спорыньёй. В своей книге «Время танцевать и время — умирать» он детально разобрал феномен. Уоллер отметил, что столь сильная истерия не может быть вызвана психотропными веществами. Уоллер искал причину не в физиологии, а в человеческой психологии. По его мнению, «танцевальная лихорадка» — всего лишь вершина айсберга. И если посмотреть на картину в целом, то открываются неожиданные факты.

Перед эпидемией дела у города шли очень плохо. Сильный град и лютые заморозки уничтожили урожай. В итоге Страсбург охватил голод. В этот период была забита почти вся скотина. Даже те животные, которые исправно приносили прибыль — например, коровы и курицы. Более того, жители уничтожили и почти всех домашних питомцев. Многие честные работяги выходили на улицы просить милостыню у тех, кто ещё мог позволить себе еду. Где голод, там и острые вспышки инфекции. Обстановка, мягко говоря, гнетущая. Всё, что чувствовали жители Страсбурга на тот момент, — страх, отчаяние и тревога. Такой жуткий набор и стал причиной маниакального психоза.

Уоллер полагал, что люди вспомнили древнюю христианскую легенду. Согласно поверьям, святой Вит — христианский святой и римский мученик — даровал людям здоровье и благополучие. Для того, чтобы Вит благословил, требовалось танцевать перед его образом. Отчаявшиеся люди прибегли к последнему возможному средству. того, что плясал перед образом, в городе началась истерия. В конечном счёте психика, подточенная голодом и страданиями, не выдержала. Страсбург впал в психогенное безумие: люди сознательно входили в своего рода транс. Но выбраться из него не могли. Организм, изнурённый недостатком питательных веществ, не мог долго выдерживать нагрузки. Слабые падали замертво. Сильные просто танцевали до тех пор, пока мозг наконец не отключался. Позже профессор естествознания Эдинбургского университета Иван Крозье оценил выводы Уоллера следующим образом:

Загадочная болезнь — тайный ритуал

Некоторые учёные пошли ещё дальше. Исключив версию об отравлении спорыньёй и отвергнув маниакальный психоз, исследователи обратились к социальным факторам. Социолог из австралийского Университета имени Джеймса Кука Роберт Бартоломью предположил, что танцы были намеренными. По его мнению, люди участвовали в ритуале. По всей видимости, все жертвы состояли в секте еретиков. Дикий танец — странный обряд, которого требовали обычаи и нормы, заведённые в религиозной группе. Однако критики этой теории указывают на то, что лица людей отражали ужас и отчаяние. На что Бартоломью отвечал, что это всего лишь было частью ритуала.

Версия кажется невероятной, но в XI веке подобный случай был зафиксирован в летописи. В 1021 году в канун Рождества 18 человек собрались возле церкви в небольшом немецком Кёльбигке. Вдруг они начали энергично танцевать. шума священник, находившийся внутри, не смог закончить службу. Его гневные увещевания толпу не убедили. Они обступили церковь, схватились за руки и продолжили танцевать. Всё закончилось тогда, когда люди начали падать в обморок от переутомления. После того, как участники пришли в себя, они признались, что исполняли «кольцевой танец греха». Они просили прощения и полностью раскаивались в содеянном. Возможно, случай в Кельбигке — красочная выдумка летописца. С другой стороны, у инцидента есть много общего с танцевальной лихорадкой в Страсбурге. Если люди, уверенные в правильности собственных действий, обступили церковь в Германии, почему точно так же не могли размышлять танцоры в Страсбурге?

Источник

Танцевальная чума – самая загадочная эпидемия Средневековья

В том, что люди Средневековья видели и воспринимали мир по-другому, легко убедиться, посмотрев на иллюстрации какой-нибудь книги тех времен. Особенно, если она религиозного характера. Поэтому к информации, изложенной в средневековых летописях, историки и ученые относятся с большим сомнением. Тем более, когда речь идет о таких странных случаях, как вспышка танцевальной чумы, зафиксированная в 1518 году.

Это случилось в июле в Страсбурге. Некая мадам Троффеа просто вышла из дома и пустилась в пляс. Танец ее, по всей видимости, был настолько зажигательным, что вскоре к нему присоединились еще несколько жителей близлежащих улиц. Вся эта небольшая процессия отплясывала на протяжении нескольких дней. Иногда кто-то падал от изнеможения, но через некоторое время поднимался и вновь начинал выделывать немыслимые па, способные удивить любого танцора.

К концу недели в городе «танцевало» уже несколько десятков человек. И несмотря на то, что кто-то из пораженных внезапной лихорадкой время от времени падал замертво (от истощения или инфаркта), количество танцоров росло и спустя месяц достигло уже 400 человек. Останавливаться никто из них не собирался.

Даже молитвы и обряды экзорцизма не помогли страждущим, после чего их просто погрузили на телеги и вывезли за городскую черту, тем самым избавив Страсбург от заразы. Также поступали и с новыми появляющимися «танцорами», отправляя их на загородный опен-эйр. К началу осени эпидемию удалось победить. Однако население города уменьшилось на полтысячи человек, но это (по тем временам) – сущие пустяки.

Все это можно бы было считать плодом разбушевавшейся фантазии страсбургского хрониста, который переборщил с причастием. Но события 1518 года были не единственными, о которых сохранились записи в европейских средневековых архивах. Аналогичная эпидемия поражала в 1374 году целые регионы на северо-востоке Франции, в XV веке вспышки танцевальной чумы зафиксированы в Бельгии и Голландии, а одна из самых последних случилась в 1840-х гг. на Мадагаскаре.

Настораживает то, что страсбургская «танцевальная лихорадка» и другие вспышки слишком уж напоминали болезнь, известную с XVI века как пляска святого Вита. Она как раз и характеризуется беспорядочными движениями, напоминающими танец. В современной медицинской литературе пляска святого Вита известна как хорея – самостоятельное заболевание или часть наследственных синдромов и психопатий.

Во всем виноваты грибы

В настоящее время точно установлено, что у всех больных хореей наблюдается поражение базальных ганглиев – это часть серого вещества с особой структурой, отвечающее за регуляцию двигательных и вегетативных функций в организме. А вот предположений о причинах таких нарушений множество: физическое истощение, малокровие, наследственность, отравление. Практически любое из них вполне подходит для объяснения танцевальной чумы 1518 года. Бедные люди той поры ели мало, недополучали витаминов, часто страдали от различных болезней. Даже кажется чудом, что человечество смогло выжить…Вы можете ознакомиться и с другими статьями по этой теме на нашем канале: о продолжительности жизни и болезнях, которые были неизлечимы.

Биолог Юджин Бакмэн в середине прошлого века в качестве основной причины вспышек танцевальных эпидемий в Европе видел отравление спорыньей. Это грибок, паразитирующий на ржи. А именно рожь была основной злаковой культурой Средневековья. Обычно рожь достаточно устойчива к заражению спорыньей, но при определенных условиях (низкая среднегодовая температура и повышенная влажность) грибок начинает быстро размножаться, поражая поля на огромных территориях. Отравление спорыньей, известное как эрготизм, приводит к неконтролируемому сокращению мышц, поражению отделов головного мозга, умственным расстройствам и – в конечном итоге (чаще всего) – к мучительной смерти.

Танцевать, чтобы выжить

Другую теорию высказывают австралийский социолог Роберт Бартоломью и историк Джон Уоллер, которых тоже заинтересовала тема танцевальной чумы. Они отмечают, что страсбургской эпидемии предшествовали неурожаи, голод и болезни. В Средние века существовала примета, что если перед статуей или изображением святого Вита исполнить замысловатый танец, то тот смилостивится и пошлет крепкое здоровье и избавление от несчастий как минимум на весь будущий год. Возможно, что жители Страсбурга как раз и хотели вымолить у святого прощения, а повальная религиозность того времени привела к массовой истерии и психозу, последствием чего и стала описываемая танцевальная эпидемия.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Баяны

184K поста 12.1K подписчиков

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.

Это с неё танец тарантелла появился?

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Как хоронили жертв чумы в Средние века

Умерших от черной смерти, как выяснили ученые из Великобритании, хоронили в отдельных могилах, в то время как многих других людей — в общих.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Археологи узнали, как хоронили жертв чумы в Средние века / © www.eurekalert.org

Работа опубликована в European Journal of Archaeology. В середине XIV века Европа, как известно, была опустошена эпидемией черной смерти, в результате которой погибло от 40 до 60 процентов населения. Более поздние волны пандемии тоже продолжали выкашивать население Старого Света. При этом чума убивала так быстро, что не оставляла видимых следов на костях.

Типичный инкубационный период этой страшной болезни — от двух до шести дней, за которыми следуют еще три-пять дней. Именно в этот период от 50 до 90 процентов инфицированных в отсутствие антибиотиков попросту умирали. Археологи ранее не могли идентифицировать людей, погибших из-за чумы.

Ученые давно предполагали, что жертв эпидемии хоронили отдельно и с особыми предостережениями, однако доказательств такой гипотезе не было. Специалисты из Кембриджского университета (Великобритания) извлекли и изучили ДНК из останков в средневековых могильниках Великобритании. Им удалось выделить патоген, вызывающий чуму.

В результате выяснилось, что именно таких людей хоронили с особой тщательностью. Их трупы лежали в индивидуальных могилах, в то время как многие другие — в общих. А ведь именно к массовым захоронениям в связи с чумой было обращено внимание археологов до этого. Вероятно, уже в те времена люди понимали, что даже трупы зараженных крайне опасны для живых, поэтому их стоит помещать в отдельные могилы.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

В промежутке между 1320 и 1330 годами, эпидемия чумы начала распространяться из Центральной Азии на восток. Ни единая летопись или хроника не сохранила имя того человека, с которого, собственно, и начался повальный мор. Совершенно очевидно, что жил он не в отдаленной изолированной деревне; вероятно, это был или караванщик, проходящий по Великому шелковому пути, просто путешественник, монгольский нукер, — так или иначе, самый первый носитель чумы достаточно общался с другими людьми, чтобы передать заразу, и был любителем мяса сурка. Эти зверьки являются природными носителями чумной палочки, которая при употреблении сурков в пищу (или использовании их шкурок) моментально передается человеку.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

К 1338 году чума возвращается к озеру Иссык-Куль и почти поголовно истребляет местную общину несториан — в XIX веке археологами отмечено невероятно большое количество могил несториан, обитавших в районе Иссык- Куля, датированных 1338–1339 годами. Двумя годами позже чума появляется в Самарканде, Бухаре и Хиве, а за следующие пять лет распространяется вплоть до Дона и Волги, уничтожает жителей столицы Золотой Орды Сарай-аль-Джидид.

К 1346 году эпидемия также вспыхивает в Крыму, и ее причины до сих пор весьма сомнительны. Обычно приводятся свидетельства генуэзца Габриэля Мюсси, находившегося тогда в Каффе (ныне Феодосия), осажденной золотоордынским войском под командованием Джанибека, хана из рода Чингизидов. Якобы повальный мор начался в ордынском войске, и хан приказал забрасывать части трупов умерших в крепость с помощью катапульт, отчего в Каффе моментально началась эпидемия. Однако современные исследователи относятся к словам Мюсси с определенным скепсисом, поскольку основной путь распространения эпидемии — это крысы и блохи. Так или иначе, Джанибек предпочел отступить: армия была серьезно истощена болезнью и взятие принадлежавшей генуэзцам Каффы не представлялось возможным.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Самое время рассказать о том, как протекает чума и какова была среднестатистическая клиническая картина. Андроник, младший сын византийского базилевса Иоанна VI, заболел на рассвете и скончался к полудню — как мы видим, скоротечность болезни неслыханная. Обычно от момента заражения до полного развития чумы проходит от двух до десяти дней при бубонной форме, но здесь мы наблюдаем чумную пневмонию (вторично-легочная форма) или, того хуже, чумной сепсис, способный привести к смерти за считаные часы, что и вышло в случае с Андроником.

Микеле де Пьяцца, сицилийский летописец, оставивший нам подробную «Светскую хронику», винит в случившейся эпидемии генуэзцев, которые принесли чуму на своих кораблях, причем де Пьяцца вторит исходной версии Мюсси — галеры прибыли из Крыма.Умерших не хоронят, пустые дома с ценными вещами покинуты, двери не заперты, выжившие пребывают в каталептическом шоке. А если учитывать запредельную смертность, — в отдельных регионах до двух третей, а то и трех четвертей населения, — то пейзаж вырисовывается донельзя скверный.

Весьма похожая ситуация складывалась осенью 1347 года в Мессине, Катании, Сиракузах, Трапани и других сицилийских городах. Трапани вымер более чем на 90%, де Пьяцца утверждает, будто Катания совершенно обезлюдела: «…город ныне стертый из памяти». В самом буквальном смысле этих слов Сицилия оказалась завалена трупами, но это было лишь начало.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Судьба Западной Европы была предопределена.

Мы знаем, что короли, королевы и принцы, в отличие от абсолютного большинства подданных, куда лучше питались, могли спрятаться в неприступных резиденциях и пользовались какими-никакими, но все-таки услугами врачей. Впрочем, польза от тогдашней медицины скорее составляла отрицательную величину — достаточно вспомнить одного из римских пап, коего лекари накормили толченым изумрудом, после чего понтифик скончался в страшных корчах от прободения желудка, вызванного каменной крошкой, и последующего за этим перитонита. В королевских семьях Европы мы наблюдаем совершенно беспрецедентный уровень смертности, потери составляют 50% от списочного состава августейших фамилий.

С легочной и септической формой Черной смерти дело обстояло совсем безнадежно: шанс выздороветь — один на миллион. О неслыханной скоротечности чумы свидетельствует хроника одного из францисканских монастырей в Авиньоне, тогда — папской столице. На вечерней мессе несколько монахов уже были больны, а когда братия разошлась на ночной отдых в спальни-дормитории, никто и предположить не мог, что к заутрене почти никто не поднимется: всего за одну ночь в монастыре умерли около семисот монахов и послушников. Подобная статистика невольно наводит дрожь: столько смертей в такой сжатый срок.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Папа Климент VI прекрасно осознавал всю чрезвычайность ситуации и, в противовес распространенным стереотипам о косности и консерватизме Римской Церкви, пошел на экстраординарные по своим временам меры: против канонических правил разрешил вскрывать трупы для выяснения причин смерти (понятно, что никаких результатов эти исследования не дали).

Кое-где додумались до карантина, причем само это слово было изобретено венецианцами опять же в 1347–1348 годах. Правительство Венецианской республики, получив в ноябре-декабре 1347 года странные, а то и панические известия с Сицилии и из Генуи, быстро сообразило, что эпидемия распространяется с торговыми кораблями, и попросту закрыло порт на сорок дней.

Увы, но столь суровые меры не спасли Венецию от Черной смерти, и потери республики составили от 50 до 60% населения с пиком смертности около шестисот человек в день. Но дож Андреа Дандоло и республиканский совет сделали главное: не допустили чумных бунтов, сохранили управление государством и свели экономические потери к минимуму.

В Англии бедствие Черной смерти наложилось на эпидемию ящура среди крупного рогатого скота, начавшуюся ориентировочно поздней осенью 1348 года, когда огромное количество крестьян погибло от чумы. За коровами и быками стало некому ухаживать, сотни деревень опустели, или в них осталось всего несколько жителей, имевших иммунитет к чумной палочке.

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Бич Божий ударил по Скандинавии — английские суда доставили чуму в Норвегию, адский пожар распространился на Швецию и Данию и ушел южнее, в Германию, а оттуда — в северную Польшу, Пруссию и к русским княжествам, оказавшимся на пути чумы в 1350–1352 годах.

Следует упомянуть, что «чумной век» не закончился, собственно, с великим мором 1348–1350 годов. Чума возвращалась и шла несколькими последовательными волнами:

-1361 год: заболевших до половины, есть выздоравливающие;

— 1371 год: заболевших около одной десятой; многие выздоравливают;

— 1382 год: заболевших около одной двадцатой, выздоравливает большинство.

Случись нечто подобное Черной смерти в Европе сейчас, из неполных семисот миллионов умерло бы миллионов триста — триста пятьдесят.

Из книги Мартьянова А. «Прогулки по средневековью. Война. Чума. Инквизиция»

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

Будни чумных докторов

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

что погубило около 400 человек в 1518 году в страсбурге

На этом всё. О чуме я могу писать долго и неутомимо, но предпочитаю рассказывать саму суть. Если есть какие вопросы о ней, задавайте в комментах.
В дальнейшем планирую написать про чуму на Руси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *