что показать ребенку под микроскопом
Фотоотчет «Для чего малышу микроскоп?»
Юлия Соколова
Фотоотчет «Для чего малышу микроскоп?»
Для чего ребенку микроскоп?
Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышейинтересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему». Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.
Занятия с микроскопом помогут расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.
Что можно посмотреть под микроскопом?
Для рассматривания под микроскопом годится буквально все. Начните с небольшого увеличения. Рассмотрите вместе листочки собранных растений. Многие из них имеют волоски, которые очень интересно рассматривать в микроскоп. Хорошо видно строение листа, жилки. Посмотрите на лист мать-и-мачехи с одной и с другой стороны.Они совершенно разные: одна сторона опушена, другая – нет. Сначала пусть ребенок определит это на ощупь, а потом увидит волоски в микроскоп. На листе крапивы можно рассмотреть те самые жгучие волоски, которые доставляют так много неприятностей голым детским ножкам и ручкам. Сорвите по листочку от каждого комнатного растения. Каждый по-своему интересен и неповторим. Если на подоконнике растут кактусы, пусть ради науки пожертвуют несколькими колючками.
Очень красивы лепестки цветов. Можно рассмотреть пыльцу. Для этого перенесите ее мягкой кисточкой с цветка на предметное стекло. Если малышу будет интересно, попробуйте зарисовать, как выглядит пыльца разных растений. Некоторые микроскопы снабжены специальным проектором, который проецирует изображение на бумагу. Так его легче будет зарисовать. Рассмотрите кожуру и мякоть всевозможных овощей и фруктов. Чем они похожи и чем различаются?
Интересно рассматривать волосы и сравнивать их по цвету и толщине. Окажется, что кошачья шерсть тоньше человеческого волоса, а папин волос толще детских. А подсунутый под микроскоп собственный палец может произвести настоящий фурор. Особенно впечатлит грязь под ногтями. Микробов там, конечно, не увидишь. Но и без них выглядит ужасающе. Сразу может поступить требование постричь ногти. Не менее интересно посмотреть, из чего состоит домашняя пыль, как выглядит бумага, вата, нитки, клочки кукольных волос и меха мягких игрушек, рыбьи чешуйки и кости, икринки, мед, капельки молока, кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда, всевозможные семечки и крупы, кусочки грибов, камушки и ракушки, привезенные с моря, шишки, бумажные деньги (на них можно отыскать разные знаки, которые не видны без увеличения).
Вырастите с ребенком плесень на хлебе. Для этого положите кусочек хлеба в стеклянную банку с крышкой (если есть специальная чашка Петри, то в нее, смочите водой и поставьте на несколько дней в теплое место (но не на солнце). Немного выросшей плесени положите в капельку воды на предметное стекло, закройте покровным стеклом, и ваш препарат готов. Можно рассмотреть обычные пекарские дрожжи. Для этого отщипните от брикета маленький кусочек и разведите в капельке воды. А еще можно прорастить пшеничное зернышко и ежедневно наблюдать, какие с ним происходят изменения или рассмотреть луковую шелуху.
Фотоотчет о спектакле «С чего начинается Родина» С чего начинается Родина? На этот вопрос искали ответ дошколята нашего детского сада. 19 апреля 2018 года в молодежном центре «Комсомолец».
Как правильно прочитать сказку малышу, чтобы заинтересовать его? Уважаемые родители! 1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать.
Консультации для родителей «Подпевайте малышу?» «Как научить малыша подпевать? Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду. Как помочь малышу» Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он пришел в детский сад. И для того, чтобы.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Какие игрушки нужны малышу» Консультация для родителей детей раннего возраста. Какие игрушки нужны малышу? (По материалам книги Г. Б. Мониной и Е. В. Ларечиной) Интерес.
Консультация для родителей «Как помочь малышу овладеть речью» Все начинается с пеленок… Когда малыш только родился, родителям может казаться, что кроме как есть и спать, ему ничего не требуется, а о.
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Детский микроскоп» В нашем детском саду «Колосок» через дидактический кабинет для детей, приобрели набор «Маленький исследователь». Это детский микроскоп.
Рекомендации для родителей «Можно ли позволять малышу играть за компьютером?» Можно ли позволять малышу играть за компьютером? Мнений на этот счет масса, и многие абсолютно противоположны. Да, сейчас эра компьютера,.
Опыты с детским микроскопом в домашних условиях — как показать детям микромир
Содержание статьи:
Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что детский микроскоп ничем не отличается от других обычных игрушек. Микроскоп – это «научный» прибор, позволяющий вашему ребенку прикоснуться к волшебному и таинственному микромиру. Эта не очередная игрушка, которая через пару часов окажется на антресолях. Эта маленькая «научная лаборатория», по своей функциональности не слишком то уступающая настоящим биологическим микроскопам. Поэтому неудивительно, что большинство родителей и сами готовы часами просиживать над микроскопом, заглядывая и изучая окружающий нас микромир. Детский микроскоп позволяет ребенку самостоятельно изучать структуру самых разных объектов. Конечно, на начальном этапе юному исследователю потребуется помощь родителей.
Виды микроскопов
И все же, давайте более подробно рассмотрим, какие виды микроскопов предлагает нам отечественный рынок. Чаще всего эти приборы классифицируются по возможному увеличению микрочастиц, которые позволяет рассмотреть тот или иной вид микроскопа.
Остальные виды микроскопов принято относить к «специализированным». То есть работать с ними нужно в лабораторных условиях, при наличии необходимых знаний.
Одним из наиболее качественных по праву считается Микромед Эврика40х-1280х . Этот прибор широко используется в учебных заведениях при проведении лабораторных работ. Однако, благодаря трем батарейкам и адаптеру, этот микроскоп можно использовать и в домашних условиях.
Самым доступным считается МР-450 . Это микроскоп двойного действия. В роли освещения выступают солнечные лучи и освещение от лампы. МР – 450, позволяющие изучать биологические срезы и мазки.
На российском потребительском рынке сегодня представлен широкий ассортимент не только профессиональных микроскопов, но и детских оптических приборов по вполне демократичным ценам. Они отлично подойдут для исследований и опытов по химии и биологии в домашних условиях
Клетки лука под микроскопом
Как провести исследование — инструкция:
Благодаря, микроскопу мы смогли разглядеть строение клетки, и узнать из чего она состоит.
В какой микроскоп можно увидеть хлоропласты, лейкопласты
Для начала давайте определимся с самими понятиями «Хлоропласты» и «Лейкопласты».
Лейкопласты – это абсолютно бесцветные пластиды сферической формы, входящие в состав растительной клетки. Однако при прямом попадании на них солнечных лучей они могут преобразовываться в хлоропласты.
Главная функция хлоропластов заключается в привлечении насекомых и животных с целью опыления растений и распространения семян. Наиболее удобным для рассмотрения объектом, по мнению специалистов, считается срез красного перца. Для рассмотрения берется тоненький срез кожицы красного перца. На предметное стекло капается капля воды, и в нее помещается изучаемый объект. Сверху он накрывается вторым стеклом. Лучше всего хромопласты видны на наиболее тонких участках среза.
Лейкопласты можно прекрасно рассмотреть в обычном картофельном клубне. Нужно для эксперимента взять тончайший срез картофеля и поместить его в капельку воды на лабораторном стекле. Накрываем объект покрывным стеклом. Даже обесцвеченные лейкопласты прекрасно видны, но если их окрасить йодом они приобретают ярко синий цвет.
Споры под микроскопом — как провести эксперимент
Детям (впрочем, как и взрослым) очень нравится наблюдать за танцующими спорами хвоща – древнего растения, заставшего динозавров. У каждой споры хвоща имеются специальные приспособления – элатеры. Они предназначены для распространения растения при помощи воздушных масс. Их топливом является изменение влажности. При рассмотрении спор хвоща покрывное стекло не используется. Чтобы заставить споры «танцевать» на них достаточно подышать, но осторожно, иначе они просто разлетятся.
При попадании на споры воды, они сжимаются. В этом случае удивительный танец можно будет наблюдать — только при полном их высыхании.
Мухи, бабочки и другие насекомые под микроскопом
В домашних условиях найти насекомое для исследования под микроскопом не так сложно, как кажется. Достаточно просто выйти на балкон. Там, как правило, можно найти массу всевозможных трупиков насекомых. Выбрав подходящий объект, его нужно (при помощи иглы) осторожно перенести на смотровое стеклышко, и максимально аккуратно накрыть покрывным стеклом.
Любой ребенок, задевая крыло бабочки, замечал, что на его пальцах оставалась пыльца. Глядя в окуляр, можно понять, что это вовсе не пыль, а маленькие чешуйки крылышек. С помощью микроскопа ребенок сможет изучить не только строение насекомого, его крылья и конечности, но и понять, что каждая его чешуйка имеет разную форму.
Можно ли увидеть бактерии и микробы под микроскопом дома
Если у вас дома имеется микроскоп с увеличением 600-800х крат, то вы сможете рассмотреть массу бактерий в зубном налете, разведенном в капельке воды. Правда, выглядят они далеко не презентабельно – совсем маленькие шарики, ниточки, палочки.
Ученые выращивают целые колонии отдельных микроорганизмов, но для этого они используют специальные питательные среды.
Микроскоп – идеальный подарок для ребенка любого возраста. Ведь этот оптический прибор поможет расширить познания об окружающем нас мире. Ребенок почувствует себя настоящим ученым, перед которым открывает свои секреты таинственный микромир. Мир под микроскопом – это чудо доступное каждому. А если ребенок хочет заглянуть в глубины космоса, то несколько простых опытов по астрономии помогут в этом. Подробности в другой статье на нашем сайте.
Микроскоп дома: как правильно выбирать и что с ним можно делать
Даже самый простой микроскоп, который можно купить домой, может оказаться новой любимой игрушкой — не только для детей, но и для родителей. Главное, понять, какой всё-таки нужен именно вам. На что обращать внимание при выборе микроскопа и что потом смотреть — рассказывает биолог и популяризатор науки Антон Захаров.
Хороший микроскоп должен быть металлическим и тяжёлым. Пластиковые микроскопы почти наверняка не прослужат долго, и вряд ли у них будет нормальное качество изображения. Это очень важный критерий, так как в руках активного начинающего исследователя микроскоп будет испытывать нешуточную нагрузку, и это нормально. Особенно страдать будут регулирующие винты. А у пластиковых микроскопов они не очень надёжные, из-за этого картинка будет плохо фокусироваться. У профессионального микроскопа, кстати, таких винтов должно быть два: макро и микро. Но бывают хорошие микроскопы и с одним винтом.
Помните, что вам не нужен микроскоп с увеличением больше 400 раз. Даже выпускники биологических вузов не всегда умеют нормально работать с такими увеличениями. На нашей кафедре, например, мы такого никогда не делали. Так что увеличение в 400 раз — то что нужно. Эти 400 раз будут складываться из обычного окуляра и сменных насадок с объективами, достаточно будет двух — увеличивающих в 10 и 40 раз. Ещё одна важная вещь — хорошая подсветка. В старых микроскопах для этого использовались зеркала и настольные лампы, а сейчас у большинства есть встроенная подсветка. Лучше пусть она будет диодной.
Перед покупкой серьёзного микроскопа стоит задуматься, нужен ли вам такой или есть альтернативы. Один из вариантов — бинокуляр с увеличением от 20 до 40 раз. Более того, многие объекты даже удобнее смотреть именно при таком увеличении. Для нормального микроскопа препарат должен быть либо с самого начала очень маленьким (например, одноклеточные амёбы или другие микроскопические организмы), либо нужно делать тоненькие срезы, что тоже требует определённого умения. Ребёнку с этим справиться будет непросто. А в бинокуляр можно смотреть и на объёмные препараты. Ещё один вполне достойный вариант: специальная увеличивающая насадка на смартфон. Они бывают разные, и качество некоторых очень даже приемлемое для непрофессионалов. Хотя для многих детей настоящий микроскоп может быть намного привлекательнее просто из-за своей необычности.
Что смотреть под микроскопом
Итак, вы наконец-то решили, какой микроскоп лучше всего вам подходит. И сразу возникает вопрос, а что же теперь с этим микроскопом делать.
1. Готовые препараты. В комплекте со многими микроскопами идут наборы готовых препаратов, а иногда и описаний этих препаратов, но это не принципиально, их при желании можно найти и в интернете. Такие наборы продаются и отдельно. Главное — это не отправлять ребёнка в самостоятельно плавание без инструкции. Обязательно нужно объяснить ему, что он видит перед собой. Это можно сделать самому, если остались школьные знания, а можно воспользоваться помощью бумажных или электронных методичек.
16 гифок, которые влюбляют в биологию
2. Самодельные препараты. Когда Антони ван Левенгук в XVII веке изобрёл первый микроскоп, он старался изучить с его помощью всё что только можно. Каплю воды из реки или лужи около дома, строение ткани, зубной налёт, кончики своих ногтей. Что мешает вам поступить так же?
Единственное, в современный микроскоп хорошо видно только очень маленькие объекты или тонкие срезы объектов покрупнее. Но готовить такие срезы можно и самому — остро заточенным ножом или острой бритвой, например, закреплённой в спичечном коробке. Попробуйте отрезать максимально тонкие кусочки разных овощей или фруктов. Растительные клетки довольно крупные, поэтому в таких препаратах часто можно рассмотреть некоторые клеточные органеллы: клеточную стенку, хлоропласты и ядро. Ещё можно делать срезы и кусочков мяса или других продуктов из вашей кухни. Главное, помните, что для рассмотрения самодельных препаратов их нужно помещать в каплю воды.
3. Неживые объекты. Возьмите ниточку с одежды, волосок, соберите немного пыли, и с помощью микроскопа вы узнаете много интересного про их структуру. Но ещё раз напомню, что если объект слишком большой, то надо или сделать его срез, или воспользоваться бинокуляром.
4. Кора пробкового дерева. Повторите исследование, в результате которого появился термин «клетка», рассмотрите срез коры пробкового дерева — для этого подойдёт обычная винная пробка.
5. Кровь. Если ребёнок или кто-то в семье порежет палец, можно эту неприятную ситуацию развернуть в полезное для науки русло. Соберите капельку крови и рассмотрите её под микроскопом.
6. Растения. Сделайте срезы не только съедобных овощей, посмотрите на срезы разных частей цветков.
7. Плесень. Оставьте кусок хлеба, чтобы он покрылся плесенью, и рассмотрите эту плесень.
8. Слюна. Аккуратно соскребите зубочисткой или чистой ватной палочкой (продезинфицируйте её вначале!) клетки с внутренней стороны щёки.
9. Паутина. Зафиксируйте её при помощи лака для волос или для ногтей, а потом аккуратно положите под микроскоп.
10. Сахар, соль, мука, крахмал, водяные знаки на купюрах – в общем всё, что попадётся на глаза. Ведь единственная граница научного исследования — это воображение исследователя.
Детский микроскоп: 10 объектов для исследования
Микроскоп — это прибор не для развлечения, а для познания. Правда, оно бывает настолько увлекательным, что аппарат заменяет многие игры и забавы! Неудивительно, что и взрослые готовы рассматривать под увеличением все то, что интересно детям.
Для первых опытов рекомендуется приобрести недорогой монокулярный микроскоп. Как правило, в комплекте идут дополнительные объективы. Вместе с окуляром аппарат может давать 800-кратное увеличение!
Совсем необязательно покупать или одалживать у знакомых биологов электронный, сканирующий или рентгеновский микроскоп: они предназначены для научного использования в лабораториях. Человек, работающий с ними, должен иметь специальный опыт. Но пока опыта нет, можно исследовать все, что есть под рукой и даже на руках, а обширный список мы как раз подготовили!
1 Мякоть или кожура фрукта или овоща, кусочки грибов, мох
Можно здорово удивиться, что яблоко меняет свой цвет: в зависимости от освещения фрукт становится черным или голубым, а кожура томата отличается бронзовым оттенком. А как красивы увеличенные листы салата или лесные мхи!
2 Волосы
Казалось бы, одинаковые на первый взгляд человеческие волосы под микроскопом имеют разную толщину, структуру и цвет. Можно сравнить волосы людей и домашнего животного — кошки или собаки, поместив их под стекло микроскопа.
3 Листья и лепестки растений
Микроскоп легко ответит на вопрос ребенка: «Почему крапива жжется?». Все дело в том, что на листе растения есть жгучие волоски, отлично заметные при увеличении!
А любители красоты не устоят перед увеличенными лепестками садовых или полевых цветков — анютиных глазок, васильков, красных роз.
4 Пыльца
«Неужели эти фигурки действительно существуют?» — может спросить юный биолог. Действительно, крошечные частички под стеклом — это разноцветные тела различных форм: одни напоминают круг, другие — многоугольники с шипами. А для того чтобы перенести пыльцу с растения на предметное стеклышко, понадобится мягкая кисточка.
5 Бумага, мех, нитки
Все это под увеличением изменяется причудливым образом: например, кусочек бумажного листа будет выглядеть как серая структура. И мех, и нитки под микроскопом совсем не похожи на то, что мы привыкли видеть невооруженным глазом!
6 Кристаллы поваренной соли, сахар-песок, зернышко кофе
Наверное, интереснее всего выглядят кубики соли — как будто ими можно играть! Да и гранулы сахарного песка поражают своими четкими геометрическими формами.
7 Соскоб налета со стенки аквариума
Этот опыт разъясняет строение зеленых водорослей. Специалисты отмечают, что такое наблюдение может заставить ребят подолгу находиться у микроскопа!
8 Бактерии в зубном налете
Зачем чистить зубы два раза в день? А для того, чтобы во рту было как можно меньше всех этих «палочек», «ниточек», «шариков», которыми изобилует зубной налет. Правда, чтобы увидеть бактерии, налет разводят в капельке воды, предварительно сняв острой зубочисткой или спичкой. Также можно изучить выпавшие молочные зубы, которые хранятся во многих семьях.
9 Грязь под ногтями
А это исследование — просто спасение для тех родителей, которые «воюют» со своими чадами за регулярное мытье рук. Мама и папам, уставшим объяснять, зачем это нужно делать, прекрасно поможет микроскоп.
Воочию увидев, что же скапливается под ногтями, дети незамедлительно побегут в ванную!
10 Муха или другое насекомое
Строение насекомого можно и нужно изучать под микроскопом: конечно, эстетического удовольствия не получишь, зато обретешь новые полезные знания.
Каким бы любознательным ни был ребенок, первое время работать с микроскопом нужно с родителями. Мама и папа должны предупредить, что нельзя баловаться со стеклом, крутить и вертеть винты без необходимости. Также родители могут рассказать об устройстве микроскопа и предназначении каждой детали. Все это «отложится в копилку» сына или дочери и заставит тянуться к новым знаниям.
Микроскопия в домашних условиях
Станислав Яблоков,
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
«Наука и жизнь» №2, 2014
Вот уже два года, как я наблюдаю за микромиром у себя дома, и год, как снимаю его на фотокамеру. За это время собственными глазами увидел, как выглядят клетки крови, чешуйки, опадающие с крыльев бабочек, как бьётся сердце улитки. Конечно, многое можно было бы узнать из учебников, видеолекций и тематических сайтов. Но при этом не было бы ощущения присутствия, близости к тому, что не видно невооружённым глазом. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт. Опыт, который сегодня доступен каждому.
Что купить
Театр начинается с вешалки, а микросъёмка с покупки оборудования, и прежде всего — микроскопа. Одна из основных его характеристик — набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива.
Детёныш улитки. Увеличение 40×
Не всякий биологический образец хорош для просмотра при большом увеличении. Связано это с тем, что чем больше увеличение оптической системы, тем меньше глубина резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто. Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения с увеличением от 10–20 до 900–1000×. Иногда бывает оправданно добиться увеличения 1500× (окуляр 15 и объектив 100×). Большее увеличение бессмысленно, так как более мелкие детали не позволяет видеть волновая природа света.
Лист клевера. Увеличение 100×. Некоторые клетки содержат тёмно-красный пигмент
Следующий немаловажный момент — тип окуляра. «Сколькими глазами» вы хотите рассматривать изображение? Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную его разновидности. В случае монокуляра придётся щуриться, утомляя глаз при длительном наблюдении. В бинокуляр смотрят обоими глазами (не следует путать его со стереомикроскопом, дающим объёмное изображение). Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз» — насадка для установки аппаратуры. Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, но можно использовать и обычный фотоаппарат, купив к нему переходник.
Лист земляники. Увеличение 40×
Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры объективов. Световой пучок от осветителя, преобразованный в оптическом устройстве — конденсоре, освещает препарат. В зависимости от характера освещения существует несколько способов наблюдения, самые распространённые из которых — методы светлого и тёмного поля. В первом, самом простом, знакомом многим ещё со школы, препарат освещают равномерно снизу. При этом через оптически прозрачные детали препарата свет распространяется в объектив, а в непрозрачных он поглощается и рассеивается. На белом фоне получается тёмное изображение, отсюда и название метода. С тёмнопольным конденсором всё иначе. Световой пучок, выходящий из него, имеет форму конуса, лучи в объектив не попадают, а рассеиваются на непрозрачном препарате, в том числе и в направлении объектива. В итоге на тёмном фоне виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных малоконтрастных объектов. Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсора тёмного поля, тёмнопольной диафрагмы, устройств фазового контраста, поляризаторов и т. п.
Оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения — аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы для профессиональных исследований. Сильные объективы (с увеличением, например, 100×) имеют числовую апертуру больше 1 при использовании иммерсии, масла с высоким показателем преломления, раствора глицерина (для УФ-области) или просто воды. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионной жидкости. Её показатель преломления обязательно должен соответствовать конкретному объективу.
Иногда следует обратить внимание на устройство предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который ярче и греется меньше. Микроскопы тоже имеют индивидуальные особенности. Каждая дополнительная опция — это добавка в цене, поэтому выбор модели и комплектации остаётся за потребителем.
Сегодня нередко покупают недорогие микроскопы для детей, монокуляры с небольшим набором объективов и скромными параметрами. Они могут послужить хорошей отправной точкой не только для исследования микромира, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже стоит купить более серьёзное устройство.
Как смотреть
Можно купить далеко не дешёвые наборы готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение личного участия в исследовании, да и наскучат они рано или поздно. Поэтому следует позаботиться и об объектах для наблюдения, и о доступных средствах для подготовки препаратов.
Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями. Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани — несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.
Крыло жучка бибиониды. Увеличение 400×
Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином. Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка». Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.
При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т. п.
Что смотреть
Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного — например, кожуры репчатого лука. Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым. Луковую кожуру нужно залить йодом на 10–15 минут, после чего промыть под струёй воды.
Кожица лука. Увеличение 1000×. Окраска йодом. На фотографии видно клеточное ядро
Кожица лука. Увеличение 1000×. Окраска азур-эозином. На фотографии в ядре заметно ядрышко
Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5–10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.
Картофель. Синие пятна — зёрна крахмала. Увеличение 100×. Окраска йодом
На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.
Плёнка на спине таракана. Увеличение 400×
Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.
Чешуйки с крыльев моли. Увеличение 400×
Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.
Крыло бабочки боярышницы. Увеличение 100×
Не менее интересный объект для наблюдения — кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения. Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.
Кожура сливы. Увеличение 1000×
Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени — это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.
Хлоропласты в клетках травы. Увеличение 1000×
Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей — мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.
Хлоропласты в клетках водоросли. Увеличение 1000×
Сам себе исследователь
После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов. Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью. Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому. В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов — азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.
Мазок крови. Окраска азур-эозином по Романовскому. Увеличение 1000×. На фотографии: эозинофил на фоне эритроцитов
Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева — устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.
Мазок крови. Окраска азур-эозином по Романовскому. Увеличение 1000×. На фотографии: слева — моноцит, справа — лимфоцит
В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали. Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения. Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.
Словарик к статье
Иммерсия — прозрачная жидкость с показателем преломления n > 1. В неё погружают препарат и объектив микроскопа, увеличивая его апертуру и тем самым повышая разрешающую способность.
Планахроматический объектив — объектив с исправленной хроматической аберрацией, который создаёт плоское изображение по всему полю. Обычные ахроматы и апохроматы (аберрации исправлены для двух и для трёх цветов соответственно) дают криволинейное поле, которое исправить невозможно.
Фазовый контраст — метод микроскопических исследований, основанный на изменении фазы световой волны, прошедшей сквозь прозрачный препарат. Фаза колебания не видна простым глазом, поэтому специальная оптика — конденсор и объектив — превращает разность фаз в негативное или позитивное изображение.
Моноциты — одна из форм белых клеток крови.
Хлоропласты — зелёные органеллы растительных клеток, отвечающие за фотосинтез.
Эозинофилы — клетки крови, играющие защитную роль при аллергических реакциях.
«Наука и жизнь» о микросъёмке:
Микроскоп «Аналит» — 1987, №1.
Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. — 1988, №8.
Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. — 1989, №6.
Милославский В. Ю. Домашняя микрофотография. — 1998, №1.
Мологина Н. Фотоохота: макро и микро. — 2007, №4.