что показывает маяк в море

Маяки России: 10 живописных мест

Маяки — романтичные сооружения, которые освещают путь мореплавателям, предупреждая об опасности и о том, что берег совсем близко. Мы привыкли любоваться ими где-то за границей, но в нашей стране тоже есть, на что посмотреть.

Осиновецкий маяк

Действующий маяк, строительство которого началось в 1905 году, расположен на юго-западном берегу Ладожского озера. Его высота — 70 м: чтобы подняться на маяк, нужно преодолеть 366 ступеней.

что показывает маяк в море

Посещение маяка можно совместить с пляжным отдыхом на озере.

что показывает маяк в море

Маяк не охраняется, так что можно осмотреть его вблизи.

Кстати, свет его прожектора виден за 40 км. Во время блокады Ленинграда Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни — единственной на тот момент транспортной магистрали через Ладожское озеро.

В наши дни маяк находится в ведении Минобороны России, но не охраняется: туристы могут подойти поближе, чтобы осмотреть историческое сооружение.

Дербентский маяк

Самый южный маяк России находится в городе Дербент и включён не только в список охраняемых памятников нашей страны, но и в исторический список ЮНЕСКО.

что показывает маяк в море

Самый южный маяк России. Фото: Шамиль Магомедов / wikipedia.org (слева) и Oleg Moro / wikipedia.org (справа)

Дербентский маяк был построен в 1853 году и до сих пор функционирует: его сигнал виден на расстоянии до 33 км.

Отыскать маяк не составит труда — он расположен в центре Дербента. Его можно увидеть с улицы Советской, если пройти мимо парка Кирова в направлении моря и свернуть направо сразу за парком.

Маяк «Ирбенский»

«Ирбенский» — последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире! Он появился в 1962 году и ещё в 70-80-е годы прошлого столетия плавучий маяк выходил в Балтийское море для предупреждения навигационной опасности и указания мореплавателям точки подхода к порту.

что показывает маяк в море

Плавучий маяк (обитаемый) — последний подобный экземпляр в мире. Фото: Pavel Kosolapov / Shutterstock.com

После смерти своего капитана «Ирбенский» остался не у дел. В 2009 году судно выставили на торги в качестве металлолома, однако его удалось спасти: у плавучего маяка появился новый хозяин — Музей мирового океана, у которого уже был опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге.

Анапский маяк, Краснодарский край

Маяк был основан в 1898 году. В 1909 году он заработал и стал освещать путь прибывающим и проплывающим мимо кораблям.

У маяка интересная конструкция: он имеет восьмигранную башню, высота которой 21 м, с тремя чёрными горизонтальными полосами. Высота центрального огня над уровнем моря — 43 м, дальность действия — 18,5 миль (около 30 км).

что показывает маяк в море

Внутрь не пускают, но это и не нужно — и так красиво.

Во время Великой Отечественной Войны маяк был разрушен: стратегически важный объект удалось восстановить только в 1955 году.

Маяк Анива

Маяк Анива считается одним из самых труднодоступных маяков России. В 1939 году его установили на небольшой скале Сивучья, возле скалистого мыса Анива. Район изобилует течениями и частыми туманами: по фото это местечко кажется таинственным и зловещим.

Маяк появился в тот период, когда южная часть Сахалина отошла Японии. Автором проекта был инженер Синобу Миура. Анива стал самым сложным техническим сооружением на всём Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.

что показывает маяк в море

Добраться сюда — дело не из лёгкий.

что показывает маяк в море

Маяк уже начал разрушаться, так что любуемся, пока есть возможность.

Сложность заключалась в том, что все материалы приходилось доставлять по бушующему морю. Хранить на месте их было негде, поэтому они сразу встраивались в конструкцию.

После окончания Второй Мировой войны в Южно-Сахалинск вошли советские войска. В 90-е годы прошлого столетия военные установили на маяке автономную систему питания и сняли с вахты персонал, который до этого нёс службу на Аниве.

В прошлом году маяк отметил свой 80-летний юбилей. С 2006 года за ним перестали следить: маяк потух и пришёл в запустение. К сожалению, Анива постепенно разрушается под воздействием тайфунов, воды и времени.

Токаревский маяк

Один из старейших маяков Владивостока был возведён ещё в 1876 году на оконечности токаревской кошки — искусственно насыпанной дамбы на узкой отмели. Именно здесь заканчивается материк и начинается Японское море, впадающее в Тихий океан.

что показывает маяк в море

Здесь начинается Японское море.

что показывает маяк в море

Подойти к маяку можно только во время отлива.

Во время отлива к маяку можно пройти по тонкой полоске суши, во время прилива — пройтись босиком или заранее позаботиться о непромокаемой обуви.

Туристы и местные жители приходят сюда не только за атмосферными фотографиями, но и чтобы посмотреть на здешних обитателей — пятнистых тюленей-ларг, приплывающих зимой.

Святоносский маяк

Святоносский маяк — один из самых отдалённых маяков России. Старейший и до сих пор действующий маяк Баренцева моря функционирует с 1862 года.

В первые годы маяк обслуживала команда из нескольких человек (в разных источниках — от семи до восьми), однако после того, как многие умерли от цинги, было решено, что за маяком присмотрят вольнонаемные служащие.

что показывает маяк в море

Навряд ли кто-то из нас там окажется, поэтому просто будем знать, что и такие маяки бывают. Фото: Сергей Груздев / wikipedia.org

Во время Первой мировой войны маяк функционировал не всегда — только по указанию военного командования, когда необходимо было обеспечить проход российских кораблей.

С 1968 года и по сей день штат маяка состоит из семи человек. В 2002 году Святоносский маяк включили в «список вновь выявленных объектов на территории Мурманской области, представляющих историческую, научную или иную художественную ценность».

Маяк в Мержаново

В 2017 году маяк в Мержаново построили для съёмок телесериала «Смотритель маяка». После того как работа над кинокартиной закончилась, башню разбирать не стали.

что показывает маяк в море

Маяк остался после съемок сериала и стал местной достопримечательностью.

что показывает маяк в море

За постройками следят, так что территория облагорожена. Тут приятно погулять.

В течение следующих полутора лет конструкция оставалась без внимания и стала постепенно разрушаться. Весной 2019 года сооружение перешло в руки частных лиц, которые занялись благоустройством территории.

Сегодня к маяку можно приехать, чтобы побывать на месте съёмок и сделать красивые фотографии. Стоимость посещения — 100 руб.

Створный маяк

Строительство маяка длилось почти 10 лет и было завершено в 1906 году возведением примыкающей к двухэтажному жилому дому белой каменной четырёхгранной башни высотой 13 м.

что показывает маяк в море

Сразу и не скажешь, что и это маяк.

Прошло больше 100 лет, но маяк до сих пор функционирует: светооптический аппарат с красным огнём, свет которого виден почти на 15 км, обеспечивает безопасность кораблей при входе в Геленджикскую бухту.

Экскурсий по территории маяка не проводят, но к зданию всегда можно подойти, чтобы рассмотреть сооружение ближе.

Тарханкутский маяк

Маяк, расположенный на одноимённом мысе, представляет собой 38-метровую башню, выполненную из инкерманского известняка.

Маяк функционирует уже более 200 лет: он был построен ещё в 1816 году. С тех пор его облик практически не изменился, менялось лишь оптическое оборудование на самой башне.

что показывает маяк в море

Действующий маяк, куда, по слухам, можно попасть, если повезёт договориться с охранниками.

На вершину маяка ведёт лестница, состоящая из 142 ступеней. Официально башня считается закрытым объектом. Судя по информации в интернете, охрана время от времени разрешает туристам попасть внутрь, чтобы подняться на смотровую площадку – надеемся, тебе повезет!

Маяки притягивают людей своей атмосферой, ведь именно здесь заканчивается земля и начинается океан (или море). Скажем честно: не ко всем из вышеперечисленных маяков так просто добраться, но если будешь где-то поблизости — обязательно выдели время на осмотр. Оно того стоит.

Источник

Свет верного пути: история появления маяка

что показывает маяк в море

Маяк представляет собой башню, снабженную навигационным оборудованием, которая помогает судну определить курс движения и обозначает опасные участки на море. Яркая контрастная окраска этого сооружения выделяет его на фоне окружающей местности. Маяки оснащают сильным источником света, в том числе средствами усиления светового сигнала, а также инструментами передачи звуковых и радиосигналов, чтобы он мог выполнять свои функции даже в условиях недостаточной видимости.

Навигационные башни строили древние египтяне, финикийцы, греки, римляне и викинги. Одним из первых таких сооружений был Александрийский маяк, известный нам как седьмое чудо света. Строительство трехъярусного 120-метрового здания заняло пять лет. Его возвели в 283 – 247 годах до н.э. на острове близ Александрии. Долгие века сооружение приводило в восторг иноземных торговцев и путешественников, чьи корабли бросали якоря в александрийской гавани. На вершине здания постоянно поддерживался огромный костер, свет от которого усиливался с помощью сложной системы зеркал. Дрова доставлялись наверх по спиральной лестнице, настолько пологой и широкой, что по ней поднимались повозки, запряженные ослами. В течение многих столетий Александрийский маяк был самым высоким сооружением на планете. 21 июля 365 года маяк был разрушен в результате мощного землетрясения. Кстати, его копия возведена в китайском городе Changsha.

В местах, где условия не позволяли строить башни, использовали плавучие маяки, или суда с маячным оборудованием. Первым из них была римская галера, пустившаяся в плавание во времена Юлия Цезаря. Ночное небо освещала располагавшаяся высоко на мачте жаровня с раскаленными углями.

С тех пор, как маяки подтвердили свою незаменимость в мореходном деле, их стали строить повсеместно из любого имеющегося материала: дерева, камня, кирпича, бетона, железобетона, алюминия и даже из фибергласса – стеклопластика.

В V веке в Ирландии был построен маяк Hook Head. Его возвели местные монахи, они же следили за тем, чтобы освещающий фарватер огонь не погас. В качестве строительных материалов выбрали известняк и жженую известь, смешанную с кровью быка. Старый маяк продолжает действовать и сегодня.

Одним из самых важных этапов развития маяков стало изобретение в 1820 году линз Френеля, позволивших значительно увеличить силу света, при этом его источником оставался всего лишь горящий фитиль. Сегодня эквивалент яркости огня маяка составляет около двадцати миллионов свечей, в фонарях работают ксеноновые лампы высокого давления.

В России же интенсивное сооружение маяков началось при Петре I, когда держава стала стремительно наращивать морской флот. Самым первым маяком на территории России принято считать Дагерортский маяк (Кыпу) на острове Хийумаа в Эстонии, построенный в 1531 году.

В 1950-е годы началась вторая волна строительства маяков в России. Советская промышленность в это время уже освоила серийное производство маячных светооптических аппаратов с силой света от 50 тысяч до 3 миллионов свечей и дальностью действия до 30 морских миль. Архитекторы и инженеры при этом научились строить монолитные бетонные башни с помощью переставной металлической опалубки.

Одним из самых мощных и самых высоких маяков в мире сегодня считается маяк у западных берегов Франции, освещающий путь судам на входе в пролив Ла-Манш. Стометровое сооружение построено в середине 1980-х годов на скальном массиве в 30 милях от острова Уэссан. Его свет можно наблюдать и на британских островах Силли, находящихся на расстоянии 169 километров от маяка.

В результате внедрения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всем мире не превышает полутора тысяч.

Об упомянутых выше и других интересных маяках Главгосэкспертиза России ранее подробно рассказала в своем материале, посвященном 12 невероятным маякам планеты.

Источник

Что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

Величественные исполины побережья. Тысячелетиями они указывают путь к родным берегам, оберегают мореплавателей от опасностей прибрежных вод, дают луч надежды на спасение.

История возникновения

В древности моряки, плавая в ночное время, ориетнировались по обыкновенным кострам, которые горели вдоль побережья. В десятой песне «Одиссеи» он рассказывает о том, что жители Итаки зажигали огни для того, чтобы Одиссей смог найти родную гавань. Прошло много веков прежде чем люди начали строить специальные маячные сооружения. Первые сведения о маяках-башнях сообщает римский историк Плиний Старший в своей «Естественной истории». В его время маяки были в Александрии, Остии, Равенне и других портах Средиземного моря. Самым древним маяком считается Александрийская, или Фаросская, башня, построенная в 283 г. до н.э. в устье Нила при входе в Александрийскую гавань. Она была сооружена греческим зодчим Состратом по приказу египетского царя Птоломея Филадельфа. Ночью на вершине башни горел костер, который, по свидетельству современников, «сиял подобно звезде» и был виден на расстоянии около 30 морских миль. К началу нашей эры в мире существовало 27 маяков. Они освещали берега проливов Дарданеллы, Босфор, Ла-Манш, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании. В средние века с расцветом коммерческой деятельности Ганзейского союза маяки-башни появились и в Северном море. Первый из них был сооружен купцами вольного города Гамбург в 1286 г. на острове Нейверк при подходе к устью Эльбы.

Не смотря на технический прогресс и XXI век, маяки по-прежнему являются неотъемлемой частью системы навигации на море. Помимо чисто технической стороны обеспечения безопасности на море, световые маяки привлекают многих как достопримечательность в любой местности мира. Посещение светового маяка для местности, где он расположен, является практически обязательным пунктом экскурсионной программы.

Виды маяков

что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

Эти сооружения строятся на берегу, иногда, в близи от берега, могут быть возведены, на прибрежных островах.

Береговые маяки по выполняемой функции различаются: Опознавательные (одиночные) маяки – они служат, для обозначения определенной точки на водной или земной поверхности, служат, в частности знаками, при входе в порт, а также в тех местах, где корабли меняют свой курс, а также для обозначения опасных участков на воде.

что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

Морские маяки или «плавучие» устанавливают на морских судах. Их могут используют вдали от береговой линии, при заходах в порт, служат в качестве лоцманской станции. Они оснащены сильным источником света с применением средств оптического увеличения света, для того, чтоб быть хорошо заметными в ночное время.

Маяки в России

что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

Возникновение маяков в России относится_ко времени зарождения регулярного отечественного флота. С выходом русского государства к морям Петру I приходилось проявлять заботу об обеспечении безопасности мореплавания, в частности, путем постройки маяков, опознавательных знаков и ограждения фарватеров.

Первый маяк был построен на Азовском море в устье Дона во время похода на Азов (1696 г.). Петровский «первенец» также освещался кострами. Если придерживаться хронологического порядка появления маяков в царской России, далее необходимо обратиться к Архангельску на Белом море, где до основания Петербурга была сосредоточена вся военно-морская и торговая деятельность русского царя. Указом Великого Преобразователя 1705 г. на Северной Двине при входе в Архангельский порт было сооружено плавучее ограждение. С тех пор маячное дело стало быстро развиваться, несмотря на ощутимые финансовые затруднения из-за многочисленных войн. Заметим, что к указам о постройке новых маяков Петр I иногда прилагал и собственноручные схематические чертежи предполагаемых сооружений с указаниями общего характера.

Наблюдение за освещением маяков поручалось унтер-офицерам с матросами, лоцманам или пехотным солдатам, а иногда и просто крестьянам по указанию местного начальства. Каждый раз при отправлении на маяк наблюдающим за освещением давались инструкции, которые всегда неизменно заканчивались указанием «иметь прилежное смотрение, в крепкой осторожности, дабы [маяки] содержаны были всегда исправно» и «огонь великой и высокой горел». С прекращением освещения на зимнее время большая часть людей возвращались на прежние места службы, а для зимнего присмотра за маяком обычно оставлялось два человека.

что показывает маяк в море

что показывает маяк в море

В России в районе Кольского полуострова, маяк Святоносский является одним из самых больших и старых и в связи с этим представляет собой историческую ценность.

Маяк Святоносский установлен на полуострове Святой Нос Высота башни от основания 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили.

Развитие маячного строительств на Севере связано с именем отважного помора И. И. Пашина, совершившего на своей небольшой ладье «Святой Николай» два беспримерных плавания из Архангельска в Петербург вокруг Скандинавии. Благодаря этим плаваниям Пашин стал известен высоким царским чиновникам и широкой общественности. Находясь в 1835 году в столице, он подал прошение министру финансов, который в то время заведовал торговым мореплаванием. В своём письме Пашин подробно раскрыл навигационную и экономическую необходимость учредить в Белом море и на Мурманском берегу ряд освещаемых маяков по образцу западных стран и балтийских берегов России. В первую очередь мореход считал целесообразным поставить освещаемые маяки в пунктах, где во время осеннего плавания в Архангельск поморские и иностранные парусники резко меняли свой курс: на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы, на островах Мудьюг, Жижтин, Жужмун, Сосновец.

В 1835 году Морским Министерством было принято решение построить на Белом море 9 маяков для обеспечения необходимого для безопасности плавания освещения берегов. В их числе значился маяк на полуострове Святой Нос, причём этому маяку было уделено особое внимание. В «Докладе по Департаменту Гидрографическому», подписанному генерал-майором Зелёным, сказано: «Маяк на Святом Носе, входной маяк в Белое море, существенно необходим, а не существование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего».

Первоначально на полуострове Святой Нос планировалось построить каменный маяк с аппаратом диоптрической системы Френеля. Из-за дороговизны такого проекта и сложности последующих ремонтных работ было принято решение о закупке чугунного или железного маяка за границей с последующей доставкой его в разобранном виде на полуостров Святой Нос, где планировалось его собрать.

18 марта 1859 года Главный командир Архангельского порта генерал-адъютант Б. А. Гяазенал обратился в Гидрографический Департамент Морского Министерства со следующим предложением: «я полагаю, что при самом ограниченном ассигновании, устройство деревянных маяков с должным расчётом проектированных, при меньшей их ценности сравнительно железными и каменными, может принести надлежащую пользу и на весьма продолжительное время».

Английский заводчик Гриссель с которым велись переговоры по изготовлению металлического маяка, не предоставил соответствующих детальных чертежей, а сделал только фасады маяка. Чертёж фасада маяка сделан на высоком художественном уровне ( он храниться в ЦГА ВМФ ), но не позволял проверить соответствие требуемой им суммы в 57 тыс. рублей. К тому же анализ климатических условий показал необходимость соответствующей обработки металлический деталей, что приводило к существенному удорожанию всей конструкции маяка. Всё это, плюс нехватка средств, привело к тому, что Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич «… Высочайше утвердить изволил…» проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос. Вместо аппарата системы Френеля ( современнейшего на это время ) было принято решение установить на маяке обыкновенные рефлекторы, изготовить которые в ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков в Талинне.

Подряд на постройку деревянных служб ( жилые и служебные здания и сооружения ) для маяка и доставку их на место взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов. Постройка велась в селении Соломбала. Службы в разобранном виде были перевезены на полуостров и там собраны. Были построены: дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай для цистерн. Позже в Архангельске была собрана и маячная башня, которая в разобранном виде была перевезена морем на п-ов Святой Нос, где и была установлена предположительно к 15 (по старому стилю) сентября 1862 года. Тогда же на маяк была доставлена катоптрическая система с аргантовъми лампами из Таллинна.

Право на сооружение и содержание маяков в то время принадлежало не только правительству, но и частным лицам, поэтому владельцы прибрежных имений нередко строили для своих нужд маяки и эксплуатировали их частично собственными силами, частично сдачей в аренду. Маячные огни, ничем не отличавшиеся от огней, разводимых местным населением, часто приводили к кораблекрушениям.

Однако наибольшие неудобства были связаны с тем, что частным владельцам разрешалось содержать маячные огни за свой счет. Эти владельцы, пользуясь древним постановлением Берегового права, которое дозволяло брать часть ценности разбитого судна и его груза, нередко специально гасили маячный огонь или зажигали его на другом месте, способствуя кораблекрушениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *