что показывает ээг головы у ребенка при зпр
ЭЭГ при задержке развития ребенка
На прошлой неделе я прошла двухдневное обучение по применению ЭЭГ в практике специалистов, работающих в области коррекции. До этого момента я полагалась целиком на мнение врача, который писал расшифровку при обследовании. В своей работе я использовала ЭЭГ для того, чтобы исключить эпиактивность (перед проведением нейрокоррекции и аппаратной коррекции это обязательно). Часто в заключениях врачей вижу, что «электрогенез соответствует возрастной норме», и другие моменты, которые до конца были непонятны (например, как может быть электрогенез в норме, если развитие явно не в норме?).
Также встречала такое мнение, что якобы «ЭЭГ показывает только лишь то, что мозг жив, и он работает» (к слову, в корне неверное).
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – это графическое отображение биоэлектрической активности головного мозга. Есть различные схемы постановки электродов, при этом они устанавливаются в соответствии с зонами коры над правым и левым полушарием (лобные доли, центральная зона, темя, висок, затылок). Существуют международные стандарты для ЭЭГ, чтобы результаты были сравнимы, в какой бы стране ни было проведено исследование.
ЭЭГ можно использовать для диагностики различных нарушений, а также оценки результативности коррекционных и терапевтических воздействий. При этом на результаты ЭЭГ влияет множество факторов: от времени суток до приема различных медикаментов. К слову, для более высокой достоверности такой диагностики не стоит принимать в том числе и ноотропы (отменить за 2-3 дня до обследования по согласованию с доктором).
С рождения и для каждого возрастного периода существуют нормы по доминирующим ритмам, которые характеризуются различной частотой, амплитудой и другими характеристиками.
В возрасте с рождения и до 1 года доминирующими являются дельта и тета ритмы в работе мозга. Это характеризует сенсомоторный уровень развития ребенка и преобладающее функционирование ствола мозга и гипоталамо-гипофизарной системы. У взрослого человека эти ритмы можно наблюдать на ЭЭГ во время разных фаз сна.
Начиная с возраста 12 месяцев по мере созревания структур мозга постепенно формируется альфа ритм, при этом он представлен не более, чем в 20% времени записи ЭЭГ. По индексу альфа-ритма можно определить степень зрелости электрогенеза мозга. У взрослого человека он составляет 80%. У детей с задержками развития, грубыми нарушениями сенсорной интеграции, аутичным спектром, УО можно наблюдать низкий % альфа-ритма и большой % так называемой медленно-волновой активности.
Депрессия альфа-ритма у взрослого, зональность распределения ритмов, сформированность «веретен», общий профиль ЭЭГ – это всё подвергается оценке. Поэтому на окончательное заключение влияет уровень квалификации доктора, который интерпретировал результаты.
Помимо собственно ритмов оценивается межполушарная асимметрия. Так, мы на обучении смотрели ребенка с заиканием, у которого была выявлена асимметрия в биоэлектрической активности мозга – правое полушарие явно доминировало и было более зрелым, чем левое. Это соответствует теории Т.Г. Визель, которая считает, что при заикании нарушается межполушарное взаимодействие (я рассказывала об этом в одном из постов).
Важные данные для диагноста могут дать функциональные пробы и реакция мозга на них: открывание-закрывание глаз, ритмическая фотостимуляция, гипервентиляция. Так, в норме мозг ребенка должен усваивать внешний ритм при фотостимуляции (у большинства детей, которые ко мне приходят – не усваивают), а у взрослого – нет. При пробах возможно увидеть проявления, указывающие на потенциальные нарушения кровоснабжения. Например, когда мне делали на практической части обучения ЭЭГ, на гипервентиляции в лобной доле справа Александр Витальевич (наш преподаватель) заметил вспышки дельта-волн. Как он объяснил, это указывает на плохое кровоснабжение ствола. И действительно, в то утро у меня «защемило» шею после сна. Мы провели учебный эксперимент. В нашей учебной группе был остеопат, который согласился поработать с моей шеей. И после остеопатического лечения мы повторили диагностику. Вспышек больше не было! Так можно оценивать результаты коррекции, лечения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Существуют типичные для тех или иных типов нарушений проявления на ЭЭГ (постгипоксические изменения мозга, родовая травма, дизартрия, заикание и другие). По данным исследователей Бостонского детского госпиталя по ЭЭГ младенцев можно предполагать возможное развитие аутизма у ребенка в будущем в возрасте от 3 месяцев и с вероятностью почти 100% — с 9 месяцев.
Резюмируя сказанное выше: для диагностики развития ребенка необходимо сделать ЭЭГ у хорошего доктора, который тщательно изучит результаты. Это очень информативное исследование, которым не стоит пренебрегать.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
Расшифровка ЭЭГ в детском возрасте норма и патология
Основными методами диагностики эпилепсии являются магнитно-резонансная томография и электроэнцефалограмма. В статье пойдет речь о ЭЭГ головного мозга: что это такое, расшифровка у детей.
Энцефалограммой называют метод исследования биоэлектрической активности головного мозга. Это исследование позволяет определить активность нейронов различных участков головного мозга, наличие патологических паттернов (разрядов), которые указывают на патологию. Безобидность диагностики позволяет широко использовать ее в детском возрасте. По результатам исследования определяется эпилептиформная активность, показания для проведения МРТ и направление курса дальнейшего лечения.
Эпилептиформная активность на ЭЭГ у ребенка – что это значит? Под термином эпилептиформная активность понимают электрические колебания, регистрирующиеся на ЭЭГ в виде острых волн и пиков, отличающихся от общей активности более чем на 50%. Наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ может свидетельствовать о наличии эпилепсии.
Показания к проведению исследования у детей
Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:
Как проводится исследование?
На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются электроды, всего обычно их бывает 19, они крепятся симметрично с двух сторон головы и по центру, может сразу быть одета «шапочка», без необходимости прикреплять каждый электрод отдельно. Также на область груди крепится датчик ЭКГ, часто бывают необходимы дополнительные датчики (миографические). При этом ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозаика, куклы и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.
Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:
Как расшифровывается и что можно увидеть?
Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются через несколько дней. Так как анализируются электрические показатели со всех отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.
На руки родителям выдают заключение, распечатка выбранных врачом фрагментов записи и, в специализированных центрах, диск с записью всего исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.
Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей, у которых даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка.
Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:
Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией и так далее.
Регистрация эпилептиформных паттернов является важной частью исследования. Доброкачественные эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как вариант нормы при отсутствии эпилептических приступов и регресса в развитии ребенка.
При множественном появлении разрядов на ЭЭГ необходимо оценивать клинику, возможно будет необходимо проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится с учетом дополнительных методов исследований.
Стоит ли доверять исследованию?
Энцефалограмма функциональный метод исследования, поэтому зачастую результаты во многом зависят от состояния ребенка на момент обследования. Если врач, например, видит при расшифровке ЭЭГ головного мозга у ребенка старше 8 лет дизаритмию, присутствие в большом количестве тета волн, не стоит сразу пытаться выставлять диагнозы. Возможно, малыш просто негативно отнесся к исследованию, ведь дети довольно эмоциональны.
Конечно, при обнаружении серьезных отклонений, с формированием очагов аномальной активности, свидетельствующих о наличии эпилептического очага, требуется дообследование. Электрический метод лишь укажет на приблизительную локализацию очага (доля головного мозга). Наиболее точно определить локализацию процесса и возможную причину (сосудистую, неопластическую, атрофия вследствие внутриутробного кислородного голодания мозга и так далее) можно только при применении методов нейровизуализации, прежде всего – МРТ.
Как часто необходимо повторять исследование?
Если диагностика не показала весомых изменений в мозговой электрической активности, то повторно исследование при отсутствии новой симптоматики можно не проводить.
При выявлении эпилептиформной активности энцефалограмма станет основным объективным диагностическим критерием эффективности назначенной терапии.
Повторение исследования должно быть минимум каждый год, желательно 1 раз в 6 месяцев. Оценка динамики позволит скорректировать терапию для предупреждения повторных приступов (увеличение или уменьшение доз противоэпилептических препаратов).
Даже после снятия диагноза эпилепсия, необходимо повторять энцефалограмму еще в течение 1-5 лет (в зависимости от диагноза) для предупреждения возможного рецидива. После оперативного вмешательства также рекомендовано ежегодное исследование в течение нескольких лет. Это позволит избежать множество осложнений.
Задержки психического развития: клинико-электроэнцефалографические особенности и оценка эффективности применения препарата гопантеновой кислоты
Опубликовано в журнале:
Педиатрия, 3, 2014 | приложение consilium medicum
Л.С.Чутко, С.Ю.Сурушкина, Е.А.Яковенко, И.С.Никишена, Т.И.Анисимова, Ю.Л.Бондарчук, А.В.Сергеев, Л.В.Аносова
Институт мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
Нарушения развития у детей оказывают неблагоприятное воздействие как на них самих, так и на окружающих и общество в целом. Дети с нарушениями развития испытывают трудности с получением образования. Задержки психического развития (ЗПР) – пограничные с умственной отсталостью состояния, характеризующиеся замедлением темпа психического онтогенеза. До сих пор не определены четкие границы этой патологии, так как они зависят от социальных критериев, в частности от требований, предъявляемых обществом к способностям ребенка. Не существует единого мнения о возрасте, до которого правомерен данный диагноз. Ошибки в своевременной диагностике ЗПР ведут к выбору неадекватной программы обучения и возникновению школьной дезадаптации, на фоне которой в дальнейшем может формироваться девиантное поведение [1].
Главные клинические признаки задержек психического развития – запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений [2].
По мнению М.В.Злоказовой (2004 г.), зачастую отмечается недооценка родителями и воспитателями уже имеющихся в дошкольном возрасте нарушений внимания, церебрастенических, других психопатологических симптомов и самого факта наличия ЗПР, так как в условиях обычного детского сада этому не придается большого значения, а сами родители редко обращаются за помощью к психиатру или неврологу. При условии более раннего выявления психопатологической симптоматики становилось возможным проведение своевременной психолого-медико-педагогической коррекционной работы, что приводило к сглаживанию выявленных нарушений к моменту начала школьного обучения [3].
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) данная патология фигурирует под рубрикой «Смешанные специфические расстройства психологического развития» (Mixed-specific disorders of mental development) (F83). Это плохо определенная, недостаточно разработанная группа расстройств, при которых есть смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков и/или двигательных функций, но нет значительного преобладания ни одного из них, чтобы установить первичный диагноз. Общим для этих специфических расстройств развития является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций. Эта смешанная категория может использоваться только тогда, когда есть значительное совпадение специфических расстройств.
Актуальность проблемы определяется в первую очередь широким распространением данной патологии. Распространенность ЗПР среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8–10% в общей структуре психической болезненности [4]. Среди детей подготовительных групп детских садов ЗПР встречается в 5%, а в младшем школьном возрасте – от 4 до 8% [5, 6]. Необходимо отметить исследования Л.М.Шипицыной (1997 г.), Т.В.Волосовец (2003 г.), зарегистрировавших пятикратный (с 1990 по 2003 г.) рост числа детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ [7, 8].
В этиологии и патогенезе ЗПР играют роль конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные факторы. Исследования Y.Yang и соавт. (2013 г.) уделяют значительную роль нарушению созревания астроцитов в генезе нарушений психического развития у детей [9]. Согласно наблюдениям T.Moore и соавт. (2012 г.) подобные нарушения возникают чаще у детей, родившихся с низкой массой тела [10].
К.С.Лебединская (1982 г.) предложила выделять следующие формы ЗПР по этиологическому принципу:
При ЗПР отмечается так называемая мозаичная картина нарушения, при которой одни психические функции остаются сохранными, а другие существенно отстают по возрастным срокам своего развития.
Дети с ЗПР представляют собой гетерогенную группу, включающую детей с нарушениями экспрессивной речи и/или рецептивной речи, учебных навыков, мышления, памяти, внимания. В отличие от умственной отсталости, где в первую очередь нарушение интеллекта имеет выраженный и необратимый характер, при ЗПР отмечается замедлением темпа психического развития в условиях онтогенеза. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, пониженной работоспособности. Коэффициент интеллектуального развития у таких детей составляет 70–90 баллов. При этом наиболее распространенный вариант нормального интеллектуального развития – 90–109 баллов.
В настоящее время не существует единых принципов систематики ЗПР. Ф.М.Гайдук (1980 г.) выделяет три степени тяжести ЗПР: легкая, средняя и тяжелая (выраженная) [12].
Согласно классификации Ю.Г.Демьянова (1988 г.) выделяют следующие синдромы, определяющие ЗПР:
Цель данного исследования – изучение клинико-электроэнцефалографических особенностей различных форм ЗПР и оценка эффективности применения препарата Пантогам ® в лечении данной патологии.
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением находились 60 детей с ЗПР в возрасте 5–7 лет. Для характеристики клинических проявлений ЗПР использована классификация Ю.Г.Демьянова (1988 г.), согласно которой выделены 30 детей с церебрастенической формой и 30 детей с гипердинамической формой ЗПР.
Средний возраст в исследуемой группе составил 6,2±1,5 года. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10, в соответствии с которыми состояние пациента можно было расценить как «Смешанные специфические расстройства психологического развития» (Mixed-specific disorders of mental development) (F83). Из исследования исключались дети с умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, снижением слуха. Также в исследуемый период и за 3 мес до включения в исследования пациенты не получали лекарственных препаратов, воздействующих на центральную нервную систему.
Исследование неврологического статуса проводилось по общепринятой схеме. Кроме этого использовалась методика оценки тонкой моторики (тест на диспраксию-дисгнозию) [16].
Для проверки зрительной памяти использовался тест запоминания пяти фигур.
Оценка степени невнимательности, гиперактивности и импульсивности производилась с помощью шкалы SNAP-IY.
Для оценки и объективизации степени выраженности речевых нарушений и их динамики в процессе лечения были использованы следующие показатели: уровень звукопроизношения, уровень понимания обращенной речи, а также такие показатели экспрессивной речи, как степень развернутости фразы, объем активного словаря, лексико-грамматический строй речи. Данные показатели оцениваются по 10-балльным шкалам, составленным на основании шкал Н.Н.Заваденко [17].
Для объективизации степени выраженности астенических расстройств родители оценивали степень утомляемости ребенка с помощью Визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) (10-балльный вариант).
Нейропсихологическое исследование включало в себя пробу «Пересчет пальцев».
Рутинный анализ кривой состоял в оценке общего функционального состояния мозга, уровня зрелости биоэлектрической активности мозга и соответствия ее характера возрасту пациента, оценке тяжести изменений ЭЭГ и локализации патологических изменений.
Спектры ЭЭГ вычислялись следующим образом. Весь интервал записи ЭЭГ разбивается на отрезки равной длины. Длина отрезка, представляющего собой длительность эпохи анализа, равнялась 4 секундам. Было установлено 50% перекрывание, каждая следующая эпоха (начиная со второй) выделяет отрезок записи ЭЭГ, сдвинутый относительно предыдущей эпохи на 1/2 ее длины. После разделения интервала записи ЭЭГ на отрезки (эпохи анализа) вычисления для каждого канала выполняются отдельно.
Спектры ЭЭГ были рассчитаны для записей «Глаза закрыты» в диапазонах τ-ритма (4–7 Гц), α-ритма (7–14 Гц), β1-ритма (14–20 Гц), β2-ритма (21–30 Гц).
Регистрация ЭЭГ производилась с 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10–20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполняется запись электроокулограммы. Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами участников эксперимента в τ- (4–7 Гц), α1- (7–12 Гц), β1- (14–20 Гц), β2-диапазонах (20–30 Гц).
Для лечения детей был использован препарат Пантогам ® (сироп 100 мг/мл) в дозе 7,5 мл/сут (по 2,5 мл 3 раза в день: утром, днем и вечером до 18 ч) в течение 60 сут. Первые и последние 5 дней суточная доза составляла 5 мл/сут.
После завершения курса лечения всем детям было проведено контрольное комплексное исследование для анализа эффективности проведенной терапии.
Контрольную группу составили 30 детей такого же возраста без проявлений ЗПР.
Результаты исследования
Сравнительное исследование показало, что дети с гипердинамической формой отличаются меньшим объемом активного словаря, более выраженными нарушениями лексико-грамматического строя речи, худшим пониманием обращенной речи и звукопроизношением (табл. 1).
Таблица 1. Клинико-нейропсихологические показатели у детей с различными формами ЗПР
Показатель | Гипердинамическая форма | Церебрастеническая форма | Контрольная группа |
Длина повторяемой фразы, баллы | 3,1 ±0,9*## | 4,0±1,4# | 7,5±1,8 |
Утомляемость по ВАШ, баллы | 4,7±2,1##* | 6,9±1,6# | 1,3±0,9 |
Невнимательность по SNAP-IV, баллы | 3,93±1,34# | 3,79±1,52# | 1,38±0,53 |
Гиперактивность по SNAP-IV, баллы | 3,98±1,43**# | 1,56±0,77 | 1,13±0,46 |
Импульсивность по SNAP-IV, баллы | 2,69±0,73*## | 1,08±0,35 | 0,83±0,61 |
Звукопроизношение, баллы | 4,9±1,3*## | 5,7±0,8## | 8,3±1,5 |
Понимание обращенной речи, баллы | 5,4±0,9*## | 6,6±1,1# | 9,1 ±0,6 |
Активный словарь, баллы | 5,3±0,7*## | 6,8±0,9# | 8,5±1,3 |
Лексико-грамматический строй речи, баллы | 4,8±1,2*## | 6,3±1,4# | 8,4±0,8 |
Тест на диспраксию-дизгнозию, баллы | 14,2±2,8*## | 16,3±2,6## | 27,4±3,6 |
*р ® положительная динамика отмечалась у 39 (65,0%) детей. У детей с церебрастенической формой улучшение получено в 22 (73,3%) случаях. У детей с гипердинамической формой улучшение получено в 17 (56,7%) случаях.
После завершения курса лечения родители отмечали улучшение памяти и внимания, увеличение речевой активности. Большинство из детей стали охотнее использовать речь для общения, повторять за взрослыми, меньше прибегать к жестам или больше сопровождать жесты словами. Достоверно отмечалось расширение активного словаря. После курса лечения дети могли повторить более длинные фразы из теста «Повторение фраз». Значимого улучшения звукопроизношения выявлено не было.
Согласно оценке родителей, после лечения отмечается достоверное снижение средних показателей утомляемости у детей. Кроме этого родители детей отмечали снижение таких астенических проявлений, как эмоциональная лабильность, истощаемость, отмечали улучшение внимания и повышение усидчивости. Данные изменения более выражены у детей с церебрастенической формой ЗПР (табл. 3, 4).
Таблица 3. Динамика клинико-нейропсихологических показателей у детей с гипердинамической формой ЗПР на фоне лечения
Показатель | До лечения | После лечения |
Длина повторяемой фразы, баллы | 3,1 ±0,9 | 4,9±0,7* |
Утомляемость по ВАШ, баллы | 4,7±2,1 | 2,6±1,1* |
Невнимательность по SNAP-IV, баллы | 3,93±1,34 | 2,16±0,54** |
Гиперактивность по SNAP-IV, баллы | 3,98±1,43 | 2,73±0,98* |
Импульсивность по SNAP-IV, баллы | 2,69±0,73 | 2,56±0,89 |
Звукопроизношение, баллы | 4,9±1,3 | 5,7±0,8 |
Понимание обращенной речи, баллы | 5,4±0,9 | 7,7±1,4** |
Активный словарь, баллы | 5,3±0,7 | 6,1±1,5* |
Лексико-грамматический строй речи, баллы | 4,8±1,2 | 5,9±1,7* |
Тест на диспраксию-дизгнозию, баллы | 14,2±2,8 | 19,3±3,4** |
*р ® является эффективным средством лечения ЗПР у детей. В ходе данного исследования наиболее выраженный эффект был достигнут при лечении церебрастенической формы, что не исключает возможность использования Пантогама при лечении гипердинамической формы. Представляется возможным, что при лечении гипердинамической формы эффективность лечения повысится при сочетании Пантогама с препаратами из группы транквилизаторов.
На фоне приема Пантогама происходит улучшение когнитивных функций. В динамике отмечалось улучшение координации движений, тонкой моторики. Результаты повторного электроэнцефалографического исследования показывают уменьшение функциональной незрелости головного мозга после курса Пантогама. Необходимо подчеркнуть, что отмечалось лишь небольшое количество случаев нежелательного действия препарата в виде увеличения импульсивности у детей с изначально высоким уровнем данного показателя.